Что возникло раньше философия или наука

Возникновение философии и науки

Что возникло раньше философия или наука. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины. Что возникло раньше философия или наука. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины. Что возникло раньше философия или наука. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины. Что возникло раньше философия или наука. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Что возникло раньше философия или наука. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Что возникло раньше философия или наука. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Высшей точкой развития и в то же время завершающей стадией натурфилософии была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Но в это время обнаруживается распад единой науки на отдельные дисциплины, каждая из которых обладает своим предметом и методом исследования.

В отличие от современной древнегреческая наука не знала эксперимена, который имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное положение. Тем не менее, возникновение науки было величайшим революционным переворотом в способе осмысления человеком мира, себя самого и своего места в мире.

Сколь бы значимыми и глубокими ни были последующие научные революции, они происходили уже в рамках существующих науки и философии.

Источник

Становление философии. Философия и мифология

Принято считать, что философия возникла примерно в VI в. до н.э. Это тот период, в который и на Западе, и на Востоке появляется совершенно новый вид теоретических знаний, который идёт в разрез представлениям традиционной мифологии. Этот период немецкий мыслитель Карл Ясперс обозначает как время формирования особого типа сознания, которое требовало новых форм и вариантов решения проблем, связанных с воззрениями людей.

Карл Ясперс называет это время «осевым».

Новое восприятие сформировалось в силу того, что человек стал иначе воспринимать действительность и бытие, а также по-другому понимать себя и свои границы. Тем самым оголив его беспомощность и ужас мира. Последствием стало то, что человек ставил перед собой серьёзные вопросы, касающиеся самого себя. Более того, занялся поиском трансцендентных и абсолютных идеалов. Новый характерный для того времени тип сознания появился практически одномоментно в нескольких странах: Китае, Греции и Индии.

Решение мировоззренческих проблем посредством философии

Совершенно понятно, что мировоззренческие проблемы существовали ещё в дофилософском периоде. Более того, науке известны примеры, когда некоторые цивилизации вовсе не создали ничего подобного на философию.

Египетская, вавилонская, цивилизация майя, ацтеков и инков являются ярким примером народов, которые не занимались разработкой философского знания.

Но стоит отметить, что даже представители этих цивилизаций задумывались о вопросах мира и человека, жизни и смерти. Однако их ответы и пояснения носили нефилософский характер.

Исторически так сложилось, что самая первая форма мировоззрения – это мифология. Согласно суждениям Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Мифологическая форма присуща первоначальным ответам на вопросы, касающиеся мироздания, появления культуры и человека. Мифология – это комплекс мифов, в которых повествуется о происхождении и устройстве мира, о появлении социума и человека. Также в ней проигрываются ситуации, в которых ежедневно участвует человек.

Миф – это начало человеческой культуры, начальная форма реальной культурной деятельности человека.

Вместе с тем, миф – это специфический тип представления о действительности и повествования о ней. Для древних людей миф был реальность, в которой они жили. Благодаря мифам формировалась устойчивая система ценностей, которые служили законами и примерами для поведения людей. Иначе говоря, мифы стали тем, что стабилизировало социальную жизнь и гарантировало единство социума.

Современная наука находится в постоянном споре о том, насколько соотносятся обряд и ритуал с мифологическим повествованием. Этот вопрос по сей день остаётся открытым и до конца не исследованным. Одно можно точно утверждать, что огромная часть различных ритуалов, которые сформировались ещё в древние времена, окрашены мифологическим повествованием. Однако не всем обрядам и ритуалам есть точные соответствия в мифах и развитой мифологии, например, древнегреческой. Указать на точную связь мифа и ритуала пока остаётся невозможным.

Мифологическое сознание, его особенности и свойства

Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие «синкретичность» имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире, зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.

Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.

Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:

Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.

Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.

Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.

Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.

Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.

Миф и философская наука

Миф полностью не искореняется с развитием культуры. Современное массовое коллективное сознание, а также индивидуальное обыденное наполнены чертами первобытного мифа. В силу этого, можно говорить, что миф только укрепляет своё положение, принимая более модифицированную форму и приспосабливаясь к современным условиям. Первобытный миф серьёзно отличается от современного, но эти отличия не упраздняют его специфических особенностей, которые дают возможность выделить его из других типов произведений.

Бытует мнение, что миф вернулся в XX в., но скорее он продолжает своё существование и на протяжении всей истории человечества он существует в религии, искусстве и политической сфере.

Вновь обращаясь к древней мифологии и к проблематике генезиса философского знания, можно говорить, что поэтапно в синкретическом комплексе развивается религия, искусство, философия и мифологическое сознание. Чуть позднее из этого теоретического знания происходит вычленение конкретно-научных дисциплин.

Становление философской науки

Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.

Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.

Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.

Сравнение философского и мифологического

Философское сознание не синкретично. В философии существует чёткое противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и коллектива.

Философия не принимает понятие противоречия, она стремиться к исключению их. Однако, стоит отметить, что философские взгляды нескольких мыслителей могут разниться, но в пределах одной философской системы противоречия непозволительны.

Философская наука не допускает пояснения связей между явления в ходе преобразования или по принципу ассоциации. Некоторым философским системам характерен телеологический способ объяснения, но признать его ведущим невозможно. Философия образует причинно-следственные связи для того, чтобы объяснить культурные и природные явления.

Философскому мышлению не характерна символичность. Скорее это строгое мышление, которое строится на чётких понятиях и категориях, где образное мышление допускается только как вспомогательное средство изображения или в качестве формы подачи материала, при этом никогда не является основой философского содержания.

Ещё одним отличием философии от мифологии является авторитарность последней. При этом философское знание носит критический характер.

В заключении стоит сказать, что в философском учении всегда можно проследить авторство определённой идеи. Философии характерен личностный контекст, это касается и появления идей, и направленности. Таким образом, можно говорить о том, что философия формируется посредством индивидуального творчества и направлена на изучение личности.

Источник

Отношения науки и философии (как Стивен Хокинг преждевременно похоронил философию)

«Fundamental questions about the nature of the universe could not be resolved without hard data such as that currently being derived from the Large Hadron Collider and space research.»
Стивен Хокинг

Что возникло раньше философия или наука. f39bd643cc4850e41524cd69f454254e. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-f39bd643cc4850e41524cd69f454254e. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка f39bd643cc4850e41524cd69f454254e. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Аристотель — отец науки и философии — не видит, в чём проблема

Отношения философии и науки

Чтобы хоронить какое-то явление — надо хотя бы дать ему определение. Может ли человек дать определение явлению, выводы о котором озвучивает?

Что возникло раньше философия или наука. image loader. Что возникло раньше философия или наука фото. Что возникло раньше философия или наука-image loader. картинка Что возникло раньше философия или наука. картинка image loader. Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

▍Что такое наука?

Познание: наблюдения и объяснения (факты и идеи).

Наука: исследовательская деятельность с применением научного метода. Научное знание: описание и объяснение, обработанного и проверенного, феноменов с применением научного метода.

Философия и наука — понятие из разных категорий. Наука — это процесс познания с применением научного метода. Предметом науки являются познаваемые феномены. Предметом философии является познание как таковое.

Лучше всего отношения науки и философии понятны через их отношения с феноменами: философия → феномен → наука.

Философия ставит вопросы. Философы разрабатывают концепции, предполагают феномены. Вопросом является их проверка — верна ли разработанная концепция, действителен ли феномен?

Научный метод — инструмент проверки философских идей. Научный метод — метод, разработанный философами, от Аристотеля до Карла Поппера, в процессе поиска ответов на вопросы, которые их занимали с самой зари цивилизации.

Наука находит ответы. Частью поиска ответа является валидация вопроса: имеет ли вопрос смысл? Наука работает с замеченными феноменами окружающей среды: фиксирует их и ищет им объяснения. Научные концепции являются производными от описываемых наукой феноменов, возникая в процессе разгадывания принципов их действия.

Философия занимается поиском и обнаружением новых, прежде незамеченных феноменов окружающей среды. Если научные концепции служат их объяснению, то философские концепции служат их поиску, поэтому научные концепции возникают вслед за открытыми феноменами реальности, и качество научной концепции определяется её укоренённостью в реальности феномену. Философские концепции предшествуют феноменам реальности, и служат методом их обнаружения там, где они ещё не были замечены. Они не только не должны быть укоренены в реальности, а, наоборот, не должны от неё зависеть и должны быть максимально «оторваны от реальности» и свободны от ограничений за пределами мира идей. Они должны представлять собой максимально оригинальные умозрительные шаблоны, при приложении которых к реальности, обнаруживающие в ней новые феномены.

При этом философия не должна заниматься их проверкой — это как раз роль науки. Существование феноменов, предположенных философией, далеко не всегда подтверждается наукой. Но существование всех феноменов, из которых выросли науки — заслуга философов. Алхимия оказалась ненаучна, зато химия — стала наукой, некоторые феномены, который философские изыскания заметили, наблюдая за звёздами, им померещились — они не предсказывают судьбы, но другие легли в основу астрономии. Философия ищет феномены там, где у науки нет оснований их предполагать, и может ошибаться бесконечное количество раз — ошибки философии невесомы, зато каждый успех — это новая область познания.

Второй продукт философии — методы познания. Пресловутый научный метод — продукт, выкристаллизовывавшийся философскими поисками. Проверка философских концепций на научность — не обременение для науки, а её цель и причина возникновения: научный метод возник как метод философской проверки собственных идей на состоятельность: философ формулирует идею → идея предполагает существование соответствующих феноменов (допустим, та же идея о связи человеческих судеб и звёздного неба) → идея нуждается в проверке. Из философов плохие критики своих идей, но созданный ими научный метод подходит для этого идеально, являясь антиподом философского подхода, что делает его наилучшим методом валидации философских идей. Грамотно применённый научный метод не должен оставлять сомнений и недосказанностей, вынося однозначный вердикт, который чаще будет отрицательным, но главное в них результат. И отрицательный результат тоже результат.

Отсюда и кажущаяся конфликтность философии и науки, которая является частью восприятия философии в том числе и в научной среде, включая самых сильных учёных, как Стивен Хокинг.

Однако большинство наук возникли как предположения философов о взаимосвязях явлений, оказавшихся верными — и ставшими областями для изысканий, в которых выросли соответственные науки, включая физику, химию, математику, историю, биологию итд.

А научный метод является высшим достижением философии в методах познания. Он оказался настолько успешен, что зажил своей жизнью, в процессе познания феноменов открывая следующие феномены, продолжая цикл познания и углубляя науки вглубь и вширь.

Однако это не обесценивает философский метод, который не претендует на возможности научного — для подобных нужд философии он и был создан. Но научный метод подходит для чего он подходит, а философия остаётся областью создания новых концепций в поисках новых феноменов — и перспективой того, для чего научный метод не предназначен: открытия новых областей знания. Например, экономика — ещё до сих пор недостаточно онаукообразилась, но это сфера познания, имеющая потенциал цивилизационного по масштабам созидательного влияния на человечество (и существование и развитие наук, соответственно), которая никак не могла бы возникнуть как результат применения научного метода к любой из естественных наук, а возникла как расширение философии и до сих пор, во многом, фундаментально является областью философских поисков более, чем научных. И развивается не за счёт новых научных открытий, а новых философских концепций, которым удаётся находить существующие феномены.

Но за экономикой идут не только психология, но и этика, история и другие области знания, имеющие перспективы, которые готова исследовать только философия. И пусть многие из них никуда не приведут, те из них, которые откроют новые направления для научного метода — будут открыты там, куда наука до этого могла даже брезговать заглядывать.

Впрочем, конфликт философии и науки ложный. Эти две категории познания не пересекаются никогда. Если философия открывает феномен, становящийся новой сферой познания, его систематизирует, разрабатывает метод или применяет существующий — то деятельность по системному познанию нового феномена уже перестаёт быть философией и переходить в область науки. Если феномен, предполагаемый философией, не подтверждается наукой, то он остаётся целиком за пределами научного пространства, а если подтверждается — то переходит полностью в него в качестве предмета для изучения.

Главная сложность отношений науки и философии — недостаточная философская подготовка учёных, инженеров и практиков разных наук (например, медицинских), в результате которой их горизонт терпимости сужается до границ немедленно проверяемого научным методом, уже проверенного научным методом или всего, что открыто исключительно научным методом, а за пределами него — либо шарлатанство, либо суеверия, либо «философия мертва». Враждебность науки к философии тормозит развитие науки, в первую очередь, потому, что философия может существовать в более-менее умозрительном пространстве, а вот наука пропущенные подсказки философии сама не наверстает. Впрочем, философия точно так же нуждается в проверке своих идей научным методом, чтобы идти дальше.

Понимание отношений философии и науки пойдёт только на пользу науке, которая склонна страдать от побочного эффекта главного достоинства научного метода — его строгости, которая не в области чистой науки, а в научной отрасли оборачивается ригидностью и консервативностью учёных против собственных же коллег, не говоря о внешних «неучёных». От подготовки учёных с более сильным уклоном в философию научный метод не пострадает, однако «размякнет» среда, в которой он применяется, став более открытой для внутринаучной циркуляции идей и быстрее реагируя на идеи «извне», проверяя их, разоблачая, но главное — продолжая их проверять, а не держать за порогом, не разочаровываясь в философах и фантазёрах, чьи умозрительные концепции и фантазии оказались пустыми, а понимая ценность их изысканий в глобальной картине, которая вся, если крупными мазками, нарисована из умозрительный концепций и фантазий, попавшими в точку, и важность науки как метода их проверки, а не критерия отсева недопустимых идей на дальних подступах.

Естественнонаучникам нужно преподавать больше философии — естественным наукам это не повредит, но позволит их эффективнее вписать в более широкий контекст познания. «Технарям» нужно преподавать больше гуманитарных дисциплин, которые не повредят их «технарности», а освободят их из их иногда очень узких рамок. Технари от сегрегации технических и гуманитарных знаний страдают куда заметнее учёных, приобретая специфическое мировоззрение, согласно которому все проблемы реальности либо решаемы техническими специалистами, либо выдумка, не существуют в реальности. Скажем, разработчики программного обеспечения склонны видеть в грамотно спроектированном софте решение любых проблем — блокчейн решит проблемы финансовой системы, сервисы и сайты — проблемы занятости, экономики, отношений итд. По мере всё более глубокого проникновения цифровых технологий в жизнь человечества, ограничения и побочные эффекты этого подхода всё заметнее.

Но фундаментально подход — не проблема, а результат однобокого подхода к образованию в естественнонаучных и технических областях. Философия — это как раз тот контекст, который может и должен связывать все научные и инженерные дисциплины и все специальности высшего образования общим фундаментом, общим знаменателем познания, в контексте которого люди смогут понимать и оценивать роль, важность и ограничения всех наук и всех знаний.

Что не так с ответом Хокинга

В случае с философией диалог с её очередным гробовщиком, скорее всего, так и будет завершаться на просьбе дать ей определение умножением на ноль в один ход, потому что философия относится к той категории явлений, непонимание смысла которых люди принимают за их бессмысленность. Как, например, психология. Или религия (с точки зрения вульгарного атеизма, на установлении вымышленной природы религии интерес к её изучению заканчивается, а не начинается).

Но в случае с философией это практически гарантированный исход, потому что утверждения типа «философия мертва» очевидно бессмысленны для человека, который понимает, что такое философия.

Утверждение «философия мертва» равноценно утверждению «язык мёртв» или «любопытство мертво».

Ответ Хокинга не исключение:

1) Он противопоставил философию работе с данными, сказав, что фундаментальные вопросы о природе реальности не могут быть разрешены без точных данных, полученных методами вроде адронного коллайдера и космических исследований («…said that fundamental questions about the nature of the universe could not be resolved without hard data such as that currently being derived from the Large Hadron Collider and space research»). Это бесспорное утверждение, из которого совершенно не следует противопоставление — наоборот, hard data дополняет философские вопросы. Человечество ведь и изобрело такие методы получения научных данных — как и саму науку — для того, чтобы найти ответы на свои вопросы.

2) Свёл её к конкретным очень специфическим вопросам, сведя всю философию к нескольким экзистенциальным вопросам вроде «Зачем мы здесь?» и «Откуда мы взялись?» (“Most of us don’t worry about these questions most of the time. But almost all of us must sometimes wonder: Why are we here? Where do we come from?) Хокингу отлично удалось передать этими вопросами то, как выглядит философия с точки зрения человека, который не интересуется философией. Именно такими вопросами сценаристы фильмов «Прометей» и «Чужой: завет» прописали «глубокую» мотивацию андроида Дэвида. Поэтому никакого противоречия в том, что ответом на умные вопросы получилось (оба раза) глупое кино, на самом деле, нет — на самом деле, вопросы тоже дурацкие.

Философским подходом к вопросам «почему мы здесь» и «откуда мы пришли» будет не слепо копать в сторону ответов, а задать вопросы к самим вопросам: какая цель у этих вопросов? Что за ними стоит? Кто такие «мы»? Что «мы» на самом деле пытаемся этими вопросами узнать?

Если философия наука, то это наука о вопросах, точнее — о познании как таковом. Наука ищет ответы, философия — изучает, как ставить вопросы.

3) Заявил, что философия не поспевает за естественными науками, в особенности физикой, как будто это гонка: “Philosophers have not kept up with modern developments in science. Particularly physics.” На самом деле, это естественная задержка обмена информацией между разными дисциплинами. Даже внутри одной дисциплины могут одновременно существовать несколько противоречащих друг другу парадигм, когда появляются новые данные в ситуации, когда большинство специалистов в этой области обучались по старым — в медицине, например, это происходит постоянно (Новая концепция диабета 2 типа: опасный, но обратимый).

Естественно, что междисциплинарный обмен происходит ещё медленнее. Указать примеров, когда современные философы оперируют представлениями, от которых закатывают глаза современные физики или биологи, можно множество — но это будет лишь частный случай обычной междисциплинарной рассинхронизации. Отдельные исследователи в любой области могут поддерживать темпы и находиться в курсе всех новейших данных в смежных областях интереса, но массово эта проблема решается только по ходу смены поколений. Понимание этого — то есть, понимание того, как устроено и функционирует познание — тоже относится к области философии, и логическая цепочка «современные философы отстают от современных физиков — следовательно, философия мертва» демонстрирует лишь пробел в философском образовании, которое на каком-то уровне необходимо и физикам тоже. Оно настолько же легитимно, как утверждение «современные врачи отстают от современной биологии — следовательно, медицина мертва».

Кстати, у многих великих физиков проблем с философией никогда не было — наоборот, они, по совместительству, были и неплохими философами в своей области.

4) Противопоставил философию науке, заявив, что теперь учёные несут свет знания: “Scientists have become the bearers of the torch of discovery in our quest for knowledge.” Познание — это не игра с нулевой суммой, и нести свет знания может не только одна группа людей в каждый конкретный исторический период. В идеале, в квесте познания должно участвовать всё человечество, а не только специально обученные люди — и, безусловно, человечество к этому идеалу, по мере распространения всеобщего образования, стремительно приближается.

5) В собственных словах Хокинг пропустил, что закончил свою мысль выводом, который выше сам использовал как пример мертвизны философии: «He said new theories “lead us to a new and very different picture of the universe and our place in it”. По сути, он сказал, что учёные занимаются поисками ответов на вопросы, которые сам же отнёс к мертвым философствованиям (»Why are we here? Where do we come from?»).

Рассуждения о философии словно конкуренте науки, который проигрывает и не поспевает — это категориальная ошибка, следующая из непонимания иерархии отношений иерархии науки и философии.

Виноваты философы

Строго говоря, стереотипное отношение технарей к гуманитариям и философии в частности — чистейший пример Даннинга-Крюгера. Но, прежде, чем обидевшиеся айтишники уничтожат мою карму, признаюсь: основная ответственность за это — на самих философах и преподавании гуманитарных наук в целом.

Читая ещё в универе учебники по философии (например, по феноменологии) на русском без предварительной подготовки, я не мог понять, о чём идёт речь, несмотря на собственный органичный интерес к этой теме. Перечитывая дидактические материалы на русском сейчас, уже немного разбираясь в вопросе, я не могу отделаться от впечатления, что это потому, что сами авторы не очень понимали, что они пишут, просто повторяя заученные формулировки, которые в своё время принесли им пятёрки на экзаменах.

Назначение философии — связывать воедино пространство человеческого познания, в том числе ненаучного, включая субъективный опыт, религиозное познание etc. — всё, из чего состоит ноосфера, организовывая его в рабочую иерархию человеческих представлений и их источников, понимая, например, где необходима hard data — а где человеческие убеждения никакой хард датой не перешибёшь, и работать нужно с ними как с констатой, а не переменной.

То есть, философия должна быть открытой, инклюзивной — и способствовать как развитию междисциплинарности внутри науки, так и продуктивной связи науки с ненаучными сферами человеческого опыта.

Вместо это современная философия демонстрирует тенденцию оборачивать существующие предрассудки о философии в повод «обидеться и уйти, забрав игрушки», отреагировав на непонимание не работой над собой, а усилением закрытости, рассматривая непонимание философии не как проблему, которая философия же и должна решать, а как признак собственной избранности. В результате, философия закрывается и становится менее релевантной для решения насущных проблем человеческого познания. И когда люди недоумевают «а зачем нужна философия?» — это не потому, что философия бесполезна, а потому, что сами философы перепутали побочный эффект философии — абстрактность — с её предназначением.

И, хотя Хокинг заблуждался в своём диагнозе философии — виноват в этом не Хокинг. Со своей работой физика он справлялся как следует, внося свой вклад в то, чтобы сделать Вселенную немного понятнее человечеству. Ответственность на философах, когда они не могут выполнить ту же самую работу уже в своей области — развивать сферу познания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *