чего на свете не бывает смысл сказки

Сказка «Чего на свете не бывает». Чему учит сказка, какая главная мысль?

чего на свете не бывает смысл сказки. answer avatar. чего на свете не бывает смысл сказки фото. чего на свете не бывает смысл сказки-answer avatar. картинка чего на свете не бывает смысл сказки. картинка answer avatar. Сказка "Чего на свете не бывает" написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

Сказка «Чего на свете не бывает» написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

Сказка учит нас тому, что имея богатство, деньги нельзя усмехаться, унижать, смеяться над бедными людьми. Нельзя ставить себя выше других, имея власть, деньги можно не иметь сердца, сострадания, любви. Так же сказка учит нас находить выход из трудной ситуации, а так же быть сообразительными и находчивыми.

Главная мысль сказки: В жизни каждого человека есть такое, что он не может принять ни душой, ни сердцем, есть то, что он отрицает и считает, что ни с ним, ни с его близкими этого быть не может.

чего на свете не бывает смысл сказки. IfOCdys1o8KZJSHeie8VSbdAcOwLHjhP. чего на свете не бывает смысл сказки фото. чего на свете не бывает смысл сказки-IfOCdys1o8KZJSHeie8VSbdAcOwLHjhP. картинка чего на свете не бывает смысл сказки. картинка IfOCdys1o8KZJSHeie8VSbdAcOwLHjhP. Сказка "Чего на свете не бывает" написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

чего на свете не бывает смысл сказки. answer avatar. чего на свете не бывает смысл сказки фото. чего на свете не бывает смысл сказки-answer avatar. картинка чего на свете не бывает смысл сказки. картинка answer avatar. Сказка "Чего на свете не бывает" написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

Чего на свете не бывает. Для того, чтобы определить главную мысль этой русской народной сказки и понять, чему она учит, следует ознакомиться с её содержанием.

Мужик ночь не спал, а утром сказал, что на свете того не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнёт.

Барин увидел, что мужик не так глуп и возражает ему: у нас мол этого не делают, а в чужих краях, мол сплошь и рядом. Пришлось мужику дальше думать. На следующее утро, мужик опять ответил наудачу: баба попом не бывает, красна девка обедни не служит. Но и этот ответ барина не устроил, и он предоставил мужику ещё одну попытку.

На третье утро мужик решил рассказать барину всякую небывальщину и ответил: думал я, что люди хоть на небо попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

Когда барин спросил, как он на небо попал, мужик сказал, что за ним покойная жена телегу прислала, он с ней повидался и на обратном пути соскочил. Ещё мужик плёл разную небывальщину, но барин говорил, что всё бывает.

И только когда барин сказал, что покойный барин на том свете, моет постилки после ребятишек мужика, барин сказал, что этого не может быть и отдал мужику деньги.

Таким образом, главной мыслью этой сказки, можно считать, что на свете возможно при определённых обстоятельствах.

Источник

Конспект урока литературы «Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»»

Урок позволит выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; позволит определить художественную идею сказки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы «Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»»»

Тема. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;

формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

Оборудование: выставка рисунков.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

— Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

3. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».

4. Обращение к выставке рисунков.

— Составьте ряд слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин – грубый…мужик – лукавый…)

5. Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не убился?

Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? (1 вариант).

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о герое? (2 вариант).

III. Закрепление изученного.

1.Речевые характеристики героев.

Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная иронией, насмешкой.

Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.

— Почему барин решил подшутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»

— Каким был первый ответ?

4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

— Почему барин не принял ответ мужика?

— Почему мужик поверил барину?

— Каков второй ответ мужика?

— Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?

— Почему мужику удалось перехитрить барина?

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как в древнее, так и в позднее историческое время.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.

7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и мужик», «Барин и собака»

IV. Подведение итогов урока.

— Чего больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

Своё содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали устойчивые примеры поэтики.

Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными порядками в быту, людских отношениях.

1.Прочитать сказку «Падчерица», с.48-53, часть 1.

2.Нарисовать героев сказки, устно прокомментировать свой рисунок.

3.Инд.задание: выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

Источник

Урок по литературе на тему «Бытовая сказка» (5 класс)

Тема : Бытовая сказка : «Чего на свете не бывает»

Цель: выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки

Задачи: формировать навыки выразительного чтения, художественного рассказа, исследовательской работы с текстом; развивать умение анализировать произведение художественной литературы; воспитывать чувства социальной справедливости.

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формули-ровать проблему (тему) и цели урока;

— умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

— умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.

І. Организационный этап.

II . Постановка цели, задач. Мотивация.

— создание проблемной ситуации : (здесь именно на данной стадии, так как сказка заранее прочитана дома, поэтому тему урока не угадываем, но угадываем тип сказок, с которым будем работать на данном уроке. Для этого включаем 3 фрагмента из бытовых сказок слушать, угадываем тип сказок). Слушаем фрагмент сказки «Каша из топора», «Дочь-семилетка».

— С каким видом сказок мы будем работать сегодня на уроке?

— О чем рассказывают бытовые сказки?

Проверка домашнего задания (презентация по проверке знания текста).

Беседа по содержанию сказки

— В чем смысл сказки «Чего на свете не бывает?» К какому виду сказок она относится?

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с 19 века – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

— Что мы узнаем о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, то я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, что хорошенького скажешь?

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

Задание по вариантам

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя?

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о характере героя?

Красочнее всего представлена в сказке речь, пронизанная насмешкой и иронией. Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств их характеров. Барин в сказках груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умен, находчив, терпелив.

— Почему барин решил пошутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

— Каким был первый ответ мужика?

— Почему барин не принял этот ответ?

— Почему мужик поверил барину?

— Почему мужику всё-таки удалось перехитрить барина?

Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда барин пользуется всеми жизненными благами, и породило бытовую выдумку.

— Ребята, так чего же больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

В бытовых сказках в заведомо нереальных ситуациях и положениях нашла отражение реальная действительность. Сказки осуждают глупость, жадность, жестокость барина.

Мы с вами очень хорошо поработали на уроке. Теперь можно немного отдохнуть и поиграть.

— Для начала давайте вспомним, что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?

— Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

— А теперь нам предстоит вспомнить названия сказок по началу, продолжите ее и определите её жанровую разновидность.

1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…» («Волк и Лиса»)

2. «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…» («Гуси-лебеди»)

3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…» («Царевна-лягушка»).

4. « Ж или-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

— Ребята, вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

Прочитать сказку «Падчерица».

1. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

*** творческое задание: нарисовать героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации.

Источник

Чего на свете не бывает смысл сказки

— выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки;

— формирование навыков выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

— воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Беседа по содержанию сказки

— В чем смысл сказки «Чего на свете не бывает?» К какому виду сказок она относится?

— О чем рассказывают бытовые сказки?

Быть – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с 19 века – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

— Что мы узнаем о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый-пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает»?

Обращение к выставке рисунков.

Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, то я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не убился?

Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

Задание по вариантам

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя?

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о характере героя?

Красочнее всего представлена в сказке речь, пронизанная насмешкой и иронией. Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств их характеров. Барин в сказках груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умен, находчив, терпелив.

— Почему барин решил пошутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

— Каким был первый ответ мужика?

— Почему барин не принял этот ответ?

— Почему мужик поверил барину?

— Почему мужику всё-таки удалось перехитрить барина?

Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда барин пользуется всеми жизненными благами, и породило бытовую выдумку.

— Ребята, так чего же больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

В бытовых сказках в заведомо нереальных ситуациях и положениях нашла отражение реальная действительность. Сказки осуждают глупость, жадность, жестокость барина.

Мы с вами очень хорошо поработали на уроке. Теперь можно немного отдохнуть и поиграть.

— Для начала давайте вспомним, что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?

— Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

— А теперь нам предстоит вспомнить названия сказок по началу, продолжите ее и определите её жанровую разновидность.

1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…» («Волк и Лиса»)

2. «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…» («Гуси-лебеди»)

3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…» («Царевна-лягушка»).

4. « Ж или-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

— Ребята, вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

Прочитать сказку «Падчерица».

1. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

2. Нарисовать героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации.

3. Прочитать русскую народную сказку «Морозко» и пересказать её.

4. Прочитать сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и пересказать её.

5. Подготовить сообщение о русском художнике И.Я.Билибине.

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемshepelenko.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает» (5 класс)» — Транскрипт:

1 Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает» (5 класс)

4 Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый-пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает»?

8 Выразительное чтение фрагмента от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

10 Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…» «Волк и Лиса»

11 Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Гуси-лебеди» «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»

12 Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Царевна-лягушка» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»

13 Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету».

14 Домашнее задание Прочитать сказку «Падчерица». Индивидуальное задание: 1. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой». 2. Нарисовать героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации. 3. Прочитать русскую народную сказку «Морозко» и пересказать её. 4. Прочитать сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и пересказать её. 5. Подготовить сообщение о русском художнике И.Я.Билибине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *