холодный натяг трубопровода что это
Сальниковые компенсаторы применяют на трубопроводах с dу от 100 до 1000мм, работающих при давлении до 2,5 мПа и температурой до 300 градусов.
Компенсирующая способность его составляет от 300-600 мм, но недостатком их является наличие сальниковой набивки, которая не обеспечивает должной герметичности при высоких параметрах среды. Такие компенсаторы устанавливают на теплофикационных и циркуляционных трубопроводах.
Монтажный или холодный натяг трубопровода.
Для уменьшения напряжений в П-образных и линзовых компенсаторах, при их расширении, а также для уменьшения нагрузки, передаваемой на оборудование, применяют холодную растяжку, при которой трубопровод в холодном состоянии растягивают в пределах упругих свойств металла.
Величину холодной растяжки указывают в рабочих чертежах и как правило она составляет половину теплового удлинения участка трубопровода. Холодный натяг выполняют на стадии монтажа, после сварки и термообработки всех станков, кроме близ лежащего к компенсатору стыка, в который временно вставляют кольцо.
Натяг производят с помощью распорных приспособлений, кранов и данкратов. Напряжения растяжения, которые возникли при холодной растяжке, снимаются при тепловом удлинении трубопровода. Холодная растяжка выполняется на отдельных участках трубопровода, имеющих гнутые фасонные части между двумя неподвижными опорами и только в одном месте. Выполнение холодной растяжки необязательно и вопрос о её целесообразности решается проектной организацией с учётом конкретной особенности трубопровода.
Назначение опор и подвесок.
Опоры и подвески должны воспринимать массу трубопровода рабочей среды, тепловой изоляции, усилия от тепловых удлинений, а также вибрации и гидравлические удары, возникающие при эксплуатации трубопровода.
Различают опоры неподвижные и подвижные.
Неподвижные- опоры воспринимают все вышеперечисленные нагрузки, жёстко закрепляют трубопровод, препятствуя его перемещению в любом направлении.
Подвижные- воспринимают те же усилия и нагрузки, но позволяют трубопроводу перемещаться только в заданном направлении.
Любая опора или подвеска состоит из узла крепления к трубе, узла крепления к строительной конструкции или оборудованию, и промежуточных элементов, соединяющих эти узлы. Все узлы опор и подвесок нормализованы и стандартизированы, изготовляются и поставляются на монтаж совместно с блоком трубопроводом.
Конструкции опоры или подвески зависят от диаметра трубопровода, параметра рабочей среды, воспринимаемых нагрузок и тросировки участка.
Конструкции опор и подвесок.
В зависимости от назначения и параметров рабочей среды применяют следующие конструкции неподвижных опор:
1. Хомутовые опоры- применяют для паропроводов сверхвысокого и сверхкритического давления.
2. Приварные опоры- применяют для питательных трубопроводов, а также паропроводов низкого и среднего давлений.
3. Бескорпусные хомутовые опоры- применяют для трактов низких давлений.
Подвижные опоры по конструкции аналогичны и делятся на: котковые, шариковые, скользящие и пружинные.
Подвески применяют в тех случаях, когда не начем разместить опоры. Подвески крепятся к трубе накладкой или косынкой с помощью сварки или же с помощью хомута. Длина тяги подвески может регулироваться гайкой талреном, т.е. винтовой стяжкой. Жёсткие подвески применяются редко и только для холодной среды, а пружинные для горячей. Шарнирные узлы позволяют перемещаться трубопроводу в горизонтальном направлении.
Определение расстояния между опорами трубопровода.
Расстояние между опорами трубопровода определяется с учётом равномерно- распределённой нагрузки, прочности и упругого прогиба.
Наибольший допустимый пролёт, исходя из условия прочности, под действием равномерно- распределённой нагрузки определяется:
Q- равномерно- распределённая нагрузка, включающая вес трубы, заполненной водой и вес тепловой изоляции.
б- допустимое напряжение на изгиб.
W- момент сопротивления сечения трубы.
Наибольший допустимый пролёт, исходя из условия упругого прогиба, определяется:
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Холодный натяг трубопроводов выполняется с помощью приспособления, изображенного на рис. 6.38. В оставленный зазор вставляется временное кольцо 3 из трубы того же диаметра. С целью предупреждения соскальзывания хомутов по окружности трубы делаются наплавки или привариваются накладки. После установки компенсатора на место и завершения сварки всех стыков, кроме стыка, в котором будет проводиться натяг, кольцо удаляется. Далее с помощью шпилек стягиваются концы труб до требуемого зазора, после чего этот стык сваривается. [2]
Холодный натяг трубопровода производится лишь после окончательного закрепления неподвижных опор по концам того участка, на котором необходимо произвести холодный натяг, окончательной установки всех опор между указанными неподвижными опорами, сварки и термообработки сварных стыков на участке между неподвижными опорами в случае ее необходимости. [4]
Холодный натяг трубопроводов можно производить только после выполнения всех сварных соединений ( за исключением замыкающего), окончательного закрепления неподвижных опор на концах участка, подлежащего холодному натягу, а также после термической обработки ( при необходимости ее проведения) и контроля качества сварных соединений, расположенных на всей длине участка, на котором необходимо произвести холодный натяг. [6]
Холодный натяг трубопроводов можно производить только после выполнения всех сварных соединений ( за исключением замыкающего), окончательного закрепления неподвижных опор на концах участка, подлежащего холодному натягу, а также после термической обработки ( при необходимости ее проведения) и контроля качества сварных соединений, расположенных на всей длине участка, на котором необходимо произвести холодный натяг. [10]
Холодный натяг трубопровода производят после сборки всех остальных фланцевых соединений, сварки и термообработки всех стыков. [14]
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
После холодного натяга трубопровода проверяют положение подвижных опор и подвесок и ставят их ( если они сместились) на место в соответствии с указаниями, данными в чертеже. [18]
При холодном натяге трубопровода пружинные и жесткие подвески должны быть ослаблены, а после окончания натяга поставлены в проектное положение. [20]
При холодном натяге трубопровода нужно ослабить пружины опор и жесткие подвески, а по окончании натяга придать им надлежащее положение в соответствии с указаниями чертежа. По окончании работ по созданию холодных натягов величины их надо записать в формуляр с отметкой о сварке и термообработке всех стыков в разгруженном состоянии. [21]
Для создания холодного натяга трубопровода с линзовыми компенсаторами размер места установки компенсатора также определяют с учетом величины холодного натяга. Этот размер равен длине компенсатора в свободном состоянии плюс половина его полной компенсирующей способности. [23]
Для создания холодного натяга трубопровода с линзовыми компенсаторами размер места установки компенсатора также определяют с учетом величины холодного натяга. Этот размер равен длине компенсатора в свободном состоянии плюс половина его полной компенсирующей способности. Линзовый компенсатор ставят в проектное положение и крепят с одной стороны фланцевым соединением или сваркой. Свободный конец компенсатора хомутами или струбцинами натягивают на зазор и крепят также фланцевым соединением или сваркой. [25]
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
О произведенном ремонте трубопроводов с рабочим давлением более 7 кГ / см2 и температурой выше 250 С, кроме ремонта трубопроводов и арматуры котлов, делают запись в шнуровой книге паропровода и питательного трубопровода; туда же заносят данные о холодном натяге трубопроводов при замене больших участков и предварительном натяге пружин опор при их смене; данные о ремонте трубопроводов и арматуры котлов заносят в общую документацию ремонта котлов. [31]
Холодный натяг участков трубопровода. Стыки для холодного натяга трубопровода указываются на чертежах. Их располагают вблизи гнутых компенсаторов или гнутых участков. [33]
Холодный натяг трубопровода, если он предусмотрен проектом, может производиться только после окончательного закрепления неподвижных опор по концам того участка, на котором необходимо произвести холодный натяг, окончательной установки всех промежуточных подвижных опор и сварки и термообработки сварных стыков между неподвижными опорами. Стыки для холодного натяга трубопровода указываются в чертежах и располагаются либо вблизи гнутых компенсаторов, либо вблизи гнутых фасонных частей. [34]
Фланцевые соединения временно ( без прокладок) стягивают вместе с кольцом удлиненными шпильками, устанавливаемыми во фланцах в шахматном порядке с оставлением отверстий для постоянных болтов. Диаметр и количество шпилек для холодного натяга трубопроводов указываются в проекте. [41]
Большую опасность для разрушения трубопровода представляют механические факторы. Высокие напряжения в трубопроводе, возникающие от холодного натяга трубопровода во время монтажа, также способствуют возникновению трещин. Трещины возникают со стороны контакта со средой. Напряжения остаются и в гнутых трубах после их гибки, если они не сняты после гибки термической обработкой. [42]
Величины тепловых удлинений трубопровода и их направление у каждой опоры обязательно указывают в рабочих проектах. На этих чертежах также указывают точное расположение мест стыков для холодного натяга трубопровода с указанием величины растяжки каждого компенсатора. [43]
После установки приспособлений кольцо вынимается, стык подготовляется к сварке и производится холодный натяг. Приспособление для натяга снимается лишь после сварки и термообработки стыка труб. Все операции по холодному натягу монтируемых трубопроводов записываются в специальный журнал. В этом журнале указываются значение каждого холодного натяга, расположение стыков, способ холодного натяга и все данные о сварке стыков труб. [45]
Технология такелажных работ на трубопроводах
П-образные, компенсаторы устанавливают в горизонтальном положении и лишь в исключительных случаях, при отсутствии необходимой площади, вертикально или наклонно. Вертикальное или наклонное расположение компенсаторов нежелательно, так как в нижних точках происходит скопление конденсата, для отбора которого требуется установка дренажных штуцеров. Во всех случаях элементы компенсатора должны располагаться в одной плоскости.
К установке допускаются компенсаторы, прошедшие после изготовления контрольную проверку.
Все компенсаторы перед их окончательным креплением к трубопроводу должны быть растянуты или сжаты на величину, указанную в проекте (от 50 до 100% теплового удлинения участка трубопровода). Растяжку применяют для горячих линий трубопровода, а сжатие для холодных. Операция растяжки или сжатия называется холодным натягом трубопровода и производится для того, чтобы уменьшить напряжение в металле при тепловом удлинении трубопровода.
Она может быть выполнена предварительно, до установки компенсатора на место или непосредственно на трубопроводе. Для предварительной растяжки применяют винтовое приспособление. Перед растяжкой замеряют длину компенсатора в свободном состоянии, а затем путем вращения гайки разводят его на необходимую величину.
До установки компенсатора трубопровод должен быть уложен на все опоры, а неподвижные опоры его должны быть окончательно затянуты. Компенсаторы необходимо устанавливать не менее чем на трех подвижных опорах. Предварительно растянутый компенсатор вместе с распорным приспособлением устанавливают в проектное положение, после чего его соединяют с линией трубопровода на фланцах или прихваткой сварных стыков. Окончательно сваривают стыки или затягивают фланцевые соединения после сборки и выверки всего участка трубопровода. Распорное приспособление снимают с помощью грузоподъемных средств по окончании всех работ, связанных с монтажом компенсатора.
На растяжку компенсаторов независимо от способа ее выполнения составляют акт, в котором указывают строительные длины компенсаторов до и после растяжки.
При групповом расположении П-образных компенсаторов нескольких параллельных трубопроводов (один внутри другого) их предварительно не растягивают. При установке нерастянутого компенсатора трубопровод собирают обычным способом, но в одном из стыков (сварном или фланцевом) оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. Стык, у которого будет произведена растяжка компенсатора, указывают в проекте. Если указания нет, то во избежание перекоса для растяжки не следует использовать стык, непосредственно прилегающий к компенсатору. Для этой цели нужно оставлять зазор в соседнем стыке.
После установки компенсатора в проектное положение, сварки всех стыков (кроме одного) и закрепления трубопровода на всех неподвижных опорах по обе стороны компенсатора стык стягивают до требуемого зазора, а затем его сваривают. Стык на фланцевом соединении стягивают с помощью удлиненных (монтажных) болтов или шпилек, устанавливаемых во фланцах в шахматном порядке. Между монтажными болтами или шпильками оставляют отверстия для установки постоянных болтов. Диаметр и количество шпилек для холодного натяга трубопроводов указаны в проекте. После затяжки фланцевых соединений постоянными болтами удлиненные шпильки удаляют и на их место устанавливают постоянные болты или шпильки.