Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др

Научная электронная библиотека

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. file 58e575520a8ad. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-file 58e575520a8ad. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка file 58e575520a8ad. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

Философия психоанализа

Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

Основателем философии психоанализа является З. Фрейд, поэтому часто философию психоанализа называют фрейдизмом. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр, философ. Сущность теории Фрейда в том, что врач – психоаналитик для человека, прежде всего, неверующего в Бога, превращается в своего рода «священника – исповедника».

Стержень философии Фрейда – учение о бессознательном, хотя здесь он не является первооткрывателем понятие «бессознательное» мы находим еще у Платона, затем Декарта.

Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из 3 компонентов: «сознательное» (эго – Я), «бессознательное» (Ид – ОНО), «предсознательное» (супер – эго – Сверх – Я). Центральная составляющая – это «бессознательное» (ОНО) – это суть человеческой психики, это темная сторона человека, это низменные инстинкты и удовольствия. В основе бессознательного в теории Фрейда находится «либидо» – сексуальный инстинкт. ОНО властвует над человеком, над его Я («сознанием»). Третий компонент – Сверх – Я – это моральная цензура, нравственные нормы, социальные запреты, родительский авторитет. Через Сверх – Я осуществляется сублимация (вытеснение), переключение бессознательных влечений (ОНО) в социально значимый импульс (Я).

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. 29613116 fmt. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-29613116 fmt. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка 29613116 fmt. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

На основе этой теории строится учении Фрейда об истериях. У нормального человека, когда он хочет сделать что – то постыдное, Сверх – Я сублимирует, не дает «подавить» Я – сознание. У психически больного Оно начинает контролировать Я.

ОНО у психически нормального человека может проявляться в оговорках, в манере одеваться, через походку, жестикуляцию, в сновидениях и т. д. С проблемой бессознательного связана работа Фрейда «Толкование снов». Здесь бессознательное выступает в символической форме, когда ОНО выступает как реальное Я.

Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).

Фрейд развивает учение о том, что ребенка бессознательно влечет к своим родителям (дочь к отцу, сына к матери). Здесь он вводит понятие «Эдипов комплекс». Суть «Эдипова комплекса» в бессознательном сексуальном влечении сына к матери, а так же особое чувство уважения и одновременно ненависти к отцу – сопернику. При нормальном развитии, считает Фрейд, у мальчика формируется мужской характер и воля, при ненормальном – неврозы.

Объясняя психическое развитие ребенка, Фрейд утверждает, онтогенез (т. е. индивидуальное развитие) повторяется филогенез, т. е. стадии развития либидо соответствуют определенным периодам предыстории человечества (это его «метапсихология») – работа «Тотем и табу». У первых людей на уровни религиозного сознания возникают запреты (табу) на браки внутри рода. Так у человека возникает «осознание вины» – совесть. А совесть и есть основа нравственности человека, основа Сверх – Я. Поэтому, эволюция человеческого общества – это ограничение естественных инстинктов и появление социальных запретов.

В 30 гг. при рассмотрении истории развития человечества (войны и революции), Фрейд расширяет понятие бессознательного, наряду с инстинктом самосохранения и сексуального влечения, он выделяет «инстинкт жизни» (ЭРОС) и «инстинкт смерти» (Танатос). Танатос – инстинкт агрессии, через этот инстинкт, Фрейд обосновывает историческую неизбежность войн. Сам же Фрейд был противником войны.

Психоаналитический метод Фрейд применил для объяснения сущности религии, искусства, морали. Фрейд активно выступает против религии, которую считает «формой коллективного психоза», источником религии он видит первобытный страх человека перед силами природы.

Искусство у Фрейда – это выражение внутреннего мира неудовлетворенного человека. Либидо – сексуальный инстинкт, способен, по мнению Фрейда, проявляться, сублимировать не только в половом акте, но и в художественном творчестве (работа «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства»).

Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.

Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.

Он считал, что «либидо» – это не есть половой инстинкт, это особая психическая энергия. Юнг подверг критике и биологическую природу бессознательного. Для него «бессознательное» – это присущее всему человечеству свойство, т. е. бессознательное есть «коллективное бессознательное». «Коллективное бессознательное» – это глубокий слой человеческой психики, хранящий генетическую память человеческого рода. «Коллективное бессознательное» – это врожденное качество у каждого человека, оно включает в себя скрытые следы человеческой истории: род, семья, нация, раса. Структурные элементы, устойчивые формы, схемы, символы в которых существует «коллективное бессознательное» он назвал «АРХЕТИПЫ». Проникнув в сознание, «архетипы» наполняют сознание опытом, таким образом, архетипам принадлежит важнейшая роль в психическом балансе личности.

Юнг особо выделяет ряд архетипов: «ПЕРСОНА» – это маска, ширма истинного «Я», это то, каким видят человека окружающие. Это компромисс между индивидом и обществом. Но «Я» не должно быть равно «персоне», иначе личность потеряет индивидуальность.

«ТЕНЬ» – это низменное в человеке, которое заложено в каждом через наследственность, это «звериное лицо человека».

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. 29613124 fmt. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-29613124 fmt. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка 29613124 fmt. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

«АНИМА – АНИМУС» – женское и мужское начало в человеке. По Юнгу, человек бисексуален, т. е. в каждом независимо от пола есть мужское и женское начало.

«САМОСТЬ» – центральный архетип личности. Нечто среднее между сознательным и бессознательным. Это поиск идеальной личности, в результате Юнг приходит к пониманию «Самости» как Бога («Бог внутри нас»). Исходя из этого, Юнг придает большое значение религии, «она лечит истерзанное «Я», религия – это способ избавления от неврозов.

Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.

Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.

По мнению Фромма, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой. Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе «Здоровое общество» Фромм дает следующую их классификацию: 1) Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество). Это возможно только посредством любви, 2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Это потребность быть творцом. 3) Потребность в братстве. Это поиск помощи близких, межличностных отношений, защиты. 4) Потребность в чувстве тождественности. Это обретение индивидуальности. 5) Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Это поиск системы координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни.

Одно из главных направлений гуманистического психоанализа Фромма – это его философия любви (работы «Душа человека» «Философия любви»). Фромм классифицирует виды любви: материнская любовь, отцовская любовь, дочерняя и сыновняя, братская (гуманизм), половая и др. Высшая форма, по его мнению, это любовь к Богу, он понимает ее как любовь во всем и ко всем. Цель философии Фромма – это общество всеобщей любви. «Любовь – это действенная сила в человеке, сила, разрушающая все преграды, сила, способная объединять». Фромм призывает к новой религии, религии любви, «гуманистической религии».

Но Э. Фромм не идеализирует человека. Фромму принадлежит парадоксальная мысль о том, что история не стремится очеловечить человека, а наоборот, она пытается вытравить в нем истинно человеческое, то, что дала ему природа. Это связано со стремлением человека к свободе. В этом плане Фромм выделяет «свободу для» и «свободу от». «Свобода от» – негативна, она против природы, она ведет к одиночеству и страхам, и как следствие мазохизм, садизм, стремление к разрушению, конформизм. Человек как бы не выдерживает бремени свободы, т. к. свобода – это ответственность, и тогда человек бежит от свободы (работа «Бегство от свободы»). «Свобода для» – позитивная свобода – это реализация себя как личности.

Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.

Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.

Бессознательное (ОНО), Сверх – Я, сублимация, архетип, либидо, «Эдипов комплекс».

