цель чего научить ребенка понимать художественное слово

Занятия художественным словом как средство для формирования и развития личности ребенка

Занятия художественным словом, (сл. 1)

как средство для формирования и развития личности ребенка.

(сл. 2)«Художественное слово – зеркало

отношения к действительности,

особенно восприятия окружающего мира».

Художественное слово в широком смысле – это умение красиво, выразительно говорить, не только литературные произведения, но и умение правильно, эмоционально, грамотно строить свою речь.

Хочу представить вам мой опыт работы, который является составляющей частью в создании единого образовательного, воспитательного, развивающего пространства нашего учреждения.

Передо мной стоит задача подготовки многогранной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в нашем учреждении эта задача стоит особенно остро.

(сл. 3)Давайте вспомним, что же такое художественное слово?Мы его рассматриваем как:

(с. 4)Формируя у наших детей:

•нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм)

•нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость,

•нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний)

(сл. 5)Основной целью занятийс воспитанниками ставлю следующую: Через освоение художественного слова, как искусства, развивать личностные качества ребенка, способствующие успешной социализации.

Основные задачи выделяю следующие:

Воспитывать любовь, интерес к художественному слову, нравственно – эстетическое отношение к произведениям литературы.

Развивать «чувство языка», навыки культуры речевого общения как части воспитания культуры речи.

Создать условия для развития творческой активности детей, фантазии и воображения.

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Способствовать развитию ассоциативного и образного мышления.

Развивать внимание и память.

Способствовать эмоциональному раскрепощению детей.

Функции по занятиям художественным словом:

Информационная

Развивающая

Формирующая образное мышление, образные представления

(с. 6)Программа занятий в детском объединении разделена на два учебных года. На занятияхизучаем следующие разделы:

Художественное чтение как вид исполнительского искусства

Логика и естественное произношение

Выразительные возможности и средства художественного слова

Литературный художественный прием

Последовательность анализа произведения

В своей работе я применяю следующие методы и приемы:

Словесные – объяснения педагога

• Наглядные – использование наглядных пособий иллюстраций и т. п.

• Практические – показ алгоритма действий, использование игровых приемов.

А так же мы используем следующие формы работы:

Культпоходы в театры

Концерты, инсценировки, праздники на различных уровнях.

Фестивали, спектакли с участием групп

Праздничное оформление учреждения с воспитанниками

(сл. 7)Методическое обеспечение:

Сборники стихов, книги, печатный материал

Наглядно – иллюстративный материал

Костюмы и атрибутика

Карточки с обучающими заданиями

Аудио и видео аппаратуру

(сл. 8)Ожидаемые результаты:

В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей,таких как: гибкость и быстрота мышления, творческое воображение, способность генерировать идеи, интуиция, любознательность, наблюдательность и т. д.

Формирование культуры речи, которое как многоаспекное явление,дает главный результат: умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Специфической особенностью художественной деятельности, а именно к ней относится наша деятельность, является то, что она обращена ко всей личности. Таким образом, воздействуя, формируя и развивая следующие личностные качества:

дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, инициативность, решительность.

Освоение гуманитарных ценностей, формирование нравственных чувств (долга, совести, патриотизма, гражданственности)

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Давайте рассмотрим наши занятия с точки зрения средства, инструмента дающего возможность личностного развития воспитанников.

(сл. 9)Модель процесса обучения.

Ставим цель, основная нагрузка на педагоге, происходит взаимодействие двух субъектов, благодаря чему получаем результат.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию один из приемов который, использую в работе, мне представляется эта часть занятия наиболее занимательной, живой, дети с неизменным удовольствием выполняют эти задания. А вам, уважаемые коллеги, позволит немного переключиться.

Всем вам, конечно, известно о взаимосвязи двигательных и речевых центров коры головного мозга и о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи. Пальчиковый игротрениг позволяет успешнее осваивать специальные знания, умения, навыки благодаря эмоциональному восприятию материала, активизации творческого и художественного мышления, установлению положительного эмоционального контакта. Предлагаю несколько упражнений пальчиковой гимнастики.

Упражнения: «Солнце» №6, «Ежики» №12, «Сердитый гусь» №10.

В работе мы используем скороговорки, а поскольку моя основная специальность музыка, я применяю музыкальные скороговорки, так как задачи во многом схожи с вокальными – это и постановка дыхания, звуковая культура, интонационный строй, а музыка помогает решить поставленные задачи эффективнее.

Показ музыкальных скороговорок.

«Ча-ча-ча», «Швед – шахматист», «Жаба и жалюзи».

Слайд 10. Результативность.

IV Международный конкурс художественного творчества детей «Доброта и Милосердие».

Фестиваль традиционных культур «Дружбы хоровод». Диплом II степени

XXIII Городской фестиваль художественного творчества «Созвездие». Номинация «Театр. Художественное слово» Диплом I степени

Фестиваль детского творчества «В кругу друзей». Дипломанты

Конкурс чтецов и поэтов слова «900 дней Ленинграда».

Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». И если мне удалось посеять в сердцах моих воспитанников «крупинки человечности», то это будет лучшей наградой. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Источник

Роль художественного слова в эстетическом развитии дошкольников

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. 81bbe3f10cab467824573b9d3e881633. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-81bbe3f10cab467824573b9d3e881633. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка 81bbe3f10cab467824573b9d3e881633. Занятия художественным словом, (сл. 1) Валентина Беляева
Роль художественного слова в эстетическом развитии дошкольников

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности. В наше время дошкольномудетству уделяется большое внимание: внедряют разнообразные программы, проводят научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детей водят в музеи. Но, процесс формирования культурного человека не может быть только публичным.

Наоборот, чем более он интимный, личностный, тем более он значим для ребёнка и тем больший след оставляет в его душе. Всем нам давно известна постоянная потребность ребёнка в общении.Ему важно знать: где и у кого он найдёт ответы на все свои «почему?», «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Постоянный неторопливый поиск ответов на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское, даже парадоксальное, формируют в ребенке нравственно-волевые качества, помогают развивать чувства и эмоции.

Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка – память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.

Художественная литература обладает рядом особенностей,которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации.

Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно,его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.

Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения,которые в них содержатся: «Теплую водичку льем на нашу птичку», «Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!» (Благинина «Аленушка»).

Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. И в более старшем возрасте ласковые обращения, создавая эмоциональный настрой, помогают ребенку преодолеть трудности. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание,прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова «Тили- тили»); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым «Как Галю одевали»); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь «Ешь, собачка!»).

Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто «превратить» пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова «Румяный теплоход»). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова «Усни-трава», серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова «Сонный слон»). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.

Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела,уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки» (Г, Лагздынь «Ладушки»); «Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?. » (Г, Лагздынь «Умываемся»).

С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша «сделана» из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова «Вкусная каша»). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, «мыло душистое, белое, мылкое» (Я. Аким «Мыло»); водичка булькает и пенится (С. Капутикян»Хлюп-хлюп»). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро «худеет» мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф «Мыло»). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например «вымой руки», подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Произведение создает у малыша установку на предстоящее действие, то есть готовность его выполнить. Вот Жучка тявкает во сне — ей, наверное, что-то снится, — у ножки стула спит серенький котенок, бабушка заснула в мягком кресле, зевает мишка. И на ласковый вопрос взрослого, содержащий в себе скрытое, косвенное требование, которое является как бы итогом,выводом из ситуации: «Не пора ли Маше спать?» (С. Капутикян «Все спят», ребенок отвечает утвердительно. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх-драматизациях.

Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев. Также дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.

Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.

Во все времена известен интерес детей к сказкам. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»);Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»);Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»). Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. По праву завоевали любовь детей рассказы В. Осеевой – цикл рассказов «Волшебное слово». Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества – заботливость, уважение к людям, трудолюбие. А рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми. Ее же рассказ «Разве так играют помогают воспитывать у детей умение дружно играть, быть внимательным к товарищам.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру.Через рассказы о животных: К. Паустовского «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Золотой луг», дети проникаются любовью к родной природе, родному краю; учатся доброте, тому,что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле.

С. Я.Маршак говорил: «Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые умные читатели». Читатель в ребенке просыпается раньше, чем он научиться читать. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Слушая рассказ, стихотворение, сказку, они ясно представляют в своём воображении описываемые явления, события, людей, предметы. При этом дети испытывают разнообразные чувства, выражают своё отношение к героям, их поведению, поступкам, сочувствуют одним и осуждают других, переживают радости и неудачи.

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников». Слайд 1 Слайд 2 Вы.

Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничивается папой, мамой. ответственность которых за формирование мира эстетических.

Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. И это не случайно, на.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 33675 1486926638. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 33675 1486926638. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 33675 1486926638. Занятия художественным словом, (сл. 1)Проект по теме: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников». Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э. М. Ремарк Создание.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 1134383 1500966527. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 1134383 1500966527. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 1134383 1500966527. Занятия художественным словом, (сл. 1)Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.

Роль игры в развитии логического мышления дошкольников Актуальность. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее.

Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников. Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические.

Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,.

Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Сообщение из опыта работы МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Русский музыкальный фольклор в художественно – эстетическом.

Источник

Использование художественного слова в разных видах деятельности

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. cb06ea3f3f8da9731d6619dfd4ee2049. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-cb06ea3f3f8da9731d6619dfd4ee2049. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка cb06ea3f3f8da9731d6619dfd4ee2049. Занятия художественным словом, (сл. 1) Люба Прокопьева
Использование художественного слова в разных видах деятельности

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Какова связь между режимом дня малыша и художественным словом, в чем заключается целесообразность такого синтеза?

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:

образец правильной речи;

овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);

формирование эстетического вкуса;

знакомство с культурой русского и других народов;

знакомит с жанрами художественной литературы;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:

народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т. д.);

повести (короткие отрывки).

Педагог в своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора ставит перед собой следующею задачи:

развивать интерес к исконно русским традициям;

знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.

приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Художественное слово может быть использованов любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь –это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старших группах детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественной литературой.Ими являются:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разныеприемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя

беседа о прочитанном

объяснение незнакомых слов.

Чтение может сопровождаться:

Игровыми действиями детей.

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.

3. Словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.Например:

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 743016 1551590993. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 743016 1551590993. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 743016 1551590993. Занятия художественным словом, (сл. 1)«А на нашей улице — зима!» Прогулка — наблюдение за красотой зимнего пейзажа с использованием художественного слова «Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребёнка красотой.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 391844 1451863841. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 391844 1451863841. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 391844 1451863841. Занятия художественным словом, (сл. 1)Использование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик «Экология». Дом, домик- это то,что.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 193909 1581251718. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 193909 1581251718. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 193909 1581251718. Занятия художественным словом, (сл. 1)Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

цель чего научить ребенка понимать художественное слово. detsad 301366 1561996742. цель чего научить ребенка понимать художественное слово фото. цель чего научить ребенка понимать художественное слово-detsad 301366 1561996742. картинка цель чего научить ребенка понимать художественное слово. картинка detsad 301366 1561996742. Занятия художественным словом, (сл. 1)Картотека художественного слова о лете Стихи о лете 1. Лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. В. Берестов 2. Сколько солнца! Сколько.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *