Кто по мнению ученых лингвистов предстает во сне софьи чудовищем горе от ума фамусов
Выявите функциональную значимость сна Софьи
Обсуждение вопроса:
В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.
Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.
Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.
Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира.
Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого. Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова.
Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот».
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.
Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений.
Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.
Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.
Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин».
Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.
Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.
Тест по литературе для 9 класса по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Тесты к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)
1 вариант (с выбором ответа)
1. О ком эти строки: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
а) Фамусов б) Чацкий в) Скалозуб
2. Кто так восклицал: «Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексеевна!»
а) Фамусов б) Чацкий в) Скалозуб
3. О ком Фамусов сказал так: «Опасный человек / … вольность хочет проповедать»?
а) Молчалин б) Чацкий в) Скалозуб
4. Кто из персонажей «…упал, да так, что чуть затылка не пришиб… был высочайшею пожалован улыбкой…»?
а) Фамусов б) Максим Петрович в) Молчалин
5.Кто так заметил: «Счастливые часов не замечают»?
а) Софья б) Молчалин в) Чацкий
6. Кто из героев признавался: «Довольно счастлив я в товарищах моих…»
а) Молчалин б) Загорецкий в) Скалозуб
7.Кто из героев так считал: «…Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь»?
а) Чацкий б) Молчалин в) Фамусов
8. Кто о себе говорил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
а) Скалозуб б) Молчалин в) Чацкий
9.О ком высказывание Софьи: «Конечно, нет в нем этого ума…»
а) Скалозуб б) Молчалин в) Чацкий
10. Как фамилия князя, явившегося на бал с женой и шестью дочерьми?
а) Загорецкий б) Тугоуховский в) Репетилов
11. Кто первым объявил, что Чацкий – безумец?
а) Лиза б) Фамусов в) Софья
12. О ком эти строки: «Остер, умен, красноречив, / В друзьях особенно счастлив…»?
а) о Молчалине б) о Чацком в) о Фамусове
13. Кто кому так признавался: «И все-таки я вас без памяти люблю»?
а) Молчалин Лизе б) Фамусов Лизе в) Чацкий Софье
14. Кто восклицал: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
а) Фамусов б) Чацкий в) Молчалин
15. В каком веке Грибоедов написал «Горе от ума»?
а) в XVIII в. б) в XIX в. в) в XX в.
2 вариант (с выбором ответа)
1.Кто «…не то на серебре, / На золоте едал; сто человек к услугам…»?
а) Фамусов б) Максим Петрович в) Чацкий
2.О ком эти строки: «…Не нынче-завтра генерал»?
а) Скалозуб б) Чацкий в) Молчалин
3.Кому говорил Чацкий слова: «Помилуйте, мы с вами не ребяты, / Зачем же мнения чужие только святы»?
а) Молчалину б) Фамусову в) Загорецкому
4.Чьи это слова, обращенные к Фамусову: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!»?
а) Лизы б) Софьи в) Хлёстовой
5.Кто из персонажей «слезами обливался», когда прощался перед отъездом с Софьей?
а) Молчалин б) Фамусов в) Чацкий
6.Кто был так назван Чацким: «жалчайшее созданье»?
а) Фамусов б) Скалозуб в) Молчалин
7. Сколько лет было Софье?
8. Кто из героев пришел на бал с арапкой-девкой и собакой?
а) Графинявнучка Хрюмина б) Хлёстовав) княгиня Тугоуховская
9. В каком городе происходит действие?
а) в Москве б) в Твери в) в Петербурге
10. Приверженность к какому языку разоблачает Чацкий?
А) к немецкому б) к русскому в) к французскому
11. Кто задал такой вопрос Молчалину: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»
а) Чацкий б) Софья в) Фамусов
12. У кого было такое мнение о минувшем времени: «Прямой был век покорности и страха…»
а) у Фамусова б) у Чацкого в) у Молчалина
13. Кто не служит, т.к. в том «он пользы не находит»?
а) Скалозуб б) Чацкий в) Молчалин
14. О ком княгиня Тугоуховская сказала: «…С ним говорить опасно, / Давно бы запереть пора, / Послушать, так его мизинец / Умнее всех, и даже князь-Петра!»
а) о Чацком б) о Загорецком в) о Молчалине
15. В какой стране погиб Грибоедов?
а) в России б) в Персии в) в Турции
3 вариант (с открытым ответом)
1. Как звали отца Чацкого?
2. Кто и кому говорит такие слова: «…Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога»?
3. Кого приглашал к себе Молчалин: «Приди в обед, побудь со мною…»
4. Кто из героев «…за армию стоит горой / И прямизною стана, /Лицом и голосом герой…»?
5. Кто, по мнению одного из героев, «на всех глупцов похож»?
6. Кто так о себе говорил: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! / Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко»?
7. О ком эти строки: «Веселое созданье ты! живое!»
8. Кому была дана такая характеристика: «Лгунишка он, картежник, вор»?
9. Кто произносит монолог, начинающийся словами: «А судьи кто?»
10. Кто из героев «…дружбу всех … в доме приобрел»?
11. Каковы имя и отчество бывшего сослуживца Чацкого, с которым тот встретился на балу у Фамусова?
12. Кто так восклицал: «Ба! знакомые все лица!»?
13. Кто так вздыхал: «…Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь»?
14. Чье это мнение: «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! / Какие-то уроды с того света…»
15. Чьи это признания: «…частенько там / Мы покровительство находим, где не метим»?
16. Чье это мнение о Фоме Фомиче: «Пустейший человек, из самых бестолковых»?
17. Сколько, по мнению Хлестовой, было у Чацкого крепостных?
18. Сколько награждений получил Молчалин с тех пор, как служит «по Архивам»?
20. Кто из героев «…набрался каких-то новых правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать»?
21. В каком городе родился и закончил университет Грибоедов?
22. В какой зарубежной стране служил дипломатом Грибоедов?
4 вариант (с открытым ответом)
1. О ком эти строки: «… уступчив, скромен, тих, / В лице ни тени беспокойства…»?
2. Кем приходилась Хлестова Фамусову, кем – Софье?
3. Кто в одном из своих монологов клеймил «прошедшего житься подлейшие черты»?
4. Кто так пытался образумить Софию: «Опомнитесь! куда вы? / Он жив, здоров, смотрите здесь в окно»?
5. Назовите имя и отчество Фамусова.
6. Кто признавался: «Мне завещал отец /… Угождать всем людям без изъятья…»?
7. Кто из героев, «когда бы службу продолжал, / Конечно, был бы он московским комендантом»?
8. Кому «…сна нет от французских книг»?
9. Кто из героев «…переносить горазд», с кем «в карты не садись; продаст»?
10. О ком отзывался Фамусов: «Скромна, а ничего кроме / Проказ и ветру на уме»?
11. Чья это характеристика: «Вот он, на цыпочках, и не богат словами…»?
12. Кто признавался: «Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых»?
13. О ком эти слова: «Он химик, он ботаник…»?
14. Кто так восклицал: «Моя судьба еще ли не плачевна»?
15. Сколько, по мнению Фамусова, было у Чацкого крепостных?
16. Назовите два таланта Молчалина (по его же собственному признанию).
17. Кто так проявлял заботу о своем муже: «Ах! мой дружочек! / Здесь так свежо, что мочи нет; / Ты распахнулся весь и расстегнул жилет»?
18. Чьи это слова: «ну кто так рано приезжает!»
19. Чье это мнение о Татьяне Юрьевне: «С ней век мы не встречались; / Слыхал, что вздорная».
20. Кто признавался: «В чинах мы небольших»?
21. Как звали жену Грибоедова?
22. Кто описывал в книге «Путешествие в Арзрум» встречу с арбой, в которой везли тело погибшего Грибоедова?
5 вариант (с открытым ответом)
1.Кто «…не то на серебре, / На золоте едал; сто человек к услугам…»?
2.О ком эти строки: «…Не нынче-завтра генерал»?
3.Кому говорил Чацкий слова: «Помилуйте, мы с вами не ребяты, / Зачем же мнения чужие только святы»?
4. Кто так вздыхал: …Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь»?
5.Кто из персонажей «слезами обливался», когда прощался перед отъездом с Софьей?
6.Кто был так назван Чацким: «жалчайшее созданье»?
7. Сколько лет было Софье?
8. Кто из героев пришел на бал с арапкой-девкой и собакой?
9. Из какого города перевёз Фамусов Молчалина?
10. Приверженность к какому языку разоблачает Чацкий?
11. Кто задал такой вопрос Молчалину: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»
12. У кого было такое мнение о минувшем времени: «Прямой был век покорности и страха…»
13. Чьи это слова: «Молчалины блаженствуют на свете!»
14. Кто так обращается к мужу: «Мой ангел, жизнь моя, / Бесценный, душечка, Попошь, что так уныло?»
15. Кто признавался: «Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. Дай бог ей век прожить богато…»?
16. Кого было решено отправить «…в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»?
17. Кто так говорил: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька; / И кто жениться нас неволит!»
18. Кто так отозвался о Чацком: «на свете дивные бывают приключенья! / В его лета с ума спрыгнул! / Чай, пил не по летам»?
20. Кого так расписывала София: «…И вкрадчив, и умен, / Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…»?
21. Кто сказал о Грибоедове: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»?
22. В каком году была написана комедия «Горе от ума»?
4 вариант (с открытым ответом)
1. О ком эти строки: «… уступчив, скромен, тих, / В лице ни тени беспокойства…»?
2. Кем приходилась Хлестова Фамусову, кем – Софье?
3. Кто в одном из своих монологов клеймил «прошедшего житься подлейшие черты»?
4. Кто так пытался образумить Софию: «Опомнитесь! куда вы? / Он жив, здоров, смотрите здесь в окно»?
5. Назовите имя и отчество Фамусова.
6. Кто признавался: «Мне завещал отец /… Угождать всем людям без изъятья…»?
7. Кто из героев, «когда бы службу продолжал, / Конечно, был бы он московским комендантом»?
8. Кому «…сна нет от французских книг»?
9. Кто из героев «…переносить горазд», с кем «в карты не садись; продаст»?
10. О ком отзывался Фамусов: «Скромна, а ничего кроме / Проказ и ветру на уме»?
11. Чья это характеристика: «Вот он, на цыпочках, и не богат словами…»?
12. Кто признавался: «Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых»?
13. О ком эти слова: «Он химик, он ботаник…»?
14. Кто так восклицал: «Моя судьба еще ли не плачевна»?
15. Сколько, по мнению Фамусова, было у Чацкого крепостных?
16. Назовите два таланта Молчалина (по его же собственному признанию).
17. Кто так проявлял заботу о своем муже: «Ах! мой дружочек! / Здесь так свежо, что мочи нет; / Ты распахнулся весь и расстегнул жилет»?
18. Чьи это слова: «ну кто так рано приезжает!»
19. Чье это мнение о Татьяне Юрьевне: «С ней век мы не встречались; / Слыхал, что вздорная».
20. Кто признавался: «В чинах мы небольших»?
21. Как звали жену Грибоедова? (имя + фамилия)
22. Кто описывал в книге «Путешествие в Арзрум» встречу с арбой, в которой везли тело погибшего Грибоедова?
5 вариант (с открытым ответом)
1.Кто «…не то на серебре, / На золоте едал; сто человек к услугам…»?
2.О ком эти строки: «…Не нынче-завтра генерал»?
3.Кому говорил Чацкий слова: «Помилуйте, мы с вами не ребяты, / Зачем же мнения чужие только святы»?
4. Кто так вздыхал: …Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь»?
5.Кто из персонажей «слезами обливался», когда прощался перед отъездом с Софьей?
6.Кто был так назван Чацким: «жалчайшее созданье»?
7. Сколько лет было Софье?
8. Кто из героев пришел на бал с арапкой-девкой и собакой?
9. Из какого города перевёз Фамусов Молчалина?
10. Приверженность к какому языку разоблачает Чацкий?
11. Кто задал такой вопрос Молчалину: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»
12. У кого было такое мнение о минувшем времени: «Прямой был век покорности и страха…»
13. Чьи это слова: «Молчалины блаженствуют на свете!»
14. Кто так обращается к мужу: «Мой ангел, жизнь моя, / Бесценный, душечка, Попошь, что так уныло?»
15. Кто признавался: «Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. Дай бог ей век прожить богато…»?
16. Кого было решено отправить «…в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»?
17. Кто так говорил: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька; / И кто жениться нас неволит!»
18. Кто так отозвался о Чацком: «на свете дивные бывают приключенья! / В его лета с ума спрыгнул! / Чай, пил не по летам»?
20. Кого так расписывала София: «…И вкрадчив, и умен, / Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…»?
21. Кто сказал о Грибоедове: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»?
22. В каком году была написана комедия «Горе от ума»?
2 вариант (с выбором ответа)
(с открытым ответом)
14. Графини внучки Хрюминой
19. Натальи Дмитриевны (Н.Д.Горич)
4 вариант (с открытым ответом)
2. Свояченицей, теткой 3. Чацкий
4. Лиза Кто так пытался
5. Павел Афанасьевич 6. Молчалин
7. Платон Михайлович
13. О князе Федоре, племяннике
16. умеренность и аккуратность
17. Наталья Дмитриевна
18. графини внучки Хрюминой
21. Нина (Чавчавадзе)
5 вариант (с открытым ответом)
14. Наталья Дмитриевна
17. Платон Михайлович
21. Нина Чавчавадзе (жена Грибоедова)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1160920
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
7 секретов «Горя от ума»
Почему Молчалин родом из Твери, зачем Скалозуб сидел в траншее, где взять недостающее ребро — и другие загадки комедии Грибоедова
1. Тайна происхождения Молчалина
Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Александр Южин в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь находится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возможно, расторопный местный малый (не сын ли станционного смотрителя?) смог удачно оказать ему услугу. А дальше уже, пользуясь покровительством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.
В социальном плане Молчалин начинает свой путь именно как «маленький человек», который не примиряется со своим положением, а всеми силами стремится выбиться в люди. «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей. Всё в деятельности этих людей запечатлено неразумением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», — писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.
2. Тайна сна Софьи
Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:
Тут с громом распахнули двери
не люди и не звери,
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит.
Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опорой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в потусторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.
Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Людмила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые женихи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и страхи и цветы». А вот «Светлана»:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюбленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и дыбом волоса».
Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отношения с Молчалиным напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстроена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:
Младой и прекрасный,
Как свежая роза — утеха долин,
Певец сладкогласный…
Но родом не знатный, не княжеский сын:
Минвана забыла
О сане своем
И сердцем любила,
Невинная, сердце невинное в нем.
Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бедный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагическое изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника.
Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Архаисты и новаторы — сторонники противоположных концепций развития русской литературы в 1810-х годах. Полемика между двумя литературными обществами — «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом» — крутилась вокруг системы жанров, языка и стиля литературного поведения. Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе переводов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентиментальных повестей и баллад.
3. Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого
Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей «кружев английских на манер барабанных (брабантских), «маленькую кларнетку (лорнетку), так как я близка глазами» (близорука), «сероги (серьги) писаграмовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат — картин тальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой) работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами».
Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публицистический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравьевым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов. Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:
4. Тайна 3 августа
Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в котором он был награжден орденом:
Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.
Сергей Головин в роли Скалозуба в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
Статичность Скалозуба («Куда прикажете, лишь только бы усесться») резко противоречит динамичности Чацкого («Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря; / И растерялся весь, и падал столько раз…»). Однако в условиях военной службы последних лет царствования Александра I именно жизненная стратегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятельные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключенными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
5. Тайна сломанного ребра
Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:
Позвольте, расскажу вам весть:
Княгиня Ласова здесь есть,
Наездница, вдова, но нет примеров,
Чтоб ездило с ней много кавалеров.
На днях расшиблась в пух;
Жоке не поддержал, считал он видно мух. –
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа.
«Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы женским. Даже Александр I считался еще с властью матери. Грибоедов знал, как дипломат, какое влияние оказывает женщина при персидском дворе». «Женская власть» и «мужской упадок» становятся знаками времени: Грибоедов описывает ту переломную точку русской жизни, в которой мужественный быт 1812 года уходит в прошлое, а сплетни оказываются важнее поступков. В этой обстановке и возникает клевета на Чацкого.
6. Тайна желтого дома
Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:
Его в безумные упрятал дядя-плут;
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным человеком или политическим противником было вполне известным приемом. Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта распространились едва ли не по всей Европе. Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на одном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».
Через двенадцать лет после создания «Горя от ума» в сумасшествии будет обвинен один из прототипов Чацкого — Петр Яковлевич Чаадаев. После публикации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а московский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению правительства он является сумасшедшим. К нему ежедневно являлся для освидетельствования доктор, Чаадаев считался под домашним арестом и лишь раз в день мог выходить на прогулку. Через год надзор лекаря за «больным» был снят — но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.
7. Тайна Ипполита Маркелыча
Репетилов рассказывает Чацкому о тайном обществе, напоминающем декабристское:
А как к участникам тайных обществ относится сам Чацкий? Представление о том, что главный герой пьесы — декабрист (если не по формальной принадлежности к тайному обществу, то по своему духу), было впервые высказано Герценом, а затем стало общим местом в школьном изучении «Горя от ума».
На самом деле отношение Грибоедова к декабристам было весьма скептическим, и он осмеивает саму таинственность обществ. Репетилов немедленно рассказывает первому же встречному о месте и времени встреч («У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…»), а затем перечисляет всех его членов: князя Григория, Евдокима Воркулова, Левона и Бориньку («Чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать») — и, наконец, их главу — «гения» Ипполита Маркелыча.