коммерческий директор это руководитель какого звена
Коммерческий директор: обязанности и функции. Кто такой коммерческий директор
Кто такой коммерческий директор
Несомненно, каждый отдельно взятый работник является бесценным для предприятия. Тем не менее, роль коммерческого директора в успешном функционировании организации трудно переоценить. Это не просто правая рука управляющего, но это еще и лицо любой организации. Он несет ответственность практически за все процессы, которые связаны не только с поставками и сбытом, но также и с некоторыми производственными моментами.
Несмотря на то что существует общепринятая инструкция коммерческого директора, которая определяет круг его обязанностей, на самом деле эти границы достаточно размыты и зависят от специфики и масштабов деятельности организации. Так, если предприятие большое, то на долю коммерческого директора выпадает достаточно широкий круг обязанностей, связанных практически со всеми подразделениями. В организациях меньших масштабов данная должность позволяет сконцентрироваться на работе с внешней средой и расширении каналов сбыта.
Также не стоит забывать и о такой должности, как заместитель коммерческого директора. Он обладает теми же правами и обязанностями, что и его непосредственное начальство в том случае, если выступает от его имени и по его поручению. Коммерческий директор делегирует ряд своих функций своему подчиненному, который при этом обладает меньшей зоной ответственности.
Коммерческий директор ООО, ЗАО, ОАО и прочих обществ также отвечает и за работу с акционерами и пайщиками. Он занимается их информированием, а также поиском новых участников.
Должностная инструкция коммерческого директора
Выбирая для себя профессию, нужно четко осознавать, какую работу вам придется выполнять. Так, должностная инструкция коммерческого директора содержит в себе следующие обязанности:
Какими правами обладает коммерческий директор
Человек, занимающий должность коммерческого директора, обладает не только обязанностями, но также и рядом прав в организации:
Функции коммерческого директора
Инструкции должностные коммерческого директора позволяют выделить ряд обязательных функций, выполнение которых подразумевает данная должность:
Что должен уметь претендент на должность
Это непростая работа. Коммерческий директор должен уметь выполнять достаточно широкий спектр обязанностей. В связи с этим претендент на эту ответственную должность должен обладать целым рядом знаний и навыков:
Также стоит отметить некоторые личные качества, которыми обязан обладать коммерческий директор:
Специальные знания коммерческого директора
Коммерческий директор компании должен досконально ознакомиться со следующей информацией о работе организации:
Полномочия коммерческого директора
Конечно же, главным лицом, которое руководит всеми процессами в организации, является генеральный директор. Коммерческий директор же имеет под своим контролем и в своем подчинении следующие подразделения предприятия:
Условия труда
Работа коммерческого директора имеет ряд характеристик и особенностей:
Зона ответственности коммерческого директора
Коммерческий директор несет достаточно серьезную ответственность за деятельность организации. Она подразумевает следующие моменты:
Несоблюдение правил и невыполнение обязанностей
К коммерческому директору могут быть применены санкции и взыскания в следующих случаях:
Кто оценивает качество работы коммерческого директора
Чтобы определить качество работы коммерческого директора и добросовестность выполнения обязанностей, периодически проводятся проверки. Этим могут заниматься следующие лица или органы:
И в первом, и во втором случае работа данного специалист оценивается по определенным показателям: качество выполнения задач, а также полнота и точность составления отчетности.
Как найти работу
Безусловно, для многих соискателей довольно желанной является такая должность, как коммерческий директор. Вакансии в данной сфере имеются постоянно, так как фирмы стремятся найти наиболее профессиональных и ценных сотрудников. Но далеко не всех примут на такую должность.
Обязательным условием при трудоустройстве будет наличие высшего образования в сфере экономики или маркетинга. Кроме того, совокупный стаж на руководящих должностях должен составлять не менее 5 лет. Таким образом, если вы только что закончили ВУЗ или ранее не имели опыта управления, то вам вряд ли удастся сразу стать коммерческим директором.
В 80% случаев крупные организации предпочитают назначать на должность коммерческого директора своих же сотрудников, которые имеют достаточный опыт работы и хорошо знакомы со структурой и спецификой работы предприятия. Поэтому если вам сразу не удастся заполучить высокий пост, это еще не повод опускать руки. Добросовестно выполняя свои обязанности и проявляя инициативу, вы имеете все шансы через несколько лет из рядового специалиста стать высокооплачиваемым коммерческим директором.
Интересным фактом можно считать то, что ряд предприятий не видит нужды в коммерческом директоре. Речь идет в основном об организациях-монополистах, для которых сбыт продукции не представляет собой особой проблемы. Также данная должность не является необходимой в том случае, когда обязанности по организации поставок и продаж уже распределены между отдельными лицами или подразделениями. Это возможно также и в том случае, когда предприятие имеет несколько учредителей, которые могут распределить между собой данные зоны ответственности.
Коммерческий директор: обязанности и функции на пути к успеху компании
В средних и крупных компаниях активно работают отделы продаж, логистики, маркетинга, закупок. Кто должен объединять их усилия и направлять в одно русло? Владельцы компаний и генеральные директора определяют общую стратегию развития. Финансовые директора и руководители производства заняты в узкой сфере деятельности. Задачи исполнительного директора заключаются в энергичном решении конкретных проблем. Кто же объединит руководство деятельностью, которая разрозненно решает самую главную проблему коммерческого предприятия – получение прибыли? Коммерческий директор!
Зачем нужен коммерческий директор
Создателям и руководителям компаний не нужно объяснять, что бизнес – это среда с высокой конкуренцией. Справиться с задачами по занятию лидирующих позиций может только команда, в которой каждый должен знать свои функции, обязанности, цели. Человек, который способен сформировать бизнес-команду, должен обладать знаниями и навыками экономиста, маркетолога, психолога. Не лишними будут способность подбирать персонал, умение управлять десятками людей и параллельно разрабатывать стратегию деятельности на долгосрочный период.
Лидер-одиночка никогда не станет универсалом, в компании обязательно нужен топ-менеджер, который будет выполнять связующую роль, работать локомотивом бизнеса, не чураться черновой работы и одновременно быть стратегом. Именно коммерческий директор должен объединять усилия всех основных отделов, включая логистику и производство. Этот менеджер заставит работать предприятие, как единый механизм.
Что должен уметь коммерческий директор
Может сложиться мнение, что коммерческий директор – волшебник, способный вывести компанию на новый, почти космический, уровень. Да, в этом есть сермяжная правда, владельцы бизнеса на эту должность ищут именно кудесников-всезнаек. Не удивительно, что открытые вакансии долго остаются открытыми, несмотря на привлекательный социальный пакет и безупречную финансовую мотивацию.
Перед тем, как начать подбор кандидата на должность коммерческого директора, руководитель компании должен разобраться в том, что должен уметь его топ-менеджер, который будет правой рукой в океане бизнеса. Среди его навыков:
Коммерческий директор должен уметь разрабатывать ценовую политику компании, разбираться в рекламной стратегии.
Как и любой топ-менеджер, коммерческий директор должен иметь управленческий опыт. Лучше всего, если он будет из сферы продаж, маркетинга или логистики. Компании, работающие с западными партнерами, должны искать специалиста, не просто владеющего языками, но и имеющего опыт коммерческого общения с представителями иностранных компаний.
Личностные качества коммерческого директора
Каким должен быть человек, который объединит разрозненные отделы и поведет компанию по утвержденному курсу? На первый план выходят лидерские качества и коммуникабельность. Человек должен уметь взаимодействовать не только в топ-менеджерами компании и руководителями подразделений, но и с рядовым персоналом. Коммерческий директор лидер, который умело делегирует свои полномочия подчиненным, не боится этого и эффективно контролирует исполнение поставленных задач.
Руководитель всеми направлениями деятельности компании должен обладать хорошей памятью, уметь концентрироваться на сложных проблемах. Коммерческий директор работает с большим массивом информации, имеет аналитическое мышление. Рассеянный человек не способен планировать, анализировать и расставлять приоритеты. Витание в облаках и пространные рассуждения – это не про коммерческого директора.
Компании постоянно сталкиваются с новыми вызовами, изменением обстоятельств деятельности. По этой причине одним из главных качеств кандидата на должность коммерческого директора является быстрая обучаемость. Это не только поможет быстро войти в курс дела на новом месте работы, но и предложить стратегию развития в быстро меняющемся мире.
Коммерческий директор постоянно ведет переговоры. Владельцу компании при выборе топ-менеджера необходимо обратить внимание на кругозор кандидата, поставленную речь умение убеждать и настаивать на своем мнении. Не лишними качествами будут гибкость мышления и умение предлагать нестандартные решения.
У коммерческого директора должна быть развитая интуиция, задатки психолога, ведь ему придется общаться с самыми разными людьми. Высокая нагрузка предъявляет особые требования к стрессоустойчивости кандидата на должность. Будущий руководитель должен быть целеустремленным человеком с хорошим образованием. Все это поможет справиться с возлагаемыми обязанностями.
Функциональные обязанности коммерческого директора
Требования к навыкам, умениям, опыту и личностным качествам коммерческого директора высокие и разнообразные. Это не удивительно, ведь на него возлагаются следующие функциональные обязанности:
Список функций и обязанностей у коммерческого директора впечатляющий, но он полностью соответствует статусу, оплате труда и амбициям потенциальных кандидатов на должность.
Как найти кандидата на должность коммерческого директора
Генеральный директор или учредитель компании передает коммерческому директору большой круг собственных полномочий. Советуем перед поиском кандидата определиться, какие ему будут доступны ресурсы, насколько он будет свободен в принятии решений. Важно сформулировать требования, при этом нельзя завышать собственные ожидания, ведь на работу нанимается профессионал, но не волшебник.
Потенциальному кандидату необходимо предложить хорошие финансовые условия. Кроме социального пакета и стабильной высокой зарплаты должна быть мотивационная часть. При этом не стоит ошибаться в ее размерах. Если пообещать высокий процент за недостижимые, с точки зрения владельца компании, результаты, то можно ошибиться – мотивированный топ-менеджер достигнет поставленных целей и преодолеет рубежи: готовы ли вы безболезненно расстаться с крупной суммой премиальных?
Коммерческий директор – мобильный управленец, который проводит много времени в дороге и в переговорах по телефону. Приглашая квалифицированного специалиста нужно не забыть ему предложить служебный транспорт или компенсацию за использование собственного автомобиля, оплату трафика мобильного телефона. Эти мелочи могут стать камнем преткновения даже при хорошей зарплате.
Найти подходящего кандидата поможет анализ резюме и изучение рекомендаций, продолжительная личная беседа руководителя с будущим топ-менеджером. Проверить способности коммерческого директора можно только в ходе совместной работы непосредственно на предприятии. Новому руководителю потребуется время, чтобы вникнуть в курс дела работы нескольких важных отделов и на базе полученной информации сформулировать стратегию. Рекомендуется назначить коммерческому директору испытательный срок не менее шесть месяцев.
Мы рассмотрели функции и обязанности для коммерческого директора, который приведет компанию к новым успехам. Эта информация поможет определиться с задачами перед потенциальным кандидатом и найти достойного управленца.
Коммерческий директор
Коммерческий директор – это топ-менеджер, который руководит закупками и продажами, маркетингом и логистикой компании.
Кто находится в подчинении у коммерческого директора
Как правило, коммерческий директор же имеет под своим контролем и в своем подчинении следующие подразделения предприятия:
отделы рекламы и маркетинга, которые создают имидж организации во внешней среде;
отдел по связям с общественностью, который обеспечивает узнаваемость предприятия;
отдел сбыта, который определяет каналы продаж, а также отдел логистики, который определяет наиболее выгодные пути доставки товара от производителя к потребителю;
складская служба, куда поступает сырье и материалы, а также неотгруженная продукция.
Должностная инструкция коммерческого директора
Должностная инструкция коммерческого директора содержит следующие обязанности:
разработка стратегии и плана развития предприятия (анализ рынка, конкурентов, маркетинг и т.д.);
анализ текущей работы предприятия и оперативное реагирование на сбой в производственном процессе с целью нормализации ситуации;
контроль за соблюдением бюджета по предприятию в целом и по его подразделениям;
изучение финансовых показателей с целью принятия управленческих решений;
составление стратегических и оперативных планов по экономической и производственной деятельности организации;
контроль исполнения разработанных планов не только по предприятию в целом, но также и по отдельным подразделениям и отделам;
разработка мероприятий по расширению рынков сбыта и увеличению объемов продаж;
управление сотрудниками своего отдела (подбор, обучение, мотивация);
контроль эффективности использования ресурсов;
управление продажами (выполнение планов, построение бизнес-процессов, управление отделом, мотивация, разработка KPI, учет и автоматизация работы);
разработка и реализация ценовой и маркетинговой политики.
В ряде случаев в обязанности коммерческого директора входит организация логистики (складов, доставки, упаковки и т.д.) и процессами производства.
Знания и умения коммерческого директора
Коммерческий директор должен обладать целым рядом знаний и навыков:
знать тонкости составления бюджета;
уметь регулировать движение готовой продукции как внутри предприятия, так и за его пределами;
иметь базовые знание касательно управления кадрами предприятия;
обладать навыками ведения переговоров;
обладать умением поиска каналов сбыта;
быть хорошо знакомым с разработкой рекламных проектов.
Также стоит отметить некоторые личные качества, которыми обязан обладать коммерческий директор:
Требования к коммерческому директору
На практике к коммерческому директору предъявляются следующие требования:
опыт работы на руководящих должностях — от 3 лет;
высшее экономическое, финансовое (реже — техническое) образование;
опыт выстраивания и управления отделом продаж;
уверенные знания в области рекламы и маркетинга;
опыт переговоров и продаж;
сильные лидерские и коммуникативные качества.
Также часто приветствуется:
знание английского языка;
опыт автоматизации бизнес-процессов (чаще всего, продаж);
опыт работы в выбранной сфере (например, строительная компания поощряет опыт работы в строительстве).
Функции коммерческого директора
Функции коммерческого директора заключаются в следующем:
ведение переговоров с поставщиками и покупателями;
составление перспективных стратегических планов;
определение и расширение каналов сбыта товаров и услуг;
контроль исполнения бюджета;
разработка и выполнение маркетинговой политики;
руководство деятельностью касательно продаж;
разработка мероприятий по сокращению расходной части.
Права коммерческого директора
Коммерческий директор имеет ряд прав в организации:
возможность выдвигать генеральному директору предложения по совершенствованию работы предприятия;
принятие самостоятельных решений касательно эффективного сбыта продукции в рамках компетенции;
возможность принимать участие в совещаниях, когда дело касается совершенствования производственного процесса, расширения каналов сбыта, а также вопросов маркетинговой политики.
право премировать подчиненных за особые заслуги (или же подавать подобные ходатайства управляющему).
Специальные знания коммерческого директора
Коммерческий директор компании должен досконально ознакомиться со следующей информацией о работе организации:
организационной структурой компании;
нормами закона, регулирующими деятельность предприятия;
методами исследования и анализа существующих рынков, а также способами поиска новых;
общей информацией о состоянии дел в отрасли, в которой работает организация;
исчерпывающей информацией об ассортименте продукции и технологии ее изготовления;
имеющимися, а также перспективными или резервными каналы сбыта;
теоретическими аспектами маркетинга;
зарубежными передовыми практиками по управлению маркетинговой и сбытовой деятельностью;
правилами и порядком заключения договоров с поставщиками и покупателями;
нормами обеспечения безопасности труда рабочих.
Ответственность коммерческого директора
Коммерческий директор несет ответственность за деятельность организации.
Так, коммерческий директор отвечает за:
обеспечение полной конфиденциальности всей информации касательно организации производства, технологических особенностей, финансовых операций, маркетинговых методов и так далее;
соблюдение трудовой дисциплины;
обеспечение надлежащих условий труда своих подчиненных;
организацию процессов по сбыту продукции и доставку ее до промежуточного или конечного потребителя;
обеспечение безопасности, в том числе и пожарной безопасности, в тех помещениях, где находятся подконтрольные коммерческому директору подразделения.
Штрафные санкции
За несоблюдение правил и невыполнение своих должностных обязанностей к коммерческому директору могут быть применены санкции и взыскания в следующих случаях:
неисполнение распоряжений и указаний вышестоящего руководства;
ненадлежащее выполнение своих обязанностей или уклонение от них;
предоставление недостоверной информации и отчетности руководству или государственным органам;
личное несоблюдение трудовой дисциплины, а также непринятие мер по обеспечению ее среди работников;
халатное отношение к пожарной безопасности и прочим обстоятельствам, которые представляют угрозу жизни и здоровью сотрудников;
уголовные, административные или гражданские правонарушения;
превышение служебных полномочий или же использование должностного положения для достижения материальных или прочих личных целей;
нанесение материального ущерба организации, который возник как в результате неправомерных действий, так и в итоге халатного бездействия.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Коммерческий директор
Коммерческий директор – руководитель, деятельность которого состоит в планировании, разработке, реализации стратегий развития рынка и бизнеса, основанных на целях и задачах компании. Со стороны руководства он возглавляет отделы по развитию бизнеса, продажам, обслуживанию клиентов, маркетингу, несет полную ответственность за управление бюджетом дирекции. Рассмотрим подробнее, кто такой коммерческий директор, его обязанности и роль в компании.
Кто такой коммерческий директор
Коммерческий директор – это руководитель высшего звена, ответственный за коммерческую деятельность предприятия, который определяет источники доходов, прибыли и стратегическую направленность бизнеса.
Коммерческий директор руководит отделом, специалисты которого занимаются изучением рыночных тенденций, анализом стратегий и стандартов других организаций в отрасли, разработкой планов для эффективной коммерции. Он отвечает за построение отношений с новыми клиентами и укрепление связи с постоянными покупателями. Простыми словами коммерческий директор – это стратег с организаторскими способностями и лидерскими качествами, являющийся экспертом в сфере маркетинга, финансов, менеджмента, предпринимательства.
Кому подчиняется коммерческий директор
Коммерческий директор обычно является членом управленческой команды и подчиняется исполнительному или генеральному директору. Он сотрудничает с руководителями других отделов, особенно с отделами продаж, маркетинга, обслуживания клиентов, чтобы обеспечить более высокую эффективность деятельности компании. Он также может сотрудничать с главным операционным или финансовым директором для определения финансовых, проектных задач.
Коммерческие директора могут работать в разных отраслях. Они нанимаются предприятиями, некоммерческими организациями, которым необходимо максимизировать доход для выполнения поставленных целей. Коммерческие директора могут быть повышены до должности уровня совета директоров компании, в том числе генерального директора.
В чем разница между коммерческим директором и директором по продажам
Директор по продажам и коммерческий директор – две руководящие должности, основное различие между которыми заключается в сферах деятельности, связанных с их должностными обязанностями.
Директор по продажам в большей степени отвечает за достижение целей фирмы по планам продаж и работу продавцов, которые должны выполнить план продаж и уметь профессионально побудить потребителей покупать товары компании. Он также работает над разработкой стратегии продаж и обучением торгового персонала презентации продукции фирмы. Коммерческий директор несет ответственность за поиск путей роста компании и новых возможностей для отдела продаж. Он больше влияет на маркетинговые стратегии, поддерживает отношения с поставщиками и продавцами, от которых зависит создание продукции. Также анализирует проекты по разработке новых или более качественных продуктов, пользующихся спросом на рынке.
Личностные качества и навыки
Для коммерческого директора требуются ряд качеств и навыков, в том числе:
Должностные обязанности
Должностная инструкция коммерческого директора может отличаться в зависимости от размера, типа организации, но основной круг обязанностей включает:
Функции коммерческого директора фирмы могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности и потребности конкретного предприятия.
Ответственность
Коммерческий директор несет ответственность за осуществление, развитие коммерческой деятельности организации для достижения максимальной эффективности качества её обслуживания, прибыльности и роста в соответствии с текущими, долгосрочными целями и задачами. Он руководит всей коммерческой деятельностью, включая маркетинг, развитие бизнеса, и непосредственно управляет такими процессами, как разработка продуктов, ценовая политика, проведение маркетинговых исследований для оценки новых возможностей, реализация стратегий «выхода на рынок», финансовые вопросы, включая распределение бюджетов, контроль за расходами для соблюдения согласованного бюджетного контроля. Главная цель коммерческого директора состоит в продвижении и расширении коммерческой деятельности компании, что определяет её успех в отрасли и укрепляет лидирующее положение.
В результате внедрения эффективных коммерческих решений предприятие получает преимущество над конкурентами, что способствует развитию бизнеса, росту дохода.
Заключение
Коммерческий директор – руководитель высшего звена, ответственный за разработку и внедрение коммерческих стратегий для развития компании в соответствии с её целями и задачами. Эффективная коммерческая деятельность компании обеспечивает улучшение её положения на рынке и устойчивый рост дохода.