Кто из героев русской литературы видит сны

В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сопоставить со сном Софьи?

Сны героев — это одно из средств открытого психологизма, которым авторы пользуются уже несколько поколений. Произведение Грибоедова «Горе от ума» не исключение, а потому на ЕГЭ по литературе часто появляется вопрос: «В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сопоставить со сном Софии?»

В произведениях таких русских писателей, как И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, описаны сны героев.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой видит сон о своём детстве. В нем он вспоминает родителей, свои чувства и переживания, испытываемые им тогда. Эмоции героя помогают передать пейзажи, которые полны спокойствия и довольства. Так и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья видит «цветистый луг» и «небеса», которые символизируют радость и покой героини, а их исчезновение пугают девушку. В обоих произведениях природа во сне передаёт внутреннее состояние персонажей.

В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина видит сон о своём возлюбленном, который станет вещим. Софья из комедии «Горе от ума» также видит во сне Молчалина и «чудовищ», которые позже окажутся гостями, пришедшими на бал. В обоих произведениях героини видят во сне своих возлюбленных и события, которые сбудутся.

Во всех приведённых произведениях сны герое описаны по — разному: одни писатели с помощью описания природы показывают душевное состояние героев, а другие предсказывают грядущие события.

Источник

Сны на страницах произведений русской литературы

«Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

«Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. »

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

«Тихий дон» (М.Шолохов)

«Сегодня я видел сон. Будто я – бригадный командир одной из стрелковых дивизий, веду наступление в Карпатах. Вместе со штабом приезжаем на какую-то ферму. Встречает нас пожилой, нарядно одетый русин. Он потчует меня молоком и, снимая войлочную белую шляпу, говорит на чистейшем немецком языке: «Кушай, генерал! Это молоко необычайно целебного свойства». Я будто бы пью и не удивляюсь тому, что русин фамильярно хлопает меня по плечу. Потом мы шли в горах, и уже как будто бы не в Карпатах, а где-то в Афганистане, по какой-то козьей тропе… Да, вот именно козьей тропкой: камни и коричневый щебень сыпались из-под ног, а внизу за ущельем виднелся роскошный южный, облитый белым солнцем ландшафт…»

8. Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

9. В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали мотив сна героев. Так же, как и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С. Пушкин и М. Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи («И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри («Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»).

Источник

В каких произведениях русской литературы герои видят вещие сны и в чём эти произведения можно сопоставить со сном Маргариты? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита) (ЕГЭ по литературе)

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» вещий сон видит Татьяна Ларина.

Её сновидение полно таинственных символов и скрытых смыслов. Девушка видит своего возлюбленного Евгения на пиршестве среди монстров и чудовищ, что можно истолковать, как гротескное изображение светского общества того времени. Далее во сне Татьяна убегает от медведя, пытаясь скрыться в лесу, что вероятно, значит, блуждание и неопределенность души девушки, её преследуют собственные страхи и опасения. К сожалению, её сон действительно оказался пророческим. Во время дуэли от руки Онегина погибает Ленский.

Как и Маргарита, в своём сне Татьяна видит возлюбленного и пытается расшифровать знаки. Мистический ореол, которым овеян сон в обоих произведениях, обусловлен жанровым своеобразием.

Иным образом использует приём вещего сна И.А. Гончаров в романе «Обломов». Сон главного героя навеян детскими воспоминаниями о родительском доме, о заботливой няне, о беззаботности. Всё, что видит во сне Илья Ильич, является символом его идеальной жизни, вот почему проснувшись, он не желает возвращаться в реальность и принимать её проблемы. Герой впадает в затяжную апатию, его охватывает полное безразличие к жизни. Стремление Обломова вернуться к детской беззаботной жизни осуществляется в конце романа, когда он встречает Агафью Пшеницину, которая впоследствии заменяет ему и няню, и мать, и жену. Автор вводит в роман вещий сон, как определенный композиционный прием, чтобы раскрыть истоки характера Ильи Обломова, показать его истинные ценности и мотивы поведения.

Каждый из этих снов имеет своё значение в произведении, а в частности влияет на судьбу героев, помогает им найти правильный путь или наоборот вводит в заблуждение.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В каких произведениях встречался сон героя, и зачем он был нужен?

Добрый вечер, Полина!

СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.

Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя. http://otvet.mail.ru/question/28298398/ (немного и об этом)

Знаменитые сны Верочки из романа «Что делать». Утопичны и слащавы.

Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий берегом моря». Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.

Кириллов в романе «Бесы» говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву. Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.

Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.

По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.

В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.

Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.

Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.

ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче
Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «. людей с новою мыслию. необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

И. А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», к

Источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Сны литературных героев

В каких произведениях русской литературы описан сон героя? Какой смысл заключён в нём?

Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «. людей с новою мыслию. необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче