Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания ставшие афоризмами сон в руку а судьи кто
Помогите пожалуйста решить тест, произведения прочитать не успел, поэтому решить не могу. Заранее спасибо
8. Определите последовательность смены чувств Чацкого и Софьи:
а) «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко»;
б) «Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног»;
в) «Кто, наконец, ей мил Молчалин! Скалозуб!»
9. Установите соответствие героев и их высказываний:
1) Чацкийа) «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?
2) Фамусовб) «И точно, начал свет глупеть»;
в) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
г) «…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»;
д) «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»;
10. Допишите правильный ответ:
А) Мысль о сумасшествии Чацкого подает.
Б) «Двойником» Чацкого является (псевдодекабристом).
В) Первоначально пьеса была названа.
11. Соотнесите героев с их характеристиками:
1)Скалозубб) «И золотой мешок, и метит в генералы»
2)Молчалина) «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»
3)Чацкийв) «вот он, на цыпочках и не богат словами»
г) «Он вольность хочет проповедать», «Да он властей не признает!», «Он карбонарий!»
12. Соотнесите героев с их действиями:
1)Молчалин; а) вернувшись из странствий, первым делом навещает Софью;
2)Фамусов; б) притворяется влюбленным в Софью, заигрывает с Лизой;
3)Чацкийв) устраивает бал
13. Закончите строки:
а) «…Пойду искать по свету, где …»; б) «Чины людьми даются, а…»
14. Кто сказал? «Кто беден, тот тебе не пара».
15. Кто говорит о себе: «При мне служащие чужие очень редки; все сестрины, свояченицы детки»:
А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин, Г) Чацкий.
16. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Сон в руку» А) Софья
Б) Чацкий
В) Молчалин
Г) Фамусов
Д) Скалозуб
2. «А судьи кто?»
3. «Частенько там мы покровительство находим, где не ищем».
4. «Счастливые часов не наблюдают…»
5. «Учились бы, на старших глядя…»
6. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
7. «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!»
17. Какими талантами обладает Молчалин?
А) честность и трудолюбие; Б) умеренность и аккуратность; В) гордость и честолюбие; Г) ум и доброта.
18. О ком Лиза говорит следующие слова: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как. »?
19. Каким восклицанием заканчивается пьеса?
а) «Карету мне, карету!»
б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»; г) «Вот злонравия достойные плоды!»
20. Запишите афоризм, который вам запомнился и показался жизненно важным. Почему?
Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Вариант 1
1. Установите соответствие. Определите жизненные цели героев комедии:
а) «Мне только бы досталось в генералы»
б) Убедиться, что по- прежнему любим Софьей, жениться;
в) «И награжденья брать, и весело пожить»
2. Охаракререзуйте героев комедии:
а) Враг всего нового, прославляет устойчивость старого быта;
б) верит в возможность светлой жизни, выступает против униженного положения крестьян;
в) надевает маску ничтожества для достижения своей корыстной цели; хитер и подл, лицемер.
г) состоит в тайном обществе, проклинает свою прежнюю жизнь, глуп.
3. Дайте речевую характеристику героев комедии (кому из героев какие фразы принадлежит):
а) «Два-с», «по-прежнему-с», «ангельчик»;
б) «Покудова», «кличут», «започивала», «доложусь»;
в) «Раболепство», «предрассудки», «дым отечества»;
г)«Треснулся», «дал маху», «фельдфебель», «ушибена».
4. Установите последовательность событий в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
а) известие о сумасшествии Чацкого;
б) бал в доме Фамусова;
в) решение отправить Софью в Саратов;
г) Молчалин открывает свое истинное лицо;
5. Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»? __________________
6. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого:
А) Софья, Б) Фамусов, В) Молчалин, Г) Хлёстова.
7. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Учились бы, на старших глядя…»
2. «Свежо предание, да верится с трудом…»
3. «Дистанции огромного размера» (о Москве)
4. «Счастливые часов не наблюдают…»
5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
6. «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!»
7. «Частенько там мы покровительство находим, где не ищем».
8. Чьи это слова и к кому обращены?
А) Ах! амур проклятый!
И слышат, не хотят понять,
Ну что бы ставни им отнять?
Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
Заставлю их играть.
Б) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
9. В чём видит Фамусов причину сумасшествия Чацкого?
10. Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому?
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Вариант 2
1. Соотнесите героев с их характеристиками:
б) «И золотой мешок, и метит в генералы»
а) «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»
в) «вот он, на цыпочках и не богат словами»
г) «Он вольность хочет проповедать», «Да он властей не признает!», «Он карбонарий!»
2. Соотнесите героев с их действиями:
а) вернувшись из странствий, первым делом навещает Софью;
б) притворяется влюбленным в Софью, заигрывает с Лизой;
3. Установите соответствие героев и их высказываний:
б) «И точно, начал свет глупеть»;
в) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
г) «…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»;
д) «Где,укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»;
4. Слух о сумасшествии Чацкого был пущен:
а) Фамусовым; б)Скалозубом; в) Софьей; г)Молчалиным.
5. Какими талантами обладает Молчалин?
А) честность и трудолюбие, Б) умеренность и аккуратность,
В) гордость и честолюбие, Г) ум и доброта.
6. Чьи это слова: « И дым Отечества нам сладок и приятен»?
7. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
«Частенько там мы покровительство находим, где не ищем».
28. «Счастливые часов не наблюдают…»
29. «Учились бы, на старших глядя…»
30. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
31. «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!»
8. Чьи это слова и к кому обращены?
А) Пора вам, сударь, знать, вы не ребенок;
У девушек сон утренний так тонок…
Б) Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
9. Зачем Молчалин принимает вид любовника Софьи?
10. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос тал в подарок ей арапку-девку. Жены под чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян ской Москвы стала галломания.
Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому?
Софья воспитана на сентиментальных романах, и рожденный в бедности Молчалин, который, как ей кажется, чист, застен чив, искренен, соответствует ее представлениям о сентименталь но-романтическом герое. К тому же, после отъезда Чацкого, ко торый в юности имел на нее влияние, ее воспитывала фамусовская среда, в которой именно Молчалины могли добиться успехов в карьере и положения в обществе.
Контрольная работа по комедии «Горе от ума» (9 класс)
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1. Пьеса А.Грибоедова «Горе от ума» при жизни автора.
а)не была опубликована; б)была опубликована частично; в)была опубликована полностью.
2. По жанру произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» является:
а)комедией; б)трагедией; в)трагикомедией; г) драмой.
3. Кто написал критическую статью «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
а)А.И.Писарев; б)В.Г.Белинский; в)И.А.Гончаров; г) А.С.Пушкин.
4. Допишите правильный ответ:
А) «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как. »
Б) Молчалин у Фамусова занимает должность.
5. Установите соответствие. Определите жизненные цели героев комедии:
а) «Мне только бы досталось в генералы»
б) Убедиться, что по- прежнему любим Софьей, жениться;
в) «И награжденья брать, и весело пожить»
6. Охаракререзуйте героев комедии:
а) Враг всего нового, прославляет устойчивость старого быта;
б) верит в возможность светлой жизни, выступает против униженного положения крестьян;
в) надевает маску ничтожества для достижения своей корыстной цели; хитер и подл, лицемер.
г) состоит в тайном обществе, проклинает свою прежнюю жизнь, глуп.
7. Дайте речевую характеристику героев комедии (кому из героев какие фразы принадлежит):
а) «Два-с», «по-прежнему-с», «ангельчик»;
б) «Покудова», «кличут», «започивала», «доложусь»;
в) «Раболепство», «предрассудки», «дым отечества»;
г)«Треснулся», «дал маху», «фельдфебель», «ушибена».
8. Установите последовательность событий в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
а) известие о сумасшествии Чацкого;
б) бал в доме Фамусова;
в) решение отправить Софью в Саратов;
г) Молчалин открывает свое истинное лицо;
9. Установите очередность появления героев в пьесе:
а)Чацкий; б)Молчалин; в)Лиза; г)Фамусов; д)София.
10. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; б) Грибоедову; в) Гончарову; г) Белинскому.
11. Действие комедии длится: а) 1 день; б) неделю; в) 2 дня; г) 3 дня.
12. Завязкой драматического конфликта в пьесе является:
а) бал у Фамусова; б) встреча Чацкого с Софьей;
в) спор с Фамусовым во втором действии; г) приезд Чацкого в дом Фамусовых.
13. Сколько лет жил у Фамусова Молчалин?
а) год; б) 3 года; в) 10 лет; г) 5 лет.
14. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит
а) Фамусову; б) Молчалину; в) Чацкому; г)Софье; д) Лизе; е) Репетилову.
15. Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»? __________________
16. Закончите строки:
а) «…ешь 3 часа,…»; б) «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче…»; в) «Служить бы рад, …»; г) «Счастливые …».
17. Кому из героев комедии принадлежит такое высказывание: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу…»?
а)Фамусову; б)Чацкому; в) Молчалину; г)Скалозубу.
18. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого:
А) Софья, Б) Фамусов, В) Молчалин, Г) Хлёстова.
19. Из какого города приехал в Москву Молчалин:
А) из Петербурга, Б) из Твери, В) из Смоленска, Г) из Саратова
20. Кому из героев принадлежат слова: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…»:
А) Репетилову, Б) Горичу, В) Молчалину, Г) Чацкому.
21. Кому принадлежат слова: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина»:
А) Фамусову, Б) Молчалину, В) Скалозубу, Г) Софье.
22. Какой фразой заканчивается комедия и кто её произносит?__________________
23. Фамилия персонажа, причисляющего себя к тайным обществам? _____________
24. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
2. «Свежо предание, да верится с трудом…»
3. «Дистанции огромного размера» (о Москве)
4. «Счастливые часов не наблюдают…»
5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
6. «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!»
7. «Частенько там мы покровительство находим, где не ищем».
25. Чьи это слова и к кому обращены?
А) Ах! амур проклятый!
И слышат, не хотят понять,
Ну что бы ставни им отнять?
Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
Заставлю их играть.
Б) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В) Когда в делах- я от веселий прячусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Г) Вот то-то невзначай, за вами примечай;
Так, верно, с умыслом.
Ой! зелье, баловница…
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1. Допишите правильный ответ:
А) Мысль о сумасшествии Чацкого подает.
Б) «Двойником» Чацкого является (псевдодекабристом).
В) Первоначально пьеса была названа.
2. Соотнесите героев с их характеристиками:
б) «И золотой мешок, и метит в генералы»
а) «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»
в) «вот он, на цыпочках и не богат словами»
г) «Он вольность хочет проповедать», «Да он властей не признает!», «Он карбонарий!»
3. Соотнесите героев с их действиями:
а) вернувшись из странствий, первым делом навещает Софью;
б) притворяется влюбленным в Софью, заигрывает с Лизой;
4. Установите соответствие героев и их высказываний:
б) «И точно, начал свет глупеть»;
в) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
г) «…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»;
д) «Где,укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»;
5.Опрелелите последовательность смены чувств Чацкого и Софьи:
а) «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.»
б) «Чуть свет –уж на ногах! и я у ваших ног.»
в) «Кто, наконец, ей мил Молчалин! Скалозуб!»
6.Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?
а)3 месяца; б) 3 года; в) 5 лет; г) полгода.
7. Кто воспитывал Софью?
а) мадам Розье; б)мосье Бопре; в) старуха Хлёстова; г) Вральман.
8. Молчалин приехал в Москву из
а) Петербурга; б) Саратова; в) Твери; г) Бордо.
9. Закончите строки:
а) «…Пойду искать по свету, где …»; б) «Служить бы рад, …»;
д) «Счастливые …». е) «Уж коли зло пресечь, собрать…».
10. Слух о сумасшествии Чацкого был пущен:
а) Фамусовым; б)Скалозубом; в) Софьей; г)Молчалиным.
11. Жанр произведения «Горе от ума»:
А) трагедия, Б) комедия, В) мелодрама; Г) драма.
12. Первоначальное название произведения _________________________________
13. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?
А) Фамусова, Б) Молчалина, В) Чацкого Г) Скалозуба
14. Как зовут Чацкого?____________________________________
15. Кого Фамусов считает хорошим женихом для Софьи:
А) образованного человека, который «славно пишет, переводит…»,
Б) человека, которого «способностями Бог не наградил», но «дал сердце доброе…»,
В) человек, который «и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный».
16. О ком говорит Лиза: «и золотой мешок, и метит в генералы…»
А) о Чацком, Б) о Скалозубе, В) о Молчалине, Г) о Загорецком.
17. Кто говорит о себе: «При мне служащие чужие очень редки; все сестрины, свояченицы детки»:
А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин, Г) Чацкий.
18. Каким восклицанием заканчивается пьеса?
а) «Карету мне, карету!» б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»; г) «Вот злонравия достойные плоды!»
19. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
А) Чацкому, Б) Лизе, В) Молчалину, Г) Фамусову.
20. Определите автора высказывания: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий…»:
А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин, Г) Чацкий.
21. Кто написал критическую статью «Мильон терзаний» о комедии «Горе от ума»?
А) А.С.Пушкин Б) В.Г.Белинский В) И.А.Гончаров Г) А.С.Грибоедов
22. Какими талантами обладает Молчалин?
А) честность и трудолюбие, Б) умеренность и аккуратность,
В) гордость и честолюбие, Г) ум и доброта.
23. О ком Лиза говорит следующие слова: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как. »?
24. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
«Частенько там мы покровительство находим, где не ищем».
28. «Счастливые часов не наблюдают…»
29. «Учились бы, на старших глядя…»
30. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
31. «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!»
25. Чьи это слова и к кому обращены?
А) Пора вам, сударь, знать, вы не ребенок;
У девушек сон утренний так тонок…
Б) Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
В) Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
Г) Вы рады? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?
Мне кажется, так напоследок
Людей и лошадей гнобя,
Я только тешил сам себя.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-163759
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник: интернет. Итоговый тест по биографии и творчеству А.С. Грибоедова с ответами (1 вариант)
Материал предназначен для итогового обобщения по творчеству А.С. Грибоедова
Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. Итоговый тест по биографии и творчеству А.С. Грибоедова с ответами (1 вариант)»
Итоговый тест по биографии и творчеству А.С.Грибоедова
1. Даты жизни А.С. Грибоедова:
А) 1799 – 1837 г.г. Б) 1795 – 1829 г.г. С) 1814 – 1841 г.г.
2. В каком городе родился А.С. Грибоедов?
А) в Петербурге, Б) в Твери, В) Москве.
3. В каком учебном заведении учился А.С. Грибоедов?
А) Московском университете
Б) Петербургском университете
В) Царскосельском лицее
4. По профессии Грибоедов был:
А) дипломатом Б) литератором
В) чиновником Министерства внутренних дел
5. Жанр произведения «Горе от ума»:
А) трагедия, Б) комедия, С) мелодрама.
6. Первоначальное название произведения.
7. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?
А) Фамусова, Б) Молчалина, В) Чацкого.
9. В течение какого времени происходит действие в произведении:
А) 1 день, Б) 2 день, В) 3 день.
10. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий:
А) 3 месяца, Б) 3 года, В) 5 лет.
11. Кого Фамусов считает хорошим женихом для Софьи:
А) образованного человека, который «славно пишет, переводит…»,
Б) человека, которого «способностями Бог не наградил», но «дал сердце доброе…»,
В) человек, который «и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный».
12. Из какого города приехал в Москву Молчалин:
А) из Петербурга, Б) из Твери, В) из Смоленска.
13. О ком говорит Лиза: «и золотой мешок, и метит в генералы…»
А) о Чацком, Б) о Скалозубе, В) о Молчалине.
14. Кому из героев принадлежат слова: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…»:
А) Репетилову, Б) Горичу, В) Молчалину.
15. Кто говорит о себе: «При мне служащие чужие очень редки; все сестрины, свояченицы детки»:
А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.
16. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого:
А) Софья, Б) Фамусов, В) Молчалин.
17. Кому принадлежат слова: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина»:
А) Фамусову, Б) Молчалину, В) Скалозубу.
18. Какой чин у Молчалина?
19. Какими талантами обладает Молчалин:
А) честность и трудолюбие, Б) умеренность и аккуратность, В) гордость и честолюбие.
20. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
А) Чацкому, Б) Лизе, В) Молчалину.
21. Определите автора высказывания: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий…»:
А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.
22. Фамилия персонажа, причисляющего себя к тайным обществам.
23. Кто написал критическую статью «Мильон терзаний»?
24. Какой фразой заканчивается комедия и кто её произносит?
25-30. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
25. «Свежо предание, да верится с трудом…»
27. «Дома новы, но предрассудки стары…»
28. «Счастливые часов не наблюдают…»
29. «Учились бы, на старших глядя…»
30. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»