Определение сна в литературе

Сны в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

Научно-исследователькая работа «Роль снов и сновидений в русской литературе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Аксайская СОШ№1”

ХХV Республиканская научная конференция молодых исследователей

Симпозиум 4.Социально-гуманитарные и экономические науки.

Секция: Теория и история литературы.

Научно-исследовательская работа на тему :

« Сны и сновидения в русской литературе»

Выполнила: Алипханова Вагидат №1».с.Аксай.Хасавюртовский район.Руководитель: Алипханова Мадина Камалдиновна,учитель русского языка и литературы МКОУ «Аксайская СОШ№1»,высшая квалификационная категория.

Аксай
2019-2020 год

Оглавление

Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « сон». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все ещё остается загадкой для человеческих умов.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в 21 веке, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремится наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.

Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я предпринял попытку рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений фольклора, русской литературы. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений в разные эпохи, в разные века? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.

Актуальность проблемы :Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.

Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.

Найти информацию об истории сновидений в литературе.

Найти произведения, где присутствуют картины сна.

Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.

Объект исследования: Сновидения и их значимость в русской литературе.

Предмет исследования: Литературные произведения и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.

диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;

Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.

В своей работе я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Будут рассмотрены сновидения из русского фольклора и произведений:

2.А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3.Ф.И.Достоевский «Преступление и наказание»

Источник

Проект по литературе. Сборник методических материалов «Сон как литературный прием»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сон-как литературный приём. Роль снов в произведениях Отечественной литературы.
(Сборник методических материалов)

Определение сна в литературе. hello html m60c398a. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m60c398a. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m60c398a. Вы будете перенаправлены на Автор24

Проект выполнила:
Утешева Анастасия,
ученица 11 класса
МКОУ «Советская СШ»

Сон как литературный прием…………………………………………… 4

Сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)……………………. 5

Сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)…………………. 7

Сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)……………………………………………………………. 10

Сон Маргариты (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)……. 12

Сон Понтия Пилата (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)… 13

Сон достаточно распространённый литературный приём. В разные периоды времени его использовали в своих произведениях различные авторы. От романтиков до реалистов. Определение сна в литературе. hello html m5cbb95a7. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m5cbb95a7. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m5cbb95a7. Вы будете перенаправлены на Автор24

Многие писатели в своих произведениях употребляли сон как литературный приём совершенно в разных целях. Кто-то пытался стереть границу между реальностью и чем-то фантастическим, погружая нас в удивительный, необъяснимый, волшебный, порою сказочный мир. Кто-то, лишь для того чтобы приукрасить произведение, сделать его ярче и интереснее. А кто-то применяет этот литературный приём, для того чтобы понять, прочувствовать того или иного героя, раскрыть его с другой стороны, отразить психологическое состояние персонажа, то есть чувства, внутренние и индивидуальные его переживания. Одни герои ждут сон, для них он- спасение, душевное успокоение, освобождение от оков повседневной суеты, от проблем. Другие, наоборот, бояться засыпать, для них сон-это что-то непредсказуемое, пугающее, мистическое.

Так или иначе, но у каждого писателя свой подход к изображению и описанию сна. Именно поэтому сны в разных произведениях имеют не только схожие черты, но и отличительные. Так в этом мы можем убедиться на конкретных примерах из русской литературы: сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»); сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»); сон Ильи Обломова (роман И.А. Гончаров «Обломов»); сон Катерины (пьеса А.Н. Островского «Гроза»); сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»); сон Маргариты, сон Понтия Пилата и сон Никанора Босого (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Определение сна в литературе. hello html 13bf9ac2. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 13bf9ac2. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 13bf9ac2. Вы будете перенаправлены на Автор24

Сон Светланы
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)

В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.

Определение сна в литературе. hello html m56cfeecc. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m56cfeecc. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m56cfeecc. Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение сна в литературе. hello html 309082d3. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 309082d3. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 309082d3. Вы будете перенаправлены на Автор24

«О! Не знай сих страшных снов ты, моя Светлана. «

Сон Татьяны
(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А.С. Пушкин же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.

Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.

Определение сна в литературе. hello html m3cf075f2. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m3cf075f2. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m3cf075f2. Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение сна в литературе. hello html 266b0cb0. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 266b0cb0. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 266b0cb0. Вы будете перенаправлены на Автор24

(пьеса А.Н. Островского «Гроза»)

Катерине снились необыкновенные, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Определение сна в литературе. hello html m35a1eaf0. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m35a1eaf0. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m35a1eaf0. Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны Катерины отражают её богатый внутренний мир, её мечтательность, певучесть души. Островский использует данный приём как раз-таки, чтобы раскрыть полностью её характер

Сны Родиона Раскольникова

(роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.

Содержания первого сна.

Родиону снится как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка, из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика. Определение сна в литературе. hello html 59de03a6. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 59de03a6. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 59de03a6. Вы будете перенаправлены на Автор24

Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.

Содержание второго сна.

В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.

В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.

Содержание третьего сна.

В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. всякий думал, что в нем одном и заключается истина. не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей. » Определение сна в литературе. hello html 51d3eaad. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 51d3eaad. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 51d3eaad. Вы будете перенаправлены на Автор24

Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.

Сон Маргариты
(роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Определение сна в литературе. hello html m5cb16a66. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m5cb16a66. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m5cb16a66. Вы будете перенаправлены на Автор24

Во сне Маргарите впервые за всё время разлуки приснился Мастер. Он находился в каком-то бревенчатом здании, выглядел её любимый очень больным: «Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные». Во сне Мастер поманил её рукой. Когда девушка побежала на его зов, то внезапно проснулась. Для Маргариты сон имел два толкования: либо Мастер умер и теперь зовёт её к себе, либо они скоро увидятся.

Сон Маргариты подарил ей не просто надежду на встречу, на то, что должно в её судьбе что-то произойти, сон, действительно, оказался вещим. Он сформировался на основе её переживаний.

Сон Понтия Пилата
(роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Определение сна в литературе. hello html 42dbbcfc. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html 42dbbcfc. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html 42dbbcfc. Вы будете перенаправлены на Автор24

Понтию Пилату снилась лунная дорога, по которой он шёл и о чём-то беседовал вместе с бродячим философом-Иешуа. Пилат внимательно слушал своего собеседника. Это общение доставляло ему огромное удовольствие, прокуратор рад находиться в компании Иешуа, слушать его речи об истине. Во сне Понтий даже позволяет себе рассмеяться от счастья.

Булгаков использует в данном случае сон, для того чтобы раскрыть данного героя с другой стороны, показать дополнительные качества, которыми он обладает. Вместо грозного прокуратора Иудеи во сне мы видим, какой он есть на самом деле: добрый, искренний, нераздражительный, не жестокий.

Определение сна в литературе. hello html m74898c4d. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m74898c4d. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m74898c4d. Вы будете перенаправлены на Автор24

Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.

В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же-дополнением. Сон- это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.

Источник

Проект на тему «Сны и сновидения в русской литературе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проектно-исследовательская работа по теме:
«СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Выполнили ученицы 9 класса

Тонких Алена Николаевна

3. Значение сна в жизни человека

4. Сны и сновидения
5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы
5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы)

5.2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)
6. Заключение

Сон всегда был тайной, загадкой для человека, и как всякая тайна, необыкновенно привлекателен. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой Культуры. К постижению феномена сна стремилась и наука, недаром сейчас создан Институт снов.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.

Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И. Даля. Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы. Явь – реальная действительность, когда правильно оцениваешь понимаешь окружающее. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности на примере произведений русской литературы 19в.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны лишь те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными. Для работы над проектом мы выбрали следующие произведения: Жуковского «Светлана»; А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :

— выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме;

-определений роли сна в содержании этих произведений;

— систематизировать полученный результат.

Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной, научно-популярной литературой.

3. Значение сна в жизни человека

Мир сновидений и снов всегда интересовал человека. Бодрствуя, мы осознаем и оцениваем реальность, контролируем свои действия, анализируем ту информацию, которую получаем во время нашей активности. Но что происходит с нашим сознанием во время сна? Сон – один из самых загадочных процессов, которые происходят с организмом человека.

Начнем с того, что весь сон делится на два принципиально различных вида – медленный сон и быстрый сон. В свою очередь, медленный сон делится на 4 фазы. Получается, что всего различается 5 фаз сна. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого сна. Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 видит сновидения.

Наука, изучающая сновидения, называется онейрология.

Древние люди считали, что сновидения посылаются человеку с целью оповещения о чем-либо. В древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения.

Вновь интерес к сновидениям возник с новой силой в конце XIX — начале XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Многие исследователи придерживались мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Известные теории о толковании сновидений принадлежат таким исследователям, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Фрейд первым пытался создать систематическую психологическую теорию сновидений. Им был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. А Юнг писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

4. Сон и сновидение

Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы 5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы

Из-за своей актуальности тема сна часто поднимается в культуре, в том числе в литературе. Использование мотива сна в произведениях является распространенным литературным приемом, встречающимся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.

Как литературный прием, сновидение «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».

Сюжет сна часто встречается и в произведениях русской литературы.

5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы )

Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способность передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличает характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни. Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романиста было баллада-лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована поэма «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры», немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии. Позже в 1808 – 1812гг, опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. «Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали: //За ворота башмачок, // Сняв с ноги, бросали…» На фоне этой картины дается образ Светланы. Он создан в духе сентиментальной поэзии: героиня то «молчалива и грустна» в тоске по жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей «провидением» за ее покорность и терпение. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы. С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее «милый друг – мертвец». Черты романтизма явно присутствуют в этом эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона – предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не может разобрать сути, но очень боится грозного, ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе: «…здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье». Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное – ложь и обман. В своей героине Жуковский изобразил национальный женский тип. Его главные черты – мягкость, верность, покорность судьбе, а также поэтичность, идущую от глубинных фольклорных истоков. Чудесное у Жуковского – не бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне – отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу, с божьей помощью побеждает любовь.

5.2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)

А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.
Татьяна ложится спать, сняв свой шёлковый поясок. Ей снится странный и пугающий сон. Она одна идёт по снегу, впереди шумит ручей, над ним — тонкий мосток. Татьяна видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу.

Татьяна пытается бежать, но падает из-за препятствий, возникших на её пути:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок.

Медведь «проворно ее хватает и несет» в избушку и исчезает. В избе Татьяна через щелку в двери видит невероятных чудовищ:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Среди неведомых существ как хозяина Татьяна узнает Онегина. Ветер распахивает дверь, и чудовища, дико смеясь, приближаются к испуганной Татьяне. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Татьяне и Евгению удается быть вместе наедине до того момента, как в избушке оказываются Ленский и Ольга. Онегин явно недоволен визиту нежданных гостей:

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

На этом сон обрывается. Сон Татьяны – так называемый «вещий» сон, полный метафор к её собственной судьбе. Он предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.

Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Так обозначается «демонизм» героя, возведенный в N-ную степень.

Не только поэтому Онегин окружен причудливыми существами: для Татьяны он всё ещё загадка и окружен романтическим ореолом. Он не только «чудовище», он — «чудо».

Этот эпизод не только предсказывает будущие события, но и смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского.

5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)

Определение сна в литературе. hello html m5b90b7c. Определение сна в литературе фото. Определение сна в литературе-hello html m5b90b7c. картинка Определение сна в литературе. картинка hello html m5b90b7c. Вы будете перенаправлены на Автор24

Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: «отец оказывается мужиком с бородой», он весело «поглядывает», вскакивает с постели и машет топором. Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

В этом сне Пугачев благославляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев всё равно отпускает его вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева, отпускает «изнутри своей волчьей любви».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *