какую роль в образовательном процессе играет имидж педагога
Какую роль в образовательном процессе играет имидж педагога
г. Петропавловск, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
РОЛЬ ИМИДЖА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая деятельность — сложнейший вид человеческой деятельности. Поэтому актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных качеств учителя, повышение его педагогического мастерства. Новые социальные запросы общества актуальность этой проблемы не снижают, а наоборот обостряют и наполняют новым содержанием. Наряду с такими характеристиками как профессиональные и личностные качества, не менее важную роль в педагогической деятельности играет имидж педагога – его внешние и внутренние характеристики.
Л.М. Митина на вопрос: «Существует ли специфический имидж учителя?», отвечает утвердительно. Действительно, учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного Л.М. Митина видит в том, что «. большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность. ».
Имидж начинается с момента формирования первого впечатления о себе. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении очень важно. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.
Современными исследователями выявлено противоречие и в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения учителей.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
В общественном сознании существует имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем. Интересным представляется анализ изменения имиджа учителя с 30-х XX столетия.
Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: з нание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношения с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид. Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.
В 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что школьники ценят справедливость, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность, сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
В.М. Шепель в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, выделил, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место.
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж хорошего учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа идеального учителя, можно расценивать как систему требований, предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
Консультация для педагогов «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»
Елена Рудова
Консультация для педагогов «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.
Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культуры человека.
Имидж педагога-это эмоционально окрашенный устойчивый образ педагога в сознание воспитанников, коллег, социального окружения, способный оказать влияние на их поведение. Имидж педагога формируется посредствам целенаправленных усилий с целью повышения успешности его деятельности.
Имиджвоспитателя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Можно выделить несколько составляющих имиджа.
Внешний вид педагога
• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т. к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
• Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
• Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
• Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
• Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
• Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
• А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя,они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос».На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
• Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Деловые качества и хорошие манеры
• Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
• Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду.Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
• В ДОУ никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с дошкольниками, общении с коллегами, родителями и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
• Воспитателю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
• Мимика должна быть только доброжелательной.
• Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.
Консультация «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ» Стагнация (лат. stagnum – стоячая вода) – застой, остановка развития личности, общества. В профессиональной жизни каждого человека периодически.
Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Цель: Знакомство педагогических работников дошкольного образовательного.
Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Гордина А. М. Единственный.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Театр — это такая кафедра, с которой можно.
Консультация для педагогов «Роль педагога в патриотическом воспитании» Родина! Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство русского человека. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной.
Мероприятие для педагогов ДОО с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», его стадиях;.
Имидж педагога.
Основные составляющие имиджа педагога его влияние на образовательный процесс.
Просмотр содержимого документа
«Имидж педагога.»
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Вышедшее в свет в 1994г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий одновременно внутренние и внешние характеристики.
Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – учитель, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в данной практикозначимой работе, что и обозначило тему исследования: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Целью исследования является выявление основных составляющих профессионального имиджа педагога, благодаря которым учитель приобретает авторитет в глазах подопечных, становится интересен как личность.
Как доказано психологами, интерес к личности во многом способствует возникновению интереса к предмету.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
обосновать, необходимость изучения имиджа педагога в теоретическом и прикладном аспектах;
выявить взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс становления личности школьника;
рассмотреть основные принципы технологии построения имиджа.
I. Роль имиджа в профессиональной деятельности
Как писал А.А. Бодалев. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что «думать о красе ногтей» могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Кстати, и родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами.
В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.
Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие.
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры педагога:
имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
мы верим тому, что видим;
мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
По мнению многих педагогов и психологов, имидж педагога отличается от имиджа представителей других профессий в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. В этом смысле имидж учителя рассматривается как важная составляющая его педагогической техники. Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.
II. Основные составляющие имиджа учителя
Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью.
Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся, родителей и методистов как компоненте имиджа применительно к профессии учителя.
На данном этапе мной использовались такие методы педагогического исследования как:
интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;
Каждый может провести такое исследование самостоятельно, попросив аудиторию назвать 5-10 качеств «идеального учителя (преподавателя)». В результате проведённого мной анализа оказалось, что подросткам важно видеть перед собой внимательного, умного, современного и доброжелательного собеседника, уважающего их мнение. Важное место занимают любовь к детям и современные взгляды на жизнь, оптимизм, жизнерадостность.
Родителям хочется, чтобы с их детьми работал чуткий и заботливый, но одновременно и требовательный специалист. Идеальный учитель, по мнению родителей, должен быть хорошим психологом, культурным и воспитанным человеком, образцом для подражания. Важно, чтобы учитель был увлечён своим предметом, чтобы вызвать интерес к дисциплине и у школьников.
А вот администраторы и методисты в первую очередь обращают внимание на организационные и профессионально-методические умения педагога. На первое место здесь выходят организаторские способности, умение правильно оценивать знания учеников, профессионализм.
Таким образом, в зависимости от целевой аудитории, к педагогу предъявляются различные требования. Все эти качества в совокупности образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем педагога (см. Приложение 1).
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий. способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
2.2 Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и другие составляющие.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
III. Технология построения имиджа
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Имидж, не подкрепляющийся реальными крупными делами, быстро тает. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
уверенность в себе;
вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
Обязательно необходимы эксперты со стороны.
Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
Учитесь видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой.
Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом, научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.
Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
На основе изученной литературы подведём итог: имидж учителя включает в себя индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В процессе построения имиджа существенное влияние оказывает общество, которое порождает требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Сформированная позитивная Я-концепция повышает результативность профессиональной деятельности учителя, обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.
В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006.
Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.
Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
рукопись «Развитие технологической культуры современного педагога» (написана в соавторстве И.А. Колесниковой и В.Г. Орешкиным).
Слагаемые желаемого имиджа педагога
По мнению учеников-подростков