морской фасад намывные территории
Город уходит в море: будущее намывов Петербурга
В Генеральном плане до 2025 года для создания искусственных территорий предусмотрено около тысячи гектаров земли. Это около 4% действующих площадей города. К намыву официально запланировано три значительных территории.
«Морской фасад» (Васильевский остров)
После окончательной реализации «Морского фасада» на Васильевском острове появится до 800 тысяч кв. метров жилья для 23 тысяч человек. Намыв Васильевского острова условно разделен на северную и южную части. Последняя готова уже наполовину: открыт порт, заселяются первые дома, работают застройщики Seven Suns Development, Glorax Development, «Группа ЛСР» и «Лидер групп». Помимо жилья там появится гипермаркет и торговый комплекс. Что касается северной части намыва, к ней пока не приступали и не понятно когда приступят.
Дело в том, что компания «Терра нова» взявшая акваторию залива для будущего намыва в долгосрочную аренду у города не укладывается в установленные сроки создания территорий. Это вызывало недовольство в Смольном, власти не исключали возможности разрыва договора с инвестором. Как рассказали LIVING’у собеседники в комитете по градостроительству и архитектуре, сейчас идут суды и положительного решения о продлении сроков договора пока не принято.
«Северный парус» (Кронштадт)
Несколько лет назад Смольный утвердил планы по развитию территории Кронштадта до 2020 года. Там должно быть построено около 200 тысяч кв. метров жилья. К северу же от острова планируется сделать намыв. Причем, исключительно силами инвесторов, которые пока не нашлись, а эксперты сомневаются в спросе на эту локацию.
«Новый берег» (Сестрорецк)
По словам главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева, в районе Сестрорецка предусмотрено создание искусственных территорий для строительства жилья и офисов. Планируемая территория жилой застройки может составить порядка 180 га, а численность населения – 65 тысяч человек. Однако найденный городом инвестор так и не начал реализовывать проект.
Будет ли «Залив островов»?
В ноябре компания «Зингер Девелопмент» в судебном порядке добилась от Смольного разрешения на создание намывных островов в акватории Финского залива. Их площадь должна составить 200 гектаров. Из презентации проекта, получившего название «Залив островов», следует, что 1,8 млн квадратных метров недвижимости отдадут под коммерческую застройку, а 3,2 млн — под жилье, рассчитанное примерно на 60 тыс. человек. Сроки строительства пока не озвучиваются. Возможность реализации многие оценивают скептически.
Рендер: проект «Залив островов» в Лахте. Источник: «Фонтанка»
Александр Стругач, гендиректор Simmetria Architectural Bureau: Финский залив мелеет и заболачивается |
Акватория Финского залива в восточной части — у берегов города — местами очень сильно обмелела. К числу крупнейших мелей относятся Отмель Галерной косы на юго-западе Василеостровского намыва, Белая мель у Канонерского острова, Синефлагская мель у Корабельного фарватера, Канонерская отмель, Южная Лахтинская отмель и так далее. В соответствии с такими особенностями акватории, развитие территории города на Запад в формате намыва становится вполне логичным и оправданным. Кроме использования мелеющей территории, непригодной для судоходства и зарастающей водными растениями можно также организовать берегоукрепление, что важно — в свете того, что акватория подвержена замерзанию с образованием крупных ледяных торосов.
«Залив островов» придуман не «с чистого листа»
Недавно выдвинутое предложение по организации островов пока больше похоже на красивое сопровождение для открытия новой кредитной линии, чем на реальный проект. Но, разумеется, придумано оно не «с чистого листа». Советские градостроители, к примеру, покойный Михаил Петрович — уже разрабатывали подобные предложения в прошлом. В частности, М. П. Петрович вспоминал, что в советские годы предлагалось создать намыв для соединения Васильевского острова с островом Котлин. Так что, идея не нова. В новой концепции, мне кажется, заявлена меньшая, чем это может потребоваться территория. Для такого проекта нужно намывать 500…600 га, чтобы решить улично-дорожную сеть и инфраструктуру, а не только поставить здания.
Намыв за Дамбой остался на бумаге
Одним из амбициозных проектов последнего десятилетия был намыв за Дамбой (КЗС), который разрабатывался на основе концепции одного из старейших проектных институтов Японии Никкен Секкеи. Проект был интересным, но по ряду причин, в частности — сложностей с выкупом земли, отсутствием достаточного объёма инвестиций, большой удалённостью от центра города и ряда экологических аспектов, — он, по-видимому, останется лишь на бумаге. При этом, надо заметить, что проект есть во всех градостроительных документах Санкт-Петербурга и полностью принят и согласован.
Потенциал есть
Думаю, есть определённый потенциал у мелеющих территорий севернее МО «Южно-Приморский», а также — на севере острова Котлин. Трудно сказать, насколько эти территории сейчас могут быть реально востребованы для организации намыва — это задача для комплексного исследования и междисциплинарного технико-экономического обоснования. А начинать анализ нужно, несомненно, с экологических исследований.
История петербургского намыва: из болота в «Морской фасад»
Фасад Петербурга
Весь мир поражается, любуется, иногда негодует, но всё равно восхищается застройкой современного Дубая. И больше всего приковывают внимание не многочисленные небоскребы, не горнолыжный склон в центре пустыни, а намывные острова «Пальмы» и The World, повторяющие карту мира.
Но мало кто задумывается над тем, что в России есть не менее привлекательный для восхищения созданный практически на воде объект – Санкт-Петербург. Еще в начале 18 века на болотистой местности в дельте Невы Петр I заложил и возвёл не остров, а целый город. Конечно, часть территорий представляла собой хоть и твердь, но всё же сильно заболоченную. Такие исторически значимые объекты, как, например, Летний сад и Троицкая площадь в прошлом были полностью под водой. Среди самых первых и значительных для образования города земель можно выделить «создание» островов Декабристов, Канонерского и Гутуевского, территории Старой Деревни.
Современный облик город также приобрёл благодаря освоению и развитию технологии намыва. Так, в середине прошлого века «появилась» часть Васильевского острова с улицей Кораблестроителей и станцией метро «Приморская», а в конце – значительно увеличился Красносельский район. Можно сказать, что Петербург положил начало «намывной истории» России, поэтому неудивительно, что именно здесь идёт активное освоение и разработка новых решений в плане создания «суши из воды».
На повестке дня сразу несколько перспективных и широко обсуждаемых проектов. Например, создание двух искусственных островов «Новый берег» в акватории Финского залива в Курортном районе, где застройщик планирует к 2029 году построить малоэтажный жилой район с коммерческими и социальными объектами.
На данный момент один из самых спорных, но реализованных проектов – «Морской фасад». Сейчас это самая большая намытая площадь в акватории залива, западнее Васильевского острова: 477 га. Около 30 га занимает новый пассажирский порт, а остальная территория отдана под жилищное, коммерческое и социальное строительство.
В числе перспективных проектов выделяют «Залив островов» от компании «Зингер Девелопмент», планирующийся в акватории Невской губы. Его уникальность не только в том, что в Приморском районе вблизи посёлка Ольгино появится современный мини-полис на водной глади, но и в том, что успешная реализация проекта позволит улучшить экологическую обстановку. Эксперты «Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники имени Б.Е. Веденеева» на основании исследования местности и компьютерного моделирования установили: строительство островов и перенос выхода сточных вод от КОС Ольгино на 3 км значительно улучшит экологическую ситуацию в акватории Невской губы.
Перспективная акватория: как меняется центр культурного притяжения в Петербурге
Перспективность развития данного проекта подтвердили не только экологи, но и городские эксперты. Намывы в этом районе позволят сформировать обновлённый «фасад» Петербурга со стороны Финского залива.
Эксперты консалтинговой фирмы «Центр оценки «Аверс» поясняют, что комплексное развитие на искусственном острове вблизи исторического центра города при обеспечении его хорошей транспортной доступности позволит городу повысит свое место в международных туристических рейтингах. Это будет достигнуто за счет формирования новых туристических маршрутов, появления экскурсионных программ, развертывания инфраструктуры гостеприимства. Действительно, в планах застройщика, используя новейшие технологии, создать 200 га новой земли с современными жилыми и деловыми кварталами, торговыми площадками, спортивными объектами и парками. Особое внимание будет уделено проектированию дорожно-транспортной развязки и соединению нового района с городом.
Реализация такого проекта создаст микрорайон нового поколения, обеспеченный необходимой социальной инфраструктурой. Это станет достойной альтернативой сильно перегруженному историческому центру. «В Санкт-Петербурге будет сформирован современный центральный деловой квартал за пределами исторической части города. Он сможет снизить нагрузку на историческую часть города, а также выступит катализатором освоения и повышения стоимости новых территорий», – прогнозируют в «Центре оценки».
Главное, что проект предполагает именно комплексное освоение, позволяющее создать жителям комфортную среду обитания. Произойдёт уход от скучных «спальных» кварталов. Будет происходить формирование рабочих мест для жителей района, большое внимание уделят созданию креативных кварталов с культурными, духовными, экономическими и коммерческими центрами. Важно, что при этом проект также ориентирован на обеспечение благополучной экологической атмосферы намываемых и прилегающих к ним территорий.
Намыв «Залива островов» станет гармоничным дополнением формирующегося морского вида современного Петербурга, одновременно играя значительную роль в создании нового жилого и делового центра города с привлекательной туристической инфраструктурой. Наряду с такими доминантами северо-западной части города, как ЗСД, «Лахта центр» и стадион «Санкт-Петербург», проект «Залив островов» может естественно вписаться в новую петербургскую городскую среду.
В Петербурге разворачивается скандал вокруг нового намыва
Новый намыв в северной части Васильевского острова может привести к серьезным наводнениям в историческом центре Петербурга — такие опасения высказаны в ответе «Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Минстроя России» (КЗС) на запрос депутата городского парламента Алексея Ковалева. Опасность наводнений, как пояснили в КЗС, возникнет в связи с сокращением акватории Невской губы из-за появления намыва. Алексей Ковалев готовит документы для подачи судебного иска, оспаривающего возможность намывать участки в этой части города, и заявляет, что «мы будем бороться с проектом всеми возможными методами». Мнения юристов о перспективах судебной борьбы разошлись.
Миллионы квадратных метров
Напомним, что право на создание северной части намыва Васильевского острова и его последующую застройку Группа ЛСР осенью прошлого года приобрела у АО «Терра Нова» за 3 млрд руб.
В компании тогда сообщали, что планируют построить на 143 га почти 1 млн кв. м недвижимости, включая 700 тыс. кв. м жилья. Предполагается, что работы по созданию намыва могут занять три-четыре года. Весь проект девелопер планировал завершить к 2034 году. Кроме того, с 2017 года «Группа ЛСР» владеет правами на застройку 34 га в южной части намыва, где она строит ЖК «Морская набережная» (общая площадь 900 тыс. кв. м, жилая — 500 тыс. кв. м). Суммарно площадь проектов компании на намывной территории составит 1,9 млн кв. м, из которых на жилье будет приходиться 1,2 млн кв. м. Эксперты ранее оценивали общий объем инвестиций в проекты с учетом покупки прав, намывных работ и строительства примерно в 190 млрд руб.
Суд и давление на власть
Однако планы девелопера могут иметь серьезные негативные последствия, считают в «Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Минстроя России» (КЗС). Причина этих опасений разъясняется в ответе КЗС на запрос депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева (фракция «Справедливая Россия»). Расчетные параметры дамбы не учитывали возможность сокращения площади Невской губы, говорится в документе за подписью и.о. генерального директора ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России» Рима Ишмуратова.
«Десятилетний опыт эксплуатации КЗС свидетельствует о том, что наиболее опасной зоной намыва является акватория в устье реки Невы на западной оконечности Васильевского острова («Морской фасад» (Васильевский остров). Подъем уровня 27.09.2018 полностью подтвердил негативное влияние намытых искусственных участков западнее Васильевского острова на возможность возникновения остаточных наводнений в Санкт-Петербурге. В условиях наводненческих ситуаций уровень воды в этой части акватории резко возрастает в результате ветрового воздействия, что является следствием изменившегося гидрологического режима в связи с сокращением площади зеркала Невской губы из-за созданных за период 2008-2020 гг. искусственных намывных участков площадью 238 га», — говорится в документе. В Дирекции КЗС подчеркивают, что при планируемом создании намывных территорий западнее Васильевского острова («Морской фасад») наибольший подъем уровня воды будет наблюдаться в р. Большая Нева, что «может привести к ущербам в исторической части Санкт-Петербурга, включая ущербы для культурных объектов мирового значения».
Алексей Ковалев сообщил РБК Петербург, что готовит документы для подачи иска в суд с требованием запретить намыв новых участков. «Мы будем бороться с этим проектом всеми возможными методами и использовать все способы давления на власти, чтобы этот проект не был реализован. Сейчас я собираю все материалы для подготовки иска, к осени сможем его подать», — заявил Ковалев. Он рассчитывает, что в суде будут запрошены все необходимые документы и проведены экспертизы, доказывающие риски проекта по расширению намыва. Также он намерен инициировать принятие поправок в Генеральный план Петербурга. «Интересы Группы ЛСР и их потери в случае отмены проекта меня не волнуют», — подчеркивает Алексей Ковалев.
Уровень остаточных наводнений
В пресс-службе «Группы ЛСР», в свою очередь, сообщили РБК Петербург, что к работам в акватории компания еще не приступала, сейчас идет разработка необходимой документации. Застройщик также сообщил, что Дирекция КЗС не ставила в известность девелопера о своей оценке рисков подтопления.
«Согласно экспертным заключениям, которые есть у «Группы ЛСР», намывы, занимающие менее 1% площади Невской губы (а данный намыв займет 0,61%), практически не сказались на уровне остаточных наводнений», — добавили в пресс-службе.
В компании также обратили внимание на то, что «критика намыва от господина Ковалева и примкнувших активизируется синхронно с предвыборной кампанией». Выборы в Законодательное собрание Петербурга, напомним, состоятся в сентябре 2021 года.
Перспективы спора
Опрошенные РБК Петербург юристы по-разному оценивают перспективы судебных разбирательств вокруг намывных территорий. «Дирекция [КЗС — ред. ] всегда негативно высказывается по любым работам по намыву, однако по исследованиям, которые проводились городом, даже строительство всех запланированных намывов приводит к незначительному в процентном соотношении увеличению рисков превышения параметров подтопления в контрольных точках», — уверен партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
Управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь напротив, считает, что аргументы Дирекции КЗС могут повлиять на решение суда. Она приводит пример из судебной практики — мнение Дирекции, наряду с другими аргументами участников споров, сыграло роль в деле ООО «Зингер Девелопмент» о признании незаконным отказа в согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на части акватории Невской губы Финского залива вблизи поселка Ольгино (А56-85865/2018).
Светлана Гузь предполагает, что возможность оспаривания проекта была предусмотрена Группой ЛСР. «Стороны сделки предусмотрели право участников сделки требовать как расторжения договора, так и уплаты компенсаций или неустоек», — считает она. По ее прогнозам, суду, в случае требования любой из сторон, придется определить последствия расторжения договора, исходя из справедливого распределения понесенных в связи с исполнением договора расходов.
Намыв на Васильевском острове наполняется жизнью
Как меняются намывные территории Васильевского острова и станут ли они новой достопримечательностью Петербурга — в репортаже «ДП».
Петербург в силу своего статуса, географического положения и уникального рельефа с самого основания стремился к освоению пригодных для строительства территорий. Когда строить было сложно, приходилось подчинять ландшафт силами инженеров и рабочих. Благодаря им были выпрямлены и укреплены гранитом многочисленные русла рек и каналов, а на месте болот появились новые парки, общественные пространства и сооружения.
На искусственных землях, в частности, были размещены Летний сад, Тучков Буян и Стрелка Васильевского острова. Среди современных зданий, появившихся за счёт насыпного грунта, можно выделить футбольную арену на Крестовском острове. Её предшественник — стадион имени Кирова — возводился на отмели, что потребовало дополнительного поднятия уровня суши примерно на 2 метра.
Общемировой тренд
Стоит подчеркнуть, что в Европе и странах Востока расширение суши стало нормальной и популярной практикой. Например, в Сингапуре намывные территории составляют около 15% от всей площади страны. Здесь, на отвоёванной у моря земле расположился парк East Coast — излюбленное место отдыха местных жителей и туристов. В Гонконге 300 га намывной территории между островами Сянган и Цзюлюн используется для размещения аэропорта. Нидерланды, Япония, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны, которым для развития жизненно необходимы новые площади, также активно пользуются технологиями создания искусственных прибрежных территорий.
Петербург в этом плане никогда не был исключением. Даже в прошлом веке генеральный план развития города, утверждённый в 1966 году, предусматривал выход жилых районов города к морю и создание архитектурного ансамбля на северо-западной оконечности Васильевского острова. Детальная планировка этой части была утверждена годом раньше. С помощью намыва грунта значительно подняли уровень подвергавшихся затоплению территорий, был засыпан проток между островом Декабристов и островом Вольным. В то время реализовали и относящуюся к петровским временам идею большого канала на Васильевском острове, но не по Большому проспекту, а в виде спрямлённого русла реки Смоленки с Новосмоленской набережной, застроенной крупными зданиями.
Новый берег на сотни метров выдвинулся в залив, что дало почти 350 га для застройки. В итоге там возвели новые кварталы, продлили на остров Декабристов Наличную улицу, проложили улицу Кораблестроителей, Морскую набережную и многие другие.
«Выставочный комплекс, Морской вокзал, мощный объём гостиницы «Прибалтийская», кварталы высотных домов, словно вырастающие из воды, — таково центральное звено морского фасада Санкт-Петербурга. Эта панорама дополнила исторический архитектурный образ Васильевского острова», — отмечается в летописи района.
Крупнейшим проектом формирования и комплексного освоения искусственных территорий в Петербурге XXI века стало продолжение намыва на Васильевском острове. Он предполагает создание в акватории Финского залива полноценного микрорайона с жилыми, деловыми и рекреационными зонами площадью свыше 470 га. Центральным элементом этого проекта стал новый пассажирский порт в Невской губе. Его строительство началось в 2005 году, а уже в сентябре 2008-го он принял первое судно с туристами на борту. Сегодня порт включает семь причалов общей длиной 2212 метров для приёма океанских лайнеров, три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал.
Ветер перемен
Вокруг пассажирского порта постепенно растут и жилые дома. По оценкам экспертов, здесь уже проживают приблизительно 10 тыс. человек. Если посмотреть на спутниковые снимки десятилетней давности, то намыв тогда был больше похож на поверхность Луны. Сегодня уже вырисовываются линии улично-дорожной сети, кварталы жилой застройки, парки и скверы. Нехватка социальной инфраструктуры в первые годы освоения намыва оставалась одной из острых проблем, однако в последнее время в этом направлении начали происходить позитивные изменения, в том числе благодаря новой политике властей и девелоперов.
«У нас есть утверждённый проект, застройка ведётся под флагом комплексного освоения. С учётом подписанного ранее соглашения, согласно которому нагрузка по инженерной составляющей и инфраструктуре по большей части остаётся на городе, возник некий перекос. Но сегодня все, кто ведёт строительство на намыве, с целью синхронизации процессов взяли на себя обязательство запараллелить возведение всех необходимых соцобъектов. Возмездно или безвозмездно — другой вопрос, касающийся перехода прав на объекты», — говорил в недавнем интервью «ДП» вице-губернатор Петербурга Николай Линченко.
В частности, на территории первой очереди ЖК «Морская набережная» — крупнейшего проекта на намыве от ЛСР — построят отдельное здание государственной поликлиники. Медицинское учреждение будет рассчитано на 800 посещений и займёт 14 тыс. «квадратов». Начать строительство девелопер планирует в сентябре 2023 года, а ввод в эксплуатацию намечен на сентябрь 2025 года. В целом социальную инфраструктуру квартала составят несколько школ и детских садов, которые будут построены силами застройщика. В первой очереди строительство дошкольного учреждения уже началось.
В июле, как сообщал «ДП», определился победитель конкурса на строительство Шкиперской развязки Западного скоростного диаметра. Стоимость контракта составит 2,3 млрд рублей. Возвести съезд вместе с инженерными коммуникациями необходимо до 31 декабря 2022 года. С развязки часть дороги пройдёт по намывной территории. После этого трассу направят к Шкиперскому протоку, а мост через Шкиперский канал реконструируют, расширив до четырёх полос. Таким образом у жителей намыва появится ещё одна транспортная связь с Васильевским островом, а по ЗСД можно будет быстро выехать в Приморский и Курортный районы, а также на КАД в южной части города. Вопрос с финансированием из федерального бюджета был улажен в ходе августовской поездки губернатора Александра Беглова в Москву.
Новые территории
Намывные территории Васильевского острова — это новый район с уникальными видовыми характеристиками и интересными архитектурными решениями жилых комплексов. Инвестиционная привлекательность жилья в бизнес-сегменте здесь одна из самых высоких в городе. Собеседники “Ъ” убеждены, что со временем это место станет одним из самых привлекательных в Петербурге, куда будут переезжать горожане для повышения качества жизни.
В мировой практике намывные территории ассоциируются прежде всего с небольшими островными или полуостровными государствами (ОАЭ, Мальдивы), где экономика ориентируется, в том числе, на развитие стандартизированных курортных зон и жилья с вечным солнцем. «Однако в сложном северном климате есть своя особая красота, которую подчеркивают естественная география и ландшафт Балтийского залива, что является своеобразным преимуществом»,— отмечает Хорен Морозов, управляющий партнер архитектурного бюро Front Architecture, добавляя, что Россия имеет богатый опыт возведения искусственных островов еще со времен Петра I. Так, бывшие болотные территории стали впоследствии оживленными и активно застраиваемыми локациями Петербурга. «Практика намыва развивалась и в советское время. Путем объединения островов в городе появился наиболее крупный участок в составе острова Декабристов. И в постсоветский период осваивание заболоченных территорий в Петербурге продолжилась. Трудно поверить, но многие «приграничные» жилые кварталы города когда-то были болотами»,— рассказывает господин Морозов.
По словам эксперта, Петербург обладает отличными условиями для возведения искусственных насыпей. «Особенности локации на берегу залива, водное окружение и, скажем так, исторический опыт способствуют созданию качественной, гармоничной, соответствующей времени современной недвижимости с отличным видом на естественные водные просторы и гладь»,— убежден он. Это естественное развитие города, которое не затрагивает историческую застройку, но позволяет расти. Такая практика есть и в Европе, например в Голландии. «Осушение водных территорий государства привело к значительному увеличению материковой площади. Сама по себе обширная мелководная акватория Финского залива дает возможность для создания намывных территорий за счет положительных гидрологических условий»,— объясняет господин Морозов.
Если рассматривать вопрос радикально, то можно засыпать всю территорию от города до дамбы, считает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg. Площадь намыва в таком случае может составить 28 тыс. га — по сути, можно построить еще один город на 7,8 млн человек. «Это почти полтора Петербурга или шесть Эстоний, например. Но есть ряд сложностей»,— указывает господин Пашков. Во-первых, территорию надо намыть. Причем либо нужны специальные технологии, чтобы быстро консолидировалась земля, либо нужно выдержать время, чтобы грунты осели и уплотнились, поскольку в противном случае намыв может просто начать расползаться. «Намыв — это новая территория, на которую нужно затянуть сети: главные источники, точки подключения, от которых нужно тянуть магистральные сети; нужно создавать всю улично-дорожную сеть. То есть основные трудности связаны с созданием самой земли и ее подготовкой. Отчасти для намыва характерны и проблемы при любом строительстве greenfield: инфраструктуры, сложившей городской среды, транспортной инфраструктуры — нет, все это надо создавать с нуля»,— перечисляет эксперт.
На данный момент в Петербурге создается только одна намывная территория — «Морской фасад» на Васильевском острове. «Была идея сделать намыв в районе Сестрорецка, но она так и не реализовалась: город не захотел вкладываться в подготовку инженерной инфраструктуры, и проект в итоге оказался крайне невыгодным»,— говорит Дмитрий Лехмус, партнер Rusland SP. Что касается намыва на Васильевском, то это довольно плотно застраиваемая территория с хорошими видовыми характеристиками, которая пользуется высоким спросом у девелоперов: намыв расположен почти в центре города, на берегу залива, квартиры здесь крайне востребованы и уже в целом решен вопрос с коммуникациями, уверен эксперт.
По словам собеседников издания, с точки зрения строительно-монтажных работ вести стройку получается не дороже, чем на ненамывных территориях. «Однако на первых зашедших сюда застройщиков легли дополнительные обременения в виде строительства за свой счет дорог и подведения инфраструктуры»,— объясняет господин Лехмус. По его мнению, если есть большое желание и огромные ресурсы, можно согласовать с городом еще какие-то места под новые намывные территории. «Но, как мы видим, пока это единственный проект, который удалось реализовать»,— указывает он.
В перспективе 10–15 лет появление в Петербурге новых намывных территорий видится неочевидным, говорят эксперты, исключения могут лишь составить обособленные кластеры, созданные на небольших участках под строительство дорогой недвижимости. При этом в долгосрочной перспективе в качестве намывных локаций эксперты называют Красносельский и Приморский районы.
Видовое жилье в Санкт-Петербурге всегда пользовалось особенным спросом благодаря не только своей исторической ценности и уникальных архитектурных сооружений, но и виду на воду. «Намывные территории Васильевского острова все еще весьма конкурентоспособны: если первые проекты выходили в эконом-сегменте, то сейчас проекты имеют уникальный архитектурный облик, собственную инфраструктуру и особые видовые характеристики»,— рассказывает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International. Тем более что пространства много: недавно стало известно о планах расширения северной части острова «Группой ЛСР», которая приобрела почти за 3 млрд рублей право на намыв и создание 143 га, на которых к 2034 году будет построено около 2 млн кв. м жилья.
«На данный момент девелопер уже реализует проект «Морская набережная», включающий более 9 тыс. квартир. Также известно о покупке площадки компанией «Аквилон» и о новом квартале в составе проекта Golden City компании Glorax Development»,— уточняет госпожа Конвей. Однако намыв выйдет на пик своей привлекательности после того, как территория обретет всю необходимую транспортную и социальную инфраструктуру: здесь появятся новая набережная, парк, несколько детских садов и школ. «При этом драйверы Василеостровского района неизменны: близость к центру, определенная автономность локации и романтика залива»,— добавляет эксперт.
Денис Лебедев, вице-президент по развитию Glorax Development, также уверен в потенциале намывных территорий. «Локация сочетает в себе ряд преимуществ: богатый выбор видовых квартир, береговая линия для пробежек и прогулок, чего так не хватает горожанам, близость центра — до Невского проспекта менее 10 км, быстрый и удобный выезд на Западный скоростной диаметр, по которому можно быстро добраться в аэропорт и другие районы Петербурга»,— соглашается с коллегой господин Лебедев. А еще это достаточно большие территории, которые позволяют реализовывать масштабные проекты со своей инфраструктурой, формирующей комфортную среду для жизни, работы и отдыха. Компания Glorax Development c 2017 года возводит здесь ЖК Golden City на первой береговой линии Финского залива. После завершения строительства на территории 15 га должно появиться 450 тыс. кв. м недвижимости: пять жилых кварталов бизнес-класса, а также многофункциональный кластер площадью 110 тыс. кв. м. Более трети квартир ЖК — видовые.
«Город планирует здесь новую станцию метро «Морской фасад», которая расположится рядом с одноименным пассажирским портом, будет совершенствоваться дорожная сеть»,— добавляет Денис Лебедев. При этом, по его мнению, инвестиционная привлекательность жилья в бизнес-сегменте на намыве одна из самых высоких. «С момента старта продаж стоимость квадратного метра в домах первой и второй очередей проекта Golden City увеличилась на 50–60%. В ближайшие пять лет эта локация может стать одним из самых модных районов города, куда стремятся переехать те, кто хочет повысить качество жизни»,— уверен он.