Название: «Правда святая иль сон золотой» Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 08:17:39 19 сентября 2003 Похожие работы Просмотров: 226 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
«Правда святая иль сон золотой»
(по пьесе М. Горького «На дне»)
Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.
Евангелие эпохи Водолея, гл. 75
На лесной поляне окружённое со всех сторон мягкой зелёной травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол, отчего тот начинает переливаться. Тонкие, правильной формы колонны, белоснежные стены и позолоченный купол растворяют этот солнечный свет.
Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим. Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает «светлый». И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем. Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий.
Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо? Конечно, правда. Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти своё место в жизни. Пепел, без сомнения, ловок, хитёр и даже дерзок. Для таких людей «золотая сторона» и предназначена. Старик верит, что так и должно быть. Мы не можем утверждать, что он лжёт,. «И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, может, обух для тебя…»
Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.
Красноречив монолог Сатина в четвёртом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и тёмно. И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.
Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придаёт этому слову свой собственный смысл.
Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока ещё не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины. Но когда это удаётся, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.
Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького
Школьное сочинение
Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», становятся «рассказами в рассказе», у них возникает своеобразная «рама», которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в «Песне о Соколе» описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.
Еще более важную роль играет рассказчик в «Старухе Изергиль». Во вступлении читаем: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». А затем возникает зловещая внешность старухи, которая «точно говорила костями «, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.
Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: «Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. «
В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.
Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, «отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ему же принадлежит упрек обывателям — «живым мертвецам».
Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: «У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки». Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали «живых мертвецов». Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и «безумству храбрых».
Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.
Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького
Школьное сочинение
Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», становятся «рассказами в рассказе», у них возникает своеобразная «рама», которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в «Песне о Соколе» описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.
Еще более важную роль играет рассказчик в «Старухе Изергиль». Во вступлении читаем: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». А затем возникает зловещая внешность старухи, которая «точно говорила костями «, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.
Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: «Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. «
В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.
Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, «отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ему же принадлежит упрек обывателям — «живым мертвецам».
Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: «У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки». Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали «живых мертвецов». Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и «безумству храбрых».
Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.
Люди бывают сильные и слабые. Одни люди живут в окружающем мире, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью пробивая любые стены на своем пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочем. А другие не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный мир, сами придумывают себе цель и стремятся к ней, лгут всем и, прежде всего, себе, что они скоро станут самыми счастливыми, скоро найдут свое сокровище, скоро попадут в ту замечательную
Именно этих людей я называю сильными. Они настолько сильны духовно, что, несмотря на то, что они видят, слышат и ощущают, не обращая внимания на огромный реальный мир, они способны сотворить для себя мир иной, новый, чистый, мир добра и счастья, мир согласия, вечный, светлый мир. Они живут в этом мире, они живут этим миром, даже если окружающие считают их сумасшедшими.
Эти люди способны перенести любые физические увечья, издевательства окружающих, любые жизненные трудности, лишь бы пронести свою драгоценную ношу, свою хрупкую, стеклянную мечту через болота
Она построила вокруг своего мира каменную стену, через которую не проходят все насмешки и упреки, но в этой стене она оставила окна, чтобы все смотрели и завидовали красоте ее мечты. С появлением в ночлежке Луки еще у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчета, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу “ложь во спасение”. Не можешь жить в общем мире – создай свой.
И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться еще немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила. Лука повлиял и на Актера. Это было еще легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актер уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению.
Ему было все равно, где эта лечебница находится, он твердо верил, что найдет ее. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чем не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актер же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом.
Мечта Актера лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, темную, жалкую ночлежку. Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснешься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легче И пусть каждому воздастся по вере его.
Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.
Евангелие эпохи Водолея, гл. 75
На лесной поляне окруженное со всех сторон мягкой зеленой травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол,
Именно такую больницу видел в своих мечтах актер. Превосходная лечебница… Свет, чистота, пища – все даром.
Что же это? Правда, в которую невозможно поверить, сон золотой или несбывшаяся мечта? Каждый персонаж пьесы М. Горького “На дне” по-своему видит эту сказку и себя в ней. Однако, находясь под впечатлением своих грез, персонажи не понимают друг друга: спорят по всяким пустякам, ругаются, оскорбляют других обитателей ночлежки.
Споры о правде продолжаются
Человек так устроен, что порой правда бывает очень горькой для него. Мы подчас предпочитаем принять “приятную” ложь, нежели горькую правду. “А-а! Не терпишь правды!” – кричит Квашня на Клеща.
Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим.
Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает “светлый”. И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем.
Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий.
Лука честен абсолютно со всеми персонажами. Анна, жена Клеща, предстает в пьесе мученицей. “Всю жизнь дрожала… Как бы больше другого не съесть…” “Помираю, вот…” А Лука ее утешает: “Ты верь!” “Господь взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю Анну эту!
Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится… Знаю я, жила она – очень трудно… Очень устала…
Дай же покой Анне…” Разве Лука лжет? Конечно же, нет. Согласно христианской религии после жизни человек может попасть в рай или в ад. Мудрый старец, кажущийся окружающим странным и лукавым, на самом деле никого не обманывает.
Ведь безбожным Луку не назовешь. “Верь”, – повторяет он несколько раз на протяжении пьесы. Старец дает абсолютно правильный ответ на вопрос Пепла, есть ли Бог. “Коли веришь, – есть; не веришь, – нет…” В Библии сказано, что Бог “почивает” в душе верующего человека. Неверующий же сам удаляется от Бога.
Господь для него становится недосягаемым.
Лука говорит правду Актеру: “Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!” Обратимся к истории России: во многих крупных городах, например в Москве, Киеве, Казани, уже в начале двадцатого столетия существовали лечебницы для пьяниц, причем лечение во многих из них было бесплатное.
Так почему же тогда Лука не называет хотя бы один из этих городов? Мудрый старец дает Актеру надежду, помогает ему на время свернуть с гибельного пути. Но Актер оказался слабым человеком, позволил мнению Сатина восторжествовать над своим собственным.
Погасла путеводная звезда Актера, которая помогала ему идти к своей мечте. Актер даже с некоторой долей гордости заявлял, что его организм отравлен алкоголем. Вполне возможно, что ему и не нужно было лечиться, достаточно было представлять в своем воображении заветную лечебницу, до которой когда-нибудь он смог бы дойти.
Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо? Конечно, правда. Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти свое место в жизни.
Пепел, без сомнения, ловок, хитер и даже дерзок. Для таких людей “золотая сторона” и предназначена. Старик верит, что так и должно быть.
Мы не можем утверждать, что он лжет,. “И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, может, обух для тебя…”
Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.
Добрый старец утешает Настю: “Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит – была она!” Бубнов считает, что старик врет.
Лука не спорит, что история выдумана, но не отрицает сказанного. Мудрый старец видит, что в душе Насти живет истинная любовь. Но ее любовь особая – это чувство, испытанное после оскорблений и унижений.
Лука верит, что Настя способна на любовь, и в этом его правда.
Для Клеща правда – это то отчаянное положение, в котором он оказался, безысходность. “Вот правда! Работы нет… силы нет! Пристанища… пристанища нету!
Издыхать надо…” Лука же говорит: “Она, правда-то, не всегда по недугу человека… не всегда правдой душу вылечишь.” Быть может, старец имел в виду, что жить без возможности изменить свою судьбу невыносимо, человек не может слишком долго терпеть горькой правды. Рано или поздно в его сознании возникает надежда на то, что когда-нибудь он найдет свое место в жизни, свою праведную землю. Но поиск труден и требует терпения.
Этой земли нет ни на одной карте, она может быть только в человеческой душе. Лука искренне верил в существование такой земли, давая ночлежникам шанс обрести цель, смысл жизни. Может, это были и “выдумки”, “сказки”, “обман”, но Лука говорил от чистого сердца, а значит, не врал.
Красноречив монолог Сатина в четвертом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и темно.
И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.
Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придает этому слову свой собственный смысл.
Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока еще не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины.
Но когда это удается, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.
Надпись “Человек, познай себя” на стене древнего храма есть повторяющийся вызов каждой душе. “Человек – вот правда!” И каждый, кто сможет осознать эту простую истину, обретет уверенность в собственных силах и найдет свой золотой сон.