Что возникает и существует только в процессе общения людей определение
Общение и коммуникация – что это и отличия
Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.
Определение понятий
Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.
Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.
Сравнение
Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.
Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.
Выводы
Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.
Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.
Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.
Что возникает и существует только в процессе общения людей определение
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм_________(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем__________(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей__________(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное____________(Д).
Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения___________(Е), миром культуры».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) способность | 2) биосоциальное | 3) поведение |
4) индивид | 5) потребность | 6) язык |
7) наследственность | 8) общение | 9) эмоциональное |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 271836 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Общение — это важно и по сегодняшний день
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.
Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.
Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.
Общение — это.
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Функции общения
Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:
В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:
Или более краткое и обобщённое разделение:
Формы общения
Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.
Но есть более типичные и встречаемые варианты:
На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
Искусство коммуникации
Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.
Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).
Чуткость
Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.
Наблюдательность
Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.
Память
Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.
Широкий кругозор
Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.
В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.
Постоянная тренировка
Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.
Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.
» alt=»»>
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.
Даже после мимолетного обмена предложениями со случайными людьми мы часто чувствует эйфорию, или, наоборот, опустошение. Потому, «Контакт масок» — это не лицемерие, а, скорее, защитный механизм, позволяющий тратить меньше психической энергии.
Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.
Дайте определение понятию “общение”. Перечислите функции общения
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения. Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.
Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения:
1. Информационно-коммуникативная функция.
2. Регуляционно-коммуникативная функция.
3. Аффективно-коммуникативная функция.
Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.
Перечень этих функций можно расширить.
Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.
Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:
● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);
● потребность в привязанностях;
● в значимости или самоутверждении;
● в социальных ориентирах и объекте подражания;
● в самосознании, в самооценке.
Основные социальные потребности человека. Значение общения для личности.
Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.
Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.
1) Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ»: выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.
2) Потребность «ДЛЯ СЕБЯ» : самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью.
3) Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ»: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Ее особенность в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.
Значение общения. Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Этапы общения.
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или спросить информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение.
2. Ориентировка в целях общения (в своих целях и целях собеседника), во внешней ситуации общения.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться (решает как говорить, как себя вести).
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установленной обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Виды общения.
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
• Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
• Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
• Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
• Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
• Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
• Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
• Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
• Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
• Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
• Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
• Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
Структура общения
Структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Также огромную роль имеет фактором привлекательности.
Структура общения как совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения: 1)субъекты; 2)средства; 3)потребности, мотивация и цели; 4)способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; 5)результаты.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2280 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что возникает и существует только в процессе общения людей определение
Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой. через свою практическую деятельность, общение».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.