Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов

Т. А. Молданова Сновидения в культуре народа ханты

Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. star. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-star. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка star. Сновидения в культуре народа ханты Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. star. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-star. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка star. Сновидения в культуре народа ханты Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. star. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-star. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка star. Сновидения в культуре народа ханты Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. star. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-star. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка star. Сновидения в культуре народа ханты Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. star. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-star. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка star. Сновидения в культуре народа ханты
Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. iui. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов фото. Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов-iui. картинка Молданова т а архетипы в мире сновидений хантов. картинка iui. Сновидения в культуре народа ханты

Сновидения в культуре народа ханты

Ханты относятся к малочисленным народам Севера, проживают на территории Западной Сибири, в среднем и нижнем течении Оби. Основа традиционной хозяйственной деятельности – охота, рыболовство, на севере – оленеводство. По языковой классификации относятся к финно-угорской языковой группе. Численность около 23 тысяч человек.

Сновидения и практика их толкования, как один из элементов традиционной духовной культуры народа, могут изучаться вполне самостоятельно.

Однако, для этнографии, вероятно, более важным является выяснение вопроса о том, существует ли этническая специфика сновидений. Если да, то, как она связана с духовной культурой народа.

Другим моментом этничности сновидений является то, что происходит интроекция элементов традиционной культуры. В этом случае образы сновидений принимают этническую окраску, даже в том случае, если человек проживает в городских условиях и сталкивается с современными проблемами.

Представления о сновидениях в традиционной культуре хантов

В современной жизни традиция рассказывания снов не исчезла, сновидения сообщаются по телефону или при непосредственной встрече. Например, у автора выработалась привычка подходить к телефону с бумагой и ручкой.

Согласно распространенным представлениям хантов, мир сновидений это иной, потусторонний, но вполне реальный мир, в который может попасть одна из «душ» человека (ис), в том или ином облике (ис хур). (По традиционным понятиям у мужчин пять «душ», у женщин – четыре). Наряду с этим считается, что некоторые персонажи и предметы сновидений, чаще всего, это ис хур умерших или живых людей, они могут сами являться к человеку и воздействовать на другую «душу». Кроме того, в фольклоре сохранились архаичные представления о том, что во время сна от человека отделяются глаза, которые способны самостоятельно путешествовать как в этом, так и в ином мире.

Результатом пристального внимания к сновидческому опыту явилась то, что в культуре хантов разработана классификация сновидений. Они подразделяются на несколько видов: «простое сновидение» (ал вэлум), «прямое сновидение» (тунг вэлум), «сбывающееся сновидение» (йинумты вэлум), «ясновидящее (истинное) сновидение» (сэри вэлум).

«Простое сновидение» не требует расшифровки, считается, что такие сны ничего не значат. В таких снах всё снится буквально, без каких-либо искажений (обстановка жилища, люди, животные, природа). Отличительной особенностью данных снов является то, что они не эмоциональны, вспоминаются фрагментарно, быстро забываются, поскольку им не придают никакого значения. Считается, что при таких снах, «душа» не уходила далеко, поэтому ничего особенного не видела.

При «прямом сновидении» «душа» уходит в будущее, но не в иной мир. Иногда «некто» сам приходит из будущего и несет весть. Эти сны, чаще всего, слабо эмоциональны. Здесь обычно снятся знакомые и незнакомые люди, какая-либо обстановка, но все соответствует земной реальности. По поводу содержания подобных сновидений говорят «как видишь, так и будет» (сумалта ванла). Такие сны также не подвергаются толкованию. По мнению некоторых информаторов, видения будущего им снятся очень часто. В то же время, проверить идентичность сновидения и реального события сложно, так как обычно сон рассказывается, после того как он «сбылся». Приведу два «прямых сновидения» одной и той же сновидицы, которая считает, что многие её сны сбываются буквально.

(К.Т. 32 года, живет в городе, воспитатель) «Вижу какой-то огород, за ним болото. Здесь стоит новый дом. Чьи-то похороны. Кого-то хоронят. После того, как приехала хоронить свою мать, поняла, что видела дом своей матери.» (Сновидица в этом доме не жила. Её мать построила дом с отчимом, после её отъезда в город).

«Вижу мужчину в белом халате. Короткая борода. Очки. Зовет меня пройти в белую комнату. Вхожу, вижу стол, на нем кто-то лежит под белой простыней. Не хочу смотреть. Он настаивает….. Когда сообщили, что мама скончалась, прихожу в больницу и вижу этого самого мужчину, которого видела в своем сне. Именно он повел меня к телу матери. Та же комната, так же стоит стол. Все так же».

«Прямые сновидения» часто используются для определения местонахождения пропавших вещей, людей. В этом случае, человек, имеющий способности к видению подобных снов, просит, чтобы ему был дан «знак».

(Р.М., 35 лет, живет в поселке, медсестра) «Когда убили у мужа брата, я никак не могла ехать на поиски. Просто приду с работы, устану, положу голову, слышу: «Ему очень холодно. Ему нужна обувь». Буквально на несколько секунд отключаюсь, со страху просыпаюсь. Первый сигнал был, что ему очень холодно. Второй: «Вы найдете его очень скоро». Все. Как будто меня кто-то укладывает. Третий сигнал тоже был Просто – место, берег солнечный, волны. Все. Я по этому берегу хожу. И на сорок первый день я прихожу с работы, муж как раз дома был. Говорю: «Поехали». Он обрадовался. Поехали. И так резко берег, который во сне мне приснился. Солнце также светило как должно было быть. Ветер резко, ни с того, ни с чего. Волны. Вода вся стала черная. Я говорю: «П. смотри». «Да ну, коряга, я тут вчера проезжал». Говорю: «П, смотри хорошенько». Точно…. Вот три сигнала было. На четвертый поехала, внутренний голос что ли».

Особенность «сбывающихся сновидений» в том, что его образы требуют расшифровки, так они символизируют нечто иное, чем увиденное во сне. В этом снах «душа» странствует как во времени, так и в пространстве, может уходить в иные миры. Этот вид сновидений отличается большим эмоциональным воздействием на сновидца. Они хорошо запоминаются, часто перерассказываются. Подобные видения во сне требуют обязательной расшифровки. На первом этапе, на уровне «к плохому» или «к хорошему» сновидение может расшифровать сам автор сна. Как известно, для расшифровки символов во многих традициях имеются сонники. В хантыйской культуре существует достаточно устойчивая интерпретация образов сновидений, которая передавалось в устной форме. Некоторые из них мною опубликованы ранее, на что указывалось выше, и названы «типическими значениями образов сновидений» или «типическими символами». При анализе было выявлено, что у хантов имелась некоторая классификация объектов сна по признаку значимости, в свою очередь, связанную с близостью к человеку. Например, части тела принадлежат непосредственно человеку, они для него наиболее значимы, затем следуют состояния человека, его действия. Далее большое внимание уделяется интерпретации знакомых и незнакомых людей, умерших людей, покойников и сверхъестественных существ. Следующий план интерпретации, непосредственное материальное окружение человека в сновидении: строения, вещи, пища. И лишь после этого расшифровываются животные, растения, объекты и явления природы.

(Т.Е. 28 лет, живет в городе, образование высшее) «Идет война. Все рушится, гибнут люди. Я спасаю чужих детей. А своих потеряла где-то…. Вдруг смотрю, мама стоит. Я подхожу, а она мне протягивает свою старенькую майку. Она поношенная, но чистая. Я взяла, не знаю, зачем. (Этот сон во мне тогда уже посеял какое-то недоброе чувство. Вскоре я попала в больницу, была в тяжелом состоянии. Мне кажется, что мама помогла мне, что отдала свое, то ли здоровье, то ли свою защиту. Во мне теперь сидит чувство вины, что если бы я не взяла тогда эту майку, мама бы не осталась беззащитна перед болезнью, не умерла бы).

Из этого сновидения видно, что люди часто испытывают вину за те поступки, которые они совершали во сне. Поэтому нередко сновидцы пытаются во сне изменить ситуацию. В традиционной культуре детей специально обучали осознавать свои поступки и нести за них ответственность. Например, сновидение той же женщины после разговора об осознанных сновидениях.

Ещё один пример интерпретации сновидения самой сновидицей, которая живет традиционной жизнью и является носителем традиционного мировоззрения.

(Н. К., 37 лет, живет в лесу) » Когда родила, сильно заболела, жар, совсем похудела. Вижу сон, одевают в малицу (глухая зимняя одежда) и спускают под гору. Смотрю кверху, небо далеко осталось. На веревке меня спускают. Изо всех сил пытаюсь подняться по веревке. Смотрю, веревка трется, вот-вот порвется, рвется. Изо всех сил хватаю конец верхней части. Сверху вижу протянутую женскую руку. С силой зацепилась. Поднимают вверх. До пояса только поднялась. После этого целый месяц болела, почки и вся нижняя часть, потому что во сне внизу зацепилась. Потом выздоровела. Это (богиня) Калтащ меня вытаскивала».

(М.Е., 27 лет, живет традиционной жизнью). «Снится мне женщина светловолосая, низенькая – русская. Имя у неё Светлана. Оказывается, она в это время мужу помогала (он попал в аварию)».

«Сны делающие» также занимаются толкованием, в этом они мало отличаются от первой категории снотолкователей. Однако их специфика в том, что они, преимущественно, ищут ответы на те или иные житейские проблемы в своих собственных сновидениях. К ним обращаются с просьбой «сделать (увидеть) сон». Считается, что через посредство сновидений они могут изменить ситуацию, например, излечить человека. Однако чаще всего после пробуждения они объясняют человеку, что ему необходимо сделать, т.е. какой ритуал провести, чтобы исправить положение.

«Истинные сновидения имеющие» или «ясновидящие» не обязательно чему-то обучались. Более того, они даже не всегда могут расшифровать собственные видения во сне и обращаются к другой категории толкователей. От природы им дано видеть «вещие сны». Эта способность не всегда проявляется в детстве, дар может явиться в любом возрасте. Полагают, что у каждого «ясновидящего» имеются «говорящие люди» (путарты ёх), или они обладают «глазными зверями» (сэм вой), которые снабжают их провидческой информацией во сне, а иногда и наяву.

Сновидения как механизм воспроизводства традиционного мировоззрения

Основа традиционного религиозного мировоззрения – анимизм. Это вера в самостоятельное существование «душ», которые могут принимать различные облики, вера в существование сверхъестественных существ, обитающих в различных мирах. Миры подразделяются на Верхний, Средний и Нижний. При этом Вселенная делится как по вертикали, так и по горизонтали. Верхний мир населен божествами, благосклонными к людям, Нижний – враждебными сущностями. В Среднем проживают люди и некоторые духи. Одни и те же божества могут являться как в антропоморфном, так и в зооморфном облике. В последнем случае говорят, что они имеют «священные облики» (еманг хур).

Исследования конкретных сновидений и практики их толкований выявляет то, что сны интерпретируются согласно традиционному мировоззрению. Как уже говорилось, любые образы, даже из современной жизни подводятся под традиционные каноны. В свою очередь, образы сновидений часто совпадают с традиционными представлениями о божествах и тем самым, как бы, подтверждают их существование.

Наиболее яркие образы сновидений, вызывающие сильнейшие переживания, потрясения, прежде всего, вызываются психической травмой, связанной с потерей близкого человека, а также с заболеваниями самого сновидца.

Согласно хантыйской интерпретации, костер это «душа» (ис) человека. Догорающий костер – это догорающая жизнь. Появление умерших родителей одновременно (в разное время умерших: давно (прошел срок траура) и недавно (не прошел срок траура)) – удвоенное предупреждение о серьезной опасности. При записи сновидения, в скобках дано наитие по поводу сна «(Рат хоюмнэ ангкие»). Буквальный перевод ‘Родного кострища золы Мать’. Согласно хантыйским представлениям, это Богиня, охраняющая род (костер рода), она появляется в предвидящих снах (песнях). Другой общехантыйский символ «нереально огромная фигура отца», считается, что после смерти, умершие «богами становятся, божествами становятся» (лонгха йис, калта йис) и им доступна вся информация, как о прошлом, так и о будущем. Другие символы сна – личные, индивидуальные. Например, мама уже снилась в образе обезноженной собачки, которую я пыталась поставить на ноги (перед смертью мать обезножила и не могла ходить).

Мною записаны последние сны умершей сестры, которые предвещали катастрофу. Основные мотивы: бесконечные полеты в «космос», билеты куда-то, путешествия, катастрофы и аварии, ледники. И самый последний сон.

(Л.М. 45, жила в поселке, учитель) «Сижу на кухне, у нас. Смотрю из окна. На улице кругом лед. Там бегают дети. А во льду огромная черная дыра. И дети туда лезут, заглядывают».

Иные сновидения о смерти предотвратить невозможно, так как божества не хотят помогать, срок жизни, записанный богиней Калтащ, иссяк. Согласно хантыйским представлениям, Калтащ – божество, ведающее жизнью и смертью. При рождении ребёнка она отмеряет определенное расстояние на священном камне и делает зарубку, означающую срок жизни человека, дольше этого срока человек не может прожить. Считается, что обычно такие сны, подготавливающие к естественной смерти, снятся пожилым людям.

(С.Т. 70 лет, жила традиционной жизнью) «Будто едем с мужем в горы (муж жив, едут на оленьих упряжках). Вдруг наши дороги расходятся. Он едет вверх, а мой путь идет вниз. Вижу много-много голов. В разных шапках они. Кто в ондатровой, кто в чем, кто в остроконечной (ритуального типа). Все они никак на меня не реагируют. Молча, отрешенно смотрят. Тогда я ударяю по одной голове. Она немного покачалась и всё». (Утром сновидица проснулась со словами: «Боги нас оставили, меня оставили»).

В то же время её родственница увидела другой сон.

(А.М. 56, живет традиционной жизнью) «Будто священный угол дома С.Т. разрушен. Там образовалась дыра». (Сновидица сон истолковала аналогичным образом: «…. боги отвернулись или же кто-то что-то наслал»).

Сновидения, предвестники смерти, снятся в случае, если по какой-либо причине, не выполнены или неправильно выполнены обрядовые действия, связанные с похоронами.

(К. Т., 32 года, живет в городе) «В городе заказали гроб для матери. Чтобы не разбить его, заказали ещё коробку для тела покойной. Гроб повезли в другой машине. Когда приехали в поселок, старые люди сразу сказали: «Зачем привезла два гроба?». Маме забыли развязать руки, когда хоронили. И младшей сестре на следующий день, после похорон, приснился сон, что мама просит её прийти и развязать руки. Через три дня умерла сестра. Похоронили сразу двоих».

Подобные сновидения, связанные с символами смерти, являются наиболее стойкими гарантами сохранения традиционных верований и ритуальных действий, связанных с похоронным обрядом. Из литературы и непосредственных наблюдений известно, что похоронный обряд самый стойкий элемент традиционной культуры, так как выполняются мельчайшие предписания. Невыполнение любого элемента обрядового действия чревато определенными сновидениями, иногда приводящими к смерти самого нарушителя. В то же время, современная жизнь не может не вносить коррективы в похоронный обряд. Например, сегодня люди умирают в больнице, могут производить вскрытия и т.д. Тем не менее, например, на уровне города Ханты-Мансийска всё-таки обряды стараются выполнять. Ритуальное обмывание покойного «по-хантыйски», переодевание усопшего в одежды «со знаком смерти» совершаются в морге. Автору, в силу своего возраста, и статуса, определенного традиционной культурой, приходится этим заниматься. Если же умершего привозят уже в гробу, то совершаются только внешние действия: гадают по гробу, хоронят на кладбище «по-хантыйски», т.е. над могилой ставят надмогильное сооружение в виде домика, «дом для стекания воды» (йингк хулиты хот) и т.д..

Другие яркие «нуминозные» сновидения с хантыйскими символами смерти снятся во время начинающейся или протекающей болезни сновидцев. Основные образы – «мужчина в черном (темном)», «черная собака».

(А.Ш. 25 лет, живет в городе, строитель) «Иду по лесу, среди высоких кедров. Рядом шагает какой-то мужчина в черном, но не вижу его лица, словно темное пятно вместо лица…. Мы идем по высокому холму. Вдруг я увидела, как чуть ниже прыгают три медвежонка. Они такие милые, добрые.»

(А.Ш. 25 лет, живет в городе, строитель) «Иду по какой-то улице, с правой стороны обрыв. Гляжу, за мной бежит собака черного цвета, и хочет меня искусать. Я схватила её и сбросила с обрыва. Убегаю. Оглядываюсь, она опять за мной бежит. Стала кусать, я обеими руками схватилась за её челюсти, разорвала их. Рвала собаку и рвала, пока передо мной не лежали только её куски. Лежали ошметки, ни капли крови я не увидела, Словно собака была неживая».

(Я.М., 35 лет, живет в поселке) «Вижу отца, будто на гору поднимаюсь. И как будто черная собака. Отец говорит: «Побольше собирай красных ягод. Они любят красные ягоды». Ягоды отдала собаке и прошла на гору. Когда я дала ягоды собаке, мне сказали: «Вот теперь ты здоровая, можешь пройти». Когда проснулась, думаю, надо же какой сон. Потом пошла к врачу и говорю, что у меня все нормально. Ладно, потом я поехала к отцу, (отец сновидицы обладал шаманскими способностями). И этот сон-то рассказала. Он и говорит: «Да, у меня есть черная собака». Он мне говорит: «Черную собаку корми». Даем ему побольше еды, этой черной собаке. … А потом, после этого как отец умер (через десять дней после отъезда у сновидцы умирает отец,) спрашивали (имеется ввиду проводили обряд гадания на гробе). (Узнали), что он черную собаку возьмет с собой. Потом так и сделали».

Образы знакомых и незнакомых людей в сновидениях обычно интерпретируются как те или иные духи-покровители. Например, духом-покровителем хантов реки Казым является Казымская богиня (Касум ими), имеющая множество фольклорных эпитетов. На медвежьих игрищах её представляют женщиной в красном халате, цветастом платке. В фольклоре называют «с татуированными руками ненецкая женщина», «бабушка» и т.д. Поэтому, любое сновидение, связанное с этими образами трактуется как Казымская богиня.

(М.Е, 27 лет, живет традиционной жизнью) « Мама (мать по национальности ненка) мне часто снится и что-то говорит. Бабушка говорит, что это пупи щащи, (т.е. Казымская богиня). Здесь Э. была. Во сне вижу, мама говорит мне: «Если хочешь сохранить семью, то её выгоняй». Вместе с ней и уехали».

(З.А. 24 года, живет в городе) «Черная кошка все ходит возле меня. Вижу, собрались сестры тетя Т., О.А., мама, В. и другие люди кроме них. Тетя Т. маму спрашивает по-хантыйски о тете Г.Т. (умершей). Что-то случилось». «Много черных кошек, я нахожусь у какого-то дома. Одна из них обвилась вокруг моей правой руки, и от этого мне было больно-больно. Мне было плохо. Я стала искать Т.А.».

Представления хантов о том, что божества имеют несколько зооморфных обликов, подтверждается сновидениями. Как известно, образы снов подвержены всевозможным метаморфозам. Такие сны начинают снится в очень раннем возрасте.

(М.В. 4 года, живет в стойбище с бабушкой) «Как будто папа, мама и я идем. Навстречу человек высокий, большой. Они несли яйца. Этот человек все их яйца съел и превратился в собаку».

Сновидения дают представления и о иных мирах, характерных для хантыйских представлений.

(Л.Н. 25 лет, живет в городе) «… Место непонятное, пространство непонятное. Большое. Нет ни стен, ни горизонта, ни улиц, ни земли. Не могу классифицировать. Нечто неопределенное. Все в воздухе. И мамино ощущение (мама умерла) светлое-светлое …». « Снится мощный поток чувств, как в другом измерении, в прошлом…»

Многие сновидческие образы современных хантов, живущих в условиях поселков, городов, можно отнести к интроекции культурных символов народа. В сновидениях мною зафиксированы практически все мифологические и сказочные персонажи, мотивы.

(М.А.,45 лет, живет в городе, учитель) «В высохшем русле реки лежит огромный мужчина, он то ли мёртвый, то ли просто потерял сознание. Я рассматриваю его голову, она огромная и вообще весь он великан, всю реку загородил. Я внимательно его рассматриваю. На этом проснулась. (Великан напоминает персонажи хантыйской сказки Хув ики, Вэйт ики) ».

(Ш.А. 26 лет, живет в городе) «Иду по дороге, выше поверхности земли… Вокруг тишина. Навстречу мимо меня проходят три лося. Они необычного размера: впереди идёт восьминогий, могучий. Четко вижу каждую его мышцу, невероятных размеров рога. Четко вижу каждую его шерстинку, словно шерсть линяет. За ним плавно и грациозно шагает шестиногий, он по размеру чуть меньше первого, но тоже больших размеров. Рога его большие и больше вдоль тела распущены. А за ним идет четвероногий, обычный. Вокруг тишина. Шагают, словно картина замедленного действия».

В среде городских (поселковых) хантов, достаточно давно ушедших из традиционной жизни или же рожденных в городе (поселке) можно встретить наблюдается ситуация когда совершенно современные проблемы решаются образами из традиционной культуры. Могу привести собственное сновидение. Ситуация была такова, что мне необходимо было сконцентрироваться, чтобы срочно написать статью. Однако мне никак не представлялась такая возможность, всем в этот день чего-то надо было от меня. Ночью вижу сон.

«Я в лесной избушке. Мне крайне срочно нужно развести дымокур. Я пытаюсь разжечь бересту, но она не загорается. Потом думаю, что у меня же нет «гнилушек» (их кладут в дымокур, чтобы был хороший дым). Бегаю по лесу ищу и никак не могу найти…».

Здесь люди, которым «чего-то надо» ассоциировались с комарами, которых необходимо отогнать с помощью дымокура. В реальности, я давно уже не разводила дымокуры, а «гнилушки», вероятно, собирала только в детстве.

Итак, рассмотрев некоторые аспекты, связанные со сновидениями в культуре хантов можно заключить следующее. В традиционной хантыйской культуре работе со сновидениями уделялось значительное внимание. Разработана терминология, связанная со сном, имеется классификация сновидений, сновидцев и снотолкователей. В силу глубоких и сильных эмоций, испытываемых в сновидениях, они остаются актуальными и в жизни современных хантов. Сны рассказываются, записываются, интерпретируются, к ним обращаются в случае сложных жизненных ситуаций. В настоящее время сновидения являются той основой, которая воспроизводит традиционное хантыйское мировоззрение, религию и способствует сохранению некоторых традиционных обрядов.

Примечания

1 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.:Реннесанс, 1991, С.98.

2 Фрейд З. Толкованiе сновидъенiй. – М. 1913. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. К.: Air Land, 1994.

3 Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М.: Рефл-бук. Ваклер, 1996.

4 Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.

5 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989.; Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер с нем. Н.В. Лукиной. –Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.; Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984 и др.

6 ^ Молданова Т.А. Указ. раб. С. 286-292

(Опубликовано в журнале Этнографическое обозрение, №6, 2006. – С.38–47)

Источник

Молданова Татьяна Александровна

Отдельные издания, публикации в сборниках

1. Линейный орнамент хантов р. Казым // Материалы по этнокультурной истории Западной Сибири. Томск, 1988. С.127–136.

2. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р. Казым // Орнамент народов Западной Сибири. Томск, 1992. С.75–102.

3. Орнамент по бисеру у хантов реки Тромъеган // Культурногенетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993. С.168.

4. Орнамент северных хантов (1940 –1980 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Новосибирск, 1993. 12 с.

5. Орнамент северных хантов (1940 – 1980 гг.): Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Томск, 1993. 174 с.

6. «Средний мир» Анны из Маланга: Повесть // Северная книга. Томск, 1993. С.61-91.

7. Сын в Одежде из Шкур Водяного Зверя // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1994. Вып.1. С.55-68.

8. В гнездышке одиноком: Повесть // На семи холмах соцветие. М., 1995. С.83-105.

9. В гнездышке одиноком: Повесть // Литература Тюменского края: Хрестоматия. Тюмень, 1996. Кн. 3. С.170-190.

10. В гнездышке одиноком: Повесть // Немысова Е. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: Хрестоматия. Ханты-Мансийск, 1996. Ч. 2. С. 101-110, 113-120.

11. В гнездышке одиноком: Повесть // Страна без границ. Тюмень, 1998. Ч.2. С.319-329.

13. Heilige und magischne Muster in der Modernen Nordchantischen Ornamentalen Kunst // Summaria acroasium in sectionibus et symposiis Faktarum. Jyvaskyla, 1995. Pars II. С. 270-274. (На нем. яз.).

14. Юильские медвежьи игрища // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1995. Вып.2. С.141-156.

15. Муй вуй каншты ех эвалт хунтасат: [Сказка] // Моньщат па путрат. Нижневартовск, 1996. С.50. (На хант. яз.).

16. Священные и магические узоры в современном северо-хантыйском орнаментальном искусстве // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. Juvaskyla, 1996. Pars VI. С. 270-274.

17. Предисловие // Кань кунш олан. Ханты-Мансийск, 1997. С.5-11.

18. Песни – стихи Тимофея Молданова // Молданов Т. Олан яснем. Ханты–Мансийск, 1997. С.77-79.

19. Поиск путей сохранения традиционной культуры обско-угорских народов // Этносы Сибири, 1997. Ч.1.

20. Деятельность ассоциации «Спасение Югры» по сохранению духовной культуры коренных народов // Коренные народы. Нефть. Закон. М., 1998. С.34-35.

21. Касания цивилизации: [Повесть] // Эринтур (Поющее озеро). Ханты–Мансийск, 1998. Вып. 3. С.135-171.

22. Символический аспект культуры обско–угорских народов // Социокультурная динамика Ханты–Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты. Сургут, 1998. Ч. II. С.19.

23. Частное оленеводство в Ханты–Мансийском автономном округе / Т. А. Молданов, Т. А. Молданова // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1998. Вып.5. С.92–100.

24. Вернуться к истокам культуры // Обские угры на пороге Третьего тысячелетия. Ханты–Мансийск, 1999. С.49-53.

25. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Ком. по делам малочисл. народов Севера Администрации Ханты-Манс. авт. окр., Науч.-исслед. ин-т возрождения обско-угорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 261 с.

26. Сновидения и их толкования у хантов реки Казым // Обские угры. Тобольск; Омск, 1999. С.186-187.

27. A Malangi Anna Kozepso Vikag-beli elete. A Civilizacio erintesei / Forditotta K. Nagu. Budapest, 2000. 88 c. (На венг. яз.).

28. Боги земли Казымской / Т. А. Молданов, Т. А. Молданова; Ред. Н. В. Лукина; Ком. по делам малочисл. народов Севера, Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Науч.-исслед. ин-т обско-угорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 114 с.

29. Казымские ханты // Югория. Ханты-Мансийск; Екатеринбург. 2000. Т. II. С.10-11.

30. Медвежьи игрища – живой родник народной памяти // Обские угры на пороге третьего тысячелетия. Ханты–Мансийск, 2000. N 3. С.34-35.

31. Мифология хантов: Энцикл. урал. мифологий. Т.III / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова; Науч. ред. В.В. Напольских. Томск: Изд-во Том. ун–та, 2000. 310 с.

32. «Нуминозные» сновидения обско–угорских народов // Финно–угристика на пороге тысячелетия (филологические науки). Саранск, 2000. С.437-439.

33. Опыт интерпретации татуировки казымских хантов // Народы Северо–Западной Сибири. Томск, 2000. Вып.7. С.32-35.

34. Орнамент // Югория. Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000. Т. II. С. 313-314.

35. Украшения традиционные // Югория. Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000. Т.III. С. 234-235.

36. Хантыйское мироощущение в творчестве Г.С.Райшева // Геннадий Райшев: грани творчества. Ханты-Мансийск, 2000. С.17-20.

Публикации в периодических изданиях.

1. Тос па апранг ешуп нэ // Ленин пант хуват.– 1985.– 19 окт. (На хант. яз.).

2. Тохтур сам // Ленин пант хуват.– 1985.– 7 нояб. (На хант. яз.).

3. Пурмас верты тос ех // Ленин пант хуват.– 1986.– 18 янв. (На хант. яз.).

4. Эви и Лохсые: Хант. сказка // Полярная жизнь.– 1986.– №6.– С.125-126.

5. Хураманг пурмасат версат // Ленин пант хуват.– 1986.– 5 июля. (На хант. яз.).

6. Моинг ех Эстония эвалт // Ленин пант хуват.– 1986.– 26 июля. (На хант. яз.).

7. Мунгева мосл нетты // Ленин пант хуват.– 1986.– 2 авг. (На хант. яз.).

8. «Штейниц пант хуват» // Ленин пант хуват.– 1986.– 1 нояб. (На хант. яз.).

9. Тарма лалясас, яма ропитас // Ленин пант хуват.– 1986.– 7 нояб. (На хант. яз.).

10. Мы – дети твои, Север // Урал. следопыт.– 1986.– №12.– С.54.

11. Мирала нетл // Ленин пант хуват.– 1987.– 1 янв. (На хант. яз.).

12. Саманг хантылала // Ленин пант хуват.– 1987.– 17 янв. (На хант. яз.).

13. Хурам верты саманг нэ // Ленин пант хуват.– 1987.– 4 апр. (На хант. яз.).

14. Хурам верты нэ // Ленин пант хуват.– 1987.– 18 апр. (На хант. яз.).

15. Йилпа войтантыйлсат // Ленин пант хуват.– 1987.– 12 сент. (На хант. яз.).

16. Йис пурмасат лаваллув // Ленин пант хуват.– 1987.– 12 сент. (На хант. яз.).

17. Каркам ими // Ленин пант хуват.– 1987.– 30 окт. (На хант. яз.).

18. Легенда о деревьях // Ленин. правда.– 1988.– 12 янв.

19. «Нуви тор тухал» // Ленин пант хуват.– 1988.– 13 февр. (На хант. яз.).

20. Ольпат юнтсат // Ленин пант хуват.– 1988.– 12 марта. (На хант. яз.)

21. Касум мув хураманг ханшет // Ленин пант хуват.– 1988.– 4 июня. (На хант. яз.).

22. Моинг ех округевн // Ленин пант хуват.– 1988.– 4 июня. (На хант. яз.).

23. Юган хантэт кутн / Э. Косполов, Т. Молданова // Ленин пант хуват.– 1988.– 23 июля. (На хант. яз.).

24. Аган хантэт хуся // Ленин пант хуват.– 1988.– 6 авг. (На хант. яз.).

25. Девочки и Нерум–эвие // Ленин. правда.– 1988.– 13 авг.

26. Эвет па Нерум-эвие // Ленин пант хуват.– 1989.– 14 янв. (На хант. яз.).

27. Холалн там яснгат // Ленин пант хуват.– 1989.– 4 февр. (На хант. яз.).

28. Мосл мув! // Ленин пант хуват.– 1989.– 28 апр. (На хант. яз.).

29. Тос ешн // Ленин пант хуват.– 1989.– 1 мая. (На хант. яз.).

30. Вулы лавалты еха мосл вон нетуп // Ленин пант хуват.– 1989.– 20 мая. (На хант. яз.).

31. Кина вусат // Ленин пант хуват.– 1989.– 10 июня. (На хант. яз.).

32. Вах хантэт мувн // Ленин пант хуват.– 1989.– 30 июня. (На хант. яз.).

33. Саманг велпаслаты // Ленин пант хуват.– 1989.– 8 июля. (На хант. яз.).

34. Наука нух алумты // Ленин пант хуват.– 1989.– 10 авг. (На хант. яз.).

35. Керлаты рот культураев пела // Ленин пант хуват.– 1989.– 18 нояб. (На хант. яз.).

36. По следам «Казымского восстания» // Ленин. правда.– 1989.– 1 июня.

37. Мир ант лангхалат тамась кося ех // Ленин пант хуват.– 1990.– 24 февр. (На хант. яз.).

38. Мирхот верантсув // Ленин пант хуват.– 1990.– 17 марта. (На хант. яз.).

39. В гнездышке одиноком…: Отр. из повести // Сев. просторы.– 1990.– №4.– С.24–28. То же // Югра.– 1993.– №4-6.

40. Лапат сангхум лапат ух хуся // Ленин пант хуват.– 1990.– 20 июня. (На хант. яз.).

41. Эстония ех янгхсат Вутвоша // Ханты ясанг.– 1991.– 30 марта. (На хант. яз.).

42. «Югра лылнгамты» ассоциация совет мирхот // Ханты ясанг.– 1991.–

43. Пупи сяси ар / Т. Молданов, Т. Молданова // Ханты ясанг.– 1991.– 8 июня. (На хант. яз.).

44. Касум мув хантэт ханшет // Ханты ясанг.– 1991.– 21 сент. (На хант. яз.).

45. Касумн манум мирхот // Ханты ясанг.– 1991.– 28 сент. (На хант. яз.).

46. Сури тухал ханшет // Ханты ясанг.– 1991.– 5 окт. (На хант. яз.).

47. Лов унгал оланг ханшет // Ханты ясанг.– 1991.– 12 окт. (На хант. яз.).

48. Нюхас ханшет // Ханты ясанг.– 1991.– 19 окт. (На хант. яз.).

49. Орнаментальное искусство народов ханты и манси // Югра.– 1992.– №1-3, 5-12; 1993.– № 1-5, 7, 11.

Об истории происхождения названий орнаментов, их описание и изображение.

50. Лапат най // Ханты ясанг.– 1992.– 6 июня. (На хант. яз.).

51. Кто защитит народное искусство? // Белоярские новости.– 1992.– 2 окт.

52. На стойбище с видеокамерой // Югра.– 1992.– №12.– С.9-10.

53. Выбор пути // Югра.– 1993.– №8.– С.4.

54. В верховьях божественной реки // Югра.– 1993.– №11.– С.6-10.

55. Хантыйские изделия из бисера // Югра.– 1993.– №12; 1994.– №1-7, 9.

Описание техники исполнения изделий из бисера, история возникновения их названий.

56. Страшнее боли, ты, тоска // Лабиринт.– 1994.– №3. (Удмуртия).

57. Мунг хасьлув мувн топ си пурайн, хон мувлув тыныты ант питлув, хон вулылув тайты питлув // Ханты ясанг.– 1994.– 24 марта. (На хант. яз.).

58. Енгтая вусыят // Ханты ясанг.– 1994.– 30 марта. (На хант. яз.).

59. Ханты мир йис волупсы лыланга хасьл муй анто // Ханты ясанг.– 1994.– 28 июня. (На хант. яз.).

60. Ас махум олупсатэ пес йис сирыл хультуптангкве рови ман ати // Луима сэрипос.– 1994.– 30 июня. (На манс. яз).

61. Касум КАШн // Ханты ясанг.– 1994.– 10 дек. (На хант. яз.).

62. Муй вурн этнографической лагерьт верты // Ханты ясанг.– 1995.– 7 янв. (На хант. яз.).

63. Яха янгхум ар пантэмн // Ханты ясанг.– 1995.– 28 янв. (На хант. яз.).

64. Боги земли казымской / Т. А. Молданова, Т. А. Молданова // Югра.– 1995.– №2.– С. 33.

65. Йис ханшилув нух ат питлат // Ханты ясанг.– 1995.– 18 февр. (На хант. яз.).

66. Дух реки Казым / Т. А. Молданов, Т А. Молданова // Югра.– 1995.– №3.– С.35-36.

67. Кенга лупты яснгем // Ханты ясанг.– 1995.– 4 марта. (На хант. яз.).

68. Юган тый кортанг ех // Ханты ясанг.– 1995.– 18 марта. (На хант. яз.)

69. Богиня Ар хотанг ими / Т.А. Молданов, Т.А. Молданова // Югра.– 1995.– № 4.– С 44.

70. Ариен нувуп ар ханши // Ханты ясан.– 1995.– 1 апр. (На хант. яз.)

71. О чем поведал Медведь // Новости Югры.– 1995.– 8 апр. Прил.: с.2. (Краевед; №1).

72. Боги земли казымской / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 20 мая. Прил.: с.7. (Краевед; № 3).

73. Три ипостаси традиционного искусства // Новости Югры.– 1995.– 24 июня.

74. Дух реки Казым / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 29 июня. Прил.: с.8. (Краевед; № 4).

75. Мунг округевн тос пурмас верты ех пила ропитты сир // Ханты ясанг.– 1995.– 8 июля. (На хант. яз.).

76. Богиня Ар хотанг ими / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 20 июля. Прил.: с.7. (Краевед; № 5).

77. Богиня Калтащ / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 31 авг. Прил.: с. 7. (Краевед; № 6).

78. Мастера традиционного искусства // Югра.– 1995.– №9.– С.4.

79. В черную шапку одетый Хинь вэрт / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 28 сент. Прил.: с. 6. (Краевед; № 7).

80. В белоснежную шапку одетый Вэйт / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 31 окт. Прил.: с. 7. (Краевед; № 8).

81. Многочисленных рыб раздающий Хоймас / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 28 нояб. Прил.: с. 7. (Краевед; № 9).

82. В облике клыкастого зверя вэрт / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1995.– 9 дек. Прил.: с. 4. (Краевед; № 10).

83. В том, что произошло с нами, есть и наша вина // Югорская земля: Спец. вып. журн. «Северные просторы».– 1995.– С. 39-40.

84. Южно-хантыйская вышивка // Новости Югры.– 1996.– 25 янв. Прил.: с.2–3. (Краевед; №1).

85. Светлой волнообразной саблей карающий вэрт / Т. Молданов, Т. Молданова // Новости Югры.– 1996.– 25 янв. Прил.: с. 6. (Краевед; № 1).

86. Хатл суй этты мувн волум хантэт ханшэт // Ханты ясанг.– 1996.– 27 янв. (На хант. яз.).

87. У порога Священного камня великий вэрт / Т.А. Молданов, Т.А. Молданова // Новости Югры.– 1996.– 27 февр. Прил.: с. 7. (Краевед; № 2).

88. Тови еманг хатл пила! // Ханты ясанг.– 1996.– 8 марта. (На хант. яз.).

89. Фольклор, сновидения, адаптация современных хантов // Финно–угроведение.– 1996.– № 4.– С. 46–54.

90. «Сорни еш» ехлув актасьлат // Ханты ясанг. – 1996. – 18 мая. (На хант. яз.).

91. Касум юхан ех оланган ханшум путар // Ханты ясанг.– 1996.– 25 мая. (На хант. яз.).

92. Вэрт с глазами, как полная Луна // Новости Югры.– 1996.– 28 мая. Прил.: с. 8. (Краевед; № 5).

93. Отражение новых явлений жизни в современном фольклоре хантов // Новости Югры.– 1996.– 25 июля; 27 авг. (Краевед; № 7; 8).

94. Как появляются шедевры // Новости Югры.– 1996.– 10 авг.

95. Хатл суй этты мувн волум хантэт // Ханты ясанг.– 1996.– 14 сент. (На хант. яз.).

96. Воньсюп ентты вер па сир // Ханты ясанг.– 1996.– 21 сент. (На хант. яз.).

97. Хинт ентты вер // Ханты ясанг.– 1996.– 28 сент. (На хант. яз.).

98. Муйсар ханшет воньсьпата па хинтата верлаят? // Ханты ясанг.–1996.– 5 окт. (На хант. яз.).

99. Ханты мир суртат / Т. Молданов, Т. Молданова // Ханты ясанг.–1996.– 5 окт. (На хант. яз.).

100. Гоголева «анас» пата // Ханты ясанг.– 1996.– 19 окт. (На хант. яз.).

101. На пути созидания // Слово народов Севера.– 1997.– № 1.– С. 3.

102. Предками оберегаемое слово // Лит. Россия.– 1997.– 31 янв.– С.15.

103. Рынок не для аборигенов? // Югра. – 1997.– № 1–2.– С.3.

104. «Религия югорских народов» // Новости Югры.– 1997.– 25 янв. Прил.: с. 11. (Краевед; № 1).

105. Попытка возвращения в прошлое: Дневник // Мир Севера.– 1997.– № 2.– С. 34-37.

106. Касания цивилизации: Повесть // Мир Севера.– 1997.– № 3.– С.49-64.

107. Песни–стихи Тимофея Молданова // Новости Югры.– 1997.– 12 апр. Прил.: с. 14–15. (Краевед; № 4-5).

108. Слом: Рассказ // Лит. Россия.– 1997.– 3 окт.

109. Муй пата па ситы // Ханты ясанг. – 1997. –11 окт. (На хант. яз.).

110. Торумлорн // Ханты ясанг. – 1997. – 11 окт. (На хант. яз.).

111. Эргыт ос мойтыт акван-атнэ вармаль // Луима сэрипос. – 1997. – 28 окт. (На хант. яз.).

112. Чего ожидают коренные этносы? // Слово народов Севера. – 1998. – № 1.

113. Чего ожидают коренные этносы? // Новости Югры. – 1998. – 12 марта.

114. Мунг нумаслув нух питлат // Ханты ясанг. – 1998. – 1 мая. (На хант. яз.).

115. Няврэмат яха акасьсат па янгхсат, мансат, рутьсясат // Ханты ясанг. –1998. – 1 авг. (На хант. яз.).

116. Детское стойбище «Мань ускве» // Новости Югры. – 1998. – 18 авг. Прил.: с. 6. (Краевед; № 6).

117. Вон Сорханл вон вошна // Ханты ясанг. – 1999. – 17 июля. (На хант. яз.).

118. Медвежьи игрища // Мир Севера. – 2000. – № 4. – С. 86.

119. Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. 354 с.

120. Молданова Т.А. Пелымский Торум – устроитель медвежьих игрищ. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010. 221 с.

121. Молданов Т.А., Молданова Т. А. Очерки традиционной культуры хантов. Ханты-Мансийск: ООО «Типография» «Печатное дело», 2012. 350 с.

122. Молданова Т.А. Казымский орнамент. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2013. 175 с.

123. Утварь обских угров (ханты и манси). Альбом этнографических рисунков / Редактор-составитель Т.А. Молданова. Ханты-Мансийск, 2014. 234 с.

Публикации о жизни и творчестве

1. Айпин Е. [Предисловие к повести «В гнездышке одиноком…»] // Сев. просторы. – 1990. – № 4. – С. 24.

2. Неттина Р. Ханшет мосл вонлтаты // Ханты ясанг. – 1992. – 14 нояб. (На хант. яз.).

3. Лукина Н. В. [О Т. А. Молдановой] // Северная книга. Томск, 1993. С. 62.

4. Огрызко В. О Севере – без экзотики // Наш современник. – 1993. – № 1. – С.181-191. Из. содерж.: [О Т. А. Молдановой].

5. Лукина Н. Этнолог Т. А. Молданова // Югра. – 1994. – № 6.– С. 58.

6. Молданова Татьяна Александровна // Российские фольклористы. М., 1994. С. 86.

7. Себурова Т. Самалн таллы ханшты // Ханты ясанг. – 1995. – 28 янв. (На хант. яз.).

8. Айпин Е. О повести Татьяны Молдановой: [В гнездышке одиноком] // Немысова Е. А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Ханты-Мансийск, 1996. Ч. 2. С. 100-101.

9. Лукина Н. В. Татьяна Молданова, ее жизненный и творческий путь // Немысова Е. А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Ханты-Мансийск, 1996. Ч. 2. С.111-112.

10. Немысова Е. А. Биографическая справка // Немысова Е. А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Ханты-Мансийск, 1996. Ч. 2. С.100.

11. Ользина Р. Нярьехан актасиялсат пурмасат верты ех // Ханты ясанг. – 1996. – 10 февр. (На хант. яз.).

12. Ользина Р. Мосл анто мунгева тынанг энциклопедия? // Ханты ясанг. – 1996. – 6 апр. (На хант. яз.).

13. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Молданова Татьяна Александровна // Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Ученые и краеведы Югры. Тюмень, 1997. С.183-185.

14. Огрызко В. Касания цивилизации // Лит. Россия. – 1997. – 31 янв.

То же // Мир Севера.– 1997.– № 2.– С. 33. Под фам.: В. Славин.

15. Ользина Р. Тэк кортан питл емангхалт // Ханты ясанг. – 1997.– 14 июня.– (На хант. яз.).

16. Себурова Т. XXI векн мунг волты питлув! // Ханты ясанг. – 1998. – 7 нояб. (На хант. яз.).

17. Белобородов В. К. Молданова Татьяна Александровна / В.К. Белобородов, Е.А. Немысова // Югория. – Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000. Т. II. С. 210.

18. [Молданова Татьяна Александровна] // Мифология хантов. Томск, 2000. С. 309.

19. Tatjana Aleksandrovna Moldanova // A Malangi Anna Kozepso Vilag-beli elete. Budapest, 2000. P. 86.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *