Ли сон чжэ игра в кальмара
«Игра в кальмара»: 40 фактов со съемочной площадки, которые заставят вас пересмотреть сериал
Об актерах, скрытом смысле декораций и многом другом.
Сегодня сложно найти человека, который бы не слышал об «Игре в кальмара». Это южнокорейский сериал о смертельной игре с баснословным денежным призом, который показывает, как далеко готовы зайти люди, по уши погрязшие в долгах. Яркие декорации, нетривиальный сюжет, растущее по мере развития событий напряжение — все это не оставляет равнодушными даже киноманов с высоким уровнем насмотренности.
Ниже мы собрали 40 фактов со съемочной площадки, благодаря которым вы еще больше полюбите эту корейскую жемчужину.
1. Создатель «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк придумал идею в далеком 2008-м, когда погряз в больших долгах, а его семья испытывала серьезные финансовые трудности
YOUNGKYU PARK / Netflix
Чтобы отвлечься, он читал комиксы типа «Королевской битвы». Именно тогда он подумал: а что, если бы можно было поучаствовать в таких смертоносных играх за большой денежный приз, и решил исследовать, как можно их адаптировать под экономическую обстановку в Корее.
2. На написание сценария ушел год, но его везде отвергали, пока Netflix не подхватил его 10 лет спустя, в 2019 году
3. Хван Дон-хёк с самого начала видел в Ги Хуне и Сан У известных актеров Ли Джон-джэ и Пака Хэ-су
Он сказал, что все, что было в его силах, — это «сделать им предложение» и надеяться, что они ответят согласием.
4. Чтобы дружба Ги Хуна и Сан У выглядела как можно более достоверной, Ли Джон-джэ и Пак Хэ-су проводили время и вне съемочной площадки
«Я даже был у Джон-джэ в гостях. Мы пили вино и много разговаривали. И он дал мне множество советов по поводу актерского мастерства и того, куда двигаться дальше. Я был очень рад с ним поработать», — рассказал Хэ-су.
5. Пак Хэ-су рассказал, что одна из важных для него сцен — та, в которой его персонаж Сан-ву решает не предупреждать Ги Хуна об игре в соты
«Для меня это была очень важная сцена, переломный момент, — подчеркнул актер. — Помню, как долго обсуждал с режиссером, как все должно развиваться».
6. Анупам Трипатхи, который сыграл Али, приехал в Корею из Индии, чтобы изучать актерское мастерство
Режиссер Хван Дон-хёк отметил, что в Корее было сложно найти иностранных актеров, которые справились бы с ролью Али. Однако когда Анупам пришел на прослушивание, он оказался идеальным кандидатом.
«Он появился неожиданно. Свободно говорил по-корейски и умел играть. Его эмоциональная игра тоже была потрясающей», — вспоминал режиссер.
7. Изначально Хван задумывал «Игру в кальмара» в качестве фильма. А когда решил превратить его в сериал, то сделал игры более детальными и добавил новых персонажей
Например, полицейского Чун Хо вообще не было в оригинальном сценарии.
«Мне всегда интересно, как выглядят декорации каждый раз, когда я еду на съемку. И когда бы мы ни приезжали, декорации были настолько крутыми, что мы тратили очень много времени на то, чтобы сделать как можно больше кадров», — пояснил Ли Джон-джэ.
«Самой главной зацепкой (лично для меня) было то, как персонажи борются за свою жизнь, — поделился актер. — По мере того, как вы углубляетесь в сценарий, вы замечаете, что у каждого есть свой личный конфликт. Это здорово».
Ли сон чжэ игра в кальмара
«Игра в кальмара» (Ojingeo geim) вышла 17 сентября 2021 года. По сюжету, на протяжении восьми эпизодов герои должны состязаться в разных детских играх. Проигравших убивают на месте, а единственный выживший победитель получит от организаторов 45,6 миллиардов вон (больше 2,8 миллиарда рублей).
По предварительным прогнозам, «Игра в кальмара» обгоняет по популярности даже рекордсменов Netflix — «Ведьмака», «Бриджертонов», «Люпена». Проект стал вирусным в Сети сразу по двум причинам. Во-первых, Netflix удачно рекламировал сериал с помощью пугающей трёхметровой куклы, которая заставляла прохожих на Филлипинах и в Сеуле играть в игру Red Light, Green Light (на русский локализована как «Тише едешь — дальше будешь»). А испытания из самой Игры стали массово повторять в TikTok и других соцсетях.
Режиссёр и сценарист шоу Хван Дон-хёк получил известность среди азиатской аудитории после мюзикла «Мисс Бабуля» (2014), который позже был адаптирован в семи других странах; издание Variety называет его одним из самых успешных фильмов в истории кино Южной Кореи. До мюзикла Дон-хёк снимал картины на серьёзные социальные темы, включая драму «Суровое испытание» (2011) о жертвах сексуального насилия в школе.
Дон-хёк считает, что зрителю понравились простота повествования и персонажи, которым легко сочувствовать; об этом он рассказал в интервью Variety. Шоу он называет аллегорией на современное капиталистическое общество. Писать второй сезон «Игры в кальмара» Дон-хёк пока не планирует.
Причины посмотреть «Игру в кальмара»
1) Концепция
«Игра в кальмара» строится по принципу high concept — в основе лежит одна простая идея, которую легко описать как продюсеру, так и простому зрителю. Авторы задаются вопросом: что, если бы отчаявшимся, погрязшим в долгах людям предложили большую сумму денег за игру на выживание?
Смертельные игры появлялись в разных произведениях, от классики ужасов до категории Young Adult. Обычно они бывают последствием или условием существования тоталитарного режима: в «Долгой прогулке» Кинга власти США заставляют подростков идти по дороге, расстреливая всех, кто остановится (аллегория на войну во Вьетнаме); в книжной серии «Голодные игры» от Сьюзен Коллинз выдуманное государство Панем держит людей в страхе, заставляя детей из разных районов (дистриктов) сражаться насмерть.
Но в «Игре в кальмара» нет тоталитарного государства, заставляющего людей рисковать жизнью, как в вышеперечисленных примерах. На участие в Игре людей толкает суровая реальность. Распорядители перечисляют их немыслимые долги, зрителям постоянно показывают бедные интерьеры квартир, скудную еду, общую стеснённость, в которой живут корейцы; для главного героя Сон Ки Хуна поход за жареной курицей считается достойным подарком на день рождения дочери. Страх перед кредиторами и желание наконец пожить в своё удовольствие здесь ощутимы, понятны и даже узнаваемы.
В подборке аниме-сериалов от «Канобу» можно почитать о «Кайдзи», истории азартного игрока, который пытается отыграться и погасить свои долги, ставя на кон части тела или жизнь. Эта идея наиболее близка к «Игре в кальмара». Но в новом сериале Netflix она ещё причудливее: в качестве испытаний участникам предлагают детские игры («Тише едешь — дальше будешь», «Сахарные соты», перетягивание каната и т.д.), знакомые большинству корейцев с пелёнок. Невинность и простота этих соревнований делает происходящее более кошмарным.
2) Общий стиль
Фанаты шоу в США уже начали массово скупать костюмы, похожие на одежду героев. Это объяснимо: игра в сериале визуально продумана до мельчайших деталей. Игроки, надзиратели и даже неожиданные гости (ближе к финалу шоу) носят специальную форму, все интерьеры минималистичны и стерильны, без единого лишнего предмета.
Авторы «Игры в кальмара» соблюдают единство стиля до такой степени, что даже приглашение на саму Игру и гробы, в которых вывозят трупы проигравших, выглядят одинаково — черная коробка с красивым розовым бантом на крышке. Всё связанное с организацией Игры помечено геометрическими фигурами (кругом, треугольником или квадратом), которые несложно заметить даже в титрах.
Больше всего в «Игре в кальмара» запоминается цвет. Вне Игры всё выглядит точь-в-точь как в нашумевших «Паразитах» Пон Чжун Хо — много тёплого жёлтого в домах, холодные и безжизненные офисные здания, отказывающие в кредитах банки и метро. Зато почти все испытания расцвечены неестественно ярко — розовым, голубым, жёлтым и зелёным, напоминая не то детский сад, не то магазины сладостей. Для каждого этапа построены уникальные декорации: огромная детская площадка, платформы над пропастью, волейбольное поле, стеклянный мост и прочие.
У «Игры в кальмара» отличный саундтрек: продолжая тему детских игр, местами он как будто написан для диснеевского мультфильма, а не для кровавого сериала о выживании. А каждое испытание начинается с помпезной мелодии «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса; организаторы Игры вообще питают слабость к классической музыке, поэтому она часто звучит в сериале.
3) Проработанность персонажей
Большая часть героев «Игры в кальмара» — люди, которые сами загнали себя в безвыходную ситуацию и вызывают смешанные чувства. Один из центральных персонажей, Сон Ки Хун, должен оплатить лечение матери с диабетом, но погряз в долгах. По идее, его подвела собственная слабость и любовь к азартным играм.
Поступки Сон Ки Хуна в процессе Игры делают его гораздо лучшим человеком по сравнению с тем, каким он был в начале сериала. Его друг детства и сосед Чхо Сан Воо, напротив, учился в Сеульском национальном университете и был гордостью пожилой матери, он умён, сообразителен и немало помогает своим товарищам по Игре. Но позже зрители узнают причину его долга — Сан Воо проигрался на бирже, воровал деньги у клиентов и должен выплатить 6 миллионов вон.
С каждой серией зрители узнают всё больше жутких деталей из прошлого героев, раскрывающих их с новой стороны. И в то же время то, что они делали за пределами Игры, не имеет значения. Важно, как этот весьма стандартный для фильмов и сериалов о выживании набор персонажей — смертельно больной и заведомо слабый, но мудрый человек; однозначно злой бандит; женщина в трудной жизненной ситуации; умник; смельчак с добрым сердцем — ведёт себя во время испытаний.
Авторы «Игры в кальмара» талантливо переплетают отношения персонажей, складывают их сильные и слабые стороны, придают им качества и добавляют детали, усиливающие каждую серию. Даже самые сильные герои сериала под давлением обстоятельств ломаются, добрые — ожесточаются, а безразличные проникаются горем других. Например, трогательна история молодой беженки из Северной Кореи, игрока под номером 067, которая изначально старается ни к кому не привязываться и ни с кем не дружить. Она до конца хранит свои тайны, чтобы раскрыть их только избранным персонажам — и в особенно тяжёлых сценах.
4) Сюжет, держащий в напряжении
Даже достаточно предсказуемые сюжетные повороты исполнены в сериале отлично. От игры на выживание логично ждать нестандартного, нечестного поведения героев — предательств, обмана, сокрытия информации и даже убийства ради победы. Но для этих плот-твистов используются самые неожиданные герои. При этом ни один сюжетный ход не вызывает вопросов к логике и правдоподобности происходящего (кроме спорного финального твиста).
Не всё действие «Игры в кальмара» сосредоточено на прохождении испытаний участниками. У сериала есть достойный побочный сюжет с участием полицейского. Молодой офицер Хван Чун Хо проникает в Игру под видом надзирателя, чтобы найти пропавшего брата. Так что в довесок к тому, что видят Игроки, зрители могут проследить и за другой стороной — стороной организаторов. Впрочем, даже надзиратели в этом шоу не могут чувствовать себя в безопасности.
5) Кровожадность авторов
По уровню насилия «Игра в кальмара» ненамного отстаёт от культовой японской «Королевской битвы» 2000 года – ещё одного фильма о смертельной игре на выживание.
Первое испытание оставляет из 400 с лишним участников всего половину — остальных расстреливают во время игры в «Тише едешь — дальше будешь». Во время испытания им запрещено двигаться, поэтому людям приходится стоять и просто смотреть на то, как у их ног умирают менее сдержанные сотоварищи. Бойня может развернуться в любой момент: на испытании, во время отбоя ночью или в закоулках здания, где проходит Игра.
При этом не стоит ждать от авторов сериала поблажек или возможности обмануть правила — как, например, участники «Голодных игр» обхитрили создателей игры в первой книге и фильме. Иногда Игрокам помогает находчивость, но чаще всего правила соблюдаются безукоризненно. Поэтому не стоит привязываться к персонажам слишком сильно — каждый из них с одинаковой вероятностью может погибнуть.
«Игра в кальмара» сделала главных героев звездами. Что мы о них знаем?
«Игра в кальмара» сделала главных героев звездами. Что мы о них знаем?
Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» за две недели произвел фурор на Netflix. Он возглавил топы более чем в 90 странах и стал самым популярным зарубежным проектом платформы. Невиданная слава пришла и к актерам — число их подписчиков из нескольких тысяч быстро переросло в несколько миллионов. «360» рассказывает самое интересное о звездах «Игры в кальмара».
«Игра в кальмара» повествует о 456 жителях Южной Кореи, попавших в тяжелое финансовое положение. Чтобы выйти из него, они соглашаются участвовать в загадочной игре, состоящей из нескольких уровней и длящейся шесть дней. Есть лишь одно «но»: проигравших не отпускают домой, а убивают. И с каждой смертью сумма финального выигрыша становится больше.
Режиссер сериала Хван Дон-хек более 13 лет пытался реализовать проект, но его долго считали убыточным. Теперь «Игра в кальмара» может стать не только самым популярным зарубежным проектом Netflix, но и просто самым востребованным у зрителей сериалом на платформе. Популярность и узнаваемость актеров уже взлетели до небес.
Чон Хо Ен (Кан Сэ Бек, № 067)
Главной звездой сериала стала актриса и модель Чон Хо Ен, исполнившая роль северокорейской перебежчицы и мелкой воровки Кан Сэ Бек. Ее героиня нуждалась в деньгах, чтобы поддержать младшего брата и найти мать, оставшуюся в Северной Корее.
Количество подписчиков в Instagram у актрисы почти дошло до 20 миллионов, а до выхода сериала было всего 400 тысяч.
Место рождения: Сеул, Южная Корея.
Дата рождения: 23 июня 1994 года, 27 лет.
Знак зодиака: Рак.
Параметры: рост — 177 сантиметров, вес — 58 килограммов, фигура — 78 — 58 — 87.
Карьера: среди обывателей Чон Хо Ен стала известна только после съемок в «Игре в кальмара», но в мире моды она уже давно завоевала себе имя. Она вошла в число 50 лучших моделей по версии models.com, снялась для обложки корейского Vogue и участвовала в показах таких брендов, как Chanel, Louis Vuitton, Prada и Dolce & Gabbana. Она работает моделью с 16 лет и уже успела поучаствовать в четвертом сезоне корейской версии Next Top Model.
Роль Кан Сэ Бек стала дебютом модели кино. Чтобы точно передать характер своего персонажа, она общалась с настоящими северокорейскими перебежчиками, просматривала документальные фильмы о них и изучала боевые искусства. Она также вела ежедневный дневник от лица своей героини.
Личная жизнь: с 2016 года модель встречается с 36-летним корейским актером Ли Дон Хви, прославившимся ролями в сериале «Ответ в 1988», а также в фильмах «Служанка» и «Экстремальная работа». Возлюбленного Чон Хо Ен называет своим наставником в вопросе актерского мастерства.
В социальных сетях Чон Хо Ен не публикует фотографии со своим молодым человеком, а о ее жизни известно мало: у нее есть два брата и сестра, а ее отец является успешным ресторатором. Также модель близко дружит с солисткой группы Blackpink Ким Дженни.
Прическа: до съемок в сериале главной фишкой Чон Хо Ен были ее длинные ярко-красные волосы. Они не подходили образу северокорейской перебежчицы, поэтому модели пришлось коротко постричься и вернуться к натуральному цвету волос.
Прическа ее героини многим пришлась по вкусу, девушки по всему миру стремятся ее повторить. Их даже не пугает, что для этого придется делать рваную челку.
Ли Джон-джэ (Сон Ги-хун, № 456)
Ли Джон-джэ исполнил роль главного героя сериала, неудачника и игромана Сон Ги-хун. Все в его жизни разваливается: его уволили с работы, жена ушла и забрала дочь, а он вынужден жить со своей больной матерью.
До выхода «Игры в кальмара» у актера не было аккаунта в Instagram. После успеха сериала Ли Джон-джэ зарегистрировался в соцсети и у него появилось более трех миллионов подписчиков.
Место рождения: Сеул, Южная Корея.
Дата рождения: 15 декабря 1972 года, 48 лет. По другим данным, родился 15 марта 1973 года.
Знак зодиака: Рак/Рыбы.
Параметры: рост — 180 сантиметров.
Карьера: путь к славе у Ли Джон-джэ тоже начался с модельного бизнеса — его заметил дизайнер Ха Ен Су, когда будущий актер работал в кафе. Первой в кино стала одна из главных ролей в южнокорейской дораме «Учитель-динозавр», а успех принесла роль в драме «Чувства» 1994 года.
Вплоть до 2006 года Ли Джон-джэ активно снимался, а потом сделал перерыв на четыре года. В 2010 году он вновь совершил прорыв в своей карьере, сыграв в фильме знаменитого южнокорейского режиссера Пак Чхан Вука «Служанка», который завоевал успех среди европейской публики.
Самые известные работы Ли Джон-джэ — это фильмы «Физиогномика», «Воры», «Избави нас от лукавого», «Домик у моря», «Новый мир» и сериалы «Песочные часы» и «Советник». До «Игры в кальмара» ему часто доставались роли антагонистов.
Личная жизнь: Ли Джон-джэ достаточно скрытен в вопросах личной жизни. Известно, что у актера нет ни детей, ни жены. Его последние публичные отношения с актрисой Ким Мин Хи продолжались с 2003 по 2006 год. Ходили слухи, что у звезды «Игры в кальмара» был роман с бывшей женой наследника Samsung Group Ли Чжэ Ена Им Сэ Рен, но сам актер опровергал это.
Пак Хэ-су (Чо Санг Ву, № 218)
Пак Хэ-су исполнил роль одного из самых неоднозначных персонажей сериала — Чо Санг Ву, по поводу которого споры в социальных сетях идут до сих пор. Чо Санг Ву — разорившийся инвестор, влезший в огромные долги и получивший обвинение в мошенничестве.
Фанатки Чо Санг Ву: «Я ненавижу тебя… но я люблю тебя… но я ненавижу тебя»
Пак Хэ-су тоже завел Instagram только после выхода «Игры в кальмара». Сейчас у него уже более двух миллионов подписчиков.
Место рождения: Южная Корея.
Дата рождения: 21 ноября 1981 года, 39 лет.
Знак зодиака: Скорпион.
Параметры: рост — 181 сантиметр.
Карьера: дебют Пак Хэ-су состоялся не в кино, а в мюзикле «Мистер Лобби» в 2007 году. После этого он играл в таких спектаклях, как «Ангел по имени Желание» и «Аннапурна».
Он также сыграл во многих известных в Южной Корее сериалах, но чаще всего ему доставались роли второго плана. Самые известные работы Пак Хэ-су — это сериалы «Легенда синего моря», «Шесть летящих драконов», «Мудрая жизнь в тюрьме», «Мастер», «Химера» и фильм «Квантовая физика».
Сейчас в Южной Корее готовятся снимать ремейк испанского сериала Netflix «Бумажный дом», где актеру предложили роль Берлина.
Личная жизнь: как и большинство корейских знаменитостей, Пак Хэ-су предпочитает держать свою личную жизнь в секрете. Однако известно, что 14 января 2019 года он женился на своей девушке после года отношений. Она младше него на шесть лет и неизвестна публике. А 29 сентября 2021 года у пары родился сын.
Хо Сон-тхэ (Чан Док Су, № 101)
В отличие от предыдущих двух актеров Хо Сон-тхэ ведет Instagram давно. Число его подписчиков после выхода «Игры в кальмара» выросло в сорок раз и почти достигло двух миллионов.
Место рождения: Пусан, Южная Корея.
Дата рождения: 20 октября 1977 года, 43 года.
Знак зодиака: Весы.
Параметры: рост — 180 сантиметров.
Карьера: в кино Хо Сон-тхэ пришел уже в зрелом возрасте. В 2011 году он в шутку отправил заявку на участие в шоу талантов, а уже в 2012-м дебютировал в эпизодической роли в фильме «Маскарад». С тех пор он ежегодно появлялся минимум в одном фильме с небольшой ролью. Популярность ему принесла роль в картине «Эпоха теней».
В 2015 году Хо Сон-тхэ позвали в телесериал «Город солнца», после чего он начал активно сниматься не только в полнометражных картинах. Самые известные сериалы с ним — «Пентхаус», «Криминальный город» и «Уважаемый судья».
Связь с Россией: Хо Сон-тхэ окончил факультет русского языка в Пусанском национальном университете, после чего начал работать в российском представительстве LG.
Когда российские фанаты «Игры в кальмара» узнали, что актер понимает русский язык и даже говорит на нем, а потом обнаружили фото с водкой «Байкал», комментарии к его постам заполонили слова восхищения. Сам актер оказался рад такому вниманию и даже публиковал в своем аккаунте мемы с собой и Владимиром Путиным.
Личная жизнь: о личной жизни Хо Сон-тхэ ничего не известно — ни про жену, ни про детей он никогда не говорил.
Анупам Трипати (Али Абдул, № 199)
Персонажи индийского или пакистанского происхождения в корейских сериалах появляются редко и чаще всего имеют эпизодическую роль. «Игра в кальмара» стала исключением, сделав Али Абдула, персонажа Анупама Трипати, одним из центральных персонажей истории.
Один стереотип все же остался: Али Абдул — гастарбайтер из Пакистана. Он согласился на игру, потому что его начальник отказался ему платить. При этом на тяжелой фабричной работе Абдул потерял два пальца на руке. В сериале есть сцена, где подобным образом оказывается покалеченным алчный начальник Абдула.
По мнению зрителей, персонаж Анупама Трипати был одним из самых добрых в сериале. Единственное, чего он хотел, — это обеспечить деньгами свою жену и новорожденного сына.
Чтобы сыграть выходца из Пакистана, Трипати пришлось набирать вес. Он также смотрел документальные фильмы о жизни мигрантов и больше времени проводил со знакомыми-пакистанцами, чтобы усвоить особенности дикции на языке урду.
После выхода «Игры в кальмара» на Instagram-аккаунт Анупама Трипати подписались более 2,5 миллиона человек.
Место рождения: Нью-Дели, Индия.
Дата рождения: 2 ноября 1988, 32 года.
Знак зодиака: Скорпион.
Параметры: рост — 172 сантиметра.
Карьера: Трипати по национальности индиец, он родился в семье среднего класса в Нью-Дели. В 2006 году он начал учиться пению и актерскому мастерству, а в 2010 году по совету друга подал заявку на стипендию в Корейском национальном университете искусств. Получив ее, он переехал в Южную Корею, где живет до сих пор.
По словам актера, первое время ему было очень трудно адаптироваться к культурным и языковым различиям, но сейчас он отлично говорит на корейском, который выучил за первые два года жизни в стране.
Его дебют в кино состоялся в картине «Ода моему отцу» в 2014 году. С тех пор Анупам Трипати регулярно появлялся в фильмах и сериалах, но его роли были второстепенными. Чаще всего актеру индийского происхождения приходилось играть рабочего мигранта. Наиболее известные сериалы с его участием — «Потомки солнца» и «Плейлист больницы».
Анупам Трипати также увлекается пением и часто публикует каверы в своем Instagram.
Личная жизнь: о личной жизни Трипати ничего не известно. Он не распространяется ни о семье, ни о любовных отношениях, предпочитая говорить исключительно о своей профессии.
Зеркало больного социума, источник любви: в чем феномен «Игры в кальмара»
Удручающая история шоураннера Хван Дон Хека об участниках игры на выживание, которые рискуют своей жизнью, чтобы выиграть приз в 45,6 млрд вон, успела возглавить первые строчки по просмотрам во всех странах с доступом к Netflix, обвалить трафик местному телекоммуникационному гиганту и стать глобальным интернет-феноменом.
Количество тематического контента, который ежедневно выдают социальные сети, соизмеримо разве что с синдромом «Игры престолов», и то, учитывая, что сейчас именно TikTok служит главным законодателем трендов, ударная волна от южнокорейского взрыва накрыла нас куда сильнее.
На первый взгляд, проект не предвещал особого успеха. Сюжетов про игры на выживание мы повидали на своем веку уже достаточно, а жонглированием яркими цветами в кадре уже никого не удивить. Пока глотаешь серию за серией, невольно ловишь себя на мысли, что где-то ты все это уже видел. Только ленивый не провел параллели с триллером «Бумажный дом», аниме «Кайдзи» и научной фантастикой «Алиса в пограничье», но почему-то именно «Кальмару» удалось завоевать народную любовь, которая, возможно, не случилась бы, не сними Пон Чжун Хо своих «Паразитов» двумя годами раньше.
Если бы «Игра в кальмара» была западным сериалом, то его структуру нетрудно было бы предугадать: герои участвуют в конкурсах, и постепенно, через их воспоминания, которые зачастую нас мало интересуют, мы узнаем, что привело их сюда. Но в «Кальмаре» сюжетный поворот происходит намного раньше: персонажи, с которыми мы не успели познакомиться, голосуют за выход из садистского лабиринта уже в первой серии. Благодаря этому короткому пребыванию на воле мы не только узнаем историю каждого героя в отличном от привычного повествования ключе, но и понимаем, почему участники игры не пытаются бежать от опасности. Мы легко проецируем на себя практически любое действие главных героев, потому что знакомы с долговыми обязательствами, стрессовой работой и стремлением к абстрактному счастью, которое (парадокс) недостижимо в таких условиях.
Сериал запросто мог бы и провалиться из-за своей «кровавой» концепции, если бы не его гуманный аспект. Главные герои обладают противозаконным обаянием и правдоподобием: будь то амбициозный банкир Чхо Сан Воо, поставивший все на крупное финансовое пари, или интригующая карманница Кан Сэ Бек, чья безжалостность оправдана бегством из Северной Кореи и желанием вывезти свою семью на выигранные деньги.
Чтобы разобраться, за счет чего еще сериал обрел такую популярность, нужно глубже погрузиться в социальные проблемы, которые он освещает.
Притча о капиталистической эксплуатации
Несмотря на то, что такой стремительный рост в Корее повысил общий уровень жизни, многие люди все равно остались в печальном положении. Например, сейчас Южная Корея входит в пятерку стран по уровню относительной бедности, а зажавшая ее в тиски пандемия и вовсе плющит национальную экономику. Показатель самоубийств в Южной Корее — один из самых высоких в мире, эта проблема особенно актуальна для пожилых людей, почти половина которых живет за чертой бедности.
Молодежь также не может похвастаться особыми успехами. Обязательный призыв в армию, общественное давление, в основе которого лежит идея демонстрации своего успеха (в сериале неоднократно подчеркивается, как все восхищаются тем, что Чхо Сан Воо, игрок № 218, — одаренный студент, закончивший Сеульский университет) и ошеломляющая безработица (по состоянию на 2020 год уровень безработицы среди молодежи составлял 22%). Молодые корейцы даже придумали термин для этого общества ограниченных возможностей — «ад Чосон», сатирически ссылаясь на жестко иерархическую династию Чосон, которую современная Корея должна была оставить позади.
В то время как миллионы простых корейцев борются за выживание, верхушка страны держит экономику в железной хватке. Она функционирует за счет чеболей — корпоративных конгломератов, принадлежащих горстке богатых и влиятельных семей. Когда-то чеболей восхваляли за то, что они вывели нацию из нищеты, теперь они олицетворяют монопольный капитализм в стране, захваченной коррупцией. В число таких крупнейших представителей Южной Кореи входит компания Samsung. Ее генеральный директор Ли Чжэ Ен досрочно вышел из тюрьмы в августе 2021 года, отбыв только половину двухлетнего срока за взяточничество. Обосновывая его освобождение, правительство Кореи сослалось на важность Ли для экономики.
Эту концепцию в сериале воплощают VIP-гости — группа сверхбогатых представителей мировой элиты, которая делает ставки на игроков, с удовольствием наблюдая за тем, как они ценой своей жизни пытаются добраться до призовых денег. Точно так же главный герой Ги Хун когда-то оставлял свои деньги на скачках. Отличие лишь в том, что его азарт держался на потребности заработать, а азарт богачей «Игры в кальмара» — на потребности развлечься. Бедные люди охотно участвуют в предлагаемых извращениях, потому что им внушили, что без денег они не могут существовать. Механизм дегуманизации, о котором трубит шоу, вызывает ужас — ведь не игра разрушает человечество: разрушение уже давно осуществляется нами собственноручно.
Инородное тело
Тема классового неравенства сильно отозвалась в зрительских сердцах. Оттого символично, что в 2009 году создателю сериала Хван Дон Хеку отказали с этой идеей практически все студии, после чего он забросил сценарий и продал свой ноутбук из-за нехватки денег.
Сперва создается впечатление, что Сон Ги Хун, чья зависимость от азартных игр и безработица оставили его с нулевым балансом, сам виноват в своем плачевном положении. По мере развития сюжета выясняется, что первоначальные финансовые проблемы Ги Хуна связаны с потерей работы за десять лет до этого.
Дон Хек объяснял, что его герой — собирательный образ организаторов забастовки на заводе Ssangyong Motors в 2009 году (в сериале Ги Хун работал на Dragon Motors), которую подавили силами полиции. Из флешбэков мы узнаем, что после увольнения Ги Хун и его товарищи по профсоюзу забаррикадировались на ночь на складе. Полиция выломала двери и принялась избивать бастующих. На глазах Ги Хуна погиб его сослуживец. В ту ночь он пропустил рождение своей дочери.
В истории Южной Кореи борьба властей с профсоюзными организациями случалась неоднократно. В сентябре президент Корейской конфедерации профсоюзов (KCTU) был арестован под предлогом нарушения правил безопасности COVID-19 на рабочем митинге в Сеуле. По всей вероятности, он подстрекал профсоюзных лидеров, что обеспокоило правительство. Янг Куюнг Со стал тринадцатым по счету президентом KCTU, которого посадили в тюрьму.
Если в полнометражных «Паразитах» требовались определенные усилия, чтобы распределить все метафоры о колоссальной пропасти между богатыми и бедными, то малый экран «Игры в кальмара» рисует все гораздо прозаичнее: в жизни нет никаких победителей — есть только люди, которые продвигаются вперед исключительно по головам других. Режиссер сериала в одном из интервью сказал, что хотел показать уровень нечеловеческой конкуренции и борьбы, которую ежедневно ведут люди, оставшиеся без какой-либо социальной и финансовой поддержки. Если человек человеку волк, то в первую очередь это социум доводит его до ручки.
Потребность в надежде
При всей мрачности «Игра в кальмара» — смелая и амбициозная история, временами трогательная, временами пугающая. Сильная тем, что не пускается в антиутопические фантазии (как «Голодные игры»), а размышляет о реальности и ее сложной «ужасности». Тем не менее она не превращается в яростный крик — скорее в проникновенную меланхолию, которую можно побороть только верой в светлые времена.
В заключительной игре с Ги Хуном престарелый игрок О Иль Нам делает ставку на то, спасет ли кто-нибудь бездомного, замерзающего на дороге до 12 часов ночи. Утверждая обратное, он хочет доказать Хуну, что люди не заслуживают доверия. Незадолго до полуночи бездомного спасает полиция, которую вызвал прохожий, и Ги Хун снова побеждает, убеждаясь в том, что доброе сердце сильнее смерти и человеческой подлости.
Апогей корейской культуры
Популярность корейского контента во всем мире растет, и все же продолжительное лидерство азиатского фильма или сериала в США или Европе выглядит необычно. Например, корейский фильм «Космические чистильщики» после выхода занимал первое место в мире в категории фильмов в течение трех дней, но не недель, как в случае с «Игрой в кальмара». Очевидно, что влияние корейской культуры, музыки и кинематографа в последнее время стало слишком заметным, чтобы его игнорировать.
На курсы корейского языка в Москве буквально не пробиться, локальные косметические бренды моментально сметают с полок магазинов, трэвел-видео на YouTube наперебой взывают человечество очнуться и признать, что именно Южная Корея, а вовсе не Япония, — страна победившего футуризма.
В то же время кейпоп-группа BTS полным составом выступает в ООН с благодарственной речью человечеству за борьбу с последствиями COVID; термин «дорама» (корейские мыльные оперы) постепенно входит в повседневную речь западного зрителя, доселе знакомого только с мелодрамами; фанаты кейпопа обрели такую мощь, что способны подпортить репутацию видного американского телеведущего.
Возможно, такое постепенное погружение европейского общества в тему Южной Кореи перерастет в любовь к восточной культуре, которая, в конечном счете, мало чем отличается от нашей.