Глаза вправо вверх при разговоре что это

Саккадические движения глаз при психических расстройствах

Глаза вправо вверх при разговоре что это. xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k. Глаза вправо вверх при разговоре что это фото. Глаза вправо вверх при разговоре что это-xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k. картинка Глаза вправо вверх при разговоре что это. картинка xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k. Саккады с визуальным контролем

Саккады с визуальным контролем

Антисаккады

Антисаккада приводит к увеличению активности в лобно-теменной коре, лобном поле глаза (FEF) и дополнительном поле глаза (SEF) по сравнению с просаккадой, причем исследователи обнаружили, что нейроны в FEF имеют более низкий уровень активности во время процесса подготовки к выполнению задачи. Однако в антисаккаде активность в первичной зрительной коре больше, чем в рефлексивной саккаде.

Саккады памяти

По сравнению с движениями, управляемыми стимулами, эти движения более сложны, потому что деятельность требует использования памяти в сочетании с механизмами прямой связи и визуальной информации. Областью, облегчающей понимание последовательности стимулов, является предварительная SEF, которая способствует планированию и запоминанию новой задачи, а SEF способствует выполнению уже запомненных последовательностей. Типичными мерами, используемыми для оценки саккад, управляемых памятью, являются точность (отражающая локализацию цели участником), количество ошибок ожидания (отражающих проблемы в системе запрета) и задержки.

Саккадические движения и психические расстройства

При шизофрении исследователи наблюдали корреляцию между задержками задач, частотой ошибок в саккадах, управляемых памятью, и частотой предсказания упреждающих саккад. В группе больных шизофренией суммарные точки неврологически тонких признаков были положительно связаны с тремя переменными саккадами. Наконец, отрицательные корреляции были найдены для оценки скорости ожидаемых саккад. Больные шизофренией также демонстрировали большее увеличение частоты ошибок и большую задержку генерации антисаккад, чем здоровые люди. Некоторые исследователи также анализировали больных с изменениями в префронтальных областях, что наблюдается и при шизофрении; результаты показали, что этим субъектам было трудно инициировать произвольные саккады в направлении контралатеральной стороны в ответ на зрительный стимул и трудности в подавлении рефлексивных саккад. Авторы также сообщили, что FEF не был необходим для создания саккады. Поражения в этой области приводили только к кратковременным и тонким дефектам генерации движений глаз. Комбинированные поражения верхнего колликула и FEF приводили к более значительным и постоянным изменениям, искажая выполнение движений глаз.

У пациентов с биполярным аффективным расстройством (BD) возникают трудности при выполнении антисаккадических задач из-за дисфункции активации префронтальной коры, которая отвечает за планирование движений. Этот сбой происходит из-за изменений в сенсорных показателях передачи Р50, который поддерживает слуховую систему и целостность межнейрональной холинергической модуляции в гиппокампе, часто нарушенной у биполярных пациентов Пациенты с биполярным расстройством не показывают временную стабильность и точность в задании или задержки правильных или неправильных ответов во время задач повторной фиксации и антисаккады.

При депрессии наблюдалась повышенная частота подавления ошибок в ответ на антисаккадное задание, менее точная память для пространственной информации, дисметрия в саккадах под визуальным контролем и повышенная скорость саккадического вторжения во время визуальной фиксации. Исследователи отметили, что пациенты с депрессией проявляли большую латентность и большее количество ошибок при выполнении саккадических задач. Они также продемонстрировали снижение точности движений и затруднение подавления периферических целевых раздражителей. У пациентов с меланхолией отмечается медленная двигательная активность, и им трудно начинать движения без внешних сигналов, причем, эти показатели у пациентов с меланхолией схожи с показателями пациентов с болезнью Паркинсона из-за двигательных нарушений. Это приводит к увеличению задержки, снижению пиковой скорости и гипометрическим первичным саккадам. Увеличение перепрограммированных саккадических латентных периодов и выраженность меланхолических симптомов могут отражать дефицит способности выбирать или подавлять реакции на конкурирующие цели. Кроме того, меланхоличные пациенты имеют более высокую латентность и более низкую пиковую скорость при выполнении саккады, управляемой памятью, повторяя результаты, наблюдаемые в саккадах, управляемых стимулом.

Во время просаккадного задания больные СДВГ генерировали значительно больше предвосхищающих (преждевременных) саккад со временем реакции менее 90 миллисекунд, а показатели у взрослых с СДВГ соответствовали дефициту саккадического торможения. 9 существует взаимозависимость между системами мозга, опосредующими зрительное внимание и двигательное поведение глаза). Исследование показало, что проблемы, возникающие у этих пациентов во время выполнения саккад, вызваны неправильным отбором и поддержанием двигательного ответа на раздражители из-за неспособности подавить или задержать поведенческие реакции. Было также отмечено, что у детей с СДВГ были большие саккады, которые прерывали фиксацию.

Пациенты с ОКР не отличались значительно от здоровых людей с точки зрения усиления преследования или частоты корригирующих и навязчивых саккад. Было также отмечено, что пациенты с ОКР имеют меньшие саккады догоняющего эффекта при плавном преследовании цели. Другие авторы подтвердили изменение SPEM у некоторых пациентов с ОКР, от умеренного до тяжелого снижения качества преследования и увеличенного количества и амплитуды упреждающих саккад.

Источник

Определяем лжеца по направлению взгляда

Направление взгляда и движение глаз могут помочь понять, правду говорит человек, или лжет.

Куда смотрит человек, когда врёт? Как направление взгляда может указывать на то, что человек лжет? Эти два вопроса нам ранее задавали наши читатели в комментариях на сайте.

Короткий ответ на эти вопросы звучит, «до определенной степени». Это не настолько легко, как показано в недавних телешоу или фильмах. Там детектив способен определить, лжет ли человек, лишь на основании того, направо или налево тот смотрит, когда говорит. На самом деле, было бы глупо делать такие быстрые заключения, без дальнейшего расследования. но определенная методика позволяет кое-чего добиться.

Итак. прочтите, обдумайте, и проверьте это на своих друзьях и знакомых, чтобы самим понять, насколько это надежно.

Взгляд показывает силу души.
Пауло Коэльо. Алхимик.

Глаза вправо вверх при разговоре что это. 1469014057 kuda smotrit lzhec. Глаза вправо вверх при разговоре что это фото. Глаза вправо вверх при разговоре что это-1469014057 kuda smotrit lzhec. картинка Глаза вправо вверх при разговоре что это. картинка 1469014057 kuda smotrit lzhec. Саккады с визуальным контролем

Насколько это известно, впервые термин «Ключи визуальной оценки», использовался Ричардом Бэндлером (Richard Bandler) и Джоном Гриндером (John Grinder) в их книге «Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming» («Превращение лягушки в принцессу: НЛП»). Основываясь на собственном опыте, они обнаружили следующее:

Когда «нормально организованному» человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

1. Вверх и влево


2. Вверх и вправо


3. Налево


4. Направо


5. Вниз и влево


6. Вниз и вправо


Как можно использовать информацию о взгляде для обнаружения лжи?


Заключительные замечания

Глаза вправо вверх при разговоре что это. 1469694092 eto kak by eto. Глаза вправо вверх при разговоре что это фото. Глаза вправо вверх при разговоре что это-1469694092 eto kak by eto. картинка Глаза вправо вверх при разговоре что это. картинка 1469694092 eto kak by eto. Саккады с визуальным контролем

Обновлена: 13.03.2020, 23:00 Количество слов: 673 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 64 869 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 47 раз!

Источник

Давящая боль в глазах: причины и лечение

Глаза вправо вверх при разговоре что это. 9d5a37976f174b81cb7b08299b8e1d3e. Глаза вправо вверх при разговоре что это фото. Глаза вправо вверх при разговоре что это-9d5a37976f174b81cb7b08299b8e1d3e. картинка Глаза вправо вверх при разговоре что это. картинка 9d5a37976f174b81cb7b08299b8e1d3e. Саккады с визуальным контролем

Иногда мы испытываем дискомфорт особого рода – кажется, что болит то ли голова, то ли глаза. Эта боль возникает в районе носовых пазух или в задней части глаза. Иногда она пульсирующая, иногда – постоянная. Это состояние нас очень пугает и хочется узнать, чем вызвана эта боль? Что можно сделать, чтобы ее облегчить? Может что-то не так со зрением?

Давайте для начала ответим на последний вопрос.

Ученые из Американской академии офтальмологии определили «боль в глазах» как «физический дискомфорт, вызванный глазным или другим заболеванием». Но ученые подчеркивают при этом, что «место боли не обязательно указывает на причину боли».

В большинстве случаев причина головной боли, ощущаемой в глазах, может скрываться в совсем другом месте. Мы чувствуем боль именно в этом месте из-за сети взаимосвязанных сенсорных нервов, которые пронизывают все ткани организма.

«Почти все структуры головы, чувствительные к боли, переносят ощущение боли в область глаз», – рассказывает доктор Марк У. Грин, доктор медицины, профессор неврологии в Медицинской школе Икана при больнице Mount Sinai в Нью-Йорке. «То, что болит глаз, не означает, что проблема в самом глазу. На самом деле, это случается довольно редко».

Грин советует помнить одно полезное правило: если белая часть глаза (склера) не покраснела, и нет жалоб на зрение – нечеткую или искаженную картинку, весьма маловероятно, что головная боль связана с самими глазами.

Распространенные причины боли в глазах

Мигрень

Мигрень – самый распространенный тип головной боли, которая лишает нас радости жизни. Это головная боль, приступы которой напоминают приливы, она может продолжаться до 72 часов, ее частая характеристика – сильная пульсирующая боль с одной стороны головы и за глазами. Боль может ощущаться и в затылочной части головы. Другие классические симптомы мигрени – тошнота, рвота и чувствительность к свету, запахам и звукам.

«Мигрень произошла от термина «migraine», что означает «боль в половине головы». Людям с мигренью приходится очень тяжко, – говорит Грин. – «Это сильная боль, причем она бывает разных типов, то есть имеется несколько видов головной боли. Люди могут чувствовать себя по-разному, но у них у всех мигрень».

Предшествовать головной боли могут зрительные расстройства – мигания света или ореолы вокруг источников света. Однако у большинства людей, страдающих мигренью, такие симптомы отсутствуют.

Есть много триггеров, которые могут запустить мигрень. К ним относятся усталость, эмоциональное напряжение, недостаток сна или чрезмерный сон, пропуск приема пищи, яркий или мерцающий свет, резкие запахи, громкие звуки, определенные продукты, а также изменения температуры и влажности.

Существует и генетическая предрасположенность к мигрени: 70% пациентов сообщают, по крайней мере, об одном близком родственнике, который также страдал от мигрени.

Мигрень, выявленную на достаточно ранней стадии, можно успешно лечить безрецептурными обезболивающими, но есть несколько рецептурных лекарств, которые можно использовать как в профилактических целях, так и для уменьшения количества приступов и уменьшения болевого симптома.

Для лечения хронической мигрени и болезненных ощущений в глазах может потребоваться ежедневный прием лекарств.

Кластерные головные боли

Кластерная головная боль – это состояние, характеризующееся многочисленными и частыми приступами головных болей. Эти кластерные периоды могут длиться недели или месяцы, а затем следует период ремиссии, когда головные боли не возникают в течение нескольких месяцев или лет.

Кластерная головная боль обычно возникает быстро, иногда у боли бывают предвестники, болевые ощущения могут длиться до трех часов. Симптомы включают мучительную боль (часто головную боль за одним глазом), которая отдает в другие части лица, головы и шеи; красные и опухшие глаза; и чрезмерное слезоотделение.

Считается, что причинами кластерных головных болей могут быть аномалии в гипоталамусе (части мозга, которая контролирует многие важные функции организма). Что может вызывать боли пока не выявили, и лекарства от кластерных головных болей в глазах пока нет.

Лечение кластерных головных болей направлено на уменьшение тяжести симптомов, сокращение периода кластерных болей и предотвращение будущих приступов. Среди методов лечения – кислородная терапия, инъекции триптанов и местные анестетики.

Инфекции носовых пазух

Пазухи – это заполненные воздухом пространства черепа. Они расположены за носом, лбом и щеками, а также за глазами. Инфекция носовых пазух (гайморит) – частая причина боли, в том числе головной боли в глазах.

Мигрень часто ошибочно принимают за головную боль при инфекции носовых пазух. Лечение головной боли, локализующейся в носовых пазухах, включает устранение основной инфекции с помощью рецептурных антибиотиков и противоотечных средств.

Офтальмологические заболевания, вызывающие головную боль, локализующуюся за глазами

Наконец, существует ряд заболеваний глаз и других проблем, которые могут вызвать болевые ощущения в глазах. Среди них:

Глаукома

Глаукома – это заболевание глаз, при котором поражен зрительный нерв, что вызывает потерю периферического зрения, помутнение зрения, трудности с адаптацией к темноте и появление ореолов вокруг источников света.

Склерит

Неврит зрительного нерва

Неврит зрительного нерва или воспаление зрительного нерва сопровождается болью в глазах или головной болью позади глаза, нечеткостью зрения, потерей цветового зрения, плавающими мушками, тошнотой и потерей зрения.

Болезнь Грейвса или базедова болезнь

Базедова болезнь – это аутоиммунное заболевание, связанное с неполадками в щитовидной железе. Базедова болезнь затрагивает глаза, они становятся очень выпуклыми, краснеют, веки втягиваются, у больных ограничена способность двигать глазами, изображение двоится, иногда может наблюдаться потеря зрения. В некоторых случаях болезнь Грейвса также может вызывать боль в глазах.

Когда обращаться к окулисту?

Если вы испытываете необычные боли за глазами, немедленно обратитесь к окулисту. Если белок глаза поменял цвет, или вы испытываете тошноту или проблемы со зрением, связанные с головной болью, это признаки и симптомы острого приступа глаукомы, который может вызвать необратимую потерю зрения. Выясните, что вызывает боль в глазах. Запишитесь к офтальмологу и обязательно получите консультацию.

Источник

10 признаков того, что ваш собеседник лжёт

Как говорил герой одного популярного сериала — «лгут все» и в этом он был абсолютно прав. Лгут банкиры и нищие, родители и дети, преступники и полицейские, а больше всего лгут конечно, чиновники — можно сказать, это неотъемлемая часть их работы. Одни люди обманывают умело, другие лишь неуклюже пытаются скрыть истину, но так или иначе — лгут все. В некоторых случаях правда бывает гораздо причудливее простой, но лживой версии событий, поэтому прежде чем вывести предполагаемого лжеца на чистую воду, лучше убедиться, что он действительно водит вас за нос. Некоторые характерные особенности поведения лжецов вы найдёте в этой подборке.

1. Взгляд в пол или прямо в глаза

Если человек лжёт, как правило, он избегает смотреть в глаза, чтобы не выдать себя. Однако, некоторые лжецы напротив, стараются как можно чаще встречаться взглядами с собеседником. Прямой взгляд «глаза в глаза» всегда придаёт повествованию правдоподобность, чем успешно пользуются многие искушённые и опытные обманщики. Если при разговоре вам никак не удаётся поймать взгляд собеседника, а затем он сам начинает пристально и настойчиво смотреть в глаза, не стоит верить словам этого лицемера.

2. Пространная речь с длинными фразами

Лжецы склонны избегать прямых коротких фраз — чем длиннее монологи, тем неспешнее идёт беседа и у лгущего появляется больше времени, чтобы продумать дальнейшие фразы.

Весьма характерные для обманщиков вопросы вроде «Откуда ты взял эти сведения?» также используются для того, чтобы собеседник пустился в объяснения, дав лжецу возможность разработать другие шаги по дезинформации.

3. Позы и жесты

Язык тела гораздо правдивее речи — тот, кто способен виртуозно ввести собеседника в заблуждение, далеко не всегда может контролировать мельчайшие проявления своей неуверенности.

Если человек говорит очень убедительно, но при этом ёрзает на стуле, отворачивается от слушателя, постоянно скрещивает руки на груди или прикасается к своему лицу, полученную от него информацию лучше перепроверить.

4. Дополнительные подробности

Некоторые обманщики в разговоре любят упоминать различные подробности — по их мнению, благодаря множеству деталей лживые россказни становятся более правдоподобными.

Собеседники далеко не всегда считают историю с лихо закрученным сюжетом и обилием «лирических отступлений» истинной, так что подобный приём часто только снижает доверие к рассказчику, но лжецов это не останавливает.

5. «Лучшая защита — нападение»

Если при беседе со лжецом вы посмели усомниться в его сведениях, будьте готовы к контратаке — скорее всего, лицемер изобразит глубочайшее возмущение вашей недоверчивостью, ближайшие несколько минут будет уверять, что человека честнее его вы не найдёте на всём белом свете, а затем постарается перевести разговор на другие темы.

Как правило, люди, говорящие правду, так себя не ведут — им незачем избегать «скользких» тем в разговоре, так что они гораздо меньше нервничают и не пытаются обелить себя в глазах собеседника, а спокойно стоят на своём.

6. Несостыковки в различных версиях

Лжецы часто украшают свои байки большим числом живописных деталей, но о действительно важном не говорят. Чтобы быть уверенным в том, что собеседник не скрывает чего-то важного существенное, попробуйте незаметно записать его историю на диктофон, а затем вернуться к ней через несколько дней и обсудить некоторые подробности. Если на своеобразной «очной ставке» с самим собой собеседник путается в «показаниях», забыв, что он говорил ранее, скорее всего, ваши подозрения в «нечестной игре» обоснованны.

7. Движения глаз

При разговоре с правшой обратите внимание, как движутся его глаза — если после заданного вопроса рассказчик смотрит вверх и влево — это свидетельствует, что он пытается что-то вспомнить, а перемещение взгляда вправо и вверх обычно происходит, если человек «на ходу» изобретает удобную для вас версию. Точно такое же явление, только в зеркальном отражении, наблюдается и у левшей: при обращении к памяти их глаза смещаются вправо и вверх, а когда подключается фантазия — вверх и влево. Если при этом руки дублируют движение глаз, это ещё более явно говорит о возможном обмане.

Также лжецы во время разговора склонны чаще моргать и потирать глаза, так что если вы заметили подобные особенности поведения собеседника, но проблем со зрением у него нет, вероятнее всего он лжёт.

8. Запах пота

Строго говоря, если человек потеет, нельзя однозначно утверждать, что он лжец. Изменение уровня потливости — один из основных признаков обмана при проверке на детекторе лжи, но многие люди склонны интенсивно потеть при сильном волнении или стрессе, так что запах пота может служить лишь косвенным доказательством лживости, однако если человек не только внезапно вспотел, но и покраснел и даже начал заикаться-либо он чрезвычайно встревожен, либо вешает вам лапшу на уши.

9. Мимолётные гримасы

Чтобы изобличить человека во лжи, внимательно следите за изменением выражения его лица — в начале разговора лжецы часто допускают промахи, позволяя истинной эмоции отразится на их физиономии: это может быть лёгкая почти незаметная полуулыбка или напротив, подчёркнуто серьёзная гримаса. Как правило, такие «мимические признания» длятся лишь несколько секунд, но по ним можно многое сказать о намерениях собеседника.

Некоторые люди подсознательно замечают, когда лжец на миг «снимает маску», но не отдают себе в этом отчёта и не могут объяснить, чем вызван внезапный всплеск недоверия. Эту способность часто считают неким иррациональным «чутьём», но ничего сверхъестественного в этом нет — потренировавшись на лжецах, каждый может стать ходячим «детектором лжи».

10. Повторение — мать невольного признания

Собеседник рассказал вам подробную захватывающую историю, но уверенности в его словах нет? Попросите рассказать её ещё раз и при этом уточняйте некоторые детали, о которых он упоминал ранее. Если повествователь вдруг начинает задумываться и запинаться, вероятнее всего, ни первая, ни вторая версии его рассказа не заслуживают доверия.

Источник

Описания внешних проявлений эмоций

Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.

1. Смущение (замешательство):

2. Радость:

Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).

Глаза вправо вверх при разговоре что это. book with white bookmark. Глаза вправо вверх при разговоре что это фото. Глаза вправо вверх при разговоре что это-book with white bookmark. картинка Глаза вправо вверх при разговоре что это. картинка book with white bookmark. Саккады с визуальным контролемНаучитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу.

Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

3. Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:

4. Умственное напряжение:

5. Напряжение воли (по Дарвину):

6. Печаль:

7. Злоба:

8. Страх:

Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять.

9. Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):

Гнев — один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.

10. Подозрительность:

11. Зависть (из описания Овидия):

В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;

12. Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):

13. Негодование:

14. Стыд:

15. Самоуверенность:

16. Скука:

17. Расположение к кому-либо:

18. Ухаживание (у женщин):

19. Ухаживание (у мужчин):

20. Открытость:

21. Закрытость:

22. Внимание (к собеседнику):

23. Отвращение:

24. Досада:

25. Жеманство:

26. Раскаяние:

выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности — рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);

выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;

сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);

плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.

27. Подобострастие — обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».

28. Удивление:

Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.

29. Умиление:

Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:

С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко —

И верится, и плачется, И так легко, легко!

И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.

30. Недоумение:

Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.

31. Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):

32. Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний. При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.

Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».

Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.

Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное — нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, — уж нет, увольте».

33. Походка также может сказать нечто важное о её обладателе. Различают несколько типичных видов походки.

Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.

Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.

34. К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи, поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная — холерикам, медлительная — флегматикам, неуверенная и неровная — меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:

Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,

И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,

И ты, священная свобода — Всё, всё погибло для меня!

Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий — И умираю ночь и день!

В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.

35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки. Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая — «ИзаИда» — звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.

36. Мимические признаки обмана (Изард, 1999):

В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.

В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.

Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *