Особенности внушенного гипнотического сна

Внушение в состоянии естественного ночного сна

Особенности внушенного гипнотического сна. 1. Особенности внушенного гипнотического сна фото. Особенности внушенного гипнотического сна-1. картинка Особенности внушенного гипнотического сна. картинка 1. Внушение в состоянии естественного ночного сна

alekszen

Зенин Алексей

Внушение в состоянии естественного ночного сна

Мы все знаем, что третью часть своей жизни человек проводит во сне. Это довольно большой срок по человеческим меркам.

Мы также знаем, что сон всегда был естественной человеческой потребностью. Мимо нас проносится огромный пласт жизни, не используемый нами, который можно употребить себе же на пользу. Упорно создавая себя при свете дня, мы совершенно забываем об исцеляющих возможностях ночи. Так порой и умираем, не поняв, что потеряли и чем не воспользовались при жизни.

В Древней Греции были известны гипноз и храмовый сон — это лечение внушением во сне. Больные, пришедшие в храм, должны были вначале на протяжении некоторого времени придерживаться определенной диеты. Следующим этапом подготовки к лечению во сне были благовонные ванны и ритуальные омовения.

Затем жрец рассказывал больным о случаях успешного исцеления, чтобы настроить их на предстоящее лечение и повысить внутреннее напряжение ожидания. Лишь после этого больные допускались к лечебному сну в храме.

Во время сна жрецы нашептывали больным определенные слова внушения с тем, чтобы у них под впечатлением царившей в храме атмосферы пробудились внутренние силы самоисцеления.

Утром после пробуждения от сна, жрецы истолковывали сны пациентов и приказывали им строго следовать советам богов.

Искусство управления снами и лечения во сне такое же древнее, как и первые попытки человека осознать то, что происходит с ним, когда он уходит в мир грез. Овладев приемами перевода ночного сна в гипнотический, вы получаете уникальную возможность общения с бессознательным.

При лечении во сне устраняется влияние рационального мышления, которое мешало внутренней работе бессознательного, мешало сделать все необходимое для самоисцеления.

Еще Гиппократ говорил: «Природа лечит, а врач только ей помогает», а воздействие словом в состоянии естественного ночного сна — это сама Природа. И если сама Природа дает нам в руки такой прекрасный подарок, как сон, то почему бы нам не воспользоваться этим специально в полной мере?

Сон можно рассматривать как часть суточных биоритмов. Китайская медицина указывает часы максимальной активности органов, в которые рекомендуется проводить иглоукалывание. В гипнозе мы почему-то все делаем наоборот. Применяя различные приемы для гипнотизирования, проявляя огромные усилия, мы стараемся в дневное время частично снизить активность сознания, с помощью внушения вступить в контакт с бессознательным и дать внушения к изменению. Хотя логичнее и правильнее было бы провести Сеанс перед сном или ночью. Кто лучше природы сможет усыпить человека естественным путем, расслабить мышцы всего тела и значительно снизить на время влияние сознания на организм и максимально активизировать деятельность бессознательного. И один из самых поразительных примеров работы бессознательного — это сон, дающий нам отдых, силы и исцеление. Также можно использовать естественный ночной сон для обучения, изменения поведения и раскрытия творческих способностей у детей и подростков.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается спящим. Пациент не отдает себе отчета в том, что слышит речь, он воспринимает ее как мысли, спонтанно возникающие в голове, или в виде сновидений, образов. Эффект от внушения во время естественного сна намного выше, чем в обычном гипнотическом сне, который искусственно вызывается врачом.

В народе хорошо известен способ внушения во время естественного сна путем нашептывания. Дети, взрослые иногда разговаривают во сне, и с ними можно установить речевой контакт. Когда ребенок начинает ночью разговаривать во сне, вы садитесь на стул возле его кровати. Можно положить свою ладонь на руку ребенка или начать слегка поглаживать его лоб. Это уменьшит глубину сна. Далее вы начинаете говорить тихим шепотом, на выдохе ребенка:

«. Спи глубже. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. »

Эту форму внушения повторяете в течение нескольких минут, до установления контакта со спящим. А затем можно переходить к вопросам и спросить: «. Как тебя зовут? Сколько тебе лет. »

Попросить рассказать о том, что ему снится или провести лечебное внушение.

Установление раппорта со спящим

Спустя 30—40 минут после засыпания врач подходит, тихо садится возле кровати пациента и сидит молча 1—2 минуты. Синхронизируя свое дыхание с ритмом спящего человека, тихим шепотом в ритме дыхания произносит слова:

«. Продолжай спать. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. не пробуждаясь. »

Формула внушения повторяется 2—3 раза. Одновременно со словами следует слегка прикоснуться пальцем к точке между бровями на лбу или мягко положить свою теплую руку на лоб спящего. Можно взять в свои руки руку спящего и слегка поглаживать его кисть, также можно нежно поглаживать мочку уха у спящего. Эти слабые тактильные ощущения уменьшают глубину сна и помогают повысить чувствительность спящего к вашим словам. И продолжаете с ним разговаривать:

Далее вам надо проверить, установился ли раппорт между вами и спящим. Вы обращаетесь к нему со следующими словами: «. Если вы меня хорошо слышите. сделайте глубокий вдох. » Иногда это внушение приходится повторить несколько раз. Можно также попросить спящего кивнуть головой или дать знак, подняв указательный палец на правой руке, что он вас слышит. Вы можете вступить в речевой контакт: «. Продолжай спать. и слушай мой голос. ты можешь отвечать. на мои вопросы. не просыпаясь. Отвечай, не просыпаясь. как тебя зовут. сколько тебе лет. сделай вдох. и отвечай на мои вопросы. тебе легко говорить. »

При этих словах можно кончиками пальцев провести вокруг губ, по шее. Во время ночного сеанса можно сделать «каталепсию руки» или ее «левитацию», а затем использовать установившийся раппорт для проведения лечебных внушений. В конце сеанса дается установка на переход гипнотического сна в обычный ночной сон и на то, что в следующий раз пациент сможет быстрее вступить в контакт с вами.

Если во время установления раппорта со спящим человеком он проснулся от ваших манипуляций, теряться не надо. Вы продолжаете дальше свой сеанс так, как бы устанавливали раппорт в момент засыпания, более подробно это описано в следующем упражнении.

Установление раппорта в момент засыпания

Пациент в вечернее время укладывается в постель. Врач садится на стул рядом и начинает проводить аутогенную тренировку по Шульцу, первые три упражнения.

Упражнение 1: «Моя правая рука тяжелая»

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Моя правая рука расслабляется, от плеча до кончиков пальцев. » — 1 раз.

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Вся кровь устремляется к правой руке, она расслабляется и наливается свинцом. » — 1 раз.

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Точно также делаются внушения и для левой руки.

Упражнение 2: «Моя правая рука теплая»

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«С каждым ударом сердца вся кровь приливает к правой руке. » — 1 раз.

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«Приятное тепло растекается по правой руке. » — 1 раз.

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Упражнение 3: «Дыхание ровное, спокойное»

«Дыхание ровное, спокойное. » — 2 раза.

«Снимаются спазмы с мышц грудной клетки. » — 1 раз.

«Дыхание ровное, спокойное. » — 4 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Обычно это приводит пациента к глубокому гипнотическому сну, используйте его для проведения лечебных внушений.

Маленьким детям в вечернее время перед засыпанием кто-то из родителей может читать специально подобранную сказку. При этом проводят связь между героем сказки и ребенком, который находится в постели.

Предварительная установка на перевод ночного сна в гипнотический

Вариант первый. Для этого врач днем погружает пациента в гипнотический сон и дает ему установку: «. Итак, мы с тобой договариваемся, что ночью, во время сна, ты услышишь мой голос. я прикоснусь своей рукой к твоей. ты будешь продолжать спать. просыпаться не надо. и будешь хорошо слышать мой голос. »

Вечером, через 30—40 минут после засыпания пациента, врач садится на стул возле кровати и начинает устанавливать раппорт со спящим, как это было описано выше.

Третий вариант. Врач погружает ребенка в гипноз в своем кабинете и в сонном состоянии дает установку: «. Ночью. во сне. ты услышишь голос своей мамы. просыпаться не надо. ты будешь продолжать спать. и хорошо слышать голос мамы. не просыпаясь. Сейчас ты услышишь. голос своей мамы. и ты будешь подчиняться ее голосу. как моему. каждое ее слово для тебя — закон. продолжай спать и слушай ее голос. »

Вы делаете передачу раппорта. Вечером, через 30—40 минут после засыпания ребенка, мама садится возле постели и устанавливает контакт с ребенком: «. Внимание. я касаюсь твоей руки. ты слышишь только мой голос. это я. твоя мама. как мы с тобой договаривались. ты спишь, не просыпаясь. внимательно слушаешь мой голос. а я беседую с тобой. и советую тебе. как вести себя по-новому. »

У детей этот прием часто используется при лечении ночного энуреза, неврозов, а также для устранения нежелательных моментов в поведении ребенка, развития его творческих способностей или решения школьных проблем.

Родители имеют право создавать будущее своего ребенка, передавая ему только самое лучшее, делая его таким, каким хотят увидеть его — талантливым, умным, счастливым.

Установление раппорта в утренние часы перед пробуждением

Вечером перед сном врач говорит пациенту: «. У вас есть определенные проблемы, которые я могу помочь вам решить. Поэтому завтра утром, во время сна, вы услышите мой голос. я прикоснусь своей рукой к вашей, и мы побеседуем с вами. »

Утром, за один час до пробуждения пациента, вы тихо подходите к кровати спящего, садитесь на стул и через 1—2 минуты тихим голосом, согласуя его с ритмом дыхания пациента, начинаете проводить внушение: «. Продолжай спать. просыпаться не надо. внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. не пробуждаясь. »

Формула внушения повторяется 2—3 раза. Одновременно с внушением вы слегка прикасаетесь к кисти пациента и делаете легкое поглаживание: «. Ты спишь. и хорошо слышишь мой голос. мои лечебные слова. я буду тебя обучать. разным полезным вещам. Я буду беседовать с тобой. и все мои лечебные слова. как бы изнутри. будут оказывать свое. лечебное воздействие. Продолжай спать. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. »

Проверяете качество раппорта, спросив у спящего, как его зовут, сколько ему лет. После чего можете задать интересующий вас вопрос. Вопросы надо задавать так, чтобы спящий мог отвечать коротко, лаконично, по типу «да» или «нет».

С помощью внушения можно перевести пассивный сон в активный для вызывания образов и ведения лечебного диалога.

Каждый день сеансы проводить не следует. Мы рекомендуем 1—2 раза в неделю.

И вот, если ты немножко, на время, притворился таким котенком, тогда я хочу поиграть с тобой в такую игру.

. Как будто мы стоим наверху огромной лестницы. Лестницы, которая ведет от того места, где мы обычно живем, — вниз. глубоко. глубоко. в страну снов. В страну, где ты обычно гуляешь, когда ты спишь. Мы будем идти по этой лестнице вниз. И на каждой ступеньке мы будем встречать что-то новое и что-то необыкновенное. Ты будешь узнавать что-то, чего раньше не знал. И это будет. правда интересно.

Итак. мы стоим наверху. длинной лестницы. Вот мы делаем один шаг. вниз. Мы делаем один шаг вниз. и попадаем. в такую страну. где мы с тобой. похожи. уже не на кошек. и не на тигров. а на рыжих клоунов. Рыжих клоунов. которые надувают. огромные шары. Один клоун надувает. зеленый шар. А другой надувает красный шар. И эти шары увеличиваются в размерах. и они уже больше клоунов. и больше цирка. И они такие легкие. что начинают уносить клоунов в небо.

И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах. два клоуна. все дальше и дальше от земли. Все дальше и дальше вверх от земли. Высоко вверху. между облаками. где их только трогает. теплый ветер. откуда они видят всю землю. Все города и все речки на ней. И вот они улетают. все выше. и выше. Выше. и еще выше.

И мы с тобой. может быть, тоже смотрим на них. удивленными глазами. А потом спускаемся. еще на ступеньку вниз. сделав опять. перед этим. глубокий. глубокий. вдох. и выдох. И вот, мы становимся. чуточку легче. пока наше тело становится. чуточку тяжелее. И вот, мы попадаем. в царство моря. Мы видим перед собой. три моря. Одно из них. — море звуков. и море тишины. и море песен. и море сказок. и море стихов. море всех-всех голосов. и всех-всех звуков. какие бывают на свете.

Авторое море. — море картин. море цветов. море видов. ог-ромное-огромное море картинок. всего, что может увидеть глаз. И третье море. — море чувств. красивое-красивое море. самых лучших чувств. которые можно испытывать. на свете.

И вот, у нас есть маска. и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей. В море красок. или в море звуков. или в море чувств.

В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей. А только щупальца-руки, которыми он умеет делать все-все, и рыб ловить, и по дну лазить. и с тобой разговаривать.

А вот в море звуков. живет дедушка Ухо. Его огромное ухо. гораздо больше его самого. Он все-все на свете слышит.

А в море картин. живет Дракон, с такими острыми глазами. что из них сыпятся искры.

И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку. опускаемся еще на одну ступеньку. По дороге к стране снов. Делаем глубокий-глубокий. вдох. и выдох.

И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зовет к себе. И если мы хотим, мы можем погулять здесь немножко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть там с подводными волнами. Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и так красивы.

И тогда мы можем плыть еще глубже. и еще глубже, дальше от земли. вниз на одну ступеньку. Вниз на одну ступеньку. сделав вдох. и выдох.

И вот — наши тела. уже не человеческие. и не рыбьи. они стали травою. они стали травою. И мы играем в то, что мы цветы. цветы на лесной поляне. что мы цветы маленькие. желтые. красные. голубые. какие ты захочешь.

Мы маленькие цветы. и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо. Мы смотрим вниз. под нашими ногами. лежит. лист. старый-престарый лист. который упал здесь. еще позапрошлой осенью.

Мы смотрим друг на друга. Он очень красивый. ну ужасно красивый. Ты, может быть, похож. на подснежник. а я на гусиный луг. Тогда ты немного голубенький. а я желтый. или наоборот. И это неважно. Тогда мы еще раз. смотрим себе под ноги. что мы там видим. что мы там видим. Мы делаем еще один волшебный вдох. и волшебный выдох. И спускаемся на ступеньку. вниз. вниз еще ниже. Одна ступенька вниз. в страну снов.

И вот — мы становимся. волшебниками. Нас с тобой позвали звери. на лесной пожар. Мы быстро летим туда. над лесом. очень далеко. Мы летим на лесной пожар. И наши одежды развеваются на ветру. И мы прилетаем как раз вовремя. чтобы из какого-нибудь волшебного. флакона с водой. или какими-нибудь волшебными лепестками. или какими-нибудь специальными зонтиками. или просто взмахами своих плащей. потушить лесной пожар. и спасти всех зверей. птиц. растения.

И вот — мы спускаемся. еще на одну ступеньку. еще на одну ступеньку вниз. сделав вдох. и выдох. Как хорошо, что так спокойно. можно идти вниз. Как хорошо. что мы спокойно можем идти вдвоем.

И тогда, наверное. и царевна выйдет. и дворец злого волшебника рухнет. И мы все вместе поедем домой. на Сером Волке. или еще на каком-нибудь таком же. добром и симпатичном. Как хорошо, что можно вместе бродить. по разным странам. и спуститься еще. на одну малюсенькую ступеньку. вниз. сделав вдох. и выдох. Еще чуть-чуть ниже. еще чуть-чуть глубже и ближе. к стране замечательных снов. И может быть даже уже немного. попав туда. »

Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить:

Все существующее — сон, а все, что не сон, не существует.

Источник

Особенности внушенного гипнотического сна

СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ

1 Смирнова Е.М., 2 Шульга А.С., 2 Куташова Л.А.

Аннотация. Статья посвящена суггестивной терапии в лечении неврозов. Приведены методы суггестивной психотерапии. Показаны возможности суггестивной психотерап ии при лечении неврозов.

Ключевые слова: суггестивная психотерапия, внушение, невроз.

Суггестивная психотерапия. Внушение (от лат. suggestio ) определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого [1].

Косвенное внушение — разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. В случае косвенного внушения используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения. Эта форма внушения является основой опосредующей и потенцирующей психотерапии [4,5].

Уверенность больного в лечебном эффекте является активным фактором, который играет важную роль при проведении всех видов терапии. Благоприятная общая обстановка лечения, укрепление медицинским персоналом надежды больного на эффективность лечебной процедуры способны усилить ее действие. Механизм «вооруженного внушения», « чрезпредметного » внушения или косвенного психотерапевтического эффекта (Бехтерев) необходимо иметь в виду при использовании любых лечебных воздействий, в том числе биологической природы.

Плацебо-терапия (от лат. placebo — понравлюсь, удовлетворю) — один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных сре дств сп особствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента [1,2,6].

Шапиро утверждает, что плацебо-эффект — это «фактор популярности и эффективности любого из многочисленных методов психотерапии». Ожидание больным пользы от лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое состояние. Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в каждом контакте «психотерапевт — больной». Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии, сопротивления, защиты. Таким образом, ни один медикамент или какое-либо психотерапевтическое воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Этот эффект может быть систематически использован как плацебо-терапия, интегрированная в комплексное лечение [6,7,8].

Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного («Я здоров» вместо «Я не болен») [10,11].

Лечение самовнушением почти не имеет противопоказаний. Даже в тяжелых случаях истерии, когда разъяснение не помогает, а гипноз не дает достаточного эффекта и может сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью самовнушения («Не должно случиться припадка!») может «отодвинуть» или не допустить его.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание ( аутодидактика ). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача [12,13].

Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов. Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты [12].

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 — 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая », затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые ».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при неврозах, а также при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. При этом гипнотическое состояние используется в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии отражает ее лечебную эффективность при различных заболеваниях [3,8,12].

Перед гипнотерапией необходимо провести беседы для выяснения отношения больного к этому методу лечения и устранения возможных опасений с его стороны. После введения пациента в состояние гипноза тем или иным способом произносятся формулы собственно лечебных внушений. Фразы должны быть короткими, понятными, наполненными смыслом и исключающими ятрогенное воздействие. Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно 15 — 20 мин. Количество сеансов колеблется от 1 до 15, что определяется характером болезненного состояния и терапевтической эффективностью гипнотерапии. Частота сеансов — от ежедневных до проводимых 1 раз в неделю. Иногда возникает необходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько недель или месяцев. Гипнотерапия может проводиться индивидуально или с группой пациентов. Существует множество вариантов гипнотерапии. Ее можно проводить дробным способом.

Лечение неврозов как особого ряда тревожных психических расстройств имеет свои особенности. Для успешной терапии исключительно важно установить с пациентом тесный контакт и доверительные отношения. Это поможет максимально полно выяснить все травмирующие его психику обстоятельства, которые могли послужить причиной заболевания, и помочь больному полностью устранить эту причину или хотя бы найти пути к ее устранению [13].

С помощью внушения можно вызвать у пациента волевые реакции, эмоциональные состояния, которые «переработает» личность. С их помощью удается создать устойчивые побуждения, помогающие человеку избавиться от навязчивых состояний, фобий и стрессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *