Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка

Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка

Исследование двигательных функций включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояния мышечного тонуса и координации.
Общее мышечное развитие. Мышцы к моменту рождения развиты умеренно. Их масса составляет 20—22% общей массы новорожденного. По мере роста ребенка относительная масса мышц постепенно увеличивается и к 5—7 годам достигает 40—42%. Общее мышечное развитие определяется путем осмотра, пальпации, измерения симметричных участков сантиметровой лентой.

Атрофии мышц характеризуются уменьшением их объема. Они могут быть диффузными и локальными. Причиной мышечных атрофии могут быть периферические парезы и параличи. У детей раннего возраста они развиваются чаще всего при родовой травме плечевого сплетения или отдельных нервов, полиомиелите. Центральные парезы и параличи также могут приводить к мышечным атрофиям. Атрофии мышц — один из наиболее постоянных симптомов наследственных нервно-мышечных заболеваний.
У новорожденных и грудных детей мышечные атрофии могут наблюдаться при врожденных гемиаплазиях. Гемиаплазия (гемигипоплазия) — недоразвитие одной половины тела, возникающее в результате неполноценного конституционального развития. Определенную роль в их развитии могут играть трофические расстройства при внутриутробных нарушениях маточно-плацентарного кровообращения. Атрофия может касаться только мышц лица. При этом на стороне аплазии уплощены кости лица и черепа, уже глазная щель, уменьшено в размерах ухо. Недоразвитие грудино-ключично-сосковой мышцы может быть причиной кривошеи. В некоторых случаях гемигипоплазия сопровождается дисплазией тазобедренного сустава, недоразвитием стопы. Мышечный тонус на стороне аплазии снижен. Сухожильные рефлексы нормальные, иногда несколько повышены. По мере роста и развития атрофия несколько компенсируется, асимметрия сглаживается. Подобные асимметрии нередко можно выявить у родителей ребенка. Реже наблюдается врожденное недоразвитие отдельных мышц (большой грудной мышцы, мышц живота и др.).

Гипертрофия мышц у детей раннего возраста встречается гораздо реже, главным образом при миотонии Томсена. Дети с гипертрофиями обычно имеют атлетическое телосложение. В некоторых случаях гипертрофии одних мышц сочетаются с атрофией других, как, например, при аутосомно-рецессивной форме миотонии, синдроме Корнелии де Ланге. Псевдогипертрофии внешне выглядят так же, как истинные гипертрофии, но при этом мышцы плотны на ощупь. Локальные псевдогипертрофии наблюдаются при прогрессирующей мышечной дистрофии Дюшена.

Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка. 816. Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка фото. Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка-816. картинка Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка. картинка 816. Исследование двигательных функций включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояния мышечного тонуса и координации. Общее мышечное развитие. Мышцы к моменту рождения развиты умеренно. Их масса составляет 20—22% общей массы новорожденного. По мере роста ребенка относительная масса мышц постепенно увеличивается и к 5—7 годам достигает 40—42%. Общее мышечное развитие определяется путем осмотра, пальпации, измерения симметричных участков сантиметровой лентой.

Объем и сила пассивных и активных движений.

Уровень спонтанной и произвольной двигательной активности определяют, наблюдая за новорожденным и грудным ребенком во время бодрствования, игр, кормления. Обращают внимание да то, как ребенок тянется к игрушке, манипулирует ею, сидит, ползает, ходит. При этом выявляют характер движений, их симметричность.
У новорожденных объем спонтанных движений ограничен мышечной гипертонией. В ногах он несколько больше, чем в руках. В ногах можно наблюдать сгибание, разгибание, отталкивание в положении на животе и на спине, перекрест. Все движения в руках совершаются на уровне груди, пальцы сжаты в кулачок. С ростом и развитием ребенка уменьшается ретракция проксимальных отделов, руки отводятся в стороны, поднимаются выше горизонтального уровня, а затем постепенно включаются и дистальные отделы конечностей.

Увеличение объема активных движений идет параллельно нормализации мышечного тонуса и развитию произвольной двигательной активности. При центральных и периферических параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и мышц наблюдаются ограничение объема активных движений, их асимметрия.
Мышечная сила оценивается при попытке исследователя помешать активным движениям ребенка. У детей раннего возраста исследование активной силы затруднено, так как выполнение инструкции по заданию еще невозможно.

Пассивные движения оцениваются, когда ребенок бодрствует и спокоен. При исследовании пассивных движений определяют степень подвижности суставов, сопротивление, оказываемое при этом ребенком, мышечный тонус. Движение конечностями следует проводить ритмично и одновременно, не применяя силы и не вызывая тем самым отрицательной реакции со стороны ребенка. Если он начинает плакать, беспокоиться, исследование надо прекратить, так как при возбуждении мышечный тонус повышается.
По сопротивлению пассивным движениям судят о состоянии мышечного тонуса. У новорожденных и детей первых месяцев жизни повышенное сопротивление пассивным движениям является физиологическим. При пассивных движениях физиологическая сгибательная гипертония легко преодолевается. Объем пассивных движений может быть ограничен при резком повышении мышечного тонуса, мышечных и суставных контрактурах. Увеличение объема пассивных движений связано с мышечной гипотонией или со слабостью связочно-суставного аппарата. Сопротивление пассивным движениям, активная сила и объем движений регистрируются отдельно для мышц шеи, туловища, плеча, предплечья, кистей, бедер, голеней и стоп.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Источник

Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка

Первые двигательные реакции у зародыша человека возникает приблизительно на 3-м месяце внутриутробного развития. Они носят характер изолированных движений руки при открывании рта, связаны с созреванием спинальных рефлекторных дуг, осуществляющих простые локальные рефлексы. На 3—4-м месяце рефлекторные движения зародыша становятся диффузными с участием головы, туловища и конечностей, но при этом они аритмичны и некоординированы, замедлены, с тенденцией отдельных частей тела к длительному тоническому напряжению. Это ранняя спинальная фаза в развитии рефлекторной деятельности эмбриона.

У более зрелых плодов (4—5 мес и старше) диффузность и генерализованность движений постепенно уменьшаются и проявляется склонность к их ограничению стимулируемой областью тела. Это связано с формированием специфических рефлекторных реакций. У плода 5—6 мес уже можно обнаружить рефлексы с кожи, слизистых оболочек, глубокие шейные, лабиринтные и сухожильные рефлексы. Эта фаза обусловлена созреванием элементов рефлекторных дуг, проходящих через продолговатый мозг.

По мере созревания ядерных образований продолговатого и среднего мозга и их связей со спинным мозгом возникают более сложные интегрированные и специализированные реакции. Плодам на поздней стадии развития свойственны ограничение генерализованности движений и интеграция отдельных компонентов рефлексов в более сложные специализированные рефлекторные акты.
У новорожденного и ребенка первых 3 мес жизни преобладает непроизвольная двигательная активность. Первые произвольные движения появляются в возрасте 3—4 мес. В дальнейшем происходит их совершенствование. К 3—4 годам жизни движения становятся координированными, плавными, ловкими, экономными. Это достигается благодаря развитию сложной иерархической системы организации движения, включающей рецепторно-эффекторные образования, сегментарные структуры, пирамидный путь, подкорковые ядра, мозжечок, ретикулярную формацию и кору головного мозга.

Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка. 812. Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка фото. Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка-812. картинка Что включают в себя исследования двигательных функций ребенка. картинка 812. Исследование двигательных функций включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояния мышечного тонуса и координации. Общее мышечное развитие. Мышцы к моменту рождения развиты умеренно. Их масса составляет 20—22% общей массы новорожденного. По мере роста ребенка относительная масса мышц постепенно увеличивается и к 5—7 годам достигает 40—42%. Общее мышечное развитие определяется путем осмотра, пальпации, измерения симметричных участков сантиметровой лентой.

Своевременное становление двигательных функций является одним из основных показателей нормального развития ребенка. Это особенно важно для детей первых лет жизни, у которых движения способствуют развитию психических и речевых навыков. Такие простейшие движения ребенка, как поднятие головы, повороты ее в стороны, осмотр вокруг, зрительно-моторная координация, захват игрушки невозможны при умственной отсталости. И, наоборот, при тяжелой обездвиженности отмечается отставание умственного развития. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, оказывают значительное влияние на ее структурно-функциональную организацию.
Интеллект также зависит от степени двигательных возможностей ребенка.

Исследование двигательно-рефлекторной сферы ребенка должно проводиться дифференцированно, соответственно определенным этапам возрастного развития. Оно включает оценку двигательных черепномозговых нервов, безусловных рефлексов и произвольной двигательной активности.

Исследование двигательных черепномозговых нервов.

Глазодвигательный, блоковидный и отводящий нервы обеспечивают сочетанные движения глазных яблок, движения верхнего века, конвергенцию, аккомодацию и реакцию зрачков на свет.
Движения глазных яблок у новорожденных некоординированы, хотя иногда можно наблюдать и согласованные движения. Вначале движения глазных яблок толчкообразные, но по мере того как ребенок начинает следить за предметом, они постепенно становятся содружественными.

При исследовании функции глазодвигательных мышц необходимо обратить внимание на ширину глазных щелей, расположение глазных яблок. Движения глаз у новорожденных и грудных детей изучаются в процессе наблюдения за ребенком в спокойном состоянии и при прослеживании за движущимся предметом. В первые дни жизни у здоровых новорожденных, чаще чем у недоношенных, можно наблюдать периодические движения глазных яблок вниз — симптом «заходящее го солнца». Он может быть спонтанным или его вызывают быстрым перемещением тела из горизонтального положения в вертикальное.
Глазные яблоки при этом опускаются вниз и сходятся кнутри. Спустя несколько секунд глаза возвращаются в исходное положение. Этот симптом наблюдается и при ряде патологических состояний — желтухе новорожденных, гидроцефалии, субдуральной гематоме, тяжелой гипоксии мозга. Симптом «кукольных глаз» — поворот головы в сторону вызывает движение глаз в противоположном направлении. Он наблюдается в первые 10— 14 дней жизни до появления у ребенка фиксации взора на предмете. При врожденном парезе отводящего нерва он асимметричен.

Источник

Диагностика двигательных нарушений у детей

Любой двигательный акт – это следствие сокращения поперечнополосатой и гладкой мускулатуры человека, которая поддерживается соматической и вегетативной нервной системами. Диагностироваться двигательные нарушения у детей могут при различных патологиях, как приобретенных, так и врожденных, в том числе при церебральном параличе.

Нарушения двигательных функций у младенца: необходимые знания при выборе клиники

У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.

Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:

Развитие моторики у новорожденного

У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.

Психомоторная деятельность у детей: периоды

У новорожденных детей существует три этапа развития психомоторной деятельности:

Описанные периоды определяют фазы развития моторики у детей:

Двигательный рефлекс у детей и его развитие

Двигательный рефлекс у новорожденного проходит свое развитие по восходящей — сложные жесты заменяют простые. Если поражаются какие-либо отделы головного мозга, то у малыша могут появиться те реакции моторики, которые характерны для более ранних этапов развития.

Двигательные нарушения у детей

Нарушение двигательных функций у новорожденных и грудничков разительно отличаются от нарушений моторики более старших детей и тем более взрослых. В раннем возрасте поражение какого-либо участка мозга чаще всего вызывает изменения, которые отражаются на всем функционировании организма. А это уже, в свою очередь, крайне затрудняет узкую диагностику проблемы.

Нарушение двигательной функции у детей: пирамидное и экстрапирамидное

У новорожденных и грудничков диагностика пирамидных и экстрапирамидных двигательных нарушений затруднена: врачи делают в основном свои выводы, опираясь на рефлекторную активность младенца и его мышечный тонус.

Мышечный тонус меняется вместе с ростом. Особенно это заметно в первый и второй возрастной периоды (до трех месяцев), в это время физиологическая гипертония является нормой.

Мышечная гипотония, гипертония и дистония у грудничков: причины, симптомы и клинические признаки

Мышечная гипотония – состояние, при котором снижается сопротивление пассивным жестам и значительно увеличивается их количество. При этом наблюдается снижение спонтанной и произвольной активности; рефлексы сухожилий могут быть как нормальными, так и повышенными или сниженными. Это зависит от того, насколько поражена нервная система. Вышеописанный синдром – это наиболее часто встречающийся диагноз у малышей в возрасте до одного года.

Мышечная гипотония может наблюдаться как с рождения, так и с любого возраста, если начнут проявляться клинические симптомы.

Врожденная гипотония мышц может привести к нормотонии, дистонии, гипертонии или же так и останется главенствующим симптомом весь первый год жизни человека. Клинические проявления мышечной гипотонии могут варьироваться от легкого снижения сопротивления пассивным движениям вплоть до атонии, а также отсутствия активных рефлекторных жестов у новорожденного или грудничка.

В случае, когда гипотония мышц выражена незначительно и других неврологических нарушений нет, то чаще всего этот синдром либо вовсе не оказывает влияние на рост и развитие человека, либо приводит к запаздыванию развития моторики маленького человека.

Запаздывание может быть неравномерным. Такие дети позже становятся на ноги и начинают ходить, долго ходят с поддержкой взрослых. Бывают случаи, когда мышечная гипотония лишь одной конечности, это происходит при парезе ног или рук.

Мышечная дистония – синдром, при котором гипотония мышц перемежается с гипертонией. У таких детей, находящихся в состоянии покоя, при пассивных жестах наблюдается общая гипотония мышц. Тонус мышц резко нарастает при резких переменах эмоций, при активных попытках выполнить какое-либо действие. Эти состояния носят название дистоническая атака. Ярко обозначенный синдром дистонии практически не дает развиваться выпрямляющему рефлексу из-за изменяющегося тонуса мышц. В легких формах мышечная дистония не оказывает влияния на процесс двигательной функции.

Синдром мышечной гипертонии – синдром, при котором происходит увеличение сопротивления пассивным движениям, спонтанная и произвольная активность значительно снижена, рефлексы сухожилий завышены. Нормой считается, если вышеописанные клинические показатели выражены слабо, непостоянны и со временем ослабевают, но при увеличении мышечного тонуса симптомы усиливаются и не угасают.

Мышечная гипертония может быть разной степени: от незначительного повышения сопротивления до абсолютной скованности, при которой какие-либо движения становятся невозможными. В таком случае релаксанты мышц не могут вызвать расслабление мышц.

Если мышечная гипертония выражена неярко и других неврологических нарушений нет, то влияние этого синдрома на пациента будет незначительным. Оно будет выражаться в легком торможении процесса роста в первые двенадцать месяцев. Например, может отмечаться задержка прогресса хватательного рефлекса, задержка процесса познания навыков манипулирования предметами и прочее. Такие детки поздно встают на ноги и предпочитают ползать, для них характерна ходьба на пальчиках.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.

Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:

Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.

Детский церебральный паралич

Двигательный дисбаланс часто сопровождается детским церебральным параличом. Повышение мышечного тонуса в разной степени наблюдается при любой форме и стадии церебрального паралича.

Двигательные расстройства

Нарушение мозга грудничка порождает непоследовательность этапов его развития. Для того чтобы точнее понять особенности нарушения двигательных функций, рассмотрим влияние тонических рефлексов на двигательную активность (произвольную), психические и речевые функции.

Тонический лабиринтный рефлекс – заболевание, при котором грудничок не в состоянии сидеть, переворачиваться, взглядом не следит за предметами, не подымается, не ходит и не стоит. Малыш с ярко выраженным тоническим рефлексом, находясь на спине, не может наклонить головку, протянуть руки вперед, взять предмет, который находится перед ним, а также ухватится и сесть.

Степень выраженности тонического рефлекса напрямую зависит от тонуса мышц пациента.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс — самый распространенный рефлекс при ДЦП. Степень этого симптома напрямую зависит от мышечного тонуса в руках. Тяжелая степень характеризуется одновременным поворотом головы с руками. АШРТ в сочетании с тоническим рефлексом не позволяет младенцу захватить игрушку, зрительная координация нарушена. Если дать игрушку в руки, то он не может поднести ее ко рту, лбу, глазам, к животу. Такие дети тяжело переворачиваются на живот.

Симметричный тонический рефлекс – симптом, при котором грудничок, поставленный на колени, не в состоянии разогнуть руки, чтобы опереться на них и поддерживать свой вес. При этом голова наклонена, плечи втянуты, руки согнуты в локтях, а кисти в кулаки. При попытке поднять голову из положения сидя маленький пациент не может удержаться и падает назад. Опускание головы приводит к обратному.

Положительная поддерживающая реакция – это реакция, которая проявляется как возрастание тонуса в ногах при касании ног к опоре. Так как карапуз с ДЦП стоит и ходит на подушечках стоп, то вышеописанная реакция постоянно стимулируется. Суставы ног фиксируются. Реакция равновесия затруднена.

Содружественные реакции – реакции организма, которые усиливают тонус различных частей тела при попытке сломить сопротивление мышц в конечности: при попытке взять игрушку, разжать руки, шагнуть. Содружественные реакции не позволяют развиваться целенаправленным движениям и приводят к контрактурам. Самое частое проявление содружественных реакция при ДЦП в оральной мускулатуре: дите берет игрушку, рот при этом широко открывается.

Произвольная двигательная активность приводит к тому, что все тонические рефлексы работают одновременно, соединяюсь друг с другом. Это затрудняет выявление одного из симптомов, можно лишь отметить наличие и усиленные симптомы того или иного рефлекса. Мышечный тонус влияет на степень выраженности симптомов.

Гемолитическая болезнь новорожденного. Появление резких тонический рефлексов характерно для тех детей, которые перенесли гемолитическую болезнь. Это может даже привести к тонической атаке. Произвольная моторика тяжело развивается при гемолитической болезни новорожденного, причиной этому становятся гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения). Зачастую на первом году жизни младенца такие движения выражены в слабой степени.

Двигательный дисбаланс в организме младенца: нарушение речевого и психического развития

Различные двигательные патологии при наличии сенсорной недостаточности ведут к и психическим нарушениям. Артикуляционный аппарат напрямую зависит от тонических рефлексов: лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус мышц корня языка, что ведет к проблемам формирования голосовых реакций как произвольных, так и непроизвольных. Ассиметричный шейный тонический рефлекс приводит к ассиметричному положению языка во рту, что затрудняет произнесение звуков. Симметричный шейный тонический рефлекс затрудняет дыхание, приводит к произвольному открыванию рта, язык находится впереди. Все эти симптомы приводят к нарушению развития речевой активности. Для детей с такими отклонениями характерен тихий крик и всхлипы на вдохе. Тяжелые формы двигательных нарушений могут привести к тому, что лепет и гуление вовсе отсутствуют.

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции. Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение. Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.

Двигательный дисбаланс организма: диагностика и лечение

Умеренное или тяжелое нарушение мышечного тонуса, нарушение формирования позы ребенка и моторных навыков – все это следствие двигательных расстройств.

Медицинская диагностика в раннем возрасте сопряжена с некоторыми трудностями:

Двигательный дисбаланс новорожденных и грудничков: на что стоит обратить внимание при медицинском обследовании

При клиническом обследовании двигательных расстройств у пациента необходимо обращать особое внимание на следующие симптомы:

Нарушение двигательной функции у ребенка напрямую связана с периодом действия вредного фактора на развитие коры головного мозга. Особенно опасны повреждения на 30-32 неделе, это может нести катастрофические последствия для новорожденного.

Нарушение двигательной функции: факторы риска

Если нарушение двигательных функций прогрессирует, то необходима диагностика нейрометаболических заболеваний.

Двигательный разлад организма новорожденного или младенца может сопрягаться такими синдромами:

В неврологии также выделяют и доброкачественные феномены моторики:

Диагностика: нарушение психомоторики у ребенка

Нарушение психомоторики ведет к торможению в развитии безусловных и условных рефлексов. Это проявляется в отсутствии интереса к игрушкам и окружающим людям, эмоции скудны, нет деятельности с предметами, отсутствуют интонации речи, игровая деятельность отсутствует или слабая. Психические навыки напрямую связаны с торможение развития моторики. Оценку психомоторного развития у детей чаще всего проводят по календарному методу, суть которого состоит в рассмотрении соответствия возраста малыша медицинским стандартам психомоторных навыков.

Легкая степень нарушения двигательной функции фиксируется при отклонении хронологического возраста ребенка от календарного в период до трех месяцев. Возможна задержка отдельных психомоторных функций, это характерно для тех детей, у которых рахит или иные соматические заболевания. Такая степень поражения двигательных функций зачастую полностью восстанавливается, но при условии полного отсутствия поражения мозга.

Наличие у младенца, который доношен, статуса психомоторики, которых характерен для четырехнедельного развития, тревожный сигнал. Отставание в развитии до полугода считается нарушением легкой степени, тяжелая степень – отклонение более шести месяцев.

Диагностика двигательных нарушений: опыт Западной Европы

Метод Прехтла – наиболее часто используемая диагностика спонтанной двигательной активности пациента в Западной Европе. Диагностика проходит около часа, ведется видеозапись, после того заполняется таблица разных видов движения, которые оцениваются в балах.
Нормой считается «суетливый» тип активности грудничка: 3-5 месячный малыш совершает множество движений шеей, плечами, корпусом, руками, ногами, плечами, стопами. Важно отметить в этот период сочетания «рука-лицо», «рука-нога», нога-нога». Синхронные судорожные движения конечностей в этот период говорят о раннем тетрапарезе. Несвоевременная диагностика обеднения рефлекторных движений конечностей может привести к спастическому гемипарезу. Не поднятие ног из положения лежа на спине, недостаток суетливых движений конечностями – маркеры для постановки диагноза ДЦП различных форм и степеней.

Нейрофизиологическая диагностика нарушений психомоторики:

Диагностика двигательных нарушений: нейросонография

Нейровизуализация, нейросонография – диагностика, определяющая спинномозговую грыжу, субкортикальный некроз и перивентрикулярную лейкомаляцию.

Диагностика аномальных зон развития лобных и височных долей проводится с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Лабораторная диагностика допустима пациентам с нарушением психомоторных функций, при отставании от календаря более чем на три месяца:

Дополнительные методы диагностики двигательных нарушений

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов; сосудистые звездочки говорят о хронических болезнях печени. Одними из признаков родовых травм являются ярко-лиловые пятна неправильной формы, которые сохраняются до нескольких лет.

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Нарушение двигательных и психомоторных функций: терапия

Терапию нарушений двигательных и психомоторных функций делят на два вида: физиотерапия и медикаментозный метод лечения.

Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:

Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.

Восстановительный период: что необходимо знать и уметь родителям

Мероприятия по реабилитации необходимо изучить родителям и ежедневно заниматься с ребенком. Основные виды занятий – это занятия на большом гимнастическом мяче, различные оздоровительные укладки, подготовка к массажу. В дальнейшем при положительной динамике упражнения на мяче и укладки должны быть сопряжены с массажами, физиотерапией, стимуляцией зрительных и слуховых анализаторов.

В этот период необходима логопедическая диагностика языкоглоточной мускулатуры. В период реабилитации необходимо также включить занятия по развитию речи. В настоящее время наиболее популярны такие физиотерапевтические методы, методика Войта, Бобат-терапия, кинезотерапия, терапия вызванных движений конечностей.

На последней остановимся подробнее. Терапия вызванных движений верхних и нижних конечностей основана на ежедневном, шестичасовом воспроизведении движений в конечностях у больных. Такой курс длится 21 день. К этому прибавляется профессиональный массаж, лечебная физкультура, лазеротерапия.

В восстановительном периоде не следует упускать формирование знаний и навыков самообслуживания, культурные и гигиенические навыки у детей старшего возраста. Нужно создать условия, при которых дети с ДЦП овладевали этими способностями. Родители должны уйти от гиперопеки, это поможет больному стать самостоятельнее и развиваться активнее. Надо обратить внимание на то, что уровень требований воспитателя соответствовал уровню требований родителей больного, это не даст больному ощутить двойные стандарты воспитания.

Формирование навыков самообслуживания – это одна из важнейших задач восстановления. Нужно решать много задач на самые различные темы: посчитайте количество пуговиц, рассмотрите их цвет, форму, потрогайте на ощупь, опишите похожие предметы и прочее.

Детский церебральный паралич и нарушения двигательных функций

Церебральный паралич – это диагноз, который ежегодно слышат родители тысяч новорожденных и детей. Это заболевание не заразно, контакт с больным неопасен. Само слово «церебральный» в переводе означает «связи с мозгом». Слово «паралич» говорит о неправильной координации движения и ориентирования в пространстве.

Кроме ДЦП современная медицина различает еще много заболеваний, связанных с нарушением двигательных функций. Но, к сожалению, все медицинские достижения, точнейшая диагностика, новинки фармацевтики не могут окончательно решить эту проблему. Статистика фиксирует по 2-3 больных на тысячу населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *