Мы проанализировали сон раскольникова в котором рассказывается о
Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)
Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе… »
«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»
«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Урок литературы на тему «Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему «Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»
МБОУ СОШ № 24 г. Новочеркасска Ростовской области
урок литературы в 10 классе с использованием
технологии обучения в сотрудничестве
Страданченкова Ирина Александровна
Тема: «Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла
романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1. Д и д а к т и ч е с к и е:
— совершенствование навыка анализа эпизода художественного произведения;
— определение роли снов в раскрытии идейного замысла романа
2. Р а з в и в а ю щ и е:
— развитие умения обобщать материал и делать выводы;
— развитие умения выделять главное, существенное;
— развитие образного мышления;
— развитие речи учащихся;
— развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе
3. В о с п и т а т е л ь н ы е:
— воспитание интереса к литературе как виду искусства и учебному предмету;
— воспитание внимательного отношения к слову;
— воспитание правильных нравственных ориентиров, понимания того, что главное в человеке – душа, нравственность, моральные качества его личности.
— мультимедийная презентация в программе Power Point,
— портрет Ф.М. Достоевского, портрет Родиона Раскольникова,
— цветные листы с названиями эпизодов-снов,
— карточки с заданиями для групп
— Добрый день! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
— Сегодня на нашем занятии я предлагаю поговорить… о снах
— Признавайтесь, ребята, любите поспать?
— А сны часто видите?
— А давайте подумаем – что же такое сон?
— Попробуйте дать определение этому понятию, явлению?
* Дать возможность высказаться всем желающим!
— Обратите внимание на последние слова определения: работа сознания прекращается, наш мозг и наше тело отдыхают, а что же тогда бодрствует? Что трудится в человеке «и день и ночь»?
— Конечно, человеческий дух, душа.
Остаётся неутихающая работа души, которая способна творить из пережитых ощущений яркий и неповторимый загадочный мир.
— Некоторые психологи считают, что сон – это общение человека со своим подсознанием.
— Нужно сказать, что с древних времён художественное изображение сновидений было довольно популярным как в фольклоре, так и в литературе многих народов мира.
— Гомер, например, различал вещие и ложные сны.
— А Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.
— В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам, а сонник был одной из самых популярных книг.
— Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, а Шекспир устами своего героя заявил:
Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…
— Особой популярностью пользовалась тема сна у романтиков.
— Интересные эксперименты в этой области мы находим у Михаила Юрьевича Лермонтова и Василия Андреевича Жуковского, а также в творчестве самых значительных мастеров слова,
среди которых Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Иван Александрович Гончаров и многие другие.
— А как вы думаете, ребята, зачем, с какой целью писатели и поэты вводят в произведения описание сновидений?
* Выслушать мнения учащихся.
— Всё верно! А если представить функции сна в виде опорной схемы, то мы увидим следующее:
Даёт возможность посмотреть на себя со стороны
Помогает вспомнить прошлое или заглянуть в будущее
Является средством психологического анализа
Открывает путь к самопознанию
Раскрывает внутреннюю сущность героя, которую не хочет замечать или подавляет бодрствующий разум
— Я думаю, вы уже догадались, о чьих снах мы с вами сегодня поговорим?
— А как вы думаете, какова будет цель нашей сегодняшней работы?
*Выслушать ответы учащихся.
понять значение снов героя и их роль в раскрытии идейного замысла произведения.
— Для выполнения поставленной цели я предлагаю вам поработать в группах.
*Дети могут сесть по группам с самого начала урока или организовать группы на данном этапе.
— Нам потребуется 5 групп.
1) Проанализировать предложенный эпизод-сон.
2) Раскрыть его значение, ответив на вопросы карточки.
3) Сделать выводы и представить их классу в виде лаконичного выступления.
* Время работы – 10 минут.
* Учитель озвучивает, над каким эпизодом будет работать каждая группа: на доске вывешиваются листы с названиями снов (см. схему ниже)
* Каждая группа получает карточки с заданиями и иллюстрациями (см.стр. 7-11)
IV. Работа в группах (10 минут) – следить за временем.
* Включить спокойную музыку!
Деятельность учителя во время работы групп:
подходит к каждой группе,
направляет ход обсуждения,
отвечает на возникающие вопросы, помогает сформулировать выводы
следит за временем
V. Оглашение результатов работы групп (15 минут: 3 мин. на каждую группу)
*Выступающих или выступающего выбирает группа.
Сны Родиона Раскольникова
Сон об убийстве лошади
Сон – повторение убийства
Даже после убийства в душе героя продолжается борьба добра и зла. Его душа, запятнанная кровью,
«кричит» вместе с душами убитых им людей
Сон помогает герою понять бесполезность совершённого убийства. Раскольников понимает, что он не Наполеон, и предчувствует всенародное осуждение и позор
Это мечта героя о рае на земле,
о том прекрасном мире, который он создаст, став «сверхчелове-ком»
Сон показывает герою плоды его теории и производит решающий перелом в его душе, герой осознаёт страшную сущность своей теории и отказывается от неё
По ходу выступления групп в тетрадях может составляться такая схема.
— Какова же роль снов Раскольникова в раскрытии идейного замысла произведения?
* может быть, кто-то из учащихся захочет это сделать самостоятельно
— Таким образом, мы видим, что сны Раскольникова играют очень важную роль в раскрытии идейного замысла романа: они помогают нам понять истинную сущность героя, мотивировку его поступков, направляют озлобленный разум заблудшего человека к озарению, помогают герою стать на путь обновления и перерождения.
— Ребята, понравилось ли вам работать на сегодняшнем занятии?
— Выскажите своё мнение:
— Что было интересно сегодня?
— Что показалось скучным?
— Помогла ли вам сегодняшняя работа лучше понять главного героя?
— Спасибо за вашу откровенность!
— И разрешите мне закончить наше занятие небольшим пожеланием:
О, не знайте страшных снов, дети дорогие!
Пусть уносят мысли вас в грёзы золотые!
Сердце ваше пусть всегда чистым остаётся,
Лишь для подвига, любви и прощенья бьётся!
— Благодарю вас за работу.
Наше занятие окончено.
Карточка для работы группы №1
Первый сон Раскольникова об убийстве лошади.
Перечитайте эпизод «Первый сон Раскольникова» (ч.1, гл.5)
Найдите образы-символы в этой сцене: церковь, кабак, дорога.
Попробуйте определить их значение и раскрыть смысл сна.
* Обратите внимание на символическое значение цвета в этой сцене
Согласны ли вы с утверждением, что «сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее»?
Какое будущее ожидает героя?
Сделайте лаконичный вывод (2-3 предложения), в чём смысл сна, что он помогает нам понять?
* Во время устного выступления раскройте смысл образов-символов.
— Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о …
— Сон помогает нам увидеть …, понять …
— Сон открывает …, показывает …, предвещает …
— Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о …
Карточка для работы группы №2
Перечитайте сон Раскольникова про оазис ( ч.1, гл.6)
Согласны ли вы с утверждением, что это – сон-мечта? О чём мечтает герой?
Попробуйте раскрыть символическое значение сна.
Сделайте обобщающий вывод: «Сон про оазис – это…»
— оазис мираж в пустыне
— пьёт чистую воду хочет набраться сил для выполнения задуманного
— приём контраста «грязный» Петербург и «чистая» вода
— «Три пальмы» Лермонтова убийство неизбежно
— Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о …
— Сон помогает нам увидеть …, понять …
— Сон открывает …, показывает …, предвещает …
— Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о …
Карточка для работы группы №3
Перечитайте эпизод сна и разговор Раскольникова с Настасьей после пробуждения.
Как вы думаете, почему всё действие сна происходит на лестнице, что она символизирует?
В каком состоянии проснулся герой? Почему именно в таком?
Как трактует Настасья сон героя? Согласны ли вы с ней или нет?
Сделайте вывод: почему Раскольников видит такой сон и что он символизирует?
— Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о …
— Сон помогает нам увидеть …, понять …
— Сон открывает …, показывает …, предвещает …
— Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о …
Карточка для работы группы №4
Сон, в котором Раскольников повторяет убийство (ч.3, гл.6).
Перечитайте эпизод сна, раскройте его смысл:
— Почему старуха не умирает, а смеётся?
— Что, по вашему мнению, символизирует данный образ?
— Кого встречает герой, убежав от старухи?
— Как толпы народа смотрят на Раскольникова?
2. Попробуйте понять, с какой целью автор вводит данный эпизод в произведение?
— Этот сон помогает герою понять, что …
— Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о …
— Сон помогает нам увидеть …, понять …
— Сон открывает …, показывает …, предвещает …
— Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о …
Карточка для работы группы №5
Сон на каторге (эпилог).
Перечитайте эпизод сна.
Согласны ли вы с тем, что это – сон-предупреждение?
3. Что привело человечество к гибели?
* Какие образы-символы можно увидеть в этом эпизоде?
4. Каков, по вашему мнению, символический смысл данного сна?
5. Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова и идеей его духовного перерождения?
— Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о …
— Сон помогает нам увидеть …, понять …
— Сон открывает …, показывает …, предвещает …
— Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о …
Варианты ответов детей
Результаты работы группы № 1
Мы проанализировали первый сон Раскольникова, в котором рассказывается о жестоком убийстве лошади толпой пьяных крестьян. Раскольников в этом сне ещё ребёнок, который с нескрываемым ужасом наблюдает за страшной сценой истязания и убийства несчастной лошадёнки.
Это сон богат символами: церковь с зелёными куполами, куда любит ходить маленький Родя, олицетворяет небесное начало на земле, духовность, нравственную чистоту, совершенство и надежду на лучшую жизнь (зелёный – цвет надежды).
