Глиптика что это такое
Что же такое глиптика и какие у нее есть виды
Доброго времени суток! Какие секреты прошлых веков таят в себе резные изображения на поверхностях камней и слоновой кости? Возможно ли освоить резьбу по минералам сегодня без специальных условий и что для этого нужно? Обо всем этом вы узнаете из статьи. Итак, глиптика это искусство создания уникальных картин на драгоценных и цветных камнях.
Инталии, геммы с глубоким рисунком научились делать еще в 3-4 тысячелетиях до нашей эры. Первые произведения искусства появились в Месопотамии и на землях, омываемых Эгейским морем. Обнаруженные находки указывают на отточенные навыки умельцев и знания, полученные от предков.
История появления глиптики и интересные факты
Умением вырезать на каменных поверхностях прославились многие народы мира. Особенно преуспели в освоении искусства древние египтяне. Геммы, созданные ими, пережили тысячелетия, смогли сохраниться для потомков. Чаще всего египтяне вырезали изображения на печатках. Их украшали образом почитаемого жука скарабея в основном из лазурита.
В современном столичном музее выставлены экспонаты резных камней древнейших государств. Многим из них более 5 тысяч лет. Чаще это фигурки людей, животных и надписи, вырезанные на каменных валиках в форме цилиндра.
Изумительной первозданной красотой отличаются изделия итальянских и древнегреческих мастеров. Произведения олицетворяют искусство глиптики с удивительным сочетанием тонов минералов и совершенной резьбы. Каждая работа по-своему совершенна. Это может быть полностью завершенная графически статуэтка или мягкая, животрепещущая композиция.
Долгое время древние люди использовали только один вариант гемм – инталии. Их создавали в мягкой глине или воске. Начиная с эпохи эллинизма, попутно с печатями-инталиями, авторы стали создавать рельефные произведения искусства – камеи. Это были как цветные камеи, приближенные к живописным картинам на камне, так и простые рисунки в одном цвете из разряда графических.
Технология и оборудование: секреты создания шедевров
Геммы в цветном и графическом варианте делали с помощью простых установок. Это были обязательные станки с приводом, резцы и абразивы для шлифовки минералов.
Главная сложность заключалась в кропотливой работе с миниатюрными камнями и точном копировании изображения. Инталии с абразивным материалом и углублениями постоянно очищали, экспериментировали с пробными оттисками.
Все это занимало много времени и требовало колоссальных затрат сил и терпения. Результат стоил потраченных усилий – картины и символы на поверхности твердых минералов смогли противостоять времени. Многие из них дошли до нашей эпохи, причем без малейших изменений внешнего вида.
Эволюция искусства резьбы по камню
Кроме древней Греции, Египта и Италии искусство глиптики активно осваивали на Кипре, Хиосе и нескольких других островах.
Определенных успехов добились жители западного побережья Малой Азии. В древности люди пользовались печатками с изображениями для заверения документов и не только. Печатка нашла применение в хозяйстве. С ее помощью опечатывали входы в дома, кладовую или погреб. По действующему в те времена закону Солона, резчики не имели права хранить копии изготовленных под заказ печатей. Профессия эта высоко оплачивалась и считалась престижной.
Апогея развития античная глиптика достигла во времена греческой классики. В этот период мастерам удалось достичь максимального совершенства. Работы были выполнены максимально точно, передавали глубокую человечность образов и подчеркивали природную красоту камня.
Постепенно геммы становились крупнее, расширялись сюжетные линии. Вместо жука скарабея на печатках стали изображать львов, сирен и сатиров. На место архаическому штриховому обрамлению пришли оригинальные узоры и орнаменты, появились второстепенные персонажи.
Любимые камни для основы у мастеров прошлых лет – различные вариации кварца, начиная от горного хрусталя и голубого сапфирина и заканчивая халцедоновыми ониксами и яшмой.
Гемма – самое интересное
На начальном этапе развития искусства резьбы по камню рисунки были максимально простыми, причем это касалось как исполнения, так и сюжета. Чаще всего это были примитивные фигуры из жизни людей. Называли произведения геммами. Со временем они эволюционировали настолько, что стали настоящими шедеврами искусства. Усложнилась работа, сюжеты стали более полными, линии – четкими, фигуры – объемными.
Интересные изменения стали появляться в произведениях в зависимости от места, где над ними работали. Так, например, греки делали акцент на изготовлении цветных гемм, мощной сюжетной линией и четко прописанных деталях.
Римляне уделяли особое внимание четкости линий. Они использовали только два цвета, но с особенной тщательностью прорабатывали мелкие детали и сложный сюжет. Китайцы отдавали предпочтение ониксу в качестве основы для резьбы, применяли также и нефрит. Их произведения это:
В средневековье китайские геммы считались священными. Многие выбирали камни с резьбой в качестве талисмана.
Инталия как стиль глиптики
Еще одно направление глиптики – инталия. Авторами его стали древние греки. Мастера практиковали особую технику резьбы по дереву с изготовлением вогнутых рисунков. Как уже упоминалось, большая часть изделий имели прямое назначение: ими пользовались как печатями, носили в качестве украшения, подчеркивающего статус.
Иметь инталию для семьи считалось очень важным. Драгоценный камень с изображением герба или скарабея хранили и передавали по наследству. Картинки на камне изображали в зеркальном изображении, преимущественно на голубом сапфирине, яшме или ониксе.
Камея – изящная и высокохудожественная техника
Из всех техник глиптики камея наиболее сложная в исполнении. Ее осваивали мастера, уже владеющие техникой резьбы на высоком уровне с опытом работы с натуральными камнями и безупречным чувством стиля. Настоящая камея выполнена настолько искусно, что кажется будто она излучает свет.
В русском музее сегодня хранится известное произведение искусства – Гонзаго. Для сюжета мастера камеи выбирали древние картины или портреты известных личностей. Почти все камеи – это две стороны. Первая – светлая с изображением, которое постепенно переходит в темный фон.
Для изготовления камеи чаще всего выбирают агат, иногда сочетают камень с металлами. Агаты обладает достаточной твердостью для того, чтобы обрабатывать его на станке, а отличные по оттенку цвета открывают больше возможностей и упрощают работу в целом.
На изготовление одной камеи может уйти несколько лет, поэтому готовые работы продаются по очень высокой цене.
Глиптика и технические нюансы
Огромная сложность даже для опытного мастера – необходимость учитывать изображение в зеркальном виде. Чтобы контролировать процесс поверхность нужно постоянно очищать, проверять пробными оттисками. Своими руками подобное произведение глиптики сделать крайне сложно, даже имея навыки и опыт работы с камнем. В наши дни это ремесло освоили немногие, от того конечные изделия имеют еще более высокую стоимость.
Подробнее о сюжете
Особенность глиптики в постоянной эволюции, начиная от техники и заканчивая сюжетными линиями. За все время создания изделий, на них успели изобразить картины духовной и материальной жизни. Мастера с удовольствием упражнялись в нанесении на камень сцен:
Потомки жителей античного мира благодаря труду и умению мастеров имеют возможность в наши дни заглянуть за завесу жизни предков.
Глиптика дома своими руками: сложности и возможности
В наши дни есть еще мастера, готовые освоить искусство глиптики и даже добавить в него нечто новое. Дома в небольшой мастерской тоже можно создавать шедевры. Это непросто и потребует времени, но возможно. Для упрощения работ лучше использовать современные станки. Это могут быть ультразвуковые и электромагнитные установки. Новые модели оборудования для работы с камнем компактные и удобные в использовании, способны уместиться на третьей части стола.
Так же, как и раньше самый подходящий камень для освоения искусства глиптики – это агат. Многослойность минерала хорошо использовать для игры с тонами. Например, первый слой подойдет для основной картинки, второй для фона и третий для мелких деталей. Альтернатива агата – тоже многослойные яшма и кремний. Для реализации смелых решений используются и другие породы.
Для качественной резьбы по камню в домашних условиях понадобится несколько вариантов боров:
Обработка проводится по традиционной схеме, основы которой дошли до нашего времени от мастеров предыдущих поколений. Допускаются индивидуальные дополнения. Начинают процесс с создания и продумывания в деталях изображения. Необходимо подобрать такую картинку, которая будет гармонично смотреться на подготовленном драгоценном камне. На следующем этапе разрабатывается модель изображения из пластика и только после этого переходят к резьбе.
На каждом из этапов можно работать дома своими руками. Главное правильно подготовить материал, выровняв поверхность, обозначить контур изображения несмываемой краской, обточить камень на планшайбе. Обтачивание до глубины фона с использованием обдирочных боров – важный момент для проработки рельефных линий. Мелкозернистые боры понадобятся для выделения мелких элементов, шлифования и полировки на заключительном этапе.
Глиптика на кости – что это и как делают
Когда говорят о глиптике, действительно чаще всего имеют ввиду резьбу по драгоценному камню. На самом деле искусство создания композиций на твердых поверхностях не ограничивается использованием минералов. Резьба актуальна для декора кости и даже морских ракушек. Вырезать на кости научились в свое время еще древние греки, они использовали изделия с рисунками в качестве печатей и элегантных украшений.
Узнали много интересного о глиптике прошлого и настоящего? Поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях.
Глиптика или камнерезное искусство
Искусство резьбы по камню было известно еще шумерам. За шесть тысячелетий глиптика покорила страны и народы. За каменные или самоцветные миниатюры выкладывают целые состояния.
Что такое глиптика
Глиптика – это резьба по драгоценным камням и поделочным самоцветам.
Название восходит к древнегреческому термину γλύφω – вырезаю, выдалбливаю.
Камень с вырезанным на нем изображением называется геммой.
Не считая резьбы по рогу и кости, это древнейший способ художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Считается разновидностью декоративно-прикладного искусства.
Глиптика – это ювелирная резьба во всех смыслах:
Высокая твердость материала усложняет работу резчика, но сохраняет каменное произведение искусства на века.
Какие бывают геммы
По способу выполнения различают два вида гемм – камеи и инталии.
Инталии монохромны, их сравнивают с графикой. Камеи бывают одно- и многоцветными. Это каменная «живопись».
Первым видом глиптики была инталия, с конца IV века до нашей эры появились камеи.
Инталия
Инталия (или интальо) – это гемма с углубленным, как бы вдавленным по контуру, рисунком. Несмотря на кажущуюся простоту и одноцветность, вырезать ее труднее, чем камею. Резчику приходится следить за лицом и изнанкой изображения, постоянно делать пробные оттиски.
Инталия с изображением Эроса
Инталия востребована как личная или родовая печать, фамильный герб. Изображение для них вырезалось в зеркальном варианте, чтобы оттиск получился «нормальным».
Такими геммами опечатывали помещения, бюро, запечатывали любовные письма, другую конфиденциальную корреспонденцию. В России их называли печатками и часто носили как перстень.
В Древней Греции профессия камнереза была почетной, но контролируемой государством. Выполнив заказ, они должны были уничтожать оригинал инталии.
XIX век ввел моду на «реверсные» инталии. Правильное изображение на них появляется при рассмотрении с изнанки. Для усиления эффекта под изображением размещали цветные подложки (обычно из золотой или серебряной фольги).
Камея
Камея – это самоцвет или камень с выпуклым вырезанным изображением.
Камея из сердолика » Зачарованный замок»
Их родиной считается Александрия, точная история происхождения названия не выяснена.
Первыми исходником камей были многоцветные яшмы и сардоникс. Позднее мастера освоили аметисты, аквамарины, изумруды, топазы.
Чтобы получить многоцветное изображение, используют слоистый агат. Он дает простор фантазии, позволяет показать мастерство. Используется для «портретных» камей. Белый слой геммы становится лицом, коричневатый – шевелюрой, глазами, элементами одежды.
Габариты агата, сердолика позволяют создавать крупные экземпляры этого вида глиптики, по 15-20 см.
Главное угадать со слоистостью. Мастера говорят, что одного опыта недостаточно. Нужна еще удачливость, везение.
История глиптики
История искусства резьбы по камню исчисляется шестью тысячелетиями:
К XIX веку рынок (особенно европейский) наводнил ширпотреб – поделки из окаменевшей лавы и толстых раковин моллюсков. Качество отступило перед количеством. Неудивительно, что музейную и эстетичную ценность представляет ничтожная часть созданного в то время.
XX век все расставил по местам. Публика, пресытившись, оставила глиптику в покое. Искусством резьбы по камню вновь занялись талантливые профессионалы, создавая геммы-шедевры для финансово обеспеченных знатоков.
Геммы как объект коллекционирования
Геммы всегда были дороги и желанны. К их поклонникам причисляли себя богатые граждане Античного мира, императоры, короли, римские папы.
Делом чести и престижа у аристократии считалось создание личной дактилиотеки.
Дактилиотека – это коллекция гемм, разложенная по специальным ящичкам.
Россия
Российские монархи были неравнодушны к геммам. Их собрания хранятся в топовых музеях обеих столиц.
Как пример, глиптика эрмитажного собрания:
Екатерина Великая передала Эрмитажу 10 тыс. гемм. Сегодня коллекция глиптики музея превышает 20 тысяч единиц.
В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) хранится глиптика мастеров Двуречья (4-3 тысячелетия до нашей эры). Это цилиндрики из кварца, халцедона, яшмы с текстами и изображением людей и животных.
Камеи
Музеи закупают глиптику современных российских мастеров. Это единичные приобретения, действительно произведения камнерезного искусства.
Со времен древних цивилизаций геммы были в фаворе у знати:
Собрания гемм музейного уровня есть в сокровищницах правящих королевских домов Европы.
Деловые люди рассматривают глиптику как объект инвестирования. Геммы не дешевеют никогда.
Как создаются геммы
Технология изготовления гемм изменилась мало. В ее основе те же принципы: выбор исходника, инструментов плюс знания по минералогии и мастерство.
Профессиональное исполнение
Инструментарий для глиптики – резцы, наждак, абразив из алмазной крошки, вращающийся станок. Металлический инструмент бесполезен: большинство камней и самоцветов он поцарапать не может.
Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата
Основные этапы работы:
Желая облегчить работу, некоторые умельцы создают слоистые геммы. То есть не режут цельный камень, а набирают рельеф из тонких пластин, которые скрепляют клеем или смолами. Это имитация глиптики.
Глиптика в домашних условиях
Доступность оборудования и высокая стоимость гемм сподвигла осваивать ремесло самостоятельно.
В Сети достаточно мастер-классов и пошаговых инструкций, но глиптика в домашних условиях – дело хлопотное. Нужно быть готовым к тому, что работа над миниатюрой займет недели или месяцы. А одно неосторожное движение способно свести на нет все достигнутое.
Для начала рекомендуется выбрать недорогой монохромный камень или агат.
Глиптика
«Камея Гонзага» с изображанием Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. 3 в. до н. э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: М. И. Максимова, Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX вв., Л., 1926; А. Я. Борисов, В. Г. Луконин, Сасанидские геммы, Л., 1963; Ю. О. Каган, Выставка западноевропейской глиптики XIII-XVII вв., Л., 1969; О. Я. Неверов, Геммы античного мира, М., 1983; Vollenweider М. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kьnstler in spдtrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966.
Полезное
Смотреть что такое «Глиптика» в других словарях:
ГЛИПТИКА — греч., от glypho, иссекаю, вырезываю. Искусство ваять. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ГЛИПТИКА искусство ваяния из камня или металла. Глипты изваянные из… … Словарь иностранных слов русского языка
глиптика — и, ж. glyptique f. <гр. glipho вырезаю. Искусство резьбы по камню. РР 1987 5 141. Античная глиптика. БАС 2. Глиптика. Все выставленные на полках в шкафу гипсовые слепки разных частей человеческой головы посыпались на пол. Октябрь 2001 5 60.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЛИПТИКА — (греческое glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с врезанными изображениями называется инталиями, с выпуклыми камеями … Современная энциклопедия
ГЛИПТИКА — (греч. glyptike от glypho вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях … Большой Энциклопедический словарь
ГЛИПТИКА — ГЛИПТИКА, глиптики, мн. нет, жен. (иск.). Искусство художественной резьбы на твердом камне; см. глипт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
глиптика — сущ., кол во синонимов: 5 • глиптография (2) • глифака (1) • глифика (3) • … Словарь синонимов
Глиптика — Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Эрмитаж Глиптика (от греч … Википедия
глиптика — и; ж. [от греч. glyptos вырезанный]. 1. Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Античная г. 2. собир. Резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. Собирать глиптику. * * * глиптика (греч. glyptikē, от glýphō вырезаю) … Энциклопедический словарь
Глиптика — (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) … Большая советская энциклопедия
Глиптика — см. Ваяние, а также Гемма … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Глиптика
Из Википедии — свободной энциклопедии
Мастерством резьбы по твёрдому камню владели египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские мастера. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью выполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту минералов и виртуозную резьбу.
Для резьбы использовали (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), в качестве инструмента: лучковый вал (смычок) с ножным приводом, резцы и абразивные материалы, поскольку камни были твёрже металла того времени. В качестве абразива использовали порошок корунда или алмазную пыль с маслом и водой. Для окончательной полировки применяли порошок гематита с оливковым маслом. На одну камею мастер тратил месяцы, а то и годы. Использовали также подкладки из золотой или серебряной фольги.
Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но твёрдость минералов сделала геммы поистине вечными. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.
Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.
С раннего Средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Образцы резьбы по камню мы находим в Византийском и древнерусском искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.
Лучшие традиции древности возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких непростых в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества российских мастеров можно было увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.
Глиптика что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Камеи, геммы, инталии. Древнее искусство ГЛИПТИКИ
Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную.
Глиптика — это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях.
Произведения глиптики называются «геммами». Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора. До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике. Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте.
Перстень с инталией
Гемма «Птолемей II». Национальная библиотека, Кабинет медалей (Париж).
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея Птолемей II и Арсиноя, или знаменитая Камея Гонзага. III в. до н. э. 15,7 × 11,8 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Происхождение: Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага; 1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле; 1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины; в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки; в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI. В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию.
Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г. Вырезана в пятислойном сардониксе (Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Камея «Император Август».
Камея «Александр Македонский» Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности: большая камея с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящаяся в настоящее время в Петербурге, «Кубок Птолемея», хранящийся в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
Кубок Птолемея (задняя часть)
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.