какую наценку делать на овощи и фрукты
Овощной магазин как бизнес с доходом от 220 000 рублей
Как открыть овощной магазин и выстоять в конкурентной борьбе? Этот вопрос волнует тех, кто только пробует себя в роли предпринимателя и выбрал для этого нишу малого бизнеса. В данной статье мы постараемся ответить на самые актуальные вопросы, рассмотрим особенности и специфику реализации проекта по открытию овощной лавки с нуля.
Стартовые вложения, руб | Выручка в месяц, руб | Чистая прибыль, руб | Срок окупаемости |
300 000 | 525 000 | 220 000 | от 2 мес. |
Как открыть ларек с овощами и фруктами — особенности бизнеса
Специфика идеи открытия овощного бизнесе с нуля заключается в простоте реализации проекта. Дело по силам и опытным предпринимателям, и новичкам. Спрос на продукты питания будет всегда, особенно на натуральные. При этом овощи и фрукты охотнее приобретают в небольших лавках, чем в супермаркетах. Стоят они дешевле, качество лучше.
Первую прибыль предприниматель получит уже через месяц. Бизнес имеет хорошие перспективы к развитию. По мере роста дохода можно открывать новые точки. Так проект станет сетевым. По данным статистики овощи и фрукты входят в тройку лидеров продаж в российских регионах.
Преимущества и недостатки овощного магазина
Приятным бонусом для тех, кто решил заняться продажей фруктов или овощей, станут следующие преимущества:
Что касается недостатков, то их всего два:
Актуальность идеи открытия фруктово-овощной лавки
Небольшие магазины по-прежнему остаются стабильным проектом. Их прибыль не так велика, как доход супермаркетов. При этом у вас есть все шансы получать регулярный гарантированный доход.
Даже высокая конкуренция не должна смутить тех, кто планирует реализовать эту идею. При грамотном подходе к делу, эффективной рекламе появятся постоянные покупатели. Именно они являются целевой аудиторией небольших магазинов.
Основную розницу ориентируйте на местные фрукты и овощи. Чтобы максимально удовлетворить потребности потребителя, организуйте реализацию сухофруктов, соков, замороженных овощей. Это увеличит прибыль.
В зависимости от сезона разнообразьте ассортиментный ряд например, грибами, ягодами. Закажите за границей экзотические фрукты. Они особенно популярны зимой.
Анализ конкурентов и проработка ассортимента
Первый шаг в продвижении бизнес-идеи — аналитика. Изучите внутренний рынок в вашем городе. Посмотрите, что предлагают потребителю конкуренты. Сравните цены. Это поможет в дальнейшем вести гибкую финансовую политику.
Изучите ассортимент. Присмотритесь к тому, как выглядит товар на витринах овощных торговых точек. Залежалый продукт говорит об отсутствии спроса.
Продумайте свою ассортиментную линейку. Если планируете торговать только овощами и фруктами, постарайтесь, чтобы покупатель смог найти все, что ему нужно. Приобретите морозильную камеру — кроме свежего товара можно продавать заморозку. Овощной бизнес имеет свою специфику — продукт привязан к сезону. Торговля замороженными продуктами поможет решить проблему с дефицитом. Например, свежей клубники или малины в зимнее время года.
Ценообразование в овощном и фруктовом бизнесе
Один из главных недостаток проекта — сжатые сроки реализации. Большинство фруктов долго не хранится. Уменьшить количество испорченного товара поможет правильное ценообразование.
Формируйте стоимость по следующему принципу. Наценка ниже 30% считается убыточной. Если товар качественный, оцените его дороже. По мере того, как сроки реализации будут сокращаться, снижайте стоимость. Если внешний вид продуктов не радует глаз, переоцените товар. Слегка несвежие овощи по бросовой стоимости неплохо покупают.
Компенсировать убытки поможет высокая наценка на ходовые позиции — максимальная накрутка достигает 200%.
Как правильно выбрать помещение и расположение овощного магазина
От того, насколько правильно выбрана локация, зависит прибыльность бизнеса. Подойдут варианты:
Обратите внимание! Кроме проходимости важно отсутствие поблизости конкурентов. Соседство с аналоговыми магазинами является потенциальным фактором риска. Кроме того, потребуется транспортная развязка — в противном случае тяжелые мешки и ящики придется носить вручную.
Рассматривайте варианты аренды с учетом следующих требований:
Справка! Если вы решили приобрести стационарный павильон, то на его установку потребуется разрешение архитектурного ведомства.
Какое потребуется оборудование для магазина овощей
Стандартный комплект оборудования для небольшого помещения:
Как подобрать персонал для торговли овощами и фруктами
На первых порах попробуйте торговать самостоятельно. Так не только сэкономите на оплате труда наемных работников, но и изучите рынок, спрос, увидите преимущества и недостатки бизнеса.
Если планируете нанимать персонал, привязывайтесь к формату магазина и графику работы. Торговый зал до 25 квадратных метров сможет обслужить один продавец. Если в магазине несколько отделов, количество сотрудников увеличивается пропорционально. При работе в небольшой точке две смены потребуется:
Бухгалтера наймите на почасовой основе или обратитесь в аутсорсинг.
Как найти поставщиков и организовать рабочий процесс
Приобретать продукцию можно в нескольких местах:
Как рекламировать свой бизнес
Рычагов эффективного рекламного воздействия на покупателя в овощном бизнесе немного. Продвигайте себя следующим образом:
Сколько нужно вложить денег, чтобы открыть овощную лавку
Составьте смету расходов, чтобы реально оценить финансовую нагрузку. Инвестиции на старте:
Чтобы открыть овощной магазин, потребуется 300 000 рублей.
В месяц необходимо инвестировать:
Текущие расходы составляют 245 000 рублей.
Доходы и рентабельность магазина овощей
Прибыль овощной лавки зависит от:
Каким будет чистый доход, рассмотрим на конкретном примере. Среднее число посещений небольшого магазина — 50 человек в день. Примерный чек — 350 рублей. Дневной оборот составляет 17 500. В месяц выручка достигает 525 000 рублей. Чистая прибыль — 280 000. Отнимите налоги, останется примерно 220 000 рублей.
Вложения окупятся через 2-3 месяца работы. Порог рентабельности — от 40%.
Какие потребуется оформить документы для торговли овощами
Даже небольшая лавка должна быть официально оформлена. Пройдите процедуру юридической легализации и работайте спокойно. Если вы только пробуете свои силы как владелец бизнеса, обратитесь к специалистам. Сегодня многие юридические компании оказывают услуги правового сопровождения регистрации предприятия под ключ.
Если вы решили все сделать самостоятельно, читайте следующие рекомендации.
Регистрация, лицензии и разрешения
В зависимости от формата ведения бизнеса, выбирайте одну из форм регистрации:
Справка! Чтобы продавать овощи и фрукты, лицензию оформлять не требуется.
Перечень документов и разрешений:
Система налогообложения и ОКВЭД
Идеальный вариант для налогообложения — ЕНВД. Подайте в налоговую службу по месту регистрации магазина соответствующее заявление.
Указывайте код деятельности ОКВЭД: 2.47.21. Это персональный код для реализации овощей и фруктов в розничную сеть.
Бухгалтерия и юридические вопросы
Виды бухгалтерской отчетности определяет формат бизнеса. Для небольшого магазина нет необходимости нанимать бухгалтера — все работу сделает аутсорсинг. Их услуги обойдутся в пределах 7-8 тысяч.
Юридические аспекты деятельности овощного бизнеса регламентируют нормативно-правовые документы и законодательные акты РФ. От предпринимателя требуется:
Какие бывают риски и сложности в бизнесе на продаже овощей
Чтобы проект динамично развивался, учитывайте потенциальные факторы риска:
Проект по продаже овощей и фруктов станет рентабельным, если четко следовать составленному плану, работать честно, следить за качеством товара, соблюдать гибкую политику ценообразования. Даже высокая конкуренцию при грамотном подходе к делу не сможет помешать предпринимателю реализовать задуманное.
Продажа фруктов и овощей: риски начала бизнеса, идеи для раскрутки + правила хранения и соседства фруктов и овощей
Фрукты и овощи никогда не утратят популярности. Ведь в них так много витаминов, да и ни одно блюдо современного потребителя не обходится без овощей. Фрукты всегда считались украшением праздничного стола. Зимой они особенно ценятся из-за высокого содержания витаминов. Высокий спрос на эти продукты был и будет всегда. Но чтобы начать бизнес в данном направлении, нужно усвоить некоторые важные моменты. Главное то, что фрукты и овощи быстро портятся, а также на рынке сбыта начинающий бизнесмен столкнется с большим количеством конкурентов, поэтому нужно быть готовым к некоторым трудностям.
Перспективы развития овощного бизнеса
Первое, с чем сталкивается начинающий предприниматель любой сферы – конкуренция. Многие не выдерживают именно этого. В продаже овощей и фруктов конкурентов хватает. Здесь и супермаркеты, и маленькие лавки, и овощные рыночные ряды. Но это не повод останавливаться. В супермаркетах не всегда продают свежие и качественные овощи, рынок переполнен продуктами без сертификатов. Если вы всерьез решили заняться этим бизнесом, то грамотный бизнес-план приведет вас к успеху.
Нужно разобраться, почему люди посещают именно супермаркеты. Многие не довольны качеством товара, многие ассортиментом. Стоит отметить, что ведет людей в супермаркет отсутствие альтернативы. Многие микрорайоны города просто лишены овощных лавок и магазинов, поэтому покупателям не остается ничего другого, как идти в ближайший супермаркет и довольствоваться тем, что там предлагается.
Опытные предприниматели могут с уверенностью заявить, что продажа фруктов и овощей довольно прибыльное дело. Даже самая обычная овощная лавка может принести неплохой доход. Главное грамотно выбрать место ее расположения и подобрать ассортимент товара соответствующий спросу.
Есть несколько вариантов торговли фруктами и овощами:
Вид деятельности может зависеть от нескольких факторов: средства, которыми располагает начинающий бизнесмен, конкуренция в районе, спрос на предлагаемый продукт.
Как выбрать род деятельности:
Но не стоит забывать о правилах. Любая торговля должна быть разрешена определенными органами, товар должен иметь все необходимые лицензии, а предприниматель должен всегда иметь весь пакет документов. В противном случае, такое предприятие будет закрыто, а собственник оштрафован.
Оптовая продажа фруктов и овощей
Начинать бизнес с торговли оптом не самое выгодное решение. Для этого необходимо арендовать несколько помещений, которые послужат складами для крупных партий товара:
Все это требует достаточно крупных вложений. Но кроме денег здесь понадобятся и обширные связи, чтобы наладить клиентскую базу. Если заказчиков будет мало, то товар будет портиться, а это нанесет довольно крупный ущерб.
Если уж решили заняться оптом, то начать лучше с картофеля. Это не только самый популярный товар, но и продукт, который может долго храниться и не портиться. В то время как экзотические фрукты и овощи хранятся мало и требуют наличия специального оборудования для хранения. Кроме того, картофель не требует такого количества разрешений и сертификатов как, например, ананас.
Открытие своего магазина
Перед предпринимателем, который решил открыть овощной магазин встает три основные проблемы:
Общая площадь помещения для овощного магазина должна составлять не менее 60 кв. м., где 30 кв. м. выделяется на торговое помещение, а 30 на склад.
Ассортимент магазина не должен ограничиваться теми товарами, которые есть на ближайшей овощной базе. Список поставщиков нужно расширять, выбирать те товары, которые не сильно распространены в вашем районе и товары, спрос на которые наиболее высок.
Овощная лавка
Во многих городах распространена торговля в уличных лавках. Это такие торговые прилавки, которые постоянно меняют свое расположение. Такая торговля хороша в теплое время года. Люди охотно покупают свежие фрукты и овощи и продавцу комфортно находиться на улице. В зимний период овощи и фрукты мерзнут, покупатели не довольны подмороженным товаром, да и продавец серьезно рискует своим здоровьем.
Некоторые предприниматели умудряются заработать столько денег за летний период, что зимой могут себе позволить прикрыть уличную лавку. Но такая торговля крайне нестабильна и доход приносит не постоянный.
С такого вида торговли можно начинать свой бизнес. Таким образом, можно ознакомиться со спросом, заработать некоторый капитал, который потом потратить на развитие более крупного бизнеса. Начинать лучше с самых неприхотливых овощей: морковь, картофель, яблоки. Постепенно ассортимент можно расширять.
Многие крупные теперь фирмы начинали именно с таких уличных лавок.
Бизнес-план по открытию магазина
В первую очередь нужно зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя. В налоговой инспекции нужно написать заявление об упрощенном налогообложении. Кроме этого требуется еще ряд документов, а именно:
Перед открытием магазина необходимо выяснить, какие продукты наиболее популярны среди потребителей, какой спрос на овощи и фрукты в данном районе или регионе. Также необходимо выяснить есть ли у будущего магазина конкуренты, их основное направление торговли и ценовую политику. Подготовить и оборудовать помещение, обзавестись транспортом и нанять штат сотрудников.
Помещение для продажи фруктов и овощей должно соответствовать своему направлению. Здесь должно быть светло, сухо, поддерживаться оптимальная температура, хорошо проветриваться. Кроме торгового зала в магазине должно быть еще несколько подсобных помещений:
Расположить свой магазин лучше в том месте, где проживает больше людей, но построено меньше магазинов. Не имеет смысла открывать овощной магазин вблизи супермаркета или через дорогу от магазина-конкурента.
Поставками обычно занимаются овощные базы. С ними заключаются договора на поставку фруктов и овощей. В зависимости от содержания договора, база с определенной периодичностью доставляет продукцию прямо в магазин, обычно один раз в неделю. Количество поставок может быть оговорено сразу, а можно уточнять количество необходимо товара перед каждым привозом. Второй вариант намного выгоднее, поскольку каждый раз продажа тех или иных фруктов и овощей идет по-разному.
Опытные предприниматели договариваются с базами о том, что они могут возвращать им некоторую часть испорченного товара. Это позволяет немного экономить.
Одним из вариантов поставок является закупка напрямую с ферм. Но это должны быть проверенные хозяйства со всеми необходимыми справками и сертификатами на свою продукцию. При наличии этих документов предприниматель полностью снимает с себя ответственность за качество товара.
В обоих случаях все зависит от цен и от товара, который предлагают поставщики. Договор с ними лучше заключать сразу на несколько лет. Это выгодно. Ведь, если цены будут расти, то во многих договорах указывается, что закупать товар предприниматель будет только по определенной цене.
Лучше самостоятельно выезжать на базу для отборки товара.
Транспорт один из главных пунктов при открытии данного бизнеса. Имея дело с фруктами и овощами, нужно понимать, что это продукты, которые не лежат долго. Поэтому не стоит закупать их тоннами. Лучше, если вы будете возить товар часто, но в маленьких количествах. Это хлопотно, но зато на прилавке вашего магазина всегда будут самые свежие фрукты и овощи. Данный факт непременно привлечет покупателей.
Завоз товара необходимо продумывать. Некоторые продукты покупаются чаще и больше, например, морковь, картофель, яблоки, а некоторые реже и меньше, например, киви. Многие продукты имеют сезонный спрос, например, мандарины и ананасы. Есть группа фруктов и овощей «на любителя», такие продукты покупаются крайне редко или вообще не востребованы в определенном регионе.
Риск в бизнесе есть всегда, особенно для новичков. В продаже фруктов и овощей он также присутствует:
При перевозке консервации могут разбиваться стеклянные банки, что приводит к порче продукта и вашим убыткам.
Из персонала в магазине необходимо иметь:
В зависимости от роста бизнеса штат сотрудников также должен пополняться.
Оборудование должно быть качественным и всегда исправным:
Чтобы магазин был конкурентоспособным, его ассортимент не должен быть хуже, чем в других магазинах. Хороший магазин имеет в своем ассортименте от 35 до 65 наименований разных товаров.
Многое зависит и от того, насколько выгодно расположен товар. Покупателей привлекает красивое оформление витрины, свежие и красивые фрукты и овощи, яркие цвета на первых рядах.
Безусловно, торговля фруктами и овощами выгодное предприятие. Спрос на них никогда не падает. Единственный минус – сезонность. Летом спрос на фрукты и овощи падает. Это связано с тем, что многие имеют свои дачи, где летом довольствуются домашними витаминами. Это нужно предусмотреть и на данный период обезопасить себя от значительных потерь. Лучше всего, снизить количество поставляемых продуктов и по возможности снижать цену.
Можно примерно рассчитать все расходы на тот или иной вид торговой точки:
Овощная лавка
На основе этих подсчетов можно сделать вывод, что для открытия овощной лавки предприниматель должен иметь минимум 100 тысяч рублей.
Магазин
Аренда помещения обойдется в 13 – 15 тысяч рублей, в зависимости от района. Ремонт, самая дорогая часть, от 500 до 700 тысяч рублей. Закупка и установка необходимого оборудования – 250 тысяч рублей. Товар обойдется в 150 – 200 тысяч рублей. Наценка в данном случае зависит от товара и может колебаться от 40 до 250%. Окупится такой бизнес уже через 6 месяцев работы.
Хранение фруктов и овощей
В холодильнике хорошо сохраняются не все фрукты и овощи. Например, бананы в холодильнике быстро покрываются черными пятнами, а огурцы «отсыревают». Поэтому эти продукты лучше хранить при комнатной температуре в отдельных контейнерах. При таком хранении они смогут пролежать несколько дней, не теряя форму.
Все остальные фрукты и овощи нормально переносят хранение в холодильнике. Но при этом нужно соблюдать температурный режим, который не должен выходить за рамки от +8 до +13 градусов.
Зелень нельзя хранить в холодильнике в открытом виде. Ее нужно заворачивать в хлопчатобумажную ткань, а затем оборачивать в фольгу или полиэтилен. В таком виде зелень может храниться достаточно длительное время.
Не требуют хранения в холодильнике картофель и арбуз. Эти товары занимают много места и прекрасно чувствуют себя в прохладном темном помещении.
Ягоды хранятся недолго, в зависимости от их нежности. Клубника, малина, ежевика и т.п. могут пролежать в холодильнике не более суток. Более крепкие, например, черешни выдержат около трех суток.
Нельзя класть лук и картофель рядом, это приводит к быстрой порче.
Есть еще некоторые продукты, которые не рекомендуется хранить в холодильнике:
Как видим, начать бизнес по продаже фруктов и овощей не так трудно. Магазин с таким направлением никогда не останется без покупателей. Конечно, в этом бизнесе есть свои минусы, но при разумно составленном бизнес-плане все это не имеет значения. В этом бизнесе нужно хорошо изучить рынок, спрос, цены. Важно учитывать специфику товара. Фрукты и овощи быстро портятся, а значит, чтобы избежать серьезных убытков, нужно закупать товар в минимальном количестве. Лучше лишний раз съездить на базу, чем выбрасывать килограммы товара.
Важно правильно хранить фрукты и овощи. Неправильное хранение или соседство также быстро приводит к порче. Все эти моменты необходимо учитывать.
Новичкам не рекомендуется начинать с крупных закупок. Стартовать стоит с нескольких видов фруктов и овощей, а уже по мере развития бизнеса можно будет расширять ассортимент. Не стоит закупать экзотические фрукты и овощи, такой товар востребован в праздники, а в обычные дни идет спрос на привычный картофель и морковь.
Как запустить доставку фруктов и за пять лет не закрыться
Мы с мужем открыли лавку «Едок» в 2014 году. Купили экзотических фруктов, запаковали в икеевские коробки, сделали фотосет и запустили конкурс репостов в соцсетях. Конкурс сработал: мы стали получать по тридцать заказов в день. Сегодня у нас три склада в Москве и Петербурге и база из сорока пяти тысяч клиентов.
Пессимистичный план продаж и 700 000 рублей на запуск
Первое, что я сделала, когда поняла, что дело прибыльное, — составила план продаж на год вперед. Пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Мы тютелька в тютельку прошли по реалистичному, и я подумала: о, как могу.
На запуск Едока мы потратили около 700 000 рублей. На них мы закупили всё для склада и тратили в течение первых месяцев работы.
Расходы для открытия
Цена, рубли
Всего
700 000
Интернет-магазин фруктов и овощей на первом этапе потребует около 300 тысяч в месяц на все постоянные издержки.
Платить ежемесячно
Цена, рубли
Всего
300 000
Работать с мелкими фермами сложно из-за сертификатов
Сейчас мы продаем 30 видов экзотических фруктов и 30 сезонных. Еще у Едока есть столько же овощей, 15 видов орехов и сухофруктов, оливки и оливковые масла. Недавно добавили бакалею: пасты, крупы, бобовые, хумусы, напитки. На очереди сыры, молочка и мясо.
Экзотические фрукты покупаем у трех поставщиков. Они заключили договоры с плантациями в Таиланде, Вьетнаме и других странах и являются прямыми импортерами в Россию, то есть мы получаем манго и ананасы сразу из первых рук.
Все поставщики дают нам сертификаты на каждый продукт. Они подтверждают то, что продукты ввезены в Россию законно и их состав соответствует утвержденным в РФ нормам.
Сезонные фрукты, овощи и орехи мы закупаем на складах на Калининской овощной базе в Санкт-Петербурге и в агрокластере «Фудсити» в Москве.
Еще сотрудничаем с небольшими хозяйствами. Этим летом мы продавали коробку с овощами и домашними заготовками из деревни Костино Тульской области.
Есть две проблемы с мелкими фермами. Первая — это объемы. Маленькое хозяйство не может гарантировать бесперебойную поставку овощей в нужных нам количествах. Вторая проблема — сертификаты на продукцию. Чтобы легально продавать молочку и мясо, фермеры должны зарегистрироваться в системе «Меркурий» и пройти все проверки. Обычно никто этим не заморачивается.
Склады на овощебазах и икеевские коробки
В Петербурге у нас два склада — один на овощебазе на Непокоренных и второй на Долгоозерном рынке. Склад на Непокоренных большой: холодильник, полки для хранения бакалеи, зона раскладки продуктов по коробкам, офис, помещение для хранения мусора и комната для фотосессий. На Долгоозерном рынке площадь склада меньше, но зато есть точка продаж и соковыжималки. Иметь несколько складов в одном городе удобно: проще организовать доставку коробок день в день.
Раньше в Москве наша база находилась в агрокластере «Фудсити», но недавно мы переехали в новый огромный склад. Хоть в Фудсити и живут все наши поставщики, но по соседству автозапчасти и китайская обувь. Совсем не та атмосфера, куда хочется всех гордо звать.
Курьеры в штате компании
Мы не работаем с курьерскими компаниями, у нас своя служба доставки. Курьер — это лицо сервиса, единственный человек, которого клиенты видят вживую. Для нас крайне важно, кто работает на доставке, а со сторонними службами это очень сложно контролировать.
Долгие годы у нас висит вопрос с автоматизацией доставки. Наши логисты планируют каждый день маршруты водителей вручную и выдают им бумажки. Мы пробовали программу от Яндекса, но она нам не подошла — слишком много глюков. Сейчас пробуем внедрить приложение Вироут.
В Петербурге мы запустили экспресс-доставку день в день. У водителей получается возвращаться на склад днем, чтобы забрать новые заказы. В Москве экспресс-доставка пока в планах — город очень большой, нужна другая логистика.
Собираем и сортируем вторсырье
Мы всегда забирали у клиентов нашу упаковку на переработку, а этим летом решили забирать и всё остальное тоже. Теперь, когда курьер приносит новый заказ, клиенты отдают ему вторсырье. На складе мы его еще раз сортируем и относим в пункты приема.
Пока мы забираем только пищевую упаковку в наших же коробках. Просим клиентов подготовить мусор заранее, в нашей группе Вконтакте есть инструкции, как это делать: стекло отмыть, пластик смять, крышки сложить отдельно.
За месяц мы собрали около 200 кг мусора. Чтобы сдавать мусор прямо на завод, нужен объем от тонны. Мы не можем набирать такой объем, потому что у нас нет столько места для хранения, поэтому собранный у клиентов мусор мы сдаем в пункты приема. Пункты приема смотрели на карте проекта «Раздельный сбор».
Реклама у блогеров и никаких «коробочек»
Основной канал продаж — соцсети. Мы с мужем распределили обязанности так: он отвечает за продукт, поставщиков и логистику, а я за команду, продвижение в интернете и клиентов. Первые два года все соцсети я вела самостоятельно, даже выпустила и продала курс из пяти уроков по смм.
У нас есть контент-план на месяц: каждый день новая публикация.
В Едоке есть гайды как создавать посты. Однажды я села и сформулировала все свои требования к контенту. Я люблю букву «ё», ненавижу, когда вместо тире ставят дефис, и запрещаю всем сотрудникам говорить слово «коробочка».
Мы пишем новые тексты даже для старых информационных постов. Это уважение к постоянным клиентам: читать одни и те же слова скучно. Та же история с фотографиями. Трое наших сотрудников обучались фотографии и постоянно тренируются на нашей продукции.
Мы используем разные методы привлечения новых подписчиков и будущих покупателей. Пять лет назад мы получили тысячу подписчиков благодаря единственному конкурсу репостов. Сейчас конкурсы репостов уже не работают.
Но конкурсы с другой механикой мы все же проводим. Они расшевеливают аудиторию и делают страницу бренда в соцсетях интереснее.
Конкурсы собирают от 20 до 50 тысяч просмотров, а уже просмотры приводят от 200 до 700 подписчиков и до 300 новых клиентов. При этом затраты на подарки не превышают 10 000 рублей.
Иногда мы работаем с блогерами — отправляем коробку на распаковку и просим разместить честный отзыв с упоминанием бренда. Иногда опыт был удачным, иногда нет. Благодаря распаковкам мы увеличили аудиторию с 9 000 до 20 000 человек.
После рекламы у блогеров мы всегда получали продажи. Наши менеджеры следили за комментариями к видео и писали в директ людям, заинтересовавшимся продуктом.
В этом году мы первый раз решили сделать акцию — бесплатная доставка все лето. Оказалось, для клиентов бесплатная доставка перекрывает все акции и бонусы, которые мы можем предложить.
Заказы обрабатываются в собственной админке
Едок работает как интернет-магазин. Наша система обработки заказов состоит из сайта, админки и CRM-системы.
Сначала у нас был простой сайт, на котором мы продавали 5 готовых коробок, и гугл-таблицы с контактами клиентов. Постепенно наш ассортимент вырос, и база клиентов увеличилась. Мы сделали новый красивый сайт со сложным каталогом и разным функционалом.
Наше главное отличие от другого интернет-магазина — в том, что мы продаём готовые коробки с разным наполнением. Клиент собирает коробку самостоятельно из разных сочетаний продуктов, поэтому система должна учитывать, сколько продуктов разного типа осталось, а сколько нужно закупить еще. Мы стали искать готовые решения для такого формата.
На рынке есть продукт Р-Кипер, но он нам не подошел: он ориентируется на рестораны и стоит дорого. Мы пробовали работать с сервисом «Мой склад». Готового решения для наших задач у них не оказалось.
Часть задач мы решили, заключив договор с Ритейл-ЦРМ. У них отличная поддержка, они постоянно доделывают функционал, общаются с нами, спрашивают, чего не хватает. Мы платим им около 35 000 в месяц, и прикрутить систему к системе администрирования стоило 50 000 рублей.
Систему администрирования мы написали сами. Она умеет собирать сеты из разных товаров и учитывает их остатки в CRM-системе. Новые задачи для админки появляются каждый день, поэтому иметь разработчиков на зарплате удобнее, чем брать готовые решения.
Когда видела в резюме, что кандидат работал продавцом в Пятерочке, душа радовалась
В нашей команде в Петербурге 30 человек, а в Москве 15. Менеджеры работают дома: общаются с клиентами и оформляют заказы.
Руководители работают пятидневку, у всех остальных гибкий график по сменам. Нет строгих два через два, всегда можно договориться с руководителем и коллегами. Есть внутреннее правило: о выходном предупреждать заранее. При желании курьеры могут работать без выходных и зарабатывать больше. Они взрослые здоровые мужики. Менеджерам мы так не разрешаем — бережем.
У каждого сотрудника есть внутренний депозит — сумма, которую можно потратить на нашу продукцию за месяц. Этой суммы хватает на 4-5 небольших заказов. Кроме депозита, домой уносят фрукты и овощи, которые нельзя класть в коробки, например некрасивые бананы.
В январе, феврале, марте и иногда летом у нас премии — в эти месяцы много работы из-за праздников. Еще мы дарим сотрудникам подарки на дни рождения, и это что-то особенное, а не два сертификата на выбор.
Стажировка оплачивается сразу. Первый месяц стажеры работают как самозанятые, потом по контракту. На притирку уходит пара дней, за это время становится понятно, подходим друг другу или нет. Через месяц кто-то оформляется, кто-то остается как самозанятый.
Костяк команды был с нами с самого начала: нужные люди сваливались с неба и оставались надолго. Наш логист раньше работал курьером в «Дома вкуснее» и приносил нам с мужем заказы. Мы его схантили и не прогадали: он знает город как свои пять пальцев и находит замечательных курьеров.
Найти курьера — это отдельная боль. Клиентам очень важно, кто приносит им продукты. Я никогда не публиковала эту вакансию на хэдхантере, потому что тот, кто ищет там такую работу, нам не подойдет. Нам нужен курьер, у которого есть опыт взрослого человека, умеющего нести ответственность. Он хочет зарабатывать 60 000 — 80 000 рублей, но приходит на эту вакансию не с позиции сторожа за 20 000 рублей. Например, у нас работает бывший водитель депутата. Он потерял в деньгах, когда к нам пришел, но так устал от той работы, что здесь отдыхает.
Главное, чтобы у человека глаза горели, чтобы он хотел работать именно у нас. Тогда получается любовь.
Раньше портрет комплектовщицы у меня был — хорошая девочка из Пятерочки. Там бывают гастарбайтеры, тетки и хорошие девочки. Смотришь на неё и думаешь: «Ну вот что ты тут делаешь? Чтобы сидеть за кассой, нужно быть злой бабой. Зачем ты здесь?» Когда видела в резюме, что кандидат работал продавцом в Пятерочке, душа радовалась. А недавно пришла женщина 36 лет. Образованная, красивая. Вела инстаграмм, волонтерила в Раздельном сборе. Надоело ей волонтерить, пришла к нам. Я говорю: «Может, администратором лучше поработаешь?», а она нет, хочу фрукты в коробки собирать.
В людях я не ошибаюсь. Раньше не доверяла себе, искала аргументы. А потом поняла, что не надо тратить время на сомнения. Теперь я стала выбирать людей быстрее и расставаться с ними быстрее.
Недавно я рассталась с человеком, который проработал у нас пять лет. Я вернулась из Америки и поняла, что что-то не так. Стала присматриваться, следить за результатами и показателями. Вызвала человека на разговор. А человек говорит про компанию «вы», а не «мы», вспоминает прошлую работу, до Едока. Пять лет прошло, а он себя с компанией не связывает.
Я размышляла, нужно ли еще подбирать какие-то аргументы или нормально будет сесть и по-честному сказать, что я вижу это, это и это, я не могу так дальше работать, спасибо за все. Без придумывания про эффективность, про задачи. Лучше просто быстро расстаться и заплатить хорошие деньги на прощание.
Целевая аудитория — семьи с детьми и работающие женщины
В нашей базе контакты 45 000 клиентов. Больше 65% покупают у нас постоянно.
Наша целевая аудитория — семьи с детьми и женщины, у которых нет времени ходить по магазинам. На втором месте — компании, которые покупают фрукты в офис сотрудникам. В основном это айти-компании или крупные агентства, например, Авиасэйлз или маркетинговое агентство «Сметана». Также мы поставляем овощи и фрукты в рестораны. Третье место — это люди, которые покупают коробки в подарок.
У нас две с половиной тысячи отзывов Вконтакте о наших коробках, и есть отдельная ветка для тех, кто остался недоволен. Мы никогда не удаляем негативные отзывы. Я учу своих сотрудников любить тех, кто жалуется: они приносят обратную связь. Во-первых, находят на нас время, во-вторых, раз жалуются, значит, верят, что мы можем исправиться.
Каждую неделю считаем недовольных клиентов. Вот из 372 заказов за неделю в Петербурге: 20 жалоб по качеству, 5 по — сборке.
Работать с конечным клиентом всегда сложнее, чем расставлять товары для безличных покупателей на полках. Была клиентка, которая писала негативные отзывы во всех соцсетях, хотя, на наш взгляд, мы всё сделали как надо. Мне было интересно ее понять, и я предложила пообщаться по видеосвязи. Выслушала ее, задавала вопросы. Она рассказала, как подговорила 50 человек из телефонной книги скачать приложение, чтобы с каждого получить по 500 рублей на бесплатную доставку. Это у нее такое хобби — получать продукты и сервис бесплатно. Иногда в качестве извинений мы дарим нашим недовольным клиентам подарки. Наверное, эта женщина решила, что быть недовольной выгодно.
Цель нашего сервиса — сэкономить время на покупки. В Москве много проектов, которые доставляют всё — Москоу фреш, Фэмили френд. Они классные игроки, с доставкой чуть ли не круглые сутки, много москвичей заказывают у них, потому что их ассортимент шире, чем наш. Я рассчитываю, что если мы сделаем ассортимент широким, то клиентов будет больше.
Кроме экономии времени мы устраиваем душевные акции. Например, в прошлом году, мы доставили несколько коробок на день матери родителям наших клиентов в другие города. После вручения коробки подставным курьером перед мамами внезапно появились их дети. Без предупреждения, сюрпризом. Мы просто купили для них билеты, чтобы они могли буквально на часик увидеться с мамами.
За пять лет цены мы поднимали 5 раз. Делали это аккуратно: на что-то поднимем, на что-то снизим. Сервис — это не только дружба со всеми, но и когда ты цены держишь низкими.
В декабре 2014 что-то произошло с долларом, и все поставщики увеличили цены в три раза. Мы остановили их на день продажи и стали думать, что делать. Едок полноценно работал первый год, и мы надеялись на праздники хоть что-то заработать. Но раз поставщики повысили цены, мы тоже должны повысить. Мы решили, что для клиентов ничего менять не будем и возьмем минус на себя. В тот НГ мы ничего не заработали. Но 14 февраля и 8 марта фруктовые боги послали нам хорошие заказы, и цены на рынке постепенно выровнялись.
В России мы еще не всё доделали
Два года назад мы поняли, что даже если мы уедем из страны, наш бизнес будет работать. Мы решили поехать в Калифорнию и открыть там филиал Едока. Мы прожили в Америке около года и весной 2019 года вернулись в Россию.
Вернулись из-за проблем с визой. Миграционная служба отказала нам в продлении рабочей визы, потому что у бизнеса нет офиса. Мы могли оспорить отказ или снять офис, но решили вернуться домой. Во-первых, это оказалось очень большое дело, и я решила пока не ввязываться. Во-вторых, было ощущение, что в России мы еще не всё доделали.
В Америке мой взгляд на бизнес поменялся. Раньше я не хотела открывать офлайн-магазин. Зачем? Мы же концентрируемся на доставке. А там смотрят по-другому. Интернет-магазин — это прекрасно, но познакомиться лично и поболтать с владельцем — это святое. Люди любопытные: открылось что-то новое — обязательно заглянут, поболтают одну минуточку, сядут в свой порш и поедут работать. И я подумала, что тоже так хочу. Открою в России свой магазинчик. Заодно и скорость доставки увеличим, если еще одна база будет.
Мы вернулись из Калифорнии и впервые задумались об инвестициях. Сейчас мы расширим наш ассортимент, раскачаем клиентскую базу и будем искать инвестора. Такие пока планы на ближайшие два года. А потом либо вернемся снова в Америку, либо куда-то, где солнце и море. Поближе к нашим любимым экзотическим фруктам.