ходить под парусом что значит
Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте
Яхта — это лодка, парус и управляющий ими человек. Хождение под парусом не удел детей богатых родителей, а хобби, по затратам сопоставимое с путешествием по суше. «Сноб» и представители нескольких яхтенных школ составили подробный гид для начинающих
Поделиться:
Кого берут в яхтсмены?
Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».
Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.
С чего начать?
Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.
Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.
Как набраться знаний и практики?
Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.
Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.
Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».
Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.
Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.
Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.
Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах
В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.
RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.
Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.
IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.
В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.
ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.
По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.
ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.
Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.
ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.
Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.
Стоит ли для обучения ехать за границу?
Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.
Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.
«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.
Где и когда ходить под парусом?
В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.
Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.
Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.
Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».
Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.
Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.
Нужно ли покупать яхту?
Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.
«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.
Зачем надо ходить под парусами?!
Те, кто впервые собираются путешествовать на парусной яхте, часто задают на берегу вопрос: «А что там делать?». Вопрос понятен. Вот мы и расскажем вам — что дает человеку отдых под парусами, какое удовольствие можно испытать исключительно от путешествия на парусной яхте — для того, чтобы Вы не упустили в жизни эту радость!
Первое — самое главное и динамичное — это управление парусами. Если вы еще не готовы идти в гонку, участвовать в регате в составе команды, а только хотите понять для себя — что такое ветер, паруса и управляемая свобода движения по морю, для вас — парусный круиз. Опытный капитан не только разрешит подержаться за штурвал, он, если вы захотите, включит вас в реальное управление парусной яхтой. Ответственность за вас и ваши действия полностью на нем, а весь драйв и маленькая, но существенная часть ответственности будут Ваши и только Ваши! Почувствовать дрожание пера руля в воде, когда штурвал «дышит» в руках. Отслеживать навигационную точку, одновременно наблюдая за горизонтом, следя за глубиной и прислушиваясь к настроению ветра — не упустить, поймать, наполнить парус и держать, де-е-е-ержа-а-а-а-ать! Желаем вам на команде капитана «Поворот оверштаг» испытать полное счастье от удачно выполненного парусного маневра. И поверьте, первый глоток пива или вина после швартовки покажется вам нектаром богов.
Второе — прямо противоположное — медитация. Как описать это состояние, когда яхта неслышно скользит, как призрак, по ровной глади совершенно прозрачной воды. За бортом не плеск, а шорох. Вода тихо шуршит и по особенному звенит, как серебряные колокольчики. Вы почти не замечаете плавного, легкого покачивания и погружаетесь в состояние расслабленной сосредоточенности, растворенности в небе, воде, воздухе. Белое крыло паруса ведет вас незаметно, не спеша, вперед, вперед… Мыслей, в привычном понимании, нет. Но, когда Вы решаете вернуться и пообщаться с друзьями, сидящими рядом в кокпите яхты, то оказывается — вы открыли для себя что-то новое, что-то поняли и «услышали» в себе и других. И от этого светло и спокойно.
Мы привыкли, что любое наше передвижение сопровождается либо нашими усилиями — велосипед, лыжи, ходьба, либо звуками мотора — поезда, автомобиля, самолета, моторного катера. Но на яхте вы впервые ощутите как бесшумно влечет вас вперед ветер — эта древняя, прекрасная и могучая сила.
Третье — завораживающее — вода. Вода Средиземного моря. Как бы ни были прекрасны берега с пляжами, но когда яхта отойдет на полмили от берега, вам покажется, что вы оказались внутри открытки — либо фотошоп, либо «компьютерные штучки» в кино. «Такой одновременно прозрачной и синей воды не бывает». А тут еще и капитан бросает за борт длинную веревку: «Милости просим — катание на канате». По собственному опыту скажем, что пассажиры «болтаются» на канате пока их либо кок ни позовет на обед, либо капитан ни скомандует: «подняться на борт». Плавание в этом «голубом хрустале» — блаженство для избранных — тех, кто не на берегу. Немногие могут похвастаться тем, что им подавали вино прямо в море. Плотность воды позволяет принять с борта дрейфующей в полный штиль яхты фужер хорошего вина и, стоя вертикально в воде над глубиной метров триста, смаковать его, кружиться в вальсе и делиться с друзьями банальной, только на первый взгляд, истиной — «Как хороша жизнь»!
Четвертое — вкусное — еда. Остановимся на любимом нами регионе — Восточное Средиземноморье, Южная Турция, где есть несколько способов получить не просто гастрономическое удовольствие, а изысканное наслаждение вкусом, атмосферой и изысканной культурой застолья.
Можно выбрать любой из ресторанов, расположенных вдоль набережных портовых городов Тургутрейса, Бодрума, Мармариса, Фетхийе, Анталии, Алании. Все рестораны невероятно разные, хотя находятся «через стенку» по одной линии. Специализируются на разных изысках, у них разная атмосфера и манера обслуживания. вам очень повезет, если ваш экипаж (капитан и помощник) окажутся гурманами — тогда они смогут вас повести в самые интересные вкусные места, где Вы попробуете то, чего больше нет нигде.
Можно познакомиться с рыбацкими тавернами, в которые кроме как по морю, не доберешься. Там будет теплая домашняя атмосфера, вкусная еда, которую готовит мама хозяина, и то непередаваемое чувство дружелюбия и радости от вашего появления, которое вы никогда не забудете. В таверне одной из бухт — лучшие на побережье кальмары, а в другой Вам приготовят такое «седло барашка», что этот вкус Вам будет сниться до тех пор, пока Вы снова не окажетесь за этим столом.
Особые слова надо сказать в адрес турецких вин и турецкого виноделия. Почему-то мы не сразу понимаем, что Франция, Италия и Турция — сестры по Средиземноморскому побережью. Виноделие на земле современной Турции берет свое начало в античности. Оцените это поразительное вино, познакомьтесь с разными производителями. Попросите, пусть вам подскажут лучшие турецкие вина — Вы будете приятно поражены.
Пятое — потрясающее — история. Только во время морского круиза вы сможете увидеть античные древности, к которым нет дорог. Время почти стерло следы пребывания людей в тех местах, но не смогло стереть память о них. Живая история откроется вам на острове Гемелер, когда вы пройдете среди его священных для христиан всего мира руин. У него есть еще одно название — остров Святого Николая, в честь Николая Угодника, который основал на острове монастырь и жил там.
Античность перестанет быть только страницей в учебнике и экспонатом в музее, когда в ваших руках окажется молочный, жемчужный песок со дна у береговой линии острова Клеопатры. Легенда гласит, что влюбленный Антоний нагрузил в Египте песком и привел к этому острову триремы, отсыпав береговую линию для пляжа Клеопатры. Легенда легендой, но исследования характеристик этого уникального песка подтвердили, что аналог есть только в египетской пустыне.
А что уж говорить об античных гаванях, ушедших под воду, о местах крушения древних кораблей и многом, многом другом, о чем вам предстоит узнать, путешествуя под парусами. Кстати, есть реальный шанс поднять со дна античную амфору — такое время от времени случается.
Шестое — увлекательное — фридайвинг. Дайвингом в наше время никого не удивишь, а вот фридайвинг — другое дело. Этот вид спорта очень органично сочетается с путешествием под парусами. Плавали, знаем — http://art-of-sailing.ru/media/freediving/ Постоянная смена бухт и заливов, увлекательный маршрут, разнообразные тренировки с опытным инструктором — все это обеспечит Вам успех в обретении новой свободы, в движении под водой без снаряжения. Это к тому же и полезно. Все, занимающиеся экстримом, знают, что в умеренных дозах то, что позволяет преодолеть физическую и психологическую инерцию — на пользу собственному развитию. Такое впечатление, что йога и фридайвинг только и ждали, чтобы прописаться на парусной яхте. Традиционный экстрим апноэ в нетрадиционной ситуации
В завершении хочется спросить: Вам уже нравится? Тогда — Добро пожаловать на борт!
Как снять стресс и научиться ходить под парусом
Как и где научиться управлять яхтой, не покидая Московской области? И можно ли стать морским волком, обучаясь яхтингу на Москве-реке? Мы приняли участие в парусной регате Lancaster и выяснили много интересного.
При слове «яхта» мы обычно думаем, что — ах! — но дело это неприлично дорогое, а фамилия у нас почему-то не Абрамович. Но, как мы тут выяснили, выходить на большую воду можно даже Ивановым, Петровым и Кореньковым с Ботвиниными.
Выяснили мы это благодаря марке Lancaster, которая ежегодно устраивает на Пироговском водохранилище регаты для журналистов. Зачем это делает Lancaster — понятно. На яхте хорошо все, кроме солнца. Сгореть можно, не успев поднять даже второй парус. А Lancaster как раз специализируется на анти-пригарной долче вите:) У них гигантский арсенал средств «для», «после», «перед» и «вместо» солнца, и есть специальное приложение для айфона, которое помогает не запутаться в этом изобилии. И только что появились две новинки — охлаждающий спрей Instant Cooling Mist Repaining и лосьон для душа после загара Body Lotion Hydrating after Sun.
Каждый раз в спуске журналистов на воду Lancaster помогают команда клуба «Спорт Флот» и яхт-клуб «Галс». И они же предлагают всем желающим (а не только журналистам) освоить азы яхтенного дела. Зачем и почему это стоит сделать, мы выяснили в процессе регаты.
Ну, во-первых, на фоне яхт получаются обычно самые удачные селфи:) Это уже веская причина, как нам кажется.
Во-вторых, знание языка морских волков любой девушке добавит + 100 к карме. Это мы поняли на инструктаже (а без инструктажа на воду вас никто не спустит, не надейтесь). Например, подходит к вам кто-то не слишком приятный, чтобы познакомиться — а вы ему такая «ну-ка немедленно отдай швартовы!». Ну и вообще, изучение новых слов тренирует мозг, а при случае может спасти жизнь. Например, мы все теперь твердо знаем: гик — это палка, которая летает прямо над головой и на которой закреплен парус. Если слышите это слово — лучше немедленно пригнуться, чтоб не заработать шишку.
В-третьих, у вас будет шанс познакомиться со шкипером. Нашим шкипером, правда, была хрупкая девушка Даша. Но другим повезло больше:)))
В-четвертых, вы узнаете, с чем в этом сезоне надо носить спасательный жилет. Без спасательного жилета вас на судно не посадят, даже если вы плаваете, как Диана Вишнева — танцует.
Фотограф тоже должен быть в жилете!
И наконец, вы ступите на яхту. Например, вот на такую, как была у нас — на ней обычно помещается 270 килограммов живого веса. (Это примерно 3 здоровых мужика или 4 девушки 44-го размера, но возможны и другие комбинации.) И, возможно, будете разочарованы — ящик шампанского тут катастрофически некуда ставить!
Возможно, он прячет ром! А лодка-то не наша…
А потом вам придется поработать. В основном — руками. Суть управления – в нужное время тянуть за нужные веревки парусов. Главный принцип — развернуть паруса так, чтобы в них все время попадал ветер. Даже если его вообще нет. И при повороте надо повернуть парус, а для этого веревки от него с одной стороны яхты отпустить, а с противоположной натянуть. А этих веревок ужасно много! Распутывание наушников — детский лепет по сравнению с тем, что вам придется делать.
Поработать придется и головой. И потренировать чувство локтя:)) Хотите резкий поворот без потери скорости? Тогда нужно всем одновременно и слаженно пересесть на один борт, да еще не забыть потянуть/отпустить нужные веревки. Замешкался один — яхта теряет скорость, а команда — драгоценные секунды.
И вот, когда вы уже немного освоитесь и перестанете судорожно метаться при команде «Трави стаксель!», вы вдруг услышите шум волн и шорох парусов. Ну и — все, считайте, что жить вы без яхт больше не можете.
Но самое главное — вы совершенно точно забудете обо всех проблемах и делах, что остались на суше. Их развеет ветер, унесет вода и вытеснят команды шкипера, а сверху еще припечет солнышком или польет дождиком. Вернетесь вы совершенно свободным и счастливым человеком.
Фотограф: Кристина Спивак, фотографии сделаны на Olympus epl pen 7.