Источник

История психоанализа: общий взгляд

Психоанализ возник на рубеже XIX—XX столетий. В настоящее время, несмотря на продолжающиеся дискуссии и споры о психоана­лизе, его влияние на индивидуальное и общественное сознание, различные направления естественнонаучных и гуманитарных наук, философию и религию, медицину и искусство оказалось столь значительным, что он стал неотъемлемым элементом со­временной культуры. Поэтому для любого образованного чело­века важно и необходимо знать основные идеи и концепции, составляющие психоаналитическое учение о психической реа­льности, бессознательных влечениях индивида, его внутриличностных конфликтах, ошибочных действиях и сновидениях, не­врозах и возможностях их исцеления, взаимосвязях между лич­ностью и культурой, сексуальностью и нравственностью, фило­генетическим и онтогенетическим развитием.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач, основатель психоанализа. В 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале ХХ столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.
До того как Фрейд пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, причем как со взрослыми пациентами, так и с детьми. В 1886 году провел несколько недель в Берлине в детской клинике. На протяжении нескольких лет был заведующим неврологическим отделением в Венском институте детских болезней.
Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й. Брейером при лечении молодой девушки в 1880–1882 годах. Это название происходит от древнегреческого слова «катарсис» (очищение) и восходит к Аристотелю, считавшему, что в процессе восприятия драматического искусства благодаря сопереживанию происходящим на сцене драматическим событиям у человека может произойти душевное очищение. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. В то время у Фрейда было несколько пациентов, при лечении которых он использовал гипнотическое внушение. Одна из пациенток страдала конвульсивными приступами. Другая, предшествующее лечение которой различными врачам не дало никакого результата, была подвержена истерии. В обоих случаях с помощью гипноза Фрейд добился временного улучшения, что, естественно, льстило его честолюбию. Вместе с тем, будучи трезвомыслящим и критичным по натуре, он не мог успокоиться на достигнутом. Частичное выздоровление его пациентов, при котором не исключалась возможность повторения болезненных рецидивов, не устраивало Фрейда. Наряду с этим он столкнулся с тем реальным обстоятельством, что далеко не все больные поддавались гипнозу.
История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. Новая техника — она основывается на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотрении сновидений, на построении гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катарсического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного.
На разработку техники свободных ассоциаций повлиял случай из практики с Элизабет фон Р., который открыл Фрейду глаза на необходимость изменения используемой им техники анализа. На протяжении многих сеансов он оказывал на нее давление, стремясь своими вопросами направить пациентку в русло необходимых для анализа воспоминаний. Он убеждал ее в том, что она не только знает, но и должна воскресить в памяти важные события предшествующей жизни. Он настаивал на необходимости вспомнить то, что она забыла. Дело дошло до того, что пациентка выразила свое недовольство по поводу нажима, который Фрейд оказывал на нее. Ей мешали настойчивые требования аналитика, направленные на конкретные воспоминания. Его вопросы не позволяли ей отдаться свободному течению мыслей. Под его напором зарождающиеся у нее ассоциации не получали свободного развития.
Если первоначально Фрейд полагал, что его активность, настойчивость и требовательность являются несомненным благом для анализа, то недовольство по этому поводу, проявленное в случае Элизабет фон Р., заставило его задуматься над используемой им техникой. Реальная трудность в процессе воскрешения воспоминаний состояла, видимо, не только в сопротивлении пациента, что впоследствии стало одним из важных, первостепенных объектов анализа, но и в невозможности пациента в условиях усиленного давления на него аналитика отдаться свободному ассоциированию. В конечном счете у Фрейда хватило мудрости не только прислушаться к доводам его пациентки, но и последовать совету не оказывать на нее излишнее давление.
Важнейшей техникой психоанализа является анализ сновидений. Хотя Фрейд с ранних лет интересовался сновидениями, тем не менее, только в 1895 году произошло знаменательное событие, положившее начало его систематическому толкованию сновидений. Ему приснился сон, который впервые он подверг детальному анализу и который вошел в историю психоанализа под названием «сна об инъекции Ирме». Сновидение, приведенное Фрейдом в работе «Толкование сновидений», занимает чуть меньше книжной страницы. Зато анализ его Фрейдом составляет девять страниц. Имеются еще дополнительные комментарии, следующие сразу же за анализом, а также разбросанные по разным местам текста книги. Это говорит о многом, как, впрочем, и то, что данное сновидение является фактически первым, с разбора которого был введен психоаналитический метод толкования сновидений.
Нельзя сказать, что после приснившегося Фрейду знаменательного сна он с головой окунулся в снотолкование. Понадобилось два-три года, прежде чем он приступил к работе над своим фундаментальным трудом «Толкование сновидений». Промежуток времени между 1895 и 1898 годами был заполнен интенсивной исследовательской и терапевтической деятельностью, в процессе которой Фрейд многого достиг.
В тот период он ввел в употребление само понятие психоанализа, обратился к рассмотрению сексуальной этиологии неврозов, выдвинул идею о травмирующих ситуациях в детстве, обусловливающих возникновение истерии в более поздний период жизни человека, сконцентрировал внимание на бессознательных процессах, протекающих в глубинах психики. Наряду с этими новациями Фрейд также выступил с такими представлениями о природе психических расстройств, сексуальных сценах и их вытеснении из сознания, периодизации психосексуального развития человека, которые легли в основу многих психоаналитических концепций. В этот же период он пересмотрел ранее выдвинутые им идеи о сексуальных травмах, что фактически предопределило направленность развития психоанализа. Не последнюю роль в его новых открытиях сыграло эпизодическое исследование самого себя, вскоре переросшее в систематический самоанализ. Без преувеличения можно сказать, что именно самоанализ помог Фрейду выйти на новые рубежи понимания психической реальности.
По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» являются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний.
З. Фрейд: «Психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он дает нам о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности».
Обычно под практикой психоанализа подразумевается непосредственная работа с пациентами. Речь идет о психоанализе как специфическом виде психотерапии. Все другие аспекты психоанализа остаются, как правило, за пределами внимания практикующих психоаналитиков, апеллирующих к клинике. Между тем существует так называемый прикладной психоанализ, целью которого является использование психоаналитических идей в различных сферах познания и действия людей, будь то экономика, политика, религия, культура. Он включает в себя не столько исследовательскую, сколько практическую деятельность, связанную с маркетингом, бизнесом, рекламой, имиджмейкерством, кинематографией, радио- и телевещанием, системой воспитания и образования, пасторским служением.
На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить, по меньшей мере, следующие определения психоанализа:

Источник

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. userinfo v8. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-userinfo v8. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка userinfo v8. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Толкование сновидений по Фрейду. Ключевые положения его теории.

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. 2700030 original. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-2700030 original. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка 2700030 original. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

Благодаря Зигмунду Фрейду подход к толкованию сновидений радикально изменился. Именно он поставил сны на одно из центральных мест в своей терапевтической работе. Перед вами — ключевые положения его теории.

«Каждый сон отражает осуществление какого-то желания (подавленного, вытесненного)», – писал Фрейд в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он считал главным трудом своей жизни. Эту работу он создал на основании анализа собственных сновидений и всем желающим стать психоаналитиками советовал: «Учитесь понимать свои сны».

ГЛАВНАЯ ДОРОГА В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой, ведущей в бессознательное», и считал, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий. Он сравнил сон с ребусом, который мы должны разгадать. Это означает, что образы сна нужно рассматривать последовательно, один за другим, чтобы понять, какое содержание они скрывают.

Женщина, которая переживала из-за своих пышных форм, видит во сне полную корзину, которую ей некуда поставить. Здесь «полноту» корзины следует понимать как «полноту» ее фигуры. Какое же желание скрыто в этом сне? Женщина очень хочет избавиться от лишнего веса – это лишь одно из желаний, отраженных в сновидении. И за ним скрывается еще одно – она, напротив, хочет стать «наполненной», то есть забеременеть. Казалось бы, законное желание – почему оно подавляется? За ним кроется другое, менее приемлемое: в пять лет она мечтала иметь ребенка от своего отца.

Какие же желания мы стремимся осуществить во сне? Прежде всего, это любые потребности, вызванные «соматическим возбуждением» (голод, жажда). У детей желания, оставшиеся неисполненными в течение дня, часто реализуются во сне. Такие сновидения Фрейд называл «непосредственными», в отличие от «искаженных», скрывающих наши «предосудительные» желания (например, связанные с инцестом, убийством родителя-соперника, изменой. ), которые мы отказываемся признать и вытесняем в бессознательное.

ОЧЕВИДНЫЙ СМЫСЛ – ЭТО ТОЛЬКО ФАСАД

«При засыпании нежелательные представления всплывают по мере ослабления критического процесса», – писал Фрейд. Но все же они достаточно закамуфлированы, поэтому основное правило – не позволять сбить себя с толку явными образами сна, которые могут быть нейтральными или абсурдными. Ведь сознательное «Я» даже во сне осуществляет свою «цензуру» и не дает бессознательным образам со всей ясностью проявиться в сновидении. Когда такие элементы пересекают границу сознания, возникает тревога и мы просыпаемся. Только работа по анализу снов с помощью свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам «явного» сновидения помогает сделать их доступными для сознания.

СМЕЩЕНИЕ И СГУЩЕНИЕ

Чтобы не дать сознательному «Я» расшифровать наши запретные желания, бессознательное идет на хитрости и искажает их до неузнаваемости. Например, смещает акцент с эмоционально заряженного элемента на другой, менее значимый, и поэтому события, происходящие во сне, кажутся нам нейтральными. Отец, которому мы бессознательно желаем смерти из-за того, что мать «принадлежит» только ему, может появиться в облике судьи или другого служителя закона. Подобная тактика искажения истинных желаний называется «смещением». Другой способ – «сгущение» – объединяет нескольких людей или ряд предметов, имеющих сходные характеристики, в один, не вызывающий тревоги у сознательного «Я».

Несмотря на обилие тем и персонажей, «сон – непременно эгоистичен». «Мой метод не дает универсального ключа для расшифровки сновидений, – объяснял Фрейд. – Я уверен, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может скрывать различные мысли». Иными словами, каждый из нас создает свои сны с помощью личного «кода», вплетая в них собственные смыслы, воспоминания. Когда Фрейд увидел во сне, что «написал монографию об одном растении», только он по ассоциации мог связать это с цветком цикламеном, что, в свою очередь, было напоминанием о его жене Марте. Никому другому не пришло бы в голову выстроить именно такие связи.

ОБ ЭТОМ
Эрнст Джонс «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда» Наука, 1997.
Энциклопедия глубинной психологии, Т. 1, МГ Менеджмент, 1998.

Источник: журнал Psychologies №23. Январь, 2008. «Революция по Фрейду».

Источник

Философия психоанализа. Философия Фрейда

Обращение психоанализа к человеку, его ориентированность на постижение человеческой психики во всем ее многообразии. Изучение скрытых бессознательных мотивов поведения человека. Особенности топографической и динамической психики в психоанализе Фрейда.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления25.12.2014
Размер файла27,1 K

Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. ba. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др фото. Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др-ba. картинка Основоположник философии психоанализа автор работ толкование сновидений я и оно и др. картинка ba. Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Философия психоанализа. Философия Фрейда.»

Психоанализ по Фрейду

Актуальность

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Предметом философии психоанализа является скрытые бессознательные..мотивы.

Цель: помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

· Изучение поведения человека

· Выявление основных мотивов поведения человека

· Лечения психических расстройств

Характеристика литературы

Вместе с И.Брейером опубликовал в 90-х г.г. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное) и опубликовал работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др.

Психоанализ по Фрейду

* реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Фрейдом выделяются две схемы психики:

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

* в сексуальных действиях;

* в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

* «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

* вытеснен в бессознательное;

* подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

* к массовым психозам, всенародной депрессии;

* к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

Однако подавляющее большинство современных сторонников Фрейда по-прежнему придерживается той картины человеческой психики, которая отстаивалась основоположником психоанализа. Натуралистической пли позитивистской их ориентации способствует и то, что психоаналитики чаще всего получают медицинское или психологическое образование. Свою задачу они видят в приспособлении пациента к окружающей среде, а таковой оказываются прежде всего крупные города Европы и Америки. С точки зрения критиков фрейдизма, отказывающих ему в научности, психоаналитическая теория полна мифических сущностей; даже если это верно, то речь идет не о древней мифологии, а о мифах технической цивилизации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение сущности, философской природы, отличительной особенности (обращение к человеку, ориентированного на постижение его психики), вклада Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и Карена Хорни в развитие психоанализа как научной дисциплины.

реферат [30,2 K], добавлен 28.03.2010

Смысл слова «философия». Этика и диалектика Сократа. Учение Платона о космосе, человеке, обществе. Сущность и психологический смысл психоанализа в учениях З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера. Основатели и представители кинизма и стоицизма, разница их позиций.

реферат [52,5 K], добавлен 27.06.2010

Проблемы личности, общества и культуры в философии психоанализа. Предпосылки появления философии психоанализа. Психоаналитическая концепция человеческой психики. Обзор причин появления конфликта между индивидуальностью человеческой личности и обществом.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 17.03.2015

доклад [27,0 K], добавлен 28.09.2008

Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка. Структура психики в психоанализе. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Логика бессознательного конфликта. Психоаналитические концепции культуры. Психоанализ и художественное творчество.

контрольная работа [57,4 K], добавлен 09.03.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *