Методика штайнера вопросы перед сном

Методика штайнера вопросы перед сном

ПЕРЕЖИВАНИЯ ДУШИ ВО СНЕ

В наше время говорят о «бессознательном» или «подсознательном», когда хотят указать, что душевные переживания обычного сознания — восприятие, представление, чувство и воля — зависят от бытия, которое не охватывается этим сознанием. Познание, стремящееся опираться только на эти переживания, может путем логических умозаключений указать на это «подсознательное», но оно должно ограничиться этим указанием. Оно не может внести свой вклад в характеристику подсознательного.

Описанное в предыдущих докладах имаганативное, инспиративнос и интуитивное познание может дать эту характеристику. Попытаемся теперь сделать это по отношению к тем душевным переживаниям, через которые человек проходит во время сна.

Переживание души во время сна не имеет своей основой телесную организацию, поскольку во время сна душевное переживание внетелесно. Когда при пробуждении душа начинает мыслить, чувствовать, водить при помощи тела, то она в своем воспоминании примыкает к тем переживаниям, которые протекали до засыпания в телесной организации. Переживания сна раскрываются для имагинации, инспирации и интуиции. Они имеют характер не воспоминаний, но как бы предстают душевному взору.

Дальше я буду описывать то, что открывается этому взору. Поскольку это скрыто от обычного сознания, оно, без сомнения, может — если обычное сознание подходит к подобному описанию, не будучи заранее подготовлено, — показаться ему гротеском. Но предыдущее изложение показало, что подобное описание возможно, а также как его следует воспринимать. Поэтому, несмотря на то что оно может быть даже осмеяно с той или другой стороны, я приведу его так, как оно вытекает из описанных выше состояний сознания.

Погружаясь в сон, человек находится сначала во внутренне неопределенном, недифференцированном бытии. Он не переживает различия между своим собственным бытием и бытием мира; не переживает также различия между отдельными вещами или существами. Человек пребывает в общем туманном бытии. Будучи поднято в имагинативное сознание, это переживание предстает как такое само-ощущение, в котором содержится уже и ощущение мира. Человек выступает из чувственного бытия, но еще не вступает явственно в другой мир.

В дальнейшем придется употреблять такие выражения, как «чувствование», «тоска» и тому подобные, которые в обычной жизни относятся к чему-либо сознаваемому. Но они должны будут указывать на процессы, которые остаются неосознанными в обычной душевной жизни. Тем не менее душа переживает их во время сна как реальные факторы. Подумайте, например, о том, как в повседневной жизни в сознании переживается радость. В теле в это время происходит расширение тонких кровеносных сосудов и другие процессы. Это расширение есть реальный факт. А в сознании в это время переживается радость. Так и душа переживает во время сна нечто реальное; это реальное будет далее описано с помощью выражений, относящихся к соответствующему переживанию имагинативного, инспиративного и интуитивного сознания. И когда говорится, например, о «тоске», то подразумевается фактический душевный процесс, имагинативно раскрывающийся как тоска. Следовательно, бессознательные душевные процессы и душевные состояния будут описаны здесь так, как если бы они были осознаваемы.

Одновременно с чувством чего-то неопределенного, недифференцированного в душе появляется томление, тоска по покою в духовно-божественном. Человеческая душа развивает эту тоску как силу, противодействующую чувству потерянности в неопределенном. Душа утратила чувственное бытие и жаждет бытия, охватывающего ее из духовного мира.

В этом состоянии воздействуют сновидения. Они пронизывают бессознательное полусознательными переживаниями. Но истинный облик переживаний во время сна благодаря обычным сновидениям становится не более, а еще менее явственным. Эта неявствснность сказывается и в имагинативном сознании, когда чистота его нарушается непроизвольно всплывающими грезами. Увидеть истину по ту сторону бодрственной, а также и сновидческой жизни можно благодаря душевному настроению, устанавливаемому по свободной воле путем описанных в предыдущих докладах душевных упражнений.

Следовательно, переживаемое здесь душой состояние есть как бы разделение ее самости на отделенные друг от друга внутренние события. Душа переживает себя в этот период сна не единством, а как внутреннее множество. Это состояние вызывает ощущение страха. Если бы оно переживалось сознательно, душа пережила бы его как страх. Реальное соответствие этой боязливости человеческая душа переживает каждую ночь. Но она не осознает этого.

В эти моменты состояния сна у современного человека выступает целящее душу воздействие того, что в состоянии бодрствования он переживает как свою преданность Христу. До события Голгофы это было иначе. Тогда люди во время бодрствования получали от своих вероисповеданий средства, которые действовали затем в состоянии сна и были целебными средствами против указанного страха. Для человека, живущего после мистерии Голгофы, их место заступают те религиозные переживания, которые возникают при созерцательном размышлении о существе Христа, Его жизни и смерти. Благодаря их воздействию на сон человек преодолевает страх. Этот страх, поскольку он присутствует, препятствует внутреннему созерцанию того душевного, что должно было бы переживаться во время сна, как тело во время бодрствования. Водительство Христа соединяет воедино внутреннюю разорванность, множественность. И тогда душа приходит к переживанию иного внутреннего бытия, чем в бодрственном состоянии. Здесь ее внешним миром является также и собственный физический и эфирный организм. Зато в своем внутреннем она переживает тогда отображения планетарных движений. На место индивидуального переживания, обусловленного физическим и эфирным организмами, в душе выступает космическое переживание. Душа живет вне тела, и ее внутренняя жизнь есть внутреннее отображение движения планет. Инспирированное познание признает таковым соответствующие внутренние процессы, как это было описано в предыдущих докладах. Это сознание видит также, как, продолжаясь, живет в бодрственном сознании то, что душа получает от планетного переживания. Во время бодрствования это планетное переживание продолжает как побуждение действовать в ритме дыхания и кровообращения. Во время сна физический и эфирный организм находятся под влиянием этого планетарного воздействия, которое в бодрственной дневной жизни действует в них описанным образом как последствие предыдущей ночи.

Параллельно с этим проходят другие переживания. Душа переживает в этой сфере своего сонного бытия свое родство со всеми человеческими душами, к которым она когда-либо имела отношение в земной жизни. В интуитивном постижении то, что стоит здесь перед душой, приводит к уверенности в повторяемости земной жизни, ибо эти земные жизни открываются в родстве с другими душами. Душевным переживанием становится также связь с другими духовными существами, живущими в мире, никогда не воплощаясь в человеческом теле.

В этой стадии сна наступает также переживание того, что означают добрые или дурные наклонности, добрые и дурные переживания в переплетениях судьбы земного бытия. Перед душой стоит то, что более древние мировоззрения называли кармой.

Все эти переживания сна действуют на дневную жизнь так, что они обуславливают общее самочувствие, душевное настроение, ощущение себя счастливым или несчастным.

В дальнейшем течении сна к описанному состоянию души присоединяется еще другое. Душа переживает в себе отображение бытия неподвижных звезд. Тогда констелляции неподвижных звезд переживаются так, как в бодрственном состоянии телесные органы. Космическое переживание души расширяется; теперь она — духовное существо среди духовных существ. Как было сказано в предыдущих докладах, интуиция познает Солнце и другие неподвижные звезды как физическое создание духовных существ. То, что душа переживает тогда, продолжает действовать в дневной жизни как ее религиозная предрасположенность, ее религиозное чувство и воля. И поистине можно сказать, что то, что живет в глубинах души как религиозное стремление, является для бодрствования последействием звездного переживания в состоянии сна.

И глубоко значительно, что именно в этом состоянии перед душой встает факт рождения и смерти. Она переживает себя как духовное существо, вошедшее в физическое тело через зачатие и жизнь зародыша; и (бессознательно) она видит процесс смерти как переход в чисто духовно-душевный мир. Что в своем бодрственном состоянии душа не может вполне верить в реальность того, что внешне предстает чувствам как события рождения и смерти — это не только исполненное фантазии проявление тоски, но смутно ощущаемое последствие переживания того, что предстает душе в состоянии сна.

Если бы человек мог вызвать в своем сознании все то, что он переживает бессознательно от засыпания до пробуждения, он имел бы в первом переживании сна, в котором чувственные явления растворяются во всеобщем внутреннем переживании мира и в котором выступает своего рода пантеистическое сознание Бога, такое содержание сознания, какое дало бы его философским идеям переживание действительности. Если бы, далее, он мог сознательно нести в себе переживание планет и неподвижных звезд из сна, он имел бы полную содержания космологию.

И как завершение могло бы явиться то, что возникает в переживании звезд и что дает человеку возможность пережить себя как духа среди духов. Поистине, начиная с засыпания, во время дальнейшего сна, человек постепенно становится бессознательно философом, космологом и пронизанным Богом существом. Имагинация, инспирация и интуиция поднимают из темной глубины переживаемого обычно только во сне то, что показывает, каково истинное существо человека, как человек является членом космоса, как он пронизан Богом.

Последнее наступает для человека в состоянии самого глубокого сна. Начиная с этого момента, душа вступает опять на обратный путь в чувственный мир. В импульсе, ведущем к этому обратному пути, интуитивное сознание познает действие тех существ, которые как духовные существа имеют свой чувственный противообраз в Луне. Это те духовно-лунные воздействия, которые во время каждого сна снова призывают человека к земному бытию. Конечно, эти лунные воздействия имеют место и в период новолуния; но изменение чувственно видимого образа Луны имеет значение лишь для того, чем являются лунные воздействия во время пребывания человека в земном бытии от рождения (зачатия) до смерти.

После стадии самого глубокого сна человек, проходя через те же самые состояния, возвращается опять к состоянию бодрствования. Перед пробуждением он снова проходит через переживание всеобщего мирового бытия с тоскою о Боге, в которое уже могут вплетаться и сновидения.

Источник

Методика раннего развития Штайнера. Описание

Методика штайнера вопросы перед сном. article9071. Методика штайнера вопросы перед сном фото. Методика штайнера вопросы перед сном-article9071. картинка Методика штайнера вопросы перед сном. картинка article9071. ПЕРЕЖИВАНИЯ ДУШИ ВО СНЕ

О методике раннего развития ребёнка Р. Штайнера

«Искусство воспитания — живое искусство; педантизм и формализм во всех видах должны быть из него изгнаны. Воспитание становится настоящим искусством, если учитель становится художником. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал».

Еще один педагог, занимавшийся развитием детских талантов, был Рудольф Штайнер.

Его педагогика получила название по названию фабрики Вальдорф-Астория при которой он открыл детский сад, где воплощал в жизнь принципы своей педагогической системы. Эта система получила название антропософии. Главная идея Штейнера заключается в том, что в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Значит, главная задача воспитателя, родителя — способствовать раскрытию всего того, что в малыша заложено природой. Штайнер считал, что образование и воспитание должны быть гармоничными. Их цель — сохранить личность ребенка, его неповторимую индивидуальность. Ребенок должен стать разносторонне развитой личностью, в которой равноценными будут интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая составляющие. У каждого малыша свой темп развития, ему предстоит пройти весь тот путь, который прошло человечество от эпохи дикости до современного цивилизованного общества Воспитание как процесс вмешательства в жизнь ребенка Штайнер считал самым пагубным занятием. Представления Штайнера совершенно не схожи с другими педагогическими методиками. Педагог считал, что в раннем возрасте малыш должен познавать мир через систему практических, а не теоретических действий. Штайнер считал, что ранее интеллектуальное развитие малыша вредит ему, подавляет его волю, фантазию, отбивает охоту к самостоятельным поступкам. Штайнер был убежден, что все знания, которые ребенок получает, должны быть им прочувствованы, осознаны. Механическое заучивание не может принести пользы, а вот то, что окрашено эмоциональным переживанием пригодится в жизни. Поэтому главными предметами в вальдорфской школе у детей дошкольного возраста являются не математика и чтение, а театральное искусство, обучение ремеслам, ритмические упражнения под музыку, игра на народных инструментах. Абстрактные символы (буквы и цифры) отдаляют от действительности, а ранее интеллектуальное обучение ослабляет жизненные силы малыша. Развитие мыслительной сферы нужно начинать только тогда, когда малыш эмоционально готов познавать мир. По мнению последователей Штайнера, происходит это, лишь когда «все молочные зубы сменятся на постоянные», примерно в 12 лет. Сторонники вальдорфской системы воспитания считают, что радио, кино и телевидение до определенного возраста вредят ребенку, способствуют его раннему взрослению.

В воспитательной теории Штайнера особое отношение к оцениванию достижений ребенка. Педагог считал, что ребенка не стоит оценивать вообще. Любая оценка (положительная или негативная) может помешать естественному развитию малыша, она может стать формой давления на ребенка. В этом случае ребенок будет что-либо создавать, действовать не ради самого действия, а ради оценки взрослого или педагога. Главное в развитии ребенка — сам процесс действия, выполняемое им дело. Малыш должен быть окружен любовью и доброжелательностью, такая атмосфера позволяет раскрыться лучшим душевным качествам ребенка.

Каким же способом учить малыша что-либо делать? Одним из методов, по мнению, Штайнера является совместная деятельность, работая рядом с педагогом или родителем, ребенок вдохновляется, подражает ему. Исходя из этого на воспитателя (учителя или родителя) возлагается очень большая ответственность. Взрослый должен своим поведением, своими действиями стать примером для подражания, вызвать интерес к этой деятельности, побудить малыша к собственной деятельности. «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Поэтому главное место в системе воспитания Штайнера занимает взрослый человек (родитель, воспитатель или учитель). Он должен быть достойным подражания, всегда помнить о том, что его поведение, его поступки копируются ребенком. Взрослый — авторитет для ребенка, и в то же время он не должен давить своим авторитетом. Малыш сам выбирает, в какие игры ему играть, какие книжки читать, какие сказки слушать.

Чем же Штайнер предлагал заниматься с детьми, если был противником раннего чтения, письма и математики? На занятиях в вальдорфской школе дети занимались творчеством: народными танцами и песнями, рисованием, лепкой, драматическим искусством (причем один день целиком посвящен живописи, другой — лепке, третий — кукольному театру). Последователи Штайнера создали специальный вид деятельности — эвритмию — искусство движения. Дети вместе с педагогом под музыку через движение и жесты выражают настроение, общаются, передают музыкальную гармонию, пересказывают сюжеты известных народных сказок, стихов. Еще одним изобретением вальдорфских педагогов стали музыкальные игры-хороводы — «райгены». Такие игры проводятся со всеми детьми ежедневно. В основе такой игры любой сюжет (например, «Сажаем деревце»), и все дети выполняют характерные движения, изображающие процесс посадки деревьев: лопаткой выкапываем ямку, сажаем деревце, присыпаем землей, поливаем из лейки. Главное, что детям не навязываются никакие шаблоны. На уроках они рисуют, лепят на свободную тему, без определенных правил. Любопытный момент, малышам выдают три основные краски: красную, желтую и синюю, а все остальные оттенки и цвета ученики создают сами, смешивая и разбавляя краски. В детских садах, работающих по вальдорфской методике, нет готовых игрушек. Все создается детьми и воспитателями из натуральных материалов (дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Главная задача игрушки — будить фантазию, воображение ребенка. Игрушки становятся индивидуальными. Например, девочке дается деревянная болванка куклы, лицо рисует сама владелица игрушки. Какой будет кукла: грустной, веселой, — зависит от сюжета игры, от хозяйки игрушки. Потому же ребенку не выдается готовая кукольная одежда, вместо этого — набор разноцветных лоскутков, которые могут превратиться и в плащ, и в роскошное платье, и в одеяльце.

Еще одним принципом методики Штайнера является четкий, постоянно повторяющийся и соблюдающийся распорядок, ритм. Постоянство создает у ребенка чувство защищенности и спокойствия, ритм приучает к порядку. Этот ритм организован по принципу выдоха-вдоха, один вид деятельность четко сменяет другой. Выдох — самостоятельная деятельность малыша, вдох — занятие со взрослым. На выдохе малыш выражает себя, проявляет собственную волю через активность, а на вдохе получает какой-то опыт от взрослого, усваивает его.

Большая роль в воспитании отводится проведению народных праздников, дней рождений. Подготовка к этим праздникам позволяет задействовать все формы деятельности малышей (изготовление костюмов, декораций, подарков, придумывание сценариев и поздравлений). Важная идея педагогики Штайнера — связь изучаемого с жизнью, научные знания и применение их на практике, получение знаний опытным путем.

Поэтому много внимания отводится домашним занятиям (приготовлению простых блюд, уборке, сервировке стола) и обучению ремеслам. На занятиях малыши совместно мастерят кукол, лепят фигурные свечи из воска, Плетут корзиночки, сами создают декорации для своих спектаклей и концертов.

Отношения в коллективе являются очень важным элементом педагогики Штайнера. Воспитатели должны поддерживать доброжелательность в детском коллективе, пресекать всякую агрессивность, дух соперничества. Детям внушают мысль об их личностной уникальности, самоценности. Один силен в пении, другой — в рисовании, третий замечательно сервируют стол. Дети внимательно прислушиваются друг к другу, но при этом имеют свою точку зрения и могут ее отстаивать.

Итак, что нужно помнить родителям, желающим последовать рекомендациям Штайнера? Во-первых, у каждого возраста есть свои возможности, которые нужно использовать, дать раскрыться с наибольшей полнотой. Опережающее развитие, забегание вперед наносят малышу вред. «Детство должно быть детством, а не подготовкой к взрослой жизни».

Малыши должны воспитываться и развиваться на сказках, легендах. Про каждое растение, животное или явление природы нужно придумывать истории, позволяющие придать им образность, очеловечить, оживить (например, придумать диалог между солнышком и растением, молнией и громом, коровой и травой). Когда информация окрашена эмоционально, образна, тогда ребенок воспримет ее гораздо лучше, усваивает ее не только на рациональном уровне (разумом), но и на эмоциональном (душой). Как можно чаще и больше нужно рассказывать ребенку сказки, легенды и мифы, народные сказания, загадки, поговорки и пословицы. В дошкольный период нужно как можно больше внимания удивлять художественному, эстетическому воспитанию. Очень полезны занятия по рукоделию (и мальчикам тоже), освоение каких-нибудь посильных возрасту ремесел (без деления на мальчишечьи и девчачьи занятия).

Учить писать и читать ребенка нужно, тоже подключая фантазию и воображение. Например, при обучении письму можно использовать рисование. Можно под музыку в определенном ритме проделывать движения, имитирующие написание каких-либо букв в воздухе. Можно на полу нарисовать огромные буквы и предложить малышу «бегать» по линиям и закорючкам букв. Такие занятия хорошая подготовка к дальнейшим урокам чтения и письма. Главное — избегать оценивания, тем более негативных замечаний или сравнений в пользу более успешных детей. Каждый малыш развивается в силу своих способностей, своими темпами, сообразно своей индивидуальности. На всех занятиях необходимо экономить силы ребенка. Это требует большой подготовительной работы от родителей. В небольшой временной промежуток необходимо вложить определенное знание. Для изучения чего-либо нужно использовать метод, предложенный в школе Штайера, — «Изучение блоками или эпохами». В течение нескольких недель, например, заниматься изучением музыки, в следующие несколько недель заняться рисованием и т. д. Занятия лучше всего проводить утром, именно это время, по мнению Штайера, «наиболее благоприятно для развития интеллекта». Информацию на занятиях лучше всего выстраивать по следующей схеме: интеллект (научные знания); эмоции (творчество — музыка, живопись), иностранные языки; физические занятия и труд (рукоделие, занятие ремеслами), физическое воспитание. При объяснении нового материала в начале урока хорошо провести ритмические игры и упражнения под музыку, для совсем маленьких — пальчиковые игры, хороводы. Затем нужно вспомнить материал предыдущих занятий и только после этого приступать к усвоению чего-нибудь нового. Малышу нужно зарисовать, как-то изобразить то, что он услышал на занятиях.

Конечно, есть у этой методики спорные моменты. Например, излишняя религиозная насыщенность программы. Непонятно, как поведут себя дети, воспитывавшиеся в довольно тепличных условиях вальдорфской школы в мире конкуренции, суровой реальности борьбы за место под солнцем. И все же, заботливые родители обязательно смогут найти рациональное зерно в идеях философа и педагога Штайнера.

Источник

Памяти Рудольфа Штайнера

1. Детство и школьные годы

2. Вена, Веймар, Берлин

4. Основание первой вальдорфской школы в Штуттгарте 1919-1925 гг.

Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в городе Дорнах близ Базеля. Он построен по проекту Рудольфа Штейнера, австрийского философа, социального реформатора, архитектора, педагога, драматурга, экономиста и эзотерика, и задуман как воплощение Вселенной. Движение антропософии, основанное Штейнером в 1912 году, — это «наука о духе», религизно-мистическое учение о саморазвитии и духовном познании. Его корни уходят в европейскую философию, в частности, опираются на естественно-научные работы Гёте, в честь которого назван центр.
Первый Гётеанум, построенный в 1913-1919 годах, олицетворял собой гармоническое сращение различных видов искусства («гезамткунстверк»). Все элементы имели символическое значение. Здание, словно вырастающее из холма, было спроектировано без прямых и заострённых углов, оно отличалось и от построек эпохи модерна, имитирующих природные формы, и от строгих геометрических конструкций.
В строительстве Гётеанума, предназначенного для летних театрализованных представлений, участвовали Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Возведённое из древесины на бетонном основании двухкупольное здание было уничтожено в ночь с 31 декабря 1922 на 1 января 1923 года в результате поджога.
Новый Гётеанум, на этот раз из литого бетона, Штейнер спроектировал в 1923 году. Через год начались строительные работы, которые завершились в 1928 году, когда Штейнера уже не было в живых. Визуально здание заметно отличается от предшественника — новый материал дал новые возможности, позволив создать в архитектурном масштабе скульптурные формы с выраженными изгибами и переходами, вогнутыми и выпуклыми деталями, но по-прежнему без прямых углов.
Согласно замыслу автора, все элементы декора — необходимая часть целого, а форма фасада органически связана с внутренним пространством. Интерьеру уделили большое внимание: породы древесины для отделки подбирались, как для музыкальных инструментов, чтобы были ощутимы «вибрации» всех искусств.
Вокруг Гётеанума построены около десятка зданий в той же стилистике.
В послевоенное время здание дважды реконструировалось, при этом оригинальные витражи остались нетронутыми. Самобытность стиля Гётеанума оценили посетившие его архитекторы Анри ван де Велде, Фрэнк Ллойд Райт, Фрэнк Гери. Сегодня Гётеанум объявлен швейцарскими властями памятником истории и культуры. Он является штаб-квартирой школы духовных наук и в целом антропософского сообщества. В зале на 1000 мест проводятся публичные мероприятия — лекции, семинары, международные конференции и представления. • Летний фестиваль в Гётеануме, 29 июля — 4 августа 2019 года»

«Гётеанум
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте.
Памятник «органической архитектуры» 1920-х годов, по мысли спроектировавшего здание Рудольфа Штейнера, призван представлять собой модель Вселенной.
По проектам Штейнера в Дорнахе и его окрестностях построены ещё 12 зданий, так или иначе имеющих отношение к деятельности Антропософского общества.
Первый Гётеанум
Первый Гётеанум строился в 1913-19 гг. из дерева и бетона как образец гармонического сращения различных видов искусства («гезамткунстверк»). Изначально здание предназначалось для проведения летних театрализованных представлений под эгидой Антропософского общества во главе с доктором Штейнером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *