когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется

Когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется

Объект и предмет социологии

Чтобы иметь представление о том, что такое собственно социология, необходимо очертить ее пространственные и временные границы, определить, каковы критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое.

Традиционно принято выделять четыре критерия социологического знания: онтологический, теоретико-познавательный, этический и институционально-организационный.

2) Общество рассматривается как объективная социальная реальность. Это означает, что в основе развития общества лежат социальные законы как существующие независимо от сознания и воли людей объективные правила, которые регулируют поведение людей в отношении друг друга. Основу этих законов образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д.

В то же время известно, что социальные законы не создаются сознательно членами общества. Постоянно сталкиваясь в жизни с социальными законами, люди либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, либо приспосабливают свое поведение к ним, либо протестуют против них. Это означает, что социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях. Именно поэтому они и проявляются как законы-тенденции.

Однако для отнесения каких-либо знаний к социологическим недостаточно только онтологических признаков, поскольку одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Например, труд, образование, семья и другое являются объектами исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии. Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Во-первых, предмет социологии характеризуется статической стороной, которая связана с тем, что социология изучает структуру общества, ее элементы и условия. Данный аспект предмета социологии акцентирует внимание на обусловленность поведения людей их социальными позициями, то есть взаимным расположением в обществе в зависимости от обладания различными ресурсами: властью, собственностью, престижем, объемом знаний и т.д.

Во-вторых, предмет социологии имеет динамическую сторону, выражающуюся в том, что данная наука исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры.

В третьих, социальные процессы, происходящие в структуре общества, социология познает путем анализа фактов (например, роста преступности), формулирования гипотезы (предположения о характере причинно-следственных связей, в частности, что преступность является следствием низкого уровня жизни значительной части населения) и построения теории, целостно объясняющей природу данного явления или процесса.

При определении предмета социологии необходимо учитывать два обстоятельства. Первое обстоятельство, предмет социологии не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Динамика предмета зависит от двух решающих факторов: во-первых, прогресса самого научного знания, во-вторых, меняющихся потребностей общества, социального закона. Поэтому, рассматривая предмет социологии, следует уяснить, не каков он, так сказать, вообще, но каков в частности на данном уровне развития мировой и отечественной науки и в данных конкретно-исторических условиях.

Поскольку социальные явления трактуются как явления, существующие исключительно благодаря идеям и мнениям людей, то микросоциологические парадигмы можно характеризовать как субъективные и назвать культурно-аналитическими. Среди микросоциологических парадигм выделяют теорию социального действия (М. Вебер), теорию символического интерикционизма (Дж. Мид), теорию социальной феноменологии (А. Шюц), этнометодологическая парадигма (Г. Гарфинкель).

Первичной клеточкой общества при таком подходе выступают социальные институты, которые обусловливают поведение индивидов, входящих в них с момента рождения, и рассматриваются как объективные «вещи», не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические парадигмы можно квалифицировать как объективистские, которые стремятся выявить законы строения, развития и функционирования общества, проявляющиеся во взаимодействии его структур. В основе их взаимодействия может быть либо консенсус, либо конфликт интересов. В связи с этим среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и теория конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф).

В социологии эти два направления не существуют как совершенно самостоятельные, наблюдается их совмещение, что и составляет концептуальное ядро предмета социологии. Именно соединение двух направлений и образует собственно социологический подход к социальным явлениям, оно конституирует социологию в качестве самостоятельной науки.

В современной методологии социологическое знание представлено иерархическими структурами или уровнями. Так, нередко говорят о трех уровнях социологического знания, которые представлены:

Эти уровни социологического знания различаются между собой глубинной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На этом уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубинных причинах возникновения и функционирования различных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.д.

Специальные, или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс этих теорий ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества: экономической, правовой, политической сферами.

Последний уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями, которые проводятся в виде анкетирования, наблюдений, экспериментов и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп, коллективов, партий, движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Источник

Объект и предмет социологии

Чтобы иметь представление о том, что такое собственно социология, необходимо очертить ее пространственные и временные границы, определить, каковы критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое. Принято выделять четыре критерия социологического знания: онтологический, теоретико-познавательный, этический и институционально-организационный.

Выяснить, каковы онтологические критерии какой-либо науки, — значит определить, каков специфический объект этой науки. Каждая наука, с самого своего возникновения, так, или иначе, обозначает ту сферу реальности, которую она берется изучать. Следовательно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, биологии, экономики и др.). Когда речь идет об объекте исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек и т.д.) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматривается как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики). Следовательно, объект есть определенная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством.

Онтологические критерии социологического знания заключаются в том, что оно является знанием об обществе, социальных взаимодействиях, об их разнообразных проявлениях и воплощениях. То есть объект социологии — общество. Однако общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. Поэтому определим специфику общества как объекта социологии.

1) Общество рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, интегральное, системное качество, не сводимое к характеристике отдельных людей или их суммы. Системное качество — это особое качественное состояние, некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична и которой нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств общество как социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

2) Общество рассматривается как объективная социальная реальность. Это означает, что в основе развития общества лежат социальные законы как существующие независимо от сознания и воли людей объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг друга. Основу этих законов образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т. д.

3) Общество рассматривается как специфическая социальная реальность, занимающая особое место в системе мироздания. В этом смысле общество есть результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. В тоже время известно, что социальные законы не создаются сознательно членами общества. Постоянно сталкиваясь в жизни с социальными законами, люди либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, либо приспосабливают свое поведение к ним, либо протестуют против них. Это означает, что социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях. Именно поэтому они и проявляются как законы-тенденции.

Однако, для отнесения каких-либо знаний к социологическим недостаточно только онтологических признаков, поскольку одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Например, труд, образование, семья и другое являются объектами исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии. Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Главное значение имеют эпистемологические или теоретико-познавательные критерии определения социологического знания. Не всякое знание об обществе можно считать социологическим. Для того чтобы представления об обществе могли считаться социологическими, необходимо определить предмет социологии, поскольку каждая наука отличается от другой прежде всего своим предметом. Если объект — часть объективной реальности, то предмет — это идеализированные объекты, которые являются результатом специальной обработки реальности. Они не совпадают с реальными объектами: они «вырезаются» из общего нерасчлененного потока реальности на основе определенных критериев и фиксируют в ней наиболее существенные в данном отношении свойства. Предмет является продуктом таких мыслительных процедур, как абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация и т. д. Следовательно, предмет социологии — результат теоретической деятельности, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Одной из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (во Франции), политической экономии (в Германии), социальной психологии (в США), криминологии (в Великобритании) — и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Действительно, предмет социологии не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от двух решающих факторов: во-первых, прогресса самого научного знания, во-вторых, меняющихся потребностей общества, социального закона. В науковедении эти факторы стимулировали два подхода к изучению процесса научного развития — интерналистский и экстерналистский.

При первом подходе обращается внимание на то, что предметная область науки меняется либо радикально, революционно в случае смены научной парадигмы, основополагающих принципов данной науки, либо эволюционно, по мере развития категориального аппарата, методов исследования в рамках данной парадигмы. При экстерналистском подходе выделяются те аспекты становления предмета науки, которые связаны с изменениями практического интереса, организации самой науки и т. д. Оба подхода равно обоснованы и имеют тенденцию к интеграции в один, при котором когнитивные процессы развития науки (интерналистская тенденция) рассматриваются в контексте социальных процессов (экстерналистская тенденция).

Таким образом, понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений в разное время высказывали различное понимание предмета социологии. Так, основоположник социологии О. Конт считал, что предмет социологии — это законы развития общества. Выдающийся английский социолог Г. Спенсер называл предметом социологии социальный институт. Известный французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал в качестве предмета социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, предмет социологии — социальное действие, поведение.

Кроме того, на протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют два направления, истоки которых находятся в атомистической и органической традициях социального познания.

Первая восходит к взглядам Левкиппа и Демокрита и получила свое наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Общество, в соответствии с этим учением, не более чем сумма составляющих его индивидов. Ньютоновская механики породила представление о том, что если проявить заботу о частях, то целое само позаботится о себе. Отсюда установка — фиксация внимания на частных социальных процессах, поведении личности, ее внутреннем мире, мотивации и т. д.

Именно возрождение органической традиции в начале Х1Х века послужило отправной точкой для новой социальной науки — социологии, заимствовавшей из этой традиции решение вопроса социального порядка. Отсюда происходит макросоциология, фиксирующая внимание на типичных образцах поведения, дающих ключ к пониманию общества в целом и изучающая взаимоотношения между его частями.

Развитие социологии в рамках американской системы ценностей, основанной на индивидуализме, породило микроуровень. В этом случае социолог сталкивается с реальными отношениями индивидов и их поведением, имеющим свои мотивы и стимулы.

Таким образом, в социологии происходит совмещение атомизма и органицизма, что и составляет концептуальное ядро предмета социологии. Именно соединение двух направлений и образует собственно социологический подход к социальным явлениям, оно конституирует социологию в качестве самостоятельной науки и служит основанием для построения модели ее предмета.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяются в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений «макротеоретики» относят общество, культуру, социальные институты и социальные организации, социальные системы и структуры, глобальные социальные процессы и т. д. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируют внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы группового действия и т. д. Было бы ошибочно считать макросоциологический подход теоретическим, а микросоциологический — прикладным, они реализуют разные функции науки. При первом подходе социология сопрягается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором — с социальной психологией.

Все категории социологической науки можно подразделить на несколько групп. Первая группа связана с определением объекта социологии, а также с характеристикой связей социологии с общенаучными представлениями о мире: общество, гражданское общество, личность. Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих предмет социологии: социальные установки, социальное поведение, социальная инфраструктура. Третья группа категорий включает понятия субъектов реального сознания и поведения: социальный слой, маргинальная личность, феральные люди. Четвертая группа касается инструментов социологического познания: программа соц. исследования, гипотеза, опрос, контент-анализ. Пятая группа — это категории, дающие представления о функциях социологии: социальные технологии, прогнозирование, программирование. Шестая группа связана с понятиями, которые одновременно «служат» и социологии, и другим наукам. Например, миграция (понятие, родственное с демографией), электоральное поведение (с политологией), мотивы, эмоции (с социальной психологией), социальные ценности (с культурологией).

Если категории отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта, то законы выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними. Социальный закон, по определению Г. В. Осипова, — «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т. д. К числу социальных законов относятся, например, законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, социализации личности и др.

Социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступить в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно. Указанные признаки позволяют отличить социальный закон от любого другого утверждения.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, приспосабливают свое поведение к социальным законам, или протестуют против них. Следует подчеркнуть, что последствия социальных законов всегда видимы для членов общества. Вместе с тем социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и дополнений. Однако всегда следует помнить, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые определяют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей.

Социальные законы не создаются членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами. Это означает, что социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями и группами и проявляются в деятельности людей и их объединений. В тоже время, в действительной жизни социальные законы реализуются конкретными людьми, исходящими при этом из своих потребностей, и в конкретных условиях, а потому проявляются как законы-тенденции. Следовательно, изучая социальные законы, необходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость. Именно наличие и действия социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого общества, позволяют ученым открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Таким образом, можно дать следующее определение социологии: социология —это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

Дата добавления: 2014-04-28 ; просмотров: 389 ; Нарушение авторских прав

Источник

Объект и предмет социологии.

когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Объект и предмет социологии когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Объект и предмет социологии когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Объект и предмет социологии когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Объект и предмет социологии

когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Объект и предмет социологии

когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Объект и предмет социологии

Для понимания особенностей социологии, социологического подхода к изучению общества необходимо вычленить собственную область социологического исследования – его объект и предмет, а также определить методы, с помощью которых наука изучает объективную действительность.

Объектом социологического познания является общество, но выделение понятия «общество» в качестве исходного для уяснения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в ее различии ее объекта и предмета.

Объект познания – это все то, не что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и т.д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

В научной литературе можно встретить смешение, или отождествление, понятий «объект» и «предмет» науки. На это «смешение», или «отождествление», двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на «размывание» границ той или иной науки. Предмет, как и объект, есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным, или специфическим, свойством. В то же время каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т.д. Все эти науки в целом изучают природу и общество, характеризующиеся бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из этих наук изучает свою сторону объективной реальности.

Объект социологического познания – вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Таким образом, общество, рассматриваемое в первую очередь в аспекте изучения социальных связей, социальных взаимодействий, социальных отношений и способов их организации, является объектом социологического исследования. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым способом, объект социологического познания выступает как социальная система и иначе выступать не может. Задачей социологической науки являются типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Таким образом, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации служат исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания, а социальных закономерностей – для определения предмета социологической науки.

Следовательно, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

Важнейшим ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два термина – общественный (gesellshaftlich) и социальный (sozial). К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то применяли понятия «социальное», «социальные отношения». В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется в значении «общественное», отличное от биологических, природных явлений и процессов. В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. 640 1. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется фото. когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется-640 1. картинка когда речь идет об объекте исследования какой то конкретной науки то объективная реальность берется. картинка 640 1. Объект и предмет социологии

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом Максом Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Можно выделить следующие основные черты, характеризующие специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции ими тех или иных свойств общественных отношений.

Во-вторых, оно выражает «обусловленное современными общественными отношениями (экономическими, политическими и т.д.) взаимное положение индивидов». Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находится в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, и от той роли, которую они выполняют в них.

В-третьих, социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В-четвертых, это результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Это понятие отражает положение и роль человека в обществе и выражается в отношениях взаимосвязи, взаимодействиях различных групп, которые так или иначе дифференцируются, разделяются по тем или иным признакам (взаимоотношения классов, наций, поколений, полов и т.д.).

Этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни – отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы (общности) независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют интеграции друг с другом тех или иных свойств общественных отношений. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

Современное общество как объект социологического исследования постоянно меняется. Оно становится более жизнеспособным за счет перехода от жестких систем организации (подчинение и принуждение) к более гибким и опосредованным (согласие и вынуждение), при которых люди приобретают возможность уклоняться от насилия и «сознательно» поступать в соответствии с ожиданиями других людей. Это общество, которое в принципе построено на эксплуатации интересов (мотивов) людей. Поэтому, поощряя индивидуализм, оно добивается успеха в объединении индивидов.

Современное общество, ценностями которого являются свобода и равенство, поощряет социальную открытость. В результате оно склонно ассимилировать другие сообщества и достаточно глубоко (на экономическом, политическом и отчасти культурном уровне) интегрироваться с другими обществами.

В XX в. для многих исследователей стало очевидно, что эти процессы приводят к расширению границ общества, когда формируются единые мировые рынки, транснациональное производство, сближаются жизненные и бытовые стандарты людей разных наций, с помощью средств массовых коммуникаций осуществляется более открытый информационный обмен.

Общество стало терять свои национально-государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию, мир как реальный новый объект социологии. Процесс глобализации мира, его системной связности, который исследуют И. Валлерштайн, Э. Гидденс, П. Штомпка, З. Бжезинский (теория субпроцессов, теория «домино» и др.) требует изменения представлений социологов о своем предмете, или о его границах. С другой стороны, в этом новом (всемирном) социальном пространстве происходят и прямо противоположные процессы. Возрождаются и усиливают свое влияние на развитие современных обществ архаичные (древние), социальные структуры: этнос, семья, товарищество. Эти тенденции оказались настолько сильны, что была выдвинута теория возрождения примордиальных (первичных) социальных структур, которые противостоят унификации (глобализации) современного мира. Такие известные социологи, как американец Н. Смелзер и россиянин В. Ядов, считают, что эти процессы свидетельствуют о возникновении новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития, вызванных глобальными изменениями.

Большинство социологов сегодня соглашаются с тем, что предметом изучения должны явиться социальные общности, которые в зависимости от характера организации могут трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (т.е. как национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *