царь славы что означает
Икона Иисуса Христа «Царь Славы»
В ветхозаветное время считалось, что Бога изображать нельзя. Но после воплощения Бога-Сына такая возможность появилась. И это стало большим утешением для человечества, так как состоящий из плоти человек хотел видеть и плотское, видимое и осязаемое т.е. изображение своего Спасителя.
История иконы Христа
Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться. Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.
Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.
Для всех изображений Христа есть четкие правила:
Но помимо этих образов воплотившегося Господа есть еще икона Иисус Христос Царь славы, которая имеет важное значение в среде верующих и особенно тех, кто занимает какой-то высокий руководящий пост.
Еще об иконах Христа:
Описание святого лика
Икона отличается от всех прежних своих изображений, прежде всего вот чем:
И далматик, и длинная лента, все это одежда одновременно простолюдинов и вельмож. Просто далматик простолюдины не подвязывали. В иконе Иисус Христос царь славы они преображаются в своем виде, объединяясь в своем значении и приобретая особое право, как объединяющая принадлежность всех людей через Иисуса Христа.
Важно! В данном случае образ Царя Царей интерпретируется и как настоящего правителя, судии над народом и как архиерея, который решает все дела своих людей. Отделяет праведника от грешника и определяет судьбу каждого из них.
Фактически эта икона определяет то, за что формально был казнен Иисус Христос, то, что было изображено на дощечке, прибитой на кресте по приказу Понтия Пилата. А именно, что он «Царь Иудейский». Это можно было воспринимать как политическую претензию на господство над определенной территорией, но на самом деле это было провозглашение Царя Царей вообще над всеми владыками мира по праву своего небесного царствования, определенного Господом.
Вариации
Мысль о Царствии в умах православных была очень крепка, и поэтому возникли вариации этой иконы на тему господства веры уже в текущем веке или ближайших, последующих веках после распятия Воскресения и Вознесения Христа, т. е. возникновение царства святых уже сейчас.
Поэтому появились некоторые варианты изображения иконы Царь Славы.
Фактически существует четыре варианта: там, где Христос восседает на троне один, образ Его лика, Деисус, где он с двумя предстоящими, и младенец Еммануил. Но в любом случае образ Царь Славы как икона выделяется в среде немногочисленных вариантов изображения Спасителя, потому что напоминает простому человеку о том, что Христос не только добрый пастырь, готовый простить все наши грехи, но и грозный царь Вселенной, которому нужно повиноваться.
В чем помогает
Один из четырех образов Спасителя должны быть в доме любого верующего, так как перед ним совершаются ежедневные молитвы и это видимое присутствие Господа в нашей жизни. Но о чем молятся иконе Царь Славы в конкретных случаях, можно свести к следующим постулатам:
Когда поминается
У любой иконы есть свои дни поминовения, также как у святых. Но вот к иконе Царь Царей особое отношение.
На написание такой иконы иконописца вдохновил Апокалипсис, т. е. та книга Священного Писания, которая рассказывает о конце мира. По сути, сюжет её касается Страшного Суда, а значит и поминовение приходится на Неделю Страшного Суда, а это заговенье на Великий Пост.
Православный интернет-магазин Святцы — иконы Иисуса Христа «Царь Царей».
Где найти икону
Действительно, такое изображение Иисуса Христа найти нелегко. Но оно встречается в Московских храмах, например, в Успенском соборе Московского Кремля, а также соборе Рождества Божией Матери в г. Муроме.
Можно её встретить и в старых соборах Новгорода, Ростова, Ярославля, в тех городах, где сохранились старые храмы и их интерьеры в первозданном своем виде.
Царь Славы
На фотографии – крест около храма Воскресения Господня в городе Таруса. Я сделал этот снимок камерой своего мобильного телефона 28 мая 2011 года. За крестом видна река Ока.
Если верить летописям, Таруса старше Москвы.
На снимке вверху над головой Христа надпись: «Царь Славы». Иудеи его называли Иисусом, ромеи – Андроником.
Евреи первых веков называли его Бен Пардус (Сын Рыси).
В более поздних библиях и на поздних изображениях надпись другая: INRI, что означает IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM.
В церковнославянском варианте после реформы Никона: I.Н.Ц.I. (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).
До Никона была надпись «Царь Славы». Кое-где сохранилась она до сих пор.
Многое в истории покрыто мраком. Например, до сих пор не знаем, кем по национальности был Исус Христос.
Некоторые соображения по этому вопросу можно найти в книге «Christ was not a Jew» (Христос не был евреем) протестанта Джекоба Е. Коннер, который некоторое время был консулом США в России до октябрьского переворота (жил в Санкт-Петербурге). Его книга несколько лет назад была переведена на русский язык.
Есть также версия академика Фоменко и его соавтора Носовского. По этой версии Христос был почти что русским, точнее он был Византийским императором Андроником I Комнином. Мать его (Богородица) была славянка.
Джекоб Коннер писал: «Среди православных русских, потомков античных скифов, есть давняя традиция утверждать, что Пресвятая Дева произошла из их рода.»
Сейчас многие смеются над Фоменко и Носовским, поскольку они допустили несколько глупых ошибок, но никто не смог опровергнуть главное – история фальсифицирована.
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное объяснение, что-то вроде «Славный Царь». С другой стороны, существует проблема — откуда появилось название «Славяне». На данную тему высказывались многие историки, в том числе Орбини и Щербатов. Некоторые считали, что слово СЛАВЯНЕ происходит от слова СЛАВА, а некоторые — от СЛОВО, то есть «разговор», славянский язык.
Рис. 2.16. Русская икона «Спас Нерукотворный». Конец XIII — начало XIV века. Вверху, по углам, в картушах, написано — Иисус Христос, внизу, по углам, в картушах — Царь Славы. Взято из [96], т. 1, с. 325. Борода Христа раздвоена.
Рис. 2.17. Фрагмент старинного русского церковного оклада середины XIV века. Рядом с распятием написано: Иисус Христос Царь Славы. Взято из [30], раздел 30.
Хорошо известно, что СЛОВО или ЛОГОС — это одно из имён Христа. В старых текстах Христа часто называли «Воплотившимся Словом» или Логосом. См. также начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1).
С другой стороны, оказывается, что в эпоху Андроника I Комнина существовал титул СЕВАСТ или СЕВАСТОКРАТОР. По-гречески он означает СЛАВА [21], [22]. Историки сообщают: «Титул севаста принадлежал некогда одним императорам. Из лиц, не имевших царской власти, в первый раз получил его… Алексей Комнин, родоначальник династии Комнинов. Сделавшись императором, Алексей Комнин придумал ещё титулы пансевастов, протосевастов и проч.» [141], с. 74. Таким образом, титул СЕВАСТ — то есть СЛАВА — был тесно связан с династией Комнинов, к которой принадлежал Андроник I Комнин. Его отец был Севастократором. И сам Андроник, следовательно, имел наследственное право на этот титул. Никита Хониат сообщает, что Андроник «происходил из знатного рода, — так как от одного отца, Алексея, деда Мануйлова, происходили и отец Мануила (императора Мануила Комнина — Авт.), царь Иоанн, и отец Андроника, севастократор Исаак» [140], с. 115.
Считается, что сам Андроник I севастократором не был, а этот титул принадлежал «другому Андронику» Комнину, его современнику и родному (а не двоюродному) брату императора Мануила [140], с. 63. Впрочем, здесь у Никиты Хониата вполне возможна путаница, поскольку родной брат — севастократор Андроник — упоминается в «Истории» Хониата лишь мельком однажды, а о двоюродном брате — Андронике I — говорится достаточно много.
Итак, с царём Андроником, и вообще с династией Комнинов, был тесно связан титул Севаст, то есть Слава или Священный. Андроник был последним из Комнинов. Повторим, что все они были Севасты, то есть носили титул СЛАВА. Поэтому возникает следующая естественная мысль, что надпись «Царь Славы» рядом с распятием Христа указывает на титул Андроника — СЛАВА, то есть на родовое имя династии Комнинов. Вполне вероятно, что СЛОВО (или Логос) — как имя Христа — это слегка искажённый титул СЛАВА. Но тогда и христиане, то есть последователи Андроника-Христа, должны были получить название Славяне, как последователи СЛАВЫ или СЛОВА.
Мы приходим к выводу, что само название СЛАВЯНЕ является, попросту, другим наименованием Христиан. Недаром до сих пор Славяне — это в основном Христиане. А церковно-славянский язык принят именно в христианском богослужении и только в нём. Следовательно, вместо ЦАРЬ СЛАВЫ вполне можно было бы сказать ЦАРЬ СЛАВЯН. Смысл — тот же самый.
Если в имени Логос опустить греко-латинское окончание ОС, то получится ЛОГ или ЛГ без огласовок. Что напоминает слово АЛЛАХ — обращение к Богу у мусульман. Возможно, АЛЛАХ и ЛОГ (ос) — одно и то же слово в разных произношениях. И то и другое — имена Бога.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.3. Молодой царь Иван Иванович как третий царь «Грозного времени», правивший в 1563–1572 годах Приход Захарьиных-Романовых к власти Опричнина
3.3. Молодой царь Иван Иванович как третий царь «Грозного времени», правивший в 1563–1572 годах Приход Захарьиных-Романовых к власти Опричнина Наша реконструкция такова. После гибели царевича Дмитрия в 1563 году царем становится второй сын Ива на IV Иван Иванович. При воцарении
5.3. Малолетний царь Иван Иванович как третий царь «времени Грозного», правивший в 1563–1572 годах Приход Захарьиных-Романовых к власти Опричнина
5.3. Малолетний царь Иван Иванович как третий царь «времени Грозного», правивший в 1563–1572 годах Приход Захарьиных-Романовых к власти Опричнина Наша реконструкция такова. После гибели царевича Дмитрия в 1563 году царем стал второй сын Ивана IV — Иван Иванович. Ему было около
2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории
2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Чёрный Харапин. Причём голова у Харапина — РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя
13.3. Персидский царь Ксеркс, он же спартанский царь Клеомен, начинает проигрывать войну с Элладой Роль князя Курбского
13.3. Персидский царь Ксеркс, он же спартанский царь Клеомен, начинает проигрывать войну с Элладой Роль князя Курбского Вернемся к геродотовскому рассказу о Ксерксе и его советнике-перебежчике Демарате. В последний раз Демарат появляется на страницах «Истории» Геродота —
Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий «Царь стан, царь царей»
Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий «Царь стан, царь царей» История полна парадоксов. Стоит только посмотреть на карту Древнего Востока и это станет ясно всякому. Египетское царство, Нововавилонское царство, могущественное Мидийское царство занимали на ней громадные
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ
2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Черный Харапин. Причем голова у Харапина – РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О
2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА
2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА 2.1. СТРУКТУРА БИБЛЕЙСКОЙ БИОГРАФИИ САМУИЛА И ИМЕНА ЕГО РОДИТЕЛЕЙ Начнем с того, что имя МИХАИЛ или МИСАИЛ (как часто говорили раньше, заменяя Х – Ш на С и наоборот, Михаил =
Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ…
Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ… В начале 324 г. без особых приключений Александр прибыл в Пасаргады. Здесь он снова столкнулся с самоуправством, бесчинствами, насилиями сатрапов, которые, уповая на неизбежную гибель Александра на далеком
7.1. «Плохой» царь Амулий и евангельский царь Ирод Мать Ромула (Илия-Рея-Сильвия) и Дева Мария
7.1. «Плохой» царь Амулий и евангельский царь Ирод Мать Ромула (Илия-Рея-Сильвия) и Дева Мария В книге «Царь Славян» мы показали, что в дошедших до нас версиях византийской и русской истории поздние летописцы вставили в эпоху XI–XIII веков НЕСКОЛЬКО фантомных отражений
Икона Царь Славы
Создателем образа предположительно считается первый русский иконописей Алипий Печерский, живший примерно в VII веке. Одно это предположение делает икону бесценной для всего православного мира. Есть домыслы, что эта работа хранится в Успенском соборе Московского Кремля под названием «Предста Царица», но этого никто пока доказать не смог. Считается, что икона, находящаяся в соборе, сочетает в себе два прообраза: иконы Царь Славы и Великий Архиерей.
Много неразрешенных противоречий связано и с названием иконы. Два из предположительных названий, уже было названо выше. Но есть и ещё одно. Наиболее точным и правильным названием для этой иконы считается Царь Царей или Царь Царем в старорусской манере. Историки утверждают, что икона Царь Славы – это изображение Иисуса Христа в гробу, тип икон «Христос во гробе». Но всё же оба названия применяют ещё с XIX века, возможно, раньше, поэтому оба названия употребимы и относятся к одной иконе.
Так как икона Предста Царица считается первой, то все последующие называются иконами с деисусной композицией. Деисис (или деисус) с греческого переводится как прошение или моление. Такие иконы писались на доске, иногда на трёх, масляными красками. Обычно они обкладывались фольгой и помещались в киот. Так иконы хранились очень долго, не теряя первоначальный вид.
Описание иконы Царь Царей
Очень редко можно встреть изображение одно Господа. Наиболее распространенным вариантов является композиция, где Христос предстает сидячим в окружении мандорлы, в левой руке раскрытая книга или держава и скипетр, а правая рука поднята, благословляя. Голову Царя венчает множество диадем, вместе напоминающих тиару. По правую руку от Иисуса Пресвятая Богородица, с молитвой в руке, обращенной к Господу. Слева – Иоанн Креститель, так же известный как Иоанн Предтечи. На Иисусе и Богородице богатые царские одежды. Примечательно, что в ликах святых нет строгости, а только свет и доброта. Иоанн и Богородица, кажется, обращаются к Господу, прося за души всех людей.
Искусство иконописи за сотни лет не раз преображалось. Часто над Иоанном и Богородицей размещают символы евангелистов. А иногда святых окружают ангелы и великомученики. Как правило, внизу иконы изображены лики трех ангелов – оберегающих, защищающих людей и дающих им веру.
Икона Царь Царей очень много значит для церкви, поэтому чаще всего её можно увидеть в главном чине иконостасе, в самом центре храма. Наиболее часто к иконе обращаются с молитвой «Отче наш», но есть ещё множество молитв, которые можно использовать. Иисуса Христа просят о покровительстве и жизненных силах.
Значение иконы Царь Славы: Господь всемогущ, он помогает избавиться от дурных помыслов, болезней души и тела, защищает от подлости, разочарований и даже смерти, может способствовать сохранению мира и принятию важных решений
Таинство молитвы становится особенным под взглядом трёх святых. Их лица открыты, глаза добры и проникновенны. Нет страха, хочется открыться Господу, ведь в его чертах нет грозности или осуждения, а только благословение и свет. И часто Бога просят не только за себя, но ищут защиты для близких и родных, чтобы спасти их и уберечь.
Икона символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной церкви, которая осуществляется через Царя Славы, Господа Господствующих — Иисуса Христа. Многовековая история иконы ставит её на ровне с известнейшими чудотворными. Более чем за тысячу лет представление Иисуса как Царя Царей и Господа Господствующих стало самым почитаемым. И пусть икона не источает миро и не прославилась чудотворными свойствами, она сохранилась до наших дней, не утратив величия и красок. Икона сотни лет позволяет верующим обращаться к Богу за помощью, давая силу и укрепляя веру.
Старинная икона «Царь Славы» и ее использование в магии
Описание иконы «Царь царей»
Самый распространенный сюжет — восседающий на троне святейший Христос и стоящие по обе стороны от него Пренепорочная Дева и Иоанн Креститель. Лица молящихся возле Иисуса святых сияют любовью и добротой. Есть иконы, на которых нарисован один Господь, без святейшей Богородицы и верного Иоанна Предтечи.
Иконописцы изображали Спасителя на троне в богатой царской одежде золотистого и алого цвета, украшенной золотом и драгоценными камнями, в стиле византийских правителей. Поверх этого наряда рисовали лор, то есть широкую и длинную ленту, которую в Византии носили, как правило, архиереи.
В древности вверху, над сидящим на троне Иисусом, изображали Бога Отца. Внизу и в самом верху иконы рисовали лица ангелов, служащих Господу, защищающих верующих, помогающих людям, дающих надежду на спасение и приносящих в жизнь веру.
С двух сторон царский трон окружают евангелисты (Матвей, Марк, Лука), а также лев, телец и орел. На голове у Иисуса корона в виде многочисленных диадем, образующих высокую тиару. Вокруг светлого лика Христа сияет нимб в стиле «мандорла». В одной руке Спаситель держит скипетр с крестом (державой) или Евангелие, другой — благословляет верующих.
Описание святого лика
Икона отличается от всех прежних своих изображений, прежде всего вот чем:
И далматик, и длинная лента, все это одежда одновременно простолюдинов и вельмож. Просто далматик простолюдины не подвязывали. В иконе Иисус Христос царь славы они преображаются в своем виде, объединяясь в своем значении и приобретая особое право, как объединяющая принадлежность всех людей через Иисуса Христа.
Важно! В данном случае образ Царя Царей интерпретируется и как настоящего правителя, судии над народом и как архиерея, который решает все дела своих людей. Отделяет праведника от грешника и определяет судьбу каждого из них.
Фактически эта икона определяет то, за что формально был казнен Иисус Христос, то, что было изображено на дощечке, прибитой на кресте по приказу Понтия Пилата. А именно, что он «Царь Иудейский». Это можно было воспринимать как политическую претензию на господство над определенной территорией, но на самом деле это было провозглашение Царя Царей вообще над всеми владыками мира по праву своего небесного царствования, определенного Господом.
История появления
В честь Спасителя написано немало икон. Первое изображение Иисуса появилось еще при жизни Господа и названо «Спасом Нерукотворным». Самой величественной считается икона «Царь царей». Святейший образ может иметь другие названия, например, «Царь славы» или «Спас Великий Архиерей».
Основой для написания иконы послужило откровение самого Иоанна Богослова. Святейший апостол в своем труде упомянул в описании Христа слова «Царь царей и Господь господствующих». Согласно верованиям христиан, Спаситель царствует на небесах и вершит суд над всеми людьми, независимо от их социального статуса. На этом основании иконописцы стали изображать Иисуса в образе Небесного Правителя.
Самой древней в православии иконой, относящейся к типу «Царь славы», считается образ под названием «Предста Царица». Это изображение 14 века находится в Успенском Соборе столичного Кремля. На иконе нарисован Христос в царском наряде, восседающий на троне, а около него стоят Пренепорочная Дева и верный Иоанн Креститель. Еще одно древнее изображение Спасителя в святом образе Царя находится в Успенской церкви македонского монастыря Тресковец.
Икона Царь царем: значение и история
Описываемая икона в народе имеет несколько названий: «Царь Славы», «Спас Великий Архиерей» и «Царь царем» («Царь царей»). В основу композиции лег эпитет из откровений Иоанна Богослова (Откр. 19: 11-17), в котором Иисус описывается как праведный судья и воин, облачённый в богатую одежду, обагрённую кровью неверных и врагов его. А имя Спасителя выписано на его бедре: «Царь царей и Господь господствующих».
Это также можно считать отсылкой к библейским сюжетам, где говорится о рождении Христа — Царя народа иудейского. Однако, когда столь ожидаемый хранитель закона Божия пришёл на землю, в нём и пророчествах его усомнились, казнив самым позорным способом.
Таким образом, Царь царей — икона, раскрывающая эту идею царствования, за которое, к слову, Иисус и был казнён на земле, после вознесения обещав вновь сойти к нам во всей своей Славе, чтобы выступить в роли судьи человеческого.
Значение иконы «Царь славы»
Этот святейший образ считается одним из главных в церковном иконостасе. Икона Небесного Царя — это признание людьми того факта, что только всемогущий Господь есть истинным правителем на земле и вершителем людских судеб. Изображение Сына Божьего обычно находится в центре церковного иконостаса, а сам сюжет размещается на трех досках. Такая композиция символизирует единение Ветхого и Нового Заветов через святейшего Христа Спасителя. Святая икона призвана продемонстрировать людям тот факт, что Иисус – не только добрый пастырь, который охраняет свою паству, но и грозный Царь, карающий людей за грехи.
В православии постоянного праздника в честь святого образа нет. Однако верующие прославляют Небесного Правителя в третье подготовительное воскресение перед светлым днем Святой Пасхи. Святейшему образу молятся и поют прославляющие гимны. У католиков и протестантов чествование иконы Царя совершается в последнее воскресение перед началом Адвента (Рождественского поста). Этот день в католицизме считается праздником. На праздничном богослужении святейшего Христа почитают как истинного Небесного Царя.
Варианты иконы
Основные виды святейшего образа под названием «Царь царей»:
В чем помогает икона
Перед святым образом Царя принято молиться людям, занимающим какую-то руководящую должность. Искренние молитвы к Спасителю помогают руководителям принимать мудрые решения, с умом решать любые конфликтные ситуации. Христос вселяет в сердца верующих надежду на благополучный исход любого начинания.
Помолиться перед святейшим изображением «Царя царей» рекомендуется христианам, которые переживают за своих близких. Спасителя просят вразумить родных, оказавшихся в сетях бесовского заблуждения или присягнувших другой религии. Христиане верят, что искренние молитвы к Господу приведут их родных к православию.
Любой верующий, оказавшийся в безвыходной и тяжелой ситуации, может помолиться «Царю царей» и обязательно получит его заступничество и спасение. Святейшего Спасителя просят спасти душу от греха, исцелить недуг, а после смерти даровать вечную жизнь на Небесах. Господь помогает всем христианам, раскаявшимся в своих прегрешениях и живущим по заповедям Божьим.
«Царь Царем» – иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Он представлен как Царь и Великий Архиерей. Спаситель изображается восседающим на престоле. Он одет в царские одежды – далматик и лор. Далматик – одежда византийских императоров, изготовлялась из дорогой ткани красного цвета и украшалась золотом и драгоценными камнями, именно в такую, похожую на царское одеяние багряницу одели Христа при поругании. На голове Спасителя корона-камилавка с перпендулиями (подвесками). Поверх царских одежд лежит омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов, принадлежность богослужебного облачения архиерея. Изображение Христа сопровождают надписи «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия», «Царь царствующих и Господь господствующих». Встречаются как отдельные изображения Иисуса Христа в типе «Царь Царем», так и в составе композиции «Предста Царица одесную Тебе». Иконография Иисуса Христа «Царь Царем» близка иконографии Спасителя «Великий Архиерей».
В основе этой композиции лежит текст Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим… облечен в одежду, обагренную кровью. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр.19: 11–17). А также текст 109 Псалма: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4), – и его истолкование в Послании к Евреям: «…Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, … Ты священник вовек по чину Мелхиседека.… Сын… сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 5–10).
Подобные композиции известны в византийском искусстве с XIV века. В русской иконописи самым древним памятником подобного рода является икона «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля конца XIV века. В XVII веке эту композицию иногда используют в качестве средника деисусного чина. Примером может служить икона из деисусного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.
Жанна Григорьевна Белик
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
2. Осташенко Е. Я. Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Московского Кремля. // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции [т. 10]. М.: Наука, 1977. С. 175–187.
3. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. Каталог. М.: Северный паломник, 2007. Кат. № 11, С. 128–133.
5. Интернет-портал «Древо: открытая православная энциклопедия»: https://drevo-info.ru/
Текст молитвы
Верующие прославляют Иисуса, святейшего Небесного Царя, и просят его простить людям прегрешения, наставить на путь истинный. Христиане молят Господа не покидать их в минуту страха и сильного отчаяния, избавить от всякого уныния. Верующие просят, чтобы после смерти и Небесного суда Христос забрал их души в свое Небесное Царство. Иисуса молят даровать людям крепкое здоровье, духовную силу, простить за минуты слабости и неверия.
Молитва перед иконой «Царь Славы»
О, Великий Спаситель! Царь всех царствующих и господствующих! Ты — Сын Господа нашего! Владыка Небес! Ты — судья всех живых на земле и умерших душ. Ты — надежда наша. Ты — опора наша. В Тебе, Святейший, утешение и успокоение наше! Да не суди меня по деяниям моим.
Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Ты — сердце мое. Ты — душа моя.
В Тебе надежда и вера моя! Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд! Ты — единственный судья всему народу мирскому. Прошу, Спаситель мой, даруй мне крепкое здоровье, силу духа, доброту чистую и светлую, да не покидай родных и близких моих.
Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли! Да будет на все воля Твоя! Отныне и во веки веков. Аминь.
Инкрустированная икона Царь Царей 20х15см на натуральном дереве, в подарочной коробке
Икона написана на натуральной деревянной доске, изготовленной из массива мореного дуба. Образ откопирован с авторского списка методом, получившим одобрение русской православной церкви.
При окончательном оформлении образа использовались специальные фронтажные грунты, выравнивающие лаки и темперные краски. Венец и поля иконы вручную украшены рельефным орнаментом и натуральным жемчугом или полудрагоценными камнями.
В чем помогает икона Царь царей
Гарантия подлинности
К каждому живописному образу прикладывается номерное свидетельство, в котором подробно расписана вся информация об иконе:
Материалы, из которых она изготовлена,
Гарантия соответствия канонам Православной Церкви.
Подарочная упаковка
Каждая икона размещается в красивой деревянной шкатулке из натурального дерева с откидной крышкой и замочком.
Очень удобно для особого подарка!
Образ
В основе этой композиции лежит текст Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим… облечен в одежду, обагренную кровью. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр.19: 11–17).
А также текст 109 Псалма: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4), – и его истолкование в Послании к Евреям: «…Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, … Ты священник вовек по чину Мелхиседека.… Сын… сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 5–10).
Подобные композиции известны в византийском искусстве с XIV века. В русской иконописи самым древним памятником подобного рода является икона «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля конца XIV века. В XVII веке эту композицию иногда используют в качестве средника деисусного чина. Примером может служить икона из деисусного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.
Где можно найти икону
Молиться перед изображением Небесного Царя лучше в храме. Если такой возможности нет, то прочитать молитвы перед святейшим образом разрешается и дома. Перед молитвой желательно зажечь свечку и перекреститься. Вначале можно прочитать «Акафист Иисусу Сладчайшему», а потом произнести молитвенный текст перед иконой под названием «Царь царей». После прочтения молитвы нужно еще раз перекреститься, потушить свечку и жить в согласии с заповедями Божьими.