Новелла о снах с широко закрытыми глазами

Новелла о снах с широко закрытыми глазами. 353757. Новелла о снах с широко закрытыми глазами фото. Новелла о снах с широко закрытыми глазами-353757. картинка Новелла о снах с широко закрытыми глазами. картинка 353757. «Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века.

«Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века.

Эта книга послужила основой для сценария фильма «С широко закрытыми глазами», последнего шедевра мэтра мировой кинематографии Стэнли Кубрика.

Траумновелле. С широко закрытым глазами

— Двадцать четыре черных раба обогнули галерею, которая должна была привести принца Амгиада к дворцу калифа. Сам принц, закутанный в пурпурную мантию, возлежал на носилках под темно-синим небом, усыпанном звездами, и его взгляд… — вслух читала девочка.

Но на этом месте глаза ее сомкнулись, и она погрузилась в дрему.

Родители с улыбкой переглянулись, Фридолин нагнулся и поцеловал ее светлые волосы. Он захлопнул книгу, лежавшую на еще не убранном после ужина столе. От громкого звука девочка проснулась.

— Девять часов, — сказал он, — время идти спать. Альбертина тоже наклонилась к ребенку, и ее рука коснулась руки Фридолина. Они, обменявшись взглядами, нежно улыбнулись друг другу. Зашла горничная, чтобы увести девочку спать. Та поднялась, послушно подставила родителям губы для поцелуя и покорно последовала за ней. Альбертина и Фридолин остались одни, освещенные красным светом висящей лампы. Они продолжили начатый еще до ужина разговор о вчерашнем бале-маскараде. В нынешнем году это был первый бал, который они решились посетить почти в самом конце карнавальной недели. Фридолин сразу, при входе, столкнулся с двумя девушками в костюмах домино, которые приветствовали его, словно старого друга, будто они давно и с нетерпением его ждали. И хотя они явно были знакомы со всякого рода историями из его жизни времен студенчества и работы в госпитале, Фридолин мог лишь смутно догадываться о том, кто они. Затем последовало многообещающее предложение уединиться в ложе. Однако там девушки тотчас оставили его одного, обещав вернуться как можно скорее и без костюмов. Их отсутствие длилось так долго, что Фридолин, утомленный ожиданием, решил отправиться на первый этаж, надеясь найти там своих ветреных Домино. Впрочем, его напряженные поиски не увенчались успехом, вместо этого он оказался в компании другой особы женского пола — своей жены. Она только что освободилась от общества одного незнакомца, чей высокомерный равнодушно-меланхоличный вид и иностранный, похожий на польский акцент, поначалу пленил ее, однако вскоре впечатление было испорчено внезапно вырвавшейся отвратительно бесцеремонной фразой. Весь оставшийся вечер супруги провели вдвоем. В сущности, они были рады, что ускользнули от банальной, приносящей лишь разочарования карнавальной игры. Они сидели возле буфета среди других влюбленных пар, наслаждаясь шампанским, устрицами и непринужденной болтовней, словно они только что познакомились. Они с удовольствием разыгрывали этот спектакль, где были и галантные комплименты, и кокетливое смущение, обольщение и благосклонность. А затем — головокружительное возвращение по ночной заснеженной Вене домой, где вихрь чувств подхватил их и вознес на такую высоту, на которой были лишь они вдвоем.

Но серое утро наступило слишком скоро. Фридолин должен был с раннего утра быть у постелей больных. Что касается Альбертины, то она, как жена и мать, тоже едва ли могла долго нежиться в постели. И вскоре вчерашняя ночь, ее конец, равно как и ее начало потонули в повседневных будничных заботах. И лишь теперь, когда все дела были закончены, а ребенок уложен спать, и казалось, ничто уже не потревожит их, снова встали перед ними тени вчерашнего бала — меланхоличный незнакомец и красные домино — и каждое незначительное событие было болезненно и чарующе окружено обманчивым светом упущенных возможностей. Супруги обменивались безобидными, но одновременно нетерпеливыми вопросами и лукавыми, двусмысленными ответами. И каждому из них казалось, что другой чего-то недоговаривает, и каждый из них решил слегка отомстить другому. Они преувеличивали привлекательность загадочных знакомцев вчерашнего вечера, высмеивали ревнивые замечания друг друга, и отрицали свои собственные. Однако непринужденная болтовня о пустяковых приключениях прошедшей ночи вскоре переросла в разговор совсем иного рода. Они говорили о скрытых, едва ли осознанных желаниях, которые могут затянуть в свой мутный и темный водоворот даже самую чистую и ясную душу. Лишь в грезах забрасывал их в эту бездну своенравный ветер судьбы, и вряд ли они хотели заглянуть туда вновь. Но мысли и чувства каждого были настолько понятны обоим, что они знали — ветер приключения, свободы и опасности вчера не в первый раз коснулся их своим волнующим дыханием.

Нерешительно, снедаемые любопытством, приближались они к завесе, за которой скрыты тайные переживания такого рода. Альбертина — возможно, она была более нетерпеливой, честной или доброй из них двоих — первой нашла в себе мужество для откровенного признания, которое должно было развеять все нарастающее недоверие и напряжение.

— Это было прошлым летом на море, в Дании. Ты помнишь того молодого человека, который как-то во время ужина сидел неподалеку от нас. Вскоре он получил телеграмму и, поспешно попрощавшись со своими друзьями, вышел? — робко спросила она Фридолина.

— Я увидела его еще утром, — продолжила Альбертина, — он с желтой дорожной сумкой быстро поднимался вверх по лестнице отеля. Он бросил на меня мимолетный взгляд, но, пройдя еще пару ступеней, остановился и обернулся. Наши взгляды встретились. Он не улыбнулся, мне скорее показалось, что по его лицу пробежала легкая тень, и я, вероятно, испытала нечто похожее, потому что меня охватило волнение. Весь этот день я лежала у моря и мечтала. Тогда мне казалось, что стоило ему лишь позвать меня, и я в ту же минуту пожертвую всем — тобой, ребенком, своим будущим и в тоже время… Я не знаю, поймешь ли ты это чувство… ты был мне дорог как никогда. Этим же вечером, наверно, ты помнишь, мы строили планы, разговаривали о нас, о нашем будущем, о ребенке с такой откровенностью, какой между нами не было уже давно. На закате мы сидели на балконе, ты и я, а он проходил внизу по пляжу. Он даже не взглянул на нас, но я была счастлива, что увидела его. Тогда я нагнулась к тебе и, проведя рукой по волосам, поцеловала. И в моей любви к тебе в тот момент было много какого-то унизительного сочувствия. В тот вечер я была очень красива, ты сам мне это сказал. Я приколола к поясу белую розу. Вероятно, неслучайно этот незнакомец со своим приятелем сели недалеко от нас. Он не смотрел на меня, но я проигрывала в мыслях, как я встану, подойду к его столу и скажу: — Это я, мой любимый, мой долгожданный, я — твоя. Но в этот момент ему принесли телеграмму, он прочитал, побледнел, прошептал что-то обоим офицерам, и, скользнув по мне загадочным взглядом, вышел.

— И что дальше? — сухо спросил Фридолин, когда она замолчала.

Источник

Новелла о снах

Новелла о снах с широко закрытыми глазами. 275px Schloss Wilhelminenberg Vienna Austria 1. Новелла о снах с широко закрытыми глазами фото. Новелла о снах с широко закрытыми глазами-275px Schloss Wilhelminenberg Vienna Austria 1. картинка Новелла о снах с широко закрытыми глазами. картинка 275px Schloss Wilhelminenberg Vienna Austria 1. «Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века.

Новелла о снах с широко закрытыми глазами. magnify clip. Новелла о снах с широко закрытыми глазами фото. Новелла о снах с широко закрытыми глазами-magnify clip. картинка Новелла о снах с широко закрытыми глазами. картинка magnify clip. «Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века.

«Новелла о снах» (нем. Traumnovelle ) — новелла австрийского писателя Артура Шницлера. В 1925—1926 годах частями издавалась в берлинском журнале мод «Die Dame». В 1926 году была опубликована в издательстве S. Fischer Verlag.

В 1999 году увидела свет самая известная экранизация этого произведения Шницлера: фильм «С широко закрытыми глазами», снятый британским режиссером Стэнли Кубриком.

Содержание

История возникновения названия

Сюжет

К тому времени, когда Фридолин приходит к советнику, тот уже мёртв, а доктора встречает его дочь Марианна. С этого момента начинается череда приключений, заполнивших собою почти всю ночь, которую главный герой переживает словно сон. После объятий Марианны, прибытия ее жениха Родигера, а затем и близких родственником, Фридолин спешит удалиться.

На улице он сталкивается с группой студентов, один из которых толкает его, не уступив дороги (это неуважение со стороны молодых людей вызвано еврейским происхождением Фридолина). Он вспоминает о своих студенческих годах и о любовных интрижках 15-летней давности. Чуть позже он встречает проститутку Мицци, которая предлагает ему развлечься в ее квартире, находящейся неподалеку. Фридолин принимает ее предложение, но так и не решается на измену жене.

Он снова оказывается на улице и заходит в уютное старовенское кафе, листает журнал, в котором его внимание привлекает статья о девушке, отравившейся сублиматом. В этом кафе венский врач встречает друга юности Нахтигаля (еврея польского происхождения), с которым они вместе учились на медицинском факультете. Теперь Нахтигаль полностью посвятил себя музыке и зарабатывает деньги игрой на рояле. Нахтигаль рассказывает приятелю о двух таинственных ночах, когда он с завязанными глазами играл на балу. Конечно, своим рассказом он заинтриговал Фридолина, и последний уговаривает пианиста взять его с собой на бал, который состоится этой ночью. Помимо монашеской рясы и маски, составляющих костюм всех гостей бала, Нахтигаль сообщает Фридолину о пароле, который нужен при входе в особняк: это слово «Дания». Фридолин посещает ателье по аренде костюмов, где знакомится с новым хозяином ателье господином Гибизером и его дочкой, облаченной в костюм Пьеро.

В шикарной вилле на загородном холме Галлицинберг, где проходит таинственный бал, его инкогнито быстро раскрывается, а от расправы спасает вмешательство неизвестной дамы, которая расплачивается за это жизнью, как становится известно Фридолину, когда он посещает морг и пытается в обездвиженном теле девушки узнать привлекательную особу, так заворожившую его на балу. Фридолин возвращается заполночь после странствий по ночной Вене.

Альбертина, проснувшись, рассказывает ему странный сон, который является будто отражением произошедших с Фридолином событий. Она переживает свой сон словно явь. Именно это привлекательно в новелле Шницлера. Нельзя провести четкую границу между зыбкой, сновидческой реальностью и столь красочным сном молодой женщины, в котором помимо аллюзий на Страсти Христовы и присутствия типичных мотивов сказки представлены реальные персонажи (офицер флота) и названия мест.

Переводы на русский язык

Экранизации

В 1930 году, незадолго до смерти, сам Шницлер начал работу над сценарием к «Traumnovelle», но она не была закончена и ограничилась тридцатью страницами текста.

Источник

Психология супружеской измены в фильме «С широко закрытыми глазами»

Новелла о снах с широко закрытыми глазами. serafima. Новелла о снах с широко закрытыми глазами фото. Новелла о снах с широко закрытыми глазами-serafima. картинка Новелла о снах с широко закрытыми глазами. картинка serafima. «Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века.

Страна: США, Великобритания

Жанр: триллер, драма, детектив

Год производства: 1999

Режиссер: Стэнли Кубрик

Актеры: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак

“С широко закрытыми глазами” Стэнли Кубрика – фильм многокомпонентный, полный символов и иносказаний. Его характеризует несколько противоестественное развитие сюжета, некоторая нелогичность, сакраментальность и вязкость.

Смысл фильма “С широко закрытыми глазами” (“Eyes Wide Shut”) – в том, что очень важно уметь принимать себя полностью. Это кино о сложностях отношений, об изменах и супружеской верности.

О чем фильм

Краткое содержание фильма Кубрика. Уильям Харфорд – успешный нью-йоркский врач. Его жена Элис – обворожительная, мягкая, слегка расслабленная женщина. Брак между героями существует уже достаточно давно, у них есть семилетняя дочь, и они находятся в собственной “экосистеме”.

Однажды богатый пациент Уильяма приглашает супругов на рождественскую вечеринку. Именно с этого и начинается фильм “С широко закрытыми глазами” (1999 год).

На этой вечеринке Элис весь вечер наблюдает за тем, как ее супруг пользуется женским вниманием. Его пытаются соблазнить две красивые женщины, и ему это очень даже нравится. За Элис тем временем также пытается “приударить” один из гостей.

Несмотря на то, что героиня находится в достаточно томном состоянии, она пристально наблюдает за тем, как ведет себя ее муж. Но в один момент Билл исчезает. Она догадывается, что происходит, но тем не менее отвергает мягкое приглашение “отправиться наверх” настойчивого ухажера.

Спустя какое-то время после вечеринки Элис пытается выяснить, изменял ли ей когда-нибудь Билл. Он утверждает, что всегда был ей верен. Тогда Элис идет на провокацию, и спрашивает супруга: как он думает, изменяла ли когда-нибудь она ему?

Немного удивленный, Билл, тем не менее, отвечает, что уверен в ней. На это Элис заставляет его вспомнить недавнее путешествие, в котором она встретилась с импозантным офицером. Она призналась мужу, что тот вызвал в ней сильное влечение.

Желая прекратить этот странный разговор, Билл выходит на улицу. Идя по ночному Нью-Йорку, он не может избавиться от мысленных образов: он четко видит свою жену в объятиях красивого военного.

Совершенно случайно Билл встречается со своим приятелем-музыкантом, который выступает на мероприятиях с закрытыми глазами, и которому хорошо за это платят. Биллу становится интересно, что это за мероприятие, он следует за другом, и оказывается в фантасмагорическом зазеркалье. С этого момента содержание фильма чем дальше, тем сильнее становится похожим на странный и жуткий сон…

Психологический разбор

Во многих рецензиях и разборах зрители называют “С широко закрытыми глазами” масонским фильмом. Но картина Кубрика – это не откровение о жизни элит. О чем фильм на самом деле? Он об отношениях, и поэтому имеет смысл произвести его психологический разбор.

В картине прекрасно показана феноменология супружеской измены: начинается она в голове, потом проникает в сердце, а затем облекается в слова. От слова до дела один шаг.

Запретный плод всегда будет очень соблазнителен, а подсознательная тяга к чему-то порочному, наверное, есть почти в каждом человеке.

Оказавшись на вечеринке, несколько уставшие друг от друга герои беззаботно флиртуют с приятными им людьми. Но на следующий же день они устраивают друг другу ночь откровений без требования объяснений. В этот момент и обнаруживается двойное дно каждого из них.

Кубрик гениально разбирает на составляющие ссору мужа и жены, и показывает, как желание выяснить правду оборачивается фантомной провокацией. Страшно слушать то, что говорит Элис: а она говорит правду, даже если этого и не было…

Фильм “С широко закрытыми глазами” основан на книге Артура Шницлера, которая называется “Новелла о снах”. Происходящее в книге не только реально: там присутствуют намеки и указания на то, что все случившееся с героями – это зыбкая грань между сном и явью.

Разберемся, в чем смысл картины, если отталкиваться от того, что все происходящее случилось в реальности. И рассмотрим противоположную трактовку – что это был сон.

Все происходящее — реальность

Сюжет фильма “С широко закрытыми глазами” выстроен достаточно логично. Здесь присутствуют причинно-следственные связи, есть приметы реальных места и времени действия. Кроме того, здесь присутствует система персонажей. А еще здесь можно увидеть внутренние и внешние конфликты героев.

То есть, картина имеет четкую, логичную структуру. Оргия в особняке, несмотря на кажущуюся сюрреалистичность, имеет прототипы в реальности.

Некоторые зрители уверены, что главной идеей Кубрика хотел показать в “С широко закрытыми глазами” тайный мир элит, и скрытый смысл картины следует искать именно здесь. Более того, есть мнение, что здесь режиссер дал разгадку всем странным смертям знаменитостей. Если кратко, то смысл сводится к тому, что “во всем виноваты масоны”.

По ходу сюжета Билла (которого не раз уговаривают уйти из опасного места) разоблачает “первосвященник”. Чудом ему удается спастись, но каждый раз он чувствует, что находится под наблюдением: один неверный шаг, и его имя пополнит список нью-йоркских знаменитостей, погибших при странных обстоятельствах.

Это был всего лишь сон

В некоторых разборах фильма говорится о том, что все события снились Элис. Но что, если это был сон Билла?

Весь фильм мы видим именно его глазами. В течение картины практически все персонажи женского пола испытывают к нему сексуальное влечение. Это и красавицы-модели на вечеринке, и дочь умершего пациента доктора, и девушка легкого поведения… Вероятно, Билл, будучи приверженцем традиционных ценностей, усиленно подавлял собственное либидо. А во сне его бессознательные сексуальные желания, разумеется, дают о себе знать.

Он пытается представить, что его жена также может быть не удовлетворена спокойной семейной жизнью, и втайне желать чего-то большего. Отсюда и возникает история с офицером.

Действие фильма “С широко закрытыми глазами” происходит в канун Рождества: в то время, когда человек должен сосредоточиться на духовной жизни. Во сне сакральному противопоставлено плотское начало: символом этого является жуткая оргия.

Элис тем временем видит очень похожий сон. Может ли это быть случайным совпадением? Скорее всего, нет.

Маска

Маска здесь — образ символический. На оргии все носят маски. С одной стороны, маска позволяет раскрепоститься и позволить себе многое, не боясь быть узнанным. Но также это символ фальши, лжи, двуличия.

Интересно, что Билл не участвует в оргии, но наблюдает за событиями со стороны. Ему становится любопытно, но грань он не переходит…

Билл и Элис, как выяснилось, тоже носят маски. Когда покров ночи падает, они обнаруживают, что, по сути, совершенно не знаю друг друга.

Почти в самом финале мы видим маску, которая лежит рядом с Элис. Это не означает, что и она присутствовала на страшной оргии. Скорее всего, появление этой маски – сигнал для Билла: даже после страшного откровения он должен снова стать преуспевающим доктором с обложки журнала.

Смысл концовки

В конце фильма Билл и Элис разговаривают в супермаркете и пытаются понять, как им жить дальше. В финале Элис пытается проанализировать собственные фантазии о красавце-офицере и приключения супруга (по ее словам, неважно, были ли они реальными, или только приснились), и в итоге предлагает ему вернуться к привычной жизни.

Смысл концовки фильма заключается в том, что супруги поняли, что не стоит им выходить за рамки привычных ролей: это чревато погружением в пугающую, опасную пучину.

Она под влиянием ночного кошмара понимает, что любит только мужа. Понимает она и то, что ее сексуальные инстинкты страшны и до добра не доведут. Билл также раскаивается за необдуманные поступки, основанные на чувствах обиды, ревности и уязвленного эго.

После откровенного и искреннего разговора Билл и Элис нашли выход (пусть и не навсегда) из кризиса. Супруги понимают, что единственное, что им нужно на данном этапе — это заняться сексом. Для сна, пронизанного этой идеей, такой финал кажется вполне очевидным и логичным.

В конце-концов, они не изменили друг другу. Они ходили по самому тонкому краю, но не переступили грань. То есть объяснение концовки самое простое: они прошли испытания этого кризиса, который рано или поздно бывает у каждой пары.

Фильм Кубрика отражает глубокую психологию измены. Точнее, он рассказывает о том, как люди пытаются ее избежать. Смысл в том, что верность – это очень сложный процесс, который подчас зависит не только от принятого волевого решения, но и от обстоятельств.

Альтернативная версия

Есть другая трактовка и событий фильма, и его концовки. После страшного приключения Билл губит и ребенка, который уходит за монстрами, и Элис, которая деградирует до своих подсознательных хаотических начал, и себя, потому что он теряет свое лицо.

Этому есть следующее объяснение: Билл отвергает пережитый опыт и возвращается к лицемерной пуританской морали, отказываясь от процесса дальнейшего самопознания и от принятия тех скрытых сексуальных желаний, которые открылись ему ночью.

Тем самым он слагает с себя ответственность за собственную жизнь и не принимает свою истинную сущность. То есть, он губит в первую очередь ту свободную и непокорную часть своей души, которая ранее, до этой ночи, была ему неизвестна.

Смысл названия

Если вернуться к верхнему пласту фильма, то есть к масонской версии, то смысл названия трактуется так: живи под маской и не задавай лишних вопросов, и тогда у тебя все будет хорошо.

Но если трактовать сюжет более глубоко, то открывается совсем другой смысл названия картины.

У Билла была возможность остаться с открытыми глазами, принять полностью себя и других. Он мог повзрослеть, взять ответственность на себя и начать осознанную жизнь. И тогда он бы не спрашивал жену, что делать дальше — он знал бы это сам.

Однако он испытывает вину за свою темную сторону, не хочет ее принять и взять ответственность. Не признав себя, можно потерять себя. Он зажмурился снова. Он уже не существует.

Источник

Артур Шницлер «Новелла о снах»

Новелла о снах

Язык написания: немецкий

Молодой врач Фридолин отправляется в ночь, спеша на неожиданный вызов к одному из своих пациентов. Покинув дом, он становится участником необычного приключения, которое больше всего похоже на какое-то невразумительное сновидение. После возвращения домой он находит спящей свою жену Альбертину, которая, пробудившись, рассказывает ему увиденный в это время сон.

Каждый хочет чужую,

Никто не хочет свою.

Краски Шницлера мягче и теплее, несмотря на его довольно мрачную прорисовку — на протяжении всей новеллы Артур не может переделить сознание своего героя между Полночью и Мраком. И призрачный таинственный бал, на который неумолимо манит Фридолина его болезненное отчаянное любопытство — это скорее холерическая попытка этого доктора докричаться до самого себя, нежели фэнтезийное приключение избалованного маргинала. Штрихи авторских размышлений более четкие и выразительные, словно он рисует на более гладком полотне человеческих эмоций: навязчивые мысли Фридолина о том, что он лишний для всех и главным образом для самого себя вероятно можно подвести под черту самоистязания, душевного мазохизма и стремительного скатывания в бездны разрушающего подсознания. А тревожные сновидения и эротические фантазии размыты и заглажены настолько искусно и умело: словно они придуманы лишь для того, чтобы попробовать склеить разбитые осколки того зеркала, в которое не может до конца просмотреть себя заблудшая душа этого героя. И практически весь текст этого выхолощенного, опытного и очень талантливого психоаналитика виртуозно пересыпан и расцвечен аллюзиями на наши. пирровы победы. Слишком высокую цену мы платим порой за ту иллюзорную реальность, — ущербно расколотую надвое с нашей неумелой подачи — призрачные правила которой мы так легкомысленно и добровольно принимаем за чистую монету.

PS В данном случае очень сложно сравнивать кино и книгу — оба этих шедевра заслуживают пристального внимания — и в качестве красивой и более подробной подложки для экранизации Кубрика лучше все же читать Шницлера.

Новелла о снах с широко закрытыми глазами. posted gray. Новелла о снах с широко закрытыми глазами фото. Новелла о снах с широко закрытыми глазами-posted gray. картинка Новелла о снах с широко закрытыми глазами. картинка posted gray. «Траумновелле» («Новелла снов») — повесть Артура Шницлера, австрийского драматурга и писателя конца XIX — начала XX века. Avex, 27 сентября 2016 г.

. однажды в каком-то медлительном и полузабытом сне усыпляющий поначалу фильм перерастает в гон героя, не понимающего ни правил игры, ни цели преследующей его силы — быть может, какой-то оккультной или масонской ложи. И когда герой уже летел вниз, я вдруг пробудился от прозвучавшего диссонансом слова, и, открыв глаза, обнаружил, что смотрю уже на бегущие титры — то был последний фильм С. Кубрика, в котором, правда, не было таких резвых кульбитов, но который несомненно имел что-то схожее.

И те же перипетии всплыли позднее, когда я перечитывал новеллу, послужившей литературной основой СШЗГ — которая даже не о снах и не об их отражениях в облаках, как может показаться по странному названию Traumnovelle, и даже не о супружеских изменах. Эта эротичная и вместе с тем совершенно невинная история посвящена теме сохранения верности. Было бы странно, если бы в начале ХХ века не появилась книга о фрейдистском подсознательном и о снах.

Сюжет почти такой же, как и в её вольной экранизации, действие которой перенесено в современность, поэтому следует выбирать или фильм, или первоисточник, либо же оставить между ними значительный временной промежуток, чтобы потускнели детали: в отличие от фильма, новелла более медлительна и утончённа, без финальной намекающей фразы.

Источник

Спокойной ночи, голыши: почему «С широко закрытыми глазами» — самый проницательный шедевр Стэнли Кубрика

Это моя первая статья на ресурсе. Не считая себя талантливым публицистом, долгое время я присутствовал здесь исключено в качестве читателя и комментатора (хотя сказать мне, разумеется, было о чём, как и любому из нас). «Взяться за перо» побудил новый конкурс от редакции, суть которого, в общих чертах, заключается в рецензии на сильно недооценённый продукт кино- или игровой индустрии. Честно говоря, я почувствовал себя растерянным ребёнком в Диснейленде (ну или солдатом-срочником, дорвавшимся до Pornhub).

В итоге я решил написать о последней картине Стэнли Кубрика — пожалуй, моего любимого режиссёра. Хорошие фильмы часто бывают приняты в штыки критиками, но оценены по достоинству рядовой аудиторией («Контакт» или, например, «Законопослушный гражданин»). Бывают и противоположные ситуации — «Бабадук» и многие другие пост-хорроры, пресловутый «Лунный свет» (да, он на самом деле заслуживает внимания).

Но случай с «Широко закрытыми глазами» особо примечательный, ведь теплота приёма, по меркам других работ автора, оказалась «ниже среднего по больнице» и у печатной прессы, и киногиков, и «пролетариата». В этом тексте я попробую разобраться, почему же всё так произошло, как фильм сломал границу между правдой и вымыслом, ну и конечно поведать о мыслях, навеянных просмотром. Спокойно, серьёзных спойлеров не будет (да картина в целом не про хитрые сюжетные повороты).

В 1994 году Стэнли Кубрик, на тот момент живой классик киноиндустрии, обратился к сценаристу Фредерику Рафаэлю с предложением экранизировать небольшой, но знаковый для своего времени рассказ австрийского литератора Артура Шницлера под названием Traumnovelle («Новелла о снах» или «Новелла о мечтах»), в котором тема супружеских измен подавалась под соусом фрейдизма и толкования снов. Само произведение было издано в 1926 году, а его события разворачиваются в декадентской Вене начала ХХ века, во время традиционного кельтского карнавала Марди Гра.

Кубрик переносит время и место действия в современный Нью-Йорк, а сеттинг меняется с Жирного Вторника (так ещё называют Марди Гра) на канун Рождества, главный семейный праздник Запада. И это совершенно точно не случайно, ведь один из главных мотивов фильма — деконструкция концепта «ячейки общества».

Съёмочный процесс начался в ноябре 1996 года и продолжался 400 дней подряд (благодаря чему фильм даже попал в книгу рекордов Гиннеса).

В те времена пресса активно спекулировала на тему искренности отношений Круза и Кидман, обвиняя обоих в браке по расчёту и даже в скрываемой нетрадиционной ориентации (тогда ещё табу для многих даже в Голливуде). Парадокс, но выход фильма и последующий развод актёров показал обратное. Между молодыми супругами была настоящая близость, настоящая боль и настоящая химия, которую попросту невозможно синтезировать и выставить на витрину. И есть ощущение, что это не сами актёры превратили свой перфоманс в шоу Трумана. Этот нерв будто был преднамеренно задет великим режиссёром на съёмочной площадке. Кидман в последствии рассказывала, как едва ли не плакала после пятидесятого подряд дубля нагишом в сцене семейной перепалки.

По сюжету она признаётся мужу в том, что прошлым летом едва не бросила его, маленькую дочку и «всё это cpаное будущее» ради увиденного во время их совместного отдыха моряка. Откровенность жены потрясает героя Круза, молодого врача Билла Харфорда. В смятении и подавленных чувствах, он покидает квартиру и начинает фантасмагоричный ночной трип, который в конце концов приводит его в таинственный загородный особняк, куда простому смертному очень непросто попасть, но ещё сложнее выбраться…

Фильм Кубрика, в сущности, именно об этом: о том что люди на самом деле ничего не знают о спутниках своей жизни и об их желаниях, потому что не знают ничего о желаниях своих собственных, о своём собственном темпераменте и сексуальности. А когда узнают, такой опыт зачастую становится для них весьма травматичным.

Спустя более чем два десятилетия он снимет фильм, который представляет из себя подлинную квинтэссенцию этого подхода к кинематографу.

Заранее извиняюсь перед совой, которой, возможно, предстоит быть натянутой на глобус ближайшие несколько абзацев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *