хендовер что это такое
Wi-CAT LLC
Wireless Comprehensive Advanced Technology. Build your network now.
Роуминг (миграция клиентов между ТД) в Wi-Fi сетях — Часть 3 — Handover
Хэндовер (англ. Handover) — в сотовой связи процесс передачи обслуживания абонента во время вызова или сессии передачи данных от одной базовой станции к другой.
Вот мы и подобрались непосредственно к миграции. В т.ч. в случае так называемого бесшовного роуминга.
Попробуем дать определение этой процедуре применительно к сетям 802.11 (да-да, в 802.11 как всегда всё наизнанку, привыкайте).
Handover — процедура миграции между точками доступа, инициируемая и осуществляемая клиентом исходя из определённых (одному ему известных), не регламентированных “стандартом” критериев.
Самое важное в этом определении – то, что именно клиент инициирует процедуру перехода, и именно он решает когда, куда, как и по какой причине он решил мигрировать.
Когда клиент запускает процедуру handover? На этот вопрос нет однозначного ответа, т. к. «стандарт» 802.11 не определяет ни самой процедуры, ни критериев.
В самом простом (однако в самом часто встречающемся) случае происходит буквально следующее:
При каждом возникновении события RSSI changed происходит проверка уровня сигнала. И если сигнал низкий (обычно на клиентах низким считается RSSI
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бесшовный Wi-Fi-роуминг: теория на практике
Разбираемся с технологиями роуминга (Handover, Band steering, IEEE 802.11k, r, v) и проводим пару наглядных экспериментов, демонстрирующих их работу на практике.
Введение
Беспроводные сети группы стандартов IEEE 802.11 сегодня развиваются чрезвычайно быстро, появляются новые технологии, новые подходы и реализации. Однако с ростом количества стандартов в них все сложнее становится разобраться. Сегодня мы попытаемся описать несколько наиболее часто встречающихся технологий, которые относят к роумингу (процедуре повторного подключения к беспроводной сети), а также посмотреть, как работает бесшовный роуминг на практике.
Handover или «миграция клиента»
Подключившись к беспроводной сети, клиентское устройство (будь то смартфон с Wi-Fi, планшет, ноутбук или ПК, оснащенный беспроводной картой) будет поддерживать беспроводное подключение в случае, если параметры сигнала остаются на приемлемом уровне. Однако при перемещении клиентского устройства сигнал от точки доступа, с которой изначально была установлена связь, может ослабевать, что рано или поздно приведет к полной невозможности осуществлять передачу данных. Потеряв связь с точкой доступа, клиентское оборудование произведет выбор новой точки доступа (конечно же, если она находится в пределах доступности) и осуществит подключение к ней. Такой процесс и называется handover. Формально handover — процедура миграции между точками доступа, инициируемая и выполняемая самим клиентом (hand over — «передавать, отдавать, уступать»). В данном случае SSID старой и новой точек даже не обязаны совпадать. Более того, клиент может попадать в совершенно иную IP-подсеть.
Как в старой, так и в новой сети у клиента будет присутствовать доступ в интернет, однако все установленные подключения будут сброшены. Но проблема ли это? Обычно переключение не вызывает затруднений, так как все современные браузеры, мессенджеры и почтовые клиенты без проблем обрабатывают потерю соединения. Примером такого переключения может служить переход из кинозала в кафе внутри одного крупного торгового центра: только что вы обменялись с друзьями впечатлениями от нашумевшего блокбастера, а теперь готовы поделиться с ними фотографией кулинарного шедевра — нового десерта от шеф-повара.
Увы, в реальности все не так гладко. Все большую популярность набирают голосовые и видеовызовы, передаваемые по беспроводным сетям Wi-Fi, — независимо от того, используете ли вы Skype, Viber, Telegram, WhatsApp или какое-либо иное приложение, возможность перемещаться и при этом продолжать разговор без перерыва бесценна. И здесь возникает проблема минимизации времени переключения. Голосовые приложения в процессе работы отправляют данные каждые 10–30 мс в зависимости от используемого кодека. Потеря одного или пары таких пакетов с голосом не вызовет раздражения у абонентов, однако, если трафик прервется на более продолжительное время, это не останется незамеченным. Обычно считается, что прерывание голоса на время до 50 мс остается незамеченным большинством собеседников, тогда как отсутствие голосового потока в течение 150 мс однозначно вызывает дискомфорт.
Для минимизации времени, затрачиваемого на повторное подключение абонента к медиасервисам, необходимо вносить изменения как в опорную проводную инфраструктуру (позаботиться, чтобы у клиента не менялись внешний и внутренний IP-адреса), так и в процедуру handover, описанную ниже.
Handover между точками доступа:
Источник: frankandernest.com
Band steering
Технология band steering позволяет беспроводной сетевой инфраструктуре пересаживать клиента с одного частотного диапазона на другой, обычно речь идет о принудительном переключении клиента с диапазона 2,4 ГГц в диапазон 5 ГГц. Хотя band steering и не относится непосредственно к роумингу, мы все равно решили упомянуть его здесь, так как он связан с переключением клиентского устройства и поддерживается всеми нашими двухдиапазонными точками доступа.
В каком случае может возникнуть необходимость переключить клиента в другой частотный диапазон? Например, такая необходимость может быть связана с переводом клиента из перегруженного диапазона 2,4 ГГц в более свободный и высокоскоростной 5 ГГц. Но бывают и другие причины.
Стоит отметить, что на данный момент не существует стандарта, жестко регламентирующего работу описываемой технологии, поэтому каждый производитель реализовывает ее по-своему. Однако общая идея остается примерно схожей: точки доступа не анонсируют клиенту, выполняющему активный скан, SSID в диапазоне 2,4 ГГц, если в течение некоторого времени была замечена активность данного клиента на частоте 5 ГГц. То есть точки доступа, по сути, могут просто умолчать о наличии поддержки диапазона 2,4 ГГц, в случае если удалось установить наличие поддержки клиентом частоты 5 ГГц.
Выделяют несколько режимов работы band steering:
На схеме ниже мы попытались графически изобразить суть технологии band steering.
Технологии и стандарты
Вернемся теперь к самому процессу переключения между точками доступа. В стандартной ситуации клиент будет максимально долго (насколько это возможно) поддерживать существующую ассоциацию с точкой доступа. Ровно до тех пор, пока уровень сигнала позволяет это делать. Как только возникнет ситуация, что клиент более не может поддерживать старую ассоциацию, запустится процедура переключения, описанная ранее. Однако handover не происходит мгновенно, для его завершения обычно требуется более 100 мс, а это уже заметная величина. Существует несколько стандартов управления радиоресурсами рабочей группы IEEE 802.11, направленных на улучшение времени повторного подключения к беспроводной сети: k, r и v. В нашей линейке Auranet поддержка 802.11k реализована на точке доступа CAP1200, а в линейке Omada на точках доступа EAP225 и EAP225-Outdoor реализованы протоколы 802.11k и 802.11v.
802.11k
Данный стандарт позволяет беспроводной сети сообщать клиентским устройствам список соседних точек доступа и номеров каналов, на которых они работают. Сформированный список соседних точек позволяет ускорить поиск кандидатов для переключения. Если сигнал текущей точки доступа ослабевает (например, клиент удаляется), устройство будет искать соседние точки доступа из этого списка.
802.11r
Версия r стандарта определяет функцию FT — Fast Transition (Fast Basic Service Set Transition — быстрая передача набора базовых служб), позволяющую ускорить процедуру аутентификации клиента. FT может использоваться при переключении беспроводного клиента с одной точки доступа на другую в рамках одной сети. Могут поддерживаться оба метода аутентификации: PSK (Preshared Key — общий ключ) и IEEE 802.1Х. Ускорение осуществляется за счет сохранения ключей шифрования на всех точках доступа, то есть клиенту не требуется при роуминге проходить полную процедуру аутентификации с привлечением удаленного сервера.
802.11v
Данный стандарт (Wireless Network Management) позволяет беспроводным клиентам обмениваться служебными данными для улучшения общей производительности беспроводной сети. Одной из наиболее используемых опций является BTM (BSS Transition Management).
Обычно беспроводной клиент измеряет параметры своего подключения к точке доступа для принятия решения о роуминге. Это означает, что клиент не имеет информации о том, что происходит с самой точкой доступа: количество подключенных клиентов, загрузка устройства, запланированные перезагрузки и т. д. С помощью BTM точка доступа может направить запрос клиенту на переключение к другой точке с лучшими условиями работы, пусть даже с несколько худшим сигналом. Таким образом, стандарт 802.11v не направлен непосредственно на ускорение процесса переключения клиентского беспроводного устройства, однако в сочетании с 802.11k и 802.11r обеспечивает более быструю работу программ и повышает удобство работы с беспроводными сетями Wi-Fi.
IEEE 802.11k в деталях
Стандарт расширяет возможности RRM (Radio Resource Management) и позволяет беспроводным клиентам с поддержкой 11k запрашивать у сети список соседних точек доступа, потенциально являющихся кандидатами для переключения. Точка доступа информирует клиентов о поддержке 802.11k с помощью специального флага в Beacon. Запрос отправляется в виде управляющего (management) фрейма, который называют action frame. Точка доступа отвечает также с помощью action frame, содержащего список соседних точек и номера их беспроводных каналов. Сам список не хранится на контроллере, а генерируется автоматически по запросу. Также стоит отметить, что данный список зависит от местоположения клиента и содержит не все возможные точки доступа беспроводной сети, а лишь соседние. То есть два беспроводных клиента, территориально находящиеся в разных местах, получат различные списки соседних устройств.
Обладая таким списком, клиентскому устройству нет необходимости выполнять скан (активный или пассивный) всех беспроводных каналов в диапазонах 2,4 и 5 ГГц, что позволяет сократить использование беспроводных каналов, то есть высвободить дополнительную полосу пропускания. Таким образом, 802.11k позволяет сократить время, затрачиваемое клиентом на переключение, а также улучшить сам процесс выбора точки доступа для подключения. Кроме этого, отсутствие необходимости в дополнительных сканированиях позволяет продлить срок жизни аккумулятора беспроводного клиента. Стоит отметить, что точки доступа, работающие в двух диапазонах, могут сообщать клиенту информацию о точках из соседнего частотного диапазона.
Мы решили наглядно продемонстрировать работу IEEE 802.11k в нашем беспроводном оборудовании, для чего использовали контроллер AC50 и точки доступа CAP1200. В качестве источника трафика использовался один из популярных мессенджеров с поддержкой голосовых звонков, работающий на смартфоне Apple iPhone 8+, заведомо поддерживающий 802.11k. Профиль голосового трафика представлен ниже.
Как видно из диаграммы, использованный кодек генерирует один голосовой пакет каждые 10 мс. Заметные всплески и провалы на графике объясняются небольшой вариацией задержки (jitter), всегда присутствующей в беспроводных сетях на базе Wi-Fi. Мы настроили зеркалирование трафика на коммутаторе, к которому подключены обе точки доступа, участвующие в эксперименте. Кадры от одной точки доступа попадали в одну сетевую карту системы сбора трафика, фреймы от второй — во вторую. В полученных дампах отбирался только голосовой трафик. Задержкой переключения можно считать интервал времени, прошедший с момента пропадания трафика через один сетевой интерфейс, и до его появления на втором интерфейсе. Конечно же, точность измерения не может превышать 10 мс, что обусловлено структурой самого трафика.
Итак, без включения поддержки стандарта 802.11k переключение беспроводного клиента происходило в среднем в течение 120 мс, тогда как активация 802.11k позволяла сократить эту задержку до 100 мс. Конечно же, мы понимаем, что, хотя задержку переключения удалось сократить на 20 %, она все равно остается высокой. Дальнейшее уменьшение задержки станет возможным при совместном использовании стандартов 11k, 11r и 11v, как это уже реализовано в домашней серии беспроводного оборудования DECO.
Однако у 802.11k есть еще один козырь в рукаве: выбор момента для переключения. Данная возможность не столь очевидна, поэтому мы бы хотели упомянуть о ней отдельно, продемонстрировав ее работу в реальных условиях. Обычно беспроводной клиент ждет до последнего, сохраняя существующую ассоциацию с точкой доступа. И только когда характеристики беспроводного канала становятся совсем плохими, запускается процедура переключения на новую точку доступа. С помощью 802.11k можно помочь клиенту с переключением, то есть предложить произвести его раньше, не дожидаясь значительной деградации сигнала (конечно же, речь идет о мобильном клиенте). Именно моменту переключения посвящен наш следующий эксперимент.
Качественный эксперимент
Переместимся из стерильной лаборатории на реальный объект заказчика. В помещении были установлены две точки доступа с мощностью излучения 10 дБм (10 мВт), беспроводной контроллер и необходимая поддерживающая проводная инфраструктура. Схема помещений и места установки точек доступа представлены ниже.
Беспроводной клиент перемещался по помещению, совершая видеозвонок. Сначала мы отключили поддержку стандарта 802.11k в контроллере и установили места, в которых происходило переключение. Как видно из представленной ниже картинки, это случалось на значительном удалении от «старой» точки доступа, вблизи «новой»; в этих местах сигнал становился очень слабым, а скорости едва хватало для передачи видеоконтента. Наблюдались заметные лаги в голосе и видео при переключении.
Затем мы включили поддержку 802.11k и повторили эксперимент. Теперь переключение происходило раньше, в местах, где сигнал от «старой» точки доступа все еще оставался достаточно сильным. Лагов в голосе и видео зафиксировано не было. Место переключения теперь переместилось примерно на середину между точками доступа.
В этом эксперименте мы не ставили перед собой цели выяснить какие бы то ни было численные характеристики переключения, а лишь качественно продемонстрировать суть наблюдаемых различий.
Заключение
Все описанные стандарты и технологии призваны улучшить опыт использования клиентом беспроводных сетей, сделать его работу более комфортной, уменьшить влияние раздражающих факторов, повысить общую производительность беспроводной инфраструктуры. Надеемся, что мы смогли наглядно продемонстрировать преимущества, которые получат пользователи после внедрения данных опций в беспроводных сетях.
Можно ли в 2018 году прожить в офисе без роуминга? На наш взгляд, такое вполне возможно. Но, попробовав раз перемещаться между кабинетами и этажами без потери соединения, без необходимости повторно устанавливать голосовой или видеовызов, не будучи вынужденным многократно повторять сказанное или переспрашивать, — от этого будет уже нереально отказаться.
СОДЕРЖАНИЕ
Терминология
В сфере телекоммуникаций могут быть разные причины, по которым может проводиться передача обслуживания:
Возможен особый случай, когда источник и цель являются одной и той же сотой, и только используемый канал изменяется во время передачи обслуживания. Такой хэндовер, при котором ячейка не изменяется, называется внутрисотовым хэндовером. Целью внутрисотовой передачи обслуживания является изменение одного канала, который может испытывать помехи или затухание, на новый более четкий или менее затухающий канал.
В дополнение к вышеупомянутой классификации межсотовой и внутрисотовой классификации хэндоверов их также можно разделить на жесткие и мягкие хэндоверы:
Хэндовер также можно классифицировать на основе используемых методов хэндовера. В общих чертах их можно разделить на три типа:
Сравнение
Преимущество жесткой передачи обслуживания состоит в том, что в любой момент времени для одного вызова используется только один канал. Событие жесткого переключения действительно очень короткое и обычно не ощущается пользователем. В старых аналоговых системах это можно было услышать как щелчок или очень короткий звуковой сигнал; в цифровых системах это незаметно. Еще одним преимуществом жесткого переключения является то, что аппаратное обеспечение телефона не должно быть способно принимать два или более каналов параллельно, что делает его более дешевым и простым. Недостатком является то, что при сбое передачи обслуживания вызов может быть временно прерван или даже аварийно завершен. Технологии, которые используют жесткую передачу обслуживания, обычно имеют процедуры, которые могут повторно установить соединение с исходной сотой, если соединение с целевой сотой не может быть выполнено. Однако восстановление этого соединения не всегда возможно (в этом случае вызов будет прекращен), и даже когда это возможно, процедура может вызвать временное прерывание вызова.
Возможность
Реализации
Причины неудач
Бывают случаи, когда передача обслуживания оказывается неудачной. Этой проблеме посвящено много исследований. Источник проблемы был обнаружен в конце 1980-х годов. Поскольку частоты не могут быть повторно использованы в соседних ячейках, когда пользователь переходит из одной ячейки в другую, для вызова должна быть выделена новая частота. Если пользователь переходит в ячейку, когда все доступные каналы используются, вызов пользователя должен быть прерван. Кроме того, существует проблема интерференции сигналов, когда соседние соты подавляют друг друга, что приводит к снижению чувствительности приемника.
Вертикальная передача
Стандарт 3GPP UMA / GAN обеспечивает передачу обслуживания GSM / UMTS на Wi-Fi и наоборот.
Приоритизация передачи обслуживания
В разных системах используются разные методы обработки и управления запросом на передачу обслуживания. Некоторые системы обрабатывают передачу обслуживания таким же образом, как и новый исходящий вызов. В такой системе вероятность того, что передача обслуживания не будет выполнена, равна вероятности блокировки нового исходящего вызова. Но если вызов прерывается внезапно в середине разговора, это раздражает больше, чем блокирование нового исходящего вызова. Таким образом, чтобы избежать этого внезапного прекращения текущего запроса на передачу обслуживания, следует отдавать приоритет новому вызову, это называется приоритизацией передачи обслуживания.
Для этого есть два метода:
Концепция охранного канала В этом методе часть всех доступных каналов в соте резервируется исключительно для запроса передачи обслуживания от текущих вызовов, которые могут быть переданы в соту. Очередь Постановка в очередь передачи обслуживания возможна, потому что существует конечный временной интервал между моментом, когда уровень принятого сигнала упадет ниже порога передачи обслуживания, и моментом завершения вызова из-за недостаточного уровня сигнала. Размер задержки определяется из схемы трафика конкретной зоны обслуживания.
Процедура эстафетной передачи (хэндовер) – ЧАСТЬ 1
Эстафетной передачей (хэндовером) называют автоматическую смену канала в процессе соединения в момент перемещения абонента из одной соты в другую [19]. Процедура эстафетной передачи осуществляется с учетом иерархии данной сети, включая соты, микросоты и пикосогы с соответствующей структурой их секторов. В UTRAN определены три варианта эстафетной передачи.
1. Межсотовый (intracell) хэндовер: передача обслуживания МС между двумя БС, работающими в режиме частотного дуплекса FDD. Различают хэндовер без смены частот, где связь осуществляется на одной несущей в пределах соты, и хэндовер со сменой частоты, при котором происходит переключение на соседнюю БС, работающую на другой частоте (т.н. «жесткий» хэндовер).
В свою очередь, различают «мягкий» (soft) хэндовер без смены частоты, при котором МС входит в контакт с несколькими конкурирующими БС, и «наиболее мягкий» (softer) хэндовер без смены частоты – между секторами одной соты (он же intercell, intrasector handover или hand off).
Принцип мягкого хэндовера заключается в обмене служебной информацией между МС и несколькими соседними БС одновременно, а также в слежении за уровнями их сигналов. «Активный» список БС, уровни сигналов которых превышают заданный порог, регулярно отсылается на «свою» базовую станцию. Эти пороговые значения, заданные в приемнике МС, определяют размеры окна эстафетной передачи – зону, в которой БС «конкурируют за право обслуживания» МС в своих сотах (рис. 6.22).
Рис. 6.22. Окно эстафетной передачи
Размер окна выбирается оптимальным для конкретных условий планирования сети. Так, при слишком малом «окне» приближающаяся к границам соты МС «не увидит» альтернативных БС из соседних сот, а при слишком большом количество конкурирующих БС окажется излишним, что отразится на объемах передаваемого служебного трафика и приведет к уменьшению ресурса сети.
В системе UMTS, помимо сказанного, поддерживается межмодовый и межсистемный хэндовер.
2. Межмодовый (inter-mode) хэндовер предусмотрен для ситуаций, когда из зоны обслуживания БС, функционирующей в режиме FDD, МС переходит в зону БС, работающей в режиме временного дуплекса (TDD).
Для обоих режимов длина кадра (фрейма) определена одинаковой (равной Ю мс), что позволяет осуществить процедуру автоматического переключения вызова на другой канал при наличии двухрежимного терминала UTRA/FDD-
TDD. Так, свободные интервалы в кадре FDD могут использоваться для одновременного приема сигнала на другой частоте. Аналогично, в TDD передаваемые данные мультиплексируются по времени, что позволяет осуществлять прием на несущей частоте режима TDD, не разрывая FDD-соединение, и наоборот. На практике реализация межрежимного хэндовера предполагает использование сведений о режимах работы TDD/FDD тех или иных сот и их скремблинг-кодах путем передачи этих сведений по широковещательным каналам соответствующих БС.
3. Межсистемный (inter-system) хэндовер предусматривается для ситуаций, возникающих при взаимодействии UMTS с сотовыми сетями других систем’ Межсистемный хэндовер в UMTS призван обеспечить «бесшовное» (seamless) переключение и роуминг при взаимодействии с сетями GSM и сетями системы третьего поколения cdma2000. В частности, хэндовер UMTS/FDD – сеть GSM реализуется без использования параллельного частотного канала. Для этого в структуре сообщения предусмотрен «мультикадр» с периодом, равным 12 кадрам (фреймам), содержащий свободные интервалы для измерения уровня сигнала на частоте системы GSM.
6.4.4. Управление мощностью передатчика
Мощности сигналов на входе приемника БС от ближних и дальних МС могут отлмчаться более чем на сто децибел [15>, вследствие чего малейшая нелинейность характеристики приемника БС приводит к подавлению слабых сигналов сильными. Поэтому контроль мощности с целью выравнивания уровней сигналов от разных МС на входе БС принципиален для всех радиоинтерфейсов на базе CDMA. Управление мощностью передатчика позволяет не только снизить уровень взаимных помех, но и приводит к уменьшению энергопотребления МС.
6.4.4.1. Управление мощностью передатчика в режиме FDD. В стандарте UMTS описаны две разные схемы управления мощностью [19]: управление по схеме открытой петли (Open Loop Power Control) и управление по схеме замкнутой петли (Closed Loop Power Control).
При управлении мощностью по схеме открытой петли МС самостоятельно – не по команде БС, а в зависимости от уровня принятого от нее сигнала, принимает решение об изменении мощности передачи. Если этот уровень велик, МС «считает», что расстояние до БС мало и излучаемая мощность избыточна. Как правило, точность измерения в приемнике МС невысока, а условия распространения сигнала в «uplink» и «downlink» существенно неодинаковы из-за большой разницы частот. Поэтому регулировка мощности по схеме «открытой петли» является весьма грубой (с шагом ±9 дБ). Ее основная задача – выравнивание уровней мощности сигналов, принимаемых от отдельных МС.
Управление по схеме открытой петли в UMTS осуществляется до момента инициирования МС канала случайного доступа RACH, а затем передается менее инерционной схеме, работающей по принципу быстрой замкнутой петли. Данная схема обеспечивает более высокую точность управления, поскольку может быстрее реагировать на флюктуации условий распространения сигнала вследствие затенений и многолучевых замираний. Здесь базовая станция сама посылает МС команды на увеличение или уменьшение мощности передачи таким образом, чтобы обеспечить заданное отношение сигнал/помеха SIR0 на входе своего приемника. Отношение это устанавливается в зависимости от текущих условий приема в соте и определяется на уровне контроллеров управления сетью RNC.
Отношение сигнал/помеха оценивается базовой станцией на выходе RAKE- приемника путем измерения мощности тестового сигнала в канале DPCCH и одновременно – общего уровня помех на данной частоте. Сгенерировав оценку SIR отношения сигнал/помеха (Signal-to-Interference Ratio), БС формирует команду ТРС согласно правилу:
DTPC= +1 (увеличить мощность на 1 дБ), если SIR. SIR0.
В отдельных случаях также предусмотрен шаг изменения мощности на иную величину, например, 2 дБ. Команда управления мощностью содержится в каждом передаваемом слоте. При потребности в изменении мощности менее чем на 1 дБ, команда ТРС в текущем слоте пропускается.
Различные режимы работы сети имеют свои особенности функционирования схемы управления мощностью передатчика. К примеру, при передаче обслуживания без смены частот («мягком» хэндовере) МС увеличивает мощность только в случае, если на необходимость этого указывают команды, принятые от всех без исключения конкурирующих БС. Если же хотя бы одна из команд указывает на необходимость уменьшения мощности (одна из БС находится в благоприятных условиях приема), то МС может продолжать уменьшать мощность своего передатчика. Наконец, если на необходимость снижения мощности МС указывают команды сразу нескольких БС, шаг изменения мощности может быть увеличен для более быстрого разрешения ситуации с конкурирующими БС.
6.4.4.2. Особенности функционирования схемы управления мощностью в нисходящем канале. Основываясь на данных об относительной частоте ошибок, передаваемых каждой МС в обратном канале, БС может распределять излучаемую мощность между обслуживаемыми МС с тем, чтобы обеспечить заданное качество предоставляемой услуги. Вместе с тем, канал от базовой станции к мобильной менее подвержен воздействию системных помех. Поэтому здесь на схему управления мощностью возложена дополнительная функция – выравнивание (оптимизация) нагрузки на различные соты сети. Чем более загружена БС данной соты, тем меньше уровень мощности сигналов, адресуемых обслуживаемым ей МС. Соответственно, сокращается радиус соты и уменьшается помеховое воздействие ее абонентов на соседние соты. Одновременно соседние БС, которые на текущий момент загружены меньше, «выигрывают» в конкурсе за обслуживание МС, находящихся на границах рассматриваемой соты, и забирают на себя часть ее нагрузки. Рабочее отношение сигнал/шум Eh/N0 на входе приемника зависит от скорости передачи в выделенных физических каналах, поэтому последняя также существенно влияет на размеры зоны обслуживания.