Образы символы во сне татьяны евгений онегин
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:02, доклад
Описание
Символы сновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значения сна. В «Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон.
Работа состоит из 1 файл
онегин.doc
Наиболее тщательно обработан А. С. Пушкиным и наиболее подробно изложен сон Татьяны в «Евгении Онегине».
Символы сновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значения сна. В «Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон.
Сон Татьяны – некая символическая действительность, созданная на основе ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин. Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна, перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина.
Один из важнейших символов сна – «зима» и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей схемой «холодный»: «снег», «сугроб», «лед», «метель». Согласно сюжету сновидения, Татьяна идет сначала по «снеговой поляне» (380), затем по «жердочкам, склеенным льдиной» (380), переходит протекающий в сугробах ручей, «не скованный зимой» (380), и попадает в заснеженный лес, где «дороги нет; кусты, стремнины / Метелью все занесены, / Глубоко в снег погружены» (381). Первое значение данных символов – «смерть». Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами – снегом, льдом, метелью – с печалью и смертью.
Если первое значение символов «зима», «снег», «сугроб», «метель» вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе значение, наоборот, – тему брака. По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет на руки медведь, предвещает будущее замужество.
Главный символ сна Татьяны – хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к «шалашу»: «Вдруг меж дерев шалаш убогий; / Кругом всё глушь; отовсюду он / Пустынным снегом занесен, / И ярко светится окошко…» (381). Из контекста мы узнаем, что «шалаш» – вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома – Онегин – что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А. С. Пушкин называет «шайкой домовых» (383). Домовой – «дух хранитель и обидчик дома». Таково значение слов «хижина» и «домовой» в контексте сюжета сна Татьяны. Обратимся к их символическому значению.
Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё – душу Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила её гадать на святки.
Хижина Онегина – зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя.
Смотреть в дверную щель хижины снаружи – пытаться понять внутренний мир Онегина. Согласно сюжету, Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку» (382), потом «немного растворяет дверь» (383) и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.
Проникнуть в дом – стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения.
Исчезновение «домовых» – избавление от прежних пороков. «Шайка домовых» сначала «смутилась», т.е. встревожилась, а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от «демонов».
Итак, сон Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижины Онегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где её проводник – медведь подводит к самой главной душе – Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна – события в хижине – посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от «демонов», муки совести и болезнь, физическая и нравственная.
Презентация по литературе на тему «Символические образы во «Сне Татьяны Лариной»» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МОУ-Шишково-Дубровская СОШ Смирнова М.Ю.
получить более глубокое представление о творческом методе А. С. Пушкина; научиться понимать и анализировать в романе “Евгений Онегин” образ Татьяны Лариной, имеющий прямую связь с фольклором и народной жизнью; выявить связь между представленными в презентации произведениями.
С появлением Татьяны в романе возникают рассказы об обычаях, «привычках милой старины», гадания, сказочный фольклор. В них содержится особая нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. А главное – то, что говорит о ней сам Пушкин: Татьяна, русская душою,…
Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ Гадание на зеркалах Гадание башмаком
Г а д а н и я Слушание у бани Гадание подслушиванием
Р Я Ж Е Н Ы Е «Коза со скрипкой» Ряженые
«По старине торжествовали / В их доме эти вечера», то есть святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны. Пушкин целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини.
Татьяна «по совету няни» приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе. Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они заканчивались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела.
Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель Легла. Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все. Татьяна спит. И снится чудный сон Татьяне. Прежде всего следует отметить, что гадание «на сон» представляет собой опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой.
В.А.Жуковский «СВЕТЛАНА» Вот баллады толк моей:// «Лучшей друг нам в жизни сей// Вера в провиденье.// Благ зиждителя закон: // Здесь несчастье – лживый сон;// Счастье – пробужденье».
Поэтому образ Татьяны определен складом народной жизни и фольклора…которые сопровождают ее как лейтмотив. С первых слов о Татьяне ее образ окружен представлениями о старине, о вкусах простолюдинов, причем она не противостоит этим представлениям, а как бы сливается с ними.
ВЫВОД Во сне Татьяны Лариной предопределено дальнейшее развитие событий в жизни героев, в нем предсказывается не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленные события: понимание внутреннего мира Онегина Татьяной, замужество героини, безнадёжность любви Онегина, его муки совести и болезнь. Сон Татьяны – пророческий сон.
Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, / Как на больших похоронах. » Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну, которая так поразила Онегина в Петербурге.
1. Письменно ответить на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, связь между представленными в презентации произведениями?» ( не менее 80 слов) 2. Заполнить таблицу:
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – Я ТЕПЕРЬ ЛЕГКО СПРАВЛЮСЬ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – Я ВСЕ РАВНО ИСПЫТЫВАЮ ТРУДНОСТИ КРАСНЫЙ ЦВЕТ – Я ТАК НИЧЕГО И НЕ ПОНЯЛ
Спасибо за внимание!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1530691
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сон Татьяны в “Евгении Онегине”
«Евгений Онегин» – роман в стихах, одно из самых известных произведений Пушкина. Великий русский писатель посветил ему семь лет своей жизни. Работа над романом продолжалась с 1823 года по 1830 год. Важную роль в произведении имеет сон Татьяны Лариной.
Образ Татьяны
Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.
Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.
Сон Татьяны
На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:
«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»
В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:
«Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком,
а вот Полужуравль и полукот.»
Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.
Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.
Значение сна Татьяны
«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.
Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.
Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.
Толкование сна Татьяны Лариной. Слова-символы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:06, реферат
Краткое описание
И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Толкование сна Татьяны Лариной.docx
Толкование сна Татьяны Лариной. Слова-символы
И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью.
К опорным словам-символам сна Татьяны можно отнести следующие: «зима», «мост через ручей», «лес», «медведь», «хижина», «домовые».
Снег в значении «приносящий плодородие». Отсюда покрыть снегом – «покрыть свадебным покрывалом». Считалось, что снег, как и дождь, несли силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты. Например, в словах молодой девушки на Покров: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (или женишком)». По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.
Медведь – «будущий жених Татьяны – генерал». Значение «медведь-жених» издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С.Пушкин подчеркивет, что медведь был «косматый», «большой взъерошенный». Это значение символа отмечалось многими исследователями. Так, например, в записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В одной из подблюдных песен: «Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем».
Предсказание смерти Ленского.
Символ в контексте сна прежде всего модель, являющаяся источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей сновидения, связанных с опорным символом микроконтекстом. Символы связаны между собой, создавая сложную, неоднозначно-символическую, модель мира.
Список литературы
1. Афанасьев: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.
2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.
3. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954.
4. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1994.
5. СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
6. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1994.
7. Лосев: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
8. Лотман: Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург, 1995.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1992.
10. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
11. ЭСЧ: Черных П.Я. Историко- этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1993.
Слова-символы в толковании сна Татьяны Лариной
Слова-символы в толковании сна Татьяны Лариной (вариант 1).
Сны, как особая форма выражения стихии бессознательного начала, издревле волновали человека. Особенный интерес вызывают символы, которые, создавая свою модель действительности, рассказывают сновидцу об истинном состоянии его души и тела не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов, которые рождаются в подсознании и навещают наши сны, корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях УНТ.
Особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов.
Слово-символ в худ. произведении прежде всего многозначная структура, которая определяется единством и взаимозависимостью трех семантических измерений: а) русской языческой символикой; б) микро- и макроконтекстом произведения; в) функцией сна, во-первых, раскрывать душевное состояние сновидца (Татьяны) или его близких (положив под подушку зеркало, Татьяна гадала на суженого, т.е. на Онегина); и во-вторых, предсказывать будущее.
Символ, как писал А.Ф.Лосев, модель. То есть это такое соотношение первичного и производного значений слова, которое далее моделируется, копируется в семантической структуре слов, связанных с опорным символом общностью микроконтекста. В этом источник символизации не только основных, опорных, объектов сна, но и многочисленных деталей.
Рассмотрим семантическую структуру опорных слов-символов, и то, как они являются источником символизации целых эпизодов и деталей сна. К опорным словам-символам сна Татьяны можно отнести следующие: «зима», «мост через ручей», «лес», «медведь», «хижина», «домовые».
«Зима» и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой ‘холодный’: «снег», «сугроб», «лед», «метель».
Согласно сюжету сна, Татьяна идет сначала по «снеговой поляне», затем по «жердочкам, склеённым льдиной», переходит протекающий в сугробах ручей, «не скованный зимой», и попадает в заснеженный лес, где «дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены».
Итак, три символа не просто объединены общей семой брака, замужества, но определяют сюжет сновидения.
В современном русском языке соотношение ‘дом-человек’ отражено, напрмер, в в выражении «не все дома» (БАС: 3, 958).
(«Онегин за столом сидит И в дверь украткою глядит»). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, «томясь душевной пустотой», охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. (Ср. в объяснении с Татьяной Онегин сравнивает себя с «недостойным», «скучным», мужем, который «всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно ревнив»; или перед дуэлью: «В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во многом».
Б. Предсказание смерти Ленского.
Символ в контексте сна прежде всего модель, являющаяся источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей сновидения, связанных с опорным символом микроконтекстом. Символы связаны между собой не только общими семами, нопорождают сюжет сна, создавая сложную, неоднозначно-символическую, модель мира.
1. Афанасьев: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.
2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.
3. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954.
4. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1994.
5. СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
6. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1994.
7. Лосев: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
8. Лотман: Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург, 1995.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1992.
10. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
11. ЭСЧ: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1993.
Материалы к статье
1.Из Керлот Х.Э. Словарь символов. М.,1994.
Чудовища. «На психологическом уровне они ассоциируются с темными силами, которые составляют глубочайшие пласты душевной геологии, кипящие, как вулкан» (С. 584).
2. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
* «Символ есть принцип порождения действительности», в нем «заложена возможность возникновения бесконечного ряда единичных проявлений той общности, из которой состоит символ». * «Понятие предмета отражает предмет; но если оно достаточно глубоко и разработанно, то оно воздействует обратно на действительность и даже её переделывает» (С. 166-167). 3. Лосев А.Ф. Логика символа. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
* Символ есть «обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу» (С. 258)
* Идея символа «оказывается законом всего его построения» (С. 259), так что «выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом» (С. 260).
4. Арутюнова Н.Д. Семиотические концепты. //Арутюнова
Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
* Символ «указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоторого смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» (с. 337).
* Символ уводит за пределы реальности (с.339), имеет экстралингвистическую функцию.
* Символ «приобретает способность к постоянному смысловому углублению и обогащению».(с. 339).
* Три компонента структуры символа: 1) означаемое, абстрактное и туманное; 2) означающее, четкое, легко графически воспроизводимое (с. 340), стремящееся к упрощению (с. 341); 3) связка (типа предиката). (С. 340).
Семантическая структура символа:
3. Отношение между означающим и означаемым:
Изоморфность: структура предмета, означающего символический смысл есть и структура самого смысла. Отсюда символическую функцию приобретают а) компоненты целого; б) отношения между ними (Лосев, 273) Идея символа «оказывается законом всего его построения» (С. 259), так что «выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом» (С. 260).
Вывод: символ не просто семантическое соотношение означаемого и означающего, но порождающая модель, которая воспроизводит, копирует это семантическое отношение не только на всю систему, но и на её элементы, а также все, что прямо или косвенно имеет к ней отношение.
2) душа, в том числе душа усопшего (Афанасьев, 3, 197)
3) страсть (-, +), в том числе любовь (метонимия) (Афанасьев, 3, 197)
Солнце (= небесный огонь, метафора):
1) жизнь (Афанасьев 1, 179)
Семантическая структура символического сюжета.
1. Как модель, «символ есть принцип порождения действительности» (Лосев, 166-167).
3. Система чувственных образов изоморфна семантической структуре символической идеи (разгадке сна). Принципом организации системы чувственных образов является пространственно-временной континуум, который, очевидно, играет главную роль в расшифровке сна.
4. Символическая действительность организована рядом опорных символов. Они подобраны таким образом, что организуют пространство и сюжет сна: снег, лес, ручей, мост, избушка, медведь. В результате мы имеем следующее: Татьяна, перейдя мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина. Таково пространство и сюжет сна.
5. Символическая реальность имеет множество деталей, имеющих прямое или косвенное отношение к опорным символам. Значение опорных символов распространяется также и на них.
6. Для определения значения символа необходим контекст, так как в разных контекстах одно и то же означающее приобретает различные значения. В «Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика. Гадания на святки непосредственно опираются на эту символику, о чем не раз писали многие фольклористы. Контекстом можно назвать и функциональную направленность сна, который призван 1) раскрыть внутренний мир самой героини и того, на кого она гадает (то есть Онегина); 2) рассказать о событиях будущего, имеющих непосредственное отношение к судьбе героини.