не открывай двери чужим людям
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Не открывайте двери незнакомцам»
Елена Свинцова
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Не открывайте двери незнакомцам»
Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,
Образовательные.
1. Вызвать у детей чувство ответственности за дом, семью.
2. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь вспомнить знакомые пальчиковые игры, развивать слуховое восприятие при слушании рассказа, обогащать словарь детей новой лексикой.
1. Продолжать развивать связную и эмоциональную речь.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать сюжетно – игровой замысел.
1. Воспитывать у детей бережливое и внимательное отношение к дому, к семье и к собственной безопасности.
2. Создание бытовой ситуации в игровой форме.
1. Разучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Разучивание подвижной игры «День и ночь».
3. Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».
2. Изготовление масок волка, ёжика и совы.
2. Пальчиковые игры.
3. Физкультминутка со словами.
Ход образовательной деятельности.
1. Слушаем рассказ «Опасный незнакомец».
Хлопнула входная дверь. Володя радостно выбежал навстречу отцу, который вернулся с работы.
«Знаешь, папа, когда вас с мамой не было, кто-то звонил в дверь».
«Я надеюсь, Володя, ты не открыл?»
Отец внимательно взглянул на сына.
«Ну, и что ты ему ответил?»
«Я сказал, чтобы он зашёл попозже, когда ты будешь дома… но!
«Я подумал, а если у него случилась беда и ему срочно нужно позвонить по телефону, а я не открыл?.»
А сейчас я хочу спросить у вас, бывали ли такие случаи, когда вы были дома без родителей и открывали дверь незнакомым людям? Так вот, чтобы такого не случалось, в доме всегда есть прочная дверь, которую не следует открывать без разрешения родителей.
2.Беседа : Какие бывают двери? Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Дверь висит на петлях, благодаря которым она может открываться и закрываться.
Двериделают из различного материала: дерева, картона, пластмассы и даже стекла. В больших магазинах и крупных учреждениях можно встретить раздвижные двери, которые раздвигаются сами, стоит к ним только подойти.
Наружную дверь дома или квартиры называют входной и изготавливают из более прочного материала, например, из металла.
3. Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок кто его открыть бы смог?
Покачали-покачали… Потянули-потянули… Покрутили-покрутили
Ключ достали повернули. Наконец, замок открыли
4. Игра со словами «Вот в лесу из брёвен дом»
Вот в лесу из брёвен дом. Есть окошко в доме том
Выглянул какой-то зверь «ффф» … сказал и запер дверь
Выглянул какой-то зверь «ууу» … сказал и запер дверь
Говорит нам третий зверь:
«Хватит в домик наш стучать! Дайте хоть чуть-чуть поспать!»
Что за звери живут в лесной избушке? И почему они днем спят? (ёж, волк и сова)
5. Подвижная игра «День – ночь»
Помните сказку «Волк и семеро козлят»? Пока козлята ждали маму за запертой дверью, они были в безопасности. Но доверчивые козлята открыли дверь волку-обманщику. И что после этого с ними случилось? Правильно, волк их проглотил, если бы мама-коза не наказала серого разбойника, то конец у сказки был бы очень печальным. Поэтому и нам нужно быть осторожными и не открывать двери посторонним, даже если они и говорят «сладким» голосом, так похожим на мамин.
6. Весёлая физкультминутка «Козлята и Волк»
Дети: Мы весёлые козлята скок-скок-скок
Не боимся мы тебя, злой, противный волк…
Ну, а ты, стучи зубами щёлк-щёлк-щёлк…
Волк: Ах, вы, глупые козлята! У-У-У
ВЕСЕЛИТЬСЯ РАНОВАТО! ВСЕХ ПЕРЕЛОВЛЮ!
7. Заключительная часть.
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.
Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Конспект занятия по ОБЖ «Не открывайте двери незнакомцам»
наталия адаменко
Конспект занятия по ОБЖ «Не открывайте двери незнакомцам»
НОД по коммуникации. Развитие речи. Бережливое и внимательное отношение к дому и к собственной безопасности. Чтение и обсуждение рассказа «Опасный незнакомец».
Конспект занятия предназначен для детей средней группы.
Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,
1. Вызвать у детей чувство ответственности за дом, семью.
2. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь вспомнить знакомые пальчиковые игры, развивать слуховое восприятие при слушании рассказа, обогащать словарь детей новой лексикой.
1. Продолжать развивать связную и эмоциональную речь.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать сюжетно – игровой замысел.
1. Воспитывать у детей бережливое и внимательное отношение к дому, к семье и к собственной безопасности.
2. Создание бытовой ситуации в игровой форме.
1. Разучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Разучивание подвижной игры «День и ночь».
3. Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».
2. Изготовление масок волка, ёжика и совы.
2. Пальчиковые игры.
3. Физкультминутка со словами.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Слушаем рассказ «Опасный незнакомец».
Хлопнула входная дверь. Володя радостно выбежал навстречу отцу, который вернулся с работы.
«Знаешь, папа, когда вас с мамой не было, кто-то звонил в дверь».
«Я надеюсь, Володя, ты не открыл?»
«Я спросил: «Кто там?— и посмотрел в глазок, а там дяденька какой-то. Говорил, что он твой друг, что ему срочно нужно позвонить по домашнему телефону и просил открыть дверь».
Отец внимательно взглянул на сына.
«Ну, и что ты ему ответил?»
«Я сказал, чтобы он зашёл попозже, когда ты будешь дома…но!
«Я подумал, а если у него случилась беда и ему срочно нужно позвонить по телефону, а я не открыл?.»
«Понял, папа»,— ответил Володя.
А сейчас я хочу спросить у вас, бывали ли такие случаи, когда вы были дома без родителей и открывали дверь незнакомым людям? Так вот, чтобы такого не случалось, в доме всегда есть прочная дверь, которую не следует открывать без разрешения родителей.
2.Беседа : Какие бывают двери? Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Дверь висит на петлях, благодаря которым она может открываться и закрываться.
Двериделают из различного материала: дерева, картона, пластмассы и даже стекла. В больших магазинах и крупных учреждениях можно встретить раздвижные двери, которые раздвигаются сами, стоит к ним только подойти.
Наружную дверь дома или квартиры называют входной и изготавливают из более прочного материала, например, из металла.
3. Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок кто его открыть бы смог?
Ключ достали повернули. Наконец, замок открыли
4. Игра со словами «Вот в лесу из брёвен дом»
Вот в лесу из брёвен дом. Есть окошко в доме том
Выглянул какой-то зверь «ффф» …сказал и запер дверь
Выглянул какой-то зверь «ууу» …сказал и запер дверь
Говорит нам третий зверь:
«Хватит в домик наш стучать! Дайте хоть чуть-чуть поспать!»
Что за звери живут в лесной избушке? И почему они днем спят? (ёж, волк и сова)
5. Подвижная игра «День – ночь»
Помните сказку «Волк и семеро козлят»? Пока козлята ждали маму за запертой дверью, они были в безопасности. Но доверчивые козлята открыли дверь волку-обманщику. И что после этого с ними случилось? Правильно, волк их проглотил, если бы мама-коза не наказала серого разбойника, то конец у сказки был бы очень печальным. Поэтому и нам нужно быть осторожными и не открывать двери посторонним, даже если они и говорят «сладким» голосом, так похожим на мамин.
6. Весёлая физкультминутка «Козлята и Волк»
Дети: Мы весёлые козлята скок-скок-скок
Не боимся мы тебя, злой, противный волк…
Ну, а ты, стучи зубами щёлк-щёлк-щёлк…
Волк: Ах, вы, глупые козлята! У-У-У
ВЕСЕЛИТЬСЯ РАНОВАТО! ВСЕХ ПЕРЕЛОВЛЮ!
7. Заключительная часть.
Неделя по развитию речи «Учимся говорить красиво» НОД «Весенние цветы» Консультация для педагогов «Игры, которые учат разговаривать красиво» Пальчиковая игра «Поросёнок» «Праздник красивой.
Проект по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и их родителей Название проекта «Зеленый огонек». Подготовила воспитатель МБДОУ №57 «Веснянка» Зацепина Ольга Анатольевна. Проект состоит из трех этапов:.
Конспект НОД по ОБЖ в средней группе «Незнакомец звонит в дверь»
Татьяна Костромина
Конспект НОД по ОБЖ в средней группе «Незнакомец звонит в дверь»
Конспект НОД в средней группе по ОБЖ
«Незнакомец звонит в дверь»
1.Беседы: «Твоя безопасность в твоих руках. Как это понимать?», «Опасности вокруг нас».
2. Рассказывание сказок, где герои нарушали основы безопасности («Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок – золотой гребешок»).
3.Чтение стихотворений: «Находчивый Дима», «Кто твой друг и кто твой враг?» (Е. Тамбовцева-Широкова).
4. Настольно –дидактические игры: «Азбука безопасности», «Как избежать неприятностей?», «Безопасность».
5.Игровые упражнения: «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя», «Как бы ты поступил?», «Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку?»
Обучение детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни.
1. Сформировать представление о том, почему нельзя открывать двери посторонним.
2. Воспитывать алгоритм поведения в неожиданной ситуации.
3. Воспитывать в детях положительное отношение к правилам, даже если в них содержится запрещающий элемент, иак как от этого будет зависеть здоровье и безопасность самих детей. Учить применять их на практике, в реальной жизни.
4.Познакомить с противоположными качествами людей: злой – добрый. Учить подбирать слова, соответствующие различным характеристикам героев.
5. Активизировать речь детей, учить связно выражать свои мысли.
— Сегодня мы поговорим с вами о том, как следует вести себя дома, если вы остались одни.
Ребята, каждый из вас может оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома. От того, как вы отреагируете на нее, будет зависеть многое. Что вы знаете об опасностях, которые могут приключиться с детьми? (ответы детей). А как их избежать? Давайте поговорим об этом.
Нам необходимо выделить такие правила поведения, которые вы должны выполнять неукоснительно, так как от этого будут зависеть ваше здоровье и безопасность.
— Как вы понимаете значение слов: злой человек – добрый человек? (ответы детей). То есть человек, который часто поступает хорошо – хороший, а человек, который в основном поступает плохо – плохой.
Рассмотрим это на примере поведения сказочных персонажей. Например, возьмем Волка из сказки «Волк и семеро козлят».
Вспомните, что Коза наказывала своим козлятам, когда уходила в лес? (дверь ни кому не открывайте, по лесу бродит злой, голодный волк).
— Удалось ли Волку обмануть козлят? Почему? (ответы детей)
Правило № 1. Не открывай дверь чужим. «Больше верь своим очам, нежели чужим речам». (разъяснение пословицы).
— С Волком понятно, у него морда страшная. Он злой. Мы это видим.
А вот, например, Медведь. Каков он?
(Дети рассуждают о том, что в одних сказках («Лиса и заяц») Медведь добрый, в других сказках («Маша и медведь») – злой. Предлагаю детям начало сказки, а дети придумывают концовку.)
Задание.Продолжите рассказ: «Жил-был Зайчик. Однажды Зайка выбежал в лесок и увидел Волка и Медведя…» Что было дальше? (дети продолжают рассказ)
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: Иногда не знаешь, как может поступить человек, и поэтому нужно вести себя осторожно, внимательно наблюдая за поведением человека.
Правило № 2. «Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека со всех сторон». (пояснение пословицы).
— А что вы скажите про Лису? Уж она ласковая, добрая, милая?
Дети вспоминают сказку «Колобок».
— Что произошло с Колобком и почему? Как вы думаете? (ответы детей)
— Да, конечно, Лиса притворилась добренькой, а на самом деле оказалась хитрой, коварной. Колобок оказался слишком доверчивым, что привело к печальным последствиям.
А в другой сказке, про Жихарку, Кот и Дрозд, когда уходили на охоту, тоже наказывали ему двери запирать. Запирал Жихарка, запирал, а один раз и (забыл). Что произошло потом? (ответы детей).
— А в какой сказке Лисе удалось обмануть Петушка,когда она уговаривала его: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку?» (ответы детей)
— Петушок ведь знал, что нельзя выглядывать, а все равно выглянул. Лисе только этого и надо было…
Правило № 3. «Не всякому верь, запирай крепче дверь».
— Дети, на столе лежат кружочки красного, желтого, белого и черного цвета.Вы подумайте сейчас и скажите: какой кружочек больше подойдет по цвету Волку, Медведю, Лисе? (ответы детей). Почему? (ответы детей)
— Правильно. Черный цвет, как цвет угрозы, подойдет Волку. (помещаем кружок рядом с изображением Волка).
А Медведю мы подарим два кружка – белый и черный, так как он может как хорошо, так и плохо поступить.
Красный – Лисе,так как следует с ней быть очень осторожным: часто прячутся за добрыми масками люди с плохими намерениями.
А белый кому подойдет?
Задание: Посмотрите на себя в зеркало.Кого вы видите: человека хорошего или плохого? (ответы детей. Дети кладут себе белые кружки)
— Вот видите, все люди хорошие. Нет плохих людей.
А давайте вспомним ситуации, где каждый из нас поступал по отношению к другому плохо, то есть у него были плохие намерения и он поступил плохо. (каждый ребенок должен высказаться и выбрать себе кружок).
— Значит, у всех людей бывают плохие намерения. Вот почему и нужно быть бдительными всегда.
Правило № 4. Надо быть осторожными. Осторожность – это не трусость. Осторожность – мать безопасности.
Воспитатель: В теперь поиграем в «Злюку».
Один из детей встает и изображает Злюку: смотрит на каждого со злостью и недоверием. (мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена).
Игра, конечно же, заканчивается позитивной нотой – рассказами детей «Твои добрые поступки» (ребенок, выкладывая на столе белые кружочки, рассказывает о своих добрых делах и поступках). В конце игры обратить внимание детей на наличие у них одного черного и большого количества белых кружков.
— А кто еще не успел сегодня сделать что-то доброе, спешите!
Предлагаю всем взяться за руки, пожать руки, называя друг друга ласковыми именами, сказать добрые слова. (дети выполняют)
3. Создание и решение проблемной ситуации.
— Ребята, представьте, что вы одни дома. Звонок в дверь. Что вы будете делать? Сразу откроете дверь? (ответы детей)
— Вам известно, с какими намерениями стоит человек за дверью? (ответы детей)
— А если в глазок вы увидите, что к вам пришел врач, или милиционер, или почтальон, или слесарь? Как вы поступите? В этих случаях надо открывать дверь или нет? (ответы детей)
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком,
И не открывайте тете.
Если мама на работе.
Ведь преступник так хитер:
Притворится, что монтер,
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
— Если незнакомый человек пытается открыть вашу дверь, что вы будете делать? (ответы детей)
Если кто-то лезет к вам,
Поскорей звони… (02)
— Если дома нет телефона, что вы будете делать? (звать на помощь, кричать из окна или с балкона).
— Правильно ли говорят: «И в своей избушке держи ушки на макушке»? (анализ пословицы)
— Ребята, я надеюсь, что вы теперь хорошо знаете, как надо поступать, если в вашу дверь позвонил незнакомый человек, а взрослых нет дома.
Технологическая карта организованной учебной деятельности по ОБЖ для старшей группы «Дверь может быть опасна» Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы Образовательная область: Коммуникация Раздел: ОБЖ Тема: Дверь.
Конспект НОД по ОБЖ «Спички детям — не игрушки» в средней группе Светлана Горбань Конспект НОД по образовательной области на тему «Спички детям — не игрушки» средней группе Задачи: Образовательные:.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе по ОБЖ «Отважные пожарные» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской.
Конспект НОД по ОБЖ «Огонь — твой друг или враг?» в средней группе Тема: «Огонь твой друг или враг?» Программные задачи: Образовательные: • Познакомить детей с добрыми и злыми делами огня. Рассказать, что.
Конспект по ОБЖ в подготовительной группе «Ребенок и незнакомец» Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Осторожно-незнакомец!» Цель: способствовать обобщению правил безопасности при.
Конспект занятия «Осторожно, незнакомец» Конспект занятия: «Осторожно, незнакомец» Воспитатель:Брантова Светлана Николаевна. Цель: Дать понятие о том, что приятная внешность не.
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Праздники в нашей жизни. Новый год стучится в дверь» Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию Тема: «Праздники в нашей жизни. Новый год стучится в дверь» Цель: разобрать.
Занятие по ОБЖ для второй младшей группы «Кому открывать дверь?» Тема: «Кому открывать дверь?». Дидактическая игра «Выбери правильно предметы». Цель: 1) Учить бдительности. 2) На примере инсценировки.
Открытое занятие из серии «Уроки безопасности» на тему «Не открывай чужому дверь»
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Сегодня у нас очередной урок… (дети подсказывают)… безопасности. Правильно! Урок безопасности. К нам пришли наши гости – герои сказки «три поросенка». Помните, как их зовут? (Ответы детей). Молодцы, вы правильно назвали поросят: это Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-наф. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень спешат к другим ребятам, а с нами сегодня останется Наф-Наф.
Педагог: Наф-Наф, о чем сегодня мы будем говорить с ребятами?
Наф-Наф: Конечно о безопасности. Только я хочу проверить, что знают о ней ваши ребята.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, Наф-Нафy, где нас может ожидать опасность? (По мере того, как дети называют, педагог вывешивает рисунки-символы: река, лес, улица, дом).
Педагог: Правильно, на речке, в лесу, на улице и дома. Ребята, а какие опасности нас могут поджидать дома, ведь дом теперь у поросят каменный, прочный и очень удобный. А вспомнить об этих опасностях нам помогут ваши знаки. (Под символом «дом» педагог вешает предупреждающие знаки. Дети вспоминают стихи)
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечи, ни спички напрасно,
А если зажег – никуда не роняй;
Прожорливо пламя горячее знай.
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой.
— Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой.
— Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не бросайте на полу,
Сам наступишь незаметно –
С раной поведут к врачу.
Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: «Я от мамы,
Она забыла взять помаду».
Ты незнакомца пустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем.
Тебя он может напугать
И шубу мамину забрать.
Педагог: Ребята, что вам понравилось на наше занятии? (Ответы детей) Что вы узнали сегодня? (Ответы детей) Что нужно сказать нашему гостю – Наф-Нафy? Давайте все дружно скажем Наф-Нафy: «Спасибо!». Наф-Наф, как тебе понравились наши ребята?
Наф-Наф: Большое спасибо, ребята! Вы хорошо поработали, примите от меня угощение. И с нетерпением буду ждать следующей нашей встречи. До свидания.
Педагог: Спасибо и вам ребята. Вы были сегодня просто молодцы. И думаю, надолго запомните, что нельзя открывать чужим дверь. Мы с вами попрощаемся, но ваши маленькие друзья остаются сейчас одни. Что вы им накажите? (Повторяем стишок-наставление)
Памятка для детей о том, как себя вести с незнакомыми людьми. Правило пяти «нельзя».
Правило пяти «нельзя»:
• Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
• Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
• Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
• Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
• Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
• Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
• Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
• Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
• Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.
Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?
• Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
• Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
• Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
• Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
• Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
• Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
• Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.
ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?
• Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
• Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
• Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
• Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
• Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
• Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
• Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
• Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
• Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
• Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
• Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
• Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
• При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в автомобиле
• Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
• Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
• Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
• Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
• Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
• Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
Если к тебе пристаёт незнакомец:
• Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
• Не жди, когда он тебя схватит.
• Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
• Убегай в сторону, где много людей.
• Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
• Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
• Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.
• Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
Правила поведения на улице
• Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
• Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
• В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
• Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
• Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
• Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
• Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
• Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
• Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
• Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
• Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
• В школу или из школы желательно ходить группой.
Правила поведения в своём доме:
• Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
• Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
• Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
• Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
• Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
• Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
• Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
• Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.
ЧТО нужно знать девочкам-подросткам
Девочкам-подросткам, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.
Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:
• В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
• Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
• С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
• Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.
5.2. Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям
• знакомиться на улице с посторонними людьми,
• говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
• гулять в непредназначенных для этого местах,
• гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
• приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.
5.3. Основные правила, соблюдение которых
усилит безопасность ваших детей
• Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
• Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
• Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения полиции и вашего участкового.
• Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
• Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Если обнаружите «курилку» (что не редкость, например, для компьютерных клубов), это повод задуматься о целесообразности посещения такого заведения Вашим ребёнком. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить своему ребёнку его посещать, а так же потребовать от охраны заведения не пускать туда Вашего ребёнка.
• Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Очень часто вожатыми и воспитателями устраиваются работать лица без педагогических навыков. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.
Если у вашего ребёнка появился взрослый друг
Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в полицию.
Если вы что-что заподозрили
Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей) общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание ближайшего полицейского или службы безопасности заведения.
• Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против его воли.
• Если Вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
• Если ребёнок говорит матери о нездоровом интересе к нему её мужа (сожителя), нужно прислушаться к его словам, поговорить с мужем, не оставлять ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаться с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.
• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
• Если Вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
6. Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью
• 123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
• 112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут Вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
• Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
• Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).
Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребёнка по Иркутской области.