на пол тона выше
При гитарной игре распространена практика понижения строя. Некоторые экстремальные поджанры диктуют условия, при которых необходимо настроить гитару на полтона ниже для более брутального звучания. Кроме того, многие партии проще исполнять созвучиями на одном ладу. Это легче сделать, выполнив перестроение.
Общая информация
Мы рассмотрим более распространенный метод, чтобы настроить гитару на полтона ниже. Многие рок-группы добавляют в свой репертуар строй ми-бемоль. Это связано с желанием прозвучать чуть ниже, а также с многочисленными переходами через открытую шестую, что добавляет рокерского колорита.
Также, этот прием могут использовать вокалисты, которым проще петь на ½ тона ниже. При этом не потребуется каподастр, перестановки руки через другие позиции.
Что такое тон и полутон
Все это – расстояние между звуками. Проще рассмотреть по клавишам фортепиано. В октаве между двумя белыми («до»-«ре») будет содержаться один тон. Если нажать черную между ними, то получится 1 полутон («до»-«до диез»). Исключение – «си»-«до» и «ми»-«фа». Между ними нет черной, и отсчитывают полтон.
У гитары нет черных и белых клавиш, поэтому, между 2 ладовыми перегородками расположен полутон.
Ноты струн в строе Standart
Стандартный строй предлагает следующий порядок:
Читается слева направо – «ми» – «си» – «соль» – «ре» – «ля» – «ми».
Как видите, строй содержит 2 одинаковые – «ми». Это первая и шестая открытые. При чтении слева направо нумерация идет снизу вверх. Напоминаем, что все они при этом открытые, зажимать ничего не нужно.
Способы настройки гитары
Настроить инструмент можно провести 3 способами.
По тюнеру
Это распространенный способ среди концертирующих музыкантов. Это бывает:
При помощи программ
Самый распространенный способ настроить гитару. Существуют десятки сайтов с тюнерами в режиме «онлайн». Для них потребуется микрофон – либо отдельный для настольного компьютера, либо смартфонный. Также для смартфонов есть отдельные приложения. Во многих уже есть пониженный на полтона строй.
На слух
Настоящий специалист пользуется своим опытом и наработанным слухом. Часто к слуховой настройке прибегают классические гитаристы. Тембр нейлона порой некорректно отображается у программных тюнеров, давая ощутимую погрешность. Поэтому они настраиваются по камертону и первой.
Классической гитаре почти не требуется настройка на полтона ниже. По большей части это задача для акустических и электрических инструментов. Вы можете положиться свой слух, зная, что звук 439-441 Гц соответствует «ля» – 1 струна пятый лад.
Инструкция по настройке гитары на полтона ниже
Приведем пошаговые инструкции, как настроить инструмент 2 способами.
По тюнеру или при помощи программы
Как расположить тюнер или гитару?
При тюнере-прищепке достаточно закрепить его голову грифа и отстройка полтона будет происходить адекватно.
Если у вас «напольный» тюнер-примочка, то нужно подключиться через кабель. Акустическую гитару подносим к динамику, который чаще всего находится у передней панели аппарата. Дергайте над розеткой, чтобы получился громкий четкий звук.
Как определить, что струна опускается?
Главное, крутить колок в верную сторону. Понижение происходит от движения по/против часовой стрелки. Стрелка поползет вниз – полтона. Также возможен числовой вариант – герцы, которые будут уменьшаться.
Как определить, какая нота сейчас играет?
Зависит от модели тюнера, она может высвечиваться на экране отдельными буквами (также с бемолем/диезом), либо хроматической гаммой (например, сеткой).
Как определить, что струна настроена верно?
Тюнер может издать сигнал, когда звучание совпадет с искомым звуком. Появится галочка, зеленое поле, обозначающее, что требуемое значение в герцах достигнуто.
У приборов с точной настройкой гитары на полтона ниже необходимо следить за числовыми показателями самостоятельно.
На слух
Как найти на грифе нужную ноту?
Из раздела «Строй Standart» вы уже знаете порядок открытых. Нам нужно настроить гитару на полтона ниже, будем отталкиваться от Eb. Она находится – 4 лад 2.
Как настроить струны относительно других нот?
Воспользовавшись этой информацией, настраиваем на полтона ниже первую (унисон с указанной выше). Теперь достаточно использовать обычный метод настройки:
Проверка настройки по отдельным нотам и флажолетам
Заключение
Хотя сейчас у каждого есть смартфон с тюнером, но умение настроить гитару ниже по слуху очень важное. Настроить гитару на полтона ниже часто возможно, благодаря вашему опыту и умению слышать инструмент. Этот навык пригодиться не только для настройки, но и для развития музыкальности.
Расскажите в комментариях, каким способом вы пользуетесь, чтобы настроить инструмент.
Как настроить гитару на полтона ниже можно узнать и из видео:
Как настроить гитару
Если вы решили узнать как настроить гитару самостоятельно новичку в домашних условиях, то скорее всего вы недавно купили себе этот замечательный инструмент.
Ничего сложного в том, чтобы сделать это самому нет! В этой статье мы разберем все лучшие способы настройки струн для классического строя, а так же для понижения или повышения тонов.
Как настроить гитару с помощью тюнера
Итак, как настроить гитару с помощью тюнера? Это самый простой способ. Чтобы это сделать вам, конечно, понадобится тюнер. Тюнер можно купить в любом музыкальном интернет магазине. Обычно он стоит недорого.
Тюнеры бывают разных видов, например:
Как настроить гитару по тюнеру новичку? С помощью кнопки просто включите прибор и плавно крутите калки параллельно играя на струне.
Через тюнер будут проходить звуковые волны. В этот момент на нем будет отображаться цветовой сигнал (обычно красный для неправильной ноты и зеленый для правильной) и название ноты, обычно латинской буквой.
Как только на экране загорелась правильная нота или зеленый световой сигнал, значит струна настроена верно. Все очень просто.
В какой тональности настраивать гитару
Строй гитары очень простой, перечислим ноты от нижней струны к верхней:
Теперь вы знаете все, чтобы легко понять буквенную индикацию и когда ваш строй в полном порядке.
Как настроить гитару на тон выше или ниже
Чтобы понять как настроить гитару на тон выше или ниже нужно понимать как меняются ноты на грифе.
Обычно зажимая струну на каждом втором ладу вы спускаетесь ниже на одну ноту, например, зажав на первом ладу вторую струну у вас получится вместо ноты Си нота Ля, которая будет выше не тон.
Если идти в обратном направлении, то вы получите звук на тон ниже. Все просто.
Перемещаясь на один лад по грифу вы получаете разницу в полтона выше или ниже соответственно.
Хороший тюнер или приложение для смартфона дает возможность выбирать необходимую вам ноту. Как понять какие ноты вам будут нужны мы написали выше.
Напомним последовательность нот от более низкой к более высокой для любой октавы:
Между Ми (E) и Фа (F), а так же Си (B) и До (C) нет полутона, они меняются сразу после перехода на один лад по грифу. Кстати это наглядно заметно на пианино.
Есть произведения, которые не требуют знания полутонов, а есть более-менее сложные песни, где все это придется учесть.
Часто музыканты сочиняют свою музыку в различных тональностях для удобства игры таких песен вам понадобятся каподастр или изменение строя всего инструмента соответственно.
Каподастр
Такая полезная вещь, как каподаст помогает повышать строй на столько тонов и полутонов. на сколько есть ладов на грифе. Наденьте каподастр на гриф и вы избавите себя от необходимости брать лишние баре и делать дополнительные движения пальцами.
Как настроить гитару через телефон
У каждого из нас сейчас есть отличный смартфон с полным набором функций. Так как настроить гитару через телефон с помощью приложения?
Скачайте приложение тюнер для телефона. Она есть как в Apple Store, так и в Google Market. Выбирайте то, которое имеет рейтинг выше. Кстати такая программа скорее всего будет бесплатной для популярных инструментов, например для гавайской укулеле.
Далее с помощью телефона запускаете программу и ваш смартфон превращается во все тот же тюнер. Выбирайте гитару, нажимайте на телефоне кнопку с нужной струной и параллельно играйте ту же струну на вашем инструменте.
Как только интерфейс программы покажет, что все хорошо, ваша струна настроена. Все очень просто!
Настроить гитару по тюнеру на телефоне просто и выгодно. Вам не нужно покупать никакого дополнительного оборудования. Просто скачайте программу и вперед.
Как настроить гитару на слух
Хотите узнать как настроить гитару на слух новичку без камертона? Даже не пытайтесь это делать на начальном этапе, вы не попадете ни в ноту, ни даже в тон, чтобы у вас получилось совпадение по всему грифу.
Как настроить гитару по камертону
Сейчас мы расскажем как настроить гитару по камертону, если у вас есть такая вещь.
Для начала посоветуем вам все же поставить приложение на телефон и упростить себе задачу. Не хотите, тогда вам нужен камертон, настроенный на Ми первой октавы.
По слуху извлекаете звук из камертона и из гитары одновременно и пытаетесь понять когда звуковые волны совпадут.
Раскроем маленький секрет. Если камертон будет звучать. а вы не будете играть по струне, а будете просто медленно вращать калки, то когда струна начнет резонировать сама (начнет вибрировать) вы получите нужную ноту.
Теперь очередь за другими 5 струнами.
Каждая струна совпадает по звучанию с предыдущей, если зажать ее на 5 ладу (кроме третьей струны, ее вы зажимаете на 4 ладу).
Зажимайте каждую последующую струну на 5 ладу (третью на четвертом) и пытайтесь услышать когда у вас получатся одинаковые ноты (секрет с камертоном работает и здесь).
Как настроить гитару с помощью пианино
Как настроить гитару с помощью пианино? Очень просто! На клавишах пианино уже есть все ноты, которые нам нужны для настройки открытых струн. Действуйте как с камертоном, только здесь у вас как бы есть в наличии все 6 камертонов одновременно.
Находите ноты нужной октавы и подкручиваете калки до тех пор, пока строй не станет идеальным.
Настроить гитару по пианино намного проще, чем используя камертон, но сложнее, чем с помощью тюнера или приложения. Так как фортепиано имеет постоянный строй, особенно электронное, не стоит переживать из-за того, что звук убежит не в ту сторону.
Уроки музыки
Хотите научиться настраивать электрогитару или акустику, научиться играть разные песни, сложную музыку или просто начать заниматься чем-то творческим? Приходите на первый бесплатный урок в нашу школу музыки Future Music!
Мы находимся на станции метро Таганская в 4-х минутах хотьбы. Ждем вас каждый день с 10 утра до 22 вечера!.
Какие музыкальные направления у нас есть еще:
Мы постоянно расширяем количество и разнообразие музыкальных направлений в нашей музыкально школе. Позвоните и узнайте, может быть ваш инструмент тоже есть в нашем списке!
Интернет магазин
У нас есть свой интерytт магазин музыкальных инструментов. Нужно что-то подобрать? Звоните. мы вам поможем.
Нашим ученикам мы предоставляем скидки на покупку любого музыкального оборудования.
Материалы по теме
Уроки гитары
Уроки игры на гитаре. Польза самостоятельного обучения. Уроки с преподавателем. Как научиться играть. Что сделать, чтобы занятия проходили максимально эффективно.
Как играть аккорд H
Аккорд H на гитаре. 4 варианта получения мажорного трезвучия Си.
Какие бывают виды гитар
Вы знаете, чем классическая гитара отличается от акустической? А чем электроакустическая от электрогитары?
Узнайте все о различиях гитар из этой статьи!
Как перевести аккорды в другую тональность
Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.
Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.
Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.
Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.
Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.
Таблицы
По ступеням
Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.
Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am
В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.
Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.
Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.
Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.
2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.
3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…
4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).
5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:
Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.
Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).
Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:
1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.
2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.
По хроматике: полутоновая система
Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.
Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).
Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.
Например, когда используются альтерированные ступени:
Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.
Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.
К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):
1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).
2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…
3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).
Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.
Для минорных тональностей в открытой позиции
Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.
Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.
Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:
1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).
2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).
Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно
Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.
Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?
Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.
Схематично это выглядит так:
К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:
1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.
На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).
2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).
Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…
3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.
Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…
4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).
5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:
Схемы расположения ступеней на грифе
Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.
На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.
Как это выглядит на практике:
Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:
Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:
Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:
Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.
Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:
Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне: