какую основную задачу решает федеральная инспекция труда

Какую основную задачу решает федеральная инспекция труда

ТК РФ Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник

Какую основную задачу решает федеральная инспекция труда

ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник

Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит

Как бизнесу подготовиться к проверке и избежать штрафов

какую основную задачу решает федеральная инспекция труда. anonymous. какую основную задачу решает федеральная инспекция труда фото. какую основную задачу решает федеральная инспекция труда-anonymous. картинка какую основную задачу решает федеральная инспекция труда. картинка anonymous. ТК РФ Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Виктор Подгорский

Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.

Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

Что проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.

Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку.

Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию

За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

Пример того, что может запросить ГИТ:

Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

За что трудовая инспекция накажет работодателя

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.

Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

К выплатам при увольнении относятся:

Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

Права работодателей при проверке

По закону работодатель имеет право:

Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

Расскажем об этом подробнее.

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

Что должно быть в приказе:

Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.

Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.

На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

Инспекторы не имеют права:

Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

Что указано в акте:

По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.

Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.

Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.

Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.

Как продлить срок предписания

Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в ту трудовую инспекцию, которая выписала предписание.

Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

Какая информация должна быть в ходатайстве:

Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.

ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.

Как обжаловать результаты проверки

У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

Что указать в жалобе:

Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на эл. почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда

В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

НарушениеКак накажутПовторное наказаниеОснование
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильноИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽ИП — штраф от 30 000 до 40 000 ₽

Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽Работодатель платит зарплату не вовремя, платит не полностью, не дает сменить банк для начисления зарплаты или платит меньше МРОТИП — штраф от 1000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽ИП — штраф от 10 000 до 30 000 ₽

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽Другие нарушения трудового законодательстваИП — штраф от 1000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽

Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽ИП — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 50 000 до 70 000 ₽Нарушение порядка проведения оценки условий трудаИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Компании — штраф от 60 000 до 80 000 ₽ИП — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 сутокДопуск сотрудника к работе без инструктажа по технике безопасности, а также без обязательных медицинских осмотровИП — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

Компании — штраф от 110 000 до 130 000 ₽ИП — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 сутокРаботодатель не выдает работникам необходимые средства индивидуальной защитыИП — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

Компании — штраф от 130 000 до 150 000 ₽ИП — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 сутокДругие нарушения норм охраны трудаИП — штраф от 2000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽

Компании — штраф от 50 000 до 80 000 ₽ИП — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Источник

Какую основную задачу решает федеральная инспекция труда

Роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена. Государственная инспекция труда, как и прокуратура, может принимать меры по защите любых трудовых прав работников. Однако, в отличие от прокуратуры, она является специализированным органом по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства. Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Несмотря на важность деятельности в данном направлении, органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме.

По этой причине созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права. Одним из главных специализированных органов по надзору за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, находящаяся в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития России.

К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995 г.), Конвенцию N 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда, Конвенцию N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.98.

Конвенция N 81 (1947 г.) ориентирует государства-участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:

1) закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;

2) установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочий по определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;

3) создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;

4) соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;

5) гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

В ст. 2 Конвенции N 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.

Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства.

Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти. Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.

Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.

В ст. 2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти. Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.

Сложнее обстоит дело с выдачей предписаний государственной инспекцией труда, когда требование, по которому оно должно быть выдано, стало предметом рассмотрения в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров. Следует согласиться с тем, что государственная инспекция труда не может заменять органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В подобной ситуации государственная инспекция труда действительно не должна самостоятельно устранять нарушения трудовых прав работников. Однако государственная инспекция труда не может быть и в этом случае устранена из процесса по восстановлению трудовых прав работников. В подобной ситуации государственная инспекция труда по требованию лица, участвующего в деле, может выдать правовое заключение, имеющее силу доказательства по делу. Выдача данного заключения соответствует требованиям ст. 357 ТК РФ. Орган, рассматривающий трудовой спор, обязан дать оценку данного заключения и разрешить дело с учетом имеющихся доказательств.

Государственная инспекция труда, как правило, выдает предписание в форме возложения на работодателя обязанности по реализации трудовых прав работников. Исполнение такого предписания работодателем в зависимости от его содержания может приводить к защите прав конкретных работников, а также интересов неопределенного круга лиц. Например, предписанием государственной инспекции труда на работодателя может быть возложена обязанность по восстановлению права конкретного работника, а также по отмене локального нормативного акта, применением которого данное право нарушено.

Предписание государственной инспекции труда может быть издано в форме соблюдения, то есть возложения на работодателя обязанности воздерживаться от совершения неправомерных действий.

К примеру, государственный инспектор труда может потребовать от работодателя не допускать нарушений правил охраны труда, повлекших несчастный случай на производстве.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в форме защиты публично-правовых интересов, что предполагает издание предписания об отмене локального нормативного правового акта. В отличие от органов прокуратуры, государственная инспекция труда может требовать отмены только локальных нормативных правовых актов. Вышестоящие акты могут быть обжалованы государственной инспекцией труда путем обращения в соответствующее структурное подразделение органов прокуратуры. Другие государственные органы по надзору и контролю не имеют полномочий по предъявлению работодателю требований об отмене локальных нормативных правовых актов, поэтому они могут обращаться в государственную инспекцию труда с целью отмены противоречащего законодательству нормативного правового акта. К обращению в государственную инспекцию труда может быть приложено заключение данного органа, которое будет рассматриваться в качестве одного из доказательств при решении вопроса о несоответствии локального нормативного правового акта требованиям законодательства.

Государственная инспекция труда может осуществлять деятельность в форме защиты частноправовых интересов. В этом случае в содержании предписания должны быть указаны обязанности работодателя, исполнение которых должно привести к восстановлению трудовых прав конкретных работников, перечисленных в предписании. Государственная инспекция труда может выдавать предписания об устранении нарушений любых трудовых прав работника, тогда как другие специализированные органы по надзору и контролю могут устранять нарушения трудовых прав работников в определенной для них законодательством сфере. Обнаружение этими органами нарушений трудовых прав работников, не относящихся к сфере их деятельности, позволяет им обратиться в соответствующее подразделение государственной инспекции труда, которая своим предписанием может оформить устранение выявленных другим государственным органом нарушений трудовых прав работника.

В этом случае действия названных органов будут выступать в качестве способа возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в смешанной форме, то есть для защиты как публично-правовых, так и частноправовых интересов. Следует отметить, что данная форма является типичной при применении законодательства об охране труда. Например, при несчастном случае на производстве выдается предписание не только в защиту прав пострадавшего работника, но и об устранении нарушений правил охраны труда, которые могут повлечь несчастный случай на производстве. Устранение таких нарушений направлено на защиту трудовых прав работников, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях, а также на защиту лиц, которые могут заключить с ним трудовой договор.

Таким образом, по сфере действия государственная инспекция труда является вторым после прокуратуры органом, имеющим значительные полномочия по защите трудовых прав.

Государственная инспекция труда имеет потребность для обращения в органы прокуратуры только с целью отмены вышестоящих по отношению к организации нормативных правовых актов, а также для привлечения лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к уголовной ответственности.

Возможности государственной инспекции труда по устранению нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, законодательством не ограничены. Тогда как деятельность других специализированных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в законодательстве ограничена определенной сферой. Выявление этими органами нарушений трудовых прав работников, выходящих за пределы сферы их деятельности, позволяет им обратиться в государственную инспекцию труда, которая своим правоприменительным актом может устранить допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников. Следовательно, государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников. Деятельность государственной инспекции труда осуществляется с применением всех рассмотренных нами форм, в частности:

1) для защиты публично-правовых интересов;

2) для защиты частноправовых интересов;

3) для осуществления смешанной защиты, то есть как публично-правовых, так и частноправовых интересов.

Таким образом, взаимодействие с государственной инспекцией труда других органов государственного надзора и контроля призвано обеспечивать защиту трудовых прав работников с использованием всех предусмотренных законодательством процессуальных форм.

© Все права зарегистрированы.
Схема проезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *