Ночь перед рождеством сон оксаны
Сценарий мюзикла Одна Рождественская Ночь
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ВО ИЗБЕЖАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ВАС СОБЛЮДАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ВАШИХ ЦЕЛЯХ.
Авторские права на произведение зарегистрированы в РАО г. Москва в 2012 году за
автором СТАС БАКАЕВ
ССЫЛКА НА ПРОСМОТР:
http://www.youtube.com/watch?v=6GmP4scVxBA
В дальней Российской глубинке, в одной маленькой деревушке, в ночь на Рождество происходят события, с участием чертей, нечисти и ее жителей. Крадут месяц с неба. И тут все начинается. Для молодой и красивой невесты Оксаны, ее жених Вакула собирается в долгий путь за черевичками от Дженифер Лопес. События сюжета плавно переносятся сначала в Париж, где происходит интригующая любовь трех ухажеров Соланж (ЧЕРТО, МЭРа и ПАДРЭ) в итоге Вакулио седлает ЧЕРТО и летит в Аргентину на Феерическое шоу и Карнавал, где и встречает Дженифер Лопес. Она ему дарит дорогие подарки и конечно же, те самые черевички. Заканчиваются события уже в Современной Москве в богатом доме бизнесмена Вакулы, где он преподносит своей невесте подарки и признается в любви. И все это происходит в ночь на Рождество. Красивые песни, веселые шутки, интересные события ждут Вас…
Действие I. Русский вариант.
КАРТИНА I.
Российская глубинка. Избы. Дым из печей ( видеоанимация, фон)
Русские народные напевы (музыкальная тема «Горница»)
1. Музыкальный номер: Танец ведьмы (Солохи) с Чертом и нечистой силой.
Балетная хореография в стиле Energy of drive ТОДЭС. Темная сцена. Игра светом (блики и тени) Наполнение дымом. ТРЕК 1 Автор: Станислав Слава
Похищение месяца. Появляются Чуб и Панас.
ЧУБ:
Полупьяный разговор
На Рождество бывал у дьякона на хате?
Там будет добрая гулянка.- будь здоров.
ПАНАС:
Да ладно, Чуб. Что ж в результате,
Опять с тобою наломаем дров?
ЧУБ:
Ага. Кулачные бои устроим с мужиками.
Напьемся самогонки, может, в хлам…
ПАНАС:
Окстись. Не я ли в прошлый раз тебя на санях,
Тащил, когда ты был мертвецки пьян.
ЧУБ:
Панас! Ты глянь на небо! Месяца то нету.
ПАНАС:
Как нет! Куда же он исчез?
ЧУБ:
Ну, дайка мне к махорочке газету,
Да! Во дела! Опять глумится бес.
ПАНАС:
Сегодня Рождество. Да, не порядок.
Что же мы делать будем, Чуб?
ЧУБ:
А ну его! Бежим ка лучше мы отсюда без оглядок.
Нечистая! Даю тебе свой зуб…
Горница Оксаны. Девица сидит перед зеркалом (Музыкальный фон «Горница»)
ЗЕРКАЛЬЦЕ:
голос за кадром
Ты милая, красивая и классная,
Пускай завидуют подруги и друзья.
ОКСАНА:
Спасибо зеркальце тебе за это,
Спасибо милое, что правду говоришь…
Музыкальный номер: Песня Оксаны «Горница»
ТРЕК 2 (минус) Автор: А. Морозов (В горнице моей светло… )
ВАКУЛА:
появляется на пороге
Оксана, свет очей моих.
Дивись подарочкам красивым.
Ты глянь. Тебе принес я их,
Чтоб ты была всегда счастливой.
Что это за железячки!
Не нужны таки подачки!
ВАКУЛА:
Я ж кузнец, не ювелир!
Знамо дело не сапфир.
Но зато от сердца сделал.
Для твоей души и тела…
Что я, лошадь, чтоб железом ты меня смог подковать?
ВАКУЛА:
Эх, Оксана, дорогая, ну зачем же так кричать…
ОКСАНА:
Что ж меня ты обижаешь.
Да железом ублажаешь.
Подгони ка мне сперва:
Шубу с дикого бобра.
Шапку лисью, полохмаче.
Черевички же в придачу!
ВАКУЛА:
Черевички? Что такое?
ОКСАНА:
Туфли модные, дурак!
Или не поймешь никак?
Все, иди. Оставь в покое…
Может, все таки сумею,
Черевички ей найти.
Если, к Рождеству успею.
Возвратиться я с пути.
Музыкальный номер: ПЕСНЯ ВАКУЛЫ:
ТРЕК 3 ( плюс) Песня «Ты со мной» Автор: Станислав Слава )
КАРТИНА III.
Горница в избе Солохи. Солоха принимает Черта и нечисть.
ЧЕРТ:
ЧЕРТ И НЕЧИСТЬ отплясывают вокруг Солохи
4. Музыкальный номер (танец): ЧАСТУШКИ НЕЧИСТИ
ТРЕК 4 (минус, бек плюс) «Бабы – Ежки» из мульфильма «Летучий Корабль»
Стук в дверь.
Нечисть убегает врассыпную. Солоха отворяет дверь.
Никого нет. Туман и ветер.
Музыкальный номер: ПЕСНЯ ЧЕРТА
ТРЕК 5 Филип Киркоров (минус) (из мюзикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Стук в дверь.
Черт залезает в мешок. СОЛОХА отворяет дверь.
Входит ДЬЯКОН.
ДЬЯКОН:
Музыкальный номер: ПЕСНЯ ДЬЯКОНА «На Рождество».
ТРЕК 6 Дьяк Виктор «На Рождество»
РЕЖИССЕР:
Стоп-стоп!! Нет, это не то! Несовременно, неактуально! Кого сейчас волнует жизнь русского села? Нет, давайте перенесем место действия в Париж! Все действующие лица будут французами; любовь а ля франсе! – ах!
Действие II. Французский вариант.
КАРТИНА IV.
Будуар знаменитой актрисы САЛАНЖ. Происходит любовная Интрига ЧЕРТА, МЭРА, ПАДРЭ и ВАКУЛИО. Звучит фоновая музыкальная тема Врата Парижа (Минус) ТРЕК 7.
Входит ЧЕРТ.
ТЕКСТ ПЕСНИ:
Шер,
Ты вошла в мою больную душу.
Верь,
Твой покой сегодня я нарушу.
Зверь,
Зверь необузданный живет во мне опять.
Соланж, старушка, я устал тебя желать.
Пусть без креста, зато я парень хоть куда –
Мне адский пламень что прохладная вода,
Да,
Я бывший ангел, пусть с проклятьем на челе,
Имею право быть счастливым на Земле!
В твоих объятиях я обрету покой
И душу сам себе отдам – мне не впервой!
Моя Соланж, я о тебе мечтал.
Когда на крыльях ветра часто прилетал.
К тебе, на час, на миг. О, да!
Иди ко мне, пожалуйста, звезда…
СОЛАНЖ:
Но кто же это в поздний час ночной?
Кому не спиться ночью под луной?
Ах да, мой милый я иду к тебе.
Сейчас! Вот ключ сыщу я в темноте…
МЭР:
Моя, Соланж! О, как я рад увидеть Вас!
Бурные объятия, громкие поцелуи, чмоки.
Тебя хочу, но у меня лишь час…
Музыкальный номер: ПЕСНЯ МЭРА («Belle»):
ТРЕК 8
ТЕКСТ ПЕСНИ:
Знай,
Здесь, в Париже, всяк меня боится,
Дай
Хотя бы час, тобою насладиться!
Май –
Пусть в грубом сердце распускаются цветы!
Вознаграждение за все получишь ты!
На крыльях радужных я в мэрию вернусь,
В дела житейские со вздохом окунусь.
Жаль,
Что всю неделю то совет, а то банкет,
Меня давно тошнит от запаха котлет.
Но раз в неделю обретаю я покой,
Когда встречаюсь за кулисами с тобой.
Стук в дверь. МЭР прячется в мешок.
СОЛАНЖ:
Кого еще нелегкая несет?
Сегодня дом похож на сброд…
Входит Священник ПАДРЭ.
CОЛАНЖ:
Вonjour, mon padre! Как дела?
Я никого сегодня не ждала…
ПАДРЭ:
Вonjour, моя любовь! Я снова здесь.
Незабываемое время у нас есть…
Мечтал я вновь и вновь увидеть Вас…
Но у меня сегодня только час…
Объятия, поцелуи, громкие чмоки.
Музыкальный номер: ПЕСНЯ ПАДРЭ (музыка «Belle»):
ТРЕК 8
ТЕКСТ ПЕСНИ:
Сон,
Ты как сон волшебный и греховный,
Стон
Мой развеет фимиам церковный –
Звон –
Гудит в ушах и снова сердце бьет в набат:
Влюбился в ведьму бедный старина аббат!
Святая дева, ты не в силах мне помочь,
Любви запретной я не в силах превозмочь.
Стой,
Не покидай меня, прелестная Соланж,
Позволь разок, ну хоть разочек взять реванш!
И даже в церкви мне не обрести покой,
Наверно, в папу уродился я такой…
Стук в дверь.ПАДРЭ прячется в мешок.
Входит таксист ВАКУЛИО.
ВАКУЛИО:
Бонжур, маман! И как са ва?
СОЛАНЖ:
Болит немного голова.
Я полежала бы немного.
Ну что ты сразу то, с порога.
Зайди поешь чего нибудь…
ВАКУЛИО:
Да нет… мне снова скоро в путь…
А что в мешках?
Опять подарки?
ВАКУЛИО:
А где же слуги и кухарки?
Пауза небольшая. Задумчиво.
Тогда я вынесу все сам…
Вдруг все три кулька начинают нестройным хором петь по-французски.
Вполголоса, напевая.Трек 8
J’ai pose mes yeux sous sa robe de gitane
A quoi me sert encore de priee Notre-Dame.
Quel
Est celui qui jettera la premiere Pierre
Celui-la ne merite pas d’etre sur terre.
O Lucifer!
Oh! Laisse-moi periodiquement avec courage
Glisser mes doigts dans les cheveux de belle Solange…
СОЛАНЖ:
Неси мешки…
И дай мне песню спеть…
ВАКУЛИО один за другим вытаскивает мешки за дверь.
ПАРИЖ
Весной Европа расцветает.
В бульварном шуме мостовых,
Родной Париж меня встречает,
Сиянием дворцов златых.
Ты мне становишься все ближе.
Как дорог твой помпезный лик!
Когда иду я по Парижу,
Счастливей становлюсь на миг.
О, как близки мне волны Сены,
В баркасах, бьющих по камням.
Как рай блаженны эти стены,
Великолепный Notre-Dame.
Над Елисейскими полями,
Перстом единым к небесам.
Сияешь яркими огнями,
Европы гордый талисман.
Ты нежной грацией своею,
Меня заводишь на Amour…
О, рай, блаженство. Я хмелею.
Bonjour! Родной Париж! Bonjour!
КАРТИНА V
ВАКУЛИО, отдуваясь, тащит один из пакетов.
ВАКУЛИО:
Легко, пиная мешок
Ох, маман! Соланж моя!
Кажется все понял я…
ЧЕРТ:
Голос из мешка:
Эй, гарсон, меня послушай!
Отпусти. Прошу тебя.
Окажу тебе я службу.
Если выпустишь меня.
Черевички непростые,
Ты хотел бы заиметь,
Хм, полезай ко мне на спину,
Чтоб со мною полететь….
ВАКУЛИО:
садится на спину ЧЕРТА
Эко диво, что такое.
Знатно Черта оседлал.
Дело явно не простое,
Чтобы он меня катал…
ЧЕРТ:
Я такие черевички,
Видел на ногах у Лопес.
На одном балу столичном.
Полетим туда, мы хлопец.
РЕЖИССЕР:
Нет, нет, стоп камера! Эти французские амур, затянутые
диалоги… Страсти больше, страсти, карнавала, сочных красок и
громких звуков! Все, переносим действие в Бразилию, в Мексику, в
Аргентину! В общем, даешь латину!
Действие III. Латиноамериканский вариант.
КАРТИНА VI.
Шумный и пестрый карнавал.
Общие песни и танцы («The Ketchup Song», “Bomba Latino”, “Baila Casanova” и др.)
Посреди толпы приземляются ДЬЯБОЛО (ЧЕРТО) и ВАКУЛЬДО.
О, да! Вот это жизнь!
Здесь девочки и музыка кружит!
Вакульдо, оторвемся может тут?
Смотри, уже красотки нас зовут…
ВАКУЛЬДО:
Да не-е…Сюда мы прилетели.
За черевичками, что для моей Оксаны…
ДЬЯБОЛО:
Какой же скучный, ты амиго!
Тогда ищи что же хотел…
Я оторвусь чуть, чуть. Я мигом.
Не зря же я сюда летел…
Музыкальный номер: ПЕСНЯ ДЬЯБОЛО
ТРЕК 10 Песня «Потанцуй со мной» Авторы: Стихи: Станислав Слава муз: Сергей Грищук
РЕЖИССЕР:
В солнечной Бразилии где-то в декабре
Отдыхают черти, сидя на горе.
Греются на солнце, ну а по ночам
Забирают души грешных бразильчан!
В солнечной Бразилии, лежа на пляжу,
Не замерзнут черти, ясно и ежу.
На жаре тропической лопают банан
Шкурками бросаются прямо в океан!
Кинь нам, девочка, панамку,
Мы тебе заменим мамку,
И большую-шую дружную семью.
Вместе классно потанцуем
И на небе нарисуем
Ай ла, ай ла, ай ла вью.
Появляется Дж. Лопес в окружении поклонников.
ДЬЯБОЛО:
Вот, амиго, черевички,
На ногах крутой столички.
Как, понравились тебе?
Забирай же их себе…
ВАКУЛЬДО:
Стоя на коленях молит, протягивая руки
О, мадонна миа, миа!
Белла бела синьорита,
Не подарите ли мачо
Черевички на удачу.
Ах, они так хороши!
ЛОПЕС:
Да бери от всей души!
Мне не жалко.их отдать
Лишь взамен хочу я взять…
Оценивающе осматривает ВАКУЛЬДО
Например, сапожки эти…
ВАКУЛЬДО:
Растерянно, скидывает сапоги.
Что же мне тебе ответить?
Благодарствую, наверно.
ЛОПЕС:
Снимает шпильки, радостно натягивает сапоги.
ПОКЛОННИКИ (массовка):
Аплодисменты овации. Хором
О, белиссимо! Тре бель!
Забирай же. Не робей.
Вери гут! Амиго наш!
Вот возьми еще багаж.
Там меха, да и подарки,
Очень дороги и ярки…
Звучит песня: Alas De Tango Lyrics автор Станислав Слава
ТРЕК 11
Alas De Tango Lyrics
О, Крылья танго! О, мои стихи,
Фигурками танцующих горят в ночи;
Соблазн и грациозность в пламени свечи.
Какое удовольствие и радость,
При виде пар танцующего танго.
О, Буэнос-Айрес! Мой магический герой!
Ты манишь в танец за собой.
Я наслаждаюсь ароматами ночного танго…
Душа и крылья танца заполняют все вокруг.
Бокал шампанского под лунный свет прибоя.
Лицом к лицу, глаза закрыты, сердца стук.
Я улетаю в танце за тобою.
О, Буэнос-Айрес! Мой магический герой!
И крылья танго! И мои стихи!
Фигурками танцующих горят в ночи.
Дьяболо шепчет что-то Лопес на ушко, берет ее под руку. Почти уходит…
ВАКУЛЬДО:
Эй, чертяга, ты куда?
Возващай в родную хату…
ДЬЯБОЛО:
Нет проблем! Садись дружок!
Помню я еще должок.
Довезу уж. Так и быть.
Перестань меня казнить…
ВАКУЛЬДО садится ДЬЯБОЛО на спину и они оба улетают
Действие IV. Москва и наше время.
КАРТИНА VII.
Пент- хаус аппартаменты Оксаны. Оксана печально сидит перед зеркальцем.
ОКСАНА:
Я ль на свете всех милее.
И богаче и сильнее…
Свет мой, зеркальце, скажи.
Правду всю мне расскажи…
ЗЕРКАЛЬЦЕ:
Голос за сценой. Завораживающе.
Появляется ВАКУЛА с подарками.
ВАКУЛА:
Вот и я моя родная!
Выполнил твои мечты.
Видишь пряжка золотая.
Черевички от звезды.
Сама Лопес подарила
И подарки нагрузила…
Вот меха и бриллианты,
Шляпки, кружева и банты.
Все тебе, моя родная,
Я к ногам твоим кидаю…
ОКСАНА:
Завораживающе разглядывает и примеряет подарки. Дивится всему.
Дорогой ты мой. Спасибо.
Я от счастья улетаю.
Как все классно и красиво.
Когда это ощущаю…
Показывает на меха и подарки
ЗАВЕРШАЮЩАЯ ПЕСНЯ:
ТРЕК 12 Patricia Manterola “Magic Eyes”
Ночь перед Рождеством. Действие1 картина2
Дорогой читатель! Полную версию пьесы можно скачать в интернете в моём сборнике «Новогодние пьесы». https://ridero.ru/books/novogodnie_pesy/
Картина вторая
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Хата богатого козака Чуба. Перед зеркалом вертится его дочь Оксана.
В хату тихо заходит кузнец Вакула, мнётся у двери.
Оксана: (всматривается в зеркало)Что людям вздумалось расславлять, буд-то я хороша? Лгут люди. Я совсем не хороша. Разве что чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Буд-то хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи, перевелись и обвелись вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!
Вакула: (в зал) Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит глядясь в зеркало и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!
Оксана: ( Не замечая Вакулы, кружится перед зеркалом) Да, парубки! Вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю! У меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! Ах (увидела кузнеца, сурово остановилась перед ним).
Кузнец растерянно опускает руки
Оксана: Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Все вы мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Ято, сундук мой готов?
Вакула: Будет готов, моё серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился возле него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет подобного сундука. А как будет расписан! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы! Гореть будет, как жар! Не сердись же на меня! Позволь же поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана: Кто ж тебе запрещает, говори, гляди! – (садится на лавку и любуется собой перед зеркалом).
Вакула: Позволь и мне сесть возле тебя.
Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя ( потянулся к Оксане, пытаясь обнять Оксану, но та отталкивает кузнеца)
Оксана: Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа! Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
Сталкивает Вакулу со скамейки, дальше разглядывает себя в зеркале. Вакула хочет уйти, но передумал.
Вакула: (Говорит в зал) Не любит она меня. Ей всё игрушки: а я стою перед ней, как дурак и очей не свожу с неё. Чудная девка! Чего бы я не дал, чтобы узнать, что у неё на сердце, кого она любит. Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня бедного. А я её так люблю, как ни один человек на свете никогда не любил и не будет никогда любить.
Оксана: Как, ты ещё здесь? Правда ли, что твоя мать ведьма? (смеётся)
Оксана: (усмехается) Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах! Увидишь, когда он не женится на твоей матери. (отворачивается и произносит капризно) Однако ж, девчата не приходят. Что б это значило? Давно уж пора колядовать. Мне становится скучно.
Вакула: Да бог с ними, моя красавица!
Оксана: Как бы не так! (лукаво) С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы! Воображаю, каких наговорят историй!
Вакула: (обиженно) Тебе так весело с ними?
Оксана: Да уж, веселее, чем с тобою! А!(встрепенулась) Кто-то стукнул: видно дивчата!
Вакула: (в зал) Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною.
В двери стучат, слышен крик: «Отвори!»
Вакула: Постой, я сам открою.
На сцену с хохотом вбегают подруги Оксаны с мешками для колядок.
Оксана бежит им навстречу.
Оксана: Дивчата, ох и долго же вы! (останавливается и с удивлением) Одарка, у тебя новые черевики? Ах, какие хорошие, с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который тебе всё покупает; а мне некому достать такие славные черевики (с вызовом смотрит на Вакулу).
Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана: (надменно) Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые я могла бы надеть на свою ногу. Разве принесёшь те самые, которые носит царица.
Девушки: (с хохотом) Вишь, чего захотела!
Оксана: Да!(гордо) Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесёт те самые черевики, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот час же за него замуж!
Все девушки хохочут, затем начинают рассматривать обновки Оксаны, забыв про кузнеца.
Вакула: Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собою! ( в зал) И куда девался мой ум? Она меня не любит. Ну, бог с ней. Будто только на всём свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без неё на селе. Да что Оксана? С неё никогда не будет хорошей хозяйки: она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.(уходит)
Оксана: (удивлённо проважает глазами Вакулу, но тут же насмешливо произносит) Пусть уходит. Скучно с ним.
1-я девушка: Ах, Оксана, говорят, что его мать Солоха – ведьма!
Оксана: Мне то что до неё?
Одарка: Точно ведьма! Говорят, что парубок Кузяколупенко видел у неё сзади хвост, величиною не более бабьего веретена.
2-я девушка: А ещё говорят, что она в позапрошлый четверг оборотилась чёрной кошкою и перебежала дорогу козаку Свербыгузу…
3-я девушка: А один раз к попадье прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.
Оксана: Ну и что. И при чём же здесь Солоха? Правда, она мне сама не нравится. Но Вакула не чета ей. Ни кто ни будь, а именно он намалевал на стене церковной в правом притворе картину, где Святой Пётр в день страшного суда изгоняет злой дух.
Одарка: Тю, Оксана, да ты, никак, защищаешь Вакулу…
1-я девушка: (ехидно) Уж не влюбилась ли?
Оксана: (вскакивает) Вот ещё! Дивчата, айда колядовать, а то и ночь пройдёт.
Девушки с хохотом убегают со сцены.
Занавес закрывается.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Гоголь Николай Васильевич
Книга «Ночь перед Рождеством»
Оглавление
НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
– Куда? – произнес печальный черт.
– В Петембург, прямо к царице!
И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух.
Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Уже внутри ее что-то говорило, что она слишком жестоко поступила с ним. Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное? «Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? Но нет, он меня любит. Я так хороша! Он меня ни за что не променяет; он шалит, прикидывается. Не пройдет минут десять, как он, верно, придет поглядеть на меня. Я в самом деле сурова. Нужно ему дать, как будто нехотя, поцеловать себя. То-то он обрадуется!» И ветреная красавица уже шутила со своими подругами.
– Постойте, – сказала одна из них, – кузнец позабыл мешки свои; смотрите, какие страшные мешки! Он не по-нашему на-колядовал: я думаю, сюда по целой четверти барана кидали; а колбасам и хлебам, верно, счету нет! Роскошь! целые праздники можно объедаться.
– Это Кузнецовы мешки? – подхватила Оксана. – Утащим скорее их ко мне в хату и разглядим хорошенько, что он сюда наклал.
Все со смехом одобрили такое предложение.
– Но мы не поднимем их! – закричала вся толпа вдруг, силясь сдвинуть мешки.
– Постойте, – сказала Оксана, – побежим скорее за санками и отвезем на санках!
И толпа побежала за санками.
Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках, несмотря на то что дьяк проткнул для себя пальцем порядочную дыру. Если бы еще не было народу, то, может быть, он нашел бы средство вылезть; но вылезть из мешка при всех, показать себя на смех… это удерживало его, и он решился ждать, слегка только покряхтывая под невежливыми сапогами Чуба. Чуб сам не менее желал свободы, чувствуя, что под ним лежит что-то такое, на котором сидеть страх было неловко. Но как скоро услышал решение своей дочери, то успокоился и не хотел уже вылезть, рассуждая, что к хате своей нужно пройти по крайней мере шагов с сотню, а может быть, и другую. Вылезши же, нужно оправиться, застегнуть кожух, подвязать пояс – сколько работы! да и капелюхи остались у Солохи. Пусть же лучше дивчата довезут на санках. Но случилось совсем не так, как ожидал Чуб. В то время, когда дивчата побежали за санками, худощавый кум выходил из шинка расстроенный и не в духе. Шинкарка никаким образом не решалась ему верить в долг; он хотел было дожидаться, авось-либо придет какой-нибудь набожный дворянин и попотчует его; но, как нарочно, все дворяне оставались дома и, как честные христиане, ели кутью посреди своих домашних. Размышляя о развращении нравов и о деревянном сердце жидовки, продающей вино, кум набрел на мешки и остановился в изумлении.
– Вишь, какие мешки кто-то бросил на дороге! – сказал он, осматриваясь по сторонам, – должно быть, тут и свинина есть. Полезло же кому-то счастие наколядовать столько всякой всячины! Экие страшные мешки! Положим, что они набиты гречаниками да коржами, и то добре. Хотя бы были тут одни паляницы, и то в шмак [5]: жидовка за каждую паляницу дает осьмуху водки. Утащить скорее, чтобы кто ни увидел. – Тут взвалил он себе на плеча мешок с Чубом и дьяком, но почувствовал, что он слишком тяжел. – Нет, одному будет тяжело несть, – проговорил он, – а вот, как нарочно, идет ткач Шапуваленко. Здравствуй, Остап!
– Здравствуй, – сказал, остановившись, ткач.
– А так, иду, куда ноги идут.
– Помоги, человек добрый, мешки снесть! кто-то колядовал, да и кинул посереди дороги. Добром разделимся пополам.
– Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами?
– Да, думаю, всего есть.
Тут выдернули они наскоро из плетня палки, положили на них мешок и понесли на плечах.
– Куда же мы понесем его? в шинок? – спросил дорогою ткач.
– Оно бы и я так думал, чтобы в шинок; но ведь проклятая жидовка не поверит, подумает еще, что где-нибудь украли; к тому же я только что из шинка. – Мы отнесем его в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.
– Да точно ли нет дома? – спросил осторожный ткач.
– Слава богу, мы не совсем еще без ума, – сказал кум, – черт ли бы принес меня туда, где она. Она, думаю, протаскается с бабами до света.
– Кто там? – закричала кумова жена, услышав шум в сенях, произведенный приходом двух приятелей с мешком, и отворяя дверь.
– Вот тебе на! – произнес ткач, опустя руки.
Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете. Так же как и ее муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда. Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы. Плетня видны были одни остатки, потому что всякий выходивший из дому никогда не брал палки для собак, в надежде, что будет проходить мимо кумова огорода и выдернет любую из его плетня. Печь не топилась дня по три. Всё, что ни напрашивала нежная супруга у добрых людей, прятала как можно подалее от своего мужа и часто самоуправно отнимала у него добычу, если он не успевал ее пропить в шинке. Кум, несмотря на всегдашнее хладнокровие, не любил уступать ей и оттого почти всегда уходил из дому с фонарями под обоими глазами, а дорогая половина, охая, плелась рассказывать старушкам о бесчинстве своего мужа и о претерпенных ею от него побоях.
Теперь можно себе представить, как были озадачены ткач и кум таким неожиданным явлением. Опустивши мешок, они заступили его собою и закрыли полами; но уже было поздно: кумова жена хотя и дурно видела старыми глазами, однако ж мешок заметила.
– Вот это хорошо! – сказала она с таким видом, в котором заметна была радость ястреба. – Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сей час, слышите, покажите сей же час мешок ваш!
– Лысый черт тебе покажет, а не мы, – сказал, приосанясь, кум.
– Тебе какое дело? – сказал ткач, – мы наколядовали, а не ты.
– Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница! – вскричала жена, ударив высокого кума кулаком в подбородок и продираясь к мешку.
Но ткач и кум мужественно отстояли мешок и заставили ее попятиться назад. Не успели они оправиться, как супруга выбежала в сени уже с кочергою в руках. Проворно хватила кочергою мужа по рукам, ткача по спине и уже стояла возле мешка.
– Что мы допустили ее? – сказал ткач очнувшись.
– Э, что мы допустили! а отчего ты допустил? – сказал хладнокровно кум.
– У вас кочерга, видно, железная! – сказал после небольшого молчания ткач, почесывая спину. – Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопы, – та ничего… не больно…
Между тем торжествующая супруга, поставив на пол каганец, развязала мешок и заглянула в него. Но, верно, старые глаза ее, которые так хорошо увидели мешок, на этот раз обманулись.
– Э, да тут лежит целый кабан! – вскрикнула она, всплеснув от радости в ладоши.
– Кабан! слышишь, целый кабан! – толкал ткач кума. – А всё ты виноват!
– Что ж делать! – произнес, пожимая плечами, кум.
– Как что? чего мы стоим? отнимем мешок! ну, приступай!
– Пошла прочь! пошла! это наш кабан! – кричал, выступая, ткач.
– Ступай, ступай, чертова баба! это не твое добро! – говорил, приближаясь, кум.
Супруга принялась снова за кочергу, но Чуб в это время вылез из мешка и стал посреди сеней, потягиваясь, как человек, только что пробудившийся от долгого сна.
Кумова жена вскрикнула, ударивши об полы руками, и все невольно разинули рты.
– Что ж она, дура, говорит: кабан! Это не кабан! – сказал кум, выпуча глаза.
– Вишь, какого человека кинуло в мешок! – сказал ткач, пятясь от испугу. – Хоть что хочешь говори, хоть тресни, а не обошлось без нечистой силы. Ведь он не пролезет в окошко.
– Это кум! – вскрикнул, вглядевшись, кум.
– А ты думал кто? – сказал Чуб, усмехаясь. – Что, славную я выкинул над вами штуку? А вы небось хотели меня съесть вместо свинины? Постойте же, я вас порадую: в мешке лежит еще что-то, – если не кабан, то, наверно, поросенок или иная живность. Подо мною беспрестанно что-то шевелилось.
Ткач и кум кинулись к мешку, хозяйка дома уцепилась с противной стороны, и драка возобновилась бы снова, если бы дьяк, увидевши теперь, что ему некуда скрыться, не выкарабкался из мешка.
Кумова жена, остолбенев, выпустила из рук ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка.
– Вот и другой еще! – вскрикнул со страхом ткач. – Черт знает как стало на свете… голова идет кругом… не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки!
– Это дьяк! – произнес изумившийся более всех Чуб. – Вот тебе на! ай да Солоха! посадить в мешок… То-то, я гляжу, у нее полная хата мешков… Теперь я всё знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека. А я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!
Девушки немного удивились, не найдя одного мешка. «Нечего делать, будет с нас и этого», – лепетала Оксана. Все принялись за мешок и взвалили его на санки.
Голова решился молчать, рассуждая: если он закричит, чтобы его выпустили и развязали мешок, – глупые дивчата разбегутся, подумают, что в мешке сидит дьявол, и он останется на улице, может быть, до завтра.
Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрыпучему снегу. Множество, шаля, садилось на санки; другие взбирались на самого голову. Голова решился сносить всё. Наконец приехали, отворили настежь двери в сенях и хате и с хохотом втащили мешок.
– Посмотрим, что-то лежит тут, – закричали все, бросившись развязывать.
Тут икотка, которая не переставала мучить голову во всё время сидения его в мешке, так усилилась, что он начал икать и кашлять во всё горло.
– Ах, тут сидит кто-то! – закричали все и в испуге бросились вон из дверей.
– Что за черт! куда вы мечетесь как угорелые? – сказал, входя в дверь, Чуб.