какую музыку слушал чехов
МУЗЫКА В ДОМЕ ЧЕХОВА
Музыка вошла в жизнь Чехова еще в детстве. Антон Павлович любил слушать музыку в студенческие годы. Михаил Павлович Чехов вспоминает об одном характерном эпизоде, относящемся к началу 80-х годов. Как-то Антон и Николай Чеховы были на Всероссийской художественно-промышленной выставке. В помещении музыкального отдела выставки выступали различные русские и европейские знаменитости. Братьям довелось услышать в исполнении известного пианиста П. А. Шостаковского Вторую рапсодию Листа. Это блестящее, виртуозное произведение так увлекло писателя и художника, что с тех пор его можно было часто слышать в доме Чеховых.
Петр Адамович Шостаковский был первым крупным музыкантом, с которым познакомился писатель. Он не раз бывал в кудринском доме. В 80-е годы имя Шостаковского было широко популярно в Москве. Ученик Листа и, по характеристике Н. А. Римского-Корсакова, «прекрасный пианист», Шостаковский был директором Московского филармонического общества, организатором и дирижером симфонических концертов.
П. А. Шостаковский
Михаил Павлович Чехов рассказывает о Шостаковском: «Это был приятнейший, гуманнейший и воспитан-нейший человек, и все, кто его знал, высоко ценили его как исполнителя и любили как человека. Но раз дело касалось музыки, которую он обожал, то он забывал обо всем на свете, превращался в льва и готов был разорвать в клочки каждого из своих музыкантов за малейшую ошибку в оркестре.
Но после репетиции и концертов на Шостаковского не обижался никто, все знали его характер и были уверены, что потом он сам же будет всех ласкать и восторгаться успехами своего оркестра».
По словам М. П. Чехова, писатель запечатлел Шостаковского в одном из своих ранних рассказов («Два скандала») в образе слишком темпераментного дирижера.
Превосходная зарисовка Чехова, слушающего музыку в Бабкине, сохранилась в воспоминаниях сестры владелицы усадьбы Н. В. Голубевой. Вечер открылся романсами Глинки в исполнении Владиславлева.
Мысль его витала где-то далеко-далеко, и такая глубокая грусть лежала на его лице, еще не так давно сиявшем беззаботною юношескою веселостью.
Запела моя сестра. «Мне грустно потому, что весело тебе. » (романс Даргомыжского). Чехов закрыл глаза рукой и так сидел все время. Потом спела она романс «Русая головка» (его же) и, наконец, любимейшую вещь «Ехали бояре с Нова города».
Восторг от пения сестры был совершенно другой, чем от пения Владиславлева. Чехов аплодировал, кричал так, как кричат только в театрах, вызывая примадонну. На лице его опять появился задор и какое-то опьянение. Сестра спела по требованию всех нас еще «Ивушку». Наша публика бесновалась, чуть не ломала стулья. В это мгновение кто-то погасил лампу.
Я не поняла, зачем погасили лампу, оказывается, концертное отделение заканчивалось всегда «Лунной сонатой» Бетховена, которую «Вафля» исполняла в совершенстве, но только всегда при лунном свете.
Антон Павлович ушел на крыльцо и сел на нижнюю ступеньку. Я предложила было идти туда же, но отец сказал: «Антон Павлович любит быть там всегда один».
Соната в таком исполнении и в такой обстановке произвела на меня сильное впечатление.
По окончании ее все разошлись, не прощаясь и не произнеся ни слова».
Сильно, всем своим существом переживал Антон Павлович музыку и в кудринском доме. Так слушать музыку мог только человек, для которого она не развлечение, а нечто важное, большое, необходимое. С воспоминаниями Н. В. Голубевой перекликаются слова писательницы Т. Л. Щепкиной-Куперник: «Когда он [Антон Павлович] слушал «Лунную сонату», лицо его было серьезно и прекрасно».
По возвращении в Москву музыкальные вечера продолжались в доме на Садовой-Кудринской, но уже с новым составом исполнителей. Здесь выступали молодые музыканты, студенты консерватории, брат писателя Николай Павлович. Н. П. Чехов был талантливым музыкантом-самоучкой. Еще в детстве он выучился играть по слуху на скрипке, а потом на пианино. Поэт Л. И. Пальмин писал: «Музыкальный талант у него [Н. П. Чехова] кажется еще более, чем к живописи». Вероятно, в этих словах не было большого преувеличения, и только отсутствие специального образования помешало Николаю Павловичу сделаться крупным пианистом.
О музыкальном даровании Н. П. Чехова свидетельствует следующий эпизод, рассказанный Марией Павловной Чеховой. Однажды, вернувшись после прогулки домой, она застала в гостиной такую картину. Николай Павлович играл на пианино Вторую рапсодию Листа. Кто-то взволнованно, взад и вперед, ходил по комнате. Мария Павловна узнала гостя: это был дирижер и пианист П. А. Шостаковский. Он был поражен и восхищен исполнением трудного, виртуозного произведения музыкантом-любителем.
Антон Павлович любил слушать прочувствованную игру брата. Глубокий лиризм делал Антона и Николая Чеховых особенно близкими. У писателя лиризм нашел гениальное воплощение в его рассказах, повестях и пьесах. У художника он был глубоко скрыт и только неожиданно и сильно проявлялся в исполнении музыкальных произведений.
Лирическая стихия, пронизывающая многие произведения Чехова, точно требовала во время их создания музыки.
Николай Павлович исполнял и прелюдии Шопена, являющиеся одними из наиболее совершенных творений композитора. Очень любил Чехов, когда Николай Павлович играл Шестую прелюдию, исполненную одухотворенной скорби и внутреннего драматизма.
Часто в гостиной раздавались певучие звуки виолончели. Это играл М. Р. Семашко, по характеристике Чехова, «очень хороший» музыкант, ученик знаменитого Фитценгагена. В репертуаре артиста, помимо часто исполняемых произведений Давыдова, Поппера и Форе, были «Лебедь» Сен-Санса и «Баркарола» Чайковского, увековеченные потом в чеховском «Рассказе неизвестного человека». Семашко был своим человеком в доме на Садовой-Кудринской. Его имя не раз упоминается в переписке Чехова.
М. Р. Семашко, Фотография начала 1890-х годов
Чехов любил благородный тон виолончели, напоминающий человеческий голос. И не случайно своего рода лирическим музыкальным эпиграфом к пьесе «Иванов» дан дуэт виолончели и рояля, исполняемый за сценой Шабельским и Анной Петровной. Драматург снова привлекает внимание зрителей к этому эпизоду в IV действии пьесы, когда старик Шабельский, склонившись на рояль, безутешно плачет, вспоминая так рано погибшую Анну Петровну.
П. И. Чайковский. Фотография, подаренная А. П. Чехову. 1889 г
Когда Чехов только начинал свой писательский путь, Чайковский уже создал многие свои прославленные оперные, драматические и камерные сочинения. И замечательно, что молодой писатель и знаменитый композитор почувствовали большое взаимное влечение еще в то время, когда не были лично знакомы друг с другом.
Романсы и фортепианные произведения Чайковского исполнялись на музыкальных вечерах в Кудрине, звучали в Бабкине и в усадьбе Лука на Украине. Но особенно любил Антон Павлович оперу «Евгений Онегин». Здесь органически соединилась любовь писателя к Пушкину и Чайковскому. Чехов говорил, что «любит нежно» «милое письмо» Татьяны. Сцена письма в опере была особенно дорога и ее автору.
Одухотворенность, лирика, психологический реализм драматургии Чехова в свою очередь безусловно созвучны «лирическим сценам» Чайковского. Вот почему академик Б. В. Асафьев утверждал, что в «Евгении Онегине» предварен лиризм чеховских драм» и что «лирику «Онегина» можно измерять всем тончайшим из словесной ткани Чехова».
Конечно, Чехов был знаком и с симфоническими произведениями композитора. О том, до какой степени они были близки Антону Павловичу, рассказывала сестра писателя Мария Павловна. Однажды, войдя в гостиную дома, Мария Павловна увидела необычайную картину. За пианино сидел Антон Павлович и одним пальцем наигрывал полюбившуюся ему мелодию. Это было началом одной из симфоний Чайковского (возможно, Пятой симфонии, впервые исполненной в 1888 г.).
Еще не зная лично Чайковского, Чехов по рассказам встречавшихся с композитором людей был заочно знаком с творцом «Евгения Онегина». Воспоминаниями 6 Чайковском было наполнено Бабкино. Много и увлекательно рассказывала о композиторе в молодости знакомая с ним Мария Владимировна Киселева. Один из ее рассказов надолго запомнился Чеховым.
А. П. Чехов. Фотография, подаренная П. И. Чайковскому. 1889 г
Я. П. Полонский. Фотография, подаренная А. П. Чехову в 1888 г
Чайковский узнал Чехова как писателя только весной 1887 г. Петр Ильич жил тогда в усадьбе Майданово, вблизи Клина. По вечерам, отдыхая от напряженной работы, композитор любил чтение вслух. Читал обычно кто-нибудь из гостей, чаще всего друг Чайковского, известный музыкальный критик, профессор Московской консерватории Н. Д. Кашкин.
И вот в одной из газет композитору и Н. Д, Кашкину Попался па глаза рассказ Чехова «Миряне» (потом oн получил название «Письмо»). Рассказ настолько понравился Петру Ильичу, что был прочитан два раза подряд. Что же так поразило Чайковского в произведении 27-летнего Чехова, что в нем было особенно созвучно композитору? Конечно, прежде всего величайшая правдивость и простота изображения душевных движений действующих лиц, лиризм и особый юмор.
Несомненно, Чайковского привлекло и внимание писателя к маленькому человеку, к незначительным, на первый взгляд, событиям его жизни, ярко выраженный гуманизм писателя. Все это перекликалось с отношением Чайковского к своим героям, о котором он так сказал: «Вследствие особенностей моей артистической индивидуальности я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет хотя бы ни мало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей». Впечатление от рассказа было так велико, что Чайковский послал Чехову восторженное письмо, которое затерялось и не дошло до писателя.
Личное знакомство Чехова и Чайковского состоялось в декабре 1888 г. в Петербурге у брата композитора Модеста Ильича, драматурга и либреттиста. Антона Павловича поразили простота и скромность композитора. Чайковский «хороший человек и не похож на полубога»,-писал Чехов под впечатлением встречи.
Еще во время встречи с Чайковским у Чехова возникла мысль посвятить композитору новую книгу рассказов. 12 октября 1889 г. Чехов письменно обратился к Чайковскому с просьбой разрешить это посвящение. Конечно, Чайковский мог тоже письменно ответить на обращение, но прошел лишь один день, и Петр Ильич запросто пришел к писателю «с благодарностью», как он сам говорил.
Можно себе представить, какою радостью просияли глаза Антона Павловича, когда в маленькой прихожей своей квартиры он неожиданно увидел Чайковского!
Перспектива совместной работы с композитором была необычайно увлекательна для Чехова. Сестра писателя так сказала о его душевном состоянии после встречи с Чайковским: «Антон Павлович был счастлив!» Сообщая Модесту Ильичу о встрече с Чеховым, композитор писал: «Ужасно горжусь и радуюсь».
Вероятно, во время посещения Кудрина в сознании Чайковского ожили воспоминания прежних лет. В 1872- 1873 гг. композитор жил в доме на Кудринской площади (ныне площадь Восстания), где работал над Второй симфонией ( Этот дом отмечен мемориальной доской). В 1874-1875 гг. Чайковский жил на углу Малой Никитской улицы (ныне улица Качалова) и Садовой-Кудринской, почти рядом с домом Чехова. Здесь композитор создал многие произведения и среди них знаменитый Первый фортепианный концерт.
Вскоре после ухода композитора в доме Чехова снова раздался звонок, и посыльный передал Антону Павловичу конверт. Там было письмо: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посыльному Вашу! Достаточно ли я выразил Вам мою благодарность за посвящение? Мне кажется, что нет, а потому еще скажу Вам, что я глубоко тронут [подчеркнуто Чайковским] вниманием Вашим».
Антон Павлович выполнил просьбу композитора и послал ему свою фотографию и сборник рассказов. На фотографии Антон Павлович написал: «Петру Ильичу Чайковскому на память о сердечно преданном и благодарном почитателе Чехове», а на книге: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста». В ответном письме Чехов образно выразил свое отношение к Чайковскому: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книгу, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне».
Эти письма приближают к нам события памятного для Чехова дня: мы точно ощущаем живую интонацию беседы великих современников.
Чайковский, узнав об этой исключительно высокой оценке, отозвался в письме к брату: «Не можешь себе представить, как мне приятны слова Чехова обо мне».
Ранней весной 1890 г. вышел в свет сборник рассказов Чехова «Хмурые люди». Раскрыв книгу, читатель видел на ее первой странице: «Посвящается Петру Ильичу Чайковскому».
Одна из первых книг, надаренных А. П. Чеховым Таганрогской библиотеке
К сожалению, ряд обстоятельств помешал Чехову и Чайковскому осуществить план совместной творческой работы над оперой «Бэла». Чехов отправился в путешествие на Сахалин, затем в 1891 г. уехал за границу, а в 1892 г. оставил Москву и перебрался в Мелихово. Новые творческие замыслы не дали Антону Павловичу возможности приступить к подготовке либретто.
Композитор также увлекся другими сочинениями. В 1890-1893 гг. были созданы оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», Шестая патетическая симфония. В это время Чайковский лишь наездами бывал в Москве, проводя многие месяцы в поездках по России и за границей. Почти за четыре года композитор совершил семь путешествий и различные страны Западной Европы п большое артистическое турне но Америке. Тем не менее он продолжал живо интересоваться творчеством Чехова.
25 октября 1893 г. весь мир узнал о внезапной смерти Чайковского. Чехов телеграфировал брату композитора: «Известие поразило меня. Страшная тоска. Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан». Эти взволнованные слова лучше всего говорят о том, чем был Чайковский для писателя. Чехов до конца своей жизни оставался горячим поклонником творчества Чайковского. Романсы композитора часто исполнялись в усадьбе Мелихово, звучали в ялтинском доме Чехова.
О глубине и силе воздействия музыки Чайковского на писателя свидетельствует и ряд прямых откликов в произведениях Чехова. Так, например, третьему действию пьесы «Леший» предшествует ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», которая исполняется на рояле за сценой. Полная предчувствия грядущей гибели, мелодия вводит зрителей в драматически напряженную атмосферу действия, завершающегося гибелью Егора Петровича Войницкого. В «Рассказе неизвестного человека» Чехов рисует, как музыка Чайковского вызывает у одного из героев произведения, петербургского чиновника, глубоко скрытые хорошие, человеческие чувства. Целиком навеян сценой письма Татьяны полный лиризма и мягкого юмора рассказ «После театра».
Конечно, не такие отдельные, сами по себе интересные «переклички» сближают творчество Чехова и Чайковского, а прежде всего общий художественный строй, общая поэтическая интонация произведений писателя и композитора.
Чайковский с его огромной музыкальной интуицией остро ощущал музыкальное в искусстве слова. Чайковскому принадлежат глубокие по мысли слова о Пушкине, который «очень часто вырывался из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки». Несомненно, композитору было органически близко музыкальное начало творчества Чехова.
В произведениях великих современников, глубоко русских по духу, в неповторимо яркой, индивидуальной форме выразился вдохновенный лиризм, мужественный пафос преодоления скорби, удивительная сердечность, высокое жизнеутверждающее начало. Чехова и Чайковского сближает их отношение к творческому труду как главному делу жизни, страстная любовь к русскому человеку и русской природе, обаятельная искренность и простота.
Музыка, занимающая такое большое место в жизни Чехова, с новой и важной стороны открывает нам творческую личность писателя. В годы жизни на Садовой-Кудринской особенно полно проявилась глубокая внутренняя связь Чехова с миром музыки, ее творцами и исполнителями.
А.П.Чехов в классической и современной музыке
От кино переходим к другому жанру искусства – театру, вернее, музыкальному театру. Достаточно неизбитой является тема «Чехов в музыке». Вот здесь (составитель А.П.Смирнова) нашла много интересного на этот счет.
А.П.Чехов дружил с П.И.Чайковским, восхищался его музыкой. Несмотря на то, что Антон Павлович не писал стихи, его проза очень музыкальна и наполнена звуками: шум дождя, рокот моря, пение птиц, звон колоколов и еще многое и многое может услышать в ней чуткое ухо композитора.
Известно, что С.И.Рахманинов мечтал написать оперу «Дядя Ваня», но так и не осуществил этот замысел. Написан был лишь романс на слова последнего монолога Сони «Мы отдохнем». Нашла его в исполнении Сергея Хромченко.
Под впечатлением чеховского рассказа «На большой дороге» Рахманинов сочинил симфоническую поэму «Утес». Оба произведения прочно вошли в число наиболее часто исполняемых произведений композитора.
А.П.Смирнова отмечает не менее 60 наименований музыкальных произведений, написанных на основе чеховских сюжетов и приводит полный список подобных произведений. В это число входят оперы, оперетты, мюзиклы, балеты. Насчитывается шесть музыкальных опусов на тему «Романа с контрабасом» и семь на тему «Медведя», созданных в жанре комической оперы. Три оперы посвящены «Вишневому саду», пять – «Свадьбе», еще несколько рассказам «Ведьма» и «Хирургия».
Две оперы «Ванька» и «Свадьба» принадлежат перу А.Холминова. Они в постановке Бориса Покровского шли в театре Камерной оперы в Москве, а также в других музыкальных театрах России.
К числу удачных А.П.Смирнова относит также оперу «Каштанка» В.Рубина (1989 год). В либретто оперы используются стихи И.Анненского, И.Бунина, Ф.Сологуба. Арии зверей на писаны на тексты басен «Гусиное перо», «Кот», «Усердная Хавронья».
Один из моих любимых бардов Сергей Никитин создал три музыкальных спектакля по произведениям Чехова. Особенно успешным был спектакль «А чой-то ты во фраке?» (1992 год), который представлялся на многих сценах в СНГ.
Для другой балетной примы и собственной музы Майи Плисецкой Родион Щедрин написал балеты «Чайка» и «Дама с собачкой». Ниже привожу ссылку на фильм-балет «Дама с собачкой», только он большой, 50 минут. Вот ссылка http://www.vidwor.ru/video/entertainment/dama-s-sobachkoy-film-balet.html.
Грустные и веселые песни будем чередовать. Итак, первой ставлю клип «Белой гвардии» с песней «Ты так далеко. » (Из переписки А.П.Чехова и О.Л.Книппер).
Возможно, многим будет интересно, как звучат чеховские «Три сестры» на украинском. Такую возможность предоставляет группа Eskiz koda.
Самый востребованый для меня жанр – авторская песня. Один любимый бард в этом сочинении упоминался, но все-таки на первом месте в душе стоит Булат Шалвович. Наверно, все поклонники его творчества помнят, в какой песне он вспоминал Чехова. Кажется, она звучала в фильме про будни уголовного розыска.
И в заключение авторская песня – рекомендация, посвященная всем читательницам слабого пола. Елена Решетняк «Читайте Чехова, мадам».
Чехов и музыка
Отрывки из передачи
Владимир Абаринов:
«Антон Чехов никогда не учился игре ни на каком музыкальном инструменте. Но в детстве вместе с братьями он пел в церковном хоре. Церковное пение упоминается во многих текстах Чехова. А в рассказе «Певчие» указано конкретное произведение, которое разучивает церковный хор — «Херувимская» Бортнянского, № 7. Этот гимн еще называют по первым словам: «Иже херувимы»…Музыкальный обиход героев Чехова состоит из обычного набора: цыганских песен, популярных русских романсов, оперных и опереточных шлягеров. Чехов описывает музыку и пение довольно странно. Например, в повести «Моя жизнь» героиня поет романс Чайковского «Ночь» на стихи Полонского, а герой говорит: «Пока она пела, мне казалось, что я ем спелую, сладкую, душистую дыню». Есть у него рассказы о музыкантах, в этих рассказах музыка не имеет никакого значения, а есть страшный, странный, до сих пор до конца не истолкованный, мистический «Черный монах», в котором музыка играет ключевую роль. Жалко, что Карл Юнг его, кажется, не читал, во всяком случае не оставил нам своего толкования».
Радиоантология современной русской поэзии.
Стихи Владимира Друка. Поэт родился в Москве в 1957 году. С 1994 года живёт в Нью-Йорке. Автор книг «Нарисованное яблоко», «Коммутатор», «Одноразовые птицы» ( диплом премии «Московский счёт 2009).
в масштабе женщин и мужчин
в года обыкновенных бедствий
мы – поджигатели причин
и легкая добыча следствий
покуда следствие идет
и снайперы сидят на крышах
не делай вид, что ты не слышишь
не делай вид, что ты бетховен
не делай вид, что все пройдет
ещё в полях гуляет страх
а в чащах бродят террористы
они вообще-то пацифисты
но с бомбометами в руках
они сперва ушли в народ
а после вышли из народа
у входа в рай табличка «вход»
и запах сероводорода…
мы – провокаторы любви
и – гинекологи свободы
ещё умоются в крови
ещё не все разрешено
ещё не все запрещено
и в эту щелку как в кино
влезает каждое говно
мысль изреченная есть кровь
запекшаяся в штамп гослита
не проповедуйте её
в года иммунодефицита
раз не дано предугадать
чем наше слово отзовется
то пусть оно пока заткнется
и это будет благодать
вздохнув, развалится на части
но кто-то соберет запчасти
и вспомнит наши имена
«Наши современники».
Рассказывают вильнюсские таксисты.
«Мои любимые пластинки» с журналистом и музыкантом Юрием Векслером.
«Мне было 22 года. Это был Академгородок, 1968 год. Фестиваль бардов, на котором у Александра Галича состоялось несколько концертов. Я был сражён смелостью Галича. Все говорили одно и тоже: сейчас откроются двери этого зала, войдут вооружённые люди и всех нас арестуют».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Ссылки
—Цитатник
http://wiki.liveinternet.ru/ServisDnevnikovLiveInternet/Pravila?v=vw4 Очередное дополнение в.
В последнее время, очень у многих (у меня в том числе), не идут сообщения о комментариях, новых по.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Анто́н Па́влович Че́хов (17 [29] января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 [15] июля 1904, Баденвайлер)
«Приходите к нам сегодня вечером. У нас будет музыка», — приглашал Чехов в Кудрино артиста А. П. Ленского.
Чехов тесно связан с миром музыки. Музыкальное начало одухотворяет произведения писателя, является важным элементом чеховского стиля. Музыка — насущная необходимость для Чехова. Она давала ему большую творческую радость, служила неиссякаемым источником вдохновения. Музыка сопутствовала всей жизни писателя.
Музыка стала близкой Чехову еще в детстве. Музыкальной была чеховская семья. Чехов-гимназист в Таганроге увлекался спектаклями итальянской оперы, бывал на симфонических концертах и вечерах камерной музыки. Во время далеких поездок в приазовскую степь юный Чехов слушал в деревнях народные песни.
В московские годы сформировались музыкальные интересы молодого Чехова. Здесь Антон Павлович посещал Большой театр, а во время поездок в Петербург — и Марианский оперный театр, где видел многие оперы в исполнении прославленных артистов. Чехова покорили могучие артистические индивидуальности Антона и Николая Рубинштейнов. Антон Павлович был знаком с артистом Большого театра В. С. Тютюником, композитором Б. М. Азанчевским, известным тогда пианистом и дирижером П. А. Шостаковским.
П. А. Шостаковский не раз бывал в кудринском доме Чехова.
Поселившись в 1885 г. в сравнительно просторной квартире на Большой Якиманке, Антон Павлович стал устраивать у себя музыкальные вечера с участием артистической молодежи. У писателя еще не было своего музыкального инструмента, и пианино приходилось брать напрокат. «У нас полон дом консерваторов — музицирующих, козлогласующих. » — шутливо писал Чехов.
«Консерваторы» — это студенты Московской консерватории, с которыми дружили Чехов и его семья.
Музыкальные вечера продолжались в доме на Садовой-Кудринской. Здесь выступали молодые музыканты и брат писателя Николай Павлович (художник), который был талантливым музыкантом-самоучкой. Еще в детстве он выучился играть по слуху на скрипке, а потом на пианино. Поэт Л. И. Пальмин писал: «Музыкальный талант у него [Н. П. Чехова] кажется еще более, чем к живописи». Вероятно, в этих словах не было большого преувеличения, и только отсутствие специального образования помешало Николаю Павловичу сделаться крупным пианистом.
Более всего был созвучен артистической натуре художника Шопен, композитор широчайшего диапазона. По словам Антона Рубинштейна, в сочинениях Шопена соединились «трагизм, романтизм, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простое». Особенно близка была Николаю Павловичу лирика Шопена.
Художник чаще всего исполнял пленительные шопеновские ноктюрны, грациозные мазурки, прелюдии, являющиеся одними из наиболее совершенных творений композитора. Очень любил А.П.Чехов, когда Николай Павлович играл Шестую прелюдию, исполненную одухотворенной скорби и внутреннего драматизма.
Часто Николай Павлович играл утром, когда в доме было совсем тихо. «Просыпаешься, слышишь чудную музыку и хочется, чтобы она никогда не прекращалась»,— вспоминала Мария Павловна (сестра)»