категория дети войны с какого года по какой
Выплаты детям войны
Законопроект «О детях войны» до сих пор не принят, и на федеральном уровне помощь этой категории граждан пока не оказывается.
Сначала предполагалось, что закон вступит в действие в 2016 году, потом его принятие перенесли на 2017-й, сейчас — на 2018-й. Тем не менее на местном уровне власти льготы для лиц, подпадающих под действие будущего закона, уже установлены. Такое решение принято в 20 регионах страны. В них появились отдельные нормативно-правовые акты. Еще в 7 субъектах местные законы еще не приняты, но льготы прописаны в других документах. Поговорим о детях войны и о том, на что эта категория граждан может рассчитывать.
Кто относится к детям войны?
Люди в возрасте 70-80 лет, чье детство выпало на годы Второй мировой войны, детства практически не имели. Они прошли через голод, холод, отсутствие нормального обучения и постоянный страх за родственников, находящихся на фронте. Кроме того, многие из них, вошедшие в годы боевых действий в подростковый возраст, работали на полях, заводах и фабриках нашей страны.
Именно желанием компенсировать этим людям в старости то, чего они недополучили в детстве, и продиктовано желание принять отдельный закон, предоставляющий льготы данной категории граждан. Пока общегосударственный документ не принят, приходится довольствоваться преференциями, предоставляемыми на региональном уровне.
К категории детей войны относятся люди, родившиеся в промежутке с 22 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года
Дополнительными требованиями являются постоянное проживание на территории СССР и то, что граждане, претендующие на данный статус, не должны были отбывать в 1941-1945 годы наказание в местах лишения свободы.
Денежные выплаты
Если говорить о проектах законов, предполагается установить ежемесячную доплату к пенсии в размере 1 тыс. руб. Предусмотрена в проекте и ежегодная индексация этой суммы.
Доплаты к пенсии в тех регионах, в которых они введены местным законодательством, находятся в интервале от 400 до 600 руб.
С учетом того, что всего в России 85 регионов, а законодательство о детях войны принято только в 20, понятно, что большая часть этой категории граждан дополнительных выплат не получает.
Значительная часть детей войны подпадает под действие других законов, предоставляющих льготы труженикам тыла, семьям участников боевых действий и т.д.
Планируемые и предоставляемые льготы
В подаваемых на федеральном уровне законопроектах предлагается ввести для детей войны следующие льготы:
Реально в настоящее время в регионах, принявших соответствующие решения, дети войны получают следующие льготы:
Состав льгот и сама возможность их получения зависят от конкретного региона проживания человека, имеющего право на этот статус
В настоящее время в России порядка 13 млн. человек, которые бы могли претендовать на включение в данную категорию. Реальные выплаты и льготы получает меньшая часть. При этом даже в регионах, где такие преимущества установлены, ими пользуются не все. Часть пенсионеров о них просто не знает и, соответственно, не обращается за ними.
Правда, в России много других законов о предоставлении различных льгот, которые охватывают значительную часть граждан, родившихся в предвоенные годы и годы боевых действий.
Приравнивание детей войны к труженикам тыла для многих пенсионеров, пользующихся льготами в настоящее время, увеличит их объем. Предполагается, что пожилые люди, имеющие статус детей войны и подпадающие под действие других законов, в будущем должны будут выбрать один из законов, по которому они будут пользоваться преимуществами. Также предполагается, что после принятия закона каждый гражданин, имеющий право на этот статус, должен будет его оформить самостоятельно.
Как получить статус ребенка войны?
Получив удостоверение, гражданин вправе пользоваться положенными льготами, предъявляя его, например, в общественном транспорте вместо билета.
Резюме
Эпопея с введением статуса детей войны и предоставлением им денежных выплат и льгот продолжается уже несколько лет, в течение которых неоднократно вносились соответствующие законопроекты в федеральные органы государственной власти. Однако на настоящий момент все подобные нормативно-правовые акты сняты с рассмотрения. Ожидаемые лицами, родившимися в предвоенные годы и годы боевых действий, льготы на федеральном уровне так и не введены. Прогнозировать возможность принятия такого закона в 2018 году достаточно сложно в связи с определенными финансовыми трудностями в стране, хотя ряд политиков и заявляет о том, что будет добиваться принятия этого решения. Часть регионов пошла по иному пути и приняла собственные законы, устанавливающие этот статус и вводящие по нему преимущества. На данный момент таких регионов 20. Уточните в местных органах власти, действует ли такой закон в вашей области или республике.
Если ваш родственник хочет получить льготу, но не знает, как это сделать, запишитесь на консультацию к нашим юристам. Они расскажут, на что пенсионер может претендовать, и как ему получить положенную выплату от государства.
Разъяснения Департамента о «детях войны»
С 1 января 2021 года в столице появится новая региональная льготная категория — «дети войны». Это лица, родившиеся в период с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года (Закон города Москвы № 23 от 11 ноября 2020 года).
Таким образом, начиная со следующего года в столице будет четыре региональные льготные категории: труженики тыла, реабилитированные лица, ветераны труда и «дети войны». Обозначив юридический статус «детей войны», государство отметило их вклад в Победу над фашизмом и восстановление страны в послевоенные годы.
Стоит отметить, что значительная часть граждан, родившихся в период с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года, уже относится к каким-либо льготным категориям и получает соответствующие меры социальной поддержки, как в виде денежных выплат, так и в виде льгот, предоставляемых в натуральном выражении.
Напомним, с 1 января 2020 года Правительством Москвы была установлена ежемесячная выплата лицам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года — 1 584 рубля. С 1 января 2021 года размер ежемесячной выплаты детям войны, как и все другие социальные выплаты, будет проиндексирован на 3,7% и, таким образом, составит 1 643 рубля.
Ежемесячная выплата детям войны установлена в беззаявительном порядке. Ожидается, что в 2021 году ее будут получать порядка 71,5 тысячи человек, в том числе москвичи, родившиеся в период с 4 сентября по 31 декабря 1927 года, не имеющие в настоящее время никаких льгот.
Кроме ежемесячной выплаты «детям войны» установлены дополнительные меры социальной поддержки:
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Категория дети войны с какого года по какой
Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Скочем
О государственной социальной помощи детям войны
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Законодательство о государственной социальной помощи детям войны
Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона «О государственной социальной помощи» и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Финансирование закона
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области оказания г
осударственной социальной помощи
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная социальная помощь детям войны
Статья 6. Набор социальных услуг
1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статья 7. Меры социальной поддержки
1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;
3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Статья 8. О дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.
Глава 3. Заключительные и переходные положения
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войн»
Проект федерального закона «О государственной социальной помощи детям войны» подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.
Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.
В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.
Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.
В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся
— ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;
— 25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;
— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.
Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.
Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.
Важность принятия названного федерального закона очевидна. Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.
На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войны», вносимый в Государственную думу
депутатом Государственной думы А.В.Скочем
В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г., установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.
Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год. Однако в финансово- экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги. Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка