хлеб и зрелища что это

Хлеба и зрелищ

Слово на 2-й Пассии

хлеб и зрелища что это. 199654.p. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-199654.p. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 199654.p. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )

Скачатьхлеб и зрелища что это. audio. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-audio. картинка хлеб и зрелища что это. картинка audio. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

«Panem et circenses!» – «Хлеба и зрелищ!» – вот постоянный и неизменяемый девиз верных граждан Рима. В этих трех словах – «хлеба и зрелищ» – объединены все надежды, ожидания, весь смысл земного бытия человека, гордо называющего себя римским гражданином. Рим – это мир, братия и сестры, мир, нас окружающий, а мир – это Рим. И мы с вами, как ни хотим этого не признавать, но всё же живем в Риме, не в древнем, славном своими цезарями и колизеями, но в Третьем Риме. А коли приняли мы это наследие римское, то не будем легкомысленно считать, что переняли и от первого, имперского, античного Рима и от второго Рима – славного Константинополя – одни лишь добродетели. Нет, принимая римское наследство, переняли мы и его девиз «Хлеба и зрелищ!»

Амфитеатры и гладиаторские бои были заменены в столице христианской Византии на славные ипподромы и лошадиные ристалища, им же в свою очередь на смену пришло всё то, что мы видим сейчас вокруг себя: многообразнейший, богатейший, красочный спектр земных наслаждений и удовольствий, предлагаемый сегодня каждому из нас. Любой низменный голод земных удовольствий сегодня может быть утолен достаточно быстро и легко. Любой животный каприз и желание найдет свое осуществление и реализацию. Но сам жизненный принцип, само мировоззрение потребителя, основанное на постоянном ожидании «хлеба и зрелищ», никогда не будет насыщено, никогда его нельзя полностью удовлетворить.

Римлянам древним сначала прискучили игры и мистерии, их утончившийся изощренный вкус потребовал сменить драмы Еврипида и Софокла на более острые и яркие зрелища. Зрелища, во время которых можно было бы забыть свое настоящее состояние, свое убожество и недостатки, свое величие и красоту. Что это за зрелища? Это зрелища, когда показывается человеческое страдание – реальное страдание, а не игра актера, каким бы прекрасным лицедеем он ни был. Это страдание, вызывающее радость, страшную радость – радость от вида мучений и смерти подобного же себе человека, радость от запаха человеческой крови и треска раздираемого зубами льва человеческого тела.

Не будем строго судить мы, граждане Третьего Рима, этих несчастных, даже если они и кричали порой: «Christianos ad leones!» – «Христиан львам!». Кровью тех мучеников – христиан первых веков, доставивших своими мучениями и смертью радость толпе, – Церковь и сейчас украшается, как царской багряницей. Слава ее немеркнущая, как на столпах, зиждется на тех муках и страданиях.

Но мы с вами, последователи Христа и граждане Третьего Рима, сейчас хотя и не слышим слов «Христиан ко львам!», сами порой и незаметно для себя так же делаем девизом своей жизни эти страшные слова – «Хлеба и зрелищ!» Если дикие звери в античных колизеях терзали свои жертвы в лучшем случае несколько часов, то мы же годами можем мучить своего ближнего и пить из него кровь или через ненависть, или через раздражительность, или через грубость, гордость, высокомерие и так далее.

Если живущий без Бога человек и найдет в себе оправдание в подобных зрелищах и забавах, усыпит свою совесть – этот Божий глас внутри себя, – то мы, собравшиеся сегодня в храме для молитвы, не имеем никакого права на подобное оправдание. Мы оказываемся хуже граждан древнего Рима. Они убивали людей – своих собратьев, а мы помимо людей убиваем еще и Бога. Люди, не ведающие истину, пригвоздили к крестному древу Богочеловека; а мы, знающие истину и носящие на себе знак этой крестной смерти, снова и снова ведем Христа на Голгофу. Вот оно, перед нами в центре храма – самое главное зрелище сегодняшнего Рима и его граждан – место лобное с пригвожденным ко кресту Богом. Вот тот позор, на котором мы не только безмолвные зрители, ожидающие удовольствия для своих очей и ушей, но и самые непосредственные его участники.

Мы, только мы, а не иудеи с Каиафой и Пилатом убиваем сегодня Бога. Убиваем, слыша Его же голос и не отвечая на него. Убиваем Его, чувствуя и осознавая свою неправоту, вину, грех и оставляя это без покаяния и исправления. Мы убиваем Его своим равнодушием к ближним, жестокостью, самолюбием и тщеславием. Мы убиваем Его равнодушием и к самому себе, оскверняя себя пороками и страстями.

Как же прекратить это зрелище? Покинуть его и постараться доказать себе, что этой крестной смерти не было? Или свалить всю вину на Иуду, Каиафу, Пилата и прочих непосредственных очевидцев земной жизни Спасителя? Не удастся нам это сделать никогда. Слишком много напоминаний. И сегодня дивным богослужением с воспоминанием страданий-страстей Христа Церковь пытается напомнить нам: каждый из нас имеет участие в страшном зрелище крестной казни Богочеловека. Напоминает нам Церковь не как неумолимый и грозный судия, выносящий ужасный приговор, а тихо и кротко, через чтение Евангелия, через умилительное пение, чрез черный цвет богослужебных риз, напоминает и призывает примириться со своим Творцом. Творцом любящим, милосердным, всепрощающим и бесконечно добрым. Призывает примириться и войти в радость Его.

Вот одно зрелище, на которое мы, сегодняшние римляне, должны спешить, забывая обо всем, как раньше спешили наши предки в амфитеатры и ипподромы, – на воспоминание крестной позорной смерти Богочеловека. Вы скажете: в девизе римлян упоминается не только желание зрелищ, но и хлеба. На это ответим вам: вот и Хлеб перед нами, висящий на кресте. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51) – слова Христа Спасителя. Только приидете и ядите. Приидите, братия и сестры, на Евхаристию и приступите со страхом Божиим к Святой Чаше и насытьтесь тем хлебом.

[1] См.: Ницше Ф. Веселая наука. Кн. 3.

Источник

хлеб и зрелища что это. 128887303. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-128887303. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 128887303. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )

Как это звучит на латыни и кто это сказал

«Хлеба и зрелищ!» на латыни — «Panem et circenses!». Это звучит как «панэм эт цирценсес» и дословно переводится как «хлеба и цирковых представлений».

Автор выражения — поэт Децим Юний Ювенал, живший в I–II веках н.э. В своей десятой сатире Ювенал сокрушается по поводу низких запросов некогда великого римского народа.

Этот народ уж давно все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!…

Перевод Ф.А. Петровского

хлеб и зрелища что это. 709170555. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-709170555. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 709170555. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )

В Древнем Риме действительно практиковались бесплатные раздачи зерна гражданам. Кроме того, политики покупали популярность в народе, проводя за свой счет цирковые игры: гладиаторские бои и прочие зрелищные мероприятия.

Так, Юлий Цезарь, начав делать политическую карьеру, оплачивал раздачи хлеба, а однажды устроил бои с участием 320 пар гладиаторов в серебряных доспехах. Завоевав благодаря такой щедрости любовь черни, он сумел избраться «великим понтификом», главным римским жрецом.

хлеб и зрелища что это. 155813752. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-155813752. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 155813752. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )

Поэт Ювенал, живший во времена императора Августа, критиковал именно современников, но уже в античное время его выражение стало крылатым. При императоре Нероне лозунг «хлеба и зрелищ» стали использовать как фразеологизм, говоря о низких устремлениях народных масс.

Примеры из литературы

Издали нам сдается, что невежественная и обнищавшая толпа занимается только равнодушием, а она между тем требует хлеба и зрелищ.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сила событий»

Выше хлеба и зрелищ девушка ценила хорошенькую, стройную обувь.
А.С. Грин. «Блистающий мир»

В людских собраниях упоминание о Культуре граничит с неприличием. По-прежнему толпа требует: «хлеба и зрелищ!» Да и как забыть о хлебе, когда изо всех углов угрожает голод.
Н.К. Рерих. «Листы дневника»

Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ».
И.А. Ефремов. «Час быка»

Она постоянно требует и жаждет богов, вождей, порядка, и каждый раз, когда она получает богов, вождей и порядок, она делается недовольной, потому что на самом деле ни черта ей не надо, ни богов, ни порядка, а надо ей хаоса анархии, хлеба и зрелищ.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Гадкие лебеди»

Победила Ее Величество колбаса! Хорошая жратва победила! «Мерседес-бенц». Больше ничего человеку не надо, не предлагайте ему ничего больше. Без надобности. Только хлеба и зрелищ! И это самое большое открытие двадцатого века.
Светлана Алексиевич. «Время second-hand»

Требуют велфэра и контента, как раньше хлеба и зрелищ.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло»

Источник

Что значит «Хлеба и Зрелищ!»

Этот народ уж давно все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!

хлеб и зрелища что это. badba0a7e275d27b0da6f035ccfdcc61. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-badba0a7e275d27b0da6f035ccfdcc61. картинка хлеб и зрелища что это. картинка badba0a7e275d27b0da6f035ccfdcc61. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Римский хлеб, найденный при раскопках в Помпеях. I в. н.э.

Здесь имеются в виду раздачи бесплатного хлеба римским гражданам, а также дорогостоящие цирковые игры и другие виды развлечений в качестве средства для завоевания политической власти. «Заботу о снабжении зерном», как эти раздачи официально именовались, предложил Гай Семпроний Гракх в 123 г. до н.э. Впоследствии этим рецептом обретения популярности воспользовались самые разные правители Рима. При Юлии Цезаре бесплатный хлеб получало 320 тысяч человек. В Риме насчитывалось около 250 пекарен. Хлеб выпекался трех сортов: panis plebeius — черный хлеб для бедняков, panis secundarius — белый хлеб низкого качества и panis candidus — белый хлеб для римской знати. Именно panis plebeius предназначался для бесплатной раздачи.

хлеб и зрелища что это. b613973e1c0626606bba7f7d69450931. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-b613973e1c0626606bba7f7d69450931. картинка хлеб и зрелища что это. картинка b613973e1c0626606bba7f7d69450931. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Триумф Юлия Цезаря. Кадр из сериала «Рим».

Помимо хлеба, населению Рима раздавали зерно, муку и, по особым случаям, деньги. Древнеримский историк Светоний писал, что после своего триумфа Цезарь дал грандиозный обед. За 22 тысячами столов римляне ели фазанов и мурен, лакомились устрицами, запивая их дорогим фалернским и хиосским вином. Старым легионерам Цезарь выдал по 24 тысячи сестерциев, народу раздал по 10 мер зерна и столько же фунтов масла. В правление Августа 200 тысяч человек получали примерно по 1 килограмму хлеба на семью. Шесть раз император раздавал неимущим гражданам по 60-100 денариев на человека, что составило в общей сложности 130 миллионов денариев. В 22 году н.э. император Тиберий сказал, что если отказаться от раздач хлеба, это приведет к полной гибели государства — настолько к ним привык римский плебс.

хлеб и зрелища что это. ae565baabee3e150200b4a812e397bae. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-ae565baabee3e150200b4a812e397bae. картинка хлеб и зрелища что это. картинка ae565baabee3e150200b4a812e397bae. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
«Праздник сбора винограда». Лоуренс Альма-Тадема, 1870 г.

Изначально у римлян в году был только один народный праздник. К концу республиканского периода к нему добавились еще четыре: общественные плебейские игры в память о Тразименской битве, игры в честь Аполлона, праздник в честь «матери богов» Кибелы и подобный же праздник в честь богини Флоры. К ним надо добавить и триумфы, которыми отмечали особо выдающиеся победы римских полководцев.

хлеб и зрелища что это. ea38a2f5de7d41a49860b3facb3ccd83. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-ea38a2f5de7d41a49860b3facb3ccd83. картинка хлеб и зрелища что это. картинка ea38a2f5de7d41a49860b3facb3ccd83. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
«Гонка колесниц Бен Гура». Вильям Трего, 1908 г.

Начало грандиозным празднествам положил Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. Для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которой участвовало 400 львов, буйволов и, по свидетельству Плиния, даже жираф. Была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле. Светоний отмечал: «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках по улицам. Давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».

хлеб и зрелища что это. 41d9f9c2da8e8d8286431a238db8e0f5. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-41d9f9c2da8e8d8286431a238db8e0f5. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 41d9f9c2da8e8d8286431a238db8e0f5. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Травля зверей на арене. Картина современного художника.

При Октавиане Августе на празднествах в честь освящения храма Марса в боях с гладиаторами было убито 36 специально доставленных из Египта крокодилов. Сам Август писал об устроенных им играх так: «Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек. Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов — двадцать три раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал двадцать шесть раз, для которых было доставлено зверей около трех тысяч пятисот. Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на тысячу восемьсот футов, а в ширину на тысячу двести».

хлеб и зрелища что это. 4febd1e8863f197bba1353f7e3ec4722. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-4febd1e8863f197bba1353f7e3ec4722. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 4febd1e8863f197bba1353f7e3ec4722. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Руины Колизея. Современное фото.

Для гладиаторских боев и представлений в 72 году н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея. Оно было закончено через 8 лет императором Титом. По этому поводу устроили праздник, продолжавшийся 100 дней. За это время на арене Колизея были убиты сотни гладиаторов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки. Своё название Колизей получил от слова colosso, что значит «огромный». Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров, периметр 527 метров и высоту 57 метров. Он был облицован белым мрамором, в его проемах стояли статуи богов и героев. Через 4 входа Колизей заполняли 80 тысяч человек. Руины Колизея и сейчас представляют собой величественную картину, зримое воплощение страсти римского народа к грандиозным зрелищам.

Источник

Хлеба и зрелищ

Хле́ба и зре́лищ! (лат. panem et circenses ) — выражение из 10-й сатиры римского поэта-сатирика Ювенала, использованное для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставил эти устремления героическому прошлому:

Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме. Практика субсидирования цен на продукты была введена «хлебным законом» ещё в 123 году до н. э.

Выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.

Содержание

В литературе

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Хлеба и зрелищ» в других словарях:

Хлеба и зрелищ — С латинского: Pattern et circenses!(панэм эт цирцэнсэс). Автор выражения римский поэт сатирик Ювенал (Децим Юний Ювенал, ок. 60 ок. 127), который, обличая своих современников (времена императора Августа), в своей 7 й сатире пишет, что их можно… … Словарь крылатых слов и выражений

Хлеба и зрелищ! — Выражение из 7 й сатиры римского поэта Ювенала. Это был лозунг римской черни при императоре Августе: Panem et circenses! (дословно: Хлеба и церковных игр! ). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ — (лат. Pane e circenses ) крылатые слова римского сатирика Ювенала (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в повиновении … Большой Энциклопедический словарь

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ — (лат. «Pane e circenses»), крылатые слова римского сатирика Ювенала (см. ЮВЕНАЛ) (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями… … Энциклопедический словарь

Хлеба и зрелищ — (лат. «Pane e circenses») крылатые слова римского сатирика Ювенала (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в… … Политология. Словарь.

хлеба и зрелищ — Ср. Древний Рим был страшен всем земным владыкам: В нем существовала общая потреба И не допускавшим отлагательств криком Грозно выражалась: зрелищ и хлеба! В. Курочкин. Хлеба и зрелищ. Ср. Panem et circenses. Juvenal. 10, 81. Хлеба и зрелищ в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Хлеба и зрелищ — (лат. panem et circenses хлеба и цирковых игр), крылатое выражение (Ювенал, 10,81), означающее, что народ, который ранее имел обыкновение распределять самые высокие политич. должное 1 и, ienepb (1 в. н. э.) желает только удовлетворять… … Словарь античности

Хлеба и зрелищ! — крыл. сл. Выражение из 7 й сатиры римского поэта Ювенала. Это был лозунг римской черни при императоре Августе: «Panem et circenses!» (дословно: «Хлеба и церковных игр!») … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

«ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ» — см. Panem et circenses … Советская историческая энциклопедия

Хлеба и зрелищ — Хлѣба и зрѣлищъ. Ср. Древній Римъ былъ страшенъ всѣмъ земнымъ владыкамъ: Въ немъ существовала общая потреба И не допускавшимъ отлагательствъ крикомъ Грозно выражалась: зрѣлища и хлѣба! В. Курочкинъ. Хлѣба и зрѣлищъ. Ср. Panem et circenses.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Источник

Что значит

Что означает слово

Что означает выражение «хлеба и зрелищ»

хлеб и зрелища что это. 1423733555 1. хлеб и зрелища что это фото. хлеб и зрелища что это-1423733555 1. картинка хлеб и зрелища что это. картинка 1423733555 1. Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )Этой крылатой фразе » хлеба и зрелищ » около тысячи лет.Популярным это выражение стало в далекие времена,когда большей частью цивилизованного мира владела Римская Империя.В то время,как и сейчас в США в больших городах было много бездельников,которым бесплатно раздавали простую еду.Клич этой безумной толпы,который частенько раздавался на площадях Империи звучал,как » Хлеба и Зрелищ «. Что на латинском языке произносится,как » Pane e circenses «.
Однако,как это ни странно впервые эту идиому употребил в своем произведении известный поэт и сатирик той эпохи по имени Ювенал.

В своей седьмой сатире этот прославленный поэт с помощью своего таланта сравнивает прошедшую эпоху героев и подвигов с печальным настоящим.Как и сейчас современники Ювенала жаждали только все новых и новых удовольствий и предметов роскоши,забыв про то чем когда то являлся великий Рим.Ювенал в своем приведении напомнил современникам с кого надо брать пример,раскрыл перед ними всю низость их нравственного падения.Более того он совершил в своей книги нападки на императора Августа,который разрешил подкуп плебса их голосов и мнения.Для этого он использовал бесплатный хлеб и зрелища.

В те суровые времена упадка Рима,правительство решило бесплатно раздавать беднякам продукты первой необходимости, такие,как: масло, хлеб и дешевое вино.
Более того,что бы повысить свою популярность среди народа были организованы бесплатные цирковые представления,а так же битвы гладиаторов и хищных зверей.
Это делалось не только,что бы повысить популярность власти,но и для того,что бы показать простому народу,что в Риме все спокойно,все живут мирно и счастливо.
На начальном этапе эта задача была выполнена и плебс действительно стал жить только сиюминутными желаниями,единственным критерием его существования стало количество получения бесплатной еды и удовлетворения от кровавых расправ на арене.

Максимальную распространенность фраза » хлеба и зрелищ » получила во времена правления императора Нерона. Этот жестокий тиран мог подавить восстание, лишь досыта накормив обезумевшую толпу и отправив ее на арену цирка.

В наше время эта идиома приобретает всю большую популярность.Поскольку мы видим,как в США,что бы затмить им разум раздают плебсу бесплатную еду,а Голливуд функционирует круглосуточно,выдавая на гора одни зрелища за другими.
Сейчас,как и в прошлые времена эта крылатая фраза означает низменные мечты простого народа,которое удовлетворяет правительство,затыкая недовольным рты.

Хлеба и зрелищ видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *