ходячий замок в чем суть
Обзор аниме Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок Хаула», «Ходячий замок», «Howl’s Moving Castle»)
Ура, ура, ура. Вот и наступило время очередной торжественной даты. Даты юбилейного, на этот раз – двухсотого, обзора. Свои впечатления по данному поводу я опишу чуть позже, дабы не разбавлять обзор сентиментальными глупостями. Как и всегда, в качестве темы юбилейного обзора я решил выбрать один из своих самых любимых и знаковых фильмов, который пересматривал несчетное количество раз. Это будет обзор на роскошный приключенческий фильм Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок Хаула», «Ходячий замок», «Howl’s Moving Castle») от Studio Ghibli.
Краткие сведения
Howl no Ugoku Shiro – полнометражный фильм, выпущенный студией Studio Ghibli осенью 2004 года. Длительность фильма составляет два часа, в основу сценария положена новелла за авторством Дианы Уинн Джонс (Diana Wynne Jones). В качестве режиссера выступил Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki). Фильм получил целый калейдоскоп престижных наград по всему миру.
События фильма разворачиваются в альтернативной Европе XIX века, где, идя рука об руку, процветают технологии и магия. Жизнь Софи Хэттер (Sophie Hatter) – скромной девушки, создающей красивые шляпы – резко меняется, когда в темном переулке она встречает местного мага-ловеласа Хаула (Howl), «крадущего» девичьи сердца. Таинственный Хаул, путешествующий на собственном Ходячем Замке, нажил себе немало врагов, в том числе и могущественную Ведьму Пустоши, которой не понравилось близкое знакомство Софи с Хаулом. Она решила отомстить, наложив на Софи мощное проклятие, превратившее молодую девушку в пожилую бабушку. Теперь Софи необходимо найти способ снять проклятие, и где же ей искать ответы на свои вопросы, как не в Ходячем Замке Хаула? Вот только непростой это путь для дряхлой старухи, ой непростой…
Интересные факты
По традиции, приведу несколько интересных фактов, связанных с фильмом (многие из них взяты из различных интервью с Миядзаки, в частности отсюда):
– Howl no Ugoku Shiro в 2006 году был номинирован на премию Оскар как лучший анимационный полнометражный фильм, однако в результате проиграл мультфильму «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (кстати, самобытному и интересному, если не видели – взгляните на досуге);
– Во время работы над фильмом Миядзаки посетил французские города Кольмар и Риквир для изучения местной архитектуры, чтобы впоследствии использовать ее при создании города, в котором живет Софи;
– Изначально в качестве режиссера Howl no Ugoku Shiro был выбран Мамору Хосода, однако вскоре он покинул проект и его место занял Хаяо Миядзаки, согласившийся взять на себя создание фильма;
– Перед выходом на широкие экраны, Миядзаки лично слетал в Англию, чтобы продемонстрировать Howl no Ugoku Shiro Диане Уинн Джонс – автору книги, положенной в основу сценария. Несмотря на то, что Диана в создании фильма участия не принимала, результат работы ей понравился;
– К военной проблематике Миядзаки подтолкнула начавшаяся во время производства фильма война в Ираке. Он является активным пацифистом, и просто не смог пройти мимо. Очень многие его работы затрагивают тему войны и мира, и в Howl no Ugoku Shiro это проявляется ярче всего. Кстати, в книге, положенной в основу сценария, тематика войны не поднимается;
– В одном из интервью Миядзаки упомянул, что при создании внешнего вида замка вдохновлялся, помимо прочего, и избушкой на курьих ножках из русских сказок;
– Одним из необычных и немного странных вопросов, увлекших сознание Миядзаки во время создания фильма, была необходимость существования автомобилей в мире, где есть самолеты. Мол, обязательно ли они должны сосуществовать, или эволюция могла пройти мимо автомобилей сразу к летательным средствам?;
– Общие мировые кассовые сборы «Ходячего замка Хаула» составили свыше 230 миллионов долларов, что является очень достойной цифрой для творений японской анимации (не так уж много проиграв Spirited Away);
– В оригинале и молодую, и пожилую Софи озвучивает одна и та же сэйю – безумно опытная Чиэко Байсё (Chieko Baisho), которой на момент озвучивания было свыше шестидесяти лет. Некоторые люди были против того, чтобы Чиэко в одиночку озвучивала Софи, однако Миядзаки на этом настоял. В официальной английской версии озвучкой занимались две разные актрисы.
Персонажи
Знаете, за что я люблю фильмы Миядзаки? За то, что в них практически никогда не бывает лишних персонажей. Howl no Ugoku Shiro, к счастью, не является исключением. Тут нет бесполезных, шаблонных героев, которых добавляют исключительно для ощущения массовки в низкопробных тайтлах. Нет нераскрывающихся персонажей, которые вызывают закономерный вопрос: «А на кой черт они вообще были нужны?» Каждый герой в Howl no Ugoku Shiro доносит определенную мысль, и если бы его убрали из повествования, аниме потеряло бы частичку своей глубины и продуманности. Ведьма Пустоши, Пугало-репка, Кальцифер, Маркл, Хинн, Мадам Салиман, и, конечно же, Хаул с Софи – все эти персонажи получились очень яркими и запоминающимися. За ними приятно наблюдать, за их развитием интересно смотреть, да и в свой мир они вписываются замечательно. В особенности пес Хинн – он просто роскошен. Не говорит на протяжении всего фильма ни слова, но насколько же выразителен!
Сюжет
Как и большинство других произведений Миядзаки, рассчитанных на более взрослую аудиторию (несмотря на то, что возрастного ограничения у фильма нет), Howl no Ugoku Shiro является многоуровневым произведением, в котором каждый зритель может найти что-то свое. Для детей это будет добрая сказка со вполне очевидной моралью. Для подростков – красивая история любви, для которой не существует преград. А более вдумчивого и внимательного зрителя ожидает сокрытый за метафорами философский и социальный подтекст, несущий в себе послания режиссера. Впрочем, в отличие от того же Sen to Chihiro no Kamikakushi, главная проблематика рассказываемой истории не скрывается за многими слоями абстракции – она должна быть понятна абсолютно каждому зрителю. И звучит она максимально просто: «Война – это глупое, ужасное и бессмысленное занятие, от которой больше всего страдают обычные люди». Даже цветовая гамма фильма, сменяющаяся с ярких красок на черные пейзажи со всполохами пламени, нацелена исключительно на усиление эффекта от демонстрации ужасов войны.
Еще одной интересной темой Howl no Ugoku Shiro, намного реже встречающейся в различных произведениях, является душевный возраст человека. На протяжении повествования внешний вид Софи постоянно меняется от молодой девушки до дряхлой старухи и обратно. Разумеется, подобные метаморфозы происходят не случайно: как только она начинает забывать про физические недостатки и старость, так сразу ее внешность начинает молодеть (немалую роль здесь играет и влюбленность). И, наоборот, под грузом свалившихся психологических проблем, она вновь резко чувствует на себе проклятие Ведьмы Пустоши. Таким образом подчеркивается важность не только физического состояния человека, но и духовного – кому, как не японцам, знать в этом толк. Некоторые люди и в глубокой старости остаются активными и позитивными; а некоторые и в двадцать лет ведут себя, как дряхлые старики. Кроме того, в фильме затрагиваются нелегкие отношения разных поколений, необходимость уважения к старости, умения прощать, а так же многие другие важные вопросы.
В одном из своих интервью, посвященных «Ходячему замку Хаула», Миядзаки сказал очень правильную интересную мысль, которую я хочу процитировать. Она является ответом тем зрителям, которые, посмотрев «Ходячий замок» и ничего не поняв, начали критиковать Миядзаки за его манеру повествования. «Многие люди говорят, что они не поняли фильм. У них в голове есть четко определенный набор шаблонов, которым должна соответствовать любая история. Когда история разрушает их ожидания, они начинают жаловаться. Мне это кажется смехотворным. Мой отец, в его преклонные годы, смотрел только те телевизионные передачи, где он мог разобраться в истории в первые три минуты просмотра. Он говорил: «Я понимаю это, я могу следовать этому». Я считаю это неправильным взглядом на кино, но, в то же время, считаю пустой тратой времени попытки изменить мнение людей». На мой взгляд, это очень мудрые слова, которые в очередной раз доказывают профессионализм Миядзаки. Для таких людей мотивацией служит не всеобщее одобрение, а собственные моральные принципы, не позволяющие им создавать второсортный продукт. Он не пытается переубедить не понимающих его людей – для него важнее собственное мнение, и убежденность, что он делает нечто важное и правильное. И если он считает, что идет по правильному пути, его уже ничто не остановит. Как мне кажется, это отличный жизненный принцип.
Рисовка
Графическая составляющая работ Studio Ghibli уже давно стала нарицательной. Ну не существует во всем многообразии аниме настолько узнаваемого зрителями по всему миру стиля рисовки, как у Studio Ghibli. Во многом благодаря художникам студии у западного зрителя при упоминании слова «аниме» в первую очередь возникают ассоциации не с грудастыми девицами с разноцветными волосами (хотя и они имеют место быть), а красивые, добрые и умные сказки от Хаяо Миядзаки и его коллег. И это здорово. В Howl no Ugoku Shiro фирменная рисовка студии никуда не делась. Попробуйте только осознать: даже спустя пятнадцать лет после релиза данный фильм выглядит не просто хорошо – он выглядит потрясающе! Это невероятно, особенно если учитывать темп развития графических и компьютерных технологий последнего десятилетия. Вы только посмотрите на детальность проработки фоновых изображений (в особенности – самого замка). Взгляните на грамотность выбранных ракурсов и качество крупных планов. На выверенный до пуговиц дизайн персонажей. Про роскошную анимацию я вообще молчу. Если бы раньше мне кто-то сказал, что данный фильм был нарисован пятнадцать лет назад – я бы не поверил, ведь по многим показателям Howl no Ugoku Shiro дает фору многим современным тайтлам. И это не может не вызывать безмерного уважения к мастерству создателей фильма – они невероятно талантливы и трудолюбивы. Я даже представить не могу, сколько времени и стараний было вложено в каждый кадр.
Музыка
Как и в большинстве других произведениях студии Ghibli, в качестве композитора для Howl no Ugoku Shiro выступил чрезвычайно опытный Джо Хисаиши (Joe Hisaishi). Сама же музыка была исполнена оркестром New Japan Philharmonic. На мой взгляд, саундтрек Howl no Ugoku Shiro в очередной раз доказывает, что для сказочных, приключенческих фильмов и историй лучше всего подходит симфонический саундтрек, ведь он с легкостью может передавать широкий диапазон необходимых эмоций, да и понятным будет практически каждому слушателю (в отличие, например, от электронной музыки). Музыка в Howl no Ugoku Shiro звучит атмосферно и свежо – иного от Джо Хисаиши и не ждешь. Подбор сэйю в оригинальной версии фильма и работа со звуком также выглядят удачными (хотя, конечно, мне понятны опасения тех людей, кто сомневался, потянет ли достаточно пожилая Чиэко Байсё озвучивать молодую Софи). Ни к визуальной, ни к музыкальной составляющей фильма у меня претензий нет.
Оценки
Персонажи – 10.0. Ни одного лишнего или нераскрытого персонажа – все на своих местах.
Сюжет – 9.0. Насыщенный, интересный и самобытный. Не хватило разве что чуть большего количества деталей про мир, где разворачиваются события фильма.
Рисовка – 10.0. Иной оценки тут просто не может быть. Потрясающее качество изображение, ничуть не постаревшее спустя пятнадцать лет.
Музыка – 10.0. Роскошный симфонический саундтрек, который идеально дополняет рассказываемую историю.
Заключение
Среди всех работ Хаяо Миядзаки Howl no Ugoku Shiro входит в короткий список моих самых любимых. Не потому, что это глубокий фильм, подходящий абсолютно всем зрителям. Не потому, что его можно пересматривать множество раз, каждый раз открывая в нем что-то новое. Не потому, что в нем потрясающие музыка и графика. В первую очередь я обожаю Howl no Ugoku Shiro за то, что это очень жизнеутверждающий фильм. Каждый раз его просмотр дарит мне эмоциональный подъем и готовность идти навстречу жизненным трудностям. А это ощущение само по себе бесценно, особенно в реалиях современного, порой столь сложного и мрачного, мира.
Эзотерический смысл мультфильма «Ходячий замок»
Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями над одним из самых известных мультфильмов Хаяо Миядзаки – Ходячий замок Хаула.
Всем нам известно выражение «Иваны, не помнящие родства». Что оно означает? Род или родовое древо, есть у всех: мы как то развивались от первобытно – общинного строя до наших дней. То есть, наши предки жили во все эти времена и, каждое поколение набирало свой опыт познания мира вокруг: природы с ее законами, людей (социальной среды), самих себя. А мы этот опыт получили в готовом виде через гены. Он формирует наши личности, события нашей жизни, выбор профессии. Мы рождаемся в один из 12 месяцев года (знаки зодиака) с какими – то качествами характера – талантами. Редко встречаются люди, которых устраивает все в них, чаще недовольны возможностями души и внешним видом тела, скудостью способностей и т.д. В притче о талантах сказано: не зарывай в землю, то есть делай что можешь и будут даваться – открываться другие возможности. Нам всем приятно общаться с людьми разносторонне развитыми. Но такие люди редкость. А что нам мешает самим стать такими?
«Ходячий замок» — это и есть нагромождение слоев земного опыта в нашей родовой памяти. У каждого этажа свои «панцирь, зубы, когти». Начиная от первобытно – общинного строя, когда мы ощутили на себе «кожаные одежды» и закрылись ими от любви Божией, мы медленно из поколения в поколение, из эпохи в эпоху нарабатываем свое – человеческое сознание. Поэтому этот дом – замок нашего опыта, выглядит весьма угрожающе на плане чувственно – эмоциональном, но на физическом уровне – обыкновенный дом – человек, как и все окружающие.
Душа
Из уроков физики нам известно, что знак энергии космоса всегда плюс, энергии земли – минус. Человек, не развивающий душу, даже если это очень трудолюбивый человек,- приземленный. Ему неведомы «полеты» души.
Девочке Софи кто-то сказал, что она некрасивая. Она поверила, замкнулась в себе, все свое время посвящала работе, не ходила с подружками на праздничные гулянья, то есть состарила душу прежде времени:
— нет смысла жить, если ты столь уродлив.
Наиболее быстрый путь подъема души рода в Светлый мир – Эдем, это срединный путь. Вспомним притчи Ходжи Насреддина (ход жизни на средине): нашел – не радуйся (значит кто-то потерял) и потерял — не огорчайся (значит кто-то нашел). Внешняя красота – понятие относительное. Если кто – то по каким – то своим соображениям о нас сказал плохо, это не есть истина. Это значит плохо в душе того, кто это сказал и этот человек перенес свой негатив на ближнего.
Хаула когда-то бросила девушка и его душа тоже страдает – уныние, гнев, раздражение, то есть «дом души — замок его рода» — захламлен до предела отрицательной энергией. Огонек его души — Кольцифер, едва теплится.
Уборка в замке
Софи прибралась в доме – замке.
Сейчас нам доступны знания об универсальном строении Вселенной и человека: у человека имеется семь тел – проводников сознания, каждый из которых имеет семь слоев. Три высших – духовных — проводника у обычных людей пребывают в спящем, непробужденном состоянии. Кроме того, есть планы бытия, находящиеся ниже нашего физического мира – зазеркалье. У обычного человека, не нарушающего заповедей Божьих, они обозначены лишь контурами. Наши отрицательные чувства и мысли наполняют эти наши проводники и есть опасность человеку осознанно заключить соглашение души с силами зла: хочется стать сильным, богатым без приложения усилий. Тогда душа вместо пробуждения в себе духа рождает дьявольскую сущность. Хаул заключил договор с Салиман – придворной волшебницей. Но это его не избавило от страха, от неуверенности в себе. Высшие чувства исходят только от Светлых сил. Мир достаточно образован, чтобы уметь воспользоваться этими открытиями: заглянуть в свои мысли – помыслы, чувства – эмоции, действия. Нам не нравится происходящее с нами, но это следствие накопленного родом и нами опыта. Необходимо разобраться, что во всем этом «капитале» мне приятно, а от чего следовало бы отказаться. Осознать пути выхода из тупиковых ситуаций. Прожить усилием воли в новом мировоззрении (а темненькие так просто своих не отпускают), трижды выдержать «свалившиеся как бы ниоткуда» испытания по поводу какого-то конкретного негативного качества (от которого сознательно отказались) и тогда рушатся – отваливаются какие-то прогнившие части замка-рода — покаяние произошло.
Осознавать смысл жизни, бытия. Понимать, что через осознание, анализ и покаяние, обращение и смирение, веру и надежду мы постепенно приходим к пониманию смысла, к познанию истины, к способности принять дар любви.
Софи постаралась резко изменить все, что ей не понравилось в этом доме –«смешала краски» и Хаул вошел в ярость –волосы приобрели огненно-рыжий цвет: нам не приятна резкая критика – это ни что иное как попытка в одночасье изменить все наши жизненные установки.
Параллельные миры
Во сне Софи жила жизнью души. Душа живет в параллельном – астральном мире, мире, куда переходит большинство людей после окончания земной жизни. В астральном мире душа молода и выглядит как наши чувства – любящая душа светится любовью и красотой.
В замке Хаула у входной двери (вернее выходной – общение с внешним миром) есть переключатель – компас. Иногда мы «уходим» в размышления – это один указатель (дверь открывается в мир мысли – ментальный мир), иногда в мечты – чувства — это другой цвет указателя (мы подчиняемся своим эмоциям – астральный мир), иногда нам страшно, плохо, мы теряем самообладание – черный цвет указателя.
Софи видела, каким возвращался Хаул: то «расплывался» гневом, то был черной хищной птицей, иногда был собой – красивым, молодым юношей.
Софи стала старой, немощной от сознания своей ненужности, невозможности быть любимой. Но она заметила, когда помогает Хаулу, становится сильней, а ведьма пустоши слабеет, теряет над ней власть. Главная заповедь: возлюби Бога своего превыше всего, вторая по значимости: возлюби себя, третья: возлюби ближнего как самого себя. В душе Софи очень нуждалась в объекте любви, в желании о ком-то заботиться. но прятала от посторонних эти свои чувства. Господь лучше нас знает в ком или в чем мы нуждаемся и посылает нам необходимое. Она встретила Хаула, который с одной стороны,- умел летать, а с другой – присягнул когда – то темным силам в надежде обрести сверхспособности – стать волшебником, стать сильным. Теперь его жизнь представляла собой сплошной детектив: он убегал от них, а они его догоняли. Он менял имена, но их слуги – куклы находили его: от себя не убежишь и что посеешь, то и пожнешь:
— я ведь на самом деле трус, а все амулеты это для отпугивания.
От страха мы хотим защититься волшебными силами, но до поры не знаем, что эти силы в нас самих. Это Любовь! Нам важно помнить, что мы любимы Богом! Частичка Его любви есть в каждом из нас.
Салиман – придворная волшебница. Старые привычки, земные страсти, привязки делают нас слабыми, зависимыми, отбирают у нас энергию: кому служишь, тому и отдаешь силы.
Хаул стал оттаивать-согреваться в любви – заботе Софи:
-я так долго убегал, но теперь у меня есть кого защищать!
Варвара Краса и добро
Есть русские народные сказки про Варвару Премудрую, ту самую мудрую, смиренную, тонкочувствующую, терпеливую, заботливую, жертвующую, любящую душу – женщину, которая во все времена была опорой – помощницей для мужчины в жизни. Женщина изначально призвана вдохновлять мужчину на подвиги, быть хранительницей положительной энергии семьи. Психологи открыли закономернос ть: мужчина, у которого есть преданная женщина, становится мужественным и у него кости обретают крепость до глубокой старости.
Встрясок – изменений в активной жизни человека бывает много: идет отделение нового, светлого от старого, ненужного. В этом состоянии кажется, что мир рушится, немножечко страшно, что разобьешься, но каким-то чудесным образом все образуется и строится новый дом – храм в нашем сердце, светлее прежнего. В Писании сказано: нельзя влить вина молодого в мехи ветхие и мехи прорвутся и вино прольется. Пока мы молоды и есть решимость что-то менять в жизни надо дерзать! Помогая другим, очищаемся сами. Человек, жертвующий собой с любовью – сильный! Помогая другим сами становимся сильнее.
У каждого из нас есть в душе тайный укромный уголочек: домик нашего детства или нашей мечты где нас любят, где нам рады, где солнечно и светло! Хаул привел Софи в свою тайну. Помогая друг другу, они обрели крылья- силы, построили новый уютный светлый домик, помогли пугало – принцу расколдовать его сердце и вернуть людям земли мир!