Мендельсон сон в летнюю ночь imslp

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Феликс Мендельсон. «Сон в летнюю ночь»

Щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом.

Вся многогранная деятельность Мендельсона была проникнута просветительскими идеями. Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, способствующая росту музыкального профессионализма в Германии. На основе консерватории в немецком музыкальном искусстве возникла Лейпцигская школа во главе с Феликсом Мендельсоном.

Излюбленной сферой Мендельсона была изящная скерцозность, связанная, как правило, с фантастическими образами. В его причудливой фантастике нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий – эльфы, феи, гномы (Elfen-musik оказало большое влияние на Листа, Грига).

Творческое наследие Феликса Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями, сонатами для разных инструментов, фортепианными сочинениями.

Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры – область, в которой он выступил смелым новатором.

Жанр увертюры имеет многовековую историю. Возникновение его связано с оперой, с XVII веком. Концертные же увертюры – детище романтизма. Именно у романтиков они стали самостоятельными произведениями с определенным программным содержанием. Предназначенные для концертного исполнения, они не были связаны ни с драматическим спектаклем, ни с оперой или балетом (увертюра «ни к чему»). Жанр этот был чрезвычайно востребован временем, с него обычно начинались концертные программы.

Первая романтическая концертная увертюра – «Сон в летнюю ночь».

В увертюре Феликс Мендельсон обрисовал притягательные для него поэтические образы : светлую фантастику, мягкую лирику, задорный юмор. Музыка передаёт сказочную жизнь волшебного леса в летнюю ночь. Классически стройная сонатная форма отличается обилием тем. Особенно оригинальна стремительно-кружащаяся, воздушная «тема эльфов» – первая тема главной партии. Она возникает после долгих, протяжных аккордов деревяных-духовых во вступлении образом «зачарованного сна»

Характер всех остальных тем экспозиции вполне реальный: это и празднично-приподнятая, маршеобразная вторая тема главной партии, сопровождаемая ликующими фанфарами, и трилирические темы побочной партии, и бойкая, задорная заключительная партия с неожиданными скачками и резками акцентами.

Контраст фантастики и реальности в увертюре дан не в противопоставлении. Все образы спаяны единым эмоциональным настроением беззаботной жизнерадостности.

Мендельсон написал еще девять увертюр, среди которых есть и яркие, новаторские, и малозначительные. Лучшими считаются увертюры «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз».

Программность в увертюрах Мендельсона имеет обобщенный характер. Он не стремился к последовательной сюжетности, к фиксации отдельных подробностей содержания. В отличие от Берлиоза и Листа Мендельсон избегал развернутых литературных предисловий и ограничивался одними заголовками, которые, к тому же, нередко менялись даже после премьеры.

9 октября 1847 года Мендельсон был в гостях у певицы Ливии Фреге, они репетировали песни.

такими словами заканчивалась одна из песен на слова Генриха Гейне.

Мендельсон и Фреге репетировали долго, внезапно композитор почувствовал, как онемели руки, его зазнобило. Он извинился и отправился домой. Несколько дней пролежал в кровати. Вечером 4 ноября Феликс Мендельсон умер.

Рубрики:Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Увертюра
Композиторы

Метки: Мендельсон

Процитировано 24 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

Мендельсон сон в летнюю ночь imslp

«Сон в летнюю ночь»

Летом 1826 года 17-летний Мендельсон жил на окраине Берлина, вдали от городского шума, почти в сельской местности. Отцовский дом был окружен огромным тенистым садом, и юноша проводил в нем целые дни, зачитываясь только что переведенными на немецкий язык произведениями Уильяма Шекспира (1564—1616). Особенно привлекали его комедии, неотразимое впечатление произвел «Сон в летнюю ночь».

Относящаяся к раннему периоду творчества великого английского драматурга (предположительно 1594—1595 годы), комедия пронизана редким для Шекспира сказочным колоритом, поэзией светлых юношеских чувств. Она отличается оригинальностью сюжета, сочетающего несколько самостоятельных линий. Летняя ночь — это ночь на Ивана Купалу (24 июня), когда, по народным поверьям, человеку открывается фантастической мир: заколдованный лес, населенный воздушными эльфами и феями с царем Обероном, царицей Титанией и проказником Паком. (Пришедшие из английского фольклора не только в английскую, но и в немецкую литературу, эти персонажи в том же 1826 году появились в опере «Оберон» старшего современника Мендельсона, создателя немецкого романтического музыкального театра Вебера.) Эльфы вмешиваются в жизнь людей, кружат головы влюбленным. Но и драматические, и комические перипетии приходят к счастливому концу, и в финале на пышной свадьбе правителя страны сочетаются браком еще две юные пары. Простодушные и грубоватые ремесленники веселят гостей античной любовной трагедией, превращая ее в фарс. Одного из них, ткача Основу, проказник Пак наделяет ослиной головой, и тот обнаруживает в своих объятиях царицу эльфов.

Если других композиторов XIX века — Россини, Гуно и Верди, Листа и Берлиоза, Чайковского и Балакирева — вдохновляли преимущественно грандиозные шекспировские страсти, и они писали музыку по его трагедиям, то Мендельсона не особенно увлекла даже история двух влюбленных пар, их злоключения, ревность и счастливое соединение. Главную прелесть для юного музыканта составляла волшебная сторона комедии Шекспира, творческую фантазию будил окружавший его поэтический мир природы, так живо напоминавший созданный Шекспиром мир сказочный. Работа над увертюрой шла быстро: в письме от 7 июня 1826 года Мендельсон пишет о намерении сочинить увертюру, а через месяц рукопись уже готова. По словам Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». «Сон в летнюю ночь» открывает период зрелости композитора.

Увертюра

При первых выдержанных загадочных аккордах духовых словно поднимается волшебный занавес, и перед слушателями предстает таинственный сказочный мир.

В призрачном свете луны, в девственном лесу, среди шелестов и шорохов мелькают неясные тени, водят свои воздушные хороводы эльфы. Одна за другой возникают музыкальные темы, вот уже более полутора столетий пленяющие немеркнущей свежестью и красочностью. Непритязательные лирические мелодии сменяются неуклюжими скачками, напоминающими крики осла, и охотничьими фанфарами. Но основное место занимают опоэтизированные картины природы, ночного леса. Мастерски варьируя тему эльфов, композитор придает ей угрожающий оттенок: перекликаются таинственные голоса, пугая, дразня и заманивая в непроходимую чащу; мелькают причудливые видения. Повторение уже известных музыкальных образов приводит к прозрачному истаивающему эпилогу. Как прощание со сказкой, пробуждение от волшебного сна, медленно и тихо звучит у скрипок прежде задорная и уверенная тема. Ей отвечает эхо. Завершают увертюру, как и открывали, таинственные аккорды духовых инструментов.

Музыка к комедии, ор. 61, состоит из увертюры и отдельных номеров — инструментальных и хоровых, а также драматических диалогов с оркестровым сопровождением.

Источник

Феликс Мендельсон-Бартольди «Сон в летнюю ночь»

Мендельсон сон в летнюю ночь imslp. MendelsonSon v letnuyuNoch. Мендельсон сон в летнюю ночь imslp фото. Мендельсон сон в летнюю ночь imslp-MendelsonSon v letnuyuNoch. картинка Мендельсон сон в летнюю ночь imslp. картинка MendelsonSon v letnuyuNoch. Щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом.Творения Уильяма Шекспира не раз вдохновляли композиторов XIX столетия. Кто только ни обращался к творчеству великого англичанина – Джузеппе Верди и Гектор Берлиоз, Шарль Гуно и Ференц Лист, Петр Ильич Чайковский и Милий Алексеевич Балакирев… Но в большинстве случаев речь шла о трагедиях с их мрачными сюжетами и кровавыми финалами (лишь Верди в самом конце своего жизненного и творческого пути обратился к шекспировской комедии). На этом фоне обращение Феликса Мендельсона-Бартольди к пьесе «Сон в летнюю ночь» выглядит исключением, и в то же время закономерным событием.

Эта комедия не вполне обычна для творчества Шекспира. Не так часто появляются в его пьесах потусторонние существа, а если это все же происходит, то выглядит весьма мрачно («Гамлет», «Макбет»), но эта пьеса, среди персонажей которой – эльфы и иные лесные духи, исполнена света. Фантастическая тематика всегда привлекала творцов эпохи романтизма, но опять же – преимущественно в мрачном ключе… Возможно, эта исключительно светлая феерия привлекла внимание композитора потому, что он тогда был очень молод – ему было всего семнадцать лет. В тенистом саду отцовского дома, вдали от городской суеты юноша зачитывался шекспировскими шедеврами, которые не так давно были переведены на немецкий язык.

Несмотря на молодость, Мендельсон-Бартольди к 1826 г. был уже автором нескольких произведений для органа, сонат, концерта, камерных произведений, оперы. В увертюре «Сон в летнюю ночь», созданной тогда, по-юношески светлое мироощущение сочетается с мелодическим богатством и стройностью, соразмерностью формы, каких можно ожидать от опытного композитора.

Начало увертюры напоминает о том, что источник произведения – театральная пьеса: вступительные аккорды деревянных духовых словно «открывают занавес», приглашая слушателя войти в чудесный мир. Легкая, скерциозная первая тема главной партии представляет пляску эльфов в волшебном лесу. Вторая тема – в ритме марша – связана с образом свадебного торжества. Побочная партия – широкая, кантиленная, с томным нисходящим хроматическим ходом – отличается от обеих тем своей лиричностью, но не вступает с ними в конфликт, не нарушая общего радостно-беззаботного эмоционального настроя.

В разработке наибольшему развитию подвергается первая тема («пляска эльфов»). Благодаря минорному ладу и уменьшенным гармониям она приобретает таинственный характер. В репризе возвращаются образы, знакомые по экспозиции, не претерпевшие серьезных изменений. В конце увертюры в замедленном темпе на фоне аккордов деревянных духовых струнные нежно пропевают интонации побочной партии. Завершается увертюра теми же аккордами, что звучали во вступлении.

Впервые увертюра «Сон в летнюю ночь» прозвучала в домашней обстановке, в клавирном варианте – автор и его сестра Фанни сыграли ее в четыре руки. В феврале 1827 г. произведение было исполнено в Штеттине под управлением К.Лёве.

Хотя увертюра «Сон в летнюю ночь» и была связана с пьесой, Феликс Мендельсон-Бартольди мыслил ее не как музыкальное вступление к спектаклю, а как самостоятельное произведение, исполняемое в концертных программах. Писать еще какие-то музыкальные номера к шекспировской комедии он не намеревался. Однако по прошествии семнадцати лет композитор вернулся к пьесе, захватившей его в юности: в 1843 г. шекспировская комедия представлялась по случаю дня рождения Фридриха-Вильгельма IV, в этом спектакле прозвучала увертюра Мендельсона-Бартольди, кроме того, композитор написал для него еще несколько номеров. После спектакля его величество выразил сожаление, что «прелестная музыка растрачена на такую глупую пьесу». Увы, интеллект не был сильной стороной прусского короля – но музыка Мендельсона-Бартольди действительно поспособствовала тогда популярности комедии Шекспира.

Увертюра и еще несколько номеров из музыки к комедии – «Скерцо», «Интермеццо», «Ноктюрн» и «Свадебный марш» – нередко исполняются как сюита. Последний номер приобрел особую популярность не только среди любителей музыки, став своеобразным символом свадебного торжества.

Источник

Сон в летнюю ночь

Авторы и постановщики

Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди
Хореография Джорджа Баланчина (1962)

Краткое содержание

Действие I
Действие разворачивается в лесу близ замка герцога. Оберон, повелитель фей и эльфов, поссорился со своей супругой Титанией. Оберон велит Паку принести цветок, пронзенный стрелой Купидона (тот, кто находится под воздействием чар этого цветка, влюбляется в первое существо, на которое упадет его взгляд), и заколдовывает спящую и ни о чем не подозревающую Титанию.
Тем временем Елена, бродя по лесу, встречает Деметрия, которого она любит. Однако Деметрий не любит ее. Он отвергает Елену и идет своей дорогой. Наблюдая за ним, Оберон велит Паку вновь прибегнуть к помощи чар волшебного цветка, чтобы Деметрий ответил Елене взаимностью.
По лесу бродит еще одна пара влюбленных – Гермия и Лизандр. На время они расходятся в разные стороны. Спеша выполнить повеление Оберона, Пак по ошибке очаровывает Лизандра. Появляется Елена; под влиянием чар цветка Лизандр, к ее изумлению, признается ей в любви. Возвращается Гермия. Увидев, что Лизандр смотрит на Елену, Гермия сначала удивляется, затем разражается гневом. К удовольствию Елены, которая совершенно равнодушна к Лизандру, Паку удается околдовать и Деметрия.
Влюбленные в Елену Деметрий и Лизандр начинают ссориться из-за нее.
По приказу Оберона Пак отделяет ткача Боттома от спутников, превращает его голову в ослиную и приводит туда, где спит Титания. Проснувшись, Титания видит Боттома, находит его прекрасным и оказывает ему знаки внимания. Но тут Оберон, уже не гневающийся на супругу, отсылает Боттома прочь и избавляет Титанию от чар.
Гермия страдает от недостатка, а Елена – от избытка внимания. Ссора совершенно запутавшихся мужчин переходит в драку. С помощью волшебства Паку удается разнять соперников и поодиночке увести их в лес, где они засыпают в изнеможении.
Тем временем Пак приводит Елену к Деметрию и заставляет ее заснуть рядом с ним, а Лизандра, освобожденного от чар, оставляет рядом с Гермией. Герцог и Ипполита находят в лесу спящих влюбленных, будят их, убеждаются, что все затруднения разрешились, и объявляют о свадьбе сразу трех пар – двух пар влюбленных и своей собственной.

Действие II
Во дворце герцога начинаются праздничные шествия, танцы и дивертисменты в честь новобрачных. Когда празднество завершается и смертные уходят отдыхать, мы переносимся во владения помирившихся Оберона и Титании. Пак поспешно исправляет ошибки, совершенные этой ночью. Ночную тьму в лесу рассеивает мерцание светлячков.

Музыкальный план:
Увертюра и музыка к спектаклю «Сон в летнюю ночь», соч. 21 и соч. 61 (1826, 1843)
Музыка к пьесе «Аталия», соч. 74 (1845)
Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», соч. 32 (1833)
Кантата «Первая Вальпургиева ночь», соч. 60
Симфония № 9 для струнного оркестра; I, II, III части (1823)
Увертюра к опере «Возвращение с чужбины», соч. 89 (1829)

О спектакле

Это сочинение выдающегося американского хореографа Джорджа Баланчина критики дружно окрестили «сном о русском балете». Так оно и есть: Джордж Баланчин, он же Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын композитора-грузина, выпускника Петербургской консерватории, никогда не забывал своего петербургского детства, проведенного в стенах Императорского театрального училища и Императорского Мариинского театра. Эти воспоминания красной нитью проходят через все его творчество, и это крепкая, надежная база его художественных новаций, нового хореографического языка, ставшего балетом ХХ века.
Однако Баланчин вовсе не певец ностальгии. Он модернист до мозга костей, и с образом петербургского детства и императорского балета связана у него не печаль, но ликование. И не иллюстративные картинки, но классические структуры запущены в новые темпы и новые, ультрасовременные ритмы, архитектоника пространственных построений отсылает как к балетным ансамблям Петипа, так и к архитектурным ансамблям Росси. Подобного рода петербургскими реминисценциями пронизаны «Бриллианты», «Симфония до мажор», Ballet Imperial, «Тема с вариациями» и очень многие другие работы Баланчина. Но почему же «Сон в летнюю ночь», шекспировская сказка, тоже оказалась для Баланчина связанной с Петербургом? Все очень просто. В детстве Жорж как воспитанник Театрального училища участвовал во многих спектаклях Императорских театров, и одним из них была комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» с музыкой Феликса Мендельсона в Михайловском театре. Он был там эльфом, а год был 1917; вскоре вся эта эпоха рухнула, началась совершенно другая – безумные и конструктивистские двадцатые, в культуре которых Баланчивадзе тоже успел интенсивно поучаствовать, пока в 1924 году не сбежал из Советской России. В 1958 году уже великий Баланчин, создатель американского балета в частности и неоклассического балета в целом, был приглашен поставить танцевальные выходы фей и эльфов в спектакле Джека Ландау «Сон в летнюю ночь» на Шекспировском фестивале в Стрэтфорде. (Кстати, одним из основателей этого фестиваля был тот же Линкольн Кёрстайн, которому в 1934 году пришла в голову судьбоносная мысль пригласить для работы в задуманной им Школе американского балета именно этого из многочисленных балетных русских, скитающихся по Европе – бывшего дягилевца, а на тот момент руководителя небольшой парижской труппы с вызывающе временным названием «Балеты 1933». Этот русский и был Жорж Баланчин.) Музыка в спектакле 1958 года была не Мендельсона, а Марка Блитцштайна, человека брехтовской формации, автора знаменитого мюзикла The Cradle Will Rock («Колыбель будет качаться») и переводчика текстов «Трехгрошовой оперы», но работа над шекспировской пьесой все равно, должно быть, напомнила Баланчину о Петербурге. Во всяком случае, через некоторое время, а именно в 1962 году, он выпускает свой «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона, спектакль для него совершенно нетипичный: сюжетный, двухактный, с костюмами, декорациями и множеством персонажей (типичный – это бессюжетный, одноактный и концептуально исполняющийся в репетиционных костюмах, где действуют не персонажи, но танцовщики, подобно голосам хореографической партитуры).
«Сон» стал едва ли не единственным произведением Баланчина, где отсылки к формам петербургского балетного спектакля времен его детства столь прямые. Конечно, не стилизация – это его вообще никогда не интересовало, а все те же подспудные ритмы американской урбанистической культуры, современные скорости, которыми пронизана вся новая классика зрелого Баланчина, чередуются с завораживающими lento. Но вместе с тем – те самые старинные формы, те самые художественные коллизии, казалось, были отброшены Баланчиным раз и навсегда: пантомима как антитеза танца, гротеск как антитеза классики, да и сам образ балетного сна, который был центром едва ли не каждого произведения Петипа. Только у Петипа сны, где царила чистая классика, врывались в хореографическую пьесу с ее непременным сюжетом и драматическим действием, размыкая ее реальность ради торжества танца; тогда как в «Сне в летнюю ночь» легковейный сюжет словно приглашен Баланчиным посетить хореографический мир новой классики, где именно танец давно уже стал самодовлеющим содержанием, смыслом и языком балета.
Инна Скляревская

Премьера – 17 января 1962 года, Нью-Йорк Сити балет, Городской Центр музыки и драмы
Премьера в Мариинском театре – 6 июня 2012 года

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Спонсор постановки – г-н Тошихико Такахаши
Постановка балета Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина (Balanchine Style ® and Balanchine Technique ® ), установленными и предоставленными Фондом Баланчина

Источник

Сон в летнюю ночь

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди
Хореография Джорджа Баланчина (1962)

Краткое содержание

Действие I
Действие разворачивается в лесу близ замка герцога. Оберон, повелитель фей и эльфов, поссорился со своей супругой Титанией. Оберон велит Паку принести цветок, пронзенный стрелой Купидона (тот, кто находится под воздействием чар этого цветка, влюбляется в первое существо, на которое упадет его взгляд), и заколдовывает спящую и ни о чем не подозревающую Титанию.
Тем временем Елена, бродя по лесу, встречает Деметрия, которого она любит. Однако Деметрий не любит ее. Он отвергает Елену и идет своей дорогой. Наблюдая за ним, Оберон велит Паку вновь прибегнуть к помощи чар волшебного цветка, чтобы Деметрий ответил Елене взаимностью.
По лесу бродит еще одна пара влюбленных – Гермия и Лизандр. На время они расходятся в разные стороны. Спеша выполнить повеление Оберона, Пак по ошибке очаровывает Лизандра. Появляется Елена; под влиянием чар цветка Лизандр, к ее изумлению, признается ей в любви. Возвращается Гермия. Увидев, что Лизандр смотрит на Елену, Гермия сначала удивляется, затем разражается гневом. К удовольствию Елены, которая совершенно равнодушна к Лизандру, Паку удается околдовать и Деметрия.
Влюбленные в Елену Деметрий и Лизандр начинают ссориться из-за нее.
По приказу Оберона Пак отделяет ткача Боттома от спутников, превращает его голову в ослиную и приводит туда, где спит Титания. Проснувшись, Титания видит Боттома, находит его прекрасным и оказывает ему знаки внимания. Но тут Оберон, уже не гневающийся на супругу, отсылает Боттома прочь и избавляет Титанию от чар.
Гермия страдает от недостатка, а Елена – от избытка внимания. Ссора совершенно запутавшихся мужчин переходит в драку. С помощью волшебства Паку удается разнять соперников и поодиночке увести их в лес, где они засыпают в изнеможении.
Тем временем Пак приводит Елену к Деметрию и заставляет ее заснуть рядом с ним, а Лизандра, освобожденного от чар, оставляет рядом с Гермией. Герцог и Ипполита находят в лесу спящих влюбленных, будят их, убеждаются, что все затруднения разрешились, и объявляют о свадьбе сразу трех пар – двух пар влюбленных и своей собственной.

Действие II
Во дворце герцога начинаются праздничные шествия, танцы и дивертисменты в честь новобрачных. Когда празднество завершается и смертные уходят отдыхать, мы переносимся во владения помирившихся Оберона и Титании. Пак поспешно исправляет ошибки, совершенные этой ночью. Ночную тьму в лесу рассеивает мерцание светлячков.

Музыкальный план:
Увертюра и музыка к спектаклю «Сон в летнюю ночь», соч. 21 и соч. 61 (1826, 1843)
Музыка к пьесе «Аталия», соч. 74 (1845)
Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», соч. 32 (1833)
Кантата «Первая Вальпургиева ночь», соч. 60
Симфония № 9 для струнного оркестра; I, II, III части (1823)
Увертюра к опере «Возвращение с чужбины», соч. 89 (1829)

О спектакле

Это сочинение выдающегося американского хореографа Джорджа Баланчина критики дружно окрестили «сном о русском балете». Так оно и есть: Джордж Баланчин, он же Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын композитора-грузина, выпускника Петербургской консерватории, никогда не забывал своего петербургского детства, проведенного в стенах Императорского театрального училища и Императорского Мариинского театра. Эти воспоминания красной нитью проходят через все его творчество, и это крепкая, надежная база его художественных новаций, нового хореографического языка, ставшего балетом ХХ века.
Однако Баланчин вовсе не певец ностальгии. Он модернист до мозга костей, и с образом петербургского детства и императорского балета связана у него не печаль, но ликование. И не иллюстративные картинки, но классические структуры запущены в новые темпы и новые, ультрасовременные ритмы, архитектоника пространственных построений отсылает как к балетным ансамблям Петипа, так и к архитектурным ансамблям Росси. Подобного рода петербургскими реминисценциями пронизаны «Бриллианты», «Симфония до мажор», Ballet Imperial, «Тема с вариациями» и очень многие другие работы Баланчина. Но почему же «Сон в летнюю ночь», шекспировская сказка, тоже оказалась для Баланчина связанной с Петербургом? Все очень просто. В детстве Жорж как воспитанник Театрального училища участвовал во многих спектаклях Императорских театров, и одним из них была комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» с музыкой Феликса Мендельсона в Михайловском театре. Он был там эльфом, а год был 1917; вскоре вся эта эпоха рухнула, началась совершенно другая – безумные и конструктивистские двадцатые, в культуре которых Баланчивадзе тоже успел интенсивно поучаствовать, пока в 1924 году не сбежал из Советской России. В 1958 году уже великий Баланчин, создатель американского балета в частности и неоклассического балета в целом, был приглашен поставить танцевальные выходы фей и эльфов в спектакле Джека Ландау «Сон в летнюю ночь» на Шекспировском фестивале в Стрэтфорде. (Кстати, одним из основателей этого фестиваля был тот же Линкольн Кёрстайн, которому в 1934 году пришла в голову судьбоносная мысль пригласить для работы в задуманной им Школе американского балета именно этого из многочисленных балетных русских, скитающихся по Европе – бывшего дягилевца, а на тот момент руководителя небольшой парижской труппы с вызывающе временным названием «Балеты 1933». Этот русский и был Жорж Баланчин.) Музыка в спектакле 1958 года была не Мендельсона, а Марка Блитцштайна, человека брехтовской формации, автора знаменитого мюзикла The Cradle Will Rock («Колыбель будет качаться») и переводчика текстов «Трехгрошовой оперы», но работа над шекспировской пьесой все равно, должно быть, напомнила Баланчину о Петербурге. Во всяком случае, через некоторое время, а именно в 1962 году, он выпускает свой «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона, спектакль для него совершенно нетипичный: сюжетный, двухактный, с костюмами, декорациями и множеством персонажей (типичный – это бессюжетный, одноактный и концептуально исполняющийся в репетиционных костюмах, где действуют не персонажи, но танцовщики, подобно голосам хореографической партитуры).
«Сон» стал едва ли не единственным произведением Баланчина, где отсылки к формам петербургского балетного спектакля времен его детства столь прямые. Конечно, не стилизация – это его вообще никогда не интересовало, а все те же подспудные ритмы американской урбанистической культуры, современные скорости, которыми пронизана вся новая классика зрелого Баланчина, чередуются с завораживающими lento. Но вместе с тем – те самые старинные формы, те самые художественные коллизии, казалось, были отброшены Баланчиным раз и навсегда: пантомима как антитеза танца, гротеск как антитеза классики, да и сам образ балетного сна, который был центром едва ли не каждого произведения Петипа. Только у Петипа сны, где царила чистая классика, врывались в хореографическую пьесу с ее непременным сюжетом и драматическим действием, размыкая ее реальность ради торжества танца; тогда как в «Сне в летнюю ночь» легковейный сюжет словно приглашен Баланчиным посетить хореографический мир новой классики, где именно танец давно уже стал самодовлеющим содержанием, смыслом и языком балета.
Инна Скляревская

Премьера – 17 января 1962 года, Нью-Йорк Сити балет, Городской Центр музыки и драмы
Премьера в Мариинском театре – 6 июня 2012 года

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Спонсор постановки – г-н Тошихико Такахаши
Постановка балета Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина (Balanchine Style ® and Balanchine Technique ® ), установленными и предоставленными Фондом Баланчина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *