Группа т62 что значит
Рассказы об оружии. Танк Т-62 снаружи и внутри
Много общего с предыдущим героем наших обзоров, танком Т-54/55. Такой же простой, удобный, надежный, как и предшественник. Да, война в Афганистане выявила недостатки танка, но об этом чуть ниже.
В появлении Т-62 главную роль сыграла наша разведка. Именно благодаря четким действиям наших разведчиков руководство страны своевременно получило весьма неприятную информацию.
Речь шла о принятии на вооружение странами НАТО новых танковых пушек калибра 105 мм. Это давало значительное преимущество танкам вероятного противника перед нашими Т-54 и Т-55.
К тому времени не было секретом, что наша 100-мм пушка танка Т-55 уже не пробивала лобовую броню американского танка M48 «Паттон III», но у американцев на подходе уже был М60 «Паттон IV». С новым орудием М60 вообще начинал иметь такое преимущество, что это вызвало нешуточную озабоченность у всех в Союзе.
Но стоит согласиться, что догнать и перегнать у нас не просто умели, а умели мастерски. Причем еще с времен Иосифа Виссарионовича.
В Нижнем Тагиле, где находится КБ «Уралвагонзавода» еще с момента принятия на вооружение Т-54 начались работы над танком следующего поколения. Это так называемый «Объект 140», который был построен в металле, но в серию не пошел. Однако наработки «Объекта 140» пошли в дело и были применены при создании «Объекта 165», прототипа нового танка.
«Объект 165» унаследовал от предшественника корпус, башню, моторное отделение, трансмиссию и механизм автоматического выбрасывания гильз через кормовой люк башни.
«Объект 165» планировалось вооружить новой 100-мм нарезной танковой пушкой У-8ТС, являвшейся модернизацией пушки Д-54ТС. В принципе, все новшества модернизации заключались в стабилизаторе «Комета» вместо «Молнии» на Д-54ТС.
«Комета» была более современным стабилизатором, но проблема была не в стабилизации ствола. К орудию имелся целый ворох претензий, главным из которых была недостаточная пробивная способность снаряда.
Вполне логично, что одновременно с «Объектом 165» началась разработка «Объекта 166», для которого начали разрабатывать другое орудие.
Если правильно, то, конечно, не разрабатывать. Орудие уже было разработано к тому времени в КБ Юргинского машиностроительного завода №75. Разрабатывалось оно как особо мощное противотанковое орудие Т12 калибром 100-мм.
Особенностью этой пушки было отсутствие нарезов в стволе. Пушка разрабатывалась гладкоствольной, и вот почему: кумулятивные снаряды обладают большей пробивной способностью, если им не придавать вращательного момента.
Для пушки Т12 были разработаны специальные оперенные бронебойные снаряды, которым также не нужно было придавать вращательный момент. На расстоянии в 1 км эта пушка пробивала броню толщиной в 215 мм, чего в теории было вполне достаточно для борьбы с основными танками стран НАТО.
Естественно, что сразу возникла идея установки Т12 на танк, раз так вышло, что гладкоствольная пушка чуть ли не в половину мощнее, чем нарезная.
Однако на практике все оказалось не так просто. Разработанные для Т12 снаряды невозможно было использовать в танке по причине их размеров. Длина унитарного патрона была 1 200 мм, что совершенно нормально для артиллерийского орудия, но в танке с таким патроном развернуться просто нереально.
Поэтому гладкоствольную пушку для танка пришлось сделать из У-8ТС. В 100-мм пушке были убраны нарезы ствола, что увеличило ее калибр до 115-мм. Из-за отсутствия нарезов стало возможно значительно повысить давление пороховых газов и тем самым увеличить начальную скорость снаряда.
Вопреки многим опасениям, кучность стрельбы нового орудия оказалась на уровне лучших танковых нарезных артиллерийских систем того времени.
Базовая модель Т-54 тоже подверглась изменениям и доработкам. Курсовой пулемет на новом танке убрали, а способ крепления спаренного пулемета ПКТ был изменен в связи с заменой орудия.
Новая танковая пушка оказалась слишком тяжелой для имевшихся на вооружении орудийных стабилизаторов «Комета» и «Молния». Под новое орудие был разработан новый стабилизатор «Метеор».
Компоновка танка была классической: впереди размещалось отделение управления, за ним боевое отделение и в корме танка – моторно-трансмиссионное отделение.
С левой стороны отделения управления располагалось место механика-водителя, который попадал на него через люк, расположенный прямо над сидением в подбашенной бронеплите. За сидением в днище размещался запасной эвакуационный люк.
В ночное время к оптическим приборам добавлялся прибор ночного видения ТНВ-2, позволявший водителю видеть дорогу на расстояние 60 м впереди танка. Инфракрасная фара располагалась рядом с обычной фарой с правой стороны корпуса. Под водой танк управлялся при помощи курсоуказателя.
В боевом отделении располагался командир танка (слева сзади в башне), наводчик (спереди справа в башне) и заряжающий (сзади справа в башне).
[center]Место командира
В крыше башни размещались два открывавшихся вперед люка: левый — для командира, правый — для заряжающего.
На танках, выпускавшихся с 1972 года, за люком заряжающего размещался крупнокалиберный зенитный пулемет ДШКМ. Боекомплект к пулемету состоял из 300 патронов в лентах.
Боекомплект к пушке состоял из 40 снарядов и располагался в боевом отделении. Так как унитарные патроны весили весьма прилично, от 22 до 30 кг, на роль заряжающих отбирали наиболее физически крепких парней. Но одновременно большой вес снаряда стал поводом для разработки автомата заряжания.
И АЗ «Желудь» был разработан и даже испытывался на «Объекте 166». Но Т-62 пошел в серию без АЗ, который еще довольно долго доводился до ума. А «Желудь» послужил прототипом для создания автомата заряжания танка Т-72.
Силовой установкой стал 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-55В мощностью 580 л.с. Запас хода по шоссе составлял 450–650 км.
Танк был оборудован системой противорадиационной защиты, которая могла работать как в автоматическом, так и полуавтоматическом режиме. С помощью нагнетателя-сепаратора внутри танка создавалось избыточное давление, не позволявшее отравляющим веществам проникнуть внутрь машины в случае её разгерметизации.
Т-62 был снабжен системой автоматического пожаротушения. Противопожарное оборудованием гасило очаги возгорания в соответствующем отделении смесью, состоявшей из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха. Оно также могло работать как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режимах.
Летом 1961 года и «Объект 165», и «Объект 166» были рекомендованы комиссией к принятию на вооружение. «Объект 165» получил индекс Т-62А, «Объект 166» стал Т-62.
Т-62А выпустили опытной серией количеством 25 танков, а потом его производство прекратили, чтобы не «плодить» чрезмерное количество моделей.
Т-62 производили в СССР до 1975 года, в ЧССР — с 1973 по 1978, а в КНДР с 1980 по 1989 года. Всего было выпущено около 20 000 машин различных модификаций.
Впервые Т-62 был показан на Параде 7 ноября 1967 года. Первое боевое применение пришлось на события 1968 года в Чехословакии, но так как там не велось активных боевых действий, то о полноценном применении речь не идет.
Настоящее боевое крещение Т-62 получил в 1969 году во время советско-китайского конфликта на острове Даманском. Взвод из трёх Т-62 попытался помочь оборонявшимся на острове пограничникам, перейдя отделявший их рукав реки Уссури по льду.
Китайцы подбили танк полковника Леонова, погибшего вместе с экипажем и смогли даже захватить танк. Китайские специалисты внимательно исследовали Т-62 и использовали советские технические решения, обнаруженные в нём, при проектировании своей модели Туре 69 (WZ-121).
Т-62 активно использовались в Афганистане. Естественно, хорошо показавшая себя в боях машина начала передаваться и продаваться другим странам.
Танк много повоевал на Ближнем Востоке в составе сирийской и египетской армий во время Шестидневной войны и Войны Судного дня.
В дальнейшем Т-62 под именем «Tiran 6» воевал в армии Израиля, поскольку более 200 машин было просто брошено и потеряно арабскими военными из-за ошибок командования и непрофессионализма экипажей.
Позже Сирия использовала свои Т-62 в Ливанской войне 1982 года. Иракская армия активно применяла Т-62 во время ирано-иракской войны 1980–88 годов, во время нападения на Кувейт и при обороне во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Т-62 использовались ливийскими войсками во время вторжения войск Муаммара Каддафи в Чад в ноябре 1986 года, а также при проведении против него совместной французско-американской операции «Рассвет Одиссеи» в 2011 году.
Сегодня Т-62 активно участвуют в войне с террористами в Сирии.
В целом Т-62 зарекомендовал себя достойным преемником Т-55. Таким же простым, надежным, легким в обслуживании и ремонтопригодным.
Боевые действия показали, что максимальный угол наведения орудия в +16° является недостаточным особенно в горных условиях. Применение в пустынях Ближнего Востока принесло проблемы при эксплуатации, связанные с запылениями. Боекомплект в 40 выстрелов весьма неплох, но из-за большого размера снарядов только часть боекомплекта размещена в башне. По этой же причине использованные гильзы не возвращаются в боеукладки, а выбрасываются через специальный люк.
Источники:
Барятинский М. Средний танк Т-62.
Стаценко А. Т-62: гладкоствол возвращается.
Эволюция советских танков и отчёт об испытаниях Т-62
Интересно было бы вернуться почти на 40 лет назад, понять, как нашу технику оценивали тогда и сравнить отношение Запада к Советскому Союзу с его отношением к современной России, хотя бы на примере обсуждения советских танков.
В последние годы большинство западных стран испытывают большие сложности в разработке и производстве новых боевых танков, которые были бы равны или даже превосходили танки, выпущенные на заводах стран Варшавского договора. Принцип был и до сих пор остается прежним — сделать новую машину, которая существенно бы превосходила предыдущий танк. Однако это дорого с финансовой точки зрения и долго по времени. Западные страны всё чаще стремятся реализовывать совместные проекты с целью попытаться снизить конечную стоимость производства, но на сегодняшний день все эти проекты потерпели неудачу, что привело к дальнейшим задержкам. На сегодняшний день только один совместный проект можно назвать действующим, французы и немцы пытаются спроектировать танк для 90-х годов, хотя нынешние признаки указывают на то, что и он может быть обречен на неудачу. В результат отдельные страны собираются самостоятельно реализовывать проекты и производить более дорогие машины в достаточных количествах с целью достижения хоть какого-то баланса с огромным количеством современных танков, развернутых Советами и их союзниками по Варшавскому договору.
Советский Союз пока не присоединился к «обществу одноразовых вещей» и как таковой имеет другую точку зрения. Старая материальная часть почти полностью сохраняется. Эффективные и проверенные компоненты в одном проекте по большей части переходят в следующее поколение машин. Девиз советской промышленности — простота, эффективность и количество. Поэтому конструкция советских танков как была эволюционной, так и стремится остаться таковой даже с появлением танка Т-80.
История развития
Эта тенденция началась во время Второй мировой войны с появлением танка Т-34. Это была очень простая базовая машина, способная, однако, выполнять все задачи машин этой категории. Этот легкий танк был дешев в производстве и прост в работе. Подготовка экипажа была минимальной и советская армия не имела сложностей в поиске членов экипажей, необходимых для управления огромным количеством выпущенных машин. В бою «танк на танк» они не соответствовали по возможностям более тяжелым и продвинутым немецким машинам, но немцы быстро поняли, что когда их танки заканчиваются, у противника еще остается некоторое количество танков Т-34. Доработанный танк Т-34, получивший обозначение Т-34/85, был принят на вооружение в 1944 году и, хотя был снят с вооружения советской армии в 60-х годах, оставался во вьетнамской армии до 1973 года. Преемник танка Т-34 поступил в производство также в 1944 году. Это был доработанный Т-34/85, получивший обозначение Т-44. Внешний вид башни практически не изменился, но подвеска типа Кристи была заменена торсионной подвеской и соответственно корпус стал ниже. Позднее были предприняты безуспешные попытки по установке в башню танка Т-44 100-мм пушки Д-10. Решение, в конце концов, было найдено за счет установки доработанной башни с пушкой Д-10 на удлиненный корпус Т-44, в результате чего получилась новая машина, получившая обозначение Т-54.
Этот танк был изготовлен в огромных количествах, было разработано шесть его вариантов, прежде чем появился танк Т-55, который был впервые показан в Москве в ноябре 1961. Впоследствии было изготовлено еще три варианта танка Т-55. Единственное основное отличие танка Т-54 от варианта Т-55 — установка двигателя В-55 повышенной мощности. Впоследствии все танки Т-54 были доработаны до стандарта Т-55, что привело к тому, что машины этого типа на Западе получили обозначение Т-54/55. Впрочем, этот танк был непопулярным во многих странах, в которые он был продан. В своей книге «Современная советская бронетехника» Стивен Залога приводит случай с Румынией, «имевшей такие серьезные проблемы с танками Т-54, что пришлось пригласить для участия в конкурсе нескольких западногерманских компаний с целью полной переделки существующих машин, которые получили новую подвеску, гусеницы, колеса, двигатель и другие компоненты».
Эта же базовая конструкция затем была использована при производстве танка Т-62, впервые показанного в 1965 году. Основным отличием стало увеличение калибра основного орудия, вместо 100-мм пушки Д-10Т была установлена 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20). Многие компоненты Т-55 были перенесены в танк Т-62 и понятно, что это было начало новой тенденции в производстве танков: ограниченное производство опытных машин, изготовление нескольких вариантов, определение оптимальной комбинации систем и затем развертывание нового танка, в котором все подсистемы прошли расширенные испытания, зачастую в боевых условиях, без характерных для западных стран расходов на проведение оценочных испытаний практически с разрушением опытных образцов.
В своем недавнем тест-драйве танка Т-62 наш журнал выяснил, что он был действительно базовым в своей конструкции и изготовлении. Внешние компоненты не создавали какого-либо ощущения законченности и были по большей части довольно непрочными. Это соответствует советской конструкторской философии, определяющей, что внешние компоненты имеют не столь большое значение и в бою будут первыми принесены в жертву. Поэтому не стоит расходовать время, деньги и усилия на производство конечного изделия. Впрочем, танк был спроектирован с учетом максимального использования местности. Небольшая башня округленной формы обеспечивает максимальную защиту от рикошетирующих попаданий, а корпус с подвеской Кристи и без верхних направляющих колес имеет низкую приземистую конфигурацию. Это обеспечивает низкую проекцию танка и очень осложняет обнаружение, когда танк находится в полузакрытой позиции. Но есть здесь и обратная сторона медали, такая компоновка делает работу экипажа в танке очень некомфортной. Внутри башни пространство чрезвычайно ограничено. Оператор-наводчик, сидящий слева и ниже командира имеет немного пространства для работы. И действительно, рабочие места командира и наводчика, вместе взятые, едва ли больше одного только места командира в большинстве западных танков. Заряжающий с правой стороны башни имеет больше пространства, но, тем не менее, левше работать чрезвычайно сложно.
Место водителя расположено с левой стороны. Его сиденье может регулироваться для вождения с высунутой головой (обычное положение) или с закрытым люком во время работы башни.
Обычно танк Т-62 заводится с помощью сжатого воздуха с минимальным давлением 50 кг/см2. В наших испытаниях, однако, танк должен был заводиться «с толкача», поскольку в цилиндрах с воздухом было недостаточное давление. Водитель проверяет работу систем и затем запускает двигатель, предварительно убедившись, что давление масла в двигателе находится в пределах 6-7 кг/см2. Если запуск при помощи воздуха не получается, может быть использован электрический стартер.
Как правило, у большинства танков первая передача предназначена для аварийных ситуаций. Чтобы начать движение выбирается вторая передача и с помощью ручной дроссельной заслонки устанавливаются обороты 550-600 об/мин. В этом месте водитель танка западного производства горячо благодарит конструкторов за изобретение автоматической коробки передач. На танке Т-62 установлена коробка передач без синхронизаторов, а для переключения передачи водитель должен два раза выжать педаль сцепления. Переключение со второй на третью передачу немного было сложновато, но когда нужно было переключиться на четвертую передачу, наш водитель обнаружил, что рычаг нужно двигать через всю ширину кулисы и при этом переключение чрезвычайно тугое. Нет сомнения, что эта особенность явилась причиной слухов о том. что водители танка Т-62 возят с собой кувалду, с помощью которой перемещают рычаг в нужное положение. Один пользователь сообщил нам. что за курс обучения вождению танка Т-62 в американской армии муфта сцепления меняется, по меньшей мере, дважды.
Рулевое управление осуществляется посредством двух рычагов. Они имеют три положения. Когда они полностью выдвинуты вперед, вся номинальная мощность передается на ведущие колеса (звездочки). Для поворота один из рычагов должен быть переведен в первое положение. Если оба рычага находится в первом положении, то включается понижающая передача и танк замедляется. Из этого положения может быть совершен поворот с меньшим радиусом за счет вытягивания рычага еще дальше вперед, во второе положение. Второе положение фактически притормаживает гусеницы и нужно обращать внимание на то, чтобы один из рычагов не был перемещен во второе положение, если танк едет на четвертой или пятой передаче, так как получившийся поворот может быть слишком крутым. (Далеко не факт, что танк сбросит гусеницу в этих обстоятельствах, так как правильно натянутая гусеница, то есть когда нависает 60-80 мм над первым опорным катком, направляется по всей длине внутренними направляющими, пробегая по верху и низу каждого опорного катка.) Нашему водителю поначалу казалось странным, что он должен перевести оба рычага полностью в первое положение перед тем как начинать поворот, который происходит за счет перевода одного из них во второе положение. Во время поворота для сохранения скорости также требовалось большее ускорение, что в свою очередь приводило к выбросу облака черного дыма.
Мы не смогли проверить эффективность гидропневматической муфты в танке Т-62. поскольку во время вождения баллоны для сжатого воздуха заряжались. Эта муфта входит в зацепление после трогания с места, когда водитель своей ногой перемещает рычаг, установленный на педали сцепления. Кажется, что использование этой муфты не облегчает переключение передач, но снижает ее износ.
Таким образом, маневренность не относится к сильным сторонам танка Т-62. Вождение машины утомительное, а езда относительно не комфортна.
Танк Т-62 легкобронирован и пассивная защита по большей части обеспечивается его низкой проекцией. Активная защита в некоторой степени обеспечивается термодымовой аппаратурой двигателя. Она потребляет 10 литров топлива в минуту и создает дымовую завесу длиной 250-400 метров и продолжительностью до 4 минут в зависимости от силы ветра. При работе этой системы водитель должен быть на передаче не выше третьей, а также снимать ногу с педали газа во избежание остановки двигателя из-за недостатка топлива.
На машине установлен 12-цилиндровый двигатель В-55В с максимальной выходной мощностью 430 кВт при 2000 об/мин, позволяющий развить максимальную скорость 80 км/ч. При движении по пересеченной местности потребление топлива составляет от 300 до 330 литров на 100 км. Оно уменьшается до 190-210 литров при движении по дорогам. С полными топливными баками Т-62 может проехать от 320 до 450 км. Запас хода увеличивается до 450-650 км при установке двух сбрасываемых топливных баков в задней части машины.
Т-64 и Т-72
Еще до того как первый танк Т-62 был показан общественности, на Западе стало известно, что был разработан новый советский танк под обозначением М1970. По данным некоторых источников, этот проект никогда не изготавливался, но серийное производство танка началось в конце 60-х годов. Он сильно отличался от всех предыдущих советских танков, имел новую ходовую часть и новую башню, вооруженную 125-мм пушкой. Внешний облик этого танка заставил аналитиков на Западе крепко задуматься. К определению «угроза» было добавлено новое измерение, а в коридорах власти от Бонна до Вашингтона зазвучали призывы к производству более мощных и более защищенных танков для борьбы с этой новой машиной.
На несколько следующих лет западные военные организации дали этому танку обозначение Т-72, но случилось нечто вроде шока, когда вторая новая машина была показана в Москве в 1977 году. На первый взгляд вторая машина могла бы сойти за новый вариант Т-72, но более тщательный анализ выявил значительные отличия между двумя танками. Это послужило толчком к изменению в западных индексах и более ранняя машина получила обозначение Т-64.
Основные отличия Т-64 и Т-72 состоят в двигателе и ходовой части. На фотографиях видно, что расположение выпускных решеток для отработанных газов в задней части машины отличается, указывая на то, что мог быть установлен другой двигатель. Возможно, на Т-64 установлен дизельный двигатель с максимальной выходной мощностью 560 кВт и удельной мощностью 15 кВт/т. По данным наших источников, этот пятицилиндровый двигатель с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами, этим он и отличается от традиционных танковых двигателей. Напротив, на танке Т-72 установлен двигатель В-64, вариант дизеля В-55 танка Т-62, но повышенной мощности. Он развивает мощность 580 кВт при 3000 об/мин, что влечет за собой удельную мощность 14 кВт/т.
Танк Т-64 имеет по шесть небольших, штампованных сдвоенных опорных катков на борт и торсионную подвеску. Стальная гусеница с двойными пальцами поддерживается четырьмя поддерживающими катками. Ходовая часть танка Т-72 включает шесть больших литых сдвоенных опорных катков на борт и также торсионную подвеску. Стальная гусеница с одинарными пальцами поддерживается всего тремя поддерживающими катками. Модификации башни минимальны и заключаются в переносе инфракрасного прожектора, у Т-64 он был слева от основного орудия, у Т-72 он установлен справа от орудия. Также установлен другой зенитный пулемет. Танк Т-72 имеет новый 12,7-мм пулемет на открытой турельной установке позади командирский башенки. Вести огонь из него, как на танке Т-62, можно только при открытом люке. На Т-64 зенитный пулемет также установлен на командирской башенке, но по всей видимости он дистанционно управляемый.
Некоторые аналитики полагают, что танк Т-64 был изготовлен в качестве промежуточного решения, где-то между Т-62 и Т-72. Недавние наблюдения могут привести к этому противоречивому выводу и возможно, что танк Т-72 является следующей после Т-62 моделью, а Т-64 — это просто шаг в сторону от эволюционной цепочки.
Первые снимки, подтверждающие существование танка Т-64, появились на Западе в начале 1970-х годов, хотя он мог быть развернут еще раньше. С тех пор танк Т-64 поступил на вооружение советской армии в больших количествах. По некоторым оценкам, на 1979 год свыше 2000 этих танков было развернуто в ГСВГ. Напротив, было выпущено множество фотографий танка Т-72. По некоторым причинам танк Т-72 часто выставляется на всеобщее обозрение. Он, например, был продемонстрирован во время визита французского министра обороны в Москву в 1977 году, где ему и его свите был показан танк Т-72, хотя внутрь им не разрешили заглянуть. Т-72 был также экспортирован в страны, не входящие в Варшавский договор. Наши источники утверждают, что нынешняя продажная цена танка Т-72 составляет примерно два миллиона долларов. Были также опубликованы фотографии Т-72 с новой башней, на которых видно, что резервный стадиометрический дальномер снят. Эта публикация в чисто советском стиле наводит на мысль, что еще один танк, возможно глубоко доработанный вариант Т-64, должен стать стандартным советским боевым танком. Было выдвинуто предположение, что оригинальный танк Т-64 испытывает много эксплуатационных проблем и это тщательно скрывается от посторонних взглядов. Эти проблемы были названы: плохая точность мощного гладкоствольного орудия; тенденция сбрасывать гусеницы; и помимо всего прочего катастрофическая ненадежность двигателя, который к тому же нещадно дымит. Критика танка Т-64 намекает на то, что изначально его хотели сделать основным боевым танком Советов, но его характеристики и надежность оказались настолько плохими, что модернизированные танки Т-55 и впоследствии экспортные танки Т-72 должны были открыто эксплуатироваться вместо Т-64. Судя по всему, танки Т-64 в ГСВГ являются лишь учебными танками, а их более совершенные последователи уже хранятся тайно на передовых позициях.
Уже больше 10 лет Прошло с момента принятия на вооружение танка Т-64, при этом известно, что новый советский танк на сегодня уже существует. Что это за танк? На Западе он получил из-за отсутствия более надежной информации обозначение Т-80.
Т-80 вооружен основной пушкой 125-мм высокого давления, которая ведет огонь боеприпасами усовершенствованных типов, включая БОПС с сердечником из обедненного урана. Согласно некоторым данным, танк весит порядка 48,5 тонн и может иметь гидропневматическую подвеску. В Советском Союзе были проведены эксперименты по установке газотурбинных двигателей. Для испытаний были изготовлены две опытные машины Т-80, одна с газотурбинным двигателем, а вторая с дизельным двигателем повышенной мощности, похожим на двигатель, устанавливаемый на танк Т-64. Маловероятно однако, что турбинный двигатель станет штатным двигателем танка T-80.
Самым значительным изменением является добавление композитной брони на корпус и башню, объясняющее повышение массы и дающее машине коробчатую форму современных танков НАТО. Эта броня может быть либо очень похожа на броню британскую Chobham, образцы которой попали в Россию с территории ФРГ, либо это может быть специальная многослойная броня советской разработки, из такой брони, например, изготовлены передние лобовые листы танков Т-64/72. По описаниям танк Т-80 похож на Т-64 или Т-72 с дополнительной броней и это скорее всего соответствует действительности, особенно с учетом появления Т-72 с новой башней.
Изучение эволюционной схемы показывает, что вполне возможно взят корпус одной машины, в данном случае Т-64, и на него установлена новая башня (или глубоко модернизированная башня Т-72), в результате чего получился новый танк. Также вполне вероятно, что корпус Т-64 получил новые небольшие опорные катки и двигатель. Двигатель Т-72 едва ли войдет в его моторно-трансмиссионное отделение и как следствие дальнейшее повышение мощности для того, чтобы справиться лишней массой танка Т-80, окажется невозможным.
Рисунок танка Т-80 по свидетельству тех, кто видел фотографии реальной машины, очень похож на оригинал. Особое внимание обращаем на небольшие опорные катки, скорее всего от Т-64, и отсутствие защитных бортовых экранов. Основное вооружение — новая 125-мм пушка высокого давления, представляющая собой дальнейшее развитие пушек танков Т-64 и Т-72, способна вести огонь улучшенными боеприпасами. Отсутствие инфракрасного прожектора намекает на использование ночных прицелов с усилением яркости изображения или тепловизионных. Еще один интересный элемент — две группы пусковых установок дымовых гранат. До недавнего времени все советские танки использовали термодымовую аппаратуру для постановки дымовой завесы. Однако, танки Т-64 в ГСВГ были замечены с установками дымовых гранат. Возможно, что эти Т-64 оборудованы новыми двигателями, которые не совместимы с термодымовой аппаратурой, и такой же двигатель установлен в танке Т-80.
Преимущества эволюции
Главной целью конструкторов советских танков, по всей видимости, является проектирование и производство танков как можно быстрее и дешевле без уменьшения количества стоящих на вооружении танков. Эволюционная концепция позволила им реализовать это, а также дала другие преимущества. Прежде всего, всегда поддерживается определенный уровень стандартизации, в результате чего время и усилия попусту не растрачиваются на полное переобучение экипажей с машины одного типа на другой. Советская армия имеет на балансе много танков, использующихся в качестве учебных машин. Таким образом, исключается риск повреждения основных моделей и при этом поддерживается высокая квалификация экипажей, обученность навыкам, которые необходимы для эксплуатации танков. Эта концепция также предоставляет конструкторам возможность досконально испытывать компоненты, принимать или отклонять их для машин успешного поколения.
Последним инновационным советским танком стал Т-64 и поэтому нет причин считать, что танк Т-80 также полностью инновационный; ходят слухи, что его преемник уже готов к производству.