на пол тона ниже это как
При гитарной игре распространена практика понижения строя. Некоторые экстремальные поджанры диктуют условия, при которых необходимо настроить гитару на полтона ниже для более брутального звучания. Кроме того, многие партии проще исполнять созвучиями на одном ладу. Это легче сделать, выполнив перестроение.
Общая информация
Мы рассмотрим более распространенный метод, чтобы настроить гитару на полтона ниже. Многие рок-группы добавляют в свой репертуар строй ми-бемоль. Это связано с желанием прозвучать чуть ниже, а также с многочисленными переходами через открытую шестую, что добавляет рокерского колорита.
Также, этот прием могут использовать вокалисты, которым проще петь на ½ тона ниже. При этом не потребуется каподастр, перестановки руки через другие позиции.
Что такое тон и полутон
Все это – расстояние между звуками. Проще рассмотреть по клавишам фортепиано. В октаве между двумя белыми («до»-«ре») будет содержаться один тон. Если нажать черную между ними, то получится 1 полутон («до»-«до диез»). Исключение – «си»-«до» и «ми»-«фа». Между ними нет черной, и отсчитывают полтон.
У гитары нет черных и белых клавиш, поэтому, между 2 ладовыми перегородками расположен полутон.
Ноты струн в строе Standart
Стандартный строй предлагает следующий порядок:
Читается слева направо – «ми» – «си» – «соль» – «ре» – «ля» – «ми».
Как видите, строй содержит 2 одинаковые – «ми». Это первая и шестая открытые. При чтении слева направо нумерация идет снизу вверх. Напоминаем, что все они при этом открытые, зажимать ничего не нужно.
Способы настройки гитары
Настроить инструмент можно провести 3 способами.
По тюнеру
Это распространенный способ среди концертирующих музыкантов. Это бывает:
При помощи программ
Самый распространенный способ настроить гитару. Существуют десятки сайтов с тюнерами в режиме «онлайн». Для них потребуется микрофон – либо отдельный для настольного компьютера, либо смартфонный. Также для смартфонов есть отдельные приложения. Во многих уже есть пониженный на полтона строй.
На слух
Настоящий специалист пользуется своим опытом и наработанным слухом. Часто к слуховой настройке прибегают классические гитаристы. Тембр нейлона порой некорректно отображается у программных тюнеров, давая ощутимую погрешность. Поэтому они настраиваются по камертону и первой.
Классической гитаре почти не требуется настройка на полтона ниже. По большей части это задача для акустических и электрических инструментов. Вы можете положиться свой слух, зная, что звук 439-441 Гц соответствует «ля» – 1 струна пятый лад.
Инструкция по настройке гитары на полтона ниже
Приведем пошаговые инструкции, как настроить инструмент 2 способами.
По тюнеру или при помощи программы
Как расположить тюнер или гитару?
При тюнере-прищепке достаточно закрепить его голову грифа и отстройка полтона будет происходить адекватно.
Если у вас «напольный» тюнер-примочка, то нужно подключиться через кабель. Акустическую гитару подносим к динамику, который чаще всего находится у передней панели аппарата. Дергайте над розеткой, чтобы получился громкий четкий звук.
Как определить, что струна опускается?
Главное, крутить колок в верную сторону. Понижение происходит от движения по/против часовой стрелки. Стрелка поползет вниз – полтона. Также возможен числовой вариант – герцы, которые будут уменьшаться.
Как определить, какая нота сейчас играет?
Зависит от модели тюнера, она может высвечиваться на экране отдельными буквами (также с бемолем/диезом), либо хроматической гаммой (например, сеткой).
Как определить, что струна настроена верно?
Тюнер может издать сигнал, когда звучание совпадет с искомым звуком. Появится галочка, зеленое поле, обозначающее, что требуемое значение в герцах достигнуто.
У приборов с точной настройкой гитары на полтона ниже необходимо следить за числовыми показателями самостоятельно.
На слух
Как найти на грифе нужную ноту?
Из раздела «Строй Standart» вы уже знаете порядок открытых. Нам нужно настроить гитару на полтона ниже, будем отталкиваться от Eb. Она находится – 4 лад 2.
Как настроить струны относительно других нот?
Воспользовавшись этой информацией, настраиваем на полтона ниже первую (унисон с указанной выше). Теперь достаточно использовать обычный метод настройки:
Проверка настройки по отдельным нотам и флажолетам
Заключение
Хотя сейчас у каждого есть смартфон с тюнером, но умение настроить гитару ниже по слуху очень важное. Настроить гитару на полтона ниже часто возможно, благодаря вашему опыту и умению слышать инструмент. Этот навык пригодиться не только для настройки, но и для развития музыкальности.
Расскажите в комментариях, каким способом вы пользуетесь, чтобы настроить инструмент.
Как настроить гитару на полтона ниже можно узнать и из видео:
Как настроить гитару на тон ниже
Если у вас возникла необходимость настроить гитару на тон ниже, предоставленный материал будет вам весьма кстати. Диапазон «шестиструнки» находится в пределах от Е (ми) большой октавы до В (си) второй октавы. Но это не говорит о том, что музыкант не может покинуть его, если это нужно.
Каждый гитарист должен уметь понижать строй инструмента
Зачем это нужно
Допустим, вы играете аккомпанемент певцу с невысоким тембром голосом. Ему никак не подходит звук гитары, которая звучит в обычном строе. В этом случае целесообразно опустить строй инструмента на один тон. Каким образом можно это осуществить?
Теоретическая часть
Когда гитарист извлекает звук из струны, поочередно прижимая ее на находящихся рядом ладах, вы слышите ноты, отличающиеся друг от друга по высоте на полтона. При перестройке инструмента на тон ниже все ноты сдвигаются на два лада правее. Таким образом, открытая шестая струна в пониженном строе будет издавать ноту D (ре) большой октавы. Все остальные струны будут также на тон ниже стандартной настройки.
Приступаем к настройке
Есть разные методы:
Использование хроматического тюнера
Тюнер дает возможность осуществить перестройку гитары даже человеку, который первый раз в жизни взял ее в руки. Следует лишь поочередно издавать звук из открытых струн и смотреть на показания устройства.
На многих тюнерах есть кнопка Flat, которая указывает, насколько нужно опустить стандартный строй гитары, на:
При ее нажатии на экране появляется знак «бемоль». Он означает понижение обычного строя на полтона.
Следовательно, чтобы понизить строй на тон, нужно дважды нажать на эту кнопку и смотреть, чтобы на экране было два значка «бемоль».
С помощью тюнера гитару легко настроит даже новичок
Ориентирование на записанный звук открытых струн
Метод настройки по записи звуков открытых струн предполагает соответствующую тренировку слуха, так как тут уже надо обходиться без какой-либо помощи. Гитарист должен самостоятельно замечать различие между записанным звуком и тем, который издает инструмент и, ослабляя струну, добиться одинакового звучания.
Сначала настраиваете шестую струну, затем пятую и так далее.
Хороший слух позволяет настроить гитару даже без тюнера
Перестройка из стандартного строя Е (ми)
А если ваш инструмент уже настроен в стандартном строе, то опустить его на тон можно без каких-либо вспомогательных приспособлений. Для этой цели необходимо:
Все. Сейчас первая струна настроена на тон ниже, а остальные можно настроить по ней.
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы настроить гитару на тон ниже. Если вы серьезно занимаетесь музыкой, рано или поздно это может вам пригодиться.
Также смотрите видеурок по настройке гитары:
На пол тона ниже это как
Часть 1. Гитарный тюнер
Легко и быстро настроить любую гитару можно с помощью цифрового тюнера. Например, я использую Chromatic Tuner IMT-900. Вот он:
Принцип обращения с таким тюнером настолько прост, что теперь настроить гитару сможет даже тот, кому медведь наступил не только на ухо, но и на всю голову 🙂 Тюнер крепится к лопатке грифа, снимает с него вибрации звука и показывает на своём экранчике шкалу, стрелочку и звучащую ноту (A, B, C и т.д.)
Часть 2. Настройка гитары
Здесь и далее я часто буду пользоваться латинским написанием нот:
A – Ля-а 🙂
B – Си-и (то же что H)
C – До-о
D – Ре-е
E – Ми-и
F – Фа-а
G – Со-оль
Стандартный строй русской гитары даёт на открытых струнах аккорд Соль-мажор (G) и получается так:
1-я струна – D (Ре) по камертону
2-я струна – B (Си) на третьем ладу – в унисон с первой
3-я струна – G (Соль) на четвёртом ладу – в унисон со второй
4-я струна – D (Ре) на пятом ладу – в унисон с третьей
5-я струна – B (Си) на третьем ладу – в унисон с четвёртой
6-я струна – G (Соль) на четвёртом ладу – в унисон с пятой
7-я струна – D (Ре) на пятом ладу – в унисон с шестой
Многие представители авторской песни, играющие на семиструнках, любят понижать строй относительно номинала. Понижать строй гитары – это ослаблять колки, не нарушая гармоничного созвучия струн.
На всякий случай поясню, что означают сии странные числа, например, «сорок три тыщи четыреста сорок» или 43440 🙂 Так часто записывают аккорды, то есть какую струну на каком ладу зажимать. Порядковый номер цифр в ряду – это струны с первой по пятую (по шестую, по седьмую). То есть первая цифра отвечает за первую струну, вторая – за вторую и т.д. А сама цифра – это номер лада, на котором надо зажимать указанную струну. То есть для записи 43440 (точнее 43440ХХ) получим такую расшифровку:
4 – первая струна на 4-м ладу
3 – вторая струна на 3-м ладу
4 – третья струна на 4-м ладу
4 – четвёртая струна на 4-м ладу
0 – пятая струна открытая
Х – шестая струна не звучит
Х – седьмая струна тоже не пляшет
Владимир Высоцкий в самом начале своей творческой жизни играл на стандартном строе, а в середине и в конце настраивал гитару преимущественно на тон-полтора ниже. Но можно встретить у него строй и на два тона ниже (например, запись в Останкино, январь 1980), и даже на два с половиной (!) тона ниже (например, выступление в ДК Коммуны, март 1980).
Почему на семиструнке принято понижать строй, мы поговорим в следующей главе, а пока, на всякий случай, я приведу раскладки строя от стандартного до пониженного на два с половиной тона.
(первая по счёту буква соответствует первой, самой тонкой струне)
Русский строй для 7-струнки:
Стандартный строй: D B G D B G D строй Соль или (0)
На полтона ниже: C# A# F# C# A# F# C# строй Фа-диез или (–0.5)
На тон ниже: C A F C A F C строй Фа или (–1)
На полтора тона ниже: B G# E B G# E B строй Ми или (–1.5)
На два тона ниже: A# G D# A# G D# A# строй Ре-диез или (–2)
На два с половиной тона ниже: A F# D A F# D A строй Ре или (–2.5)
Испанский строй для 6-струнки:
Стандартный строй: E B G D A E
На полтона ниже: D# A# F# C# G# D#
На тон ниже: D A F C G D
На полтора тона ниже: C# G# E B F# C#
На два тона ниже: C G D# A# F C
На два с половиной тона ниже: B F# D A E B
Виды гитарных строев
Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.
Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.
В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.
Содержание
Классический строй и его вариации
EADGBE — классический строй
Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.
Вариация первая — DADGBE
Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.
Превращается в это:
Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.
Вариация вторая — DADGBD
Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.
Вариация третья — DADGAD
Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.
Дропы и каподастр
Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.
Шаг первый — D#G#C#F#A#D#
Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.
Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.
Шаг второй — CGCFAD
Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.
Шаг третий — BF#BEG#C#
Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.
Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.
Каподастр
Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.
Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.
Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.
Открытые строи
Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.
Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.
Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.
Открытый ре мажор Open D — DADF#AD
Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.
Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.
Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD
Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.
Открытый соль мажор Open G — DGDGBD
Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.
Модальный строй соль Modal G — DGCGCD
Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.
Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D
Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.
Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE
Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.
Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.
Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.
Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE
Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.
В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.
Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.
Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.
Как перевести аккорды в другую тональность
Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.
Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.
Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.
Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.
Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.
Таблицы
По ступеням
Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.
Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am
В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.
Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.
Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.
Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.
2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.
3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…
4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).
5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:
Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.
Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).
Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:
1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.
2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.
По хроматике: полутоновая система
Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.
Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).
Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.
Например, когда используются альтерированные ступени:
Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.
Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.
К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):
1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).
2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…
3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).
Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.
Для минорных тональностей в открытой позиции
Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.
Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.
Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:
1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).
2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).
Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно
Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.
Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?
Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.
Схематично это выглядит так:
К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:
1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.
На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).
2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).
Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…
3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.
Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…
4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).
5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:
Схемы расположения ступеней на грифе
Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.
На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.
Как это выглядит на практике:
Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:
Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:
Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:
Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.
Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:
Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне: