Градостроительный кодекс для чего нужен
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 06.12.2021)
29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2004 года
24 декабря 2004 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 143-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ,
от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 04.12.2007 N 324-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ,
от 27.07.2010 N 226-ФЗ, от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ,
от 29.11.2010 N 314-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,
от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ,
от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,
от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 20.07.2012 N 120-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 12.11.2012 N 179-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 30.12.2012 N 294-ФЗ,
от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 04.03.2013 N 21-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ,
от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ,
от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ,
от 02.04.2014 N 65-ФЗ, от 20.04.2014 N 80-ФЗ, от 05.05.2014 N 131-ФЗ,
от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 28.06.2014 N 180-ФЗ, от 28.06.2014 N 181-ФЗ,
от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 25.12.2018),
от 21.07.2014 N 224-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ,
от 22.10.2014 N 320-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 29.12.2014 N 456-ФЗ,
от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ,
от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 533-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ,
от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ,
от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 252-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ,
от 28.11.2015 N 339-ФЗ, от 29.12.2015 N 402-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ,
от 23.06.2016 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ,
от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.07.2016 N 369-ФЗ, от 03.07.2016 N 370-ФЗ,
от 03.07.2016 N 371-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ,
от 19.12.2016 N 445-ФЗ, от 07.03.2017 N 31-ФЗ, от 18.06.2017 N 126-ФЗ,
от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 26.07.2017 N 191-ФЗ,
от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. 03.08.2018), от 29.07.2017 N 218-ФЗ,
от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ,
от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ,
от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 31.12.2017 N 507-ФЗ, от 23.04.2018 N 89-ФЗ,
от 03.08.2018 N 312-ФЗ, от 03.08.2018 N 321-ФЗ, от 03.08.2018 N 330-ФЗ,
от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,
от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,
от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 02.08.2019 N 294-ФЗ,
от 16.12.2019 N 440-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ,
от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ,
от 31.07.2020 N 264-ФЗ, от 08.12.2020 N 416-ФЗ, от 29.12.2020 N 468-ФЗ,
от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ,
от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 11.06.2021 N 191-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ,
от 01.07.2021 N 276-ФЗ, от 02.07.2021 N 298-ФЗ, от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
Градостроительный кодекс для чего нужен
ГрК РФ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ГрК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(п. 10.3 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
(п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
(п. 14.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14.4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 19 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 20 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 21 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 23 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 456-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 24 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 25 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)
(п. 26 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(п. 30 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
(п. 32 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
(п. 33 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 33.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
(п. 34 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 35 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(п. 36 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(п. 37 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(п. 38 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
Объект ИЖС может превышать параметры, установленные п. 39 ст. 1, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и его параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
(п. 39 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
Для чего и для кого нужен градостроительный кодекс? Чем чреваты просчеты в организации подготовки его принятия?
Для чего и для кого нужен градостроительный кодекс? Чем чреваты просчеты в организации подготовки его принятия?
Рациональная пространственная организация и хорошее обустройство территории, обеспечивающие соблюдения баланса интересов связанных с ее использованием, необходимы всем гражданам страны, независимо от их социального статуса, возраста, пола или национальной принадлежности, сферы деятельности в которой они заняты. Беда, если градостроительный кодекс не будет способствовать поддержанию этого баланса, если его положения будут отстаивать только чьи либо узкие интересы. Это приведет к социальной нестабильности, к снижению эффективности использования территории, к снижению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
2.1. В условиях, острой необходимости повышения эффективности использования территории в стране градостроительный кодекс должен способствовать обеспечению согласования связанных с ее использованием интересов по горизонтали – интересов связанных с осуществлением различных видов деятельности.
2.2. В условиях, решения задач усиления вертикали власти в стране, градостроительный кодекс должен способствовать обеспечению согласования связанных с использованием территории интересов по вертикали – интересов граждан владеющих, пользующихся и распоряжающихся недвижимостью, муниципальных образований, субъектов РФ и России в целом.
2.3. В условиях, острой необходимости борьбы с коррумпированностью в органах государственной власти и местного самоуправления и формирования эффективной рыночной экономики, очень важно развести права и обязанности этих органов как гарантов прав граждан «на благоприятную окружающую среду» и как собственников недвижимости.
2.4. Как отмечалось выше, регулирование обустройства территории, ее пространственной организация обеспечивают стране поддержание ее целостности и эффективное использо¬вание территории, создание предпосылок сосредоточения и развития интеллектуального и экономического потенциала, минимизацию возможности чрезвычайных ситуаций и связанных с ними ущербов, повышение качества жизни граждан. Такое регулирование в каждом развитом государстве осуществляется на правовой основе применительно к своим условиям, а соответствующий кодекс становится основополагающим документом правового регули¬рования обустройства территории и стимулирования развития экономики на этой основе. Примером удачного решения аналогичной задачи может служить подобный кодекс принятый недавно во Франции.
Особо следует учитывать особенности условий России и не переносить в них механически управленческие технологии других стран (в данном случае адаптируется технология, рекомендованная специалистами США для бывших колониальных стран). Следует учитывать исторический опыт и современный опыт регионов России, опыт стран с более развитыми (чем в США) и близкими для России технологиями – например Франции и ФРГ.
Какие принципы должны быть заложены в основу управленческой деятельности реализующей положения градостроительного кодекса?
Эффективность управленческой деятельности обеспечивается соблюдением следующих усло¬вий – принципов:
3.1. Обеспечение надежности, полноты и своевременности получения информации необходимой для подготовки решений;
3.2. Обеспечение высокого уровня профессионализма подготовки решений;
3.3. Принятие решений только на том уровне, на котором реально осуществима и эффективна их реа¬лизация;
3.4. Обеспечение приемлемости (желательно поддержки, на основе участия в их подготовке или при¬нятии) решений для тех, кому придется их исполнять.
Какие задачи должны быть решены принятием нового градостроительного кодекса в интересах граждан России?
Федеральный градостроительный кодекс должен стать основополагающим документом градостроительного права, как основа правового регули¬рования градостроительной деятельности и стимулирования развития экономики и социальной сферы этим способом.
Оценивать содержание градостроительного кодекса, необходимо исходя из роли пространственной организации и обустройства территории для государства и его граждан и принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективность решения следующих задач:
4.1. Создание правовых предпосылок защиты конституционных прав граждан на благоприятную ок¬ружающую среду, посредством установления процедур обеспечивающих согласованное планирование и проведение мер по регулированию развития территории органами государственной власти и местного само¬управления.
4.2. Создание правовых предпосылок эффективного использования территории (способствующего повышению конкурентоспособности экономики страны) посредством установления правовых основ комплексного под¬хода к регулированию развития территории органами государственной власти и местного самоуправления. При таком подходе управление развитием территории это:
не сумма отраслевых решений территориального планирования, а планирование развития терри¬тории, которое может быть только комплексным;
не сумма (не согласованных между собой) мер различных федеральных, региональных и местных органов отраслевого и территориального управления по регулированию использования территории, а система мер регулирования развития территории, посредством регулирования градостроительной деятель¬ности.
4.3. Создание правовых предпосылок поддержания целостности государства, на основе системности управленческой деятельности по регулированию развития его территории (градорегулирования) посредст¬вом определения функций и способов обеспечения взаимодействия вертикалей его следующих подсистем:
разработки правовых, правовых нормативных и нормативных актов, методик и технологий ре¬гулирования градостроительной деятельности;
разработки документации комплексного планирования развития территории и связанной с ней отрас¬левой документации территориального планирования;
проведения изысканий и исследований, необходимых для регулирования обустройства и пространст¬венной организации территории;
разработки документации градостроительного, архитектурно-строительного и инженерно-строитель¬ного проектирования;
формирования и ведения информационной системы обслуживающей функционирование всех подсис¬тем ре¬гулирования градостроительной деятельности;
формирования и ведения градостроительного кадастра обеспечивающего учет и регистрацию доку¬ментов устанавливающих градостроительные правила (ограничения, регламенты) для конкретных террито¬риальных объектов, а на этой основе правовое регулирование использования территории и связанной с ней недвижимости;
деятельности органов, на которые возложено осуществление регулирования градостроительной деятельности, обеспечивающих проведение градостроительной политики посредством организации функционирования и взаимодействия перечисленных подсистем.
4.4. Создание правовых предпосылок защиты прав граждан, связанных с осуществлением градо¬строительной деятельности посредством определения:
типов объектов градостроительной деятельности (с выделением типов объектов и зон ее особого ре¬гулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
видов градостроительной деятельности и связанных с их осуществлением прав, обязанностей и ответ¬ственности участников этой деятельности;
полномочий и ответственности органов государственной власти, связанных с регулированием градо¬строительной деятельности (в первую очередь органов, на которые возлагается осуществление регули¬рования градостроительной деятельности);
способов стимулирования градо¬строительной деятельности и повышения ее качества, на основе учета интересов ее участников (в первую очередь инвесторов развития инфраструктур и формирования недвижимости и лиц, профессионально участвующих в градостроительном планировании и регулировании);
способов учета интересов граждан, связанных с осуществлением и последствиями осуществления градостроительной деятельности.
4.5. Создание правовых предпосылок соблюдения конституционных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по градостроительному планированию и регулированию:
согласованной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию пространственной организации и обустройства территории;
установления на каждом из уровней только тех правил регулирования градостроительной деятельно¬сти, которые относятся к сфере его компетенции (кроме мер, связанных с защитой прав граждан, устанавливае¬мых на федеральном уровне);
установления способов, разграничения предмета регулирования градостроительной деятельности ме¬жду ними, на правовой основе.
Что такое градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ)?
Какие нормы регулируются
Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.
Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:
- упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.
Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.
Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!
Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.
Навигация по странице:
Рекомендации
Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!
Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.
Навигация по странице:
Рекомендации
Какие нормы регулируются
Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.
Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:
- упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.
Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.
Задачи законодательства
Цель Градостроительного кодекса — отрегулировать отношения между государственными органами власти, юридическими и физическими лицами, которые непосредственно:
- связаны с проведением:
- изыскательных работ, проводимых инженерными службами; территориального планирования на федеральном и региональном уровнях; СМР и реконструкционных работ, а также капремонта; проектирования при проведении архитектурных работ; работ по планировке конкретных территорий; мероприятий, которые сделают безопасными проводимые СМР и позволят предотвратить возникновение на объектах чрезвычайных ситуаций; инженерных изысканий.
касаются получения статуса саморегулируемой организации, её последующей деятельности, правового положения и порядка ликвидации; связаны с созданием и обустройством искусственных земельных наделов; касаются сбора информации и её обработки при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Структура кодекса
Последняя редакция ГрК РФ, кроме Общих положений, включает в себя восемь основных и две дополнительные главы. В них содержится информация, связанная с:
- определением полномочий структур федеральных, региональных и местных органов власти; планированием территорий, находящихся в ведомстве федеральных органов власти; проведением мероприятий по разбитию территории на зоны; планированием конкретного ЗУ; проведением строительно-монтажных или реконструкционных работ; деятельностью застройщика, подрядчика и других участников строительства в области градостроительного законодательства; определением ответственности за нарушение норм и правил, установленных градостроительным законодательством; использованием градостроительных норм в городах, получивших федеральный статус.
Последовательность территориального планирования населённого пункта
Для проведения территориального планирования любого населённого пункта необходимо пройти три основных этапа.
Создание проекта схем планирования территорий РФ и их утверждение
Схему планирования утверждает Правительство РФ. При этом учитывают проводимые инженерными службами изыскания, существующие регламенты в области СМР, используемые положения о планировании территорий различных уровней и другую документацию.
Перед утверждением проекты этих схем согласуют с заинтересованными госорганами с учётом использования норм статьи 12 ГрК РФ. После утверждения они в течение трёх дней направляются в территориальные или муниципальные органы власти, которые могут внести свои предложения и изменения.
Согласование проекта
В случае внесения изменений и правок проект согласуют с территориальными органами власти субъекта РФ. Для этого последний действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации отводит не более трёх месяцев.
Отсутствие отрицательной резолюции от территориального органа власти является положительным результатом. После этого схема направляется в местный нижестоящий территориальный орган власти. Его представители анализируют документы и в течение 30 дней готовят своё заключение. При отсутствии отрицательного решения считается, что муниципальный орган дал своё согласие на проект схемы планирования.
Обратите внимание!
Получив от местного органа власти соответствующее заключение, орган исполнительной власти соответствующего субъекта принимает окончательное положительное или отрицательное решение на составление схемы планирования конкретной территории.
Заключительный этап реализации согласованной схемы
После утверждения схемы в течение трёхмесячного срока она должна быть реализована путём подготовки соответствующего плана.
План реализации включает в себя:
- период времени, в течение которого будут подготовлены документы:
- по планированию участка, предназначенного для возведения строений; уточняющие границы ЗУ, предназначенных для строительства здания или сооружения;
время для подготовки проекта СМР и сроки возведения здания (сооружения), получившего статус государственного; финансовое обоснование применяемой схемы перед началом проведения СМР или реконструкционных работ.
Градостроительный кодекс для чего нужен
Главные особенности Градостроительного кодекса Российской Федерации
Дата публикации: 15 декабря 2005
Источник: газета «Строительный эксперт»
Автор: Эдуард Трутнев, Леонид Бандорин
Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ определил для России начало нового этапа в развитии законодательства о градостроительной деятельности.
Градостроительного кодекса Российской Федерации
Перечисленные институты, как каждый по отдельности, так и все в совокупности, обеспечивают осуществление градостроительной деятельности, то есть деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений (статья 1 ГрК РФ).
Каждый из указанных институтов имеет свое нормативное определение в различных статьях ГрК РФ:
Полномочия различных уровней публичной власти и особенности территориального планирования
ГрК РФ закрепляет размежевание полномочий между различными уровнями публичной власти в области территориального планирования. На основании распределения непересекающихся полномочий создаются основания для закрепления следующих двух основополагающих принципов территориального планирования:
Частью 4 статьи 9 ГрК РФ установлена важная норма: «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Особенности градостроительного зонирования
Нормы градостроительного зонирования являются ключевым звеном и определяют суть предстоящего реформирования системы регулирования градостроительной деятельности. Логика происходящих процессов такова, что мы можем иметь дело только с двумя гипотетически возможными подходами к пониманию содержания градостроительного зонирования и установлению градостроительных регламентов. Это правовой подход и технологический подход.
Для обоих подходов есть одно общее исходное основание. Это общее основание предопределено невозможностью продолжать самоочевидный факт развития рыночных отношений в экономической системе России. Это общее основание складывается из следующих взаимосвязанных положений:
1) факта того, что публичная власть уже не может как прежде и не должна отвечать «за всё»;
2) факта наличия и возрастания количества частных субъектов градостроительной деятельности, которые будут осуществлять эту деятельность в той оставшейся части, которую публичная власть не может и не должна осуществлять непосредственно;
3) необходимости для публичной власти быть заинтересованной в том, чтобы побуждать, инициировать градостроительную деятельность частных субъектов по причине того, что сама власть никогда не сможет и не должна претендовать «сделать все за всех», а также по причине того, что самой публичной власти выгодна самостоятельная инициатива частных инвесторов» и правообладателей недвижимости.
В этом состоит кардинальное отличие системы регулирования градостроительной деятельности, которая с большими усилиями, через непонимание и противодействие еще только формируется в России, от прежней системы социалистического толка, когда государство отвечало «за всё» и когда система градостроительства выстраивалась без оглядки на то, как в этой системе будет происходить деятельность частных субъектов. Поэтому речь идет о двух кардинально различных способах налаживания отношений публичной власти с частными субъектами градостроительной деятельности.
В этом состоит в самом концентрированном виде простой смысл каждого из двух указанных подходов и направление предстоящего реформирования, определенное предшествующими федеральными законами и закрепленное новым Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности планировки территории
Основанием для планировки территории являются документы территориального планирования (включая генеральные планы поселений и городских округов), а также правила землепользования и застройки.
Документация по планировке территории содержит в своем составе градостроительные планы земельных участков, которые определяют все необходимое, что должна «сообщить» публичная власть частному лицу, предоставив ему свободу продолжать действовать в установленных рамках, зафиксированных в градостроительном плане земельного участка.
Особенности архитектурно-строительного проектирования
Основные изменения по отношению к государственной экспертизе проектной документации сводятся к следующему:
1) государственная экспертиза проектной документации отделена от государственной экспертизы градостроительной документации;
2) впервые введена обеспеченная федеральным бюджетом субсидиарная имущественная ответственность органа государственной экспертизы проектной документации;
3) впервые введено положение, согласно которому не во всех без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации. Впервые была выведена из рассмотрения государственной экспертизы проектной документации. Впервые была выведена из рассмотрения государственной экспертизы группа объектов, поименованных в части 2 статьи 49 ГрК РФ;
4) впервые введено положение, согласно которому вместо многих органов государственной экспертизы, причастных к проверке проектной документации, должен быть только один федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственное ему государственное учреждение. На данный момент определено 10 таких органов, которые должны проводить государственную экспертизу в соответствии с различными федеральными законами;
6) установлен предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации, который не должен превышать три месяца;
7) определено, что Правительство РФ, а не сам орган государственной экспертизы, как это было ранее, должно определять: 1) порядок организации и проведения государственной экспертизы, 2) размер платы за ее проведение и 3) порядок взимания такой платы.
Применительно к организации государственной экспертизы проектной документации ФЗ-191 определено два срока:
1) с 1 января 2006 года вводится, в частности, норма ГрК РФ о том, что «государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением»;
2) с 1 января 2007 года вводится в действие норма ГрК РФ, смысл которой состоит в том, что с этого срока не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ.
Три позиции, характеризующие правовой статус и содержание разрешения на строительство. Это документ:
1) выдаваемый публичной властью застройщику;
2) подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) дающий застройщику право осуществлять строительство по факту наличия указанного соответствия, а также наличия требуемых документов.
Основные особенности разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается тем же органом публичной власти, который выдал разрешение на строительство;
2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что объект построен, реконструирован в соответствии со следующими документами: а) разрешением на строительство, б) градостроительным планом земельного участка, в) проектной документацией;
3) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства;
4) основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: а) несоответствие построенного, реконструированного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка, проектной документации; б) отсутствие документов, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5) среди документов, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, следует особо выделить два документа: а) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строи-
тельства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; б) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
6) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче такого разрешения;
7) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не будет выдано, если застройщик не передал безвозмездно в орган, выдавший разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Особенности информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
1) за сведения, содержащиеся в кадастре, отвечает орган, ведущий кадастр. Эта ответственность в обязательном порядке имеет в том числе и имущественный характер, она должна быть обеспечена бюджетом соответствующего уровня публичной власти;
2) юридическую силу соответствующие проекты документов приобретают с момента включения их в состав кадастра.
При этом такие проекты документов подготавливаются и согласовываются до их включения в кадастр, но они не «утверждаются» до этого момента. Только с момента включения в кадастр соответствующий документ становится юридически значимым документом.
ГрК РФ установил, что копии утвержденных публичной властью документов в течение семи дней со дня утверждения подлежат направлению в орган местного самоуправления для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а органы местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих документов размещают их в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Основные положения Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» заключаются в следующем:
1) Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен нормой, запрещающей с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) в статье 49 Земельного кодекса РФ введен перечень объектов федерального, регионального и местного значения, для размещения которых допускается выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
3) земельные участки для жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства с I октября 2005 года предоставляются исключительно на аукционах. Порядок аукционов прямо прописан в Земельном кодексе РФ.