Образы сна дремы и угомона краткая характеристика особенности
Обычаи и ритуалы
Еда входила и входит в самые почитаемые ритуалы и обряды.
Добрые духи сна
Часто в баюкающих песнях появлялись Сон, Дрема, Угомон, Упокой — добрые духи сна. Они по крестьянским поверьям, забирались в колыбель и засыпали там вместе с ребенком.
«Сон да Дрема, приди к сыну в голова, сон да Дрема, накатись на глаза». «Уж ты глазоньки зажми, Угомон тебя возьми. Угомон тебя возьми, сам покрепче усни».
Упоминали в колыбельных и ангелов, которые охраняли детский сон: «c небес, ангелы, летите, сон младенцу принесите. Богородица Мать, положи младенца спать».
Если же ребенок никак не засыпал, то его пугали «Букой», «Бабаем», «Мамаем», волком.
«Баю-баю, баю-бай, мой младенчик, засыпай. Придет старый старичок, хворостинкой посечет. Ой, за то посечет, что ты ночью мало спишь, по ночам всегда кричишь».
«Бай-бай-бай-бай к нам приехал Мамай. Просит: «детонъку отдай». А мы детку не дадим, пригодится нам самим. У нас детонька один. уходи ты, Мамай, нашу детку не пугай. Наша детка будет спать, будет глазки закрывать».
В целом, предки оставили в наследство будущим поколениям великое множество колыбельных песен, добрых, проникновенных, поэтичных. Приведем лишь малую часть этого своеобразного творчества.
«Баю, баюшки, бай, бай, глазки, дочка, закрывай, я тебя качаю, тебя величаю, будь счастлива, будь умна, при народе будь скромна. Спи, дочка, до вечера, тебе делать нечего».
«Ходит Сон по сенюшкам, а Дремота по крыльцу. Сон, сын Дремы, Дрему спрашивает: «где мне, Дрема, колыбель дитя найти?» А мое ли то дитя, во высоком терему, во высоком терему, в шитом браном пологу, на серебряном кругу. На серебряном кругу».
«В избу Дрема пришла, и по зыбочке брела, к сыну в зыбочку легла, сына ручкой обняла. Спи-ка, сыночек, усни, крепкий сон к тебе приди, ручки белые прижми, глазки милые сожми».
«Уж ты котя, коток, котя серенький лобок, приходи, котя, коток, на печурочке поспать, на печурочке поспать, мою детку качать. Уж тебе, коту, за работу заплачу: шубку новую куплю, шубку плисовую, шапку бархатную. Мне не надо, коту, шубки плисовой, шапки бархатной; только надо мне, коту, корки с мяконькой, только надо мне, коту, со сметанкой молочка».
«Баюшки, баю, баю! Живет барин на краю. Он ни скуден, ни богат, много у него ребят; все по лавочкам сидят, кашу маслену едят, каша масленая, ложка крашеная, ложка гнется, сердце бьется, душа радуется».
«Баю-баю, дитятко, баю-баю, милое. Поспи, дитятко, поспи, у Бога счастья попроси. Боже счастьице дает, тебе в люлечку кладет».
«Баю, баю, баю, бай ты, собаченька, не лай, мою дочку не пугай. Белолапа, не скули, мою дочку не буди. И в дудочек не гуди. До утра не разбуди. Темна ноченька — не спится, моя доченька боится, а приди к нам ночевать, в люльке доченьку качать».
«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки, сели на воротцах, в красных чеботцах. Стали гули ворковать: чем нам детку утешать одна гуля говорит: молочком будем поить. Коровку подоим — молочком напоим. Друга гуля говорит: надо детку накормить. Калачом да медком, сладким пряничком. Еще кашей с молоком, и пшеничным пирожком. Вот поедем в городок, купим крупки мешок, еще кашничек-горшок. Будем кашку варить, будем детку кормить. Третья гуля говорит: — надо детку усыпить. Тут сели наши гули к дочкиной люли, в самое изголовьице: — спи-ка, на здоровьице! Стали гули ворковать, стала дочка засыпать».
«Баюшки, баюшки, скакали горностаюшки, прискакали к колыбели — на сыночка поглядели. говорит горностай: — поскорей подрастай. Я к себе тебя снесу, покажу тебе в лесу и зайчонка, и волчонка, и в болоте лягушонка, и на елке кукушонка, а под елками — лису!».
«А баинъки-побаиньки, скачут в лесу заиньки, еще серые коты из-за морьица пришли, много снов принесли. Баю-баю, за рекой скрылось солнце на покой. У наших ворот зайки водят хоровод. Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки? Вам под осинку, сыночку — на перинку».
«А баиньки-баиньки, купим сыну валенки, наденем на ноженьки, пустим по дороженьке, будет наш сынок ходить, новы валенки носить».
«Ай, люли, люли, люли, спи, сыночек мой, усни. Скоро ноченька пройдет, солнце красное взойдет, солнце красное взойдет, росы свежие падут, в поле цветики взрастут, сад весенний расцветет, громко пташка запоет. Аи люли, люли, люли, ты, сыночек, крепко спи».
Добрые духи сна : 2 комментария
Спасибо за рубрику. На самом деле песня матери служит оберегом для детей. Я теперь постоянно смотрю ваш сайт,сделала себе закладку.Удачи.
Вы правы.Мама для ребенка самый главный ангел хранитель.
Образы сна дремы и угомона краткая характеристика особенности
Руководитель проекта:
II. Персонажи колыбельных песен.
Как мы уже наблюдали на уровне структурных элементов колыбельной песни, ее сюжет можно рассматривать как коммуникативный акт между баяльщиком, ребенком и потусторонними силами – воплощающими сон, приносящими сон, отнимающими сон, угрожающими жизни ребенка и т.д. Понятно, что коммуникация эта направленная, и ребенок является исключительно реципиентом. На него направлено воздействие как со стороны потусторонних сил (и мешающих спать, и усыпляющих), так и со стороны баяльщика, цель которого – обеспечить ребенку сон, покой, здоровье, а также богатство и благополучие в будущем. Для этого он воздействует и на ребенка, и на потусторонние силы. Последние – только на ребенка. Они могут делать это «самостоятельно», а могут быть, как и в заговорах, «посредниками», выполняющими поручения баяльщика – приносить сон, здоровье и т.п.
Персонажей колыбельных песен, таким образом, можно рассматривать с точки зрения их участия или неучастия в выраженной на сюжетном уровне коммуникативной ситуации между баяльщиком, ребенком и сакральными силами. При этом особое положение занимают такие персонажи, как баяльщик и ребенок. Баяльщик присутствует во всех текстах как «лирический герой». Он обращается к ребенку, к различным мифологическим персонажам и проч. Но как персонаж, как действующее лицо, он появляется только в собственных рассказах о себе же: от него мы узнаем об укачивании младенца как о трудной работе, о своей единичности в судьбе ребенка и т.п. Также постоянно присутствует в текстах колыбельных образ ребенка. Большинство текстов обращено к нему. Но конкретные черты его образ принимает лишь в сюжетах, выходящих за рамки описанной коммуникативной ситуации: в повествованиях баяльщика о будущем ребенка, о его появлении на свет, а также – в обращениях к нему и эпитетах.
Итак, коммуникация, в зависимости от целей исполнителя песни, может быть нескольких видов:
1. Баяльщик хочет усыпить ребенка. Для этого он: а.) призывает сон; б.) просит некоторых персонажей принести сон ребенку; в.) прогоняет силы, мешающие ему спать; г.) воздействует на самого ребенка, призывая его уснуть.
баяльщик
те, кто
мешает те, кто приносит сон
1.1. Воплощением сна в колыбельных песнях являются такие персонажи, как сон, дрема, угомон, упокой. Приносящими же сон представлены некоторые зооморфные персонажи и персонажи христианского мира.
Часто Сон и Дрема сами выражают желание спать. Тогда их образы достаточно автономны от образа ребенка. Они ищут колыбель, чтобы уснуть самим: “Сон ходит по сеня, дрема по теремам./ Ищет сон колыбели себе. ” [3] ; «Сон-то говорит: / “Я спать хочу, / Дремота говорит: / Я дремати хочу!” [4] . Такую параллель персонажа песни со спящим или засыпающим ребенком мы встретим и в связи с образами животных, которые часто представлены спящими одновременно с ним: «Куницы спят, / Лисицы спят, / Баюшки баю, /Люлюшки люлю! / Одни голуби летели, / И те уснули, / Баюшки баю, / Люлюшки люлю!» [5] .
Реже сон не является персонажем. Тогда он представляется неким осязаемым объектом, который можно перемещать в пространстве, передавать кому-либо, даже измерять его объем («Полтора пестеря // Прямо Ване в глаза» [8] ). Он приносится к ребенку каким-либо персонажем, которого просит об этом баяльщик, чаще всего – котом («Серые коты // Из заморья шли, // Тебе сну нанесли. » [9] ).
Эти персонажи появляются всегда из каких-то далеких, чужих мест. Например, из заморья или болота:
сон с собою принеси,
сладкий сон в корзинке медной.
Дрему в чаше оловянной.
Лентой шелковою мягкой
повяжи ребенку глазки,
лентой мягкой золотою
ты прикрой ребенку веки.
Завяжи ты глазки крохе
лентой шелковою мягкой,
ты закрой малютке уши
золотой своей серьгою. [12]
В русских колыбельных Сон тоже часто призывают закрыть ребенку глаза:
Глазки ангельски закрой.
Закрывание глаз и ушей в погребальном обряде относятся к ряду действий, оформляющих переход человека в иной мир, отделение его от людей и лишение качеств, являющихся признаком этого мира – способности видеть, слышать, передвигаться.
Итак, Сон как персонаж колыбельных песен оказывается связан с миром смерти или даже ее воплощением.
Голуби – персонажи, тоже несущие ребенку сон, усыпляющие его, своим воркованием:
Станут гульки ворковать,
Спи с Иисусовой молитвой,
Усни сном благоприятным,
С небес, ангелы, летите,
Сон младенцу принесите,
Положи младенца спать. [38]
Уклади сынка скорие,
Богородица, Божья мать,
Уклади Денису спать,
Спи, Дениса во качели,
Тибя ангелы качели,
Дениса не будите вы. [39]
Пресвятая Божья Мать
Стала Янушку качать. [40]
Вся надеюшка на вас
Освятите детку спать.
Уклади тебя Никола
Пресвятая Божья Мать
Стала Янушку качать. [42]
1.2.в. Мамушки, нянюшки, красные девушки – тоже относятся к персонажам, призываемым дать ребенку сон. К ним обращается баяльщик с просьбой уложить, укачать ребенка:
Сенны красны девки
Или божественные покровители ребенка поручают им делать это:
Персонажи, мешающие спать ребенку делятся на несколько типов: мифологические (Бука, бабайка), зооморфные персонажи (собачка, муха, собачка, котик, голуби, коза, волки), некоторые неодушевленные предметы (очеп, звоночек). Баяльщик обращается к таким персонажам с просьбой или требованием не будить ребенка, не пугать, не мешать ему спать:
стали гули не кречити
Нашу Катю не пугай. [51]
Ты, звоночек. не звони,
Уж ты, очеп, не скрипи,
У нас Ваню не буди. [53]
Или он прогоняет их:
Поди, муха, под сарай,
Нашу Маню не пугай. [54]
Итак, мы видим, что в колыбельных, представляющих ситуацию воздействия со стороны баяльщика на ребенка и на сакральные силы (как дающие ему сон, так и отнимающие) коммуникация между участниками строится аналогично коммуникации в заговорных текстах. При этом в колыбельных песнях сон как желаемый объект может быть персонифицирован, а персонажи, выполняющие, подобно тому, как и в текстах заговоров, роль посредника между этим объектом и исполнителем заговора, представлены образами животных, птиц и персонажей христианского мира.
2. Другой тип коммуникативной ситуации «баяльщик – ребенок – сакральные силы»: баяльщик желает ребенку роста, здоровья, богатства в будущем.
баяльщик
Он может обращаться непосредственно к ребенку с заклинательной формулой, основанной на императиве:
Персонажи русских колыбельных песен
По наблюдению В.В. Головинасюжет русской колыбельной песни можно рассматривать как коммуникативный акт между баяльщиком, ребенком и потусторонними силами – воплощающими сон, приносящими сон, отнимающими сон, угрожающими жизни ребенка и т.д. Персонажей колыбельных песен, таким образом, можно рассматривать с точки зрения их участия или неучастия в выраженной на сюжетном уровне коммуникативной ситуации между баяльщиком, ребенком и сакральными силами. При этом особое положение занимают такие персонажи, как баяльщик и ребенок (Головин В.В. 2000 стр. 102).
Коммуникация, в зависимости от целей исполнителя песни, может быть нескольких видов. В зависимости от вида коммуникации персонажи колыбельных песен могут варьироваться. Подробнее рассмотрим отмеченное.
а) Баяльщик хочет усыпить ребенка. Для этого он призывает сон, просит некоторых персонажей принести сон ребенку, прогоняет силы, мешающие ему спать, воздействует на самого ребенка, призывая его уснуть.
Воплощением сна в колыбельных песнях являются такие персонажи, как сон, дрема, угомон, упокой. Приносящими же сон представлены некоторые зооморфные персонажи и персонажи христианского мира.
Интересно, что сон и дрема в русских колыбельных – это действующие лица, персонажи. Они ходят-бродят под окнами избы, разговаривают, сcорятся, описывается даже их одежда («Сон в сапогах Дрема в катанках«), они ищут колыбель ребёнка, спорят друг с другом о том, кто из них лучше и быстрее его укачает и усыпит:
Сон ходит по очепу
А дрема-то по лучкам.
Сон с дремой поспорили:
Часто Сон и Дрема сами выражают желание спать. Тогда их образы достаточно автономны от образа ребенка. Они ищут колыбель, чтобы уснуть самим:
Сон ходит по сеня, дрема по теремам.
Ищет сон колыбели себе.
Такую параллель персонажа песни со спящим или засыпающим ребенком мы встретим и в связи с образами животных, которые часто представлены спящими одновременно с ним:
Одни голуби летели,
Персонифицированные образы сна, как уже было сказано, действуют «осознанно», по собственной инициативе. Но часто они призываются исполнителем к младенцу. Тогда песня содержит обращение-призыв. Такие тексты сближаются по смыслу и структуре с заговорами: “Сон да дрема накатись на глаза...”, о чем уже говорилось в предыдущей главе.
В отличие от образов Сна и Дремы, персонификация Угомона и Упокоя носит не столь определенный характер. Их призывают к ребенку как самостоятельно действующих персонажей – «Бай, бай, спи усни, / Да угомон тебя возьми, но не встречается примеров их олицетворения и наделения столь подробными, как у Сна и Дремы, человеческими чертами.
В народной традиции природные локусы, не относящиеся к пространству, освоенному человеком, воплощают образ иного мира, мира смерти. И сон, появляющийся оттуда, будучи персонифицированным или нет, несет с собой качества того мира. То есть, сон фактически отождествляется со смертью. Образ сна, приходящего с того света, О. Власова описывает в северокарельских колыбельных. Там «Сон появляется с улицы, с чужих земель», его «может принести мышь, которая, по карельским поверьям, представитель иного мира», «Дед Сон спускается с печи», которая «в трационной символике – символ прародителей» (Власова О., 1996, стр. 29). Более того, в текстах северокарельских колыбельных она находит описание некоторых элементов погребального обряда, «например, накладывание ленты на глаза, закрывание ушей», исполнение которых ожидается от персонифицированного сна:
сон с собою принеси,
сладкий сон в корзинке медной.
Дрему в чаше оловянной.
Лентой шелковою мягкой
повяжи ребенку глазки,
лентой мягкой золотою
ты прикрой ребенку веки.
Завяжи ты глазки крохе
лентой шелковою мягкой,
ты закрой малютке уши
золотой своей серьгою.
В русских колыбельных Сон тоже часто призывают закрыть ребенку глаза:
Глазки ангельски закрой
Закрывание глаз и ушей в погребальном обряде относятся к ряду действий, оформляющих переход человека в иной мир, отделение его от людей и лишение качеств, являющихся признаком этого мира – способности видеть, слышать, передвигаться (Байбурин А.К., 1993, стр. 72).
Итак, Сон как персонаж колыбельных песен оказывается связан с миром смерти или даже ее воплощением.
Персонажи животного мира, приносящие сон, приглашаются к ребенку с этой целью, или приходят сами. Чаще всего с просьбой принести сон обращаются к коту – одному из самых популярных персонажей колыбельных. Его зовут укачивать ребенка или он сам нанимается на работу, за которую ему обещают определенную плату (Головин В. В. 2000 стр. 148):
Приди котик ночевать,
Приди Ванюшку качать,
Я те котик заплачу:
На неделю дам харчу,
Соболи и куницы тоже могут быть персонажами, приносящими ребенку сон. В колыбельных песнях они встречаются, как правило, вместе, появляясь в связи с описанием убранства богатой колыбели. Помимо «золота», «шитобранных пологов» и т.п. говорится о «кунах» и «соболях», находящихся в ногах и в изголовье у ребенка. Но они оказываются не просто частью убранства, а персонажами, способными ребенка усыпить, подобно Сну и Дреме (там же):
В изголовьях – куны,
Голуби – персонажи, тоже несущие ребенку сон, усыпляющие его, своим воркованием:
Станут гульки ворковать,
Станет Саша засыпать.
Прилетели к нам гули.
Сели около люленьки.
Стали гули ворковать,
Лене спать не давать.
Уж вы кыш, гули, долой,
Полетайте вы домой,
Дайте Леночке покой.
Обращаются за помощью, укачивая ребёнка, и к христианским персонажам – к ангелам, Богородице, Христу, некоторым святым. При этом ребёнок как бы препоручается им, они заботятся о нём, подобно нянькам:
Уклади сынка скорие,
Богородица Божья мать,
Уклади Денису спать,
Спи Дениса во качели,
Тебя ангелы качели,
б) Баяльщик желает ребенку роста, здоровья, богатства в будущем.
Здесь появляется образ самого ребенка, а также персонажи христианского мира: Пресвятая Троица, Богородица, ангелы, Бог ит.д.
Бог помилует, спасет,
Тебе здоровья принесет.
в) Баяльщик защищает ребенка от опасности.
Кроме тех персонажей колыбельных, дающих ребёнку сон рост здоровье и богатство, есть и такие которые ему опасны. Характерными персонажами здесь выступают волчок, коток, попугай, Мамай, Бука, Бадай, Басалай и др.
Придёт серенький волчок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток,
Будет ямочку копать,
Туда Машу зарывать.
Баяльщик не только сам может выступать в роли защитника ребёнка от опасных ему персонажей, но и призывать на защиту божественных покровителей ребёнка – Богородицу, Христа, ангелов:
Тебя ангелы хранят,
Ой тебя они хранят,
Вне коммуникативной ситуации «баяльщик – ребенок – сакральные силы» стоит целый ряд персонажей, появляющихся лишь в словах баяльщика. Это, в основном, персонажи, причастные к рождению ребенка, сам баяльщик и ребенок. Обычно появляются образы родителей и родственников, персонажи христианского мира (Богородица и Христок).
Бог тебя дал, Богородица дала,
Она крылышком махнула
Да на окошечко пёхнула.
Из всего вышеизложенного можно отметить, что частыми персонажами в русских колыбельных песнях могут быть персонифицированные образы сна, представители животного и христианского миров, а также представители так называемой «детской демонологии». Отнюдь нередкое появление божественных персонажей объясняется тем, что на простяжении тысячелетия Россия была православным государством. Религиозное мировоззрение наложило отпечаток на все формы государства, общества и частной жизни людей. Религия оказала влияние на формирование русской культуры в целом, так и на создание фольклорного творчества в частности.
Характеристика жанров «материнской поэзии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Характеристика жанров «материнской поэзии»
В материнской поэзии выделяются следующие формы: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Конечно, эти мифологические герои, олицетворяющие желаемое состояние младенца, появляются в колыбельных песнях неспроста: каждая мать хочет, чтобы они, как ангелы-хранители во взрослой жизни ее Сына или дочери создали уют, мир, лад.
Ангелы-хранители, где вы Ваню видели?
Ваню видели в раю, лежит на самом краю.
Спи Ваня с Успокоем.
Тебя пологом закроем.
Форма колыбельной песни создавалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой, спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной.
На первом месяце жизни напев как особый гармонический звуковой ряд оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребенок начинает воспринимать ритмическую мелодику еще в плодный период своего развития
Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре сам начинает «гулить», укачивает сам себя, подражая материнской напевной речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами «вредителями» часто становятся старик Бабай или Бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка.
Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, еще не способного к прочному запоминанию звуков (словесной) информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов и их цепочек в одной колыбельной.
Через колыбельную для более взрослых детей малыш начинал понимать заботы семьи, назначение отдельных предметов; «байка» учитывала, и желание ребенка иметь все самое лучшее. Вспомните типичное детское: «А у меня лучше», «А мне мама больше даст», «А у меня есть, а у тебя нет» и пр. И колыбельная песня тешила пробуждающееся самолюбие ребенка.
Одним словом, колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша.
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда ребенок умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки.
Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда ребенок начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой.
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны ребенку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Желание родителей вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр. С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности.
Прибаутки-диалоги повествуют о быках, что «воду выпили», о козе, что «коней стерегла» и т.п. Наиболее же поучительны занимательные прибаутки- притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений, Подобно другим жанрам детского творчества, прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
Одним из видов «материнского фольклора» является сказка.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.
В целях социальной адаптации ребенка образы народной сказки могут быть использованы, как пример для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу или трудной для ребенка ситуации. Проигрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в инсценировке сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Так, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:
учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;
знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;
овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.
Сказка может помочь сделать процесс воспитания культурно- гигиенических навыков интересным и занимательным для малыша. Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста также легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.
Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помощь сбежать от злодеев.
Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать».
Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимает много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит повторить уже рассказанное. Эти сказки можно читать малышу, чтобы отвлечь от чего-то. Эти сказки можно применить в качестве воспитательной меры: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется слушать с величайшим вниманием.
Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача взрослых заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.
Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову.
Чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, необходимо следовать таким правилам. Читать ребенку только тогда, когда сам взрослый находится в хорошем настроении. Если читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, нужно поощрять его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывать, когда он обращается с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читать с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово.
Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.
ПОТЕШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два
***
Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький каток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
***
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
***
После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок,
Полежал совсем немного
И отправился в дорогу,
Погулял среди травинок
И приполз назад, в ботинок.
ПОТЕШКИ ДЛЯ ЗАРЯДКИ.
Большие ноги шагали по дороге…
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Заинька, подходи
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи,
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!
Куй, куй, каблучок!
(Покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Малыши-крепыши
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
***
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
ПОТЕШКИ ДЛЯ УМЫВАНИЯ
Водичка, водичка
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Часто умываемся,
Детям улыбаемся.
Мыли мылом ушки
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Из колодца принесла
Из колодца принесла
Курица водицу.
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
А водичка булькает,
А водичка пенится
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ КОРМЛЕНИЯ РЕБЁНКА
Эй, вечерняя звезда!
Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой толокняной
Из чашки деревянной!
Трушки ту-тушки!
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка.
Принесет орешки
Для Машиной потекши.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
У лисы боли, у медведя боли,
А Петенькины боли унеси за горы ***
От моей Оли уйдите боли:
На чистое поле, на синее море, на темный лес.
Список использованной литературы:
Барская Н. «Выступает будто пава!» (элементы фольклора на занятиях в детском саду) //Дошкольное воспитание, 1994г. №12
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
- Образы сна дремы и угомона в колыбельных
- Обратите внимание на сон раскольникова в финале романа какие общественные болезни и эпидемии