Однако дорога (символ жизненного пути человека) в церковь проходит мимо кабака, который мальчик боится и не любит; кабак олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь жизни. Это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Дорога одна, но привести она может как в кабак, так и в церковь, и только человек решает, куда ему идти. Не случайно и то, что церковь находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить неправедную жизнь, раскаяться и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.
Веселье пьяных людей не внушает окружающим, и в частности маленькому Родиону, ничего, кроме страха. В сцене у кабака – убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов – маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет.
Атмосфера происходящего раскалена до предела. С одной стороны, это злоба, жестокость, агрессивность разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.
Сон помогает нам увидеть истинную душу Раскольникова и понять, что в нём происходит борьба между добром (церковь) и злом (кабак), между истинными порывами души и разумом, пленённым страшной теорией.
Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от увиденной сцены. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова.
Сон является воплощением мысли о неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова.
Этот сон действительно снится в настоящем времени, рассказывает о прошлом и предсказывает будущее: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и именно топором, а умирающая Катерина Ивановна скажет: «Заездили клячу!»
Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его душа не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову разума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы!
– пророческая (помогает заглянуть в будущее)
— раскрывает внутреннюю сущность героя
— является инструментом психологического анализа
Результаты работы группы № 2
Мы проанализировали второй сон Раскольникова, в котором рассказывается о том, как герой попадает в оазис в пустыне и с наслаждением пьёт чистую воду из ручья.
Мы согласны с утверждением, что это сон-мечта. Действительно, в этом сне герою грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «…чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, а он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит».
Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом стремительной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на его место, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.
Сон имеет и символическое значение:
— оазис часто мираж в пустыне, так что райская жизнь, о которой мечтает Раскольников, вряд ли наступит в реальности;
— герой пьёт чистую воду хочет набраться сил для выполнения задуманного, как былинный богатырь;
— приём контраста «грязный» Петербург и «чистая» вода, «жара» на улицах города, которая отнимает силы – «холодная» вода, которая даёт силы.
Сон – оазис является воплощением мечты героя об идеальном счастливом мире, который он создаст, став «сверхчеловеком».
Функции второго сна: является средством воплощения внутренних тайных мечтаний героя, раскрывающих его стремления и духовную сущность.
Результаты работы группы № 3
Мы проанализировали третий сон Раскольникова, который условно можно назвать сон-крик. Он снится герою уже после убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.
Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает квартирную хозяйку: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Сон наполнен жуткими звуками: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал».
Ведущий образ-символ этого сна – тёмная и грязная лестница, которая символизирует жизненный путь Раскольникова, полный препятствий, которые предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, создавшего этот несовершенный мир, и оказаться способным изменить людей для их же благополучия.
Герой просыпается от собственного страшного крика. Настасья так объясняет ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Отчасти это верно, но в Раскольникове кричит не столько его кровь, сколько кровь убитых им людей. Все существо героя воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и для Родиона убийство должно быть обычным делом.
Этот сон помогает нам понять, что в герое ещё жива совесть – слово Бога в человеке – и что несмотря на совершённое преступление он не стал сверхчеловеком.
Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее бесчеловечную сущность и несостоятельность. Этот сон, с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, а с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания.
Функции третьего сна: даёт возможность герою посмотреть на себя со стороны, а также является инструментом психологического анализа.
Результаты работы группы № 4
Образ смеющейся неумирающей старухи глубоко символичен: он показывает бесполезность совершённого Раскольниковым преступления, жалкость его попытки изменить мир через убийство какой-то старушонки.
И действительно, Раскольников не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя.
Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это доказательство несостоятельности теории Раскольникова.
Функция четвёртого сна: в символической форме показать несостоятельность теории Раскольникова, бесполезность совершённого им убийства.
Результаты работы группы № 5
Наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, сны в романе играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В романе есть два сна, показывающих мир по теории героя- это сон-оазис и сон на каторге, который можно назвать своеобразным пророчеством- предупреждением.
Последний сон – фантастический, он показывает Раскольникову плоды его теории. Мир преобразился по сравнению со сном об оазисе: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна его теория.
В пятом сне («бессмысленном бреду») Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом сами они считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей».
Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истинной духовности. Избранные, по Достоевскому, это люди, наделенные глубочайшей верой.
Именно в этом сне автор в символическом форме говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек перестанет различать такие ключевые понятия, как добро и зло, что приведёт человечество к неминуемой гибели.
В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и бесчеловечность.
Таким образом, данный сон помогает нам увидеть, как происходит переосмысление героем своих жизненных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовным ценностям и отход от своей теории, то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания. А ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.
Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, страшную сущность своей теории и отказался от нее.
Функция пятого сна: в символической форме показать страшные последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь, ещё раз подчеркнуть её антигуманную сущность и отразить нравственные изменения, начавшиеся в душе героя – первые ростки на пути его духовного возрождения.