какую роль выполняет учитель при выполнении проектов
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действия между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участии в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер.
Первый этап – это общее рамочное планирование совместно с учителем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы.
Второй этап – это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы без участия учителя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчётности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов на уроках показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем ученикам, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности.
Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.
Так как методическим содержанием современного урока является коммуникативность, то обучение башкирскому языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т. е. общению.
Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определённом уровне. Проект создаёт максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижении некоторого результата, к которому может быть применён критерий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной».
Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне. Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка. Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1.Занятия выходят за практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2.Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями. 3.В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным контролёром и консультантом.
4.В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. 5.Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
В основе проекта лежит проблема. Для её решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объёмом разнообразных предметных знаний.
(работа с информацией, её анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль).
Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание:
2.логичность изложения материала.
4.наличие наглядной, иллюстративной части.
Форму презентации учащиеся выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы : 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Необходимо стремиться к тому, чтобы проект: действительно вносил вклад в цели обучения; имел реальный смысл; был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, темы метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать.
Учитель должен чётко определить учебные задачи для учащихся, дать рекомендации по подбору материала. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.—М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005г.г.
2.Современные и педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина,—М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
3.Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе.-2003.-№3.
Проектная технология в школе: опыт учителя
Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.
Что дает эта технология?
Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.
Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.
Какие бывают проекты
Проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Все эти звенья объединяются в еще одно «П» — портфолио, где собраны все материалы по проекту. Самое главное в проекте — это рефлексия. Ученик должен оценить свой труд и свою работу.
Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности
Стратегия «Рамка» (или «Пишем статью»)
Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.
Разработка буклета
Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).
РАФТ-технология
Что такое РАФТ-проекты?
Название приёма произошло от первых букв слов:
R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)
РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта.
Ученики при реализации РАФТ-проектов могут записывать ролики, сюжеты, мини-фильмы — жанровая природа таких проектов не ограничена. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в Instagram с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок.
Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
Роль педагога в организации проектной деятельности учащихся
В статье рассмотрена роль педагога в организации и проектной деятельности учащихся как руководителя, организатора и участника.
Содержимое разработки
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: В статье рассмотрена роль педагога в организации и проектной деятельности учащихся как руководителя, организатора и участника.
Ключевые слова: проектная деятельность, управление проектной деятельностью, позиция педагога, совместная деятельность
Как правило, разработка и реализация проекта – это коллективная, а чаще – групповая деятельность. В первую очередь группам предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:
зачем это надо? Цель проекта, обоснование его значимости;
что это такое? Основное положение;
что это дает? Планируемый результат;
для кого это? Кому от этой работы станет лучше;
кто заинтересован в этом? Непосредственные исполнители;
что для этого необходимо? Ресурсное обеспечение;
когда это будет реализовано? Сроки.
В ходе организации проектной деятельности учащихся преподаватель должен отойти от позиции скрытого руководителя, ему необходимо уйти от прямого предъявления тем, заданий, способов работы. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и т.д.Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.
Действия учителя при реализации проекта можно обозначить так:
— помогает ученику определять и формулировать цель деятельности;
— рекомендует источники получения информации и способы работы с ними;
— консультирует и поддерживает на разных этапах работы в проекте, помогает вычленить и преодолеть затруднения;
— создает условия для проявления активности и инициативности учащихся;
— координирует процесс проектной деятельности;
— помогает оценить полученный продукт и проанализировать результаты деятельности в проекте
Данные действия педагога позволяют обозначить его двойственную позицию: участника ( рекомендует, консультирует, помогает) и организатора (организует, управляет).
Педагог реализующий проектное обучение должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:
— умение находить и ставить перед учащимися реальные учебно-иследовательские задачи в понятной для детей форме
— умение увлечь учащихся лично ценностной образовательной задачей
— способность к выполнению функции координатора и партнера в исследовательском поиске
— умение быть терпимым к ошибкам учеников и предложить свою помощь, только в тех случаях, когда учащиеся начинают чувствовать безнадежность своего поиска.[3 с.68 ]
Реализуя подобные функции, педагог изменяет отношение к собственным возможностям, своей деятельности. У него развиваются такие компетенции, как методологическая, аналитическая, прогностическая, коммуникативная, информационная, методическая, технологическая и др. В ходе проектной деятельности изменяются и учащиеся. Они приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, поскольку сами делают выбор и проявляют инициативу в том, что изучают. [ 2]
Главный результат в проектной деятельности для педагога – формирование и воспитание личности ребенка, владеющей проектной технологией на уровне компетентности. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Педагог из носителя определенной суммы предметных знаний превращается в организатора познавательной деятельности, ориентируя ее на приоритет исследовательского, поискового, творческого характера. Он переходит от исполнительского к управленческому типу деятельности, что предполагает постоянное рефлексирование норм, их совершенствование и реконструкцию деятельности на основе результатов самоанализа. Все это позволяет педагогу не только осваивать процедуры проектирования своей собственной деятельности, организуя ее на рефлексивной основе, умения решать каждую педагогическую задачу как уникальную, создавать условия и методически сопровождать развитие индивидуальных качеств учащихся, но и совершенствовать свои личностно-профессиональные компетенции, уровень профессионально-педагогической культуры. [ 2]
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение научного творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.
Глинский А.А. Сотворчество субъектов образовательного процесса в условиях проектной деятельности // Международный научно-популярный журнал «Мастерство online. http://ripo.unibel.by (дата обращения 24.10.2016)
Поздеева С. И. Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников.// Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pozitsiya-pedagoga-v-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Доклад на тему «Какова роль учителя в проектной деятельности?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
«Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.
Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.
Что такое «обучение через проектную деятельность»?
Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при применении метода проектов является то, что учителю не сразу становится понятна идея обучения через проектную деятельность. Многие исходят из того, что надо сначала пройти программу, а потом иметь специальное время на проект. Но часто такого времени нет. В этом случае учитель определяет ряд тем, изучение которых возможно организовать проектным методом. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд вопросов учебной темы. Это происходит как бы исподволь, в ходе практической проектной деятельности. Учитель – лишь консультант. Однако опыт применения такого подхода показывает, что здесь может возникнуть опасность возникновения пробелов в системе знаний и представлений учащихся, если не предусматривается время на обобщение и контроль самостоятельно освоенных вопросов, если не разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие оценить эффективность усвоения всего материала темы всеми участниками проекта, независимо от исследуемой и разрабатываемой ими проблемы в рамках этой учебной темы.
Проект и урок: можно ли совмещать эти понятия?
Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.
В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная.
Профильное обучение предполагает заметное сокращение времени преподавания в классно-урочно-предметной системе. Ведущие ученые и специалисты в области образования рекомендуют в качестве доминирующих такие методы, как обзорные и установочные лекции; самостоятельную работу учащихся с источниками информации; информационную поддержку самообразования с помощью Интернет-технологий; лабораторные и лабораторно-практические работы; проведение эвристических контрольных работ; проведение творческих конкурсов, открытых защит проектов; использование рейтинговой оценки достижений учащихся и т.п.
Таким образом ядром содержания профильного обучения становится развитие личностных качеств и ключевых компетентностей личности, а ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать это новое содержание – проектный метод.
Говоря о взаимоотношении проекта и урока на других этапах школьного образования, можно отметить, что оно всё же существует. И практика работы учителей-выпускников программы «Обучение для будущего» доказывает это. Проведение учебных проектов можно и нужно проводить в рамках классно-урочной системы. Такие проекты показали свою эффективность. Нужно только представлять себе особенности организации таких учебных проектов.
Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует большего времени, нежели один урок. Необходим хотя бы спаренный урок (в этом случае мы имеем дело с мини-проектом. Например: разработка рекламного постера на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве, например, к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (желательно спаренные) используются для презентации результатов проектной деятельности. Проектная деятельность может и не занимать весь урок полностью. Все определяет учитель: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной учебной программой. Поэтому определенные этапы работы над проектом могут занимать лишь часть урока.
Большие проекты могут целиком выполняться и в ходе внеклассной деятельности. К таковым относятся:
проекты, выполняемые в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки, как правило, не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 часов;
проекты, предполагающие выездной (полевой) этап;
годичные (общешкольные, межпредметные, телекоммуникационные) проекты, носящие исследовательский характер.
При этом часть проекта, тематически и по содержанию связанная с программным материалом, может выполняться на уроках. Более того, обсуждение методов исследования, результатов, включая и промежуточные, рекомендуется проводить именно не уроках.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Единой точки зрения на этот счет также не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Крупнейший современный исследователь учебных проектов Е.С. Полат считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».
Предоставим же разработчику проекта право выбора, изложив преимущества тех и других проектов.
Преимущества персональных проектов:
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.