какую роль в образовании выполняет проектная деятельность по отношению к другим видам деятельности

Роль проектной деятельности в образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО»

В последнее время в образовательном процессе стала широко применяться проектная, исследовательская и другая творческая деятельность школьников. Это, на мой взгляд, очень важная, современная, прогрессивная, может даже определяющая форма обучения.

Здесь надо вспомнить, что, некоторое время назад, одним из образовательных направлений было – учись учиться. Проектная и исследовательская деятельность стала логичным и, главное, более эффективным продолжением этого направления. Во многом этому способствовало развитие современных информационных технологий, возможность быстрого получения разнообразной, широкой информации. Проектная и исследовательская деятельность в современном образовании имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными формами и методами:

Повышает мотивацию учащихся.

Учит умению использовать современные информационные технологии.

Учит детей умению ставить цели, задачи, решать возникающие проблемы.

Дает возможность талантливым детям реализовать свой потенциал

Дает возможность всем детям, в том числе, так называемым «трудным», проявить свои, часто глубоко скрытые, способности.

Учит умению выражать свои мысли и выступать перед большой аудиторией.

Вместе с тем, в проектной деятельности наблюдаются проблемы. Одна из них – формальное отношение к этой образовательной форме со стороны учителей. Формула – чем больше проектов сделали ученики, тем лучше показатели работы учителя – путь, на мой взгляд, к дискредитации этой формы обучения. Проектов должно быть столько, сколько детей захотело ими заняться, и не только для того, чтобы получить отличную оценку, а потому, что им стало интересно, захотелось, загорелось. Другое дело, что учителя должны заинтересовать детей, показать, какое удовлетворение можно получить от хорошо выполненного проекта или исследования. Дети тоже часто хотят делать проект, чтобы закрыть неудовлетворительные оценки и очень часто подходят к проектам формально, не заинтересованно.

Представляется, что проект – это что-то новое, то, чего еще нет и что надо исследовать, построить, создать, спроектировать. При этом не надо «гигантизма». Пусть это что-то небольшое, что-то, что ученик может увидеть своими глазами, потрогать своими руками, оценить – какую пользу принесет его, пусть небольшой, но сделанный им самим проект дороги, которой нет, мостика через ручей, сохранения маленькой рощи, борьбы с начинающим развиваться оврагом, экологический проект развития почв на месте стройки. А то бывают, например, такие проекты: «Металлургия Дальневосточного экономического района». И такие работы завоевывают первые места на конкурсах. А это не проект. Эту работу можно характеризовать как угодно: доклад, может реферат, но не проект.

А настоящая проектная, исследовательская деятельность детей действительно может стать новым мощным импульсом в современном образовательном процессе.

Источник

Роль проектной деятельности в образовательном процессе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль проектной деятельности в образовательном процессе.

Проектом сегодня принято называть любую работу обучающихся – рефераты, доклады, сообщения и другие виды деятельности, но ни в одном из приведенных примеров работ, обучающийся не задумывается над решением проблемы, поскольку результат его работы зависит от используемых источников и не предполагает высокую степень творчества. Такой метод тоже оправдан, поскольку учит выделять главное из большого количества информации, систематизировать материал и прочее.

В современном информационном обществе метод проектов при грамотном его использовании становится основой образовательного процесса.

Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

умение работать в команде;

умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;

умение выполнять исследовательскую работу;

гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;

развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития обучающихся в данном направлении является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.

Несмотря на то, что этот метод вошел в образовательный процесс, нет единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности.

Ученые определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».

Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Основное назначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть в идеале, не предложена преподавателем, а должна быть актуальной для обучающихся, интересной им, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения.

Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».

По типам проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются: исследовательские, коммерческие, по информационным системам, управленческие, строительные и другие,

Вид проекта устанавливается по характеру предметной области проекта: научно-исследовательский (получение научных результатов), инвестиционный (создание или реновация основного капитала, требующие вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других новшеств, обеспечивающих развитие систем).

Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию.

Проект является основой актуального сегодня дистанционного обучения, поскольку усиливает активную роль обучающегося. Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации.

К показателям успешной деятельности преподавателя в этом направлении можно отнести степень вовлеченности обучающихся в эту деятельность.

Для профессионального образования важнейшим аспектом является участие обучающихся в практико-ориентированной деятельности, чему способствует ежегодное проведение конкурсов, в рамках движения WorldSkills, благодаря которому метод проектов прочно вошел в образование.

Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектирование в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности.

Источник

Статья «РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 Г.НАДЫМА»

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ниязова Альбина Вадимовна,
учитель английского языка

ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Характеристика понятия «проектная деятельность» в педагогических исследованиях

Реформирование российской системы образования предопределило ее ориентацию на личность и переход к субъективному подходу в образовательном процессе. Основным назначением образования выступает развитие у обучающихся заложенных природой способностей и задатков, а в качестве основных инструментов выбираются современные технологии обучения, направленные на реализацию тесной связи обучения с жизнью и формирование у обучающихся активной, самостоятельной позиции.

Современное образование в школе и специально созданная образовательная среда предполагает включение в учебный процесс новых методов, приемов, педагогических технологий, направленных не только на получение знаний и профессиональных навыков, но и на развитие общих компетенций обучающихся. К числу качественно новых подходов в системе СПО принято относить проектную деятельность, принципы которой в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года должны быть заложены в развитие системы отечественного образования. Проектная деятельность должна выступать неотъемлемым элементом образовательного процесса.

Прежде всего, это состояние, когда обучающийся попадает в затруднительную ситуацию, в проблемную ситуацию. На этой стадии он начинает формулировать идеи, имеющие отношение к данной ситуации. Данная стадия получила название «предположение», требующая от обучающегося обобщения предыдущего опыта для нахождения выхода из затруднительной ситуации или формулирования предположений.

На третьей стадии рефлективного мышления обучающимся предлагаются способы решения проблемы, и формулируется гипотеза. Эти процессы позволяют исследовать проблемную ситуацию и стимулируют к поиску дополнительной информации. Данный этап получил название «ведущая идея», сущность которого заключается в как можно более точном определении проблемы и основного вопроса, требующего решения.

Четвертой стадией является рассуждение, на котором происходит «созревание» решения. Все накопленные обучающимся наблюдения и найденная информация перерастают в основную идею или определенное решение проблемы. Главной целью данного этапа является формулирование идеи для наиболее эффективного способа решения проблемы.

Пятой стадией выступает практическое подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

В педагогических исследованиях толкование понятия «проектная деятельность» осуществляется на основе выделения цели данной деятельности.

Посредством проектной деятельности становится возможным сбалансированное сочетание в учебном процессе теории и практики, которое оказывает влияние не только на интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, но и на приобретение ими социального опыта.

Более узкого подхода к определению цели проектной деятельности в системе СПО придерживается Л.Г. Федотова. В качестве цели проектной деятельности в системе СПО она выделяет создание условий для формирования у студентов навыка исследования, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, для осуществления самоопределения студентов, обучающихся по программам школе. А в качестве задач проектной деятельности она выделяет следующие положения:

— формирование навыков проектной деятельности: выбор темы, постановка цели и задач, формулирование гипотезы исследования, планирование работы, отбор и интерпретация необходимой информации;

— развитие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— развитие умения создавать аргументацию в процессе исследования, составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом, осуществлять презентацию результатов;

— углубление знаний по одному или нескольким учебным предметам;

Проектная деятельность содержит анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов. Поэтому основными задачами проектной деятельности являются:

— обучение планированию (необходимо четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, сконцентрироваться на ее достижении в процессе всей работы);

— формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

— умение анализировать (креативность и критическое мышление);

— умение составлять письменный отчет (необходимо уметь составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Проектный подход к обучению в системе СПО имеет свои характерные особенности и специфические формы организации образовательного процесса. При этом образование в школе базируется на трех основных компонентах – теоретическая подготовка, практическая подготовка, а также учебное проектирование, которое является одним из основных направлений профессиональной деятельности любого специалиста.

Характерными особенностями проектного подхода к организации учебного процесса в системе СПО являются обучение будущих специалистов проектированию; деятельностный и контекстный подходы к подготовке специалистов; выполнение преподавателем роли тьютора и менеджера образовательного процесса; обеспечение индивидуальной траектории обучения специалиста в системе непрерывного образования; применение различных современных образовательных технологий для наиболее адекватной подготовки специалиста с точки зрения педагогики, психологии, андрагогики и других наук и дидактических подходов.

Таким образом, под проектной деятельностью следует понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой обучающийся производит продукт, обладающий субъективной новизной. Проектная деятельность принадлежит к числу качественно новых подходов в системе образования, включение которой в систему школе будет способствовать не только получению студентами знаний и профессиональных навыков, но и развитию у них творческой активности. Проектная деятельность позволяет сделать процесс обучения личностно значимым для студента, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, креативность, самостоятельность.

1.2. Задачи проектной деятельности в образовательном процессе

Целью проектной деятельности в системе СПО является повышение качества обучения за счет создания условий для формирования у студентов навыка исследования, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, для осуществления самоопределения студентов, обучающихся по программам школе. Среди задач проектной деятельности следует выделить формирование исследовательских и коммуникативных навыков, развитие способностей к творческой деятельности, умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения. Вместе с тем проектная деятельность, органично встроенная в учебный процесс, позволит сформировать у студентов навыки применения своих творческих способностей для решения профессиональных задач, что в будущем обеспечит им довольно сильное конкурентное преимущество.

Согласно ст. 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [20] образование в школе направлено на развитие интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение связи задач проектной деятельности с целью обучения СПО.

Связь формирования у студентов исследовательских навыков с главной целью обучения школе проявляется в том, что исследовательские навыки являются составной частью интеллектуального развития человека и необходимым свойством, которым должен обладать компетентный рабочий, служащий, специалист. Владение исследовательскими навыками позволяет правильно и эффективно решать вставшие перед ним общественные и профессиональные задачи.

Интенсивное формирование коммуникативных навыков в процессе проектной деятельности происходит на этапе подготовки проекта в случае групповой работы и на этапе защиты, когда презентуются и защищаются его итоги.

В процессе проектной деятельности происходит формирование таких коммуникативных навыков, как планирование сотрудничества (с педагогом, другими обучающимися) при распределении ролей в парной, групповой или коллективной работе, при поиске информации и нахождении вариантов решения проблем; умение полно и точно выражать свои мысли; умение разрешать возникающие при осуществлении деятельности конфликты; умение работать в разнообразных группах и др. Формирование коммуникативных навыков у студентов СПО также вносит существенный вклад в их личностное и профессиональное становление.

Характеризуя связь данной задачи проектной деятельности с целями обучения СПО, стоит отметить, что именно коммуникативные навыки определяют содержание практической деятельности человека. Поэтому проектная деятельность выступает в качестве одного из способов, позволяющих научить студента правильно выстраивать взаимодействие между людьми.

Развитие способностей к творческой деятельности как задача проектной деятельности находит свое отражение в формировании у обучающихся навыков творческого отношения к деятельности, умении использовать свои творческие способности в рамках конкретной деятельности, умении успешно осваивать новые виды деятельности, решать нестандартные задачи и др. Проектная деятельность позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, креативность.

Связь данной задачи с целями обучения СПО проявляется в том, что в современном мире ценится развитость творческого мышления и творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности специалистов. Поэтому современное профессиональное образование в большей мере ориентировано на развитие творческого потенциала и творческих способностей студентов, а проектная деятельность выступает одним из способов их развития. Проектная деятельность направлена на решение таких задач профессионального образования, как опережающая подготовка выпускника к дальнейшей реализации в профессиональной деятельности и становление социально и профессионально активной личности.

Развитие умения аргументировать и отстаивать собственную позицию также выступает одной из задач проектной деятельности, которая предполагает овладение обучающимися навыками на основе теоретических знаний или практического опыта приводить доказательства собственных суждений, навыками осмысления различного опыта, идей и представлений.

В рамках школе данная задача приобретает особое значение в контексте подготовки специалиста, умеющего аргументировать собственные суждения и собственное мнение, выстраивать их доказательственную базу, опираться на обширную базу теоретических знаний и практического опыта. Современный компетентный специалист должен не только принимать решения и осуществлять определенный выбор, но и аргументировать собственную позицию.

1.3. Метод проектов как способ организации проектной деятельности

Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студента.

В качестве характерных черт метода проектов следует обозначить следующие черты:

— сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность обучающихся;

— использование комплекса знаний и навыков из различных областей;

— соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям обучающихся;

— четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

— творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;

Практическая значимость метода проектов состоит в том, что он оказывает влияние на формирование компетентности будущего специалиста. Посредством реализации метода проектов в образовательном процессе возможно достижение профессиональной рефлексии у обучающихся. При этом оценка прогресса осуществляется на основе признания выполненной работы, достижения поставленных целей.

Проектная деятельность всегда предполагает получение нового продукта. Существует достаточно большое количество выходов проектной деятельности: интернет-страница, видеофильм, телепередача, газета, журнал, законопроект, доклад, отчёт, справочник, учебное пособие, сборник, выставка, реклама, костюм, модель, ролевая игра, праздник, экскурсия, конференция, музыкальное произведение, оформление кабинета, действующая фирма и т. д. [33]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы с опорой на широкий спектр умений и навыков – исследовательских, коммуникативных, творческих. При этом решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В педагогической литературе учебные проекты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от поставленной цели, задач и способов выполнения И.А. Котельникова и В.Ю. Наумов [34] выделяют следующие типы проектов.

Практико-ориентированный проект имеют своей целью решение практических задач. Конечным результатом выступают учебные проекты, инструкции, рекомендации, обладающие реальными потребительскими свойствами и удовлетворяющими насущную потребность определенной группы людей. Данный вид проектов является наиболее предпочтительным для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Исследовательский проект предполагает получение результатов, доказывающих или опровергающих какую-либо гипотезу. Выполнение исследовательского проекта соответствует проведению научного исследования и предусматривает наличие обязательных элементов: обоснование актуальности, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов. Конечным результатом исследовательского проекта, как правило, выступает оформленный установленным способом результат исследования.

Информационный проект направлен на осуществление обучающимися сбора информации о каком-либо объекте или явлении. Конечный результат выполнения проекта может быть выражен статистическими данными, результатами опросов общественного мнения, обобщением высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Полученные результаты выполнения информационного проекта в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе или могут быть опубликованы в учебных СМИ.

Творческий проект направлен на привлечение внимания и интереса к какой-либо проблеме или ситуации. Как правило, обучающимся предоставляется свобода выбора методов, инструментов его выполнения, представления результатов. Выполнение творческого проекта ориентировано на проявление творческих способностей, креативности, индивидуального подхода. Результатом проекта являются произведения литературы, предметы изобразительного искусства, видеофильмы.

Игровой (ролевой) проект преследует цель представления публике опыта участия в решении проблемы проекта. Результат работы над проектом представлен в форме мероприятия (игры, состояния, викторины и т.д.). Автор проекта может выполнять любую, определенную проектом роль (ведущий, организатор, персонаж).

В зависимости от количества участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Если выполнение индивидуального проекта позволяет сформировать у обучающегося навыки самостоятельной деятельности, то парные, групповые и коллективные проекты направлены на развитие коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений в коллективе на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

По продолжительности проекта проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным. Краткосрочный учебный проект, как правило, рассчитан на одно-два учебных занятия и предполагает решение небольшой проблемы. Прежде всего, выполнение краткосрочного проекта предполагает повторение и закрепление изученного учебного материала. Учебное занятие используется для координации и обсуждения результатов учебной деятельности, а основная работа по подготовке проекта осуществляется самостоятельно во внеучебное время. Среднесрочные проекты рассчитаны на выполнение в течение от одной недели до месяца. Данный вид осуществляется во внеучебное время, но для обсуждения результатов работы может быть выделено учебное занятие. Долгосрочные учебные проекты предполагают реализацию в течение более длительного времени – семестра, учебного года. Долгосрочные проекты выполняются во внеучебное время и основываются на значительном объеме самостоятельной работы обучающихся. При выполнении такого проекта обучающийся имеет возможность раскрыть свои способности. Например, к долгосрочным учебным проектам относится курсовое и дипломное проектирование, предназначенное для развития исследовательских навыков студентов.

Составление проекта, как и любой другой вид деятельности, представляет собой последовательность сменяемых друг друга этапов, стадий. Л.Л. Лаврушина [36] выделяет четыре ключевых этапа – предпроектный, создание проекта, реализация проекта и защита проекта.

Первый этап – предпроектный, заключающийся в определении тематики проекта, продумывании проблем и ситуаций. На данном этапе обучающемуся, как правило, предоставляется возможность проявить инициативу, проанализировав предложенный перечень тем проектов и выбрав наиболее интересную. Также на данном этапе осуществляется диагностика реальной ситуации, проблематизация, концептуализация. Образовательное значение данного этапа проектной деятельности состоит в формировании у студентов способности принимать решения и нести за него ответственность, а также в установлении связи обучения с реальными проблемами жизни, профессии, познания.

Второй этап – создание проекта, предполагающий практическую деятельность обучающегося по подбору и изучению теоретического материала. На данном этапе от обучающегося требуется обозначить проблему, выбрать методы исследования, с их помощью обработать полученную информацию, выделив наиболее важные моменты, и получить практические результаты и итоги в процессе проведения опытов и экспериментов. Данный этап в большей степени ориентирован на формирование исследовательских и коммуникативных навыков, развитие способностей к творческой деятельности. Исследовательские навыки формируются в процессе подготовки к исследованию и выполнение исследовательской работы. Развитие способностей к творческой деятельности осуществляется посредством творческого подхода к выполнению проекта. Формирование коммуникативных навыков происходит в процессе взаимодействия обучающихся с преподавателем, другими обучающимися и со сторонними людьми, общения с которыми требует выполнение проекта. Среди формируемых на данном этапе коммуникативных навыков можно выделить умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателем или обучающимися, взаимодействовать в группе, находить компромисс, оказывать взаимопомощь при решении общих задач.

Третий этап – реализация проекта, заключающийся в визуализации полученных знаний и составлении наглядной презентации. Данный этап предполагает проявление студентами творческой активности при оформлении, разработке и воплощении проекта в реальность. В наибольшей степени именно на данном этапе обучающиеся могут применить свои способности, превратив реализацию проекта в творческую деятельность.

Заключительным этапом проектной деятельности является публичная защита проекта, основной задачей которой является формирование у обучающихся навыков аргументации и отстаивания собственной точки зрения, коммуникативных и ораторских навыков. На данном этапе обучающиеся учатся составлять речь для публичной защиты проекта, продумывать ее важнейшие составляющие, отражать в ней важные результаты, полученные по итогам реализации проекта. Публичная речь должна содержать не только главные выводы, но и их аргументацию. При этом построение речи для защиты проекта происходит с учетом логики проведенного исследования, языковых средств русского языка. По результатам защиты своего проекта обучающимся, как правило, необходимо ответить на возникшие у аудитории и экспертов вопросы, которые предполагают умение отстаивать собственную точку зрения.

На заключительном этапе происходит оценивание учителем или экспертами выполненного проекта. Опираясь на реализацию методом проектов основных задач проектной деятельности, можно выделить такие параметры оценивания проекта, как:

— умение правильно сформулировать цель работы;

— умение определить главные задачи, конкретизирующие цель работы;

— умение выбирать и обосновывать способы решения поставленной проблемы;

— умение точно и полно рассмотреть проблему;

— умение опираться на теоретические знания, в том числе и из других областей;

— навыки аргументирования сделанных выводов и суждений;

— эстетика оформления результатов выполненного проекта и творческий подход к делу;

— умение отвечать на вопросы и отстаивать свою позицию;

— навыки построения коммуникации.

Теоретический анализ этапов выполнения проекта и их содержания позволяет сделать вывод, что метод проектов реализует основные задачи проектной деятельности, к которым относится формирование исследовательских и коммуникативных навыков, навыков аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, развитие способностей к творческой деятельности. При этом каждая из данных задач на определенном этапе выполнения проекта характеризуется специфическим содержанием.

Следует подчеркнуть важность реализации в методе проектов основных задач проектной деятельности. Любой учебный проект должен быть ориентирован на их решение. Только в таком случае она будет являться действенным способом развития личности обучающегося. Однако выполнение любого проекта первично опирается на базу исследовательских навыков, которые должен проявить обучающийся или которыми он должен овладеть в процессе выполнения проекта. Исследовательские навыки являются первичным элементом, залогом успешности выполнения проекта.

Убедительным аргументом, свидетельствующим об эффективности метода проектов в обучении, является лучшая запоминаемость материала, самостоятельно добытого обучающимся в процессе работы над проектом. При выполнении проектного задания от обучающегося требуется применить теоретические знания на практике, что не только улучшает их запоминание, но и позволяет выработать определенный шаблон действий в конкретной практической, профессиональной ситуации.

Исследуя технологию метода проектов, К.О. Медведева выделяет ряд требований, при соблюдении которых метод проектов может быть использован на любом этапе обучения:

— наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

— наличие практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов;

— наличие самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально, в паре, в группе);

— наличие структурирования содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;

По мнению Л.И. Богдановой, требования к организации проектной деятельности включают в себя следующие положения:

— проект должен быть включён в процесс обучения учащихся;

— обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить посильные для себя актуальные задачи;

— в результате обсуждения должна быть сформулирована практическая или исследовательская (творческая) проблема для её последующего решения;

— деятельность обучающихся обязательно должна иметь мотивированный, осмысленный, целесообразный характер;

— обучающиеся должны научиться чётко формулировать свои мысли в письменной и устной форме;

В связи с тем, что исследовательские навыки обучающихся определяют первичный успех реализации метода проектов в учебном процессе, выделим ряд условий для формирования исследовательских навыков. К ним могут быть отнесены следующие условия:

— учет индивидуальных и психолого-педагогических особенностей обучающихся: тема проекта должна быть актуальной и интересной для обучающегося, а проблема, сформулированная в проекте, должна предполагать использование обучающимися знакомых им методов ее исследования;

— мотивированность: обучающиеся должны понимать значение выполнения проекта;

— преподаватель, в случае появления у обучающихся затруднений, связанных с исследованием проблемы проекта, должен оказать помощь и направить их исследовательскую деятельность в правильное русло.

Именно соответствие данным требованиям позволит превратить метод проектов в один из самых перспективных методов обучения.

Органически встроенный в учебный процесс и детально разработанный в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, учебный проект в системе школе может быть применен на различных дисциплинах и по различным темам.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой качественно новый подход в системе СПО, ориентированный на овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями. Метод проектов относится к развивающим технологиям профессионального образования, ориентированным на продукт, а также занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности будущего специалиста. Данный метод обучения, делая упор на результат образования, заключающийся не в сумме усвоенной информации, а в способности действовать в различных ситуациях и решать разноуровневые профессиональные задачи, способствует развитию у обучающегося общих компетенций.

В организации учебного процесса в системе СПО методу проектов уделяется особе внимание, что связано с высоким дидактическим потенциалом данного метода обучения. Он способствует развитию у обучающихся исследовательских и коммуникативных навыков, навыков аргументации и отстаивания собственной точки зрения, способностей к творческой деятельности.

В системе школе метод проектов реализуется посредством включения в учебный процесс таких видов учебных проектов, как лабораторные, лабораторно-практические работы, практика, проектные самостоятельные работы, учебное проектирование на практических занятиях, курсовое и дипломное проектирование, совместные научно- исследовательские работы (проекты) обучающихся и преподавателей по темам, направленным на решение реальных практических задач. Используемые проекты могут иметь различную направленность: проект может быть практико-ориентированным, исследовательским, информационным, творческим, игровым. В зависимости от количества участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. По продолжительности проекта проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным

Для достижения эффективности используемого в рамках учебного процесса проекта преподавателю следует обратить внимание на требования, обозначенные современными учеными и педагогами в качестве обязательных. К ним относится наличие значимой проблемы, наличие самостоятельности обучающихся, конкретизация результатов проекта. При этом использование метода проектов в обучении изменяет и роль педагога в образовательном процессе: он выполняет роль организатора, координатора и куратора.

Метод проектов является действенным способом развития и формирования у обучающихся широкого спектра умений и навыков. При выполнении проекта у обучающегося появляются возможности для проявления своих творческих способностей. Он учится взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, выстраивать с ними коммуникацию. Но наибольший потенциал метода проектов состоит в формировании обширного комплекса исследовательских навыков, которые в дальнейшем обучающийся применяет и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности.

[1] Пекушкина Д.В. Проектная деятельность как средство формирования социальной активности студентов// Человеческий капитал. 2016. № 11. С. 24.

[2] Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М: Азбуковник, 1999. С. 609.

[3] Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 75.

[4] Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2008. № 4 (51).С. 77.

[5] Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи В.С. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 78.

[6] Дьюи Дж. Школа будущего. М.: Госиздат, 1926. С. 124

[7] См. по Алексеене Е.П. Методика руководства проектной деятельностью учащихся / Е.П. Алексеене, под ред. Е.А. Устюговой. Курган, 2011. С. 14-15.

[8] См. по Алексеене Е.П. Указ. соч. С. 15.

[9] Семёнова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н.А.Семёнова // Вестник Томского государственного педагогического университета (г.Томск, сентябрь 2012 г.). Томск: ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет, 2012. С.209-211.

[10] Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н.П. Вальков, Е.Н. Лазарев, В.И. Михайленко. Л.: Ленингр. ун-та, 1983. С. 43.

[12] Новиков А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для раб.образования, участвующих в инновационной деятельности / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Эгвес, 2004. С. 3.

[13] Мамедова Г.А. Специфика использования метода проектов в образовании// Россия и мировое сообщество: экономическое, социальное, технико-технологическое развитие: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Нижний Новгород: ИП Краснова Н.А., 2016. С. 272.

[15] Федотова Л.Г. О проектной деятельности студентов СПО// Молодежь XXI века: актуальные проблемы воспитания в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им.профессора И.И. Иванова, 2016. С.107.

[16] Петрухина М.Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО// Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 113-114.

[17] Сергеева Н.А., Сергеев А.В. Проект как эффективный метод обучения студентов учреждений СПО// Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: «Омега Сайнс», 2017. С. 102.

[18] Абдулхакова Э.А. Метод проектов в формировании профессиональных компетенций студентов СПО// Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Часть 2. Уфа: «Омега Сайнс», 2017. С. 126.

[19] Денисова А.Я. Применение метода проектов в системе профессионального образования// Организация проектной деятельности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий: сборник материалов Регионального научно-практического семинара. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 65-66.

[20] Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

[21] Митенева С.Ф. О формировании навыков исследовательской деятельности школьников// Современная наука: проблемы и перспективы: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции 10 декабря 2017 г. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2017. С. 75.

[22] Шабанова Ю.Б. Педагогические методы формирования исследовательских навыков студентов бакалавров направления «Реклама и связь с общественностью»// Мир науки. 2017. № 4. Т. 5. С. 29.

[23] Козлова К.М., Алпатова В.В., Сюникова А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умении», «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе// Педагогика и психология: научные приоритеты ученых: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции 25 ноября 2016 г. М.: Федеральный центр науки и образования «Эвенсис», 2016. С. 30.

[24] Леонова Е.В., Самохвалова Е.А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе// Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. № 1. С. 52-53.

[25] Самсонова И.Г., Новосельцева А.В. Развитие творческих способностей студентов в проектной деятельности// Образование. Наука. Культура: материалы VI Международной научно-практической конференции 21 ноября 2014 г.: сборник научных статей/ под ред. Б.В. Илькевича. Гжель: Гжельский государственный университет, 2015. С. 397.

[26] Татарникова Л.Н. Проектная деятельность в преподавании гуманитарных дисциплин как способ формирования творческих способностей// Колледжу космического машиностроения и технологий 70 лет: сборник материалов, посвященных юбилею колледжа. Королев: ГБОУ ВО «Технологический университет», 2017. С. 78.

[27] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. С. 23.

[28] Волик М.В., Козаева К.Г., Плиева В.А. Использование метода проектов в профессиональном обучении// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-2.С. 95.

[29] Семенова И.В. Применение метода проектов в системе СПО // Аллея науки. 2018. № 2. Т. 2. С. 686.

[30] Юнусова А.Х. Метод проектов как система обучения творческой личности// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-3. С. 93.

[31] Петрухина М.Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО// Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 113-114.

[32] Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология// Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 145.

[33] Дудин С.В. Метод проектов и его место в современном образовании// Научные труды института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 162.

[34] Котельникова И.А., Наумов В.Ю. Проектная деятельность студентов СПО в образовательном процессе// Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. 2016. № 1. С. 41.

[35] Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд, стер. М.:ФЛИНТА, 2014. С. 18-19.

[36] Лаврушина Л.Л. Проектная деятельность как элемент успешного обучения в СПО// Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XXIII Международной научно-практической конференции. М.: НИИЦ «Институт стратегических исследований», 2015. С. 61.

[37] Медведева К.О. Технология личностно ориентированного обучения с помощью метода проектов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 2. С. 76.

[38] Богданова Л.И. Проектная деятельность как эффективная технология преподавания иностранных языков: теория и практика// Эффективные методы преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. М.: ООО «Информационно-технологический центр», 2017. С. 101.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *