Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство

История нового времени. Шпаргалка

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. cover. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-cover. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка cover. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История нового времени. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.

Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. Авторитет католической церкви в Швейцарии к этому времени был уже основательно подорван из—за злоупотреблений, распущенности и невежества клира. От произвола правящей верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс. В то же время господство цехов и патрициата в городах, наличие дворянского, муниципального и особенно монастырского землевладения, эксплуатировав—шихтрудфеодально—зависимого крестьянства, зависимость некоторых городов и союзных земель от духовных и светских сеньоров свидетельствовали осиле и живучести феодальных отношений. Это приводило к складыванию непримиримых противоречий в городских кантонах. Тем самым в значительной степени была подготовлена почва и для Реформации.

Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль.

Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. После спада первой волны Реформации (1531 г.) подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии. Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул кпротестан—тскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере», его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. с его точки зрения земная жизнь — это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма — учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие — к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.

Источник

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм

Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные течения.

Если Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему германской церкви, то это смогли сделать реформаторы в Швейцарии. Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Она также состояла из нескольких независимых и слабо связанных межу собой земель – кантонов. Лесные кантоны были преимущественно сельскохозяйственными и отсталыми. В городских же успешно развивались ремесло, торговля, банковское дело. Повсюду кантонами управляла олигархическая верхушка из дворян и городского патрициата. Она наживалась на поставке швейцарских солдат-наемников иностранным государям. Из-за нехватки работы наемничество стало своеобразным промыслом швейцарцев, но власти получали от «торговли кровью» своих соотечественников больше, чем сами солдаты. Сильные позиции в Швейцарии имела католическая церковь.

Произвол местной олигархии вызывал недовольство швейцарского бюргерства. Оно мечтало об объединении страны под сильной центральной властью, о запрете наемничества, обуздании аппетитов церкви и секуляризации ее земель.

События в соседней Германии сильно повлияли на швейцарские кантоны. В Берне, Базеле, Санкт-Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна раскололась на католиков и протестантов.

Одним из центров не только швейцарской, но и европейской Реформации стал большой и процветающий город Женева. Местное бюргерство было настроено в пользу церковной реформы и принимало у себя лютеранских проповедников, эмигрантов из католических кантонов и других стран. Среди них оказался француз Жан Кальвин (1509–1564) – один из виднейших теоретиков Реформации.

Кальвин, получивший прекрасное гуманистическое образование, был талантливым юристом и одаренным литератором, разделявшим идеи Лютера. Он написал теологический трактат «Наставление в христианской вере», положивший начало самостоятельному направлению в протестантизме.

Поскольку во Франции сторонники реформы подвергались гонениям, он перебрался в Женеву, где вскоре подчинил своему влиянию городской магистрат и стал вводить там новый порядок. Кальвин был аскетом – противником удовольствий, праздников, веселья. Он хотел, чтобы люди проводили больше времени, размышляя над Св. Писанием, обсуждая его в кругу семьи или соседей, пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные темные одежды, пение псалмов вместо шумных карнавалов, процессий, театральных зрелищ и упорная работа – вот что предписывал горожанам магистрат по указанию Кальвина. Некогда яркая и веселая Женева оделась в черно-коричневые цвета и погрузилась в уныние. Это одобряли далеко не все, и во время очередных выборов Кальвина выдворили из города, обвинив в том, что он насаждал чрезмерно строгие порядки, не терпел возражений и был слишком властен, как настоящий «протестантский папа». Но скоро его сторонники вновь одержали верх, и Кальвин с триумфом возвратился в Женеву.

В своих теоретических взглядах Кальвин исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное предопределение. Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен на вечное проклятие или предопределен к спасению. Никакими усилиями, добрыми делами или правильными поступками он не может изменить то, что ему предначертано. Почему же столь пессимистическое учение и проповедь аскетизма приобрели столько сторонников среди бюргерства – активной, предприимчивой и уверенной в себе части общества?

Кальвин учил, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречен. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был – скромным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в своем звании или профессии. Удача в делах, успех и были знаком того, что человек предназначен к спасению. Это побуждало к упорному труду и послушанию. Беднякам, людям низкого звания, слугам следовало быть скромными и терпеливыми, чтобы ими были довольны их хозяева. Мастерам, предпринимателям, купцам – преумножать свой капитал (но, как учил Кальвин, не ради самого богатства, а чтобы узнать свою судьбу).

Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства. Она как нельзя лучше отвечала склонностям бюргерства и предпринимателей эпохи раннего капитализма.

Организация кальвинистской церкви сильно отличалась как от католической, так и от лютеранской. Ее основу составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин – пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов.

Особых священников, возведенных в сан, в кальвинистской церкви не было. Проповедников-пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных вести службу. Пресвитеры и пасторы составляли консисторию – орган, руководивший духовными и светскими делами общины. Для решения теоретических вопросов веры собирались съезды кальвинистских пасторов – конгрегации. Независимость общин от какой-либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая или лютеранская. Однако из-за постоянного вмешательства руководства в частную жизнь верующих говорить о духовной свободе членов общин не приходилось. Кроме того, при жизни самого Кальвина он пользовался непререкаемым авторитетом среди своих последователей; малейшие отступления от официальной точки зрения, высказанной им, карались с такой же непримиримостью, с какой католическая церковь боролась с еретиками.

Идеи Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы: они получили распространение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, Шотландии, в ряде германских княжеств. Позднее эмигранты, спасавшиеся от преследований властей и католической церкви, перенесли их и в Америку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

В Швейцарии

В Швейцарии Вопрос 11.31Чем прославился проповедник цюрихской церкви Святого Петра Иоганн Каспар Лафатер?И кто такой князь Северный, с которым Лафатер обстоятельно беседовал в 1782 году?Вопрос 11.32Русские путешественники, которым случалось в Цюрихе беседовать с Лафатером и

В Швейцарии

В Швейцарии Ответ 11.31Лафатер прославился умением «читать душу и будущее» по чертам лица.«Князь Северный» – псевдоним Павла Петровича, будущего императора Павла Первого, которому Лафатер описывал его, Павла, характер и предсказывал будущее.Ответ 11.32Жители Цюриха и

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм Последствия мятежаЭто восстание крестьян так же мало повредило делу нового

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ Родился Шахт в рабочей семье: отец — маляр, мать — уборщица. Сам он с 14 лет пошел по стопам отца — начал работать маляром, затем три года — подручным электромонтера на заводе. В 1918 г. вступил в Коммунистический союз молодежи Швейцарии, быстро

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ В XVI в. территория Швейцарского союза увеличилась за счет еще трех кантонов – Базеля, Шаффгаузена (1501) и Аппенцелля (1513), а также некоторых земель, присоединенных в ходе борьбы Берна с Савойей (Ваадт и др.). Теперь в союз входило тринадцать

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф. Гражданская война в Швейцарии. – К. Маркс и Ф. Энгельс» Соч., т. 4, с. 349-356.

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе Весной 1559 г. послы Филиппа II Испанского и Генриха II Французского встретились на нейтральной территории — в епископском дворце в Като-Камбрези, небольшом городке на границе Франции и Голландии, — для подписания

Капитализм и кальвинизм

Капитализм и кальвинизм Была ли связь между развитием бизнеса и религиозным рвением? Стремились ли воинствующие протестанты к капиталистической экспансии, пока реформа католицизма не воспрепятствовала им? Было ли неким совпадением то, что наиболее предприимчивые

Кальвинизм

Кальвинизм Несмотря на сопротивление католического костёла, в ВКЛ получил широкое распространение кальвинизм. Его базу составили магнаты, шляхта и часть горожан — примерно 10 % населения государства. Н иколай Радзивилл «Черный» основал в 1553 году в Бресте первый

Под небом Швейцарии

Под небом Швейцарии В Швейцарии отчетливый русский след проступает с XVIII века. Двенадцатиметровый крест в углублении скалы близ города Андерматта с надписью на русском языке напоминает о легендарном переходе через Альпы войск А.В. Суворова в 1799 году. Есть неподалеку и

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Русичи в Швейцарии

В Швейцарии

В Швейцарии В № 63 «Правды» от 12 июля мы рассказали читателям о всеобщей стачке в Цюрихе 29-го июня (12-го июля нов. ст.)[19]. Напомним, что стачка была решена вопреки вождям политических организаций. Собрание 425 представителей всех рабочих организаций Цюриха, высказавшееся за

В Швейцарии

В Швейцарии Швейцарию местные социалисты зовут «республикой лакеев». Мелкобуржуазная страна, в которой одной из важнейших отраслей давно уже был трактирный промысел, слишком зависела от богатых тунеядцев, выкидывающих миллионы на летние прогулки по горам. Мелкий

Источник

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.

Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. Авторитет католической церкви в Швейцарии к этому времени был уже основательно подорван из—за злоупотреблений, распущенности и невежества клира. От произвола правящей верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс. В то же время господство цехов и патрициата в городах, наличие дворянского, муниципального и особенно монастырского землевладения, эксплуатировав—шихтрудфеодально—зависимого крестьянства, зависимость некоторых городов и союзных земель от духовных и светских сеньоров свидетельствовали осиле и живучести феодальных отношений. Это приводило к складыванию непримиримых противоречий в городских кантонах. Тем самым в значительной степени была подготовлена почва и для Реформации.

Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль.

Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. После спада первой волны Реформации (1531 г.) подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии. Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул кпротестан—тскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере», его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. с его точки зрения земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма – учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие – к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

В Швейцарии

В Швейцарии Вопрос 11.31Чем прославился проповедник цюрихской церкви Святого Петра Иоганн Каспар Лафатер?И кто такой князь Северный, с которым Лафатер обстоятельно беседовал в 1782 году?Вопрос 11.32Русские путешественники, которым случалось в Цюрихе беседовать с Лафатером и

В Швейцарии

В Швейцарии Ответ 11.31Лафатер прославился умением «читать душу и будущее» по чертам лица.«Князь Северный» – псевдоним Павла Петровича, будущего императора Павла Первого, которому Лафатер описывал его, Павла, характер и предсказывал будущее.Ответ 11.32Жители Цюриха и

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм Последствия мятежаЭто восстание крестьян так же мало повредило делу нового

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ Родился Шахт в рабочей семье: отец — маляр, мать — уборщица. Сам он с 14 лет пошел по стопам отца — начал работать маляром, затем три года — подручным электромонтера на заводе. В 1918 г. вступил в Коммунистический союз молодежи Швейцарии, быстро

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ В XVI в. территория Швейцарского союза увеличилась за счет еще трех кантонов – Базеля, Шаффгаузена (1501) и Аппенцелля (1513), а также некоторых земель, присоединенных в ходе борьбы Берна с Савойей (Ваадт и др.). Теперь в союз входило тринадцать

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф. Гражданская война в Швейцарии. – К. Маркс и Ф. Энгельс» Соч., т. 4, с. 349-356.

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе Весной 1559 г. послы Филиппа II Испанского и Генриха II Французского встретились на нейтральной территории — в епископском дворце в Като-Камбрези, небольшом городке на границе Франции и Голландии, — для подписания

Капитализм и кальвинизм

Капитализм и кальвинизм Была ли связь между развитием бизнеса и религиозным рвением? Стремились ли воинствующие протестанты к капиталистической экспансии, пока реформа католицизма не воспрепятствовала им? Было ли неким совпадением то, что наиболее предприимчивые

Кальвинизм

Кальвинизм Несмотря на сопротивление католического костёла, в ВКЛ получил широкое распространение кальвинизм. Его базу составили магнаты, шляхта и часть горожан — примерно 10 % населения государства. Н иколай Радзивилл «Черный» основал в 1553 году в Бресте первый

Под небом Швейцарии

Под небом Швейцарии В Швейцарии отчетливый русский след проступает с XVIII века. Двенадцатиметровый крест в углублении скалы близ города Андерматта с надписью на русском языке напоминает о легендарном переходе через Альпы войск А.В. Суворова в 1799 году. Есть неподалеку и

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Русичи в Швейцарии

В Швейцарии

В Швейцарии В № 63 «Правды» от 12 июля мы рассказали читателям о всеобщей стачке в Цюрихе 29-го июня (12-го июля нов. ст.)[19]. Напомним, что стачка была решена вопреки вождям политических организаций. Собрание 425 представителей всех рабочих организаций Цюриха, высказавшееся за

В Швейцарии

В Швейцарии Швейцарию местные социалисты зовут «республикой лакеев». Мелкобуржуазная страна, в которой одной из важнейших отраслей давно уже был трактирный промысел, слишком зависела от богатых тунеядцев, выкидывающих миллионы на летние прогулки по горам. Мелкий

Источник

Швейцарская Реформация и Контрреформация: Кальвин против Рима

Хотя «отцом-основателем» Реформации справедливо считается Мартин Лютер, его пример дал толчок к появлению других реформационных течений. В Англии главой реформационного движения стал король – результатом было появление англиканской церкви. Но более масштабные последствия имело появление кальвинизма. Очаг этого учения образовался в Швейцарии. Страна-конфедерация стала ареной непримиримой борьбы между католиками и сторонниками разных реформационных учений.

Особенности политического устройства Швейцарии и их влияние на Реформацию

В XV веке Швейцария только формально входила в состав Священной Римской империи. Фактически она была независимой, и ее государственное устройство резко отличалось от типичного в то время для Европы.

Швейцарские кантоны представляли собой самоуправляющиеся и самоорганизовывающиеся общины, почти независимые друг от друга. Общие вопросы решались коллегиально, собранием представителей кантонов. То есть, Швейцария представляла собой конфедерацию на республиканских началах.

При этом среди 13 кантонов наблюдались заметные различия в уровне экономического и общественного развития. Если некоторые из них находились еще на патриархальной стадии, то городские (например, Базель или Цюрих) развивали ремесла и торговлю, там уже появлялись мануфактуры. Соответственным было и управление – важную роль играл городской патрициат, состоящий в основном из крупных купцов и банкиров-ростовщиков.

Из-за этих различий в Швейцарии имелась социальная база как для Реформации, так и для католической реакции. Развитые городские кантоны тяготели к новому, а отсталые не видели причин отказываться от привычных религиозных норм.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. lazy placeholder. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-lazy placeholder. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка lazy placeholder. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Цвингли отвергал монашество, безбрачие священников, труды «отцов церкви». Он полагал, что вся церковная жизнь должна основываться исключительно на том, что сказано в Библии. Цвингли также думал, что любой человек может обращаться к богу, так что посредники в лице священников не обязательны.

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. lazy placeholder. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-lazy placeholder. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка lazy placeholder. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Кальвин полагал, что верующие имеют «мирское предназначение» – трудиться и накапливать богатства. Чем успешнее человек в делах, тем больше шансов на то, что он является избранным. Однако богатство нужно не для того, чтобы жить в роскоши и получать от жизни удовольствие – его следует использовать для получения еще большего богатства. Кальвин отрицал пышные богослужения, праздники, бытовую роскошь – все, что могло вызвать «непроизводственные» траты.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. lazy placeholder. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-lazy placeholder. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка lazy placeholder. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Женева при Кальвине стала фактически теократическим государством. Уполномоченные пресвитеров следили за горожанами и наказывали их за ношение украшений и нарядной одежды, за танцы и игру на музыкальных инструментах. Несогласных с новым учением жестоко преследовали, вплоть до сожжения на костре. За авторитарность и фанатизм Кальвина прозвали «женевским папой».

Однако кальвинизм удовлетворял тех представителей городской буржуазии, которые не желали оплачивать «излишки» в виде удобств и роскоши, а стремились лишь к максимальному расширению своего дела. Многих привлекало и то, что для кальвинистов не имело значение происхождение человека – они могли уважать незнатного более, чем родовитого. Поэтому кальвинизм стал довольно быстро распространяться по Европе.

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Контрреформация и религиозные конфликты в Европе

Католичество не собиралось просто так делиться своим влиянием с протестантами – это относится и к церковному руководству, и к монашеству, и к верующим мирянам. Кампания противодействия католиков распространению Реформации известна под названием Контрреформации.

Первым ее актом считается официальное отлучение папой Львом Х от церкви Лютера (1520 год). О завершении кампании говорить не приходится, хотя основной накал борьбы спал уже в конце XVI века.

В первые годы Реформации католическое руководство относилось к ней, как к очередной ереси – с уверенностью, что это учение можно будет быстро подавить силой и уговорами. Однако все же церковь отреагировала ограниченной критикой некоторых проступков своих служителей (в том числе пап) в далеком прошлом, а также созданием новых монашеских орденов. Они должны были послужить символами обновления церкви и укрепить ее авторитет.

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. lazy placeholder. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-lazy placeholder. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка lazy placeholder. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Важнейшим событием стало основание в 1534 году Игнатием Лойолой ордена иезуитов (устав утвержден в 1540 году). Своей целью иезуиты провозглашали поддержку папства и католичества – любым путем и любыми способами. Они не имели монастырей и иногда даже вели мирской образ жизни, скрывая свою принадлежность к ордену и монашеству вообще. Иезуиты часто бывали замешаны в политические интриги; их догмат о «тираноубийстве» (то есть допустимости физического уничтожения правителей, признанных враждебными католицизму) сделал их организаторами убийств королей Франции Генриха III и Генриха IV.

В 1542 году появилась папская булла, расширяющая полномочия римского инквизиционного трибунала. После этого в католических странах усилились преследования протестантов, а в Италии было казнено несколько скептически настроенных ученых (самый известный пример – Дж. Бруно).

С 1545 по 1562 год (со значительными перерывами) заседал Тридентский церковный собор. Он был призван разработать меры по реформированию церкви. Собор отменил торговлю индульгенциями, ограничил возможности продажи церковных должностей и получения доходов с них. Однако и речи не шло о пересмотре основных католических догматов и об ограничении роли папского престола. Впрочем, набравшие силу светские правители (в том числе католики) уже не позволили папству восстановить свою светскую власть.

Согласно решениям собора, все должностные лица и университетские преподаватели в католических странах должны были давать присягу на верность католической доктрине. Уже в 1559 году появился «Индекс запрещенных книг» – их публикация и обладание ими считались преступными (в списки попали сочинения Эразма Роттердамского, Коперника, Макиавелли и многих других выдающихся мыслителей).

Кроме собственно церковных мероприятий, Контрреформация проявилась в открытых вооруженных конфликтах в Европе. Борьба католической Испании с реформаторскими движениями в Нидерландах стала толчком к Нидерландской буржуазной революции. Францию во второй половине XVI века раздирали религиозные войны между католиками и кальвинистами-гугенотами. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже состоялась массовая резня протестантов, стала символом силового противостояния религий.

Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. lazy placeholder. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство фото. Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство-lazy placeholder. картинка Что возникает в швейцарии кальвинизм или лютеранство. картинка lazy placeholder. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История Нового времени». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Религиозный фактор имел значение и в межгосударственных войнах – Тридцатилетней войне и войне Англии с Испанией, завершившейся разгромом Непобедимой армады. Нетерпимость ко всем верованиям, кроме католичества, в Речи Посполитой, стала одним из поводов для начала войны под предводительством Б. Хмельницкого на Украине – в это конфликт было втянуто Крымское ханство и Московское царство.

Итоги Контрреформации

В результате длительного противостояния католиков и протестантов в Европе сложилось региональное распределение религий. В ряде стран (Испания, Италия, Франция, южногерманские княжества, Речь Посполита) сохранились позиции католичества. Северная Европа, Швейцария, Северная Германия, Англия стали протестантскими государствами.

После периода религиозных войн отношения католиков с протестантами стали несколько спокойнее, хотя взаимная напряженность сохранялась довольно долго. Католики в протестантских странах и протестанты в католических подвергались ограничениям и преследованиям.

Зародившийся в Швейцарии кальвинизм стал одним из самых популярных протестантских учений. Его популярность вскоре догнала и даже превзошла популярность лютеранства и англиканства.

Орден иезуитов из-за своих методов вскоре был признан нежелательным во многих государствах и изгнан. Однако орден существует и сегодня. Кроме политических интриг, он известен организацией школ, где давали качественное образование и весьма специфическое, жестокое воспитание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *