Гетманский шлях что это
Что такое шлях? Значение слова
Что такое шлях? Как правило, толкование этого слова в общих чертах понятно каждому. Ассоциируется оно обычно с дорогой, что, в принципе, верно. Но вот чем шлях отличается от дороги и отличается ли вообще, знают далеко не все. Информация о том, что такое шлях, будет изложена в статье.
Слово в словаре
Представляется, что выяснение значения слова «шлях» не обойдется без обращения к словарю. Там мы находим определение, которое сводится к следующему.
Вам будет интересно: Ионная пушка: история разработки, принцип действия, возможности
Шлях – это устаревшее слово, которое употреблялось на Украине, а также на юге России в 16-17 веках. Так называли степные дороги, которые проходили около южных границ. А еще и большие наезженные дороги.
Примеры употребления слова можно найти в сказании о русском богатыре Илье Муромце, где говорится о шлях-дороженьке, которая настолько длинна, что ей конца-краю нет. А также слышится оно и в русской народной песне, повествующей об идущей по-над лесом шлях-дороженьке, сплошь слезами облитой.
Шляхи на Руси
Изучая вопрос о том, что такое шлях, нужно отметить, что в древней Руси они играли большую историческую роль – и в торговом, и в военном, и в политическом аспектах. В старину степные кочевники именно по степным дорогам, называемым шляхами, совершали нападения на поселения славян. Это были печенеги, хазары, половцы.
Наиболее старинным является Кончаков шлях, по-татарски – «сакмой». Еще в 19 веке он проходил через Курскую и Харьковскую губернию, а точнее, через ее западные уезды, пролегал к Путивлю из приднепровских степей. Свое наименование он сохранил с 12 века. Тогда вслед за Игорем, северским князем, со своей ордой по нему в Посемье вторгся половецкий хан Кончак.
Посемьем называют историческую область, находившуюся в бассейне реки Сейм. Это часть той области, где были расселены племена, входившие в восточнославянский союз северян. С конца 9 до конца 14 века он был в составе Новгород-Северского и Черниговского княжеств.
Главные шляхи
Продолжая рассматривать вопрос о том, что такое шлях, следует сказать и о наиболее значимых из них. После набегов татар, в особенности крымских, сведений о главных шляхах обнаруживается все больше. Последние пробирались в Московию в основном, минуя Воронежскую и Курскую губернии, через местность, находящуюся между доном и Днепром. Там пролегал ряд главнейших шляхов.
Другими важными шляхами были такие, как:
Обустройство шляхов
Существуют сведения о том, что, начиная с первых лет 17 века практиковался «досмотр царскими посланцами» главных шляхов, их укрепление, постройка острогов вдоль них.
По этим дорогам из Москвы в Крым и в обратном направлении добирались посольства с обеих сторон. А также по ним путешествовали люди с окраин, которые занимались торговлей, в том числе и чумаки.
Это были солеторговцы, виноторговцы, возчики. Они проживали на юге России и территории сегодняшней Украины в 16-19 веках. На волах они отправлялись к Азовскому и Черному морям, покупали там рыбу и соль, а затем отвозили их на ярмарки. Кроме этого, они доставляли и другие товары.
А еще шляхами назывались древние торговые пути, проходившие в местностях, принадлежащих Войску Донскому. К ним относятся, например, такие шляхи, как:
Гетманский шлях что это
Легенды и предания о разбойниках, кладах и кладоискателях При- и Захоперского края
© ГБУК «Издатель», 2014
Возврат в прошлое обязательно вызывает прилив благодарности, душевного щемления и одновременно неверия – неужели все это действительно было?
Кумылженский и Алексеевский районы Волгоградской области. До революции, как известно, они входили в Хоперский округ Всевеликого Войска Донского, который некогда являлся частью Дикого поля. Тысячелетиями лежали здесь нетронутые богатейшие черноземные степи, только буйствующее разнотравье да перистые ковыли колыхались на этих необозримых холмистых просторах. Займища, байраки, дубрава создавали живописную красоту, а обилие природных богатств, дикого зверя, промысловой птицы, рыбы в реках и озерах, лес, камень, глины и пески издавна манили к себе древнего человека. Когда появились тут первые люди, откуда пришли, кто они были?
Точно пока не установлено, но имеющиеся сведения позволяют установить, что наши места во все эпохи человеческой истории не были безлюдными. Рост населения неизбежно приводил к миграции, вот почему с незапамятных времен, сменяя друг друга, сюда, в Великую степь, двигались разноплеменные народы. Так было в эпоху бронзы, в железный век, так продолжалось и в средневековье. Часть пришедшего сюда народа кочевала дальше, часть, ассимилируясь с местным населением или изгоняя, уничтожая его, оседала на широких пространствах и в долинах степных речек, занималась как присваивающим хозяйством (собирательство, охота и рыбная ловля), так и производящим (земледелие и скотоводство), плюс различными ремеслами.
Вся история Донщины, Дикого поля – это бесконечная череда племенных миграций, бесконечная борьба за лучшие земли, постоянные столкновения христианского и мусульманского (магометанского) миров, сопровождающееся, как правило, бесконечными стычками, налетами, грабежами, поединками, битвами, взлетами одних народов и трагедией других. Иными словами, каждому народу – кто бы ни был тут – судьба уготовила свою дорогу и место в истории.
Помимо зримых доказательств старины, у истории есть еще, выражаясь образным языком, и великая память. К чему я веду разговор? Да к тому, что к богатому историческому наследию При- и Захоперского края следует отнести и такой незаметный на первый взгляд раздел, как фольклор. Что это такое? Фольклор – это сохранившиеся в народной памяти легенды, предания, сказки, песни, частушки, былины, поговорки, загадки, наговоры (или заговоры), плачи-причеты и различного рода сказания и были.
В наше время, когда самобытная казачья культура быстро меняется и исчезает, неоценимым кладезем народной мудрости владеют старики. Я не раз поражался, как много разнообразного фольклора вместила память. Их знания о прошлом своего народа и его жизни, быте, обычаях, вере взяты не из научных трудов и пересказов заезжих странников, а почерпнуты из мощного животворящего источника – глубин народных традиций, в которых старинная жизнь тесно переплетается с реальной действительностью, быль с небылью, историческая правда соседствует со сказкой и фантастикой.
В то же время огромная масса изустных сведений канула в небытие вместе с отошедшими на покой стариками – это невосполнимая утрата. И сегодня нам остается только сожалеть, что в наше просвещенное, кичившееся своей 100 %-ной грамотностью советское время не была достойным образом зафиксирована хотя бы часть из старинного многообразия казачьего фольклора. Я прекрасно понимаю, что весь собранный мною материал – это сотая часть, верхушка айсберга, осколки воспоминаний о былой жизни. Ныне трудно найти знатоков казачьей старины, в том числе легенд и преданий. Но мне в свое время посчастливилось беседовать с такими казаками-старожилами Захоперского края (увы, ныне покойными), как И. В. Апраксин, Т. У Блинков, С. Н. Свинухов, И. М. Филин, П. Е. Пономарев.
Эти имена, а также имена других рассказчиков, я с благодарностью отмечаю, и читатель не раз встретит их на страницах рукописи.
Стоило со старожилами завести разговор на интересующую тему, как непременно услышишь какой-нибудь захватывающий рассказ.
Именно поэтому я обратился к теме исторического фольклора, а если точнее – к легендам, преданиям о разбойниках, татарских и черкесских сокровищах, кладах и кладоискателях.
Фольклор подобного рода далек от исторической хроники, действительности, но в то же время надо признать, что легенды и предания как бы аккумулируют в себе память о каких-то исторических событиях. И пусть на первый взгляд они кажутся невероятными, в них человеческая фантазия как бы не знает границ, но все равно в каждой из небылиц есть зерно истины.
Мой первоначальный замысел сводился к простому пересказыванию легенд и преданий о разбойниках, кладах и кладоискателях, о грабительских раскопках курганов в таком виде, в каком я услышал их из уст стариков. Предоставить самому читателю право принять все прочитанное за чистую монету или подвергнуть сомнению. Но потом я решил, что без привлечения исторических, литературных и архивных материалов нельзя осветить всю глубину затронутой темы. Насколько мне удалось обобщить, скомпоновать имеющийся в моем распоряжении материал – судить читателям, на чей интерес и великодушное снисхождение я рассчитываю.
Итак, дорогой читатель, давайте вместе познакомимся с легендами про лихих людей, мифические клады, татарские, черкесские и иные сокровища, раскопки кладоискателей и загадочное свечение, то есть про все то, что вызывает мистический трепет, потаенное любопытство, про все то, что в изобилии сохранила народная память и древняя земля При- и Захоперского края.
Прежде чем мне начать свой рассказ, поясню, что в некоторых главах «Легенд и преданий…» приводятся старинные меры длины и веса. По современным понятиям они переводятся так:
C другого берега. К авторству Тихого Дона
Напомним предварительно, что Дон на севере Области Войска Донского течет примерно с запада на восток. Таким образом, движение вдоль Дона вниз (или вверх) по течению одновременно является движением на восток (соотв. на запад). Упоминаемые ниже расположенные на Дону станицы лежат вдоль Дона в следующем порядке с запада на восток: Казанская, Мигулинская, Вешенская, Еланская, Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая. Хутор Татарский по мнению шолоховедов должен располагаться между Вешенской и Еланской. C самых первых страниц романа очевидно, что сам хутор Татарский находится на правом берегу Дона, что никем никогда и не оспаривалось.
А вот как обстоит дело с переездом через Дон в других случаях. Порубка хвороста на другой от Татарского стороне Дона. Это и есть первый переезд кого-либо из героев через Дон в романе, если не считать таковым путь Штокмана и Федота, никакого переезда, собственно, как мы видели, и не включающий в себя.
«Против Мелеховского двора Дон не стал замерз. По краям зеленоватый в снежных переносах креп лед, под ним ластилась, пузырилась не захваченная стремем вода, а подальше середины, к левому берегу, где из черноярья били ключи, грозная и манящая чернела полынья в белых снежных заедях и по ней черными коршунами переныривали оствшиеся на зимовку дикие утки.
Переезд шел от середины площади» (вторая часть, ТДДТР, с. 256; рук., с. 40.)
Позже Дон пересекают молодые казаки, возвращающиеся из Вешенской после присяги. (При этом их прямой путь из Татарского в Вешенскую вообще не описывается).
«А теперича с богом, молодцы, по домам.
Григорий с Митькой дождались у моста хуторных ребят и вместе тронулись в дорогу. Шли над Доном. Над хутором Базки подтаивал таял трубный дым» (вторая часть, ТДДТР, с. 260; рук., с. 43).
Итак, возвращаясь из левобережной Вешенской в правобережный Татарский, молодые казаки сразу пересекли мост и миновали правобережный хутор Базки. Оба этих примера из второй части показывают, что если описывается путь, в котором герои пересекают Дон, то этот факт не может остаться без внимания автора или хотя бы упоминания самого факта переезда.
Вышеупомянутый путь Прохора Зыкова из Татарского в Вешенскую также содержит описание переправы через Дон во время гражданской войны (гл. LX шестой части):
«Уже перед вечером он приехал на Базки. Тысячи подвод, приваливших с
чнрских хуторов, запрудили все улицы и проулки. Возле Дона творилось нечто
неописуемое. Беженцы заставили подводами весь берег на протяжении двух
верст. Тысяч пятьдесят народа ждали переправы, рассыпавшись по лесу.
Против Вешенской на пароме переправляли батареи, штабы и войсковое
имущество. Пехоту перебрасывали на маленьких лодках. Десятки их сновали по Дону, перевозя по три-четыре человека. У самой воды около пристани
вскипала дикая давка. А конницы, оставшейся в арьергарде, все еще не было.»
«На другой день и хилым пасмурным утром выехала выехал от из хутора запряженный парой постовый тарантас. В задке, кутая бороду в засаленный куцый воротник пальто, сидел подремывая Штокман. Тарантас бойко пылил по улице. За двором Мелехова Пантелея прислонясь к гуменному плетню ждала их с заплаканным серым укутанная в платок маленькая женщина. Тарантас пропылил мимо и женщина сжимая на груди руки кинулась следом
— Ося. Осип Давыдыч. Ох, как-же. «
Итак, не вызывает сомнения и подтверждается несколькими независимыми доказательствами в тексте романа, что согласно ранним редакциям романа хутор Татарский находился в юрте правобережной станицы, причем западней ее, выше по течению Дона.
2) В разговорах у Штокмана (гл. XVI второй части) упоминается, что Григорий Мелехов в страстной четверг, т.е. за 3 дня до Пасхи везет Листницкого в Миллерово, но в следующей главе возвращается из этой поездки еще в вербное воскресенье, т.е. за неделю до Пасхи (А.В. Венков, указ. соч, 2-е изд., с. 86).
Гетманский шлях что это
В старину шляхами называли степные дороги, по которым степные кочевники совершали свои набеги на славянские поселения. Играли в древней Руси огромную историческую роль в политическом, военном и торговом аспектах. По этим старинным путям двигались на Русь азиатские кочевые племена, начиная с печенегов, хазар и половцев. Самым старинным шляхом или по-татарски «сакмой» является так называемый «Кончаков шлях», ешё в XIX веке проходивший через западные уезды Харьковской и Курской губерний, из Днепровских степей к Путивлю, и сохранивший свое имя с XII века, когда следом за северским князем Игорем вторгся со своей ордой в Посемье половецкий хан Кончак.
После вторжений татар, и особенно крымских, информация о главных шляхах становится все более полной. Крымские татары проникали на «московские места» преимущественно через Воронежскую и Курскую губернии, в промежутке между Днепром и Доном. Именно там пролегали следующие главнейшие шляхи: Калмиусская сакма — самая восточная, шедшая от берегов Азовского моря (реки Калки) и доходившая по «Книге Большого Чертежа» до городов Оскола и Ливен; Изюмский шлях — на запад от Калмиусской сакмы и Муравского шляха — самый западный. От этих главных шляхов шли второстепенные, иногда называемые производными от больших и главных, например: Муравки; Азовский шлях; шлях Сагайдачный; Свиная дорога; Бокаев шлях, которым, по «Книге Большого Чертежа»: «белогородские (аккерманские) татары прихаживали на Рыльские, и на Болховские, и на Орловские места — Бокай мурза»; Посольский шлях, Ромодановский; Муромская сакма, Пахнуцкая сакма, Савинская и другие. Сохранились сведения, начиная от первых годов XVII века, и об укреплении этих главных шляхов, о «досмотре царском посланцами» и о постройке вдоль них острогов. По шляхам путешествовали жители «окраинных» земель торгуя и чумакуя, по ним же из Москвы в Крым и обратно ездили послы той и другой стороны.
Этимология
Заимствовано не позже XVII века через украинско-белорусское посредничество из польского, в котором schlach — удар, след, дорога восходит к ср.-в.-нем. slag — также производного от slagen (ср. совр. нем. schlagen — бить, ударять). Буквально — утоптанная дорога. [4]
Образ в литературе, изобразительном искусстве
Одно из трёх панно, созданных живописцем Сергеем Васильковским для зала заседаний Полтавского земства, изображает Чумацкий Ромодановский шлях:
— Статья «Дрожащие огни печальных деревень», газета «Зеркало недели» за 14 ноября 1998 г. (авт. — Д. Горбачов, П. Утевская) [7]
Дорога-призрак
Дорогу начали было строить, да забросили. По обе стороны высятся горы раздвинутого чернозёма, поросшего амброзией. Если бы дорогу восстановили, Шолоховский район Ростовской области и соседний район Волгоградской области получили бы новый импульс для развития.
Дорога эта на Верхнем Дону известна ещё с давних пор. В исторических публикациях она называлась Мамаевой, а позже её стали называть в народе Гетманский шлях. Это был торговый путь с востока на запад, маршрут для хлебных обозов, кратчайший путь из северо-западных городков в бывшую окружную станицу Усть-Медведицкую (сейчас – г. Серафимович Волгоградской области).
В районе станицы Еланской шлях пересекал скотопрогонный тракт через речной брод с правого берега Дона на левый и уходил к воронежскому Калачу. Этот второй тракт был использован для посадки первой Государственной лесополосы в сотни километров с юга от Ростова до Воронежа. Лесополоса была опытным образцом в борьбе с водной и ветровой эрозией почв, озеленения засушливой степи.
Участок гетманского шляха, который проходит выше хутора Татарский, упоминается в романе М.А. Шолохова. Сейчас проехать по нему можно только в сухую погоду.
. Вот я еду по этому историческому пути. Он протянулся по степному водоразделу между реками Дон и Чир от г. Серафимович Волгоградской области до ж/д станции Мальчевская, Чертково Ростовской обл. Это расстояние в пределах двухсот километров. Но сейчас речь идёт об отрезке пути в 12 километров на стыке Серафимовичского района Волгоградской области и Шолоховского Ростовской.
От станицы Базковской к шляху проложена асфальтированная дорога до самого хутора Калининский, затем мы поднимаемся в гору до телевизионной вышки – и вот он вдоль лесополосы и Гетманский шлях. Слева от нас остаётся по-над Доном хутор Рубёжный, в котором жил один из героев «Тихого Дона» Яков Фомин. Через несколько минут проезжаем по асфальту хутор Нижне-Кривской. От него конечный путь асфальта – до компрессорной станции газопровода под названием Калининское ЛПУМГ «Газпрома трансгаз Волгоград».
Колеи по пояс
Газопровод Оренбург – западная граница СССР по территории Шолоховского района – строили чехи. Они многому нас научили по части отсыпки дорог. К примеру, они тут же нашли у нас местный щебень и за короткий срок протянули полотно грейдера, по которому пошли по глинистым чернозёмам тяжёлые трубовозы в любое время года. Калининцы были рады газовикам. Они буквально принесли на своих плечах цивилизацию. От Базков до хутора Кривского и Плешакова появилась дорога сначала с щебёночным покрытием. Хоть тряско по ней было ездить, но надёжно в пору распутицы. А вскоре дорожники Вёшенского ДСУ по готовой насыпи накатали асфальт до самой компрессорной станции.
Названные хутора – все шолоховские места. В Плешакове и в Рубёжном останавливались и жили Шолоховы. Из этих же мест были и шолоховские литературные герои и прототипы.
Но нам надо ехать дальше по шляху в Серафимович, и, оставив чуть в стороне компрессорную станцию, преодолеть 12 километров по грунтовке. Что это за дорога? В грязь тут проходят только «Уралы», «Камазы» с двумя ведущими мостами. Колеи – в колено, а то и в пояс. Машины в осенне-весеннюю распутицу стрянут с оборудованием и трубами для калининского участка ЛПУМГ. Все 12 километров бездорожья лежат на стороне Волгоградской области, а точнее – Серафимовичского района. В 70-е где-то годы, когда строился газопровод, тогдашний председатель райисполкома Бирюков взялся провести дорогу с твёрдым покрытием до Калининской компрессорной станции. На этих 12 километрах местные дорожники вложили колоссальные средства и усилия, чтобы построить грунтовую насыпь. Как положено при любом строительстве, плодородный слой чернозёма был раздвинут по обе стороны шляха, заняв по ширине до ста и более метров полевой земли. Справа и слева от насыпи – громоздятся теперь терриконы тучного чернозёма, поросшего полынью. На этом строительство дороги было остановлено, и на протяжении последних десятилетий никто тут палец об палец не стукнул, чтобы дорогу сделать. А это всё-таки кратчайший подъездной путь из Волгограда к Калининскому ЛПУМГ через Серафимович.
Кому нужна дорога?
Вспоминается мне давний разговор с Бирюковым по поводу этих 12 километров: «Да, я хотел ещё в 70-е годы соединить дорогой Серафимовичский район с Шолоховским. Тогда это сделать было проще. Мы планировали возить камень строительный из Мешковского карьера Верхнедонского района, и дорога соединила бы три района по правобережью Дона, но я был переведён на другую работу, и строительство забросили».
В таком заброшенном состоянии Гетманский шлях по сей день. А дорога нужна. В прошлом западные подрайоны составляли единое целое, и Усть-Медведицкий округ включал пять юртов по Дону: Усть-Хопёрский, Еланский, Вёшенский, Мигулинский и Казанский. Когда-то наши прадеды ходили в окружную станицу пешком. Ежели прямиком от Вёшек, то всего-то, говорят, 70 верст до Серафимовича, а теперь, в пору бездорожья, по дороге вкруговую через Боковскую, Обливскую или Кумылженскую – все триста километров! А тут 12 некому и не по карману засыпать хотя бы для начала щебнем. Щебень-то есть свой, в донских пирамидах, а пеши напрямки теперь уже и нет тех тропинок – лесополосы, овраги…
В первую очередь по шляху на Серафимович и Волгоград ездят сами газовики – эксплуатационники и строители газопровода. Второе: Серафимович для Верхнего Дона остаётся ближайшей «кузницей» в подготовке механиков для сельскохозяйственного производства. Третье (и это, может, тоже немаловажно): культурное наследие.
Гетманский шлях позволит создать реальное, туристическое кольцо Верхнего Дона: Вёшенская – Серафимович – Глазуновская – Михайловская – Урюпинская – Казанская; общность культуры, традиций, прекрасные места для отдыха. Здесь жили, отсюда выносили свои сюжеты и создавали литературные произведения помимо М.А. Шолохова А.С. Серафимович, Ф.Д. Крюков, А.Д. Знаменский, Петров-Бирюк, В.С. Политов… И можно продолжить этот список.
Дорогостоящее дело – строить дороги. Но есть уже насыпь. Кто-то же должен довести стройку до победного! Почему бы эти 12 километров подъездного пути к Калининской газокомпрессорной станции со стороны Серафимовича не провести Волгоградскому управлению «Транс-газ», которым руководит генеральный директор Гасан Гилавович Набиев. Он часто нас, шолоховцев, поздравляет с праздниками. Спасибо ему. Но вот просьба к нему накануне выборов: Гасан Гилавович, помогите для своих же рабочих эту дорогу в 12 км достроить. Сами же вы, товарищи газовики, грязь месите в весенне-осеннюю распутицу, а зимой буксуете в снегах. Сделайте милость, отзовитесь добрым делом.
Оживёт дорога – появится перспектива на дальнейшее существование и у ближайших сельских поселений, и наши соседи станут нам ближе.
Григорий РЫЧНЕВ
ст-ца Вёшенская
Фото автора