название элементов лепнины на фасаде
Фасадный декор: виды и названия декоративных элементов фасада дома
Тяжелый труд резчиков по камню и штукатуров, украшавших дворцы затейливыми орнаментами, остался в прошлом. Сегодня любому человеку, не принадлежащему к дворянскому роду, доступны готовые элементы архитектурного декора. Они придают зданию роскошный вид, радуя взгляд изысканной красотой классического стиля.
Что же представляют собой декоративные элементы для фасада дома, как они называются и из чего производятся. На все эти вопросы мы дадим ответы в нашей статье.
Названия элементов
Не зная терминологии, используемой для обозначения фасадного декора, невозможно вести грамотный разговор с проектантом, дизайнером и продавцом. Поэтому застройщику будет полезен краткий курс знакомства с общепринятыми названиями его элементов. Каждый из них должен стоять на определенном месте, внося свой вклад во внешний вид сооружения.
Итак, архитектурный декор фасада включает следующие базовые детали:
Материалы фасадного декора
Декоративная фасадная лепнина изготавливается из таких материалов:
Фасадный декор из гипса сегодня используется достаточно редко. Причин для этого несколько:
Попытки улучшить свойства декора, изготовленного на гипсовом вяжущем, привели к созданию полимербетона. В этом материале роль соединяющей основы выполняет не гипс, а полимерная композиция. Она придает элементам отделки стойкость к влаге и уменьшает их стоимость. Для снижения веса полимербетонная лепнина изготавливается не сплошной, а в виде полого или тонкостенного профиля. Для повышения стойкости к образованию трещин ее защищают слоем стекловолокна.
Повышенным спросом сегодня пользуется фасадный декор из пенопласта. Он легок, недорог и быстро монтируется. К минусам материала следует отнести хрупкость и непродолжительный срок службы до капитального ремонта (6-8 лет). Без хорошего внешнего покрытия пенопластовый декор может разрушиться за несколько сезонов. Из-за низкой плотности он деформируется под жаркими лучами летнего солнца. Для защиты пенопласта производители применяют покрытия на основе акрила. Они продлевают срок его службы до 15-20 лет. При этом стоимость обработанных изделий существенно возрастает.
Лучше других в качестве фасадного декора зарекомендовал себя пенополиуретан. Это плотный и устойчивый к внешним воздействиям материал. Он долговечнее пенопласта, но отличается от него более высокой ценой. Фасадный декор из пенополиуретана не впитывает влагу, не трескается и не крошится. Срок службы лепнины, изготовленной из этого полимера, достигает 30 лет, а весь уход за ней состоит в периодическом подкрашивании (1 раз в 10 лет).
Ориентировочные цены
По причине большого разнообразия фасадного декора, провести полномасштабное сравнение цен в рамках небольшой статьи не возможно. Поэтому мы проиллюстрируем стоимостные различия между гипсовой, полимербетонной, пенопластовой и пенополиуретановой лепниной на примере самого простого гладкотянутого карнизного профиля.
Средняя цена на такой элемент, отлитый из гипса, составляет от 1200 до 1800 рублей за 1 погонный метр.
Полимербетонный карниз длиной в 1 метр обойдется покупателю от 800 до 950 рублей.
За такой же фасадный профиль, но изготовленный из пенопласта, продавцы просят от 180 до 260 рублей.
Фасадный декор из пенополистирола с защитным покрытием дороже «голого» (от 300 до 600 рублей).
Фасадные карнизы из пенополиуретана продают по цене от 1100 до 2600 рублей за 1 м/п.
Особенности монтажа
Независимо вида фасадного декора его монтаж требует использования двух видов крепления: клеевого (химического) и механического. Такая перестраховка не будет лишней, поскольку под действием температуры погонажные элементы (карнизы, филенка, фриз, наличники) испытывают значительные деформирующие нагрузки. Монтажный клей, даже самый качественный, нуждается в помощи стального анкера или дюбеля.
В общем случае монтаж фасадных элементов выполняется в такой последовательности:
Примеры зданий с различными элементами фасадного декора
Утверждение о том, что фасадный декор преображает здание – не преувеличение. Убедиться в этом можно, просмотрев фотографии готовых объектов.
На этом фото не видно обилия декоративной лепнины. Тем не менее, контрастное выделение рустов и оконного обрамления белым цветом приятно оживляет мрачноватый кирпичный фасад.
Колонны и балюстрада, русты и карнизы – базовые элементы для декорирования фасада в классическом архитектурном стиле.
Используя узорчатую лепнину типа «Европласт», важно соблюдать меру, чтобы не нарушить визуальное равновесие других элементов декора. На прилагаемом фото архитектору удалось это сделать.
Входной группе в здание нужно уделить самое большое внимание. Ее отделка определяет выбор других элементов фасадного декора.
Даже небольшое здание, умело украшенное фасадным декором, визуально увеличивается в размерах, становясь солидным и благородным.
Лепные элементы фасада
Лепнина на Палаццо деи Консерватории (Palazzo dei Conservatori), 15 в. ( в 1560-х годах дворец перестроили по проекту Микеланджело).
Первые элементы лепнины появились еще в Древнем Египте. При возведении храмов в Древней Греции лепной декор украшал карнизы зданий, фасады и колонны, став обязательным элементом ордерной системы и одним из ее отличительных признаков. У древних римлян лепные элементы напоминали лавровые ветви, виноград, фрукты, цветы, листья аканта, дельфины, раковины, морские волны, рыбы и животные. Римляне ввели в лепной декор военные атрибуты: луки, стрелы, топоры, гербы, щиты. На карнизах и фризах изображались целые сюжетные композиции. В Риме для изготовления лепнины стали использовать изобретенный в то время бетон и «стукко» (смесь гипса, алебастра, мраморной крошки). Римская лепнина, наряду с греческой, легла в основу многих стилей и направлений в архитектурном декоре. После разрушения Рима искусство пришло в упадок, у строившихся в то время зданий появились мощные мрачные фасады с минимумом декоративных элементов. В 12 в. получила распространение готика, оживившая архитектуру европейских храмов ажурными лепными элементами. Основные изображения: виноградные, дубовые, кленовые, ясеневые листья, трилистники, крестоцветы (Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор).
Ажурная готическая лепнина. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), 1163- 1345 гг. Среди архитекторов Жан де Шель, Пьер де Монтрей.
Но только во времена Ренессанса (1401 г.- 1527 г) элементы лепнины украсили фасады городских и общественных сооружений, особняков, вилл, дворцовых сооружений. Ренессансная лепнина большей частью производилась из специально подготовленных цементных смесей. В качестве образцов для лепных элементов на фасадах сооружений использовались античные примеры (собор Святого Петра в Риме, флорентийский дворец Пандольфини Рафаэля).
Лепной декор на фасаде собора Святого Петра в Риме.
Наиболее прославила лепнину эпоха барокко. Характерными для барокко были крупные объемные изображения. Лепные элементы густо украшали фасады, колонны, фронтоны, фризы, наличники окон, дверные проемы, внутренние стены и потолки, камины. Существовало большое разнообразие форм: волюты, розетки, гирлянды из цветов, плодов, листьев, свитки, пальметты, маскароны. Использовались карнизы, пилястры, сандрики, молдинги, модульоны. Широко применялись для украшения зданий скульптурные композиции и барельефы. (дворцы Растрелли в России, Версальский дворец).
Версальский дворец (Versailles) с лепниной в стиле барокко. Ведущие архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. начало строительства 1661 г. Франция.
Декор в стиле рококо. Сан-Суси в Потсдаме (Германия).
В конце 18 в. при Людовике XVI в моду вошел классицизм, который вернул лепным элементам сходство с греческими и римскими образцами. Декоративная лепнина лаконична: пилястры, каннелюры, арки, кессоны. Среди сюжетов рельефных изображений: гирлянды, банты, ленты, животные, музыкальные инструменты, вазы и букеты цветов, античные орнаменты.
Строгая лепнина в стиле классицизм. Таврический дворец (1783- 1789 гг.) Проект архитектора И. Старова. Санкт-Петербург.
Лепнина галереи в парке Гуэль (1900—1914 г). Архитектор Гауди. Барселона.
В России лепнина вошла в моду в эпоху барокко в 17-18 вв., отразившись в сооружениях Санкт-Петербурга и Москвы и сочетаясь с национальными мотивами. В советский период элементы лепнины приобрели римские черты в сочетании с мотивами ампира и соцреалистическим направлением: пятиконечные звезды, изображения земного шара в разорванных цепях, шлемы, щиты, мечи, серп и молот, барельефы с фигурами рабочих и крестьян, рельефные изображения вождей, флагов, сцены военных баталий и мирного труда. Также уделялось внимание венкам, картушам, розеткам, акантам, гирляндам. Эти элементы лепнины украшали станции метрополитена, дворцы культуры, учебные и медицинские заведения, муниципалитеты и другие здания органов власти.
Лепнина эпохи советского классицизма на станции метро в Москве.
В середине 50-х гг. лепнина в СССР была признана пережитком прошлого, в результате лепные элементы были убраны из готовящихся проектов. И только в конце 20-начале 21 веков элементы лепнины вновь вернулись в фасады и интерьеры. Особенно популярны сейчас элементы лепного декора в загородном индивидуальном строительстве. Современная лепнина для фасадов и интерьеров изготавливается из камня, бетона, а также из искусственных материалов, например, полиуретана. Рассмотрим, какими качествами обладает полиуретановая лепнина. Полиуретан – очень легкий и одновременно долговечный материал, его можно окрашивать в любой цвет, он прост в монтаже. С помощью полиуретана имитируют натуральный камень, любую древесную текстуру, цемент, бетон, гипс и даже металл. Полиуретановые товары для декора дома можно использовать в помещениях и на улице, так как они устойчивы к влаге, перепадам температур. Лепнина из полиуретана, каталог которой представлен на сайте, демонстрирует самые разнообразные элементы, подходящие для оформлении интерьера или фасада дома в историческом стиле или эклектике. Выбирая в магазине элементы декора, нужно обратить внимание на их историческое содержание, чтобы поддержать выбранный стиль.
Трилистник. Филенка из полиуретана подойдет для готики, ее можно сочетать с витражами, стрельчатыми окнами и арками.
Военная атрибутика в декоре укажет на стиль ампир.
Пилястры, молдинги, розетки станут признаком классицизма. Пышный коринфский ордер или колонны с волютами скажут об античности.
Капитель в виде волюты из полиуретана.
Крупный объемный декор и лепные скульптурные композиции, пышные гирлянды из фруктов, цветов, лент могут поддержать барокко.
Маскарон из полиуретана подходит для стиля барокко.
Ангелочки, сердечки, банты, ленты, завитки станут признаком стиля рококо.
Лепные завитки из полиуретана подойдут для стиля рококо.
Чтобы узнать, где элементы декора купить, можно на сайте посмотреть адрес. Большой ассортимент продукции дает возможность подобрать наиболее подходящий декор для дома. Главное: не переусердствовать с лепниной на фасаде и в комнатах, чтобы не создалось ощущение отсутствия вкуса владельца.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.