хоровые навыки что это

Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ

хоровые навыки что это. 31fadb54eddc16ce71c56b5dea2576ff. хоровые навыки что это фото. хоровые навыки что это-31fadb54eddc16ce71c56b5dea2576ff. картинка хоровые навыки что это. картинка 31fadb54eddc16ce71c56b5dea2576ff. Залина Дзитоева Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ Залина Дзитоева
Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает положительные реакции, связанные с изменением и улучшением кровообращения, а значит и улучшением обмена веществ, благотворно влияет на нервную систему,помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Исходя из своего опыта могу сказать, что именно в старшем дошкольном возрасте я больше внимания уделяю работе над вокально- хоровыми навыками, ибо в младших и средних группах дети не имеют еще никакого опыта в этом и нарочитое внимание этой проблеме могут отвернуть детей от музыки, они могут вообще потерять интерес к ней.

Исходя из этого мною были поставлены следующие задачи:

2- Развивать эмоциональную отзывчивость во время пения;

3-Формировать певческие навыки;

4- Развивать исполнительское мастерство;

5-Усвоить навыки хорового пения;

6- Расширять музыкальный кругозор.

Новизна данной работы заключается в том, что опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, мной были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е. Теличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, Д. Огороднова.

В своей работе использую игровые приёмы, сюрпризные моменты, индивидуально — личностный подход к детям.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, эмоционально, выразительно, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий и вокального кружка. Кружковая система позволяет мне учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т. е. приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

С целью охраны детского голоса учитываю следующие факторы:

· использую для исполнения произведения интересные и красивые, доступные по диапазону и содержанию с учетом индивидуальных особенностей

· осторожно использую крайние звуки, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

· слежу за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

· добиваюсь нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)

· оберегаю голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, громко, не повторять бесцельно песню и т. д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, на праздниках (не более 4);

Важно в работе над вокально-хоровыми навыками не забывать о певческой установке, ведь от того, насколько свободно и в то же время активно чувствует себя поющий зависит соответствующее физическое состояние, качество звука, правильное дыхание, эмоциональность.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации, расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию. Ведь детский голос очень неровный, особеннопри пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок- распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов.

Разучивание и пение распевок провожу стоя или сидя на ковре тем самым каждый ребенок ощущает свою значимость.

Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю не более двух. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной,предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: «эхо», «перекличка», «соревнование»

1. короткий, бесшумный вдох, не поднимая плеч.

2. Опора дыхания-пауза или активное торможение выдоха

3. Спокойное, постепенное, без толчков распределение дыхания при пении

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, помогают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Также использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. При правильной постановке голоса звукообразование должно быть естественным, легким, дети должны петь без крика и напряжения.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям,которые можно освоить в следующей последовательности:

1. На отдельных гласных звуках найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя (ре1-си1)

2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении и освоить его легко в дошкольном возрасте. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе. Использую такие игровые упражнения,как: «Нарисуй мелодию!», «Едем по дороге», «Игра с мячом», «Качели», «Ракета».

Дикция формируется постепенно.Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, поясняем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, упражнения артикуляционной гимнастики.

Основная цель артикуляционной гимнастики- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (губ и языка, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. (комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик», компл. Упражнений для мышц мягкого неба и глотки «Жаба Квака», динамические артик. упражнения «Птенчик», «Улыбка», «Трубочка», «Часики» и т. д.

Работу над чистым интонированием начинаю с понятия высоты звука.

Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую «показ рукой».

Хороший результат в работе над интонацией дает упражнение «рисуем голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. … С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Здесь большую роль играет педагог- показ четких вступлений и снятий. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности и эмоциональности.

В работе над ансамблем хорошо использовать приёмы пения «по цепочке», дуэтом, трио (с воспитателем, поочередное пение (воспитатель, дети, муз. руководитель). К пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя».

Все перечисленные вокально-хоровые навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Итогом работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в конкурсах, в театральной деятельности.

Основанием для выбора направления работы «Особенности работы над вокально- хоровыми навыками в дошкольных образовательных организациях» послужили результаты диагностики развития вокально- хоровых навыков, которую проводила в старшей и подготовительной группах детского сада №7 г. Алагир.

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Итогом моей педагогической деятельности стала самореализация детей в песенной деятельности, которая выражается в уверенном и успешном исполнении песен на концертах, вечерах, досугах, утренниках.

Поэтому в дальнейшем планирую совершенствовать работу над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.

Источник

Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа

хоровые навыки что это. 410e9899cba578820ca607ac79061de2. хоровые навыки что это фото. хоровые навыки что это-410e9899cba578820ca607ac79061de2. картинка хоровые навыки что это. картинка 410e9899cba578820ca607ac79061de2. Залина Дзитоева Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ светлана горбунова
Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа

Вокально-хоровая работа для развития певческих навыков дошкольникoв

Вначале занятия напоминаем детям как нужно сидеть во время занятия пением.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Упражнения для формирования правильной певческой установки: «Сидит дед» М. Картушиной; «Ветер», «Медведь».

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно все элементы вокально-хоровой техники, а в дальнейшем они углубляются. Их последовательность выглядит так.

Вокально-хоровые навыки:

Вначале занятия провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к пению. Для этой цели использую дыхательную гимнастику, вокальные распевки.

Данные упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат ребенка к пению, что предотвращает перенапряжение голосовых связок. Таким образом активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание требует усилий. Оно сoстоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые делятся на упражнения без звука, звукoвые упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Но нельзя на занятиях использовать более 2 упражнений на развитие дыхания.

Вот некоторые, наиболее любимые детьми упражнения для развития певческого дыхания:

упражнения без звука: «Дирижер», «Быстро-медленно», «Мороз», упражнения с листком бумаги, «Понюхать цветок» и т. д. ;

звуковые упражнения: «Воздушный шар», «Пузырь», «Котенок и шар», пальчиковая игра «Воздушный шар» и т. д. ;

упражнения под музыку: «Свеча», губная вибрация, комплексы дыхательных упражнений с движениями, «Чайник», «Кастрюля-хитрюля» и т. д.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, детям нужно петь без напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Для этого нужно с раннего возраста учить детей протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» петь протяжно последний слог, в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку».

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (Во поле береза стояла). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренных темпах, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Упражнения для работыправильного звукообразования: «Колокол», «Саксофон», «Игра с мячом», пение с закрытым ртом, Упражнения по методу Д. Огороднова на раскрепощение подбородка, «Сидит филин», чистоговорки.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение. Дикция – четкость произношения текста. Это непременное условие вокального, хорового исполнения. Многие дошкольники имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является регулярное использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, правильности работы всего артикуляционного аппарата. Практика пения таких упражнений усиливает эффективность логопедической работы, т. к. процесс пения, как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Цель вокально-артикуляционныхупражнений реализуется в задачах:

1. освобождение артикуляционных мышц от напряженности

2. развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата

3. преодоление дефектов произношения, мешающих не только звучанию певческого голоса, но и речи

4. развитие способности петь связно, при этом четко произнося согласные звуки

5. развитие способности петь интонационно чисто

6. овладение приемами произношения текста для улучшения вокальных качеств голоса.

При работенад дикцией хорошо показал себя прием утрированного показа артикуляции педагогом:

Артикуляционная гимнастика. Основная цель – выработка полноценных определенного положения органов артикуляционного аппарата. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются память, внимание.

Озвученная артикуляционная гимнастика. Упражнения «Ручеек», «Мотоцикл».

Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Упражнения Е. Железновой, М. Картушиной.

Проговаривание и пропевание скороговорок в разном характере, темпе, с использованием звучащих жестов (по К. Орфу). В работенад скороговорками помогают следующие приемы:

Отмечание метрической пульсации хлопками

Чередование хлопков и шлепков по бедрам

Щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе

Проговаривание текста в ускоряющемся темпе

Проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика (нарастание динамики показываем жестом)

Чтение скороговорок по подгруппам, проговаривание каноном

Пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам.

6. Вокальные упражнения на гласные.Методика проведения: дети пропевают только гласные буквы.

7. Пневмопластические упражнения направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Для чистоты интонирования мелодии использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Хорошо работают упражнения на звукоподражание. Желательно,чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры).Пособия: «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Качели», «Пой со мной».). Также для налаживания чистоты интонации в пении, использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее по своему. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение спокойное и неторопливое, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля. В пении хором приучаю детей слушать себя и других, сливаться с общим пением. Это достигается акцентом внимания на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, окончании пения фраз. Следует стремиться к выразительности пения, выстраиванию ансамбля.

Ансамбль достигается постепенно. Малыши вначале года включаются в пение после вступления педагога, а в конце года начинают песню по окончании вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля у детей даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (рнп «Петушок», «Зайчик».).В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио, поочерёдное пение. В такой же последовательности совершенствуем ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь добавляются «Эхо» и «пение про себя». Такая работа имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при пении в унисон.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение песенной импровизации. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано, начиная с 3-4 лет. В старших группах продолжается работа по закреплению навыков, полученных детьми в младшем возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, помочь детям преодолеть неуверенность, развить воображение, внимание, память.

Дети увлечённо импровизируют и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

«Обезьянки» (Автор неизвестен).

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Вывод: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче.

Все вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30» г. Сыктывкар.

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.

Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений. 1 слайд «Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в регламентированной и нерегламентированной.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.

Эффективные упражнения по формированию и развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. В помощь музыкальным руководителям В данных упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного, напевного звука, точного интонирования,.

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения. Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *