какую художественную функцию несут сны в романе достоевского преступление и наказание

Сочинение Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти. Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и. дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».

Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.

Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.

Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи. ». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Пьеса имела большой успех и вызвала интерес у зрителей и критиков, причиной которого стала острая социальная направленность произведения, реализм в изображении низов общества.

Полковник Красной армии Александров три месяца отсутствовал дома, пребывая на фронте. Он прислал в середине лета своим дочерям Ольге и Жене телеграмму, в которой предложил остававшиеся дни лета провести на даче.

«Последний поэт деревни…», «Прекрасный юноша русской поэзии…». Такими словами описывали Сергея Есенина современники. Гениальный представитель Серебряного века в русской поэзии. Человек, тонко чувствовавший жизнь

Источник

Функции снов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Функции снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же.

Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире.

Написан роман был « при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других » (Н.Н. Страхов: «Преступление и наказание» («Отечественные записки», 1867 г.)). Сам автор писал о своем произведении так: «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».
Безусловно, во все времена человечество волнует тема борьбы добра со злом. Достоевский в этом не новатор. Но он сумел изложить эту простую тему таким образом, что весь мир на протяжении полутора века с восхищением читает роман «Преступление и наказание».

Достоевский – искусный психолог. Писатель, обращаясь в 1865 году к издателю М.Н. Каткову, так излагает замысел романа: «Это психологический отчет одного преступления. ».

Сновидения в психологии часто используют для разгадывания состояния человека, истинных причин каких-либо поступков либо неадекватных мыслей. Сны, по мнению психологов, отражают истинное, скрытое «я» человека.

Смело можно сказать, что именно во сне обнажается сущность, проявляется внутренний мир, душевное состояние личности. Сон позволяет автору проникнуть глубоко в душу героя. Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» с великим профессионализмом использует этот прием, чтобы раскрыть психологический портрет Родиона Раскольникова. Писатель показывает нам всю сущность героя, без фальши, через описание сновидений.

В романе можно выделить пять снов, в том числе бредовых полуснов, которые видел Раскольников, находясь в болезненном состоянии. Каждый из этих эпизодов достоин подробного рассмотрения и описания.

Итак, первый кошмар героя кратко можно назвать сном о лошади. В 1945 году известный критик К. В. Мочульский проанализировал его в своём фундаментальном труде «Достоевский. Жизнь и творчество». Позволю себе опираться на его работу, тринадцатая глава которой исчерпывающе объясняет суть данного фрагмента и совпадает с моими личными ощущениями при чтении. Константин Васильевич пишет: «. В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком. «

Сон снится Родиону еще до преступления. Мысли и сомнения терзают героя. Это и находит отражение в данном сновидении.

«…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…». Он видит себя ребенком, наблюдающим убийство животного. Эпизод описан Достоевским в мрачных, темных тонах и наполнен различными символами. Отметим наиболее выделяющиеся: кабак и церковь на кладбище. Кабак можно назвать символом развращенности, низости, воплощением различных грехов. А церковь на кладбище – олицетворение начала и конца земной жизни в одном и том же месте, близостью человека к Богу и возможностью отказа от своих грехов.

Раскольников во сне наблюдает несправедливость. Он видит, как пьяный хозяин лошади забивает её до смерти лишь из–за того, что она не прокатила его приятелей на телеге. Маленький Родион бросается на него с кулаками. «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…».

Автор нагнетает трагичность первого сна, показывая нам очень мерзкий образ Миколки. Федор Михайлович намеренно называет героя сна таким именем. Это же имя носит и другой герой – красильщик, взявший на себя вину Родиона.

Вероятно, это детское событие положило начало двойственности натуры героя. Поражаясь несправедливости людей и жалея невинное животное, он вместе с тем обдумывает убийство человека. Но проснувшись ото сна, Раскольников словно проснулся от наваждения и пробудил в себе любовь и сострадание.

«. Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь — и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…» (К. В. Мочульский. «Достоевский. Жизнь и творчество»). Но отрекается не на долго. Истинного исцеления не наступает. Его нигилистическая, «наполеоновская» теория и страшные мысли в болезненной голове одержали победу над верой и человечностью.

Вот так коротко и ясно в одном фрагменте Фёдор Михайлович Достоевский сумел показать, как жестокость побеждает в этом мире. А сам человек, отошедший от Бога и творящий всё это, в душе всегда тоскует по истинной справедливости и гуманности.

В контрасте с этим сном перед нами предстаёт другое видение Раскольникова. Это происходит также накануне преступления и вновь в болезненном состоянии, которое уже сопровождает Родиона постоянно. Автор описывает грёзы героя: «. Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”.

Здесь вновь наблюдаются терзания, неопределенность Раскольникова, который с одной стороны ищет подтверждение своей теории, с другой – ищет пути исцеления.

Предстающий перед воображением больного оазис находится в Египте. А нам известно, что во время своей экспедиции в Египет Наполеон Бонапарт бросил свою армию, истощенную боями и чумой. И вопреки здравому смыслу, после этого поступка французы с ликованием встретили полководца, а сам Наполеон совершил государственный переворот.

Раскольников же, видя в себе задатки полководца и мечтая создать новый идеальный мир, считает своим долгом уничтожать «тварей дрожащих» без угрызений совести. Но поскольку это противоречит истинной человеческой натуре, даже в бреду, Раскольников раздваивается и подает надежду на отказ от своего замысла. Он пьет из чистого голубого источника, сам при этом, возможно, имея шанс на очищение.

После того, как Раскольников убивает старушку, ему сниться не то, что сон, а скорее больше напоминающее галлюцинацию или просто бред. Родиону кажется, что Илья Петрович, помощник квартального надзирателя, жестко избивает его хозяйку. Сон в отличии от предыдущего наполнен злостью и ужасом. Под всё этой тяготой у Родиона начинают зарождаться сомнения в своей теории. Позже выясняется, что никто не бил хозяйку, а то что это был его бред. Со слов Настасьи: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Если девушка говоря всё это, имела ввиду про болезнь, то Раскольников её слова понимает по-другому. Тут Родион находит символическое значение в многих выражениях, но мотив один, он видит свое преступление, грех.

После убийства, Раскольников всё ещё не воспринимает всё случившиеся, его мучает совесть, а значит в нём осталось, что-то человеческое. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку у Родиона возникают вопросы: «Но за что же, за что же. и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» В этом сне у Раскольникова разгорается настоящая внутренняя борьба между добром и злом. Действие происходит на лестнице, она символизирует путь, который предстоит пройти герою если он хочет заменить Бога. Я думаю, что в этом сне Раскольников оправдывает себя, а также тут показана теория Раскольникова, её несостоятельность и ужас.

Этот сон похож очень на первый. Только в этом Родиона можно сравнить с той бедной лошадью. Он боялся людского суда наяву, как раз он совершается в кошмаре. Здесь опять не оправдывается теория самого Раскольникова. В этом бреду герою видится Свидригайлов, который так же становиться частью его теории, воплощая идею своеволия.

На каторге в болезненном бреду, он подводить не только черту, которая обобщает все его страдания, но и сущность общества и человечества в целом. «Весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу», вот что сниться Родиону. Так же сон наполнен яркими красками, душа героя обновляется. Каторга для героя- это начало новой жизни, искупление от греха. Я думаю Достоевский с помощью этого сна подчёркивает последствия, которые ждут Раскольникова, за распространения его теории. Так же гордость и своеволие для писателя является безумием, от них Родион избавляется долго и мучительно. Но сон заканчивается не совсем ясным для читателей.

Источник

Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»

какую художественную функцию несут сны в романе достоевского преступление и наказание. raskolnikov georgij taratorkin 1969%2B2. какую художественную функцию несут сны в романе достоевского преступление и наказание фото. какую художественную функцию несут сны в романе достоевского преступление и наказание-raskolnikov georgij taratorkin 1969%2B2. картинка какую художественную функцию несут сны в романе достоевского преступление и наказание. картинка raskolnikov georgij taratorkin 1969%2B2. Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.
Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»

«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»

«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Источник

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести». В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны. Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

Сны Раскольникова

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Источник

Курсовая работа: Тема снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»

П Р О В И Н Ц И А Л Ь Н Ы Й К О П Р О В И Н Ц И А Л Ь Н Ы Й К О Л Л Е Д Ж

Тема снов в романе Достоевского “Преступление и наказание”

10 гуманитарного класса

Ивановым Вадимом Андреевичем

учитель русского языка и литературы

Лобанова Инна Александровна

Второй и третий сон

Что такое сны? Откуда они берутся? Почему, закрыв глаза и не воспринимая ничего вокруг, не покидая не то, что дома – собственной постели, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы, выглядим так, как совсем не можем выглядеть? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый, почему дрожит его граница? Откуда берется его действие без начала и конца, но со своими особыми условиями? Древние говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из будущего. Что они значат, эти осколки, какой – то небывалой и “не будущей” жизни, которые – то освещают день, то выбивают из колеи, то заставляют страдать? И стоят ли они того чтобы о них думать?

Не удивительно, что совершенно особую роль, сновидения играют в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их. Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф.М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно – художественную роль. Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, зачастую экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

Цель: выявить идейно – художественное значение снов в романе.

В этом исследование мы решали следующие задачи:

1. Проанализировать сны героя.

2. Выявить взаимосвязь сна – бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности.

3. Понять какой идейно – художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, посещающие его на протяжении всего романа “Преступление и наказание”.исправленная

На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред. Поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа. Итак, перейдем к первому сну.

«Страшный сон», отрывок из детства, казалось бы, самого светлого, доброго и замечательного периода человеческой жизни. Но далеко не это мы ощущаем, читая строки об избиении лошади «Но уж бедной лошаденке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Этот сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой встречи с Мармеладовым. Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это-то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене сна Раскольников видит себя ребёнком. Но в тексте романа Раскольников – мальчик и Раскольников – взрослый не разделимы.

Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о «роли властелина», «Наполеона».

Раскольников не находит разницы между человеком и животным. В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей. В этом сне несколько раз упоминается слово «топор», и это не случайно. Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади («Топором ее, чего! Покончить с ней разом»), но и старухи уже в реальном мире. Маленький Родион уже в семилетнем возрасте пытается вернуть справедливость, размахивая руками», в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку», но уже поздно. Лошадь мертва: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает». А это значит, что одних усилий Раскольникова слишком мало для того, чтобы изменить сознание людей, искоренить инстинкт самоуничтожения человечества. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.

В изображение поведения толпы в этом сне, присутствующей при трагически-символической сцене избиения лошади, чувствуется, сознательные и бессознательные, это не имеет большого значения, реминисценции из Щедрина. В очерке “К читателю” (1862) бьют не лошадь, а человека (“но можно ведь сечь и людей”), а присутствующая при этом толпа ведёт себя в точь-в-точь, как толпа в жестоком сне Раскольникова. И у Щедрина, как позже у Достоевского, в ней находится только один сердобольный, но бессильный помочь старик: “А толпа была весела, толпа развратно и подло хохотала. Хорошень его! Хорошень его!” – неистово гудела тысячеустая. “Накладывай ему! Накладывай! Вот так! Вот так!” – вторила она мерному хлопанью кулаков. Только один нашёлся честный старик, который не вытерпел и прошептал “Разбойники!” – но и тот, заметив, что его расслышали, стушевался.[1]

Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое время снов не видит, если не считать видения накануне убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой».

Второй и третий сон

Второй сон посещает Раскольникова уже после убийства. Он находится в полусознательном состоянии. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени».

Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне:

«Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления». Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря: «Не я один такой». Читатель способен здесь понять, что не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, но и любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство.

И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.

Раскольников думал о спасение обездоленных, но себя отдать за них не мог, себе он из спасённого человечества хотел создать пьедестал, в отличие от Сони, которая без раздумий, без страха готова была в любой момент без остатка отдать себя за других.

Что бы остаться при своей идее, Раскольникову необходимо было отречься от Сони, потому что Соня не примириться с убийством во имя его гипотетического благодетельного всемогущества, и в таком случае ему придётся предать и Соню, как он предал уже Лизавету.

Самое большое значение для воплощения замысла романа “Преступление и наказание” имеет четвётрый сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию “разумного эгоизма”.

В четвёртом сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом, заставляя их считать себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности. Избранные, по Достоевскому это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в четвёртом сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.

Четко начинает прослеживается общение Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные “язвой” — гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои “права”, пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной. В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом, происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству — то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

В этом сне Раскольникова в трансформированном виде предстало всё то, что он думал о страшном, реальном капиталистическом мире, с его распадением и разъединением, с изоляцией в нём личности от массы, с его все общей свалкой, с его конкуренцией всех против всех и каждого против каждого, с его гордыней и его несчастиями, с его социальной антропографией, с его войнами, с его многочисленными и противоречащими друг другу программами спасения, с его тщетными поисками выхода и тщетным ожиданием праведников, искупителя и вождя.

Творческому гению Достоевского свойственно было вбирать в свои искания и в свои свершения чужие литературные источники, перерабатывая, переваривая их на свой лад, для своих целей, ассимилируя их себе. Возможно, что в основании заключительного сна Раскольникова лежит одно место из евангелия, подобно тому, как в основании первого сна лежит стихотворение Некрасова. Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать, “когда это будет?”, когда кончится старый век и начнётся новый и что является “признаком” пришествия Мессии. Иисус говорил:

“…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец:

ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут и глады, моры и землетрясения по местам,

все же это – начало болезней…

и тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

и многие лжепророки восстанут и прельстят многих;

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

претерпевший же до конца спасётся”.

Главное в задевшем воображение Достоевского отрывке – сознание необходимости и в то же время близости исхода: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей и ближе перелом, чем гибель всеобщей, тем необходимей и ближе спасение, чем шире распространялась мировая язва, чем неотвратимей казалось всеобщее уничтожение, тем ближе был свет, который должен был всех согласить и объединить.

1. Белов С.В. – Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” комментарии.

2. Кирпотин В.Я. – Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

3. Общеобразовательный интернет ресурс – Litra.ru

5. Сочинения по русской литературе – Базлова Н.Ю., Зеленкова Е.В., Константинова К.И., Чихалова. Ю.М.

[1] Н. Щедрин (М.Е. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. 3. Л., Гослитиздат, 1934, стр. 62.

[2] С.В. Белов подмечает, что образ смеющейся старухи во сне Раскольникова созвучен пушкинскому образу подмигивающей Германну графини. Этот сон Раскольникова по его мнению так же в известной мере близок и сну героя “Последнего дня приговорённого к смерти” В. Гюго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Тема снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: курсовая работа Добавлен 05:09:43 28 мая 2009 Похожие работы
Просмотров: 631 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать