Галактика маркони что это
М. Маклюэн: концепция «глобальной деревни»
Одним из первых обратил внимание на коммуникационный аспект развития нового общества канадский философ и социолог профессор университета в ТоронтоМаршалл Маклюэн (1911–1980). В своих основных произведениях «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимающая коммуникация» (1963) он создал модель исторического развития общества, в основе которой лежит тип и способкоммуникации. Принципиальными положениями концепции М. Маклюэна являются следующие:
1. 1. На развитие любой культуры влияют распространенные в ней «средства коммуникации». К ним относятся все культурные феномены, выполняющие коммуникативные функции: язык (письмо и речь), печать, телекоммуникации, компьютерные системы, дороги, транспорт, деньги, религия, наука.
2. 2. Определенный тип коммуникации создает особый социальный мир — «галактику».
3. 3. Средства связи являются не просто передатчиками информации, а независимо от передаваемой информации — средством структурирования реальности(«средство сообщения есть само сообщение»).
4. 4. Формирование новых средств общения, связи и информации создает новый«сенсорный баланс» общества, формирует новый стиль мышления, картину мира и иные принципы социальной организации.
5. 5. Коммуникация выступает как способность человека к восприятию, что позволяет выделить: аудио- (речевую) и видео- (или зрительную) коммуникацию, которым соответствуют аудио- и видеокультуры, или культуры «слуха» и «зрения». Такое разделение связано с тем, что (по наблюдениям психологов) избирательность зрения существенно выше, чем избирательность слуха. Каждый видит свое, звуковой ряд — один на всех. Отсюда особый суггестивный потенциал звука.
6. 6. В истории человечества можно выделить следующие эпохи:
· дописьменного варварства, эпоха устной речи. «Культура слуха» — исторически первая культурная эпоха, которая отличается общей зависимостью от авторитета, синкретизмом сознания, растворенностью индивида в родовомколлективе;
· тысячелетие фонетического письма;
· 500 лет «гутенберговой галактики» — видеокультура, «культура зрения». Печатное слово сделало возможным селекцию информации, свободную ее интерпретацию, что привело к формированию таких качеств личности, как критицизим, право на индивидуальность. Однако это привело к утрате социальной общности;
· современная электронная цивилизация «галактика Маркони». Началась в 1844 г. с изобретением телеграфа Морзе. Средства массовой коммуникации (Маклюэн имел в виду прежде всего телевидение) сплачивают людей, создавая электронную «глобальную деревню», где информация передается столь быстро, что каждый знает обо всех событиях в мире.
Книга М. Маклюэна «Гутенбергова галактика: создание типографского человека» и медийно-информационная концепция культуры
Содержание:
Предмет: | Культурология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 26.07.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Имя канадского ученого Маршалла Маклюэна (1911-1980) прославилось далеко за пределами его родной страны. Благодаря своим научным исследованиям в области средств массовой информации, а также нескольким значительным научным работам в этой области, Маклюэн стал не просто ученым мирового уровня, но и по праву получил звание «гуру» современной коммуникации.
В области образования Маршалл всегда добивался определенных успехов, получив степень магистра искусств и степень доктора философии. Однако основная работа началась в 1984 году, когда его внимание было обращено на изучение действия средств массовой информации.
Актуальность исследования заключается в необходимости детального изучения его работ, что вызвало мировое внимание к проблеме изучения средств массовой информации, а также дало новые понятия в теории коммуникации. Нужно учитывать все нюансы стиля письма Маклюэна, а также представлять его творчество не только со стороны теоретика СМИ, но и со стороны литературоведа, внесшего большой вклад в западную литературу.
Многогранные интересы автора, от западной литературы до области религии, требуют детального изучения и широкого контекста. Именно поэтому в работе рассматриваются теоретические позиции ученого, и основной упор делается на формирование Маклюэна из доктора философии и литературоведа в «гуру» теории средств массовой информации.
Основными задачами являются:
Предметом исследования является роль современных СМИ в основных работах Маклюэна, его взгляды, позиции и теории медиа.
Объектом исследования являются основные работы автора в области коммуникации, работы по вопросам СМИ, эпистолярного и литературного наследия.
Практическая значимость заключается в получении точной модели социокультурной динамики из коллекции разнородных текстов, в которых нет систематического представления концепций. Выявление применимости универсальных моделей Маклюэна.
Влияние печатных СМИ на когнитивные процессы общества в книге «Галактика Гутенберга: формирование личности типографа»
Одним из наиболее значительных работ Маклюэна является работа «Галактика Гутенберга». Основная позиция книги заключается в том, что развитие нашего общества напрямую зависит от развития инструментов коммуникации, и важен не смысл передаваемой информации, а принцип организации и структура инструмента коммуникации, поскольку он определяет «формы мышления и организации опыта в обществе и практике».
Маклюэн специально рассматривает принцип восприятия человеком разных времен: от древних африканских племен до нового времени. Племенные культуры того времени с их аудио-тактильным восприятием (основным органом восприятия был слух) уступают визуальной культуре печати, которая со временем дополняется наукой и техникой. Однако электронная эра является противовесом этому, что, по мнению автора, возвращает нас к «глобальной деревне». Понятие «глобальная деревня» занимает значительную часть во всех исследованиях канадского ученого. Он пишет о ней: «С помощью электронных средств массовой информации мир становится очень маленьким миром, напоминающим деревню, в которой то, что происходит с одним человеком, происходит со всеми людьми». В его понимании «деревня» является исторически значимым шагом, на котором основываются новые медиа.
Маклюэн отводит значительное место четырем этапам развития цивилизации:
Следующим этапом была письменная и печатная эпоха. Из-за появления алфавита и письменности единство первобытной культуры исчезло, так как появились люди, которые умели читать, но те, кто не умел. Слушание заменяется зрением, доминирование визуализации приходит. Таким образом, существует «типографский и индустриальный» человек. Чтобы прийти к этой стадии, человечеству, по словам Маклюэна, потребовалось два основных импульса: изобретение фонетического алфавита и типографика. Алфавит дал звуковую визуализацию, и «печатный текст максимизирует». Визуальные особенности алфавита и, таким образом, доводят индивидуализирующий эффект фонетического алфавита до такой степени, что он был недоступен для рукописной культуры. Это то, что создало новую визуальную культуру, которую Маклюэн называет «Галактика Гутенберга».
«Галактика Маркони» возникла в 1884 году, когда был изобретен телеграф. Наступает эра электронных коммуникаций, которая возвращает человека в первобытное общество, потому что слуховое визуальное восприятие возвращается: «Под влиянием электрических технологий, в наших самых обычных повседневных переживаниях и действиях мы становимся как люди примитивного культура. Это влияние проникает в нас не через наши мысли и мнения, к которым мы научились относиться критически, но через нашу повседневную чувственную жизнь, где матрицы нашего мышления и поведения кристаллизуются».
Таким образом, человек формировался в несколько основных этапов: от слухового восприятия до создания алфавита и письменности, затем до печатного станка, а на завершающем этапе появилось средство электронных коммуникаций. При создании печатного станка стало возможным разделить слух и зрение, поскольку стало возможным получать информацию «для себя». Это привело к тому, что устный диалог потерял свое прежнее значение между людьми. В «Галактике Гутенберга» обычное чтение вслух было почти забыто, потому что печатный текст постепенно делал чтение вслух бессмысленным и ускорял процесс чтения до такой степени, что читатель мог, так сказать, почувствовать «руку» автора, напротив, вы можете включить телевидение, которое привлекает зрителя к участию, проводя своего рода диалог с иконоскопом. Маклюэн приписал этот тип СМИ тактильным средствам коммуникации.
Теории «горячих» и «холодных» медиа М.Маклюэна в книге «Понимание средств общения: продолжение человека»
К «холодному» типу относятся:
К «горячему» типу относятся:
Итак, Маклюэн предполагает, что СМК может «изменять температуру». Пытаясь найти «новые температурные условия», ученый прибегал к постоянным экспериментам, в которых он сравнивал различные виды общения (политика, музыка, одежда и т.д.). Так, например, если «холодное» лекарство попадает в «горячую» культуру и наоборот, оно может привести к социальным разногласиям, которые подрывают сложившуюся культуру. Слишком «горячие» лекарства оказывают слишком сильный эффект, и чтобы остановить его, сознание может включить так называемый защитный механизм или, по мнению Маклюэна, «охлаждение». Таким образом, «горячее» средство общения после «перегрева» может превратиться в «холодное». Одним из лучших показателей разделения «горячей» и «холодной» СМК является феномен «молнии», который заключается в длительном бессмысленном переключении каналов в поисках чего-то, что привлекает внимание. Отдельно каналы передачи могут быть «горячими», продолжительность эфирного времени растягивает информацию до степени низкой интенсивности. Но если передача в любом случае остается «горячей», человек может переключиться на что-то другое в любое время, поэтому в рамках телевизионной трансляции горячие сегменты не влияют на общую температуру.
Очень хорошо другое заявление Маклюэна о телевидении. Это, по мнению автора, охлаждает образ ярых политиков, превращая проповедника в клоуна. И, как всегда, точное замечание: «Если бы телевидение появилось в большом масштабе во время правления Гитлера, он скоро исчез бы из поля зрения. Приходите на телевидение еще раньше, и Гитлера вообще не будет». Еще в советские времена неоднократно предпринимались попытки превратить телевидение в традиционно «горячие» средства массовой информации, ограничивать количество доступных каналов и строгую цензуру, однако это делало телевидение лишь «слегка теплым» и, таким образом, в Советском Союзе это не было воспринято как таковое. Единственным моментом, когда телевидение достигло максимальной температуры, можно считать период перестройки. Это оправдано снижением цензуры и общества, которое уже подогревалось другими СМИ. В этот момент вся страна перешла на определенный канал и вообще на телевидение. Однако после такого накаливания в последующие годы температура телевидения снова понизилась и вернулась на свое законное место как «холодная» СМИ.
Концепции Маклюэна в системе массовых коммуникаций
Понятие СМИ: пределы применимости универсализма Маклюэна
Жизнь Маклюэна прошла в 20 веке. Век специализации, когда наука стала становиться узкоспециализированной. Маршалл успешно использует это в своей работе, ссылаясь на исследования в области антропологии, социологии, психологии, нейрофизиологии, истории и т.д. На основании этого он смог предложить метод подхода к науке, отличный от принятого в то время.
Его нестандартный подход к анализу мира был неоднозначно принят учеными того времени. Это казалось им слишком раздробленным и раздробленным из-за того, что Маклюэн обратился к разным областям науки. Маклюэна вряд ли можно назвать обычным ученым, но также невозможно отнести его только к числу литературоведов. Сам Маклюэн, основываясь на частой критике, противопоставил себя современному академическому обществу из-за объекта своего исследования.
В таких взглядах можно сказать, что Маклюэн похож на некоторых представителей франкфуртской школы, хотя отнести его к неомарксистам, изучавшим культурные индустрии на макроуровне, явно невозможно. Канадский ученый полагал, что главная ошибка Маркса заключается в том, что он не принимал во внимание роль СМИ в социокультурной динамике, а также никогда не изучал и не понимал причинно-следственную связь.
Исходя из вышеизложенного, кажется, что такой широкий универсализм ничем не может быть ограничен, но он также имеет свои пределы применимости, чего нельзя сказать. Маклюэн, конечно, пытался рассматривать культуру со всех сторон, однако это такая сложная система, которая намного сложнее, чем показано во всех предлагаемых моделях для ее описания. Маклюэн представляет модель максимально широкого охвата, в то время как модели узкого охвата, тем не менее, позволяют учитывать гораздо больше фактов, необходимых для применения самой модели. Вот почему, чтобы применить модель Маршалла Маклюэна к специфике любой культуры, необходимо также учитывать ее важные факторы, ее нюансы, тем самым адаптируя эту универсальную модель. В своей работе Маклюэн дает нам так называемую основу, применяя которую, к определенной культуре, следует добавить ее особенности и специфику. Но, по нашему мнению, без универсальной основы, заложенной Маклюэном, сами по себе конкретные нюансы не имели бы смысла.
Понятие М.Маклюэна и его интерпретация: понятие медиа в динамике западной социокультурной среды
Одной из самых подробных тем в работе Маклюэна является социокультурная среда Запада и ее модель.
Чтобы рассмотреть его основные положения, мы разделим периоды времени, о которых писал Маршалл, указывая их характерную медиа-среду, а также ее влияние на социальное развитие:
Периоды акустического пространства основаны на устной речи, так как это основное средство общения. С точки зрения Маклюэна, это устная речь, которая позволит человеку глубже выразить себя во внешнем мире. Поэтому он больше не является пассивным созерцателем происходящего, а становится активным субъектом, способным делиться своим мнением с другими. Способность передавать друг другу опыт требует тесного общения в обществе. Единство, которое преобладало в племенном обществе, во многом определялось необходимостью постоянного устного общения.
Происхождение письменности имело место в средние века, однако оно еще не было основной медиа-средой, поскольку большая часть общества не владела им. И только после появления «Галактики Гутенберга» визуальная среда захватывает первенство в СМК. Основными СМИ этого периода являются типография и пресса, что привело к трансформации общественной организации. Маклюэн видел в письменной форме зачатки иерархического общества: «Естественным следствием специализированного влияния новых форм знания, среди прочего, было то, что все проявления власти приобрели характер ярко выраженного централизма». Это период в «Галактике Гутенберга» связывают с развитием национализма: в связи с возможностью печатания книг на национальных языках и повышении централизма, идея национального государства усиливается в обществе. Вопреки этому утверждению, можно отметить, что типография начала развиваться именно по мере развития идей гуманизма. После того, как большинство западного общества освоили письменность, значение слов «индивидуум» приобрело значение, и человек все больше становился значимым как самостоятельная единица в обществе. По нашему мнению, Маклюэн все еще ошибался в таких категоричных высказываниях. После того, как человек получил возможность читать, он приобрел способность к самостоятельному мышлению, именно печать позволила ему полностью осознать свои права в обществе. Но, несмотря на такие, казалось бы, существенные черты индивидуализма, Маклюэн заключает в себе концепцию «одиночества в толпе», что, опять же, является весьма спорным. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. Как и в любой проблеме, типография имеет свои плюсы и минусы, о которых говорит Маклюэн. Однако для категорически негативного мнения о направлении печати стоит привести те же категорические недостатки. Без сомнения, с появлением книг потребность в постоянном общении с обществом уменьшилась. Его знания и опыт стали более индивидуализированными, а границы пола, возраста, класса и т.д. Становятся более жесткими. Если вы углубитесь в эту проблему более подробно, то, не принимая во внимание мелкие детали, эти недостатки являются центральными для темы книгопечатания. Однако, если мы рассмотрим ту же проблему с другой стороны, мы можем сделать вывод, что печать книг на национальном языке ведет не только к развитию национализма, но и к тому, что человек способен чувствовать себя частью своей нации, религии и т.д. чтобы почувствовать единство с людьми, с которыми он лично не знаком. Таким образом, развивается так называемое социальное сообщество. На наш взгляд, прогресс, достигнутый типографией в обществе, является неоспоримым противовесом радикально критическому отношению Маклюэна к «Галактике Гутенберга».
С точки зрения Маклюэна, распространение массовой культуры произошло только после появления телеграфа. Телеграф был первым изобретением, которое могло мгновенно передавать словесное сообщение на расстояние, которого не мог достичь человек. После того, как электронные средства массовой информации заняли ведущее место в медиа-среде, первое формирование мирового рынка, политической арены и т.д. Был способ получить информацию для человека со всего мира, а не только с его региональной точки зрения. В западном обществе электронная СМК дала толчок разрушению национальных границ, децентрализации общественных отношений и появлению сетевого общества. Чтобы создать общую концепцию СМИ, Маклюэн прежде всего полагается на прогрессивность современной массовой культуры в своей работе.
В идеях канадского ученого о массовой культуре, с появлением СМК, общество вновь возвращает гетерогенное пространство, культура становится «мозаикой». Определение мозаицизма было выдвинуто А.Моль, которая по своим понятиям была похожа на концепции Маклюэна. В ее понимании, в ее (мозаичной культуре) «знание состоит из разрозненных фрагментов, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости во время ассимиляции, в гармонии или объединении идей». Исходя из этого, по словам Маклюэна, мозаичные среды ХХ века характеризуются раздробленностью. Эта особенность, опять-таки, по словам ученого, прекрасно демонстрируется на фотографии, которая произвела «взрыв» в культуре, как это было в типографии: «Именно это первостепенное качество единообразия и повторяемости создало разрыв Гутенберга между средневековьем и ренессанс. Фотография сыграла почти ту же решающую роль в создании разрыва между простым механическим индустриализмом и графической эпохой электронного человека». Однако не совсем понятно, что происходит в этом разрыве? Рассматривая создание фотографии, в своих работах Маршалл сравнивает ее с пиктографией на египетских пирамидах из-за сходного эффекта захвата любых изображений. Однако неправильно воспринимать фотографию как «замороженную» реальность, поскольку фотография всегда является отражением субъективного мнения, которое проявляется не только в том, что отображается на самом изображении, но и в том, что не включено в это. Итак, одной из главных черт массовой западной культуры стало разрушение культуры Просвещения в результате возникновения индивидуализма, гуманизма и, конечно же, свободы слова.
Заключение
Без сомнения, Герберт Маршалл Маклюэн по сей день является одним из самых значительных и противоречивых ученых в области средств массовой информации. Предложенные им концепции сыграли значительную роль в современном общении. После 2000 года практически любой учебник по теории медиа включает раздел с теориями ученого. Его основными работами считаются «Галактика Гутенберга» и «Понимание средств коммуникации», написанные в 60-х годах. Именно в них Маклюэн изложил основные концепции развития СМИ, прослеживая их градации с древних времен до эпохи современности, а также высказал предположение о создании нового электронного сообщества в ближайшем будущем. Кроме того, канадский ученый предвидел возможную опасность телевидения из-за возможности манипулирования, более того, этот «робкий гигант» ( как Маклюэн называл телевидение) был способен в своих идеях не только создавать универсальную реальность, но и использовать ее для контролировать положение всей нации. Он предположил (и в конечном итоге оказался прав), что будущее стоит за новыми технологиями, и попытался показать, как важно не идти в будущее спиной, а стремиться принять его с любыми инновациями.
Зачастую работы Маршалла Маклюэна приписываются к званиям европейских и североамериканских школ общения, но это не совсем так, потому что существуют значительные различия в теориях Маклюэна, основным из которых является утверждение о том, что средства коммуникации определяет суть сообщения.
Работа, проделанная в практической части, помогла сформировать положения о СМИ в социокультурной динамике Запада. Мы можем с уверенностью сказать, что в наше время невозможно обойтись без фундаментальной поддержки Маклюэна в исследованиях СМИ. Канадский ученый смог рассмотреть одну проблему с точки зрения искусствоведов, социологов, философов, антропологов и многих других исследователей, которые имели какое-либо отношение к проблеме СМИ в социокультурной динамике. Именно благодаря этому Маклюэну удалось сформировать собственное, хотя и специфическое, видение такой сложной и многогранной сферы, как СМИ.
На наш взгляд, маклюжнский подход может быть применен в региональных исследованиях СМИ в России и соседних странах. Подробные исследования моделей Маклюэна, которые характеризуют конструирование представлений о космосе, также будут многообещающими.
Кампания Маклюэна также может быть использована в сравнительных региональных исследованиях СМИ в России и других странах. Кроме того, многообещающими, на наш взгляд, будут дальнейшие исследования закономерностей, которые характеризуют конструирование представлений о пространстве: в этой статье мы определили и объяснили только пять закономерностей, но мы не утверждаем, что это конечное число, вполне вероятно, что еще можно выявить космические закономерности, а также уточнить имеющиеся.
Подробно изучив работу Маршалла Маклюэна, мы пришли к выводу, что его главной заслугой является не новый подход к изучению медиа, а обоснование параллельного изучения как искусства, так и литературы, а также медиа. Тот факт, что имя этого ученого вошло в историю и на протяжении многих лет его работа была основной в области СМИ, подтверждает правильность его взглядов, несмотря на все противоречивые теории.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Галактика маркони что это
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal